Тема 6. Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 6. Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом

2022-10-28 88
Тема 6. Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юриспруденция XX века: постмодернизм. Исторические вызовы европейской юридической интеллектуальной традиции. Саморефлексия юриспруденции: проблема правопонимания и методологический плюрализм. Интегративная юриспруденция. Новые методологические подходы к интерпретации и познанию государственно-правовой действительности.

 

Тема 7. История юридической науки и образования в России

Периодизация истории российской юриспруденции. Юриспруденция допетровского периода. Зарождение юридической науки и образования в России (XVIII – первая половина XIX в.). Российская юриспруденция: самобытность и европейское влияние. Развитие юридической науки и образования в пореформенной России (вторая половина XIX – начало XX вв.). Организация научного сообщества. Советский этап истории отечественной юриспруденции: новации и преемственность, особенности, характеристика основных этапов. Идеологизация науки. Советская система юридического образования и органы научного сообщества. Постсоветская юридическая наука в России: деидеологизация, методологический плюрализм, новации и консерватизм. Юридическое образование, субъекты научной деятельности, механизм аттестации научно-педагогических кадров.

 

Раздел III. Методология юридической науки. Методология научного исследования

 

Тема 8. Научный метод и методология научного познания

Понятие метода и методологии в истории и философии науки. Метод как комплексное познавательное средство. Область применения метода. Структура методологии науки: философско-мировоззренческая основа, принципы познания, система научных методов.

 

Тема 9. Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов

Особенности методологии юридической науки. Единство философского, историко-теоретического, догматического и прикладного знания в юридической науке.

Структура методологии юридической науки и классификация основных методов изучения государства и права.

Основные частнонаучные методы юриспруденции: догматический (метод формально-юридического анализа) и сравнительно-правовой методы.

 

Тема 10. Научное исследование: понятие, организация, методы и методики

Понятие, уровни и виды научных исследований в юриспруденции. Основные этапы исследовательской деятельности. Эмпирический и теоретический уровни исследования. Научная проблема, тема и предмет исследования. Методология и программа исследования. Выбор исследовательской методики. Оформление результатов научного исследования. Жанры научных работ. Магистерская диссертация как квалификационная работа и вид научного произведения.

 

 

Таблица 1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля для очной и заочной форм обучения (очная / заочная форма обучения)

 

№ раздела, темы

Наименование разделов, тем дисциплины

Семестр

Объём в часах по видам учебной работы

Формы контроля успеваемости

Всего Л ПЗ СРС
I. Юридическая наука в системе научного знания            
1. Современные представления о науке и научном познании 1/1 9/10 1и /0 4и /0 4/10 Устный опрос, деловая игра, доклад, тест
2. Юридическая наука в системе научного знания 1/1 7/8 1и /1и 2и /1и 4/6 Устный опрос, тест, эссе, доклад
3. Понятийно-категориальный аппарат юридической науки 1/1 6/10 0/0 2и /0 4/10 Устный опрос, тест, эссе, доклад
II. История теоретической юриспруденции            
4. Юриспруденция Древнего Востока и Античности 1/1 5/8 1и /0 2и /0 2/8 Устный опрос, тест, эссе, доклад
5. Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени 1/1 9/11 1и /0 4и /1и 4/10 Устный опрос, тест, эссе, доклад
6. Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом 1/1 9/9 1и /0 4и /0 4/9 Устный опрос, тест, эссе, доклад
7. История юридической науки и образования в России 1/1 10/11 1и /0 3и /1и 6/10 Устный опрос, тест, конспектирование, доклад, эссе
III. Методология юридической науки. Методология научного исследования            
8. Научный метод и методология научного познания 1/1 5/10 1и /0 2и /0 2/10 Устный опрос, тест, эссе, доклад
9. Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов 1/1 7/12 1и /1и 2и /1и 4/10 Устный опрос, тест, эссе, доклад
10. Научное исследование: понятие, организация, методы и методики 1/1 5/10 1и /0 2и /0 2/10 Устный опрос, тест, доклад, рецензирование, самостоятельная работа

Итого:

72/99 9/2 27/4 36/93  

Контроль (экзамен):

36/9        

Итого с контролем:

108/108        

И – здесь и далее так обозначены занятия в интерактивной форме.

Таблица 2. Лекции для очной и заочной форм обучения

 

№ п/п Тема лекции Содержание Кол-во часов (очная форма/ заочная форма)
1. Современные представления о науке и научном познании Понятие науки. Проблема критериев научности знания. Наука как социокультурный феномен. Функции науки. Наука и практика. Научное знание как система. Классификация наук. Основные модели динамики научного знания. Научная рациональность. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. 1и /0
2. Юридическая наука в системе научного знания Место теоретической юриспруденции в системе научного знания. Система юридических наук. Предмет и методология теоретической юриспруденции как основания ее дисциплинарной дифференциации. Взаимодействие юридической науки с философией, с общественными, техническими и естественными науками. Функции юридической науки. 1и /1и
3. Юриспруденция Древнего Востока и Античности Мифологическая основа представлений о праве в Древнем мире. Юридическая практика и ее осмысление на Древнем Востоке. Античная рациональность. Древнегреческая философия. Прагматический характер юриспруденции Древнего Рима. Расцвет и упадок римской юриспруденции. Юридическое образование в Античности. Кодификация Юстиниана. Причины абсолютизации римского права. 1и /0
4. Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени Теологическое, римско-догматическое, обычно-правовое и гуманистическое направления развития юриспруденции Средневековья. Рецепция римского права. Феномен европейского средневекового университета. Юриспруденция Нового Времени: формирование классической научной рациональности и рождение науки. Формирование социальной основы науки и институализация научной деятельности. Позитивизм и проблема научности гуманитарного знания. Дисциплинарно-отраслевая дифференциация научного знания. Юридическое образование в эпоху Нового времени. 1и /0
5. Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом Юриспруденция XX века: постмодернизм. Исторические вызовы европейской юридической интеллектуальной традиции. Саморефлексия юриспруденции: проблема правопонимания и методологический плюрализм. Интегративная юриспруденция. Новые методологические подходы к интерпретации и познанию государственно-правовой действительности. 1и /0
6. История юридической науки и образования в России Периодизация истории российской юриспруденции. Характеристика основных периодов истории российской дореволюционной юриспруденции. Советский этап истории отечественной юриспруденции. Система юридического образования и организация научного сообщества на различных этапах истории российской юриспруденции. 1и /0
7. Научный метод и методология научного познания Понятие метода и методологии в истории и философии науки. Метод как комплексное познавательное средство. Область применения метода. Структура методологии науки: философско-мировоззренческая основа, принципы познания, система научных методов. 1и /0
8. Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов Особенности и структура методологии юридической науки. Классификация основных методов изучения государства и права. Основные частнонаучные методы юриспруденции: догматический и сравнительно-правовой методы. 1и /1и
9. Научное исследование: понятие, организация, методы и методики Понятие, уровни и виды научных исследований в юриспруденции. Основные этапы исследовательской деятельности. Научная проблема, тема и предмет исследования. Методология и программа исследования. Выбор исследовательской методики. Оформление результатов научного исследования. Жанры научных работ. 1и /0
    Итого 9/2

Таблица 3. Практические занятия для очной и заочной форм обучения

№ ПЗ № раздела или темы Наименование и краткое содержание занятия Цель и характер занятия Кол-во часов (очно /заочно)   Литература и/или электр. источник (номер в списке)
1 1 Современные представления о науке и научном познании Занятие № 1: Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятие науки. 2. Признаки научного знания. 3. Функции науки. 4. Классификация наук. 5. Научная рациональность и периодизация науки. Деловая игра-диспут между двумя командами по вопросу научности/ненаучности выбранной для обсуждения системы знания. Знать понятие науки, ее функции и классификацию, типы научной рациональности, периодизацию истории науки. Уметь оперировать науковедческими понятиями, формулировать и аргументировать свою точку зрения. 2и /0 Осн. – 1-4; доп. – 3, 7, 25, 35, 36
2 1 Современные представления о науке и научном познании Занятие № 2: Заслушивание докладов по т.н. «проблеме демаркации» в науке. Рецензирование докладов студентами группы. Знать основные подходы к решению «проблемы демаркации» в науке. Уметь готовить и осуществлять публичное выступление, анализировать и критически оценивать информацию. 2и /0 Осн. – 1-4; доп. – 3, 7, 25, 35, 36
3, 4 2 Юридическая наука в системе научного знания Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Место юриспруденции в системе наук. Система юридических наук. 2. Предмет и методология теоретической юриспруденции как основания ее дисциплинарной дифференциации. 3. Взаимодействие юридической науки с философией, с общественными, техническими и естественными науками. 4. Функции юридической науки. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. Знать характеристику места и роли юриспруденции в системе наук. Уметь оперировать науковедческими понятиями, формулировать и аргументировать свою точку зрения.   2и /1и Осн. – 1-4; доп. – 10, 21, 27
5 3 Понятийно-категориальный аппарат юридической науки. Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятийно-категориальный аппарат и терминология юриспруденции. 2. Определение понятий, правовые дефиниции в законодательстве. 3. Формирование российской юридической терминологической системы. 4. Древнеримская и древнегреческая основы российской юридической терминологии. Способы заимствования и примеры. 5. Юридическая терминология отраслевых юридических наук (на примере профильных для магистерской программы наук). Тестирование по учебному материалу раздела I. Знать понятие и характеристику понятийно-категориальный аппарат юриспруденции, различие между терминами, понятиями, определениями понятий. Уметь анализировать содержание определений юридических понятий, оперировать науковедческими понятиями. 2и /0 Осн. – 1-4; доп. – 21, 27, 40, 41
6, 7 4 Юриспруденция Древнего Востока и Античности Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Мифологическая основа представлений о праве в Древнем мире. 2. Юриспруденция Древнего Востока: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 3. Юриспруденция Древней Греции: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 4. Юриспруденция Древнего Рима: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 5. Идея естественного права в древнегреческой и древнеримской политико-правовой мысли. 6. Юридическое образование в Античности. 7. Кодификация Юстиниана как источник знаний о римском праве. Заслушивание и рецензирование докладов по юриспруденции Древнего мира. Знать характеристику юриспруденции Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Владеть историко-правовой терминологией в связи с учебными вопросами занятия.   2и /0 Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 21, 25, 39
8, 9, 10 5 Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Основные направления развития юриспруденции Средневековья. 2. Рецепция римского права как фактор развития европейской юридической науки. 3. Средневековые европейские университеты. 4. Догматический и схоластический методы в юриспруденции Средних веков. 5. Портрет средневекового ученого-юриста. 6. Характерные жанры средневековых юридических трудов. 7. Формирование классической научной рациональности в Новое Время и ее влияние на европейскую юриспруденцию. 8. Позитивистская научная программа и проблема научности гуманитарного знания. 9. Оформление дисциплинарной организации юридической науки. 10. Энциклопедия права. 11. Юридическое образование в Новое Время. Заслушивание и рецензирование докладов по юриспруденции Средневековья, Возрождения и Нового времени. Знать характеристику юриспруденции Средневековья, Возрождения и Нового времени, догматического и схоластического методы. Владеть историко-правовой терминологией в связи с учебными вопросами занятия. Уметь оперировать юридическими и науковедческими понятиями. 4и /1и Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 5, 21, 24, 25, 39
11, 12 6 Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Неклассический и постнеклассический типы научной рациональности, их отражение в юриспруденции XX в. 2. Общая характеристика юриспруденции Великобритании и США. 3. Юриспруденция континентальной Европы. 4. Юриспруденция неевропейских стран. 5. Интегративная юриспруденция. 6. Новые методологические подходы в юриспруденции и познании права. Заслушивание и рецензирование докладов по юриспруденции XX в. и Современности. Знать характеристику юриспруденции XXв. и Современности. Уметь оперировать юридическими и науковедческими понятиями.   4и /0 Осн. – 1-4; доп. – 3, 8, 9, 14, 18, 21, 24, 25, 35, 36, 39, 41
13, 14, 15, 16 7 История юридической науки и образования в России Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Периодизация истории российской юриспруденции. 2. XVIII в. в истории российской юриспруденции. 3. Отечественная юриспруденция XIX – начала XX в. 4. Юридическое образование в дореволюционной России. 5. Аттестация научно-педагогических кадров в дореволюционной России. 6. Советский период истории отечественной юриспруденции: общая характеристика и основные этапы. 7. Система юридического образования и организация научного сообщества советского периода. 8. Современная юридическая наука и образование в России. 9. Отличительные черты российской юриспруденции. Заслушивание и рецензирование докладов по истории российской юриспруденции. Тестирование по учебному материалу раздела II. Знать характеристику юридической науки и образования в России. Уметь оперировать юридическими и науковедческими понятиями. 3и /1и Осн. – 1-4; доп. – 1, 2, 5, 10, 11, 19, 21, 28-34, 39, 41
16, 17, 18 8 Научный метод и методология научного познания Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятие и структура научного метода. 2. Понятие и структура методологии науки. 3. Философско-мировоззренческая основа научной методологии. 4. Принципы научного познания. 5. Общенаучные методы. 6. Специальные и частнонаучные методы отдельных наук. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. Знать понятие и структуру научного метода и методологии науки, характеристику основных групп научных методов. Уметь оперировать науковедческими понятиями.   2и /0 Осн. – 1-4; доп. – 3, 6, 8, 9, 17, 23-25, 35, 36
18, 19, 20 9 Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Особенности и структура методологии юридической науки. 2. Классификация основных методов изучения государства и права. 3. Догматический метод (метод формально-юридического анализа). 4. Сравнительно-правовой метод. 5. Связь предмета и методологии юриспруденции. 6. Нетрадиционные методологические подходы в юриспруденции: содержательная характеристика. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. Знать понятие и характеристику методологии юридической науки и ее отдельных методов. Уметь оперировать науковедческими понятиями. 2и /1и Осн. – 1-4; доп. – 14, 16, 18, 21, 26, 28, 37, 38, 41
20, 21, 22, 23 10 Научное исследование: понятие, организация, методы и методики Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятие, уровни и виды научных исследований в юриспруденции. 2. Характеристика основных этапов исследовательской деятельности. 3. Научная проблема, тема и предмет исследования. 4. Методология и программа исследования. Выбор исследовательской методики. 5. Жанры научных работ по юриспруденции. Выполнение самостоятельной работы. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. Тестирование по учебному материалу раздела III. Знать понятие, организация, методы и методики научных исследований в юриспруденции. Уметь составлять рецензии на научные работы, оперировать науковедческими понятиями. Владеть навыками составления описания объекта и предмета исследования, его целей и задач, методологии. 2и /0 Осн. – 1-4; доп. – 12, 13, 15, 20, 27, 38
      Итого 27/4  

 

Таблица 4. Самостоятельная работа студентов очной и заочной форм обучения

 

Номер раздела или темы Тема СРС Кол-во часов (очная форма / заочная форма) Литература и/или электр. источник (номер в списке) Формы контроля успеваемости
1. Современные представления о науке и научном познании 4/10 Осн. – 1-4; доп. – 3, 7, 25, 35, 36 Тестирование
2. Юридическая наука в системе научного знания 4/6 Осн. – 1-4; доп. – 10, 21, 27 Тестирование
3. Понятийно-категориальный аппарат юридической науки 4/10 Осн. – 1-4; доп. – 21, 27, 40, 41 Тестирование
4. Юриспруденция Древнего Востока и Античности 2/8 Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 21, 25, 39 Тестирование
5. Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени 4/10 Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 5, 21, 24, 25, 39 Тестирование
6. Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом 4/9 Осн. – 1-4; доп. – 3, 8, 9, 14, 18, 21, 24, 25, 35, 36, 39, 41 Тестирование
7. История юридической науки и образования в России 6/10 Осн. – 1-4; доп. – 1, 2, 5, 10, 11, 19, 21, 28-34, 39, 41 Тестирование
8. Научный метод и методология научного познания 2/10 Осн. – 1-4; доп. – 3, 6, 8, 9, 17, 23-25, 35, 36 Тестирование
9. Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов 4/10 Осн. – 1-4; доп. – 14, 16, 18, 21, 26, 28, 37, 38, 41 Тестирование
10. Научное исследование: понятие, организация, методы и методики 2/10 Осн. – 1-4; доп. – 12, 13, 15, 20, 27, 38 Тестирование
  Итого 36/93    

 

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям,для подготовки к промежуточной аттестации, а также методические указания по организации самостоятельной работы и выполнению курсовой работы по дисциплине «История и методология юридической науки» (подразделы 7.1.,7.2. РПД «История и методология юридической науки» – хранится на кафедре теории и истории государства и права ЧелГУ, 1-й корпус, аудитория 317; электронный вариант размещен на странице Института права ЧелГУ - http://www.csu.ru/faculties/law/students/UMK.aspx).

2. Примерные темы рефератов и докладов, эссе, курсовых работ по дисциплине «История и методология юридической науки» (подраздел 4.3. РПД «История и методология юридической науки» – хранится на кафедре теории и истории государства и права ЧелГУ, 1- й корпус, аудитория 317; электронный вариант размещен на странице Института права ЧелГУ - http://www.csu.ru/faculties/law/students/UMK.aspx)

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла,

– в печатной форме на языке Брайля.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

 

4. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «История и методология юридической науки»


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.