Даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого,

2022-10-28 28
Даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧАСТЬ 2

Первая же - воля Божия и всеспасительная в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного,

неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего. Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого

недоставало у юродивых дев. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о

необходимом, плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без Которого и

спасения никому нет и быть не может, ибо: Святым Духом всяка душа живится и

чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне.

Сам Дух Святой вселяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Троического Единства и

Даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого,

Которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божиему

Всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову

Божиему: Вселюся в них и похожу, и буду им в Бога, и тии будут в людие Мои.

Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и

продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли

дождаться и Жениха, пришедшего во полунощи, в войти с Ним в чертог радости.

Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище,

да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были

затворены.

Торжище - жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не

допустившие к Жениху, - смерть человеческая; девы мудрые и юродивые - души христианские; елей (масло) - не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятого Духа Божия, претворяющая оное от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную; от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, - в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших. Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: Се стою при дверях и толку!..- разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью.

О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были

в Духе Божием! В чем застану, в том и сужу, - говорит Господь. Горе, великое

горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими,

ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет! Вот почему

сказано: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть,-то есть да не лишитеся

Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его.

Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно.

А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность - и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику.

Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила Господу: "Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!.."-и воскресил его Господь. Так-то, ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять.

Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь Бог бдящими, в полноте даров

Духа Его Святого! Тогда мы можем благодерзновенно надеяться быть

восхищенными на облацех во сретение Господа на воздусе, Грядущего со славою и силою многою судити живым и мертвым и воздати коемуждо по делом его.

Вот, ваше Боголюбие, за великое счастье считать изволите с убогим

Серафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодати

Господней, - то что речем о Самом Господе, Источнике приснонеоскудевающем

веяния благостыни и небесныя и земныя?! А ведь молитвою мы с Ним Самим

Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим, беседовать удостоиваемся.

Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на

нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он

посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда

Ему: Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякая скверны, и спаси, Блаже,

души наша,-когда уже пришел Он к нам, во еже спасти нас, уповающих на Него и

призывающих Имя Его святое во истине, т.е. с тем, чтобы смиренно и с любовью

сретить Его, Утешители, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждущих Его

пришествия.

Я вашему Боголюбию поясню это примером: вот хоть бы вы меня в

гости к себе позвали, и я бы по зову вашему пришел к вам и хотел бы

побеседовать с вами. А вы бы все-таки стали меня приглашать: милости-де

просим, пожалуйте, дескать, ко мне! То я поневоле должен был бы сказать: что

это он? из ума, что ли выступил? Я пришел к нему, а он все-таки меня зовет!-Так-

то и до Господа Бога Духа Святого относится. Потому-то и сказано:

Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог, вознесуся во языцех, вонесуся на

земли, то есть явлюся и буду являться всякому верующему в Меня и

призывающему Меня и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с Адамом в раю, с Авраамом и Иаковом и с другими рабами Моими, с Моисеем, Иовом и им подобными.

Многие толкуют, что это упразднение относится только до дел

мирских, т.е. что при молитвенной беседе с Богом надобно упраздниться от

мирских дел. Но я вам по Бозе скажу, что хотя и от них при молитве необходимо

упраздниться, но когда, при всемогущей силе веры и молитвы, соизволит

Господь Бог Дух Святый посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной

Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться. Молвит душа и в молве

находится, когда молитву творит; а при нашествии Духа Святого надлежит быть

в полном безмолвии, слышать явственно и вразумительно все глаголы живота

вечного, которые Он тогда возвестить соизволит.

Надлежит притом быть в полном трезвении и души, и духа и в целомудренной чистоте плоти. Так было при горе Хориве, когда израильтянам было сказано, чтобы они до явления Божиего на Синае за три дня не прикасались бы и к женам, ибо Бог наш есть огнь поядаяй все нечистое, и в общение с Ним не может войти никтоже от скверны плоти и духа.

-Ну, а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради

Христа, для стяжания благодати Духа Святого? Ведь вы мне о молитве только

говорить изволите?

-Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради

Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных, и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.

Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов.

Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который

нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит: Непрестанно молитеся, - но да ведь, как помните, и прибавляет: Хочу лучше пять словес рещи умом, нежели тысящи языком. И Господь говорит: Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, спасется, но творяй волю Отца Моего, -то есть делающий

дело Божие, и притом с благоговением, ибо проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением.

А дело Божие есть: Да веруете в Бога и Егоже послал есть Иисуса Христа. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к

цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них

большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.

Так желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы и вы сами стяжали этот

приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет; и если-в Духе Божием, то благословен Бог! - не о чем горевать: хоть сейчас-на Страшный Суд Христов! Ибо в чем застану, в том и сужду. Если же-нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святый изволил оставить нас, и снова искать и

доискиваться Его, и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух

Святый не сыщется и не будет снова с нами Своею благодатию. На отгоняющих

же нас от Него врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возметется,

как сказал пророк Давид: Пожену враги моя и постигну я, и не возвращусь,

дондеже скончаются, оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама

моима.

Так-то, батюшка. Так и извольте торговать духовно добродетелью.

Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим по примеру свещи

возженной, которая и сама светит, горя земным огнем, и другие свещи, не умаляя своего собственного огня, зажигает во светение всем в других местах. И если это так в отношении огня земного, то что скажем об огне благодати Всесвятого Духа Божия?!

Ибо, например, богатство земное, при раздавании его, оскудевает,

богатство же небесное Божией благодати, чем более раздается, тем более

приумножается у того, кто его раздает. Так и Сам Господь изволил сказать

Самаряныне: Пияй от воды сей возжаждет вновь, а пияй от воды, юже Аз ему

дам, не возжаждет во веки, но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник

приснотекущий в живот вечный.

-Батюшка, - сказал я, - вот вы все изволите говорить о стяжании благодати

Духа Святого, как о цели христианской жизни; но как же и где я могу ее видеть?

Добрые дела видны, а разве Дух Святый может быть виден? Как же я буду знать,

со мной Он или нет?

-Мы в настоящее время, - так отвечал старец, - по нашей почти всеобщей

холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по

невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и

общения человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе

удалились от истинно христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорит:

И виде Адам Господа, ходящего в раи, или когда читаем у апостола Павла:

идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух

Божий иде с нами. Неоднократно и в других местах Священного Писания

говорится о явлении Бога человекам.

Вот некоторые и говорят, "эти места непонятны: неужели люди так очевидно

могли видеть Бога?" А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание

оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось

странным.

Так Иов, когда друзья его укоряли в том, что он хулит Бога, отвечал

им: "Как это может быть, когда я чувствую дыхание Вседержителево в ноздрех

моих?" То есть как-де я могу хулить Бога, когда Дух Святый со мной пребывает?

Если бы я хулил Бога, то Дух Святый отступил бы от меня, а вот я и дыхание Его

ощущаю в ноздрех моих. Таким точно образом говорится и про Авраама и про

Иакова, что они видели Господа и беседовали с Ним, а Иаков даже и боролся с

Ним. Моисей видел Бога и весь народ с ним, когда он сподобился приять от Бога

скрижали закона на горе Синае. Столб облачный и огненный, или, что то же,-

явная благодать Духа Святого, служили путеводителями народу Божию в

пустыне. Бога и благодать Духа Его Святого люди не во сне видели, и не в

мечтании, и не в исступлении воображения расстроенного, а истинно въяве.

Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и

выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том

смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не

допускаем ей, по гордости ума нашего, вселиться в души наши и потому не

имеем истиного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем

сердцем алчущих и жаждущих правды Божией.

Вот, например, многие толкуют, что, когда в Библии говорится: Вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной,-что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святый апостол Павел утверждает: Да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим, живущим на земле, одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим.

Действием. Все покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И все любовалось на него, как на всесовершенный венец творений Божиих. От, этого-то дыхания жизни, вдохнутого в лице Адамово из

Всетворческих Уст Всетворца и Вседержителя Бога, Адам до того преумудрился, что не было никогда от века, нет, да и едва ли будет когда-нибудь на земле человек премудрее и многознательнее его. Когда Господь повелел ему нарещи имена всякой твари, то каждой твари он дал на языке такие названия, которые знаменуют вполне все качества, всю силу и все свойства твари, которые она имеет по дару Божиему, дарованному ей при ее сотворении. Вот по этому-то дару Божественной благодати, ниспосланному ему от дыхания жизни, Адам мог видеть и разуметь и Господа, ходящего в рай, и постигать глаголы Его, и беседы святых Ангелов, и язык всех тварей и птиц, и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто и что для Адама до его падения было так ясно.

Такую же премудрость, и силу, и всемогущество, и все прочие благие и святые качества Господь Бог даровал и Еве, сотворив ее не от персти земной, а от ребра Адамова в Едеме сладости, в рай, насажденном Им посреди земли. Для того, чтобы они могли удобно и всегда поддерживать в себе

бессмертные, Богоблагодатные и всесовершенные свойства сего дыхания жизни, Бог посадил посреди рая древо жизни, в плодах которого заключил всю сущность и полноту даров этого Божественного Своего дыхания.

Если бы не согрешили, то Адам и Ева сами и все их потомство могли бы всегда, пользуясь вкушением от плода древа жизни, поддерживать в себе вечно животворящую силу благодати Божией и бессмертную, вечно юную полноту сил плоти, души и духа и непрестанную нестареемость бесконечно бессмертного всеблаженного своего состояния, даже и воображению нашему в настоящее время неудобопонятного.

Когда же вкушением от древа познания добра и зла - преждевременно и

противно заповеди Божией-узнали различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого бесценного дара благодати Духа Божия, так что до самого пришествия в мир Богочеловека Иисуса Христа Дух Божий не убо бе в мире, яко Иисус не убо бе прославлен. Однако это не значит, чтобы Духа Божиего вовсе не было в мире, но Его пребывание не было таким полномерным, как в Адаме или в нас, православных христианах, а проявлялось только отвне, и признаки Его пребывания в мире были известны роду человеческому. Так, например, Адаму после падения, а равно и Еве вместе с ним, были открыты многие тайны, относившиеся до будущего спасения рода человеческого. И Каину, несмотря на нечестие его и его преступление, удобопонятен был глас благодатного Божественного, хотя и обличительного, собеседования с ним. Ной беседовал с Богом. Авраам виде Бога и день Его и возрадовался. Благодать Святого Духа, действовавшая отвне, отражалась и во всех ветхозаветных пророках и святых Израиля.

У евреев потом заведены были особые пророческие училища, где учили распознавать признаки явления Божиего или Ангелов и отличать действия Духа Святого от обыкновенных явлений, случающихся в природе неблагодатной земной жизни. Симеону Богоприимцу, Богоотцам Иоакиму и Анне и многим

бесчисленным рабам Божиим бывали постоянные, разнообразные въяве

Божественные явления, гласы, откровения, оправдывавшиеся очевидными

чудесными событиями.

Не с такою силой, как в народе Божием, но проявление Духа Божиего

действовало и в язычниках, не ведавших Бога Истинного, потому что и из их

среды Бог находил избранных Себе людей. Таковы, например, были

девственницы пророчицы, сивиллы, которые обрекали свое девство хотя для Бога Неведомого, но все же для Бога, Творца вселенной и Вседержителя, и

Мироправителя, каковым Его и язычники сознавали. Также и философы

языческие, которые хотя и во тьме неведения Божественного блуждали, но, ища

истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому этому Боголюбезному ее

исканию не непричастными Духу Божиему, ибо сказано: Языки, неведущие Бога

естеством законная творят и угодная Богу соделывают. А истину так ублажает

Господь, что Сам про нее Духом Святым возвещает: Истина от земли возсия, и

правда с небесе приниче.

Так вот, ваше Боголюбие, и в еврейском священном, Богу любезном народе,

и в язычниках, неведущих Бога, а все-таки сохранялось ведение Божие, то есть,

батюшка, ясное и разумное понимание того, как Господь Бог Дух Святый

действует в человеке и как именно и по каким наружным и внутренним

ощущениям можно удостовериться, что это действует Господь Бог Дух Святый, а

не прелесть вражеская. Таким-то образом все это было от падения Адама до

пришествия Господа нашего Иисуса Христа во плоти в мир.

Без этого, ваше Боголюбие, всегда сохранявшегося в роде человеческом

ощутительно о действиях Духа Святого понимания, не было бы людям нипочем

возможности узнать в точности-пришел ли в мир обетованный Адаму и Еве плод

семени жены, имеющий стереть главу змиеву.

Но вот Симеон Богоприимец, сохраненный Духом Святым после

предвозвещения ему на 65 году его жизни тайны приснодевственного от

Пречистыя Приснодевы Марии Его зачатия и рождения, проживши по благодати

Всесвятого Духа Божиего 300 лет, потом на 365 году жизни своей сказал ясно в

храме Господнем, что ощутительно узнал по дару Духа Святого, что это и есть

Он Самый, Тот Христос, Спаситель мира, о вышеестественном зачатии и

рождении Коего от Духа Святого ему было предвозвещено триста лет тому назад от Ангела.

Вот и святая Анна пророчица, дочь Фануилова, служившая восемьдесят лет

от вдовства своего Господу Богу в храме Божием и известная по особенным

дарам благодати Божией за вдовицу праведную, чистую рабу Божию, возвестила, что это действительно Он и есть обетованный миру Мессия, истинный Христос, Бог и человек Царь Израилев, пришедший спасти Адама и род человеческий.

Когда же Он, Господь наш Иисус Христос, изволил совершить все дело

спасения, то по воскресении Своем дунул на апостолов, возобновив дыхание

жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую Адамовскую благодать

Всесвятого Духа Божиего. Но мало сего-ведь говорил же Он им: Уне есть им, да

Он идет ко Отцу; аще же бо не идет Он, то Дух Божий не приидет в мир; аще

же идет Он, Христос, ко Отцу, то послет Его в мир, и Он, Утешитель,

наставит их и всех последующих их учению на всякую истину и воспомянет им

вся, яже Он глаголал им еще сущи в мире с ними. Это уже обещана была Им

благодать-возблагодать.

И вот в день Пятидесятницы торжественно ниспослал Он им Духа Святого в дыхании бурне, в виде огненных языков, на коемждо из них седших, и вошедших в них, и наполнивших их силою огнеобразной Божественной благодати, росоносно дышащей и радостотворно действующей в душах причащающихся Ее силе и действиям. И вот эту-то самую огнедохновенную благодать Духа Святого, когда она подается нам всем верным Христовым в таинстве святого крещения, священно запечатлевают миропомазанием в главнейших, указанных святою Церковию, местах нашей плоти, как вековечной хранительницы этой благодати.

Говорится: Печать Дара Духа Святого. А на что, батюшка, ваше Боголюбие, кладем мы, убогие, печати свои, как не на сосуды, хранящие какую-нибудь высокоценимую нами драгоценность? Что же может быть выше всего на свете и что драгоценнее даров Духа Святого, ниспосылаемых нам свыше в таинстве крещения, ибо крещенская эта благодать столь велика и столь необходима, столь живоносна для человека,что даже и от человека-еретика не отъемлется до самой его смерти, т.е. до срока, обозначенного свыше по Промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле - на что-де он будет годен и что-де он в этот Богом дарованный ему срок при посредстве свыше дарованной ему силы благодати сможет совершить? И если бы мы не грешили никогда после крещения нашего, то во веки пребыли бы святыми, непорочными и изъятыми от всякия скверны плоти и духа угодниками Божиими.

Но вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в

благодати и в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Христос Иисус,

а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах грешными и многогрешными людьми.

Но когда кто, будучи возбужден ищущею нашего спасения премудростью Божиею, обходящею всяческая, решится ради нее на утренневание

к Богу и бдение ради обретения вечного своего спасения, тогда тот, послушный

гласу ее, должен прибегнуть к истинному во всех грехах своих покаянию и к

сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через

добродетели Христа ради к приобретению Духа Святого, внутрь нас

действующего и внутрь нас Царствие Божие устраивающего.

Слово Божие недаром говорит: Внутрь вас есть Царствие Божие и нуждно

есть оно, и нуждницы е восхищают. То есть те люди, которые, несмотря и на узы

греховные, связавшие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи прийти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием на истязание с Ним, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся

расторгнутъ узы их, такие люди являются потом действительно перед лице

Божие паче снега убеленными Его благодатию.

Приидите, - говорит Господь, - и аще грехи ваши будут, яко багряное, то яко снег убелю их. Так некогда святый тайновидец Иоанн Богослов видел таких людей во одеждах белых, то есть одеждах оправдания, и финицы в руках их, как знамение победы, и пели они Богу дивную песнь - Аллилуиа. Красоте пения их никтоже подражати можаше.

Про них Ангел Божий сказал: Сии суть, иже приидоша от скорби великая, иже испраша ризы своя и убелиша ризы своя в Крови Агнчей,-испраша страданиями и убелиша их в причащении Пречистых и Животворящих Тайн Плоти и Крови Агнца Непорочна и Пречиста Христа, прежде всех век закланного Его

собственною волею за спасение мира, присно и доныне закалаемого и

раздробляемого, но николиже иждиваемого, подающего же нам в вечное и

неоскудеваемое спасение наше напутие живота вечного во ответ благоприятен на Страшном Судищи Его и замену дражайшую и всяк ум превосходящую того

плода древа жизни, которого хотел было лишить наш род человеческий враг

человеков, спадший с небесе Денница. Хотя враг диавол и обольстил Еву, и с

него пал и Адам, но Господь не только даровал им Искупителя в плоде Семени

Жены, смертию смерть поправшего, но и дал всем нам в Жене, Приснодеве

Богородице Марии, стершей в Самой Себе и стирающей во всем роде

человеческом главу змиеву, неотступную Ходатаицу к Сыну Своему и Богу

нашему, непостыдную, и непреоборимую Предстательницу даже за самых

отчаянных грешников. По этому самому Божия Матерь и называется Язвою бесов, ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери.

 

- Еще, ваше Боголюбие, должен я, убогий Серафим, объяснить, в чем состоит

различие между действиями Духа Святого, священнотайне вселяющегося в

сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и

действиями тьмы греховной, по наущению и разжению бесовскому воровски в

нас действующей.

Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса

Христа и действует едино с Ним, всегда торжественно, радосотворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен, а дух лестчий, бесовский, противно

Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены

похоти плотской, похоти очес и гордости житейской.

"Аминь, аминь, глаголю вам, всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки": имеющий благодать Святого Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет во веки, но будет воскрешен благодатию Господа нашего Иисуса Христа, вземлющего грехи мира и туне дарующего благодать-возблагодать. Про эту-то благодать, явленную всему миру и роду нашему человеческому в Богочеловеке, и сказано в Евангелии:

В Том живот бе и живот бе свет человеком,-и прибавлено: И свет во тьме

светится, и тьма Его не объят. Это значит, что благодать Духа Святого,

даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на

грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки

светится в сердце искони бывшим Божественным светом бесценных заслуг

Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника, глаголет ко Отцу:

"Авва Отче! не до конца прогневайся на нераскаянность эту!" А потом, при

обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы

содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как о цели жизни христианской, я и говорю столько времени вашему Боголюбию.

Еще скажу вам, чтобы вы еще яснее поняли, что разуметь под благодатию

Божиею, и как распознать ее, и в чем особливо проявляется ее действие в людях, ею просвещенных. Благодать Духа Святого есть свет, просвещающий человека.

Об этом говорит все Священное Писание. Так, Богоотец Давид сказал:

Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим, и аще не закон Твой

научение мне был, тогда убо погибл бых во смирении моем. То есть-благодать

Духа Святого, выражающаяся в законе словами заповедей Господних, есть

светильник и свет мой, и если бы не эта благодать Духа Святого, которую я так

тщательно и усердно стяжеваю, что седмижды на день поучаюсь о судьбах

правды Твоей, просвещала меня во тьме забот, сопряженных с великим званием моего царского сана, то откуда бы я взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни, темной от недоброжелательства недругов моих? И на самом деле Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого на тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него-так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его. Он даже принужден был являться народу не иначе, как под покрывалом. Вспомните Преображение Господне на горе Фаворе.

Великий свет объял Его, и быша ризы Его, блещущия яко снег, и ученицы Его от

страха падоша ниц. Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то,

чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеплявшей глаза

учеников, облак, сказано, осени их. И таким-то образом благодать Всесвятого

Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет

действие ее.

- Каким же образом, - спросил я батюшку О.Серафима, - узнать мне, что я

нахожусь в благодати Духа Святого?

- Это, ваше Боголюбие, очень просто!-отвечал он мне,-поэтому-то и Господь

говорит: Вся проста суть обретающим разум... Да беда-то вся наша в том, что

сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит, ибо не от

мира сего есть. Разум этот, исполненный любовью к Богу и ближнему, созидает

всякого человека во спасение Ему. Про этот разум Господь сказал: Бог хощет

всем спастися и в разум истины прийти. Апостолам же Своим про недостаток

этого разума Он сказал: Ни ли неразумливи есте и не чли ли Писания, и притчи,

сия не разумеете ли?.. Опять же про этот разум в Евангелии говорится про

апостолов, что отверз им тогда Господь разум разумети Писания. Находясь в

этом разуме, и апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них или нет,

и, проникнутые Им и видя сопребывание с ними Духа Божия, утвердительно

говорили, что дело их свято и вполне угодно Господу Богу, Этим и объясняется,

почему они в посланиях своих писали: Изволися Духу Святому и нам,-и только

на этих основаниях и предлагали свои послания, как истину непреложную, на

пользу всем верным-так св.апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие

Духа Божиего... Так вот, ваше Боголюбие, видите ли, как это просто?

Я отвечал:

- Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в

Духе Божием. Как мне самому в себе распознавать истинное Его явление?

Батюшка о.Серафим отвечал:

- Я уже, ваше Боголюбие, сказал вам, что это очень просто, и подробно

рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его

явление в нас... Что же вам, батюшка, надобно?

- Надобно, - сказал я, - чтобы я понял это хорошенько!..

------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЧАСТЬ 2

Первая же - воля Божия и всеспасительная в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного,

неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего. Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого

недоставало у юродивых дев. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о

необходимом, плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без Которого и

спасения никому нет и быть не может, ибо: Святым Духом всяка душа живится и

чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне.

Сам Дух Святой вселяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Троического Единства и

даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого,


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.187 с.