Взгляд Optimism.ru на SEO: насколько полон стакан? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Взгляд Optimism.ru на SEO: насколько полон стакан?

2022-10-27 31
Взгляд Optimism.ru на SEO: насколько полон стакан? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Открыть сегодня SEO-агентство – инфантильная студенческая мечта или, напротив, зрелая мысль человека, который не гонится за сверхприбылью и готов сфокусироваться на каком-то одном направлении оптимизации? Об успешном опыте выращивания большого бизнеса из оптимизаторской фирмы мы расспросили Романа Клевцова, руководителя группы компаний «Элемент», в которую входит агентство Optimism.ru.

 

Как вам удалось из SEO-агентства вырасти в крупную структуру, не затерявшись среди сотен вам подобных?

Роман Клевцов: Группа компаний «Элемент» – это результат эволюции SEO-агентства. В конце 1990-х, когда поисковая оптимизация была скорее предметом изучения, чем коммерческим продуктом, абсолютное большинство из нас – я имею в виду нынешних владельцев и руководителей известных SEO-проектов Рунета – были фактически детьми, точнее, старшеклассниками и студентами. Нам было по 15–20 лет, ну а Игорь Ашманов – то самое исключение, которое подтверждает правило.

В качестве стартового капитала у меня был компьютер за $500, подаренный родителями, и нематериальные активы: интерес к теме, энтузиазм, энергия, терпение, ответственность. Первые проекты почти не приносили денег, но давали колоссальный опыт. Наверное, этим они отличались от многих (не скажу «от большинства») нынешних стартапов, создатели которых во главу угла ставят деньги, и только деньги, а про ответственный подход к делу заикаются только в письмах потенциальным инвесторам. В общем, скорее бизнес сам нашел меня, чем я осознанно сделал первые шаги в сторону покорения рынка.

Под первые крупные заказы я начал собирать команду и зарегистрировал компанию «Оптимизм». И только на том этапе ко мне пришло понимание того, что поисковое продвижение – это лишь небольшая часть комплекса услуг, в которых крайне нуждается большинство российских предпринимателей, задействующих Рунет в коммерческих целях. Мало сделать площадку с отличным юзабилити и вывести ее в топ выдачи поисковиков. Должна постоянно вестись работа по созданию и распространению востребованного контента, по вовлечению пользователей социальных сетей в жизнь бренда, по проведению рекламных кампаний и т. д. и т. п.

Само по себе SEO делает большой вклад в решение задачи по повышению прибыли клиента. Но оно лишь часть решения. Вообразим, к примеру, бизнес заказчика в виде грузового автомобиля, на котором он везет свой товар покупателям из пункта А в пункт Б. Сайт – это шасси и кузов, SEO – двигатель. Но нужны еще рессоры и защитный тент – контент, формирующий доверие и интерес к товару. Нужна «зеленая улица» – кампании, призванные обеспечить положительное восприятие бренда в целом. Нужен хороший бензин – контекстная реклама, продвижение в блогах и социальных сетях. Рост «Оптимизма» и его превращение в группу компаний обусловлены пониманием вышеизложенного. А высокое качество работы – это следствие положительной мотивации коллег. Поисковое продвижение на добрую треть процесс творческий, и из-под палки здесь никто ничего толкового не сделает. Человечные, честные отношения с работниками и с компаниями-партнерами – это и цемент, который придает прочность структуре, и тот вкусный мед, который привлекает к нам все новых и новых владельцев перспективных веб-проектов.

 

По мере роста количества проектов SEO-компании сталкиваются с тем, что нагрузка на одну «оптимизаторскую единицу» увеличивается за короткий промежуток времени. Как переживали болезнь роста вы? Как предупредить возникновение «бутылочного горлышка»?

Р. К.: В процессе роста эту ситуацию несложно было просчитать заранее. Чтобы избежать перегрузки оптимизаторов, в свое время мы сделали два новых шага в развитии компании. Во-первых, был сформирован институт менторов – бывалых наставников, которые курируют и направляют работу конкретного оптимизатора, передают ему свой опыт. Во-вторых, мы сделали приоритетным направлением максимальную автоматизацию работы. Практика показала, что именно инвестиции в собственное программное обеспечение стали ключевой пружиной в механизме дальнейшей успешной работы. Это очень важный момент, о котором участники SEO-стартапа просто обязаны помнить.

 

Бизнес SEO-компании зависит от того, насколько действенно она работает с поисковыми системами. Грубо говоря, изменились алгоритмы – упала выручка. Есть ли способ снизить зависимость от поисковиков как ключевого звена SEO-экосистемы?

Р. К.: Если заниматься исключительно SEO-продвижением, то изменение алгоритма может привести к печальным последствиям. Именно поэтому «Оптимизм» превратился в группу компаний «Элемент». Сегодня ключ к успешному продвижению сайта, а точнее, к продвижению бизнеса клиента – в комплексном подходе, где SEO и прямая реклама не играют доминирующей роли, в использовании всех возможностей Сети: от вирусного контента до продвижения в социальных медиа, от публикаций экспертов до проведения онлайн-конкурсов. Сегодня у нас действует исследовательская лаборатория, задача которой – предугадать очередную смену курса «Яндекса» и Google и заблаговременно выдать рецепт минимизации потерь. Это своего рода служба по прогнозированию «интернет-землетрясений»: «сайты-здания» могут раскачиваться, но допустить их разрушения нельзя.

 

Какова у вас доля клиентов, которые обслуживаются в Optimism.ru дольше года? Как динамически менялось соотношение «постоянные – разовые клиенты»?

Р. К.: Таких клиентов у нас больше 70 %. С самой первой встречи мы говорим о том, что продвижение сайта – долгий процесс. Доказываем, что дело не в достижении конкретного результата, например, в течение месяца попасть в «Топ-3» выдачи «Яндекса» столько-то раз, а в постоянной работе по привлечению целевых клиентов, которая нужна в течение всей «жизни» коммерческого сайта. Причем в работе профессиональной. Часто мы сталкиваемся с тем, что в производственных и торговых фирмах сайтом занимается отдел маркетинга или отдел продаж, а это, мягко говоря, не совсем то, что нужно. Мы стараемся это объяснить, и в 70 % случаев клиенты работают с нами на долговременной основе.

 

По нашим наблюдениям, Optimism.ru бурно развивается и вырвался в топ компаний отрасли именно в последние два-три года. За счет чего?

Р. К.: Почти десять лет проект жил за счет нескольких постоянных клиентов и некоторого «ботанизма», что ли. В том смысле, что мы делали все на «пять с двумя плюсами». Но при всем при том мы были абсолютно лишены жажды популярности и всеобщего признания. В кругу оптимизаторов о нас и так многие знали, чего было достаточно. Но два-три года назад стало очевидно, что развитие и известность идут рука об руку. Внутри группы компаний было создано PR-направление, которое помогает нам доносить нужную информацию до каждого потенциального заказчика.

«Бурное развитие» – это нормальная динамика эволюции проекта «Оптимизм» и группы компаний «Элемент» в целом. Просто в какой-то момент внутренняя жизнь стала публичной, отсюда и эффект внезапности.

 

Как с течением времени менялись ваши внутренние требования к клиентам? С каким бюджетом и, главное, с пониманием чего идеальный «сферический клиент в вакууме» должен к вам приходить?

Р. К.: На голом энтузиазме много не наработаешь. Бюджет, конечно, важен для всех и всегда. Но если раньше бюджет был стартовой точкой в переговорах, то теперь для нас важнее желание клиента развивать свой сайт, совершенствовать его, продвигать бизнес на лидирующие позиции в своей отрасли. Встречаются заказчики, обжегшиеся на SEO либо знающие об «оптимизаторах-аферистах» со слов своих деловых партнеров. Они понимают принцип работы поисковых алгоритмов, но не имеют успешного опыта продвижения. Часто такие ситуации возникают после обращения в мелкую малоизвестную компанию, которая «честно» потратила весь клиентский бюджет на покупку ссылок, не слишком заботясь о конечном результате.

 

Сотрудников какой категории вы нанимаете чаще всего?

Р. К.: Мы приглашаем опытных оптимизаторов, успешных продажников, стратегически мыслящих аккаунт-менеджеров. Они основа нашей компании.

 

В каких случаях и на каких позициях оправданно для SEO-агентства использование фрилансеров?

Р. К.: Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала отделить фрилансеров, не связывающих себя никакими письменными соглашениями с заказчиком, от удаленных работников, которые работают с нами на основании «белого» трудового договора или официального «бумажного» контракта на оказание определенных услуг. Несмотря на успешный опыт работы с первыми, «Оптимизм» отдает предпочтение вторым. Мы стараемся брать сотрудника в штат: так он глубже понимает нашу культуру и ценности, образ мышления, стремится соответствовать скорости принятия решений. В случае с фрилансером, очевидно, о подобной синхронизации можно только мечтать. Хотя если дело касается привлечения талантливого специалиста, то форма сотрудничества выбирается по взаимному соглашению.

 

Каков, на ваш взгляд, рецепт выживания и становления для небольшой SEO-компании, которая только выходит на рынок сегодня? Какие, возможно, неявные опасности и вызовы, за вычетом огромной конкуренции, ее ждут?

Р. К.: Главный рецепт выживания – концентрация на конкретной цели в определенный отрезок времени, таргетирование. Когда новички рынка говорят, что оказывают полный комплекс SEO-услуг, по факту много делается «на коленке». А с таким подходом нельзя рассчитывать ни на большие объемы заказов, ни на достоверную отчетность о продвижении, ни на клиентскую лояльность по результату.

Следует двигаться как бы вверх по лестнице – добиваться успеха в одном направлении и только потом приниматься за другое. Именно так развивался «Оптимизм», по тому же пути идет группа компаний «Элемент». Мы следовали за потребностями рынка. Когда было востребовано SEO, мы занимались SEO, развивали направление контекстной рекламы по мере роста ее популярности, быстро перешли от ручного труда к использованию собственной разработки – программного комплекса управления работой компании. Когда усилилось влияние социальных сетей и блогов, заключили партнерское соглашение с компанией GreenPR и запустили проект «Блогун». Сегодня мы продвигаем проект TradeTracker.ru, который на все сто отвечает запросам нового актуального тренда – удобных рекламодателям моделей оплаты: в зависимости от действий, совершенных на сайте (CPA), или от объемов продаж товара или услуги (CPS), или от притока заинтересованных пользователей (CPL).

Еще одна большая проблема оптимизаторов и веб-мастеров – невысокий уровень ответственности перед клиентом. Говорят одно, а делают другое или вообще ничего не делают. Рекомендую им соблюдать базовые правила работы с клиентами, принятые в цивилизованном бизнесе. Повышайте свою компетенцию – становитесь не оптимизаторами, а профессиональными интернет-маркетологами. Прошло то время, когда оптимизаторы зарабатывали деньги на клиентском незнании. Сейчас для успеха нужно постоянное самообразование и профессиональное развитие.

 

Какими методами оптимально продвигаться небольшому агентству? Сарафанным радио? Ведь, естественно, вылезти в «Топ-10» по запросу «раскрутка сайтов» на текущий момент малореально.

Р. К.: В ответе на предыдущий вопрос я описал часть методов. Кроме того, нужно использовать контекстную рекламу, создавать вирусную рекламу для сарафанного радио, активно участвовать в отраслевых конференциях и выставках. Ваши топовые работники должны быть не только частью «человеческой машины» внутри компании, но и публичными людьми, пропагандирующими ваши ценности, ваш подход к делу, ваши успехи.

 

В отрасли интернет-рекламы (если брать широко, в нее входит и SEO) наметился тренд на конвергенцию различных методов продвижения, на движение в сторону комплексного маркетинга. SeoPult сделал ставку на синергию контекстной рекламы и SEO. Насколько мы знаем, вы развиваете CPA-направление. Какова ваша стратегия в объединении различных каналов продвижения и сервисов?

Р. К.: «Оптимизм» не придерживается стратегии объединить «все в одном». Наша группа компаний – это десятки разных инструментов продвижения сайта и развития клиентского бизнеса в целом. Мы рассматриваем каждый инструмент строго с точки зрения его эффективности и целесообразности для конкретного клиента. Для одного это может быть SEO в сочетании с контекстной рекламой, второму нужны аналитика и помощь в оптимизации кода, третьему – продающий контент и содействие в улучшении юзабилити.

Фактически у нас есть все инструменты для продвижения сайта, но мы не делаем из них «швейцарский нож». Попробуем представить себе автослесаря, который говорит, что для своего и клиентского удобства склепал нечто из молота, вольтметра и насоса для подкачки шин. По отдельности все работает намного эффективнее. Кроме того, далеко не каждому клиенту нужно «все и сразу». Наша стратегия – использовать наиболее эффективный инструмент в конкретный временной интервал. Остальные планово применяются в зависимости от результата, которого нужно достичь.

 

Открывая SEO-агентство: между шестеренок индустрии

 

Бывали дни веселые, когда SEO-контору мечтал открыть любой студент. Каждый третий, собственно, и открывал. Порог входа на рынок за несколько лет заметно повысился, однако и при сегодняшней острой конкуренции оптимизатору, который пускается в свободное плавание, есть с помощью чего обогнать акул индустрии. Сказку о профите и непрофите, а если серьезно, инструкцию по открытию SEO-агентства, облеченную в форму интервью, излагает с опорой на свой богатый опыт Дмитрий Жохов, директор партнерских программ группы компаний SeoPult.

 

Как людям приходит в голову идея создать свое SEO-агентство?

Дмитрий Жохов: Буду рассказывать, исходя из собственного опыта. Я в индустрии с 2006 года, насмотрелся всякого, сам занимался SEO еще за год до того, после чего очутился в UnMedia. На мой взгляд, такие мысли возникают, когда вход на рынок дешев и прост. Тогда агентства и мелкие фирмы плодятся как грибы после дождя. Как только возникают серьезные барьеры – усиливается борьба за клиента, рынок насыщается, либо, как в банковском секторе, возникает мощное регулирование, либо еще что-то, – все, лавочка закрывается, и с тех пор каждая новая фирма действительно под собой что-то имеет. Ну вот кто сегодня помышляет влиться в туриндустрию без солидных финансовых вложений?

 

Как возникали SEO-агентства в Рунете?

Д. Ж.: Оптимизаторы понимали, что не хотят работать за зарплату «на дядю». Они рассуждали: «Клиенту оптимизация обходится в 50 тыс. руб. ежемесячно. У меня зарплата – те же 50 тыс. в месяц. Мне бы двух клиентов, и я был бы очень доволен, а если трех, то великолепно». Они увольнялись и создавали свои агентства на одного-трех человек. Находились менеджеры по продажам, налаживался какой-никакой, но бизнес.

В том-то и заключалась специфика отрасли. Рекламные агентства туда не шли. С их миллионными контрактами им возня вокруг 100–200 тыс. руб. была малоинтересна. Потом, правда, оказалось, что, во-первых, прибыль выражается в более серьезных суммах, а во-вторых, самому оптимизатору нужно было иметь компетенцию гораздо шире умения просто продвигать сайты. Он становился фактически директором своей фирмы, частным предпринимателем, и наряду с решением вопросов по поводу юрлиц, чтобы обеспечить возможность принимать деньги хоть как-то, кроме как налом, и строить договорные взаимоотношения с клиентами, ему приходилось нанимать персонал, направлять его и т. д. Наконец, свежеиспеченному руководителю требовалось банально выступать в качестве продажника, чтобы искать заказы. Зачастую перечисленных мной компетенций не было, и те два-три клиента, договорившись с которыми он бросался в волны бизнеса, уходили. Однако глоток вольной жизни обычно мешал ему с чистой совестью вернуться в большую контору рядовым сотрудником.

Положение вещей с тех пор существенно изменилось. Во-первых, рынок насытился, и произошло это, как ни странно, в 2008–2009 годах. Закончился спад экономики, рекламная индустрия пострадала, и SEO как ее часть тоже слегка сдулась. С одной стороны, толпы клиентов перестали валить в агентства, к фрилансерам, к мелким фирмешкам. С другой – появились такие продукты, как SeoPult, которые снизили технологический барьер доступа к поисковой оптимизации. Мелким конторам стало совсем тяжело: препятствий становилось все больше, рынок структурировался. И в настоящее время открыть SEO-агентство – бизнес-задача: в первую очередь нужно составить бизнес-план, понять, на чем ты будешь зарабатывать, какие у тебя, в конце концов, маркетинговые преимущества перед тебе подобными.

Во-вторых, хотя в 2009–2010 годах уйма агентств приказала долго жить, рынок агентств перенасыщен: их много и клиентов на всех не хватает. А клиенты – их все равно немало – в свою очередь, не хотят агентствам платить и переплачивать, поскольку существуют продукты типа SeoPult, которые позволяют им иметь прямой доступ к инструменту продвижения. Агентства страхуют все свои риски, закладывают их в себестоимость, что повышает стоимость услуг. Поэтому им тяжелее, чем прежде.

 

В чем же сегодня добавленная стоимость услуг, оказываемых SEO-агентством?

Д. Ж.: Встал вопрос, зачем агентство нужно, если существуют замечательные инструменты для самостоятельной работы, да и нетрудно взять к себе в штат оптимизатора. Взять у клиента деньги, половину забрать себе, а на остальные купить ссылок или заказать текст – это не метод. Главное преимущество агентства на текущий момент – экспертиза. Невзирая ни на что, оно располагает квалифицированными сотрудниками, которые, в свою очередь, обладают огромным опытом. У кого-то побольше, у кого-то поменьше, но все равно знания аккумулируются. И выигрывает то агентство, которое построило внутри себя экосистему, где эти знания действительно собираются, обрабатываются и транслируются либо в виде внутренних процессов, рекомендаций и технологий, либо в неформальной форме, в общении между сотрудниками. Как в любом случае, когда приходится серьезно ужиматься с точки зрения издержек, процессный подход к построению бизнеса побеждает. Агентство больше не может позволить себе бесконечно расширять штат, оптимизировать сайты абы как, не обращая внимания на то, сколько клиентов от него уходит, и действовать в соответствии с политикой первых продаж. Огромный поток клиентов, бурливший до 2010 года, иссяк. У каждого агентства своя стратегия продаж и четкое понимание того, что чем дольше «живут» у него клиенты, тем больше денег они приносят.

Было когда-то совершенно гениальное ООО «Продвижение». На растущем рынке оно «выстрелило», но надо понимать, что это был не очень честный бизнес и сейчас на нем столько, сколько раньше, не заработаешь.

У нас, к сожалению, пока не сложился комплексный маркетинг в Интернете. Он сейчас доступен только крупным брендам за очень большие деньги при посредничестве digital-агентств, а обычный бизнесмен вынужден искать часть услуг в одном месте, часть – в другом и т. д. Агентство может послужить ему «единым окном», чтобы он заказывал в нем все услуги одновременно: контекстную рекламу, создание сайтов и продвижение. Это три кита, на которых интернет-маркетинг малого и среднего бизнеса держится. Причем агентство должно оказывать эти услуги не просто хорошо, не просто чуть лучше, чем могут обеспечить автоматизированные сервисы.

В России вообще проблема с пониманием того, что такое услуга и сервис. Нам тяжело после советского прошлого, когда психология «Вас много, а я одна» царила повсеместно. Принцип «Клиент всегда прав» с трудом приживается в современном российском бизнесе. А фактически агентство как раз и представляет собой классическую компанию из сферы услуг. Клиенту ничто не мешает пойти в тот же «Яндекс.Директ» вести кампанию контекстной рекламы, а с SEO через автоматизированные системы работать. Но раз он пришел в агентство, значит, ему нужна услуга, он хочет, чтобы ему живой человек позвонил, объяснил ему что-то, сделал выводы из беседы – в общем, дал ту самую добавленную ценность. Вопрос даже не в том, какой инструмент лучше – тот, которым пользуется агентство, или какой-нибудь автоматизированный, доступный самому клиенту: возможно, агентство предпочитает тот же автоматизированный инструмент. Вопрос в том, что оно делает. И ответ, как правило, лежит в сфере маркетинга, а не в области SEO или контекстной рекламы.

В нашей стране не принято брать деньги за экспертизу. Аудит проблематично продать. Например, ты заказываешь дизайн квартиры, а у тебя дизайнер зарабатывает не на создании дизайн-проекта, а на тех материалах, из которых потом это все будет сделано. Если ты затеял ремонт, то заработок исполнителя будет складываться из наценки на материалы. Как следствие, ткань для штор, которую можно купить за $10, тебе продадут за $70 именно потому, что ты не заплатишь за дизайн. Тебе кажется: «Ну что такое – четыре картинки нарисовать и выбрать». То же самое у нас в SEO происходит.

 

Значит ли это, что успешное агентство обязательно должно держаться на аналитике и экспертизе, а не на продажах, не на каких-то маркетинговых вещах в долгосрочной перспективе?

Д. Ж.: Говорить, что агентство строится на продажах, не совсем корректно с точки зрения бизнес-модели. То, что зиждется на продажах, – это в чистом виде ООО «Продвижение», а бизнес-модели встречаются разные. Когда человек ничего не получает, но ничего и не платит, однако, если вдруг что-то получится, чуть-чуть раскошелится – это схема, имеющая право на жизнь. Другое дело, что кто-то готов на такие отношения, кто-то – нет. Если клиент нормально ведет свой бизнес, понятие упущенной прибыли у него постоянно в голове. Деньги, вложенные в бизнес, должны работать и приносить прибыль. Иначе де-факто ты в минусе все равно, потому что эти же деньги можно положить в банк или инвестировать в другой бизнес и получать какой-то процент.

Схема работы зависит от того, сумеешь ли ты построить процессы таким образом, чтобы продавать эту экспертизу, включать ее в какие-то услуги и чтобы за эти услуги люди готовы были платить.

 

Давай поговорим об устройстве агентства. Каков его оптимальный штат, а каков минимальный? С чего можно начать и к чему следует стремиться?

Д. Ж.: В текущей ситуации минимальный штат – это действительно один человек. Только надо понимать, что это не агентство, а частный предприниматель, практически фрилансер. Между тем он способен с успехом вести дела. Как ни странно, агентство начинается не с офиса, секретаря, кофе-машины и т. д. Оно начинается с продажников – тех, с кем в первую очередь сталкивается клиент. Хотя бы один продажник должен быть. Если он же и гендиректор, то дай бог ему здоровья, пусть сам продает. На самом деле ничего дурного в таком совмещении нет, благо зачастую он умеет разбираться в бизнесе, даже в чужом, раз уж создал свой.

Следующий пункт – отдел производства, а именно оптимизаторы. Причем среди них действует разделение труда. Оптимизатор-аналитик сидит и думает. Ну а оптимизатор, который сидит и действует, – это линк-менеджер обычно, и нужен ли он, зависит от схемы оптимизации. Вместо него, бывает, применяются автоматизированные системы. Как ни странно, до сих пор автоматизация распространена не повсеместно и есть агентства, где сидят люди и вручную закупают ссылки, выбирая их по определенным правилам, инструкциям и т. д. Работа сугубо черновая, и я за избавление от нее, потому что человеческий фактор – это плохо. Конечно, не все SEO-студии обладают компетенцией, позволяющей создать автоматизированную систему хотя бы для внутреннего контроля.

Далее – бэк-офис: менеджеры проектов, от которых зависит, наверное, даже больше, чем от оптимизатора. Как такой сотрудник ведет проект, отражается и на результатах, и на том, как часто он бегает к оптимизатору, – вступает в силу человеческий фактор: удели моему проекту побольше времени, я тебя плюшками накормлю. И это работает. Кроме того, он лицо компании перед клиентом на этапе продвижения. Продажа все-таки конечна, а этап продвижения в идеале бесконечен, на практике – долог. От менеджера зависит развитие проекта, увеличение его маржинальности в процессе, насколько доволен клиент, хорошо ли его обслуживают и т. д. Поэтому опытный менеджер по ведению проектов, на мой взгляд, ключевая фигура в агентстве, и если директор занимается не продажами, а ведением проектов, то это хорошо: он хотя бы понимает, в чем суть услуги, в чем соль бизнеса.

Неизбежны вспомогательные функции. Как правило, это бухгалтерия, курьер. Зависит от масштабов бизнеса, потому что если у тебя под несколько сотен клиентов, то, чтобы доставить им всем документы, нужно несколько курьеров. Если кто-то тебе привозит деньги наличными, значит, нужно ему выбить чек, необходим контрольно-кассовый аппарат.

Внутри агентства все должно быть построено на паритетных отношениях. Менеджер с оптимизатором – единая команда. Продажнику с менеджером тоже надо бы тесно контактировать, де-факто первый второму передает проект. Часто возникает огромная проблема с тем, что клиент общался с человеком по имени Продажник, а тот – бац! – заплатил деньги, и все. Хотя вроде бы про него никто не забыл, даже его проектом занялись, но он про это не знает и ни с кем больше не знаком в компании. В какой-то момент он чувствует, что деньги заплатил, а его кинули.

 

Малые SEO-агентства сосредоточены преимущественно в регионах? На каких клиентов они ориентируются?

Д. Ж.: На мой взгляд, сегодня бизнес агентств – это средние клиенты, потому что мелких невозможно заложить в себестоимость. Условно говоря, бюджет на продвижение – от 15 тыс. руб. 10 тыс. – это, скорее всего, агентство с производством где-то далеко, либо само агентство расквартировано в регионе, а менеджер в Москве. Может, и все агентство сидит в Туле, а в столице у него представительский офис. Борьба с издержками проявила себя и в такой форме. Производственное подразделение выносится туда, где самая дешевая рабочая сила, но тем не менее проведен Интернет. Это тоже важный нюанс, потому что у нас еще не во всех городах хороший, дешевый Интернет. Важна и доступность. Так, до Тулы у нас сейчас ходят быстрые поезда, и в случае чего можно приехать, поругаться в офисе и укатить обратно в Москву. А если ты где-нибудь в Саранске, физически тяжело туда добраться. Географически распределенные SEO-агентства сейчас очень часто встречаются, и это нормальная практика.

Другая история, когда региональные агентства приходят в Москву. Привыкшие к низким ценам, они играют на том поле, где хорошо себя чувствуют, и их столичным конкурентам приходится сильно ужиматься и резать, а резать всегда больно и неприятно. Региональное агентство, напротив, радуется, потому что цены огромные по их меркам.

Минимальный адекватный бюджет у агентств – это 10–15 тыс. руб., а таких клиентов сейчас не очень много. Бизнес, который успел достигнуть какого-то размера, уже ведет интернет-активность. Мелкие компании, недавно открывшиеся, – это мало денег, да и сфера немножко другая, и, как правило, эти стартапы либо обращаются к автоматизированным системам, либо берут к себе в штат человека, либо договариваются с фрилансером, а агентство, получается, не при делах. Вместе с тем рынок SEO-услуг в денежном выражении растет, но факт, что в последнее время клиенты с удовольствием берут оптимизаторов к себе в штат, понимая, сколько сэкономят. А оптимизатор, продвигавший за те же 50 тыс. руб. аж 50 проектов, уходя к клиенту, сокращает количество геморроя в те же 50 раз, но получает ту же зарплату.

 

Клиент выбирает не только между автоматизированным сервисом и агентством, но и между малым агентством и крупным. Предположим, у нас не совсем крошечный клиент, не парикмахерская. За счет чего небольшое агентство, которое только вышло на рынок, может выделиться на фоне больших? Ведь не демпингом единым.

Д. Ж.: Здесь в силе общерыночные законы. На любом рынке идет борьба маленьких компаний, больших компаний и глобальных корпораций. В нашем случае все то же самое. Козыри – особое отношение к клиенту, к его потребностям, тщательная экспертиза его нужд и т. д. Не следует идеализировать наш рынок. Любая крупная корпорация стремится к стандартизации, в противном случае ей не выжить, она потеряет очень много на издержках. Следовательно, она не может относиться к каждому клиенту в равной мере трепетно и ответственно, подробно рассматривая его бизнес под микроскопом. Это, как правило, фабрика. Мелкое агентство все-таки ближе к мастерской. Оно оказывает услуги с большей степени индивидуализации. Правда, часто генеральный директор маленького агентства хочет быть большим, и его осеняет: «Нет, ребята, мы всем клиентам продаем одно и то же. Хочет клиент что-то другое – все, свободен». Такой подход, конечно, изживает себя в силу естественных причин: клиенты перебираются в другое место, где им без лишних слов дадут что-то дополнительно. В данном случае ключевое слово – «услуга».

Наконец, очень не любят крупные агентства связываться с техподдержкой сайта. Не нужно мелкому или «полусреднему» бизнесу много услуг по сайту, не вносит он в него изменения каждый день. Так, новость раз в неделю вывесить, еще что-то поправить, запятую вставить. А крупному агентству это все поперек горла, и оно старается избежать таких работ либо выставляет грабительские цены – зависит от ситуации. Зато мелкое агентство может это делать даже бесплатно, потому что ему это ничего не стоит, да и информационное расстояние от менеджера до исполнителя в мелком агентстве гораздо меньше, чем в крупном. В большой SEO-конторе оптимизатор и менеджер проекта могут сидеть в разных залах или, хуже того, друг друга не знать вообще. На человеческом отношении, я думаю, мелкие агентства могут выигрывать очень сильно.

И конечно, вопрос ценообразования. Крупное агентство всегда стремится к стандартизации, в том числе по части цен. Вводятся тарифы, не очень удобные подчас, да и не очень выгодные, а у мелкого агентства пространства для маневра гораздо больше.

 

Маленькое SEO-агентство нередко рискует погореть на собственной жадности. Хорошо потрудились продажники, и внезапно на одного оптимизатора приходится 50–70 проектов. Как понять правильный баланс? Сколько клиентов в среднем по плечу оптимизатору, по силам маленькому агентству?

Д. Ж.: Вначале, когда ты маленький, рост скачкообразный. Нельзя нанять одну пятую оптимизатора: всегда получается либо перегруз, либо недогруз. Причем недогруза никто не любит, все стараются его избежать, оттягивая до последнего наем дополнительного сотрудника, а страдает и вправду качество. На мой взгляд, нормально, если на одного оптимизатора сегодня (при условии, что таких специалистов в фирме несколько) приходится 40–50 проектов.

 

С учетом того, что они используют автоматизированные сервисы?

Д. Ж.: Само собой, если им не приходится вручную покупать ссылки. Если оптимизатор один, у него больше административной работы, то 30–40 проектов – это максимум, иначе у него не останется времени больше ни на что, возникнет зашоренность, посыплются одна за другой ошибки. Более того, несколько оптимизаторов могут друг друга подстраховать, проконтролировать.

Один менеджер способен вести до 70 проектов, но не очень сложных. Не дай бог, возникают какие-то дополнительные потребности – либо сайт отредактировать, либо доделать что-то на нем, – производительность снижается в разы и работа над сайтом начинает занимать не в два-три раза больше времени, а сразу в десять.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.