Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-10-28 | 88 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Юриспруденция XX века: постмодернизм. Исторические вызовы европейской юридической интеллектуальной традиции. Саморефлексия юриспруденции: проблема правопонимания и методологический плюрализм. Интегративная юриспруденция. Новые методологические подходы к интерпретации и познанию государственно-правовой действительности.
Тема 7. История юридической науки и образования в России
Периодизация истории российской юриспруденции. Юриспруденция допетровского периода. Зарождение юридической науки и образования в России (XVIII – первая половина XIX в.). Российская юриспруденция: самобытность и европейское влияние. Развитие юридической науки и образования в пореформенной России (вторая половина XIX – начало XX вв.). Организация научного сообщества. Советский этап истории отечественной юриспруденции: новации и преемственность, особенности, характеристика основных этапов. Идеологизация науки. Советская система юридического образования и органы научного сообщества. Постсоветская юридическая наука в России: деидеологизация, методологический плюрализм, новации и консерватизм. Юридическое образование, субъекты научной деятельности, механизм аттестации научно-педагогических кадров.
Раздел III. Методология юридической науки. Методология научного исследования
Тема 8. Научный метод и методология научного познания
Понятие метода и методологии в истории и философии науки. Метод как комплексное познавательное средство. Область применения метода. Структура методологии науки: философско-мировоззренческая основа, принципы познания, система научных методов.
Тема 9. Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов
|
Особенности методологии юридической науки. Единство философского, историко-теоретического, догматического и прикладного знания в юридической науке.
Структура методологии юридической науки и классификация основных методов изучения государства и права.
Основные частнонаучные методы юриспруденции: догматический (метод формально-юридического анализа) и сравнительно-правовой методы.
Тема 10. Научное исследование: понятие, организация, методы и методики
Понятие, уровни и виды научных исследований в юриспруденции. Основные этапы исследовательской деятельности. Эмпирический и теоретический уровни исследования. Научная проблема, тема и предмет исследования. Методология и программа исследования. Выбор исследовательской методики. Оформление результатов научного исследования. Жанры научных работ. Магистерская диссертация как квалификационная работа и вид научного произведения.
Таблица 1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля для очной и заочной форм обучения (очная / заочная форма обучения)
№ раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины | Семестр | Объём в часах по видам учебной работы | Формы контроля успеваемости | ||||
Всего | Л | ПЗ | СРС | |||||
I. | Юридическая наука в системе научного знания | |||||||
1. | Современные представления о науке и научном познании | 1/1 | 9/10 | 1и /0 | 4и /0 | 4/10 | Устный опрос, деловая игра, доклад, тест | |
2. | Юридическая наука в системе научного знания | 1/1 | 7/8 | 1и /1и | 2и /1и | 4/6 | Устный опрос, тест, эссе, доклад | |
3. | Понятийно-категориальный аппарат юридической науки | 1/1 | 6/10 | 0/0 | 2и /0 | 4/10 | Устный опрос, тест, эссе, доклад | |
II. | История теоретической юриспруденции | |||||||
4. | Юриспруденция Древнего Востока и Античности | 1/1 | 5/8 | 1и /0 | 2и /0 | 2/8 | Устный опрос, тест, эссе, доклад | |
5. | Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени | 1/1 | 9/11 | 1и /0 | 4и /1и | 4/10 | Устный опрос, тест, эссе, доклад | |
6. | Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом | 1/1 | 9/9 | 1и /0 | 4и /0 | 4/9 | Устный опрос, тест, эссе, доклад | |
7. | История юридической науки и образования в России | 1/1 | 10/11 | 1и /0 | 3и /1и | 6/10 | Устный опрос, тест, конспектирование, доклад, эссе | |
III. | Методология юридической науки. Методология научного исследования | |||||||
8. | Научный метод и методология научного познания | 1/1 | 5/10 | 1и /0 | 2и /0 | 2/10 | Устный опрос, тест, эссе, доклад | |
9. | Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов | 1/1 | 7/12 | 1и /1и | 2и /1и | 4/10 | Устный опрос, тест, эссе, доклад | |
10. | Научное исследование: понятие, организация, методы и методики | 1/1 | 5/10 | 1и /0 | 2и /0 | 2/10 | Устный опрос, тест, доклад, рецензирование, самостоятельная работа | |
Итого:
| 72/99 | 9/2 | 27/4 | 36/93 | ||||
Контроль (экзамен): | 36/9 | |||||||
Итого с контролем: | 108/108 |
И – здесь и далее так обозначены занятия в интерактивной форме.
Таблица 2. Лекции для очной и заочной форм обучения
№ п/п | Тема лекции | Содержание | Кол-во часов (очная форма/ заочная форма) |
1. | Современные представления о науке и научном познании | Понятие науки. Проблема критериев научности знания. Наука как социокультурный феномен. Функции науки. Наука и практика. Научное знание как система. Классификация наук. Основные модели динамики научного знания. Научная рациональность. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. | 1и /0 |
2. | Юридическая наука в системе научного знания | Место теоретической юриспруденции в системе научного знания. Система юридических наук. Предмет и методология теоретической юриспруденции как основания ее дисциплинарной дифференциации. Взаимодействие юридической науки с философией, с общественными, техническими и естественными науками. Функции юридической науки. | 1и /1и |
3. | Юриспруденция Древнего Востока и Античности | Мифологическая основа представлений о праве в Древнем мире. Юридическая практика и ее осмысление на Древнем Востоке. Античная рациональность. Древнегреческая философия. Прагматический характер юриспруденции Древнего Рима. Расцвет и упадок римской юриспруденции. Юридическое образование в Античности. Кодификация Юстиниана. Причины абсолютизации римского права. | 1и /0 |
4. | Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени | Теологическое, римско-догматическое, обычно-правовое и гуманистическое направления развития юриспруденции Средневековья. Рецепция римского права. Феномен европейского средневекового университета. Юриспруденция Нового Времени: формирование классической научной рациональности и рождение науки. Формирование социальной основы науки и институализация научной деятельности. Позитивизм и проблема научности гуманитарного знания. Дисциплинарно-отраслевая дифференциация научного знания. Юридическое образование в эпоху Нового времени. | 1и /0 |
5. | Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом | Юриспруденция XX века: постмодернизм. Исторические вызовы европейской юридической интеллектуальной традиции. Саморефлексия юриспруденции: проблема правопонимания и методологический плюрализм. Интегративная юриспруденция. Новые методологические подходы к интерпретации и познанию государственно-правовой действительности. | 1и /0 |
6. | История юридической науки и образования в России | Периодизация истории российской юриспруденции. Характеристика основных периодов истории российской дореволюционной юриспруденции. Советский этап истории отечественной юриспруденции. Система юридического образования и организация научного сообщества на различных этапах истории российской юриспруденции. | 1и /0 |
7. | Научный метод и методология научного познания | Понятие метода и методологии в истории и философии науки. Метод как комплексное познавательное средство. Область применения метода. Структура методологии науки: философско-мировоззренческая основа, принципы познания, система научных методов. | 1и /0 |
8. | Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов | Особенности и структура методологии юридической науки. Классификация основных методов изучения государства и права. Основные частнонаучные методы юриспруденции: догматический и сравнительно-правовой методы. | 1и /1и |
9. | Научное исследование: понятие, организация, методы и методики | Понятие, уровни и виды научных исследований в юриспруденции. Основные этапы исследовательской деятельности. Научная проблема, тема и предмет исследования. Методология и программа исследования. Выбор исследовательской методики. Оформление результатов научного исследования. Жанры научных работ. | 1и /0 |
Итого | 9/2 |
Таблица 3. Практические занятия для очной и заочной форм обучения
|
|
№ ПЗ | № раздела или темы | Наименование и краткое содержание занятия | Цель и характер занятия | Кол-во часов (очно /заочно) | Литература и/или электр. источник (номер в списке) |
1 | 1 | Современные представления о науке и научном познании Занятие № 1: Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятие науки. 2. Признаки научного знания. 3. Функции науки. 4. Классификация наук. 5. Научная рациональность и периодизация науки. Деловая игра-диспут между двумя командами по вопросу научности/ненаучности выбранной для обсуждения системы знания. | Знать понятие науки, ее функции и классификацию, типы научной рациональности, периодизацию истории науки. Уметь оперировать науковедческими понятиями, формулировать и аргументировать свою точку зрения. | 2и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 7, 25, 35, 36 |
2 | 1 | Современные представления о науке и научном познании Занятие № 2: Заслушивание докладов по т.н. «проблеме демаркации» в науке. Рецензирование докладов студентами группы. | Знать основные подходы к решению «проблемы демаркации» в науке. Уметь готовить и осуществлять публичное выступление, анализировать и критически оценивать информацию. | 2и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 7, 25, 35, 36 |
3, 4 | 2 | Юридическая наука в системе научного знания Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Место юриспруденции в системе наук. Система юридических наук. 2. Предмет и методология теоретической юриспруденции как основания ее дисциплинарной дифференциации. 3. Взаимодействие юридической науки с философией, с общественными, техническими и естественными науками. 4. Функции юридической науки. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. | Знать характеристику места и роли юриспруденции в системе наук. Уметь оперировать науковедческими понятиями, формулировать и аргументировать свою точку зрения. | 2и /1и | Осн. – 1-4; доп. – 10, 21, 27 |
5 | 3 | Понятийно-категориальный аппарат юридической науки. Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятийно-категориальный аппарат и терминология юриспруденции. 2. Определение понятий, правовые дефиниции в законодательстве. 3. Формирование российской юридической терминологической системы. 4. Древнеримская и древнегреческая основы российской юридической терминологии. Способы заимствования и примеры. 5. Юридическая терминология отраслевых юридических наук (на примере профильных для магистерской программы наук). Тестирование по учебному материалу раздела I. | Знать понятие и характеристику понятийно-категориальный аппарат юриспруденции, различие между терминами, понятиями, определениями понятий. Уметь анализировать содержание определений юридических понятий, оперировать науковедческими понятиями. | 2и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 21, 27, 40, 41 |
6, 7 | 4 | Юриспруденция Древнего Востока и Античности Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Мифологическая основа представлений о праве в Древнем мире. 2. Юриспруденция Древнего Востока: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 3. Юриспруденция Древней Греции: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 4. Юриспруденция Древнего Рима: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 5. Идея естественного права в древнегреческой и древнеримской политико-правовой мысли. 6. Юридическое образование в Античности. 7. Кодификация Юстиниана как источник знаний о римском праве. Заслушивание и рецензирование докладов по юриспруденции Древнего мира. | Знать характеристику юриспруденции Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Владеть историко-правовой терминологией в связи с учебными вопросами занятия. | 2и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 21, 25, 39 |
8, 9, 10 | 5 | Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Основные направления развития юриспруденции Средневековья. 2. Рецепция римского права как фактор развития европейской юридической науки. 3. Средневековые европейские университеты. 4. Догматический и схоластический методы в юриспруденции Средних веков. 5. Портрет средневекового ученого-юриста. 6. Характерные жанры средневековых юридических трудов. 7. Формирование классической научной рациональности в Новое Время и ее влияние на европейскую юриспруденцию. 8. Позитивистская научная программа и проблема научности гуманитарного знания. 9. Оформление дисциплинарной организации юридической науки. 10. Энциклопедия права. 11. Юридическое образование в Новое Время. Заслушивание и рецензирование докладов по юриспруденции Средневековья, Возрождения и Нового времени. | Знать характеристику юриспруденции Средневековья, Возрождения и Нового времени, догматического и схоластического методы. Владеть историко-правовой терминологией в связи с учебными вопросами занятия. Уметь оперировать юридическими и науковедческими понятиями. | 4и /1и | Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 5, 21, 24, 25, 39 |
11, 12 | 6 | Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Неклассический и постнеклассический типы научной рациональности, их отражение в юриспруденции XX в. 2. Общая характеристика юриспруденции Великобритании и США. 3. Юриспруденция континентальной Европы. 4. Юриспруденция неевропейских стран. 5. Интегративная юриспруденция. 6. Новые методологические подходы в юриспруденции и познании права. Заслушивание и рецензирование докладов по юриспруденции XX в. и Современности. | Знать характеристику юриспруденции XXв. и Современности. Уметь оперировать юридическими и науковедческими понятиями. | 4и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 8, 9, 14, 18, 21, 24, 25, 35, 36, 39, 41 |
13, 14, 15, 16 | 7 | История юридической науки и образования в России Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Периодизация истории российской юриспруденции. 2. XVIII в. в истории российской юриспруденции. 3. Отечественная юриспруденция XIX – начала XX в. 4. Юридическое образование в дореволюционной России. 5. Аттестация научно-педагогических кадров в дореволюционной России. 6. Советский период истории отечественной юриспруденции: общая характеристика и основные этапы. 7. Система юридического образования и организация научного сообщества советского периода. 8. Современная юридическая наука и образование в России. 9. Отличительные черты российской юриспруденции. Заслушивание и рецензирование докладов по истории российской юриспруденции. Тестирование по учебному материалу раздела II. | Знать характеристику юридической науки и образования в России. Уметь оперировать юридическими и науковедческими понятиями. | 3и /1и | Осн. – 1-4; доп. – 1, 2, 5, 10, 11, 19, 21, 28-34, 39, 41 |
16, 17, 18 | 8 | Научный метод и методология научного познания Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятие и структура научного метода. 2. Понятие и структура методологии науки. 3. Философско-мировоззренческая основа научной методологии. 4. Принципы научного познания. 5. Общенаучные методы. 6. Специальные и частнонаучные методы отдельных наук. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. | Знать понятие и структуру научного метода и методологии науки, характеристику основных групп научных методов. Уметь оперировать науковедческими понятиями. | 2и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 6, 8, 9, 17, 23-25, 35, 36 |
18, 19, 20 | 9 | Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Особенности и структура методологии юридической науки. 2. Классификация основных методов изучения государства и права. 3. Догматический метод (метод формально-юридического анализа). 4. Сравнительно-правовой метод. 5. Связь предмета и методологии юриспруденции. 6. Нетрадиционные методологические подходы в юриспруденции: содержательная характеристика. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. | Знать понятие и характеристику методологии юридической науки и ее отдельных методов. Уметь оперировать науковедческими понятиями. | 2и /1и | Осн. – 1-4; доп. – 14, 16, 18, 21, 26, 28, 37, 38, 41 |
20, 21, 22, 23 | 10 | Научное исследование: понятие, организация, методы и методики Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятие, уровни и виды научных исследований в юриспруденции. 2. Характеристика основных этапов исследовательской деятельности. 3. Научная проблема, тема и предмет исследования. 4. Методология и программа исследования. Выбор исследовательской методики. 5. Жанры научных работ по юриспруденции. Выполнение самостоятельной работы. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. Тестирование по учебному материалу раздела III. | Знать понятие, организация, методы и методики научных исследований в юриспруденции. Уметь составлять рецензии на научные работы, оперировать науковедческими понятиями. Владеть навыками составления описания объекта и предмета исследования, его целей и задач, методологии. | 2и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 12, 13, 15, 20, 27, 38 |
Итого | 27/4 |
|
Таблица 4. Самостоятельная работа студентов очной и заочной форм обучения
Номер раздела или темы | Тема СРС | Кол-во часов (очная форма / заочная форма) | Литература и/или электр. источник (номер в списке) | Формы контроля успеваемости |
1. | Современные представления о науке и научном познании | 4/10 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 7, 25, 35, 36 | Тестирование |
2. | Юридическая наука в системе научного знания | 4/6 | Осн. – 1-4; доп. – 10, 21, 27 | Тестирование |
3. | Понятийно-категориальный аппарат юридической науки | 4/10 | Осн. – 1-4; доп. – 21, 27, 40, 41 | Тестирование |
4. | Юриспруденция Древнего Востока и Античности | 2/8 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 21, 25, 39 | Тестирование |
5. | Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени | 4/10 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 5, 21, 24, 25, 39 | Тестирование |
6. | Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом | 4/9 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 8, 9, 14, 18, 21, 24, 25, 35, 36, 39, 41 | Тестирование |
7. | История юридической науки и образования в России | 6/10 | Осн. – 1-4; доп. – 1, 2, 5, 10, 11, 19, 21, 28-34, 39, 41 | Тестирование |
8. | Научный метод и методология научного познания | 2/10 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 6, 8, 9, 17, 23-25, 35, 36 | Тестирование |
9. | Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов | 4/10 | Осн. – 1-4; доп. – 14, 16, 18, 21, 26, 28, 37, 38, 41 | Тестирование |
10. | Научное исследование: понятие, организация, методы и методики | 2/10 | Осн. – 1-4; доп. – 12, 13, 15, 20, 27, 38 | Тестирование |
Итого | 36/93 |
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
1. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям,для подготовки к промежуточной аттестации, а также методические указания по организации самостоятельной работы и выполнению курсовой работы по дисциплине «История и методология юридической науки» (подразделы 7.1.,7.2. РПД «История и методология юридической науки» – хранится на кафедре теории и истории государства и права ЧелГУ, 1-й корпус, аудитория 317; электронный вариант размещен на странице Института права ЧелГУ - http://www.csu.ru/faculties/law/students/UMK.aspx).
2. Примерные темы рефератов и докладов, эссе, курсовых работ по дисциплине «История и методология юридической науки» (подраздел 4.3. РПД «История и методология юридической науки» – хранится на кафедре теории и истории государства и права ЧелГУ, 1- й корпус, аудитория 317; электронный вариант размещен на странице Института права ЧелГУ - http://www.csu.ru/faculties/law/students/UMK.aspx)
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла,
– в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
4. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «История и методология юридической науки»
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!