Опытное обучение диалогической речи с учетом психодинамических свойств учащихся — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опытное обучение диалогической речи с учетом психодинамических свойств учащихся

2022-11-27 22
Опытное обучение диалогической речи с учетом психодинамических свойств учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот этап направлен на формирование и совершенствование умений и навыков диалогической речи в ходе обучения английскому языку с применением индивидуализированных упражнений.

Этот этап можно разделить на два подэтапа:

1) контроль сформированности умений и навыков монологической речи;

2) реализация методики обучения диалогической речи.

Цель первого подэтапа - выявить речевые характеристики каждого из представителей четырех типов темперамента в ходе осуществления ими индивидуальной речевой деятельности, т.е. монологической речи.

Целесообразность выделения этого подэтапа объясняется желанием сохранить “чистоту” эксперимента, т.е. исключить побочное, случайное влияние на ход и результаты эксперимента. В ходе осуществления монологической речи более ярко проявляются особенности индивидуального стиля, в то время, как в осуществлении диалогической речи на особенности стиля одного из партнеров могут оказать влияние особенности стиля другого партнера и наоборот. Таким образом, выявление “чистых” речевых характеристик в монологической речи служит отправной точкой осуществления последующей методики, в ходе которого мы постараемся проследить динамику изменений этих характеристик, если таковые будут иметь место.

Прежде всего определяемся с характеристиками, на выявление которых направлен первый подэтап. Мы выделили следующие признаки:

1. темп речи

2. количество времени, необходимое для подготовки

3. развернутость речи

4. нормативность речи

5. инициативность

На наш взгляд, сочетание этих пяти характеристик в достаточной мере характеризуют индивидуальный стиль каждого из представителей четырех темпераментов.

Оцениваются речевые характеристики учеников с разными темпераментными свойствами, уровень достижения которых относительно одинаков.

Условия осуществления монологической речи для всех одинаковы (без учета индивидуальных особенностей): на подготовку отводилось 5 минут, объем высказывания - 7-8 предложений. Разговорные ситуации меняются, при этом учитываются интересы испытуемых. Это объясняется не столько стремлением исследователя индивидуализировать обучение, сколько его заинтересованностью в успешности данной части эксперимента.

Разговорные ситуации: для сангвиника - “What kind of a person are you?”;

для холерика - “How do you usually spend your spare time?”;

для флегматика - “Do you like to study?”;

для меланхолика - “What do you like?”.

 

Результаты можно оформить в виде таблиц:

 

Таблица 1. Оценка речевых характеристик сангвиника (выражается в баллах)

 

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 9 8
время подготовки 8 8
развернутость речи 7 6
инициативность 7 7
нормативность речи 6 6

 

Таблица 2. Оценка речевых характеристик холерика (выражается в баллах)

 

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 7 8
время подготовки 8 8
развернутость речи 7 6
инициативность 7 7
нормативность речи 5 6

 

 

Таблица 3. Оценка речевых характеристик флегматика

 

 

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 9 9
время подготовки 6 6
развернутость речи 5 5
инициативность 5 5
нормативность речи 9 8

 

 

Таблица 4. Оценка речевых характеристик меланхолика

 

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 5 5
время подготовки 4 4
развернутость речи 5 5
инициативность 5 5
нормативность речи 8 7

 

Изменится ли это соотношение можно будет судить после проведения контрольного среза.

Второй этап - это собственно реализация методики организации диалогической речи с учетом психодинамических свойств учащихся.

С учетом результатов психологического эксперимента были выделены следующие диады партнеров, характеризующиеся наиболее оптимальной сочетаемостью свойств темперамента, влияющих на индивидуальный стиль совместной деятельности:

1) сангвиник (экстраверт - стабильный) - меланхолик (интроверт - лабильный);

2) холерик (экстраверт - лабильный) - флегматик (интроверт - стабильный);

3) флегматик - флегматик.

Первые две пары характеризуются тем, что речевые партнеры в них обладают свойствами - полярными по шкалам экстраверта - интроверта, эмоциональная стабильность - эмоциональная лабильная.

В третьей паре речевые партнеры обладают сходной структурой психодинамических свойств.

В обучении диалогической речи в экспериментальной и групповой группах одни и те же приемы и средства. Но в экспериментальной группе учитывались еще и индивидуальные особенности учащихся, вследствие чего обучение проводилось в режиме “динамическая пара”, в то время, как в контрольной группе применялся режим “статическая пара”.

Обучение диалогической речи строилось в соответствии с тремя этапами:

1. формирование речевых навыков.

2. совершенствование речевых навыков.

3. развитие речевого умения.

На первом и втором этапах применяются языковые и условно - речевые упражнения. На третьем используются речевые упражнения, как средство реализации учебно-речевых ситуаций.

 

Использование инвидуализированных упражнений

В ходе работы мы попытались подобрать индивидуальные задания в зависимости от особенностей стиля деятельности учащихся, а также их уровня достижений и интересов. Работа велась в следующих направлениях:

а) применение заданий разной степени сложности;

б) использование разных вариантов однотипных заданий;

в) оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания;

г) различная длина пауз для выполнения задания;

д) использование различного ряда опор, ключей.

Итак, в качестве основного вида индивидуализированных упражнений мы выбрали речевое упражнение, реализующееся с опорой на функциональную модель. Достоинства этого вида упражнений именно как средства индивидуализации были указаны в предыдущей главе.

Знакомство учащихся с функциональными моделями диалогов начиналось на первом и втором этапах, а также на начальном периоде третьего этапа развития речевого следующий алгоритм:

1) прочесть диалог;

2) выяснить путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;

3) составить по функциям модель;

4) воспроизвести по модели диалог;

5) изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего.

Активная роль здесь отводится учителю.

Но нас интересуют индивидуализированные упражнения, направленные на организацию совместной речевой деятельности учащихся. В дальнейшем конкретные условия реализации речевых упражнений, нацеленных на учет психодинамических свойств учащихся, будут показаны в связи с деятельностью той или иной диады партнеров.

Диада сангвиник - меланхолик

I. Задачи партнеров дифференцированы, инициатива возлагается на сангвиника.

Задача для сангвиника: “Ask your friend about his hobby”.

Задача для меланхолика: “Tell your friend about your hobby”.

Asking for information

Giving information
     

 

Asking for additional information (A I)

Giving additional information (A I)
     

 

Asking for reasons

 

Giving reasons
Expressing regret

     

 

II. У партнеров общая задача. Инициативные реплики распределяются в равной степени между партнерами.

Задача: Tell each other how you celebrated last New Year

 

 

Asking for information

Giving information

 

Asking for A I

Giving A I

 

Expressing surprise

Making supposition

 

Giving agreement

Expressing pleasure

                       

 

III. Задачи партнеров дифференцированы. Инициатива возлагается на меланхолика.

Задача для меланхолика: «Ask your friend why he was absent last time»

Задача для сангвиника: «Tell about your illness»

Asking for reasons

 

Giving reasons

Expressing regret giving information

 Expressing surprise

Expressing agreement

Asking for information

Giving information

 
                     

 

На выполнение упражнений первого вида отводилось 7-8 минут. Давались карточки с набором речевых клише, представляющие собой формальное выражение той или иной речевой функции. Эти упражнения использовались в течение 2 - 3 уроков.

На выполнение упражнений второго вида уделялось 5 - 6 минут. Карточки с вербальными опорами не предоставлялись. Меланхолику разрешалось записывать реплики, но запрещалось пользоваться ими во время ответа. Упражнения применялись на протяжении 5 уроков.

На выполнение РУ третьего вида отводилось 7 - 8 минут. задание осложнялось тем, что некоторые речевые функции пропущены. Ученики также не пользовались карточками с вербальными опорами. Записывать реплики разрешалось. РУ использовались в течении 5 уроков.

Необходимо также указать, что во времени диалогическая речь организовывалась ближе к середине урока. В начале не рекомендуется, потому что сангвиники медленно втягиваются в учебную деятельность, а в конце - не рекомендуется, потому что меланхолики большей частью устают.

Диада холерик – флегматик

I. Задачи дифференцированы.

Инициатива возлагается на холерика. Ситуация: «Учащийся звонит своему однокласснику».

 

Задача холерика: «Ask your classmate about the home-task for tomorrow»

Задача: «Give him information about the home-task»

 

Asking for information

Giving information

Asking for explanation

Giving explanation

Expressing emotions

Expressing regret

 

Asking for A I

Giving A I

                           

II. У партнеров общая задача.

Задача: «Discuss the plan of excursion» (дается карта города)

 

making suggestion   giving disagreement, making suggestion
     
asking for information     giving information
     
expressing agreement     asking for information  
     
giving information     expressing pleasure

 

III. Задачи дифференцированы.

Ситуация взята из рассказа “Two Gentlemen of Verona”.

Задача для флегматика: “You are the narrator ask Jacopo about his life”.

Задача для холерика: “You are Jacopo tell the gentleman about all kind of work you have to do”.

 

expressing wish   expressing regret making suggestion
     
    asking for information  
     
giving information      
     
giving reasons      
     
    expressing agreement

 

Условия выполнения речевых упражнений то же, что и в предыдущей диаде. Хотелось бы обратить внимание на третье упражнение. Ситуация для этого РУ была взята из художественного произведения. Учащиеся должны достаточно хорошо знать то или иное произведения, чтобы на его основе составлять диалоги. Учитель может предлагать либо ситуации, о которых речь идет непосредственно в тексте, либо в контексте того или иного рассказа создать и предъявить учащимся новую ситуацию, предполагающую использование языкового материала этого рассказа (отрывка). Как и в предыдущем случае, диалогическую речь холерика-флегматика оптимальнее организовывать в середине урока.

 

 

Диада флегматик - флегматик

 

Самое удобное в организационном плане сочетание, так как партнеры имеют сходную структуру темперамента и, следовательно, имеют сходный набор стилевых свойств.

 

I. Задачи дифференцированы.

Ситуация:

Задача 1: “Inform Andrew that you can not join his family in the trip to Moscow”

Задача 2: “Express your regret”

 

asking for information     giving information  
     
expressing regret asking for reasons   giving reasons
     
making suggestion     giving disagreement
     
making suggestion   expressing regret

 

 

II. Задача - общая: “One of you is a Russian, the often is an Englishman. Talk about the traditions of the New Year celebrating in your countries”

(на основе текстов, прочитанных дома)

 

Russian Englishman

 

     
giving information     giving information
     
asking for AI     giving AI
     
expressing surprise asking for AI   giving AI
     
making supposition     expressing agreement

 

Что касается условий выполнения РУ флегматиками, нужно особое внимание уделить процессуальным характеристикам речевой деятельности. Им нужно больше времени для обеспечения нормативности речи. Набор речевых клише должен быть ограничен: у флегматиков наблюдается тенденция использовать все вербальные опоры, что иногда приводит к тавтологии.

В контрольной группе использовались те же приемы и средства, но без учета типологической совместимости.

 

 

Контрольный срез

Цель этого этапа – выявить наличие или отсутствие изменений речевых характеристик каждого из представителей четырех типов. Срез проводился в обеих группах. Контрольное задание – составить диалог в соответствии с заданной ситуацией. Условия выполнения: на подготовку отводится 7-8 минут; использование вербальных опор исключено. Объектами контроля были две пары: в экспериментальной группе – динамические (диады сангвиник-меланхолик и холерик-флегматик), в контрольной группе – статические пары (случайная типологическая совместимость исключалась).

Результаты представлены в таблицах.

 

Таблица 5. Оценка речевых характеристик сангвиника

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 9 8
время подготовки 7 6
развернутость речи 8 6
инициативность 7 7
нормативность речи 7 6

 

Таблица 6. Оценка речевых характеристик холерика

 

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 7 7
время подготовки 7 8
развернутость речи 7 6
инициативность 7 7
нормативность речи 7 5

 

Таблица 7. Оценка речевых характеристик флегматика

 

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 9 8
время подготовки 7 6
развернутость речи 6 6
инициативность 6 6
нормативность речи 9 9

 

Таблица 8. Оценка речевых характеристик меланхолика

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 5 5
время подготовки 5 5
развернутость речи 5 5
инициативность 6 6
нормативность речи 8 7

Оценивание проводилось с учетом следующих критериев:

Темы Отсутствие пауз-хезитаций, повторений Наличие незначительных пауз между репликами и внутри реплик между синтагмами Длительные паузы между репликами и внутри реплик 10-9 баллов     8-7 баллов   6-5 баллов
Время подготовки 5 мин 6 мин 7 мин 8 мин 10 баллов 8 баллов 6 баллов 4 баллов
Развернутость речевых реплик Количество реплик, в которых присутствуют более, чем одно предложение 100% 80% 60% 40%     10 баллов 8 баллов 6 баллов 4 баллов
Инициативность Наличие инициативных реплик, встречных вопросов Наличие инициативных реплик (отсутствие встречных вопросов) Преобладание в инициативных репликах общих вопросов Отсутствие инициативных реплик 10-8 баллов   7-6 баллов   5-3 баллов   2-0 баллов
Нормативность речи Наличие ошибок 1-2 3-4 5-6 7-8   10-9 баллов 8-7 баллов 6-5 баллов 5-0 баллов

 

Анализ результатов

При сравнении таблиц 1-4 и 5-8 можно сделать следующий вывод: определенно наблюдается динамика изменения показателей речевых характеристик у учащихся экспериментальной группы.

Что же касается учащихся контрольной группы, то показатели речевых характеристик либо остались прежними, либо изменились в сторону уменьшения (ухудшения).

Иными словами, использование индивидуализированных упражнений в экспериментальной группе способствовало улучшению показателей речевых характеристик учащихся этой группы. Изменение, пусть даже не значительное, качественных речевых характеристик (инициативность, нормативность речи, развернутость) свидетельствует о повышении эффективности учебной деятельности. Можно также заметить, что показатели темпоральной характеристики у интровертов увеличились, тогда как у экстравертов эти же показатели понизились. В то же время у экстравертов наблюдается улучшение показателей нормативности речи, что по всей видимости объясняется более тщательной продуктивностью ответов. У интровертов улучшились показатели инициативности, что объясняется влиянием психологических свойств их партнеров. Принимая во внимание психологический аспект этих взаимовлияний, можно говорить о наличии в совместной деятельности такого явления, как взаимная компенсация психодинамических свойств партнеров. Этим, пожалуй, и объясняется влияние психодинамических свойств на результативность совместной деятельности.

Однако, необходимо сказать, что это наблюдается лишь при определенном сочетании типов темперамента. Это доказывается также отсутствием улучшения показателей речевых характеристик у учащихся контрольной группы.

Также подтвердилось, что наиболее оптимальной сочетаемостью обладают диады сангвиник (экстраверт-стабильный) – меланхолик (интроверт-лабильный) и холерик (экстраверт-лабильный) – флегматик (интроверт-стабильный), а также диады флегматик-флегматик.

Таким образом, наличие факта улучшения показателей речевых характеристик подтверждает нашу гипотезу: индивидуализация процесса обучения идеологической речи на уроках английского языка, основанная на учете психодинамических свойств (темперамента), способствует повышению активности и успешности в овладении иноязычной речью.

 

Заключение

Индивидуальность школьника – сложное образование, органически связанное с его возрастным и половым развитием, формированием нравственных качеств, становлением целой личности. В связи с этим индивидуальная работа является частью учебно-воспитательного процесса. Она требует от педагога умения найти наиболее эффективные способы воздействия на отдельного ученика с целью всестороннего его развития.

Учет индивидуальных особенностей помогает педагогу свести к минимуму неудачи и ошибки, которые неизбежны в процессе обучения.

В данной работе, которая посвящена проблеме учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения иностранному языку, мы попытались осветить вопросы индивидуализации целей и форм индивидуального подхода, системы психодинамических свойств и их учета в организации учебного процесса.

Личность представляет собой сложное интегральное образование, включающее три взаимосвязанных и иерархических уровня. И темперамент занимает одно из самых важных мест в этой структуре. Этот факт признается практически всеми психологами, занимающимися исследованием темперамента и его свойств. Это проявляется в том, что он во многом определяет поведение личности, ее отношения, а также индивидуальный стиль деятельности. Причем свойства темперамента оказывают влияние не только на процессуальные характеристики деятельности (т.е. стиль), но и на результат. А это значит, что ориентация методик обучения иностранному языку на учет психодинамических свойств учащихся может существенно повысить эффективность учебного процесса, а также облегчить работу учителя. Именно на это направлено наше исследование.

И анализ результатов нашего экспериментального исследования подтвердил, что учет психодинамических свойств учащихся в организации учебной деятельности является очень важным аспектом индивидуального подхода в обучении.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.

2. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. - 1981.

3. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы.// ПЖ № 1. - 1996.

4. Вайсбург М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному устноречевому обучению// Иностранные языки в школе. - 1999 - № 1-2.

5. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1983. -№3.

6. Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями //Психологический журнал. –1994. -№2.

7. Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал. –1995. -№5.

8. Зимняя И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1995.

9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. –М.: Просвещение, 1991.

10. Ковальчук Е.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. –М., 1980.

11. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации обучения речевой деятельности //ИЯШ. –1980. -№2.

12. Миклашев Е.У. Дифференциальный подход на уроке французского языка //ИЯШ. –1987. -№3.

13. Митина А.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся //Вопросы психологии –1991. -№5.

14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986.

15. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению //ИЯШ, 1999. -№1.

16. Мусницкая Е.В. Сто вопросов к себе и к ученику. –М., «Дом педагогики», 1996.

17. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.

18. Николаев С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения //ИЯШ, 1987. -№5.

19. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М., Просвещение, 1981.

20. Пашукова Т.И. Психологические исследования. –М., 1996.

21. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. –М., Педагогика, 1975.

22. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 1991.

23. Петровский А.В. Общая психология. –М.: Просвещение, 1976.

24. Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности //Психологический журнал, 1982. -№6.

25. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека //Психологический журнал. –1989. -№1.

26. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. –1992. -№2.

27. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии ребенка. –М., 1982.

28. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1963. -№5.

29. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Просвещение, 1980.

30. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии. –М.: Просвещение, 1990.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.