Отношения со странами Запада — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Отношения со странами Запада

2022-10-28 19
Отношения со странами Запада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отношения с Россией

 

Для Армении жизненно важное значение имеют сохранение и дальнейшее укрепление сотрудничества с Россией. По-видимому, правы те наблюдатели, по мнению которых Армения просто обречена быть вечным союзником России. И действительно, в сложившихся ныне геополитических условиях Россия практически единственная страна, способная оказать ей значимую экономическую помощь, военно-политическую и военно-техническую поддержку. Необходимо отметить, что в отличие от двух других закавказских республик, в силу тех или иных причин проявлявших стремление к дистанцированию от России, на протяжении всего периода после обретения Арменией независимости не было спада в армяно-российских отношениях. Это обстоятельство приобретает особую значимость в контексте все более отчетливо проявляющихся тенденций к усилению американского, а в более широком плане — западного присутствия в Закавказье при одновременной переориентации стран Запада на форсированное развитие связей с Азербайджаном и расширение возможностей наращивания военного потенциала Баку. Западные страны постепенно отходят от проармянской позиции в вопросах урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.

Особенно успешно развивается российско-армянское сотрудничество в военно-технической сфере. Военно-политический союз с Россией является составной частью концепции национальной безопасности страны. Основой такого союза является Договор о российской военной базе на территории Армении и охране внешних границ страны российскими пограничниками, подписанный в марте 1995 года и ратифицированный законодательными собраниями обеих стран. Договор рассчитан на 25 лет и предусматривает возможность дальнейшей пролонгации.

В августе 1997 года в ходе визита в Москву президента Армении Л. Тер-Петросяна был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который является юридической основой для дальнейшего развития стратегического партнерства между Ереваном и Москвой и свидетельствует о том, что главным гарантом Армении была и остается Россия. Показательно, что в настоящее время армянская армия полностью оснащена российским оружием. Как считают некоторые руководители Армении, Россия должна взять на себя задачу дальнейшего вооружения и подготовки кадров армянской армии. В этом контексте обращает на себя внимание отсутствие в Армении явных антироссийских настроений. Более того, в стране пользуются популярностью установки на присоединение Армении к российско-белорусскому союзу.

Степень крепости уз стратегического союзничества между Россией и Арменией во многом производна от характера политики Турции и Азербайджана в отношении Еревана. Военно-стратегическое партнерство с Россией позволяет Армении уравновесить военный потенциал Азербайджана, который, по некоторым данным, в два раза превышает потенциал Армении. Россия опирается на Армению для обеспечения своих стратегических интересов в Закавказье. Именно военное присутствие в Армении обеспечивает доминирование России в данном регионе.

Имея тесные многосторонние связи с Россией и странами Запада, обладая достаточно организованной и боеспособной армией, Армения способна играть определенную роль в обеспечении геополитической стабильности в регионе. Российско-армянское стратегическое сотрудничество сдерживает нежелательные для безопасности региона действия других стран, проявляющих искушение решать свои проблемы на путях поиска союзников вне региона или формирования региональных блоков в обход Армении.

Но тем не менее было бы не совсем корректно говорить об отсутствии противоречий, разногласии и спорных узлов в российско-армянских отношениях. Одним из таких узлов является подход к урегулированию карабахского конфликта. Решение любой значимой проблемы так или иначе связано с нерешенностью карабахского конфликта. Подписание 12 мая 1994 г. командующим армией обороны Нагорного Карабаха и министрами обороны Азербайджана и Армении при посредничестве России Соглашения о прекращении огня дало возможность начать переговоры между тремя сторонами (опять же при посредничестве России) о прекращении вооруженного конфликта. Большое значение имело принятое в декабре 1994 года Будапештским саммитом ОБСЕ решение об основании института сопредседательства на мирном процессе.

Камнем преткновения в переговорном процессе стали два ключевых взаимосвязанных вопроса: статус и безопасность Нагорного Карабаха, а также вывод армянских вооруженных контингентов с занятых ими азербайджанских территорий. Одновременно предпринимались усилия по созданию нового дополнительного инструмента переговоров между конфликтующими сторонами без посредников. В итоге в декабре 1995 года Совет Министров ОБСЕ принял соответствующее решение по данному вопросу. Советники президентов Армении и Азербайджана начали регулярные встречи по проведению переговоров по конкретным вопросам. Однако эти переговоры с самого начала шли туго и время от времени прерывались.

В отличие от Азербайджана и Грузии, Армения придерживается линии на предоставление российским войскам военных баз, рассматривая их как средство сдерживания Азербайджана и особенно Турции. 21 октября 1994 г. Б. Ельцин и Л. Тер-Петросян подписали Договор о военных базах в Гюмри и Ереване. С декабря 1998 года на ереванском военном аэродроме базируется звено из пяти российских истребителей-перехватчиков Миг-29. С февраля 1999 года к нему присоединились еще два таких звена. В результате российская воздушная группировка составляет эскадрилью из 15 Мигов, которые призваны нести в Армении круглосуточное боевое дежурство. С весны 1999 года на 102-й военной базе России в Гюмри размещен дивизион зенитно-ракетного комплекса ПВО сухопутных войск С-300В — самых мощных в мире зенитных ракет, способных сбивать не только самолеты и вертолеты, но и нестратегические баллистические оперативно-тактические, а также крылатые ракеты на дальности до 200 км и на высоте до 30 км. В русло этой внешнеполитической линии вписывается и передача Россией Армении вооружений на сумму 1 млрд. долл., вызвавшая крупный скандал и серьезно осложнившая российско-азербайджанские отношения. Естественно, поставки вооружений из России в Армению и расширение военного сотрудничества между этими двумя странами вызвали обеспокоенность, недовольство и негативную реакцию со стороны Азербайджана, руководство которого резко отрицательно относится к тесному российско-армянскому сотрудничеству в военной области. Весной 1997 года предметом международного скандала стали обнародованные бывшим министром по сотрудничеству со странами СНГ А. Тулеевым данные о негласных поставках российского оружия в Армению, вызвавшие резкий протест азербайджанской стороны. Расширение российских поставок вооружений в Армению Баку воспринимает как "угрозу Закавказскому региону". МИД Азербайджана выступил со специальным заявлением, в котором прозвучало предупреждение о том, что этот факт может вынудить руководство республики принять "адекватные меры по надежному обеспечению безопасности страны, защите ее независимости и суверенитета". А высшие чиновники Министерства обороны России, в свою очередь, отвергают любые рассуждения и намеки на "военную угрозу России Закавказью", утверждая, что в данном случае речь идет всего лишь о замене устаревших типов авиационной техники и выработавших свой ресурс комплексов ПВО на более современные.

В действительности же усиление военного присутствия России в Армении, по-видимому, призвано как-то уравновесить военный потенциал США и НАТО, размещенный в Турции. Известно, что на турецкой военной базе Инджирлик в настоящее время размещены почти 50 американских и английских штурмовиков с крылатыми ракетами на борту, в том числе 15 Р-16, 22 Г-15, 6 "торнадо" и 8 "миражей". Ежедневно они совершают облеты "северной запретной зоны" над Ираком, ведут воздушную разведку у границ Грузии и Армении. Российский "воздушный зонтик над Арменией" тем более необходим, если учесть, что у последней нет собственных зенитно-ракетных комплексов, способных сбивать чужие самолеты-нарушители.

О серьезности намерений России в этом вопросе свидетельствует то, что, согласно двустороннему российско-армянскому Договору 1992 года (правда, не ратифицированному Верховным Советом России), Россия брала на себя обязательства по защите Армении от внешней угрозы (подразумевалось — турецкой). Определенное значение в рассматриваемом контексте имел Ташкентский договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанный, среди прочих стран СНГ, также Россией, Арменией и Азербайджаном. По этому Договору нападение на какую-либо из стран-участниц рассматривалось как угроза безопасности всех стран.

С приходом к власти в Азербайджане в 1992 году Народного фронта во главе с А. Эльчибеем в связи с кризисом в Нахичевани Турция выступила с угрозами в адрес Армении. В середине мая 1992 года государственный секретарь России Г. Бурбулис и министр обороны П. Грачев совершили визит в Ереван с целью обсудить с армянским руководством конкретные пути воплощения в жизнь Договора о коллективной безопасности. Тем самым Москва давала понять всем вовлеченным сторонам, что Россия не оставит Армению в одиночестве. Более того, бывший главнокомандующий Объединенными вооруженными силами СНГ маршал Шапошников предупреждал, что если Турция совершит военное вмешательство в армяно-азербайджанский конфликт, то может вспыхнуть "третья мировая война". Необходимо отметить, что одновременно США сделали соответствующее предупреждение Турции, а российское руководство предостерегло Армению от необдуманных шагов в отношении Нахичевани.

Под давлением обстоятельств вокруг Азербайджана у России возникают новые проблемы в отношениях с Арменией. Ценность Армении как важного стратегического союзника России на ее южных рубежах состоит в том, что страна расположена вблизи основных направлений транспортировки нефти и газа, а также других транспортных артерий. В принципе для Армении, находящейся сегодня в орбите российского влияния, не чужда ориентация на Запад. Но в силу обстоятельств она вынуждена играть роль проводника политики России в регионе. Тем не менее Россия не может пойти на принятие предлагаемой некоторыми армянскими политиками позиции жесткого и недвусмысленного выбора в пользу Армении в ее тяжбе с Азербайджаном по карабахскому вопросу, поскольку это еще сильнее подтолкнуло бы Баку в объятия Турции и США. По мнению ряда аналитиков, для армянской дипломатии наступают достаточно сложные времена. Дело в том, что если раньше Еревану и Степанакерту удавалось вести собственную игру благодаря существующим между посредниками противоречиям, то ныне такая возможность уменьшается. "Вторая чеченская кампания, — писал А. Ханбабян в 1999 году, — привела к ситуации, когда надеяться на снисходительность России в вопросе о праве наций на самоопределение уже не приходится. Кроме того, последние заявления Президента РФ Владимира Путина о необходимости сбалансированного подхода к странам СНГ, о стремлении Москвы строить с ними отношения на основе взаимного уважения и равноправия свидетельствуют, что Россия пытается смягчить усиливающееся давление со стороны Запада за счет улучшения своих позиций в рамках Содружества. В результате Ереван, будучи стратегическим партнером Москвы в регионе Южного Кавказа, может оказаться не только в двусмысленной, но и просто в тяжелой ситуации, когда интересы основного военно-политического союзника вступают в противоречие с собственными армянскими интересами". Некоторые наблюдатели обнаружили в позициях армянского руководства после прихода к власти Р. Кочаряна некие тревожные сигналы, будто свидетельствующие о его дрейфе в сторону США. Сохраняя и углубляя отношения с Арменией, Россия заинтересована в налаживании более или менее тесных связей с Азербайджаном, в поисках паритета в отношениях со всеми закавказскими государствами. Национальным интересам Армении вряд ли соответствует жесткая ориентация исключительно на Москву. Оставаясь стратегическим союзником России, она должна вести себя весьма гибко в отношении западных стран, особенно если учесть место и роль в жизни этого государства сравнительно многочисленной армянской диаспоры за рубежом.

Нынешнее руководство республики признает, что стратегическое партнерство Армения-Россия является важным фактором экономического прогресса и обеспечения безопасности Армении. В 2003 году взаимоотношения Армении и России перешли на новый этап развития, который характеризуется повышенным вниманием к сфере экономического сотрудничества. В основном, это было обусловлено договоренностями, достигнутыми в рамках постоянного диалога, интенсивностью контактов на высшем уровне, визитом президента Армении в Москву и договоренностями, достигнутыми в ходе пяти других встреч президентов Армении и России. Россию посетили также председатель Национального Собрания Армении, премьер-министр страны, министры обороны и иностранных дел. В свою очередь Армению посетили председатель Федерального Собрания России, секретарь Совета Безопасности РФ, министр обороны РФ, мэр города Москва, депутатские группы и руководители целого ряда субъектов России. В 2003 году была реализована схема передачи собственности Республики Армения России в счет государственного долга, на основании соглашения и соответствующих протоколов. Вместе с погашением ощутимой части государственного долга Армении, это стало новой возможностью в сфере привлечения инвестиций в экономику страны. По сравнению с периодом январь-ноябрь 2002 года рост торгово-экономического обмен составил 33,4%. Перспективы развития двухсторонних торгово-экономических отношений во многом зависят от восстановления прямой железнодорожной связи между Арменией и Россией. Следовательно, важен вопрос разблокирования абхазской железной дороги. Ведется работа по обеспечению участия Армении в транспортном коридоре "Север-Юг" и реализации паромного проекта "Порт Кавказ".

В 2003 году было подписано соглашения о сотрудничестве в военно-технической области, предусматривающее обеспечение льготных условий в поставках и снабжении вооружений.

В 2003 году Армения предприняла шаги в обустройстве правового статуса граждан Армении, утвердивших место жительство на территории РФ, в направлении решения их задач, возникших в свете нового законодательства России. В Южном Федеральном округе России открылось генеральное консульство Республики Армения, были аккредитованы три почетных консула Армении в Волгограде, Саратове и Владикавказе.

 


США и НАТО

 

Перспективы развития партнерских отношений между США и Арменией во многом зависит от приобретения нового содержания американо-российских отношений. Нефтяные и инвестиционные компании США, отчасти военные и военно-промышленный комплекс заинтересованы в переосмыслении американо-российского сотрудничества. В этом заинтересованы такие государства, как Великобритания. Это весьма важно, если учесть, что Республиканская партия США (особенно политический центр власти на Юге страны) является традиционным партнером консервативной элиты Великобритании. Например участие России в сооружении нефтепровода Баку – Джейхан, при транспортировке по нему российской нефти, деполитизирует этот проект и в значительной мере деактуализирует региональные конфликты Южного Кавказа, как возможности для политических манипуляций и давления.

В Армении имеются общественные и политические группировки, которым представляется, что форсированная нормализация армяно-турецких отношений приведет к улучшению экономического положения страны и к политическому успеху данных группировок. Конечно, в качестве ключевых региональных проблем США рассматривают не абхазскую или карабахскую, а российско-грузинские и турецко-армянские отношения. Однако Турция явно не заинтересована в нормализации отношений с Арменией, ибо представление армяно-российского и армяно-иранского сотрудничества как угрозы своей безопасности крайне важно для получения американской помощи. Постепенно трансформируясь армянский политический фактор стал важным региональным элементом.

Попытки создания региональной системы безопасности при активном участии европейцев предпринимались как Россией, так и США. Так называемый "Кавказский дом" (вернее целый ряд "кавказских домов") был направлен сначала Германией, а затем США в целях изолирования России от Южного Кавказа, а затем и всего Кавказа. Встречи руководителей России, государств Южного Кавказа в Железноводске, другие инициативы российской стороны (так же, как и американские) неизменно проваливались, так как имеются серьезные противоречия между государствами региона. В Армении существует мнение, что ее позиция в "саботировании" попыток создания региональных систем безопасности под эгидой США и НАТО не были оценены Россией и армянское руководство сделало из данных отношений соответствующие выводы. Следует отметить, что американцы и НАТО явно недооценили значимость принципиального выпадения одного из государств региона из проектируемой системы безопасности. Неучастие Армении практически подорвало и девальвировало значимость всех без исключения инициатив в этом направлении – коммуникационных проектов, "Кавказского Дома" и даже ГУААМ. Позиция Армении определялась не только политическими обязательствами перед Россией и нежеланием входить в конфронтацию с Ираном, а прежде всего своими интересами. Дело в том, даже либеральное, про-американское правительтство Армении понимало, что создание любой формы политической региональной системности губительно для Армении, так как этим самым снимается важное условие противостояния, что представляется основой внешней политики Армении. Участие в любой региональной системе безопасности, приведет к вовлечению Армении в орбиту турецко-азербайджанского альянса, что представляется первичным в сравнении с сотрудничеством с США и НАТО. В связи с этим, Армения весьма настороженно относиться и к российским инициативам по созданию региональной системы безопасности, так как в условиях существования данной пророссийской системы роль Армении значительно понизится и у нее останется гораздо меньше аргументов для отстаивания своих интересов в карабахской проблеме. Вместе с тем Договор о коллективной безопасности представляется политическому руководству и политическим кругам Армении наиболее приемлемой формой сотрудничества не только с Россией, но и с другими государствами постсоветского пространства. Для Армении крайне важно развитие отношений с государствами Центральной Азии.

Вместе с тем, инициативы руководства государств Южного Кавказа в части создания региональной системы безопасности на международной арене рассматриваются, как признаки политической толерантности и стремление к примирению, готовность к мирному урегулированию конфликтов и нормализации отношений. Явное и декларированное игнорирование участия в данных проектах чревато весьма дискомфортным положением любого государства, особенно небольшого. В связи с этим, на Стамбульском саммите государств-участниц ОБСЕ Р.Кочарян предложил создание "Кавказского пакта безопасности" по схеме 3 + 3 + 2, то есть Россия – Турция – Иран + Грузия – Армения – Азербайджан + США – ЕвроСоюз. Данное предложение было сделано в условиях, когда перед Арменией встала угроза принятия очередного враждебного решения по Нагорному Карабаху. Следует отметить, что на предыдущих саммитах ОБСЕ (в Лиссабоне и в Копенгагене) Россия присоединилась к решению признать Нагорный Карабах агрессором и вывести армянские войска со всех занятых территорий. До Стамбульского саммита Россия была против принятия Армении в Совет Европы вместе с Азербайджаном, то есть практически поддержала позицию Турции. Во всяком случае не следует исключать то, что эти обстоятельства повлияли на предложение Р.Кочаряна в Стамбуле.

В 2003 году также США продолжили активно участвовать в процессах обеспечения стабильности и экономического развития на Южном Кавказе, проявлять свою заинтересованность в вопросе интеграции стран региона в европейские структуры.

Вопросы развития взаимосотрудничества обсуждались в ходе двух заседаний армяно-американской рабочей группы по экономическим вопросам и ставшей уже периодической очередной встречи в рамках стратегического диалога. В числе вопросов, обсужденных армяно-американской рабочей группой были следующие:

· Использование гуманитарного и технического содействия США и сохранение его уровня

· Привлечение Армении в рамки программы США "Фонд вызовы тысячелетия"

· Двухстороннее сотрудничество в рамках ВТО, Всемирного Банка, МВФ

· Мероприятия, направленные на расширение объемов и ассортимента товарооборота и прочее.

Повестка армяно-американского стратегического диалога включила три основных направления:

· Проблемы региональной безопасности

· Двухстороннее военно-политическое сотрудничество

· Задачи глобальной безопасности, каковыми являются контроль за экспортом и его нераспространение, борьба с международным терроризмом и т.д.

В 2003 году Палата представителей США приняла закон о предоставлении Армении нормального торгового режима. Этот закон будет обсужден в 2004 году в Сенате США, и существуют все предпосылки для того, чтоб он был принят. Это серьезный прогресс в двухсторонних отношениях, который позитивно отразится на отмене поправки Джексона-Веника. Перспективной задачей внешней политики Армении является создание свободного торгового режима между Арменией и США.

США продолжили процесс предоставления военно-технического содействия Армении, которое, в первую очередь, направлено на усовершенствование средств связи армянских Вооруженных сил и повышение квалификации армянских офицеров в военных учебных заведениях США. В 2003 году была сохранена пропорция в финансовой помощи, выделяемой США Армении и Азербайджану. В ереванском посольстве США был основан специальный офис, координирующий двухстороннее военное сотрудничество.

 

Заключение

 

На основании анализа приведенных данных можно заключить, что на сегодняшний день внешняя политика Армении характеризуется так называемым "комплиментаризмом", состоящим в том, что у Армении нет постоянных союзников, а только постоянные интересы. Критика такой позиции вполне обоснована, так как руководствоваться данным принципом могут позволить себе, к примеру, США, но отнюдь не Армения. Противники данного внешнеполитического курса полагают, что Армения должна проводить политику "про-", и неважно, будет ли ее вектор направлен в сторону России или Запада. Существует также мнение, что Армения слишком маленькое государство, чтобы сбалансировать, казалось бы, противоречивые интересы России, США, Европы, а также немаловажного игрока в регионе - Ирана.

Ни для кого не секрет, что политика США в Закавказье обусловлена богатыми энергетическими ресурсами региона. Конечно, в сферу пристального внимания США в первую очередь попадают Грузия и Азербайджан, однако и Армения вызывает у них определённый интерес. Армения выступает в качестве фактора, обеспечивающего цельность Кавказа как коммуникационного центра, сохранение стабильности в регионе, столь необходимой для успешной реализации транспортно-энергетических программ США.

Помимо экономических преимуществ Закавказье может рассматриваться США как объект политического давления на Иран. Известно, что север Ирана густо населён этническими азербайджанцами. Разжигание сепаратистских тенденций может серьёзно дестабилизировать ситуацию в Иране. Получается, что Азербайджан интересует американцев, как с экономической, так и с политической точек зрения, а подобное положение дел и дальнейшее развитие событий требуют повышенного внимания со стороны Армении.

К тому же, форпостом США в Закавказье является также Грузия. Армения же сегодня не имеет достаточно мощного потенциала для создания надёжного и обеспечивающего безопасность всех сторон баланса сил в регионе. Поэтому на данном этапе (да и когда бы то ни было) прекращение связей с США может серьёзно повредить Армении, так как Соединённым Штатам ничего не стоит поглотить ее. Внешнеполитический курс Армении, направленный на поддержание стабильных отношений с США обусловливает также ряд не менее важных факторов, о которых было сказано выше.

Что касается Европы, то в основном интерес последней к региону связан со следующими важнейшими факторами: Закавказье как коммуникационный узел, связывающий Европу с Центральной Азией, энергетические ресурсы, безопасные границы Европы на Юго-Востоке. Фактически, США и Евросоюз имеют здесь схожие интересы.

Для осуществления Европой своих целей недостаточно распространения своего влияния лишь на страны Кавказа. Дело в том, что для полноценного функционирования таких программ, как TRACECA и INOGEIT необходимо снятие с Армении блокады со стороны Турции, а также установление экономических связей между Арменией и Азербайджаном. Мешают осуществлению данных программ и многочисленные этнонациональные конфликты Закавказья. Поэтому если Европа предпримет серьёзные шаги по нормализации сложившейся в Закавказье ситуации, она частично поспособствует решению основных внешнеполитических проблем Армении. Отсюда и необходимость поддерживать прочные связи с Европой и одновременно убеждать ее действовать, насколько это возможно, в пользу Армении.

Наконец, отношения Армении с важнейшим стратегическим партнёром - Россией. Излишне говорить, что обе страны заинтересованы в сотрудничестве. После распада СССР сложилась ситуация, когда большинство новопровозглашённых республик избрали курс на отмежевание от России и откровенно прозападную позицию. Часто подобная политика диктовалась не реальными экономическими и политическими интересами, а отсутствием политической воли и неоправданными опасениями. Выгоду из подобной ситуации извлёк Запад, который утвердил свое единоличное преобладание в странах и регионах, имеющих выгодное геополитическое положение. А таких на постсоветском пространстве немало: Украина, Центральная Азия, Каспийский регион, объявленный сферой стратегических интересов США. Отнести к этому списку можно и Закавказье. Именно поэтому России необходимо укреплять свои позиции в вышеперечисленных стратегических точках. Сегодня Россия обеспечивает своё присутствие в Закавказье с помощью Армении.

С другой стороны, на сегодняшний день без России сотрудничество Армении со странами Запада будет существенно затруднено. Несмотря на то, что Россия на сегодняшний день не обладает той мощью, которая была присуща Советскому Союзу, тем не менее, он является серьёзным региональным и даже мировым игроком, не считаться с которым США и Европа не могут. Тем более, что, несмотря на некоторые разногласия, развитие отношений между Россией и Западом предусматривает скорее сглаживание противоречий, а не их нарастание. Именно Россия сегодня обеспечивает относительную стабильность в регионе и является сдерживающим фактором, предостерегающим от возобновления военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. Армения и Россия - партнёры по ДКБ, между странами осуществляется активное сотрудничество в экономической и социальной сферах. Всё это говорит об очевидной взаимной заинтересованности двух стран в укреплении двусторонних отношений.

Таким образом, внешняя политика Армении объективно не может ограничиваться лишь одним вектором.. Есть ли у Армении какая-либо реальная альтернатива? Можно, например, прекратить сотрудничество с США и тем самым отказаться от их многомиллионной финансовой помощи и поддержки не менее многочисленной диаспоры. Можно также "заморозить" отношения с Европой, потеряв экономически выгодные проекты и серьёзные инвестиции в экономику страны, а также сделав шаг назад в укреплении международного авторитета Армении. О перемене в отношениях с Россией говорить просто не имеет смысла.

Поэтому Армения вынуждена уравновешивать свои связи с ведущими мировыми державами, одновременно укрепляя сотрудничество с Россией.

 

1.

Отношения с Россией

 

Для Армении жизненно важное значение имеют сохранение и дальнейшее укрепление сотрудничества с Россией. По-видимому, правы те наблюдатели, по мнению которых Армения просто обречена быть вечным союзником России. И действительно, в сложившихся ныне геополитических условиях Россия практически единственная страна, способная оказать ей значимую экономическую помощь, военно-политическую и военно-техническую поддержку. Необходимо отметить, что в отличие от двух других закавказских республик, в силу тех или иных причин проявлявших стремление к дистанцированию от России, на протяжении всего периода после обретения Арменией независимости не было спада в армяно-российских отношениях. Это обстоятельство приобретает особую значимость в контексте все более отчетливо проявляющихся тенденций к усилению американского, а в более широком плане — западного присутствия в Закавказье при одновременной переориентации стран Запада на форсированное развитие связей с Азербайджаном и расширение возможностей наращивания военного потенциала Баку. Западные страны постепенно отходят от проармянской позиции в вопросах урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.

Особенно успешно развивается российско-армянское сотрудничество в военно-технической сфере. Военно-политический союз с Россией является составной частью концепции национальной безопасности страны. Основой такого союза является Договор о российской военной базе на территории Армении и охране внешних границ страны российскими пограничниками, подписанный в марте 1995 года и ратифицированный законодательными собраниями обеих стран. Договор рассчитан на 25 лет и предусматривает возможность дальнейшей пролонгации.

В августе 1997 года в ходе визита в Москву президента Армении Л. Тер-Петросяна был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который является юридической основой для дальнейшего развития стратегического партнерства между Ереваном и Москвой и свидетельствует о том, что главным гарантом Армении была и остается Россия. Показательно, что в настоящее время армянская армия полностью оснащена российским оружием. Как считают некоторые руководители Армении, Россия должна взять на себя задачу дальнейшего вооружения и подготовки кадров армянской армии. В этом контексте обращает на себя внимание отсутствие в Армении явных антироссийских настроений. Более того, в стране пользуются популярностью установки на присоединение Армении к российско-белорусскому союзу.

Степень крепости уз стратегического союзничества между Россией и Арменией во многом производна от характера политики Турции и Азербайджана в отношении Еревана. Военно-стратегическое партнерство с Россией позволяет Армении уравновесить военный потенциал Азербайджана, который, по некоторым данным, в два раза превышает потенциал Армении. Россия опирается на Армению для обеспечения своих стратегических интересов в Закавказье. Именно военное присутствие в Армении обеспечивает доминирование России в данном регионе.

Имея тесные многосторонние связи с Россией и странами Запада, обладая достаточно организованной и боеспособной армией, Армения способна играть определенную роль в обеспечении геополитической стабильности в регионе. Российско-армянское стратегическое сотрудничество сдерживает нежелательные для безопасности региона действия других стран, проявляющих искушение решать свои проблемы на путях поиска союзников вне региона или формирования региональных блоков в обход Армении.

Но тем не менее было бы не совсем корректно говорить об отсутствии противоречий, разногласии и спорных узлов в российско-армянских отношениях. Одним из таких узлов является подход к урегулированию карабахского конфликта. Решение любой значимой проблемы так или иначе связано с нерешенностью карабахского конфликта. Подписание 12 мая 1994 г. командующим армией обороны Нагорного Карабаха и министрами обороны Азербайджана и Армении при посредничестве России Соглашения о прекращении огня дало возможность начать переговоры между тремя сторонами (опять же при посредничестве России) о прекращении вооруженного конфликта. Большое значение имело принятое в декабре 1994 года Будапештским саммитом ОБСЕ решение об основании института сопредседательства на мирном процессе.

Камнем преткновения в переговорном процессе стали два ключевых взаимосвязанных вопроса: статус и безопасность Нагорного Карабаха, а также вывод армянских вооруженных контингентов с занятых ими азербайджанских территорий. Одновременно предпринимались усилия по созданию нового дополнительного инструмента переговоров между конфликтующими сторонами без посредников. В итоге в декабре 1995 года Совет Министров ОБСЕ принял соответствующее решение по данному вопросу. Советники президентов Армении и Азербайджана начали регулярные встречи по проведению переговоров по конкретным вопросам. Однако эти переговоры с самого начала шли туго и время от времени прерывались.

В отличие от Азербайджана и Грузии, Армения придерживается линии на предоставление российским войскам военных баз, рассматривая их как средство сдерживания Азербайджана и особенно Турции. 21 октября 1994 г. Б. Ельцин и Л. Тер-Петросян подписали Договор о военных базах в Гюмри и Ереване. С декабря 1998 года на ереванском военном аэродроме базируется звено из пяти российских истребителей-перехватчиков Миг-29. С февраля 1999 года к нему присоединились еще два таких звена. В результате российская воздушная группировка составляет эскадрилью из 15 Мигов, которые призваны нести в Армении круглосуточное боевое дежурство. С весны 1999 года на 102-й военной базе России в Гюмри размещен дивизион зенитно-ракетного комплекса ПВО сухопутных войск С-300В — самых мощных в мире зенитных ракет, способных сбивать не только самолеты и вертолеты, но и нестратегические баллистические оперативно-тактические, а также крылатые ракеты на дальности до 200 км и на высоте до 30 км. В русло этой внешнеполитической линии вписывается и передача Россией Армении вооружений на сумму 1 млрд. долл., вызвавшая крупный скандал и серьезно осложнившая российско-азербайджанские отношения. Естественно, поставки вооружений из России в Армению и расширение военного сотрудничества между этими двумя странами вызвали обеспокоенность, недовольство и негативную реакцию со стороны Азербайджана, руководство которого резко отрицательно относится к тесному российско-армянскому сотрудничеству в военной области. Весной 1997 года предметом международного скандала стали обнародованные бывшим министром по сотрудничеству со странами СНГ А. Тулеевым данные о негласных поставках российского оружия в Армению, вызвавшие резкий протест азербайджанской стороны. Расширение российских поставок вооружений в Армению Баку воспринимает как "угрозу Закавказскому региону". МИД Азербайджана выступил со специальным заявлением, в котором прозвучало предупреждение о том, что этот факт может вынудить руководство республики принять "адекватные меры по надежному обеспечению безопасности страны, защите ее независимости и суверенитета". А высшие чиновники Министерства обороны России, в свою очередь, отвергают любые рассуждения и намеки на "военную угрозу России Закавказью", утверждая, что в данном случае речь идет всего лишь о замене устаревших типов авиационной техники и выработавших свой ресурс комплексов ПВО на более современные.

В действительности же усиление военного присутствия России в Армении, по-видимому, призвано как-то уравновесить военный потенциал США и НАТО, размещенный в Турции. Известн


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.