Обеспечение информационной безопасности и защита личного состава органов внутренних дел от негативного информационно-психологического воздействия — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Обеспечение информационной безопасности и защита личного состава органов внутренних дел от негативного информационно-психологического воздействия

2022-10-27 304
Обеспечение информационной безопасности и защита личного состава органов внутренних дел от негативного информационно-психологического воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Россия принимает необходимые меры для обеспечения национальной и международной информационной безопасности, противодействия угрозам государственной, экономической и общественной безопасности, исходящим из информационного пространства, для борьбы с терроризмом и иными криминальными угрозами с применением информационно-коммуникационных технологий, противодействует их использованию в военно-политических целях, не соответствующих нормам международного права.

Россия добивается объективного восприятия ее в мире, развивает собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, содействует усилению позиций российских и русскоязычных средств массовой информации в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую для этого государственную поддержку, активно участвует в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимает необходимые меры по противодействию угрозам своей информационной безопасности. [16]

Защита силовых структур от негативного информационно-психологического воздействия и организация информационного противодействия представляет собой комплекс согласованных по задачам, месту и времени мероприятий, проводимых в мирное и военное время органами управления по предотвращению, срыву, нейтрализации (ослаблению) и устранению последствий негативного информационно-психологического воздействия на сотрудников силовых структур и население страны.

Основными целями защиты силовых структур от информационно-психологического воздействия противника являются:

¾ снижение опасности негативного информационного и психологического влияния на личный состав;

¾ обеспечение эффективного управления подразделениями;

¾ укрепление морально-психологического состояния личного состава.  

Защита от негативного информационно-психологического воздействия предполагает осуществление ряда задач по снижению восприимчивости и подверженности сотрудников этому воздействию.

Основными задачами защиты от информационно-психологического воздействия должны стать:

¾ разъяснение решений военно-политического руководства страны, задач, стоящих перед личным составом силовых структур;

¾ анализ и прогнозирование информационной обстановки в районе выполнения задач;

¾ сбор и обобщение информации об источниках негативного информационно-психологического воздействия, а также выработка мер по его устранению;

¾ нейтрализация информационно-психологического воздействия, недопущение деморализации, дезинформации и морально-психологического подавления;

¾ проведение информационно-психологических мероприятий (акций), направленных на личный состав силовых структур и местное население;

¾ организация профилактических мер по предупреждению распространения ложных слухов среди личного состава, пресечение паники, тревожных высказываний и противоправных действий, ведущих к снижению морально-психологического состояния.

Основными принципами защиты силовых структур от негативного информационно-психологического воздействия являются тесная связь с целями и задачами морально-психологического обеспечения; активность и оперативность мероприятий по информационному противодействию; упреждение (превентивность) действий противостоящей стороны; системность организации; плановость и непрерывность проведения мероприятий; дезинформация в отношении своих действий; взаимодействие со специальными подразделениями и др.

Среди функций защиты от информационного воздействия противника необходимо выделить: политико-ориентирующую; информационно-разъяснительную; воспитательно-нейтрализующую; психологическую защиту; технико-подавляющую; мобилизующую.

 Основными формами противодействия и защиты силовых структур от негативного информационно-психологического воздействия противника выступают как отдельные информационно-пропагандистские и психологические акции, оперативно-профилактические мероприятия, так и специальные операции по противодействию негативному информационно-психологическому воздействию.

Наличие разнообразных средств информации и пропаганды обусловливает и разнообразие форм как способов организации личного состава для передачи ему информации и ведения среди него пропаганды.

Основными группами форм информационно-пропагандистской работы и организации информационного противодействия негативному морально-психологическому воздействию на личный состав органов внутренних дел являются:

¾ формы морально-психологической подготовки: лекция, рассказ беседа, семинар, конференция;

¾ формы устной информации: лекция, беседа, доклад, диспут, информационный час, митинг, собрание, научно-практическая конференция;

¾ формы печатной информации: газетные витрины, читка газет, подшивки газет и журналов, обзор журнала "Российская полиция" и др.;

¾ формы наглядной информации и пропаганды: стенды, плакаты, лозунги, панно, витрина, уголки правовых знаний;

¾ формы информации и пропаганды с использованием технических средств: кинофильмы, телефильмы, служебные фильмы, радиобеседы, звукозаписи, видеофильмы.

В соответствии с приказом МВД России от 11.02.2010 № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» информационно-пропагандистская работа, в т.ч. и по организации информационного противодействия должна проводиться с использованием самых разнообразных форм. Среди них:

¾ проведение единых дней государственно-правового информирования, еженедельного государственно-правового и ежедневного оперативного информирований;

¾ использование средств наглядной информации (агитации). Выпуск информационных бюллетеней и подготовка комментируемых обзоров материалов, публикуемых в средствах массовой информации и размещенных в сети Интернет, листовок, обращений, брошюр, памяток, словарей-разговорников;

¾ наглядно-художественное оформление актуальной информации в расположении органа внутренних дел и стенной печати органа внутренних дел; целевые информационно-пропагандистские акции, направленные на оздоровление морально-психологического состояния личного состава;

¾ прослушивание и просмотр информационных и тематических радио- и телепередач, художественных, документальных и учебных кинофильмов и видеофильмов, аудиоматериалов;

¾ тематические обзоры газет и журналов, обсуждение наиболее острых публикаций и материалов, получивших широкий общественный резонанс;

¾ собрания личного состава, обращения и встречи личного состава с руководством представителями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений патриотической направленности и традиционных религиозных конфессий, ветеранами органов внутренних дел, проведение вечеров вопросов и ответов.

¾ празднование государственных праздников, Дней воинской славы России, памятных дней России, профессиональных праздников МВД России; проведение торжественных служебных ритуалов.

¾ доведение приговоров судов об осуждении сотрудников органов внутренних дел за совершенные преступления.[17]

Действенными могут быть и такие мероприятия как встречи с участниками боевых действий, выступления сотрудников, отличившихся при выполнении служебно-боевых и повседневных задач, свидетельства беженцев, лиц, оказавшихся в плену, а также бывших заложниками. Необходимо разъяснять материалы провокационного характера, быть готовым к ответам на самые острые вопросы.

Для большей эффективности информационно-пропагандистского воздействия на личный состав необходимо активное использование возможностей:

¾ ведомственных средств массовой информации;

¾ возможностей новых информационных технологий, в том числе единой информационной телекоммуникационной системы органов внутренних дел;

¾ автоматизированных справочно-правовых систем;

¾ морально-психологической подготовки;

¾ общественного лекторского актива из числа ученых и преподавателей, профессиональных политологов, историков и экономистов.

Применительно к обеспечению задач информационно-пропагандистского противодействия средствами исторической и музейной работы такими формами также являются:

¾ ведение исторических формуляров органов внутренних дел;

¾ оборудование музеев и комнат истории органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России;

¾ пропаганда героической истории органов внутренних дел и традиций службы в ведомственных средствах массовой информации;

¾ издание научной, научно-публицистической и популярной литературы (книг, сборников, пособий и т.п.), посвященных истории ОВД;

¾ проведение конференций, семинаров и «круглых столов», посвященных истории органов внутренних дел;

¾ встречи с ветеранами войн и службы в органах внутренних дел.

К формам мемориальной работы следует отнести:

¾ оборудование и благоустройство мемориальных сооружений и объектов (памятников, стел, обелисков и т.п.);

¾ присвоение имен погибших сотрудников органов внутренних дел населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, кораблям и судам;

¾ ведение Книги памяти органа, подразделения внутренних дел.

Организация информационного противодействия негативному информационно-психологическому воздействию на личный состав ОВД возложена на соответствующие силы и средства:

¾ органы по работе с личным составом;

¾ подразделения и части психологической борьбы;

¾ органы и средства массовой информации (СМИ и профильные структуры силовых ведомств); - государственные и добровольные общественные организации содействия силовым структурам, ветеранские, молодежные патриотические организации и клубы;

¾ силы   и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), военной контрразведки, специальные формирования МВД, ФСБ и пограничных войск.

При осложнении общественно-политической и криминогенной обстановки руководитель территориального органа и структурного подразделения ОВД обязан определить порядок организации информационного противодействия. При этом необходимо располагать определенной информацией, а также учитывать ряд факторов. Ими могут быть:

1. Информация о противоборствующей стороне, ее морально-психологическом состоянии, сведения о подготовке к проведению информационно-психологического воздействия на личный состав с указанием средств, приемов, способов, войск, районов, подверженных наиболее массированному воздействию.

2. Оценка морально-психологического состояния своих сил и средств.

3. Порядок работы представителей средств массовой информации, предоставление эфирного времени для трансляции через теле-, радиосети подготовленных материалов;

4. Организация доведения до сотрудников возможных форм и методов информационно-психологического воздействия со стороны деструктивных сил.

5. Меры по нейтрализации распространения негативной информации через радиосети ОВД и по перекрытию каналов воздействия на личный со­став.

6. Приоритетные объекты защиты от информационно-психологического воздействия.

7. Порядок действий должностных лиц в отношении сотрудников, распространяющих панические слухи и настроения.

8. Организация взаимодействия по вопросам защиты от информационно-психологического воздействия.

В целях повышения эффективности защиты личного состава от негативного информационно­го воздействия необходимо применять системный подход. Он подразумевает следующие направления деятельности:

¾ во-первых, на основе постоянного анализа складывающейся ситуации прогнозировать (предвидеть) характер, степень и динамику изменения внешних и внутренних угроз информационной безопасности;

¾ во-вторых, по возможности так организовывать жизнедеятельность органов ОВД, чтобы в максимальной степени избегать негативного влияния ис­точников информационной опасности (или снижать до минимума их эф­фективность);

¾ в-третьих, не только принимать энергичные меры по противодействию негативному информационному влиянию на личный состав, но и оказывать активное информационно-психологическое воздействие на противостоящую сторону.

Вывод: революционные изменения в сфере наук о закономерностях функционирования человеческой психики, массовых информационных процессов, широкое распространение систем массовой коммуникации обусловливают резкое усиление интереса руководства некоторых стран мира к организации информационно-психологического воздействия.

Как правило, целями современных информационно-психологических воздействий является достижение преимущества не только в информационной, но и в политической и духовной сферах, нанесение народу тяжелой культурной травмы, что ведет к демонтажу государства и гражданского сознания.

Информационно-пропагандистская работа в системе МВД России, в т.ч. и организация информационного противодействия в настоящий момент реализуется в двух аспектах, которые условно можно назвать внешними и внутренними.

Внешний аспект этого направления деятельности заключается в проведении МВД России согласованной информационной политики в области формирования объективного общественного мнения о деятельности Министерства, создания и укрепления положительного образа сотрудников органов внутренних дел.

Заключение

В настоящее время большое внимание уделяется исследованию проблем формирования государственной информационной политики в условиях использования различными субъектами информационного противоборства новых средств и методов политической борьбы, к которым, в первую очередь, относятся операции информационно-психологической войны. Соответственно, в центре внимания находятся и вопросы организации информационного противодействия и защиты населения и силовых структур от негативного влияния противоборствующей стороны.

Отсутствие норм международного и национального права, дающих юридическую квалификацию особо опасных агрессивных акций (мероприятий, операций) информационно-психологического воздействия позволяет использовать арсенал сил и средств информационно-психологической войны как в военное, так и в мирное время по дезорганизации системы государственного управления, поражению стратегически важных объектов и группировок сил и средств, воздействию на психику, в т.ч. военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, подавлению морального духа.

Политические события последнего времени убедительно свидетельствуют о том, что технология ведения «холодной» войны, нацеленная на достижение победы, должна, наряду с возможными средствами поражения и физического уничтожения неприятеля, обязательно включает специальные средства его дезинформации, снижения морально-психологической устойчивости, паралича воли к сопротивлению, создания благоприятной социально-политической обстановки в будущей зоне ведения боевых действий.

В связи с этим, необходимо организовывать проведение мероприятий информационного противодействия и защиты сотрудников и всего персонала от негативного информационно-психологического воздействия на личный состав.

Опыт свидетельствует, что хорошо поставленная информационная работа – важная составляющая часть технологии управления. Органы внутренних дел Российской Федерации активно вовлечены в информационные процессы, демонстрируют обществу свою открытость и публичность, выступают субъектом информационных правоотношений, и, кроме того, осуществляют информационную и пропагандистскую работу среди сотрудников ОВД.

 

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведения занятия по морально-психологической подготовке

с руководящим составом органов внутренних дел Российской Федерации

Г.

Тема занятия: Приоритетные направления взаимодействия органов внутренних дел с ведущими общественными объединениями и религиозными организациями в деле защиты прав и свобод граждан Российской Федерации
Права и свободы человека и гражданина имеют существенное значение для понимания современного общества, государства и права. В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. нормы о правах и свобода человека и гражданина содержатся в главе 2, которая так и называется «Права и свободы человека и гражданина» (ст. ст. 17 - 64). Сохраняя в качестве исходных начал принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.), Конституция РФ вместе с тем, содержит некоторые подходы к правовому оформлению этого института, юридически более точно раскрывает содержание многих основных прав и свобод.

Положения Конституции РФ определяют особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных правоотношений, выдвигают защиту его прав в качестве основополагающего принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Развитие этого тезиса должно быть подкреплено в том числе наличием действенного взаимодействия полиции с общественными объединениями.

Сегодня общественные объединения являются важным звеном правозащитного механизма. При этом, как подчеркивает А.Н. Герасименко, государственная система обеспечения правопорядка не может успешно функционировать без помощи общественных объединений и граждан[18]. Многие из них прошли нелегкий путь становления от малоэффективных небольших социальных групп до крупных организаций, способных решать значимые проблемы в сфере взаимодействия гражданского общества с публичной властью по охране и защите прав и свобод человека и гражданина, что позволило им достичь определенного уровня общественного признания. Перед ними стоит задача занять собственное место среди политико-правовых институтов, с одной стороны, отвечающее внутренним потребностям и интересам, а с другой - потребностям и интересам всего общества. Такая двойственная задача позволяет отнести деятельность общественных объединений к политической системе, которая устанавливает рамки (границы) взаимодействия государства (государственных органов, в т.ч. полиции) с участниками общественно-политических отношений.
В целях совершенствования взаимодействия полиции Российской Федерации с общественными объединениями, дальнейшей реализации согласованной политики в области формирования у граждан объективной оценки деятельности Министерства внутренних дел России, повышения правовой культуры общества, создания положительного образа сотрудников полиции была принята Концепция совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 - 2014 годы. Данная Концепция определяет цели, задачи и основные направления совершенствования взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации, политическими партиями, религиозными и иными общественными объединениями на 2009 - 2014 годы.

Согласно названной Концепции, развитие взаимодействия полиции с общественными объединениями заключается в создании необходимых условий для эффективного участия институтов гражданского общества в разработке и реализации основных направлений государственной политики в области внутренних дел с учетом потребностей и интересов граждан, обеспечения защиты их прав и свобод. От того, как будет складываться и развиваться это взаимодействие, насколько полно будут реализованы положения Концепции, зависит решение многих вопросов в деятельности полиции.

Совместная деятельность граждан, общественных объединений и полиции в той или иной степени всегда позволяет достичь положительного результата. Здесь речь идет о комплексной оценке ситуации. С одной стороны, граждане доводят до сведения полиции свои соображения относительно того или иного события, дела, а с другой - сотрудники полиции с учетом всех обстоятельств, позволяющих им сконцентрировать внимание на проблемах, причинах их возникновения и возможных вариантах решения, дают конструктивную, профессиональную оценку произошедшему.

В связи с этим процесс взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества, как видится, должен включать несколько этапов.

1. Аналитический этап. На этом этапе проводится комплексный анализ, с помощью которого выявляются проблемы, определяется круг субъектов взаимодействия, происходит коммуникативный обмен между участниками по вопросам, относящимся к решению проблем, на которые будет направлено взаимодействие, определяются основные направления совместной деятельности, цели и задачи, формы методы, средства и т.д.

2. Этап проектирования - связан с разработкой системы перспективных мероприятий и проектов планов (программ), совместным их обсуждением, определением сроков исполнения и исполнителей (соисполнителей), созданием единого координирующего центра (органа), обучением членов общественных объединений, разработкой методических рекомендаций.

3. Этап выработки управленческих решений - связан с принятием совместных решений по организации взаимодействия и их официальным оформлением (подготовка договоров, уставов и др.).

4. Функциональный этап - связан непосредственно с самим процессом взаимодействия. На данном этапе происходит выявление проблем и определение места и роли полиции и общественных объединений в их решении.

5. Контроль исполнения принятых решений. Здесь происходит проверка исполнения решений, разработанных и принятых взаимодействующими партнерами, широкое освещение результатов взаимодействия в средствах массовой информации, просветительская работа среди населения.

6. Оценочный этап. Осуществляется оценка эффективности принятых решений по заранее разработанным критериям, в целях дальнейшего совершенствования форм и методов совместной деятельности.

7. Этап согласования (факультативный этап) возможен на любой стадии взаимодействия, когда между субъектами возникают разногласия относительно того или иного вопроса либо когда необходимо скорректировать (изменить, отменить) будущие мероприятия, какие-либо положения плана (программы) и т.д.

Процедура согласования определяется самими субъектами взаимодействия.
Кроме всего прочего, наличие в Российской Федерации большого количества общественных объединений[19] требует особого подхода к организации их взаимодействия с правоохранительными органами (в т.ч. полицией). Это связано в первую очередь с тем, что эти объединения неодинаковы по своему составу, направлениям деятельности, целям, финансовому положению. Свидетельством тому являются существующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация, общественное учреждение, общественный фонд, общественное движение, орган общественной самодеятельности, политическая партия[20]. Помимо этого, существуют религиозные объединения, национальные диаспоры и др. Одними из самых многочисленных являются общественные организации правоохранительной направленности.

Как известно, общественные объединения создаются на добровольной основе для реализации общих целей; выполняют посредническую функцию между государством, призванным признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, и гражданским обществом, обеспечивающим жизнедеятельность общественных структур и объединений, не зависящих от государства, и возможность самореализации индивидов; являются основным негосударственным субъектом, участвующим в охране правопорядка.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. При этом, если общественное объединение ставит целью, например, охрану общественного порядка, содействие полиции в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, браконьерством, нарушениями правил лесопользования, охоты и рыболовства и т.д., оно, непременно, правоохранительной направленности.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что все общественные объединения правоохранительной направленности объединяет заинтересованность в личной и общественной безопасности, участие в охране общественного порядка, содействие правоохранительным органам в их законной деятельности[21]. Специфическими признаками данных общественных объединений, позволяющими отличать их от всех иных негосударственных организаций, являются: добровольность и самоуправляемость формирования; некоммерческий характер деятельности; создание по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей (если хотя бы одна из них правоохранительного толка), указанных в уставе; отсутствие государственно-властных функций.

В настоящее время существуют различные формы совместной деятельности полиции и общественности по охране правопорядка: добровольные народные и казачьи дружины, оперативные отряды и отряды содействия полиции, в том числе молодежные, внештатные подразделения дорожно-патрульной службы и т.д.

Растет число различных программ и мероприятий по профилактике преступлений, что свидетельствует о стремлении полиции и общественности добиться ощутимых результатов в данной сфере.

Сегодня органами внутренних дел осуществляется тесное сотрудничество с почти 1000 общественных объединений по всей России[22]. В связи с этим в современных условиях актуальность приобретает вопрос систематизации общественных объединений, задействованных в поддержании правопорядка, профилактике правонарушений и т.д., которому уделяют внимание ученые различных отраслей права. Приведем некоторые существующие в науке точки зрения.

Среди всего многообразия общественных объединений выделяются те, которые осуществляют свою деятельность на некоммерческой основе (внештатные сотрудники полиции, общественные помощники правоохранительных органов, добровольные народные дружины, общественные формирования правоохранительной направленности (общественные пункты охраны порядка и казачьи формирования)), и те, которые функционируют на коммерческой основе (частные детективные и охранные структуры, которые не являются элементом системы государственных правоохранительных органов, но имеют все необходимые атрибуты правового статуса субъекта предупреждения преступности[23]).

Согласно Закону Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, которая определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1)[24].

В статье 3 рассматриваемого Закона РФ говорится о том, что организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений. Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности». Данные правила устанавливают порядок предоставления права содействовать правоохранительным органам: 1) частным охранным организациям - в обеспечении правопорядка на основании соглашения об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением); 2) частным детективам - в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений на основании соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением). Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» определены правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников).

Анализируя действующее законодательство Российской Федерации, В.А. Поникаров выделяет четыре группы негосударственных субъектов, обеспечивающих правопорядок в стране. К первой группе он относит частные детективные и охранные предприятия, службы безопасности предприятий, адвокатуры, третейские суды. Ко второй - добровольные народные дружины, казачьи объединения, общественные пункты охраны порядка, уличные, сельские, квартальные, домовые комитеты, советы профилактики. К третьей - индивидуальные субъекты правоохранительной деятельности, выполняющие функции совместно с государственными правоохранительными органами (внештатные сотрудники правоохранительных органов, граждане, сотрудничающие с органами на конфиденциальной основе). К четвертой - субъекты, наделенные государством административно-юрисдикционными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Речь идет об административных комиссиях, а также о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав[25].

Кроме всего прочего, учеными небезосновательно выделяются и другие классификационные группы общественных объединений, которые, безусловно, имеют право на существование: по территориальному статусу - местные, региональные, территориальные; по характеру деятельности - общества, ассоциации, центры, общественно-политические, конфессионально-культурные и другие; по принадлежности к социальным группам, включая возрастной фактор, - молодежные, женские, ветеранские; по времени создания и опыту работы; по провозглашенным приоритетам[26]; по целям; по форме собственности и т.д.

В отечественной науке существуют различные точки зрения относительно признания или непризнания Русской Православной Церкви субъектом правоохранительной деятельности. Если обратиться к определению «Русская Православная Церковь», то мы увидим, что это централизованная религиозная организация, зарегистрированная в качестве юридического лица[27].

С одной стороны, согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, принятым 13 - 16 августа 2000 г., церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с церковью. Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Как ранее отмечал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Церковь отделена от государства, но не свободна от ответственности за судьбу народа... Жизнь Русской Православной Церкви нельзя отделить от судьбы народа»[28]. В связи с этим важные задачи искоренения преступности и исправления оступившихся стоят не только перед специальными учреждениями и даже не только перед государством, но перед всем народом, а значит, и перед церковью. Профилактика преступности возможна прежде всего через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная Церковь призвана к активному взаимодействию со школой, средствами массовой информации, правоохранительными органами.

С другой стороны, исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О полиции» полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с... организациями. Из чего можно сделать вывод, что и с Русской Православной Церковью. Более того, в рамках Соглашения от 17 ноября 2004 года Русской Православной Церкви и Министерства внутренних дел Российской Федерации о сотрудничестве проводятся совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию сотрудников полиции, профилактике преступности среди несовершеннолетних, участие в других социально значимых акциях. Совместно с представителями духовных управлений мусульман ведется работа по преодолению радикализма и экстремизма, особенно среди молодежи, предотвращению этнонациональных конфликтов. Во взаимодействии с представителями еврейских региональных общин России реализуются меры по недопущению проявлений ксенофобии и национально-религиозной неприязни.

Таким образом, Русскую Православную Церковь следует считать субъектом правоотношений и в том числе субъектом, оказывающим влияние на правопорядок и профилактику правонарушений.

Помимо всего прочего, в целях учета потребностей и интересов граждан, обеспечения защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики в области внутренних дел установлено взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации, по предложению совета которой создан Общественный совет при МВД России. Кроме того, созданы общественные советы при У(ГУ) МВД по субъектам Российской Федерации. В соответствии с ранее подписанным Меморандумом о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации организовано взаимодействие с правозащитными организациями по вопросам выработки и реализации решений, направленных на соблюдение и восстановление нарушенных прав и свобод граждан. В целях совершенствования организации взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума и органов внутренних дел для обеспечения гарантий реализации гражданами конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности и правопорядка при их проведении заключено Соглашение о взаимодействии с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Несмотря на многообразие общественных объединений, разноплановый характер их деятельности, они между тем объективно способствуют формированию гражданской позиции, обеспечению заинтересованности граждан в сотрудничестве и достижении социального к


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.