Особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке

2022-10-27 38
Особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Этот особняк на бывшей территории Земляного города большинство москвичей связывает с именем героини романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Многие литературоведы с этим не согласны, так как считают, что скорее всего писатель, так же как и в случае описания других домов романа, соединил описания нескольких зданий в одно. Но все без исключения москвичи согласны с утверждениями историков архитектуры, что особняк на улице Спиридоновка, 17 – выдающийся образец неоготического стиля. И является не только украшением улицы, но и занимает достойное место среди архитектурных памятников всей столицы.

История владения на Спиридоновке, близ Патриарших прудов, прослеживается с середины XVIII столетия. В 1893 году старинную дворянскую усадьбу купила потомственная почётная гражданка Зинаида Григорьевна Морозова, жена Саввы Тимофеевича Морозова. Хотя купчая по распространенному обычаю того времени была оформлена на жену, фактическим владельцем дома был сам известный промышленник и меценат Савва Тимофеевич. Женился Морозов по любви, не побоявшись скандала. Дело в том, что 19‑летняя Зинаида Григорьевна уже была замужем, да ещё и за родственником, двоюродным племянником Саввы, и уже носила фамилию Морозова.

 

Особняк Морозова

Сразу после покупки Морозовы решили строить новый дом. Исполнение заказа Морозов доверил молодому архитектору Фёдору Осиповичу Шехтелю. Шехтель уже построил для Морозова дачу в Киржаче – сказочный деревянный теремок, очень понравившийся заказчику.

Савва Тимофеевич решил, что и особняк во имя его любви к необычной женщине – Зинаиде Григорьевне, сможет возвести именно Шехтель. К этому времени Савва Тимофеевич был очарован английской готикой. После окончания Московского университета он продолжал образование в Англии, изучал химию в Кембридже. Там, в туманном Альбионе, он и познакомился с яркими образцами средневековой архитектуры.

И Фёдор Шехтель в то время увлекался романтикой Средневековья.

К 1893 году, то есть ко времени заказа особняка на Спиридоновке, вкусы заказчика и устремления архитектора счастливо совпали. И это совпадение привело к потрясающему результату.

Никто не мог предположить тогда, что этот особняк станет первым вестником зарождавшегося в России архитектурного стиля.

Но в том же 1893 году осуществление проекта оказалось под угрозой.

На самом деле заказ такого масштаба был для Шехтеля первым. Всё, что он строил раньше, не шло ни в какое сравнение с тем, что хотел возвести один из самых богатых людей России. Мало этого, талантливый, обладавший природным даром гениального рисовальщика Шехтель был недоучкой. Он был отчислен с третьего курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества за «систематические непосещения». Поэтому Шехтелю, к тому времени уже державшему собственное архитектурное бюро, пришлось экстерном сдавать экзамен на право производства строительных работ, чтобы получить право подписывать свои чертежи собственным именем.

План и композицию дома на Спиридоновке Шехтель разработал за два месяца. Уже в начале августа 1893 года чертежи были поданы на утверждение в Московскую городскую управу. Они были одобрены. Но строить особняк по чертежам получил официальное разрешение не Шехтель, а архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Дело в том, что до января 1894 года Шехтель не имел права самостоятельно вести строительные работы.

Строительство дома началось осенью 1893 года. Шехтель продолжал проектные работы по дому, а с зимы 1894 года уже стал сам вести и архитектурный надзор. Собственноручно им сделано по зданию около 600 чертежей. Среди них – фасады, планы, разрезы, развёртки стен, детали, люстры, мебель. Задумывая дом как живой, единый организм, Шехтель стремился не допустить случайности ни в целом, ни в деталях.

Для осуществления замысла самобытному архитектору требовался не менее самобытный художник. И при этом союзник. Им стал замечательный русский художник Михаил Александрович Врубель. Их совместная работа над домом Морозовых продолжалась четыре года. Два мастера не всегда сразу находили взаимопонимание. Но окончательный результат был великолепен и принёс каждому признание и успех.

На парадной лестнице Врубель сделал скульптурную группу «Роберт и монахини» и витраж «Рыцарь». Для Малой гостиной им написаны три панно «Времена дня». Вероятно, по рисунку Врубеля исполнено живописное орнаментальное убранство в кабинете Саввы Морозова. Каждое из этих произведений имеет непростую историю создания и дальнейшего бытования.

Окончательная отделка дома завершилась в 1898 году.

Шехтель создал здание, которое стало этапным в истории русской архитектуры. Стиль «английской готики» поражал логикой сочетания объёмов, пропорциями, пространственными отношениями.

Исключительное пластическое единство и духовную утончённость придавало особняку отсутствие чётких границ между архитектурой, скульптурой и живописью. И в то же время внутреннее пространство поражало стилевым разнообразием.

Архитектор избрал для особняка новую планировочную структуру. Суть её заключалась в чётком обозначении композиционного центра. Таким центром стал вестибюль и аванзал.

С одной стороны к аванзалу примыкает одноэтажная часть здания – Большой мраморный зал и две гостиные. С другой – двухэтажная часть дома с парадной лестницей, столовой, кабинетом хозяина, бильярдной, спальней, будуаром хозяйки, детскими и другими комнатами. Забота о комфорте и удобстве жилья выразилась в тщательно продуманном плане.

В 1898 году Савва Морозов поселился в чудо‑особняке с молодой женой. Зинаида Григорьевна, став хозяйкой особняка, окрещённого московской молвой «палаццо», держала, как говорилось, открытый дом. Морозовы охотно принимали и людей своего круга, и творческую интеллигенцию.

Здесь частенько собирались представители артистических кругов. Савва Тимофеевич дружил с Константином Сергеевичем Станиславским и Максимом Горьким. Известно, что своего Егора Булычева Горький писал с Саввы Морозова.

После загадочного самоубийства Саввы Тимофеевича Морозова в мае 1905 года Зинаида Григорьевна решила расстаться с владением на Спиридоновке. Она говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.

В 1909 году она продала усадьбу Михаилу Павловичу Рябушинскому. Семья Рябушинских жила здесь до лета 1918 года.

С 1929 года он находится в ведении Наркомата иностранных дел, ныне это Дом приемов министерства иностранных дел России.

В августе 1995 года в знаменитом московском особняке Морозовых на Спиридоновке произошёл пожар.

Успешно завершённое к августу 1996 года восстановление особняка стало поистине беспрецедентным событием в русской реставрационной практике. Работы получили высшую оценку российских и зарубежных специалистов.

И вновь, как и с момента постройки в 1898 году, от дома с готическими башенками, стрельчатыми окнами, зубцами на стенах веет тайной и духом Средневековья.

 

Гостиница «Метрополь»

 

Пожалуй, трудно найти в столице другое здание, с которым было бы связано столько выдающихся имен, событий. А также легенд, преданий и мифов. Говорят, что когда‑то всё здание гостиницы «Метрополь» – жемчужины русского модерна и новорусского стиля, – опоясывала майоликовая надпись со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое‑чему».

Трудно представить, что когда‑то гостиница планировалась всего‑навсего маленькой частью задуманного русским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым комплекса. По мысли Саввы Ивановича, в комплекс должны были войти театр, рестораны, художественные галереи, помещение для проведения спортивных состязаний.

До начала XIX века на этом месте был проезд. Первые упоминания о нём встречаются ещё в XV веке. В 1838 году богатый московский купец из старообрядцев Фёдор Иванович Челышев строит в начале проезда, на пустыре около Театральной площади, трёхэтажную гостиницу с банями. Автором проекта считается Осип Иванович Бове. Москвичи называли Челышевское подворье «Челышами».

В 1898 году «Челыши» и близлежащую территорию приобрело Санкт‑Петербургское общество страхований, учреждённое промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым.

Вот на этом месте Савва Иванович и решил построить грандиозный культурный центр, в котором разместились бы крупнейший в Европе театр (театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С.И. Мамонтова), выставочные залы, каток, зимний сад. И, конечно, гостиница. Собственно, с гостиницы и было решено начать возведение всего комплекса.

 

Гостиница «Метрополь»

В 1899 году был проведён конкурс на лучший проект комплекса. Конкурс выиграли один из крупнейших мастеров стиля модерн архитектор Лев Николаевич Кекушев и его помощник, выпускник Института гражданских инженеров в Петербурге Николай Львович Шевяков. Однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Францевича Валькота, занявшего четвёртое место. Вильям Францевич, выпускник Высшего художественного училища Санкт‑Петербургской академии художеств, сблизился с Саввой Ивановичем во время пребывания в мамонтовском имении Абрамцево и работы в Абрамцевских гончарных мастерских. Строительство началось без промедлений. Проект предусматривал не снос старой гостиницы, а её радикальную перестройку и объединение общими фасадами с новыми корпусами.

Но первоначальному замыслу Мамонтова не суждено было сбыться. В самом начале строительства Савву Ивановича Мамонтова обвинили в финансовых нарушениях и арестовали. Суд оправдал его, но он разорился и больше не мог принимать участие в проекте.

После ареста Мамонтова новые владельцы нанимают управлять строительством Льва Николаевича Кекушева. Лев Николаевич стал и соавтором гостиничного комплекса, так как внёс в проект Валькота существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума, планировался Валькотом как театральный зал на три тысячи зрителей. Но зал был переделан под ресторан. А театр, точнее кинотеатр, всё же появился. В 1906 году в гостинице был открыт первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр Модерн».

Специалисты считают, что участие Кекушева, вероятно, было главным фактором успеха этого проекта, так как ничто из прежней практики Валькота не подходило к масштабам «Метрополя».

Новые инвесторы отказались от идеи Мамонтова создать большой культурный комплекс и решили строить только гостиницу. Правда, не простую, а высшего разряда.

В 1901 году здание гостиницы было уже почти готово, когда в нём вспыхнул пожар. Огонь уничтожил почти все интерьеры. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором Стефаном Петровичем Галензовским. Гостиница, ставшая образцом стиля модерн, открылась в 1905 году. Из 400 номеров, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых.

Москвичи окрестили новую гостиницу «Вавилонской башней», так как здание было причудливо украшено. Вызывали изумление башенки, барельефы, стеклянные купола, ажурные решетки, майоликовые панно, среди которых «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и другие, исполненные по сюжетам Александра Яковлевича Головина.

Главным украшением фасада до сих пор служит керамическое панно «Принцесса Греза», созданное по картине Михаила Александровича Врубеля.

Для своего времени «Метрополь» представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс. Он был оснащён самым современным в те годы оборудованием – лифтами, телефонами, холодильными установками, вентиляцией. Из кранов текла горячая вода, что было в то время диковинкой. В здании гостиницы размещались три ресторана, которые очень скоро обрели большую популярность и у москвичей, и у состоятельных приезжих.

По сути, создание «Метрополя» было широкомасштабным экспериментом, неотъемлемым от дальнейшего развития стиля модерн в России, да и всей русской архитектуры XX века.

В ресторанах «Метрополя» бывали выдающиеся писатели, композиторы, музыканты, актёры. Там неоднократно выступал великий русский бас Фёдор Иванович Шаляпин. В кабинетах «Метрополя» заключали миллионные сделки крупные российские промышленники.

Во время октябрьских событий 1917 года гостиница стала одним из опорных пунктов сопротивления большевистскому перевороту. Отряды юнкеров, занявшие «Метрополь», шесть дней отбивали атаки красногвардейцев и отступили только после того, как большевики стали обстреливать здание тяжёлой артиллерией.

В 1918 году в здании разместился второй Дом Советов. Здесь одновременно находились правительственные учреждения и жили партийные и государственные деятели. В номерах размещались народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, народного хозяйства.

До 1919 года в здании проходили заседания ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета).

Центральный ресторан «Метрополя» стал залом заседаний, где выступали вожди большевиков.

Затем в номерах поселились деятели Коминтерна (Коммунистического интернационала). «Метрополь» стал центром международной разведывательно‑террористической организиции.

В 1920‑е годы «Метрополю» вернули статус гостиницы.

К концу ХХ века здание «Метрополя» значительно обветшало. В 1986 году начались комплексные работы по реставрации и переоборудованию. Были привлечены лучшие отечественные и зарубежные строители и реставраторы. Были восстановлены фасады и интерьеры, переоборудованы номера. Проведены работы по укреплению фундаментов гостиницы, возведённой в довольно сложном месте – на берегу бывшей реки Неглинки. В ходе реконструкции был построен новый главный вестибюль, заменены лифты. Антикварную мебель отвозили на реставрацию в Эрмитаж.

С декабря 1991 года обновленный «Метрополь», жемчужина модерна, вновь предстал во всей красе.

 

Гостиница «Националь»

 

Она давно уже стала синонимом утончённого изыска. Что, впрочем, неудивительно. Ведь «Националь» изначально задумывалась как роскошная гостиница мирового класса.

На том месте, где сейчас располагается гостиница, с конца XVIII века находились доходные дома богатого выходца из Тулы купца Москвина.

В XIX веке было образовано «Варваринское акционерное общество домовладельцев». Это общество выкупило участок на углу Тверской и Моховой под новую застройку. Очень скоро на этом участке были возведены несколько доходных домов. Квартиры в них сдавались по довольно умеренным ценам. Первые этажи домов были отданы под всевозможные лавки.

Ещё при проектировании этих домов было решено, что основному зданию, стоящему на углу Тверской и Моховой, будет придана полукруглая форма. Именно такой полукруглый угловой выступ был очень популярен для московской архитектуры с конца XVIII века.

В 1901 году домовладельцы решили на месте углового здания построить роскошную гостиницу. По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приёма и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты. Первоначально гостиница называлась «Национальная».

Проектировщиком и архитектором был приглашён выпускник Императорской академии художеств Александр Васильевич Иванов. Единственное условие, которое было ему поставлено, – сохранить полукруглый угловой выступ.

 

Гостиница «Националь»

Александр Васильевич был достаточно востребованным и успешным зодчим, и после работы над гостиницей он даже возглавил Московское архитектурное общество (МАО) – первое объединение московских архитекторов и инженеров‑строителей. Кстати, МАО положило начало систематическому изучению древнерусской архитектуры, являлось инициатором съездов архитекторов, организовало первую в России архитектурную выставку. Но из многочисленных работ Александра Васильевича Иванова в Москве сохранилась лишь гостиница. Второй его большой проект – здание страхового общества «Россия» на Лубянке – было полностью перестроено под НКВД‑КГБ‑ФСБ в 1940‑е годы, а постройки в Зарядье снесены при подготовке к строительству нереализованного высотного здания. В своём архитектурном проекте гостиницы «Национальная» Александр Васильевич предусмотрел сохранение в общих чертах облика предшествующей постройки, в том числе и полукруглого угла, но решил построить здание в модном тогда стиле эклектики с элементами модерна. Поэтому в наружном убранстве использовано большое количество лепнины.

Для постояльцев двери гостиницы открылись 1 января 1903 года. Тогда стоимость за проживание в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки. Для сравнения: в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10–15 рублей, что считалось неплохим доходом.

Гостиница поражала не только великолепием, но и техническими новшествами. Современные материалы и технологии, отделка природным камнем, керамической плиткой, лепнина и майоликовые панно, дорогой мозаичный пол. Была установлена оригинальная система вентиляции.

Особым великолепием отличался интерьер вестибюля гостиницы с главным акцентом в виде парадной лестницы, которая имела уникальную для начала XX века конструкцию. Белый мрамор сочетался в ней с лепными позолоченными украшениями металлических ограждений и гармоничной мозаикой уникальных витражей на главной лестнице.

Вестибюли сочетали в себе разные породы мрамора.

Особое восхищение вызывали лифты.

Отличалось и внутреннее убранство номеров. Все номера были оснащены телефонной связью. В каждом номере была уютная ванная комната, облицованная плиткой, изготовленной на русско‑богемском керамическом заводе.

Мебель для номеров была изготовлена на фабрике Ф.Ф. Мельцера.

«Национальная» весьма дорожила своей репутацией. На службу нанимали только с письменной рекомендации уже работающего в гостинице персонала. Каждый работник дорожил своим местом, так как состоять в штате такой гостиницы было весьма престижно и, конечно, доходно.

Особой гордостью владельцев гостиницы и визитной карточкой гостиницы был её ресторан. Он всегда удивлял гостей разнообразием и затейливостью меню, в особенности блюд русской национальной кухни. Перечисление одних лишь закусок поражало воображение: устрицы, бульон, борщок, царский студень, поросята сливочные, кулебяки разные, паштеты из дичи с трюфелями, форель гатчинская, нельма сибирская, лососина висляндская, осетрина кучугурская, ростбиф, ветчина, телятина, солонина, огурцы нежинские, индейка, каплуны, фазаны кавказские, рябчики сибирские и салаты разные.

Металлический козырек с грифонами, растяжками, вензелями и вывеской с датой открытия гостиницы – 1903 год – был установлен в 1905 году.

Длительное время существовала легенда, что точно такой же козырек, установленный в средней части фасада здания на Тверской улице, был уничтожен взрывом гранаты во время революционных событий в октябре 1917 года. Документального подтверждения этой легенды нет, а вот то, что происходило после 1917 года, документы сохранили.

В номерах, где когда‑то бывали Фёдор Иванович Шаляпин, Николай Андреевич Римский‑Корсаков, разместилось советское правительство. Поэтому саму гостиницу освободили от постояльцев.

После переезда правительства в Кремль было решено сохранить гостиницу, но переименовать её в духе революционного времени, по‑новому – «Националь», первый Дом советов. Вместе с названием изменилось и содержание: гостиница в первое же десятилетие превратилась фактически в общежитие. Всё это привело к обветшанию здания и разрушению всех систем жизнеобеспечения.

В 1931 году «Националь» был капитально отремонтирован. К моменту окончания ремонта в 1932 году на фасаде «Националя» разместили масштабное полотно площадью в 120 квадратных метров, которое изображало индустриальный пейзаж – вышки электропередач, заводские трубы и трактора – все, что, по мнению идеологов советского искусства 1930‑х годов, лучше отражало дух времени, чем первоначальный античный сюжет.

После этого ремонта внутреннее убранство неожиданно и очень существенно пополнилось. Причём совершенно уникальными вещами. Среди предметов внутреннего убранства в гостинице «Националь» оказались мебель и произведения искусства, принадлежавшие царской семье. В том числе из Царскосельского и Аничкова дворцов. Пожалуй, ни один отель в мире не мог тогда сравниться с «Националем» по уровню такого высокохудожественного интерьера, который располагал уникальными предметами мебели, живописью, музыкальными инструментами музейного уровня.

Очередная масштабная реконструкция в «Национале» была проведена с 1991 по 1995 год.

Сегодня «Националь» имеет статус памятника архитектуры федерального значения, что неудивительно. Ведь «Националь» за более чем вековую историю превратился в своего рода гостиницу‑музей.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.