Межнациональное согласие и общественная идентичность , культура межэтнических и межконфессиональных отношений. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Межнациональное согласие и общественная идентичность , культура межэтнических и межконфессиональных отношений.

2022-10-27 117
Межнациональное согласие и общественная идентичность , культура межэтнических и межконфессиональных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обеспечение межнационального согласия в стране является одним из важнейших приоритетов политики государства, ĸᴏᴛᴏрое инициирует и поощряет всевозможные формы диалога, а также усиления взаимных связей и отношений между людьми. Сегодня, для российского общества, с его многонациональным укладом – национальному вопросу присущ фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель, да и любой человек должен отдаватьсебе отчёт в том, что одним из главных условий самого существованиянашей страны является межнациональное согласие.

Конечно, одним из важнейших путей достижения стабильности в обществе и межнационального согласия является экономическая политика, направленная на рост благосостояния граждан России. Ведь существует распространенное мнение, что национализм и национальные конфликты идут рука об руку с бедностью. Причем, с бедностью не только материальной, но и духовной. Расизм, национальный шовинизм, крайние формы национализма — это показатели бедности культуры, нехватки знаний, это неумение понять и оценить духовное богатство других народов. Наше единство основано на разнообразии.

Межнациональное общение, как и любое другое общение, представляет собой диалоᴦ. Слово диалог (от греч. dialogos) в наиболее распространенном значении принято понимать как разговор двух или нескольких лиц. В философии и публицистике существуют произведения в форме диалога как способ в яркой, интересной и позволяющей следить за ходом развития мысли форме донести до читателя важные идеи. В культурологии диалог принято понимать, как один из способов взаимодействия различных субъектов культурно-исторического процесса. Такими субъектами являются, прежде всего, различные общности людей: социальные, этнические, конфессиональные, политические. А формирование культуры межнационального общения включает в себя:

- сообщение знаний о народах, проживающих на одной территории;

- стимулирование эмоционального переживания знаний, что ведет к выработке взглядов, убеждений;

- воспитание национальных чувств;

- организацию позитивного опыта общения с людьми разных наций;

- формирование нравственной мотивации поступков, поведения в процессе межнационального общения.

Как уже отмечалось ранен, Россия является многонациональной страной, объединяющей представителей более чем 180 этнических групп. Поэтому межэтнические отношения в нашей стране являются вопросом первостепенной важности.

Сегодня этническая и конфессиональная ситуация в современной России и субъектах РФ является динамичной и неустойчивой. На динамику межэтнических и межконфессиональных отношений в перспективе оказывают влияние внутренние (изменения этнодемографического состава населения, расселения, экономического и социального положения населения, изменение отношения населения к религии, деятельность отдельных религиозных организаций, национальная политика) и внешние (появление значительных групп иностранных трудовых мигрантов, деятельность националистических и экстремистских движений, пропаганда этнической и религиозной неприязни в средствах массовой информации и в Интернете) факторы. Все они создают условия для возникновения новых межэтнических и межконфессиональных противоречий, напряженности и конфликтов.

Межэтнические отношения проникают в самые разные сферы современного общества. Ряд авторов отвергают возможность построения межэтнических отношений на основе доминирования, преобладания психологической напряженности, полагая, что необходим поиск совместного подхода, который неизбежно приведет к формированию «третьей культуры».

Говоря о межконфессиональных отношениях, отметим, что конфессия (от латинского confessio), означает вероисповедание. Обычно термин «конфессия» применяется к какому-то направлению в рамках отдельной религии. Взаимодействие между религиями и конфессиями составляет межконфессиональные отношения.

Одна из основных проблем и причин конкурентных межконфессиональных отношений - это убежденность приверженцев каждого религиозного направления, что именно их идеология и вера - наилучшие. Это создает основания для втягивания религии в межэтнические и межгосударственные конфликты. Тогда религия может быть представлена с позиции силы.

Итак, межэтнические и межконфессиональные отношения могут принимать форму мирного сотрудничества либо межэтнических конфликтов. Наиболее эффективным средством предупреждения конфликтов и нетерпимости является воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе крайне важно укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в содействии свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространении ценностей толерантности и разъяснении опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. Вместе с тем, проявление толерантности не означает отказа от своих убеждений или уступки чужим. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не бывают навязаны другим.

На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.

Как и любое многонациональное государство Россия оказалась перед необходимостью выработки и осуществления эффективной национальной политики. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. - это базовый документ долговременного значения в области урегулирования, развития в стране национальных, межнациональных (межэтнических) отношений.

Сегодня данная Стратегия положена в основу координации деятельности органов государственной власти всех уровней в сфере государственной национальной политики РФ, обеспечения их взаимодействия с институтами российского общества.

Документ разработан в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Он направлен на активизацию всестороннего сотрудничества народов РФ, развитие их национальных языков и культур.

Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации 1993 г., общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства. Так, согласно Основному Закону РФ «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Отсюда становится очевидным и значение Стратегии для понимания сущности, особенностей современной государственной национальной политики РФ.

В завершении рассмотрения данного вопроса отметим, что не следует забывать, что каждый народ имеет свой язык, обычаи и обряды, праздники и верования… И их надо принимать такими, какие они есть, принимать и уважать.

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведения занятия по морально-психологической подготовке

с руководящим составом органов внутренних дел Российской Федерации

Г.

Тема: Тенденция развития внутренних и глобальных миграционных процессов. Основные направления миграционной политики Российской Федерации. Роль МВД России в обеспечении миграционной безопасности государства.

Цель: изучить Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации в совокупности с тенденциями развития внутренних и глобальных миграционных процессов.

 

Сложно переоценить значение миграционных процессов для социально-экономического и демографического развития России.

В июне 2012 года Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. К тому моменту накопился ряд проблем в сфере миграционной политики России.

Во-первых, Российская Федерация имела невысокую миграционную привлекательность среди высококвалифицированных граждан в сравнении с другими странами, которые принимают трудовых мигрантов. Новое поколение мигрантов из стран Содружества Независимых Государств отличалось от предшественников тем, что обладало более низким уровнем образования, знания русского языка и квалификации.

Во-вторых, во внутренних миграционных процессах отмечались неблагоприятные тенденции. Территориальная мобильность населения России на локальном уровне ниже, чем в других странах. Это связано со значительными расходами на переселение, слабым развитием транспортной сети, ограниченным рынком аренды жилых помещений, высокими ценами на покупку жилья, невысоким уровнем доходов большинства населения. Самым распространенным направлением межрегиональной внутренней миграции являлось перемещение в центральные регионы. Это вызывает дисбаланс распределения населения по территории страны.

В-третьих, существенную угрозу безопасности миграционной политики создавали проблемы в законодательстве, которые обуславливались его несоответствием настоящим и будущим потребностям развития экономики и социальной сферы, интересам предпринимателей и инвесторов, а также населения в целом. Текущие нормативные акты больше ориентировались на привлечение работников на время. В них содержалось недостаточное количество мер для обеспечения переезда на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.

В-четвертых, наблюдались тенденции роста незаконной миграции. Каждый год в России незаконно трудились от 3 до 5 млн иностранцев, не имея на это официального разрешения. Из-за этого возникал целый ряд проблем, главные из которых - усиление теневого сектора экономики, подпитываемого дешевой незаконной рабочей силой, и усиление негативного отношения россиян к мигрантам.

Кроме того, практически не использовался потенциал системы образования России для миграционных процессов. Хотя образовательная миграция может обеспечить значительную часть потребности в квалифицированных и интегрированных в стране мигрантах.

Таким образом, государственная миграционная политика Российской Федерации в 2012 году имела ряд первоочередных задач. Таких как реализация условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защиты. Работа по этим направлениям затруднена слишком сложной системой получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также неурегулированностью правового положения иностранных граждан. В результате отсутствия необходимых программ адаптации и интеграции мигранты изолированы от принимающего общества, а граждане России все более негативно к ним относятся. Чтобы достичь результата, для организации программ интеграции и адаптации целесообразно привлекать представителей всех заинтересованных сторон (правительства государств происхождения мигрантов, самих мигрантов, предпринимателей, неправительственные организации), а также полностью использовать потенциал СМИ.

Необходимо содействовать жилищному обустройству вынужденных переселенцев, совершенствовать процедуру предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам.

По опыту государств, которые активно привлекают трудовых мигрантов, можно сделать вывод о положительном влиянии миграционных процессов на ускорение социально-экономического развития и обеспечения роста благосостояния населения. Необходимо модернизировать всю систему управления миграционными процессами в Российской Федерации, чтобы реализовать заложенный в них положительный потенциал.

 

Под выработкой государственной политики можно понимать совокупность стадий, факторов (условий), деятельности субъектов политики и групп влияния в ходе выбора стратегических целей и их закрепления, в соответствующих документах (программах, заявлениях, законах, доктринах).

Таким образом, в широком смысле миграционная политика:

– является одним из направлений государственной политики и определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством в этом направлении;

– представляет собой государственную концепцию регулирования миграционных процессов;

– неразрывно связана, с проводимой экономической, – социальной, демографической, национальной, культурной политиками.

Миграционная политика в узком смысле, направлена на то, чтобы изменять численность, состав, направление движения и расселение мигрантов, влиять на их интеграцию, что непосредственно должно отвечать текущим и стратегическим потребностям территории.

В целом, миграционную политику можно определить как систему общепринятых идей, целей, политических средств, совокупность и взаимодействие основных составляющих: концептуальной основы, законодательства, институциональной структуры, инструментов реализации – с помощью которых, прежде всего государство, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно–историческим условиям, осуществляет регулирование иммиграционных процессов.

Концептуальная основа миграционной политики предполагает три основных подхода к изучению миграции. Первый – рассмотрение миграции населения в неразрывной связи трех ее стадий: формирование миграции, появление «готовности» мигрировать, действие «отталкивающих» и «притягивающих» факторов; реальные перемещения (процесс миграции) и приживаемость или интеграция мигрантов. Второй – вычленение ключевых миграционных проблем и проблемно–однородных групп мигрантов и территорий. Третий – учет как объективных регуляторов миграции (условий жизнедеятельности), так и субъективных (личностных) факторов (поведенческий подход).

Кроме того, концептуальная основа миграционной политики предполагает определение стратегии, цели миграционной политики, учет национально–исторических условий, взаимодействия социально–экономических, демографических, политических условий.

В теоретическом аспекте важным является определение стратегии и целей миграционной политики. Определение стратегии и целей миграционной политики необходимо осуществлять с позиции трехстадийности миграционного процесса, что позволяет понять сущность миграции населения как объекта управления.

Таким образом, миграционная политика есть комплексное управление миграционными процессами, что предполагает следующие воздействия:

– формирование миграционных установок населения;

– определение оптимальных масштабов; направлений миграции, формирование переселенческих контингентов;

– содействие процессу адаптации и интеграции мигрантов.

При этом управление миграционными процессами в районах исхода мигрантов по сути своей принципиально иное чем в районах их вселения.

Разработка концептуальной основы миграционной политики предполагает несколько этапов:

Первый этап – разработка стратегических целей. Данный этап является наиболее важным, так как связан с установлением параметров рассматриваемой политики.

Для разработки целей миграционной политики крайне важно провести классификацию миграционных процессов по факторам и причинам, непосредственно их вызывающим. Это связано с тем, что воздействие на миграционное поведение (управление миграционными процессами) в первую очередь направлено на создание необходимых мотивов или ликвидацию возникших причин для территориального перемещения населения. Существует множество подходов к классификации факторов миграции населения, однако все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению совокупные преимущества в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.

Целесообразно выделять следующие крупные группы причин миграции населения – экономические, социальные (в том числе брачные и семейные), культурные (в том числе этнические, религиозные и расовые), политические (в том числе военные).

Таким образом, с точки зрения методологии разработки миграционной политики классификация всех составляющих элементов миграционного процесса крайне важна, так как регулирующее и сбалансированное воздействие необходимо оказывать на все его составляющие, каковыми являются различные виды миграции населения, формы, факторы и причины, вызывающие миграцию населения.

Несомненно, что для разработки миграционной политики важно определить в первую очередь факторы и, побудительные причины, влияющие на мотивацию к переселению.

Исходя из вышесказанного, стратегическая цель миграционной политики страны исходит из социально–экономического развития страны, которое позволит обеспечить достойный– уровень жизни граждан России, преодолеть негативные тенденции современной демографической ситуации (компенсация естественной убыли населения страны), а также обеспечит безопасность государства и его населения.

Таким образом, стратегия и цели миграционной политики конкретизируются исходя из трехстадийного преставления о миграционных процессах. Соподчиненность целей, и дифференциация по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия. Однако, необходимо отметить, что реализация этих целей должна обеспечить, достижение общей стратегическою цели – оптимизации миграционных процессов, что находит выражение в. сочетании общественных и личных интересов, при котором в наибольшей степени удовлетворяются интересы государства и потребности мигрантов.

Исходя из целей миграционной политики, необходимо определить задачи миграционной политики, по средствам которых будет решаться общая стратегическая, цель миграционной политики; которая предполагает осуществление территориального перераспределения населения в соответствии с геополитическими, экономическими, социальными и политическими интересами государства, в числе которых приоритетными следует считать:

Наряду с приоритетными, необходимо решать и другие задачи, направленные на совершенствование управления миграционными процессами, в том числе:

– в совершенствовании правового обеспечения миграционных процессов;

– создании эффективной системы иммиграционного контроля, основным элементом которого должна стать единая система учета всех лиц, участвующих во внешних миграционных процессах;

– в привлечении к более активному и предметному участию в решении миграционных проблем неправительственных организаций.

Необходимо отметить, что для разработки эффективных управленческих решений в области миграции населения, другими словами грамотной миграционной политики не столь важны точные количественные прогнозы миграционных процессов, а точное прогнозирование тенденций, их оценка, с точки, зрения» влияния на социально–экономическую ситуацию как положительных, так и негативных результатов данного влияния.

Важнейшей составляющей миграционной политики, является ее законодательное обеспечение. Анализ показывает, что в Российской Федерации существует солидная законодательная база, регулирующая отношения в миграционной сфере. С учетом того обстоятельства, что Российская Федерация официально признает приоритет международного права перед национальным, в основу современных нормативно правовых актов положены соответствующие международно–правовые документы.

Реализация миграционной политики, предполагающей решение основных миграционных проблем, в первую очередь, входит в сферу ответственности уполномоченных государственных органов, составляющих ее институциональную систему. Институциональная структура миграционной политики должна объединять как политические, так и административные структуры. Независимо от того, будут ли сосредоточены все функции в единой структуре или распределены по нескольким органам, должно быть обеспечено исполнения ключевых функций институциональной структуры, которые охватывают все направления деятельности, обеспечивающие реализацию миграционной политики.

Наиболее эффективно сочетание административных и экономических инструментов, как стимуляторов, и антистимуляторов. Из зарубежного опыта в качестве примера можно привести субсидии фирмам, переводящим свои предприятия и конторы из перенаселенных агломераций (мегаполисов), в другие менее населенные регионы, или налоговые антистимулы в отношении крупных агломераций. Несомненно, что основными экономическими инструментами– реализации миграционной политики,, являются; финансовые рычаги: кредитование, субсидирование, страхование и др. как инструмент гарантированной государственной помощи мигрантам можно использовать метод квотирования. Кроме того, основным инструментом агрегации целей; задач реализации миграционной политики могут быть целевые программы. На данный момент существует лишь, одна программа: Государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в Россию.

Таким образом, анализ теоретико–методологических основ формирования миграционной политики позволяет выявить взаимосвязь и взаимозависимость миграционной политики и других сфер общественной жизни, выделить составляющие миграционной политики и ее подсистем.

 

 

КОНЦЕПЦИЯ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.