Памятник Александру Сергеевичу Пушкину — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину

2022-10-27 38
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Этот памятник давно и прочно вошёл в московскую жизнь, стал её неотъемлемой частью. Достаточно произнести «Встретимся у Пушкина» – и всем всё сразу понятно. Встреча будет на Пушкинской площади, или, как говорят москвичи, на «Пушке», у памятника Александру Сергеевичу Пушкину.

Памятник предполагалось открыть в связи с 80‑летием рождения Пушкина, в день очередной лицейской годовщины – 19 октября 1879 года. Работы задержались, и была назначена новая дата – 26 мая – день рождения поэта. Это был день 81‑й годовщины со дня рождения поэта. Но в связи с кончиной императрицы Марии Александровны торжества перенесли на 6 июня 1880 года.

Газета «Молва» писала: «…в день открытия памятника великому поэту не найдется на Руси ни одного сколько‑нибудь грамотного человека, который нуждался бы еще в разъяснениях, в чем заключается смысл происходящего теперь празднества». Участники праздника вспоминали: «С утра вся Москва на ногах… Все очевидцы этого события отмечали огромное стечение народа… Улицы и тротуары, специальные трибуны, сооруженные предприимчивыми дельцами, и амфитеатр, построенный городом для гостей‑женщин, были полны народа, равно как соседние крыши и окна (где места были проданы заранее…). Когда процессия… появилась из монастырской церкви, четыре оркестра и несколько хоров и групп школьников, которыми всеми дирижировал Рубинштейн, начали исполнять гимн “Коль славен”… Площадь и прилегающие улицы были украшены гирляндами цветов. Делегаты имели особые значки и несли венки… другие несли знамена с названиями знаменитых произведений Пушкина…»

 

Памятник А.С. Пушкину на Пушкинской площади

В речи по поводу открытия памятника Тургенев сказал: «Как бы то ни было, заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого». С речами выступили Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков, А.Н. Майков, Д.В. Григорович, А.Н. Островский. Приветственные телеграммы и письма пришли от Виктора Гюго из Парижа, поэта А. Теннисона из Лондона, немецкого романиста Б. Ауэрбаха, от литературных обществ Праги, Белграда и многих городов России. Фёдор Михайлович Достоевский произнёс знаменитую речью, ошеломившую участников Пушкинских торжеств. В письме к жене Достоевский сообщал: «Люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть вперед друг друга, а любить…» Вокруг площадки памятника на шестах были установлены белые щиты с вытесненными золотом названиями произведений великого поэта. Тверской бульвар украсили гирляндами живой зелени. Народ раскупил у торговцев все ландыши и фиалки и забрасывал ими пьедестал монумента.

К вечеру зажглась иллюминация.

В программу проведения Пушкинских дней с 6 по 8 июня 1880 года, помимо открытия памятника, были включены: публичные заседания Общества, литературно‑музыкальные вечера, выступления известных деятелей культуры, прежде всего знаменитых писателей, торжественные обеды с речами и тостами.

Председателем Пушкинского комитета, главным организатором подготовки выставки и юбилейных заседаний, душой всего дела был Лев Иванович Поливанов – педагог‑просветитель, автор большой книги о Жуковском, постоянно приобщавший молодежь к творениям Пушкина в многочисленных, неоднократно переиздававшихся учебных пособиях и хрестоматиях.

История создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину началась сразу же после его смерти в 1837 году. Один из ближайших друзей и учителей Пушкина, Василий Андреевич Жуковский, сказал императору Николаю I о том, что следует почтить память поэта. Именно тогда возникла мысль о создании «народного памятника» в Михайловском. Но эта идея по разным причинам не получила развития.

В 1855 году с инициативой создания памятника А.С. Пушкину выступили сотрудники министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Восемьдесят два чиновника даже обратились к министру иностранных дел князю Александру Михайловичу Горчакову, учившемуся вместе с поэтом в Царскосельском лицее, с прошением об открытии подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт‑Петербурге.

В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Разрешение на сооружение памятника было дано. Но провести подписку не удалось.

В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея.

После сбора средств было решено объявить открытый конкурс проектов памятника. После подведения итогов конкурса, в мае 1875 года, первая премия была присуждена талантливому скульптору, выпускнику Академии художеств Александру Михайловичу Опекушину. Он к этому времени уже принимал участие в создании монумента «Тысячелетие России» в Новгороде, вылепив для него фигуру Петра I, а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге. Для петербургского монумента Александр Михайлович исполнил уже девять фигур. Для ведения строительно‑монтажных работ Александр Михайлович пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно‑красного сердобольского гранита и окончательный монтаж.

Пушкина скульптор изобразил в глубоком раздумье: склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг.

При этом поза поэта непринуждённая, простая, а взгляд устремлён вдаль. На плече широкий плащ, в левой руке за спиной держит шляпу. Полное сходство с верным портретом поэта и с маской, снятой с лица в день его кончины. Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». Кстати, в 1936 году, при подготовке к 100‑летию со дня смерти поэта, было решено заменить текст стихотворения. Двустишия были заменены на полные четверостишия. При этом старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образовав полуотшлифованный фон светло‑серого цвета, изменивший вид памятника. Исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом с соблюдением старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру – 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединённых бронзовой цепью.

В 1880 году памятник был установлен в начале Тверского бульвара. По композиционному замыслу поэт как бы прохаживался в тени деревьев бульвара.

В 1950 году в связи с реконструкцией Пушкинской площади памятник был передвинут на новое место – на широкий сквер, раскинувшийся там, где когда‑то стоял Страстной монастырь.

Пушкинская площадь, где стоит памятник великому поэту, уникальное место. Начиная с XIV века жизнь на «Пушке» никогда не прекращалась – здесь всё время что‑то переделывалось, строилось, менялось. Современная жизнь площади продолжает исторические традиции. Но единственно, что, кажется, не подвержено старению, суете и переменам, – это памятник великому поэту. Так же как не подвержены этому его творения.

 

Высокопетровский монастырь

 

Образное выражение «дыхание истории» здесь, в стенах Высоко‑Петровского монастыря, наполняется особым смыслом. История одного из древнейших монастырей Москвы тесным образом связана с образованием Московского княжества, становлением Российского государства. И с именами тех, кто эту историю творил.

Его территория занимает целый квартал, расположенный между улицей Петровка, Крапивенским переулком и Петровским бульваром.

В 1325 году великий князь Иван Данилович Калита предложил митрополиту Киевскому и всея Руси Петру перенести митрополичью кафедру из Киева в Москву. Пётр принял предложение московского князя. Это событие положило начало объединению всех русских земель вокруг Москвы.

 

Высокопетровский монастырь  на улице Петровка. В  1992  году монастырь получил статус Патриаршего подворья

Высокопетровский монастырь, по преданию, был основан в селе Высоком на берегу реки Неглинки ещё при жизни митрополита Петра. Начинался он с небольшого деревянного храма во имя апостолов Петра и Павла. Поэтому первоначально монастырь и назывался Петропавловским. После смерти митрополита Петра в 1326 году на его могиле в Успенском соборе Кремля начались исцеления. В 1339 года Константинопольский Вселенский собор причислил Петра к лику святых. Это дало основание Ивану Калите переосвятить храм апостолов Петра и Павла во имя святителя Петра митрополита Московского. А после этого и монастырь в селе Высоком стал именоваться Петровским. Позднее название села соединилось с именем обители и монастырь стала именоваться Высоко‑Петровским.

Монастырь защищал Москву с севера, входил в северное кольцо монастырей‑форпостов вместе со Страстным, Никитским, Рождественским, Сретенским и Ивановским.

Древнейшее сооружение монастыря – собор Митрополита Петра – был построен в 1514–1517 годах. Он является одним из ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Это единственный подобный храм в современной Москве.

Возводился собор итальянским зодчим Алевизом Фрязиным.

Ещё XV веке Иван III пригласил в Москву итальянских архитекторов и мастеров: Аристотеля Фьоранти, Пьетро Солари, Алевиза Фрязина, Марка Фрязина. «Фрязиными» называли тогда итальянцев москвичи, а затем и летописные источники. Итальянские мастера обогатили национальные традиции и формы русской архитектуры новыми прогрессивными приёмами строительной технологии, привнесли новое понимание пропорций, объемно‑пространственной упорядоченности.

Считается, что это Софья посоветовала мужу пригласить итальянских зодчих, которые тогда были лучшими мастерами в Европе. Итальянские мастера продолжили украшать Москву и при великом московском князе Василии III Ивановиче.

Алевиз Фрязин Новый (Алевизио Ламберти ди Монтаньяно) построил в Москве одиннадцать православных храмов. В их числе и собор во имя Петра Митрополита в Петровском мужском монастыре. Алевиз Новый вошёл в историю русской архитектуры и прикладного искусства как великолепный мастер орнамента, тех «фряжских трав», которые затем расцвели в русском искусстве, особенно в XVII веке. Заслугой Алевиза Нового считается и то, что он познакомил русских зодчих с ордером, с оригинальной переработкой древнего перспективного портала, бытовавшего ещё в архитектуре домонгольской Руси.

Расцвет Высокопетровского монастыря пришёлся на последнюю четверть XVII века и связан с покровительством бояр Нарышкиных. Нарышкины были родственниками Петра I по материнской линии. Их московский двор находился по соседству с монастырём и позднее вошёл в комплекс Высокопетровского монастыря (Нарышкинские палаты).

Обитель была любимым местом молитвы и Натальи Кирилловны, матери Петра I. Возможно, в честь любимого святого Наталья Нарышкина нарекла своего первенца Петром.

В 1694 году братия Боголюбского монастыря подарила юному Петру список с чудотворного образа Боголюбской иконы Божией Матери.

По велению царя в 1684–1685 годах на месте деревянной Покровской церкви возводится каменная пятиглавая церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Своды этой церкви стали усыпальницей рода Нарышкиных, здесь были похоронены восемнадцать родственников Петра I.

Рядом с Боголюбской церковью находится небольшое каменное здание часовни, поставленное над могилой Кирилла Полуектовича Нарышкина.

Во время стрелецкого бунта в мае 1682 года на глазах у Петра погибли его дядья – Иван и Афанасий. В память о них в 1690‑х годах в монастыре были построены Святые врата с надвратным храмом Покрова Богородицы и двухярусной колокольней. Тогда же на территории южного двора обители сооружаются братские кельи с церковью для монахов, чтобы те молились за убитых родственников царя.

По возвращении в Москву из Троице‑Сергиевой лавры Пётр приказал возвести в монастыре храм во имя своего духовного покровителя – преподобного Сергия Радонежского, в память о спасении во время стрелецкого бунта. Напуганный стрелецкими волнениями царь укрывался в лавре, основанной Сергием Радонежским.

В борьбе за власть между Петром и его сестрой Софьей Пётр активно укрепляет Высокопетровский монастырь, тогда как его сестра – Новодевичий монастырь. Петровский монастырь должен был стать убежищем царя Петра, поэтому комплекс его строений возводился на средства из государственной казны в предельно короткие сроки. Всего за шесть лет были построены храм Сергия Радонежского, Святые врата, служебный корпус.

На верху центрального креста храма во имя Сергия Радонежского Пётр ставит символ царской власти – корону, чтобы все знали, что здесь молельня государя. При входе в этот храм строится царское крыльцо, с которого Пётр I наблюдал крестные ходы.

После победы над Софьей необходимость в дальнейшем укреплении монастыря отпала. Но Пётр не оставляет обитель без внимания, и строительство на его территории продолжалось и в последующие годы.

Проявляет заботу о монастыре и дочь Петра императрица Елизавета Петровна. Во времена правления Елизаветы Петровны здесь были возведены две церкви. Храм в честь Толгской иконы Божией Матери был построен в 1744 году архитектором Иваном Фёдоровичем Мичуриным к югу от колокольни в память о спасении Петра в Троице‑Сергиевой лавре 8 августа 1689 года. Другая церковь, Пахомия Великого, построена над южными воротами монастыря.

Во время наполеоновского нашествия 1812 года Высокопетровский монастырь был разграблен. В стенах монастыря французы расстреливали москвичей, обвинённых в поджогах, их тела закапывали возле монастырской колокольни.

В 1918 году, на следующий год после установления советской власти, монастырь был закрыт. В Боголюбском храме был устроен завод по ремонту моторов для сельскохозяйственной техники. В храме Сергия Радонежского открыли спортзал, потом здесь был репетиционный зал хореографического ансамбля «Березка». В палатах монастыря была шляпная мастерская и чайная «Общества помощи инвалидам».

С 1990‑х началось возвращение Высокопетровского монастыря Русской православной церкви. Надвратная Покровская церковь вновь освящена в 1995 году. Церковь уникальна тем, что всё в ней керамическое: престол, паникадило, иконы.

В 2009 году Святейший Синод постановил благословить открытие Высоко‑Петровского мужского монастыря для возобновления в нём монашеской жизни.

 

Сандуновские бани

 

Ответ на вопрос о том, как называются самые знаменитые бани в Москве, известен заранее. Конечно же, Сандуновские, именуемые в народе – Сандуны. И об этом знает практически всё взрослое население России.

Уже не одно столетие Сандуновские бани остаются символом русской банной традиции.

Парная баня стала неотъемлемой частью жизни русских с незапамятных времён. «Построил дом – построй баню», – гласит народная мудрость. В бане мылись, отдыхали после тяжелого трудового дня, лечились от различных недугов. Она была олицетворением гостеприимства и домашнего очага.

Мало кто знает, что история Сандуновских бань началась далеко от первопрестольной – в туманном Петербурге. И связана она с именами двух талантливых актеров: Силы Сандунова и Елизаветы Урановой, которые играли на сцене Эрмитажного театра. В екатерининское время Эрмитажный театр был первой оперной сценой, законодателем театральной моды, театром, где проходили лучшие премьеры и работали лучшие отечественные и иностранные музыканты. Всё случилось в 1791 году на представлении комической оперы Пашкевича и Мартин‑и‑Солера «Федул с детьми». Автором либретто оперы была сама императрица Екатерина II. В этот вечер певица Елизавета Уранова (сценический псевдоним Елизаветы Семеновны Фёдоровой, по другим данным – Яковлевой) исполняла главную женскую партию Дуняши.

Когда Лиза пропела последнюю арию и все зрители осыпали её рукоплесканиями, императрица бросила ей свой букет. Лиза схватила его, поцеловала и вдруг сделала нечто совершенно неожиданное: побежала на авансцену, упала на колени и закричала: «Матушка царица, спаси меня!» Она подала императрице заранее заготовленное письмо с жалобой на преследования со стороны канцлера А.А. Безбородко и просьбой разрешить ей выйти замуж за своего жениха, актёра Силу Сандунова.

 

Сандуновские бани

Через два дня в придворной церкви состоялось венчание Силы и Елизаветы. Невеста получила от императрицы богатое приданое. Эта история, быстро обросшая самыми эффектными деталями, вошла в театральные анналы как образец героической борьбы молодых актеров за свою любовь. Ведь эта борьба увенчалась блистательным успехом благодаря их самоотверженности и предприимчивости, несмотря на козни влиятельных противников. О чете Сандуновых охотно писали мемуаристы.

Но порой драматургический ход в жизни и в театре строится по разным законам. И под занавес выходят на поклон не все участники сценического действа. Что делать – в театре жизни нет суфлера.

Вскоре молодые переехали в Москву. В первопрестольной артистическая карьера у Силы Сандунова как‑то не заладилась, и он придумал зарабатывать себе на жизнь иным способом. Продал приданое своей жены, подаренное императрицей, купил участок земли на берегу реки Неглинной и устроил там бани. Первые в Москве каменные бани в народе иначе как Сандуновскими не называли. Бани получились по тем временам роскошными. Наняли опытных банщиков, прислугу. Гиляровский писал: «В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в английском клубе».

Банная карьера Силы сложилась, а вот брак с Лизой оказался неудачным. Они расстались. Он остался в Москве, а Лиза уехала в Петербург и вернулась на сцену.

Со дня своего открытия в 1808 году Сандуновские бани стали центром общественной жизни первопрестольной: чем‑то вроде клуба для дворян и лечебницей для простолюдинов. Баня на Руси всегда была первой потребностью в домашней жизни как для чистоплотности, лечения, так и для своего рода наслаждения.

В Сандуновских банях впервые отделения были разделены на мужские и женские. До того существовали лишь условные перегородки, разделяющие раздетых мужчин и женщин. Для дворян были созданы отдельные номера с мягкими диванами, чистыми простынями, зеркальными раздевальнями, серебряными тазами и шайками. Дамы высшего общества могли приезжать в номера с любимыми моськами, и горничные мыли собачонок вместе с барынями.

В Сандуновских банях зародилось много традиций. Например, богатые московские купеческие невесты приезжали туда перед свадьбой помыться из серебряных тазиков.

В «дворянских» отделениях Сандуновских бань парились и Пушкин, и Толстой, туда не раз заходили Чехов и Шаляпин.

После Сандунова и Урановой бани многократно меняли своих хозяев.

В 70‑е годы XIX века Сандуновские бани перешли в собственность миллионера Ивана Фирсанова, а в 1890 году, после смерти Фирсанова, достались по наследству его дочери, Вере Фирсановой. К этому времени они сильно обветшали и не приносили никакого дохода.

Вера Ивановна была красивой и очень богатой невестой. Несмотря на многочисленных поклонников, миллионерша вышла замуж за бедного гвардейского поручика Алексея Николаевича Гонецкого. По легенде, друзья Гонецкого заверили Веру Ивановну, что гвардеец – единственный наследник польского магната‑миллионера. Как бы там ни было, но после свадьбы Алексей Николаевич смог убедить Веру Ивановну, что стоит вложить средства в Сандуновские бани. Он предложил супруге построить то, чего «Москва ещё не видела и не увидит». На месте развалин возвести «дворец для бань».

Гонецкий с головой окунулся в ознакомление с тонкостями банного дела.

Для постройки «банного дворца» был приглашён один из лучших венских архитекторов того времени – Борис Викторович Фрейденберг. Спроектированный им комплекс из трёх зданий стал образцом эклектики. Однако австриец бросил стройку, не доведя её до половины. Достраивал бани архитектор Сергей Михайлович Калугин.

Новые Сандуновские бани были освящены 14 февраля 1896 года. По воспоминаниям современников, пол‑Москвы пришло посмотреть на новые Сандуновские бани. И действительно, такого «банного дворца» ещё никто не видел.

Просторные светлые залы бани были выложены мрамором и гранитом.

Роскошные интерьеры отличались оригинальностью отделки – Арабский дворик, Мавританский зал, Готический зал, ирландская и русская парные, античный бассейн.

Бани были оснащены самым новым по тем временам техническим оборудованием. Cпециально для Сандуновских бань была построена третья в Москве электростанция. Кстати, турбины этой электростанции вырабатывали ток для освещения венчания на царство Николая II, которое состоялось в том же году. Воду из реки подавали через американские водяные фильтры. Специальная система вентиляции обеспечивала двукратный обмен воздуха в помещении в течение часа.

Как и во времена Сандуновых, здесь собирался московский цвет общества.

После открытия новых Сандуновских бань Фирсанова и Гонецкий расстались. Причиной стала тайная страсть Гонецкого к карточным играм. Он сильно проигрался в карты и заложил бани в одном из ипотечных банков. Вера Ивановна узнала об этом, выкупила бани, а мужа выгнала.

Сандуновские бани в годы советской власти во многом потеряли свой былой лоск: часть фасадов и интерьеров бани были утрачены. В части зданий разместились другие организации.

В 2009 году восстановленные и отреставрированные Сандуновские бани включены в перечень объектов культурного наследия и приняты под государственную охрану. И снова, как и в минувшие столетия, Сандуны продолжают являться символом русской банной традиции и остаются самыми легендарными банями Москвы.

 

Политехнический музей

 

Всё‑таки это более чем примечательный факт, что старейший в мире научно‑технический музей находится в самом центре Москвы.

Кроме того, Политехнический музей, национальный музей истории науки и техники, является одним из крупнейших научно‑технических музеев мира.

Всё началось с создания Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ). Это объединение учёных при императорском Московском университете возникло в 1864 году. Общество ставило своей целью содействовать развитию науки и распространению естественно‑научных знаний.

 

Политехнический музей, один из старейших научно‑технических музеев мира

С самого начала учёные говорили о необходимости создать в Москве общедоступный Музей прикладных знаний. Именно музей, по их мнению, должен был стать постоянной базой, где можно было бы развернуть просветительскую работу. Коллекции музея, по мысли его создателей, должны были представлять мир науки и техники во всём многообразии и тем самым стимулировать развитие профессионального образования и в конечном счёте производства. В мае 1872 года в Москве открылась Всероссийская промышленная выставка. Это была крупнейшая демонстрация промышленных, сельскохозяйственных, военных, научно‑технических и культурных достижений Российской империи. Её приурочили к 200‑летию со дня рождения Петра I. Успех выставки был огромный, за три месяца её посетили 750 тысяч человек. Во многом уникальные экспонаты выставки и легли в основу музея.

12 декабря 1872 года Политехнический музей принял первых посетителей во временно арендованном помещении на Пречистенке, 7. С этого дня началось служение национального музея истории науки и техники делу просвещения и прогресса.

В 1874 году на территории, выделенной Московской городской думой на Лубянке, состоялась торжественная закладка специального здания для музея. Финансировала проект также дума. Проект музея разработал академик архитектуры Ипполит Антонович Монигетти. Ипполит Антонович, выпускник Императорской академии художеств, был главным архитектором императорских Царскосельских дворцов, строил различные здания на императорской даче в Ливадии, в Крыму. Монигетти был отличным архитектором‑практиком, но он оставил о себе память в истории русского искусства и как орнаментист и автор рисунков для художественно‑промышленных производств. Окончить последний из своих трудов – здание Политехнического музея – художнику не позволила тяжёлая болезнь. По проекту Ипполита Антоновича Монигетти в 1877 году была закончена центральная часть здания музея.

Южное крыло Политехнического музея было возведено в 1883 году по проекту архитектора Николая Александровича Шохина. Строительством руководил архитектор Август Егорович Вебер при участии архитектора и реставратора Ивана Павловича Машкова.

Северный корпус строился с 1903 по 1907 год по проекту Василия Ивановича Ерамишанцева совместно с Владимиром Васильевичем Воейковым. Всего же строительство здания продолжалось тридцать лет.

Политехнический музей с первых дней работы стал лабораторией передовой научной и технической мысли. В его стенах рассматривались, демонстрировались и проходили научную апробацию многие технические идеи (радиосвязь, телевидение, телефония, электрическое освещение, техника летательных аппаратов, космические путешествия), обсуждались фундаментальные проблемы науки и общества.

Активная деятельность музея привлекала к нему внимание широкой публики, а также стимулировала активную творческую работу. Сюда приходили такие замечательные учёные, как физик‑электротехник Александр Григорьевич Столетов, основоположник современной аэродинамики Николай Егорович Жуковский, основоположник русской школы физиологии растений Климент Аркадьевич Тимирязев, Николай Алексеевич Умов, посвятивший свою жизнь теоретической и экспериментальной физике, Сергей Алексеевич Чаплыгин, работавший в области теоретической механики и гидроаэродинамики, и многие другие.

Особое место в истории музея сыграла Большая аудитория. В ней стали возможными широкая демонстрация научных опытов, проведение лекций, диспутов, докладов, конференций, литературных вечеров, политических мероприятий с участием около 1000 человек. Неудивительно, что она очень скоро превратилась в главную публичную аудиторию Москвы.

В конце XIX – начале XX века музей стал главным научным, культурным и просветительным центром России.

В послереволюционные годы на смену сложившимся традициям Политехнического музея приходят новые. Официальная установка партии – пропаганда идей социалистической индустриализации.

1934 год стал переломным в судьбе музея – он превратился в выставку «Наши достижения». Выставка была, по сути, «витриной» индустриализации. Главная задача выставки – рассказ об успехах технического творчества в Стране Советов.

Музей уже не столько просвещает, сколько пропагандирует. Причём с классовых позиций.

Только в начале 70‑х годов ХХ века в деятельность Политехнического музея стали возвращаться и укрепляться подлинные музейные традиции. В том числе и формирование музейного собрания с позиции документирования исторического процесса развития техники. И сам Политехнический, и посетители всё в большей степени осознают его музеем в классическом смысле этого слова.

Наконец, в декабре 1991 года музей был объявлен федеральной собственностью и определён как особо ценный объект национального достояния России, включающий собственно музей и Центральную Политехническую библиотеку.

Сегодня в музейном собрании свыше 90 коллекций и более 130 тысяч предметов, многие из которых являются уникальными памятниками науки и техники.

Экспозиция музея занимает около 10,5 тысячи квадратных метров. Она построена по хронологическому принципу. В ней представлены подлинные исторические материалы, памятники науки и техники. Здесь широко использованы действующие макеты и модели, демонстрационные установки, художественные диорамы.

Каждый раздел музея по‑своему уникален и неповторим.

Одна из интереснейших коллекций в разделе «Автоматы». Экспозиция «Часы и часовые механизмы» вместила в себя несколько эпох развития часов.

В разделе «Радиоэлектроника и электросвязь» можно увидеть первый в мире радиоприемник Александра Степановича Попова и коллекцию телеграфных аппаратов, начиная от первого электромагнитного телеграфа российского электротехника Павла Львовича Шиллинга. Одна из старейших коллекций музея, «Минералы, горные породы, полезные ископаемые», представлена в разделе «Горное дело».

Девять антикварных автомобилей, среди которых легковой автомобиль «Руссо‑Балт» 1911 года, единственный сохранившийся в мире российский автомобиль того времени, демонстрируются в разделе «Транспорт».

Политехнический музей – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно‑технических музеев мира, успешно осуществляет некогда поставленную задачу содействовать развитию науки и распространению естественно‑научных знаний.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.