Глава I Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава I Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход

2022-11-27 25
Глава I Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

Глава I Индивидуальность учащихся

и индивидуальный подход…………………………………………….5

1.Индивидуализация как один из способов

повышения эффективности процесса обучения ………….5

2.Индивидуальность человека. Темперамент:

его типы и свойства ……………………………………….10

3.Психодинамические свойства личности

и индивидуальный стиль деятельности ………………….18

Глава II Индивидуальный подход в процессе

         обучения иностранному языку …………………………….26

1.Проявление свойств темперамента на уроке

и общие рекомендации по их учету …………………… 26

2.Организация индивидуализации в процессе

обучения иностранному языку.

Индивидуализированные упражнения ………………….. 33

Глава III Экспериментальная проверка влияния

          психодинамических свойств учащихся

          на успешность формирования навыков

          и умений речевого общения ……………………………….40

1.Психологический констатирующий эксперимент …….40

2.Опытное обучение диалогической речи с учетом

психодинамических свойств учащихся ………………….42

3.Контрольный срез ……………………………………….54

Заключение ………………………………………………………….. 59

Библиография ……………………………………………………….. 61

Приложения …………………………………………………………..64

 

Введение

Повышение эффективности обучения в школе является одним из центральных объектов всестороннего изучения отечественной психолого-педагогической науки. В решении этих проблем значительная роль отводится учителю. Большое значение придается умению учителя вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников класса. Для того, чтобы добиться этого, учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам.

 Особенно важно соблюдение этих положений для учителей иностранного языка, т.к. преподаваемый ими предмет относится к числу сложных для усвоения: некоторые школьники с трудом преодолевают языковой барьер, не решаются говорить из боязни допустить ошибку. Это приводит к неверию в свои силы, к мнению, что иностранный язык изучить невозможно. Вот почему у школьников пропадает интерес к данному предмету.

Задача учителя заключается в том, чтобы убедить учеников, что каждый из них способен овладеть иноязычной речью. Затем, учитывая способности и возможности каждого ребенка, давать ему посильные задания, предъявлять соответствующие его знаниям и возможностям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т.е. осуществлять индивидуальный подход в обучении учащихся.

Но понятие индивидуальный подход - очень широкое. Невозможно в одном исследовании осветить все аспекты этого подхода. Поэтому нам представляется целесообразным сконкретизировать нашу тему, которая может быть представлена как “Учет психодинамических свойств в организации совместной речевой деятельности учащихся на уроках английского языка”.

Итак, объектом нашего исследования являются психодинамические свойства (свойства темперамента) учащихся.

Предметом исследования стал факт влияния индивидуализации на эффективность в обучении английскому языку.

Цель заключается в том, чтобы изучить принципы учета психодинамических свойств учащихся в процессе обучения иноязычной диалогической речи.

Наша гипотеза звучит следующим образом: учет специфики психодинамических свойств в процессе обучения диалогической речи на уроках английского языка способствует повышению активности и успешности учащихся в обучении иноязычной речи.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены основные его задачи:

1. На основе изучения и анализ психолого-педагогической литературы определить основные теоретические понятия проводимого исследования и осветить основные проблемы, связанные с нашей темой.

2. Разработать методику экспериментального исследования, направленного на учет психодинамических свойств в обучении английскому языку.

3. Провести экспериментальную работу для подтверждения гипотезы.

4. Сделать анализ результатов эксперимента.

Методы исследования:

1) теоретический анализ научно-методической литературы;

2) наблюдение;

3) опытно-экспериментальная работа.

 

Психодинамические свойства личности

Выводы

В данной главе мы попытались приблизиться к проблеме индивидуальных различий в ходе обучения иностранному языку. Мы выяснили следующее

1. Индивидуальный подход предполагает учет многообразных индивидуальных особенностей человека, в частности специфику психодинамических свойств личности.

2. Темперамент является одним из важнейших образований в интегральной структуре личности.

3. Совокупность психодинамических свойств людей может оказывать влияние на успешность совместной деятельности этих людей.

4. Каждый человек, в том числе учащийся, обладает определенным набором стилевых свойств, которые во многом определяются психодинамическими свойствами.

5. Один из важнейших способов индивидуализации – использование особенностей индивидуального стиля учебной деятельности

 

Диада холерик – флегматик

I. Задачи дифференцированы.

Инициатива возлагается на холерика. Ситуация: «Учащийся звонит своему однокласснику».

 

Задача холерика: «Ask your classmate about the home-task for tomorrow»

Задача: «Give him information about the home-task»

 

Asking for information

Giving information

Asking for explanation

Giving explanation

Expressing emotions

Expressing regret

 

Asking for A I

Giving A I

                           

II. У партнеров общая задача.

Задача: «Discuss the plan of excursion» (дается карта города)

 

making suggestion   giving disagreement, making suggestion
     
asking for information     giving information
     
expressing agreement     asking for information  
     
giving information     expressing pleasure

 

III. Задачи дифференцированы.

Ситуация взята из рассказа “Two Gentlemen of Verona”.

Задача для флегматика: “You are the narrator ask Jacopo about his life”.

Задача для холерика: “You are Jacopo tell the gentleman about all kind of work you have to do”.

 

expressing wish   expressing regret making suggestion
     
    asking for information  
     
giving information      
     
giving reasons      
     
    expressing agreement

 

Условия выполнения речевых упражнений то же, что и в предыдущей диаде. Хотелось бы обратить внимание на третье упражнение. Ситуация для этого РУ была взята из художественного произведения. Учащиеся должны достаточно хорошо знать то или иное произведения, чтобы на его основе составлять диалоги. Учитель может предлагать либо ситуации, о которых речь идет непосредственно в тексте, либо в контексте того или иного рассказа создать и предъявить учащимся новую ситуацию, предполагающую использование языкового материала этого рассказа (отрывка). Как и в предыдущем случае, диалогическую речь холерика-флегматика оптимальнее организовывать в середине урока.

 

 

Диада флегматик - флегматик

 

Самое удобное в организационном плане сочетание, так как партнеры имеют сходную структуру темперамента и, следовательно, имеют сходный набор стилевых свойств.

 

I. Задачи дифференцированы.

Ситуация:

Задача 1: “Inform Andrew that you can not join his family in the trip to Moscow”

Задача 2: “Express your regret”

 

asking for information     giving information  
     
expressing regret asking for reasons   giving reasons
     
making suggestion     giving disagreement
     
making suggestion   expressing regret

 

 

II. Задача - общая: “One of you is a Russian, the often is an Englishman. Talk about the traditions of the New Year celebrating in your countries”

(на основе текстов, прочитанных дома)

 

Russian Englishman

 

     
giving information     giving information
     
asking for AI     giving AI
     
expressing surprise asking for AI   giving AI
     
making supposition     expressing agreement

 

Что касается условий выполнения РУ флегматиками, нужно особое внимание уделить процессуальным характеристикам речевой деятельности. Им нужно больше времени для обеспечения нормативности речи. Набор речевых клише должен быть ограничен: у флегматиков наблюдается тенденция использовать все вербальные опоры, что иногда приводит к тавтологии.

В контрольной группе использовались те же приемы и средства, но без учета типологической совместимости.

 

 

Контрольный срез

Цель этого этапа – выявить наличие или отсутствие изменений речевых характеристик каждого из представителей четырех типов. Срез проводился в обеих группах. Контрольное задание – составить диалог в соответствии с заданной ситуацией. Условия выполнения: на подготовку отводится 7-8 минут; использование вербальных опор исключено. Объектами контроля были две пары: в экспериментальной группе – динамические (диады сангвиник-меланхолик и холерик-флегматик), в контрольной группе – статические пары (случайная типологическая совместимость исключалась).

Результаты представлены в таблицах.

 

Таблица 5. Оценка речевых характеристик сангвиника

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 9 8
время подготовки 7 6
развернутость речи 8 6
инициативность 7 7
нормативность речи 7 6

 

Таблица 6. Оценка речевых характеристик холерика

 

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 7 7
время подготовки 7 8
развернутость речи 7 6
инициативность 7 7
нормативность речи 7 5

 

Таблица 7. Оценка речевых характеристик флегматика

 

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 9 8
время подготовки 7 6
развернутость речи 6 6
инициативность 6 6
нормативность речи 9 9

 

Таблица 8. Оценка речевых характеристик меланхолика

характеристика экспериментальная группа контрольная группа
темп речи 5 5
время подготовки 5 5
развернутость речи 5 5
инициативность 6 6
нормативность речи 8 7

Оценивание проводилось с учетом следующих критериев:

Темы Отсутствие пауз-хезитаций, повторений Наличие незначительных пауз между репликами и внутри реплик между синтагмами Длительные паузы между репликами и внутри реплик 10-9 баллов     8-7 баллов   6-5 баллов
Время подготовки 5 мин 6 мин 7 мин 8 мин 10 баллов 8 баллов 6 баллов 4 баллов
Развернутость речевых реплик Количество реплик, в которых присутствуют более, чем одно предложение 100% 80% 60% 40%     10 баллов 8 баллов 6 баллов 4 баллов
Инициативность Наличие инициативных реплик, встречных вопросов Наличие инициативных реплик (отсутствие встречных вопросов) Преобладание в инициативных репликах общих вопросов Отсутствие инициативных реплик 10-8 баллов   7-6 баллов   5-3 баллов   2-0 баллов
Нормативность речи Наличие ошибок 1-2 3-4 5-6 7-8   10-9 баллов 8-7 баллов 6-5 баллов 5-0 баллов

 

Анализ результатов

При сравнении таблиц 1-4 и 5-8 можно сделать следующий вывод: определенно наблюдается динамика изменения показателей речевых характеристик у учащихся экспериментальной группы.

Что же касается учащихся контрольной группы, то показатели речевых характеристик либо остались прежними, либо изменились в сторону уменьшения (ухудшения).

Иными словами, использование индивидуализированных упражнений в экспериментальной группе способствовало улучшению показателей речевых характеристик учащихся этой группы. Изменение, пусть даже не значительное, качественных речевых характеристик (инициативность, нормативность речи, развернутость) свидетельствует о повышении эффективности учебной деятельности. Можно также заметить, что показатели темпоральной характеристики у интровертов увеличились, тогда как у экстравертов эти же показатели понизились. В то же время у экстравертов наблюдается улучшение показателей нормативности речи, что по всей видимости объясняется более тщательной продуктивностью ответов. У интровертов улучшились показатели инициативности, что объясняется влиянием психологических свойств их партнеров. Принимая во внимание психологический аспект этих взаимовлияний, можно говорить о наличии в совместной деятельности такого явления, как взаимная компенсация психодинамических свойств партнеров. Этим, пожалуй, и объясняется влияние психодинамических свойств на результативность совместной деятельности.

Однако, необходимо сказать, что это наблюдается лишь при определенном сочетании типов темперамента. Это доказывается также отсутствием улучшения показателей речевых характеристик у учащихся контрольной группы.

Также подтвердилось, что наиболее оптимальной сочетаемостью обладают диады сангвиник (экстраверт-стабильный) – меланхолик (интроверт-лабильный) и холерик (экстраверт-лабильный) – флегматик (интроверт-стабильный), а также диады флегматик-флегматик.

Таким образом, наличие факта улучшения показателей речевых характеристик подтверждает нашу гипотезу: индивидуализация процесса обучения идеологической речи на уроках английского языка, основанная на учете психодинамических свойств (темперамента), способствует повышению активности и успешности в овладении иноязычной речью.

 

Заключение

Индивидуальность школьника – сложное образование, органически связанное с его возрастным и половым развитием, формированием нравственных качеств, становлением целой личности. В связи с этим индивидуальная работа является частью учебно-воспитательного процесса. Она требует от педагога умения найти наиболее эффективные способы воздействия на отдельного ученика с целью всестороннего его развития.

Учет индивидуальных особенностей помогает педагогу свести к минимуму неудачи и ошибки, которые неизбежны в процессе обучения.

В данной работе, которая посвящена проблеме учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения иностранному языку, мы попытались осветить вопросы индивидуализации целей и форм индивидуального подхода, системы психодинамических свойств и их учета в организации учебного процесса.

Личность представляет собой сложное интегральное образование, включающее три взаимосвязанных и иерархических уровня. И темперамент занимает одно из самых важных мест в этой структуре. Этот факт признается практически всеми психологами, занимающимися исследованием темперамента и его свойств. Это проявляется в том, что он во многом определяет поведение личности, ее отношения, а также индивидуальный стиль деятельности. Причем свойства темперамента оказывают влияние не только на процессуальные характеристики деятельности (т.е. стиль), но и на результат. А это значит, что ориентация методик обучения иностранному языку на учет психодинамических свойств учащихся может существенно повысить эффективность учебного процесса, а также облегчить работу учителя. Именно на это направлено наше исследование.

И анализ результатов нашего экспериментального исследования подтвердил, что учет психодинамических свойств учащихся в организации учебной деятельности является очень важным аспектом индивидуального подхода в обучении.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.

2. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. - 1981.

3. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы.// ПЖ № 1. - 1996.

4. Вайсбург М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному устноречевому обучению// Иностранные языки в школе. - 1999 - № 1-2.

5. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1983. -№3.

6. Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями //Психологический журнал. –1994. -№2.

7. Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал. –1995. -№5.

8. Зимняя И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1995.

9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. –М.: Просвещение, 1991.

10. Ковальчук Е.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. –М., 1980.

11. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации обучения речевой деятельности //ИЯШ. –1980. -№2.

12. Миклашев Е.У. Дифференциальный подход на уроке французского языка //ИЯШ. –1987. -№3.

13. Митина А.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся //Вопросы психологии –1991. -№5.

14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986.

15. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению //ИЯШ, 1999. -№1.

16. Мусницкая Е.В. Сто вопросов к себе и к ученику. –М., «Дом педагогики», 1996.

17. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.

18. Николаев С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения //ИЯШ, 1987. -№5.

19. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М., Просвещение, 1981.

20. Пашукова Т.И. Психологические исследования. –М., 1996.

21. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. –М., Педагогика, 1975.

22. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 1991.

23. Петровский А.В. Общая психология. –М.: Просвещение, 1976.

24. Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности //Психологический журнал, 1982. -№6.

25. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека //Психологический журнал. –1989. -№1.

26. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. –1992. -№2.

27. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии ребенка. –М., 1982.

28. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1963. -№5.

29. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Просвещение, 1980.

30. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии. –М.: Просвещение, 1990.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Процедура исследования

Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна быть обеспечена строгая самостоятельность ответов участников тестирования.                   

Количество текстов опросника и бланков должно соот­ветствовать количеству опрашиваемых. Бланк для ответов представляет собой лист с напечатанными на нем номерами вопросов от 1 до 57 и расположенной рядом с номерами колонкой для ответов «Да» или «Нет».

В задачи экспериментатора входит раздача опросников, бланков, ручек или карандашей и чтение инструкции.

Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке проставляйте Ваш ответ, который может быть либо «Да» либо «Нет». Постарайтесь представить ти­пичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ без долгих раздумий. Помните, здесь нет «хороших» и «пло­хих» ответов. Выбранный Вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего номера. Ста­райтесь не оставлять вопросы без ответа».

Опросник

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлени­ям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

7. Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вы обычно действуете и говорите без долгого обдумы­вания?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несча­стны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы сделали бы почти все, что угодно?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с че­ловеком противоположного пола, который симпатичен Вам?

12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо, чего не следовало?

15. Вы обычно предпочитаете чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у Вас мысли, которыми Вам хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что Вы иногда настолько полны энергии, что все «горит» в руках, а иногда совсем вялы?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Вас часто беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвраща­етесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержаны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Верно ли, что Вы предпочтете узнать о чем-то в книге, нежели спросить об этом у других людей?

33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, требующая напряженного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39. Нравится ли Вам работа, требующая быстроты дей­ствия?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы про­изойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

43. Вам часто снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незна­комым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Вы сильно бы огорчились, если бы долго не смогли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или недостатков Вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удо­вольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Вы легко бы сумели внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Обработка результатов

Для определения типа темперамента необходимо опре­делить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество сов­падений ответов испытуемого с вопросами шкал.

Индекс искренности («И») представляет собой количе­ство совпадений ответов испытуемых с ответами по следу­ющим вопросам: Ответ «Да» по вопросам №6, 24, 36; Ответ «Нет» на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54.

Показатель экстраверсии («Э») равен величине совпа­дений ответов испытуемых с такими: Ответ «Да» по вопро­сам №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

Ответ «Нет» на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Показатель невротизма — это величина совпадений от­ветов «Да» с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31; 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.

На рисунке тип темперамента определяется в точках пересечения показателей экстраверсии и невротизма, вос­становленных на соответствующих осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сангвиника соответ­ствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холери­ка — экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная не­устойчивость, флегматика — интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика — интроверсия и невротизм.

 

Министерство образования Российской федерации

Орский гуманитарно-технологический институт

(филиал) Оренбургского государственного

университета

факультет ПиМНО

кафедра психологии

 

 

Влияние психодинамических свойств

учащихся на успешность формирования

навыков и умений в процессе обучения

 

Дипломная работа

 

 

Выполнил: Вецнезев Кирилл Анатольевич

    студент группы 5в

 

 

    Научный руководитель: Татарчук Д.П.,

    канд. пед. наук, доцент

 

                      Орск-2000

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

Глава I Индивидуальность учащихся

и индивидуальный подход…………………………………………….5

1.Индивидуализация как один из способов

повышения эффективности процесса обучения ………….5

2.Индивидуальность человека. Темперамент:

его типы и свойства ……………………………………….10

3.Психодинамические свойства личности

и индивидуальный стиль деятельности ………………….18

Глава II Индивидуальный подход в процессе

         обучения иностранному языку …………………………….26

1.Проявление свойств темперамента на уроке

и общие рекомендации по их учету …………………… 26

2.Организация индивидуализации в процессе

обучения иностранному языку.

Индивидуализированные упражнения ………………….. 33

Глава III Экспериментальная проверка влияния

          психодинамических свойств учащихся

          на успешность формирования навыков

          и умений речевого общения ……………………………….40

1.Психологический констатирующий эксперимент …….40

2.Опытное обучение диалогической речи с учетом

психодинамических свойств учащихся ………………….42

3.Контрольный срез ……………………………………….54

Заключение ………………………………………………………….. 59

Библиография ……………………………………………………….. 61

Приложения …………………………………………………………..64

 

Введение

Повышение эффективности обучения в школе является одним из центральных объектов всестороннего изучения отечественной психолого-педагогической науки. В решении этих проблем значительная роль отводится учителю. Большое значение придается умению учителя вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников класса. Для того, чтобы добиться этого, учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам.

 Особенно важно соблюдение этих положений для учителей иностранного языка, т.к. преподаваемый ими предмет относится к числу сложных для усвоения: некоторые школьники с трудом преодолевают языковой барьер, не решаются говорить из боязни допустить ошибку. Это приводит к неверию в свои силы, к мнению, что иностранный язык изучить невозможно. Вот почему у школьников пропадает интерес к данному предмету.

Задача учителя заключается в том, чтобы убедить учеников, что каждый из них способен овладеть иноязычной речью. Затем, учитывая способности и возможности каждого ребенка, давать ему посильные задания, предъявлять соответствующие его знаниям и возможностям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т.е. осуществлять индивидуальный подход в обучении учащихся.

Но понятие индивидуальный подход - очень широкое. Невозможно в одном исследовании осветить все аспекты этого подхода. Поэтому нам представляется целесообразным сконкретизировать нашу тему, которая может быть представлена как “Учет психодинамических свойств в организации совместной речевой деятельности учащихся на уроках английского языка”.

Итак, объектом нашего исследования являются психодинамические свойства (свойства темперамента) учащихся.

Предметом исследования стал факт влияния индивидуализации на эффективность в обучении английскому языку.

Цель заключается в том, чтобы изучить принципы учета психодинамических свойств учащихся в процессе обучения иноязычной диалогической речи.

Наша гипотеза звучит следующим образом: учет специфики психодинамических свойств в процессе обучения диалогической речи на уроках английского языка способствует повышению активности и успешности учащихся в обучении иноязычной речи.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены основные его задачи:

1. На основе изучения и анализ психолого-педагогической литературы определить основные теоретические понятия проводимого исследования и осветить основные проблемы, связанные с нашей темой.

2. Разработать методику экспериментального исследования, направленного на учет психодинамических свойств в обучении английскому языку.

3. Провести экспериментальную работу для подтверждения гипотезы.

4. Сделать анализ результатов эксперимента.

Методы исследования:

1) теоретический анализ научно-методической литературы;

2) наблюдение;

3) опытно-экспериментальная работа.

 

Глава I Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход

 

1. Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса обучения

Еще Я.А.Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения ребенка с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь учитель учит не абстрактного «среднего» школьника, а вполне конкретного, со своим характером, условиями жизни, наконец, со специфическими природными качествами. Хрестоматийными стали слова К.Д.Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Хорошо известно, как неодинаков бывает уровень знаний учеников, которых учит один и тот же педагог. Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. Помимо этого, сам процесс обучения приводит к неодинаковым успехам и переживается, оценивается детьми по-разному.

По данным психологических исследователей лишь незначительная часть учащихся подростков (от 2,1% до 4,7%) не испытывает затруднений в процессе обучения. Причины этих трудностей сами подростки в первую очередь видят в самих себе, в собственных качествах – слабой памяти, недостаточном внимании, неумении думать и т.д., а также в отсутствии воли, трудолюбия. Интересно, что и педагоги в слабой успеваемости обвиняют в первую очередь учеников, отмечая их недобросовестность, лень, безответственность. Кроме того, помимо мотивационных причин неуспеваемости учащихся педагоги называют и отсутствие способностей к обучению, то есть познавательный фак


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.221 с.