Программное обеспечение, базы данных, информационно- справочные и поисковые системы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Программное обеспечение, базы данных, информационно- справочные и поисковые системы

2022-11-27 550
Программное обеспечение, базы данных, информационно- справочные и поисковые системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по психиатрии, медицинской психологии для студентов

V курса педиатрического факультета

Студентки 5 курса педиатрического

факультета: Архиповой Марии Владимировны

 

 

Группа №        6  

 

 

Время курации:

С «13 »          09          20 22 г. по «29» 09 20 22 г.

Преподаватель: Зайцева О.Г.

                                             

 

Краснодар

2022


УДК 616.89+616.89-008.441.33] (075.4) ББК 56.14Я73

Т 37

 

Составители:

Бойко Е.О., д.м.н. зав.кафедрой психиатрии ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России

Ложникова Л.Е., к.м.н. доцент кафедры психиатрии ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России

Зайцева О.Г., к.м.н. доцент кафедры психиатрии ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России

 

Под редакцией Бойко Е.О.

Резензенты:

Зав.кафедрой психиатрии ФПК и ППС ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России

д.м.н., профессор                                            В.Г Косенко

 

Профессор кафедры

фундаментальной и клинической биохимии ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России

д.пед.н.                                                              Т.Н.Литвинова

 

«Тетрадь для практических занятий по психиатрии, медицинской психологии»: Краснодар, ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, 2016 – 54 стр.

 

«Тетрадь для практических занятий по психиатрии, медицинской психологии» по специальности 060103 Педиатрия составлена на основании ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия (квалификация (степень) «специалист»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1122 и учебного плана по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия.

 

 

Рекомендованы к печати ЦМС ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России протокол № 1 от 02 сентября 2016г.


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью, которая предназначена не только для овладения дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения.

Значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи, с чем на кафедре психиатрии разработана стратегия формирования системы умений и навыков самостоятельной работы.

Цели изучения раздела самостоятельной работы: сформировать у студентов, умения и навыки самостоятельной работы на основе теоретического курса, а также научить навыкам самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности.

Данное пособие включает тематику практических занятий по психиатрии, наркологии, целевые вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, которые сформулированы на основе теоретического курса по дисциплине и акцентированы согласно профильности факультета, ситуационные задачи, раздел заметки по каждому занятию, перечень вопросов по каждому из разделов психиатрии, наркологии.

Студент должен получить представление: о творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем; о социально- оценочной деятельности

Студент должен знать: теоретический объем материала к каждому практическому занятию.

Студент должен уметь: на основе теоретических знаний самостоятельно найти конструктивное решение поставленной задачи.


 

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание дисциплины «Психиатрия, медицинская психология» проводится с учѐтом уже имеющихся у студента знаний психологии и педагогики, философии и биоэтики, правоведения, нормальной и патологической физиологии, внутренних болезней и клинической фармакологии, общей хирургии, фармакологии.

Методы обучения предполагают реализацию следующих принципов: динамичности, субъективности, целостности, критериальности оценивания результатов.

Организация самостоятельной работы студентов и ее методическое сопровождение подразумевает подготовку к занятиям, текущему, промежуточному контролю, написание истории болезни и включает работу с учебной, справочной, методической литературой, Интернет-ресурсами, лекционным материалом. Формирующиеся умения и навыки позволяют реализовать алгоритм эффективной деятельности. В рамках компетентностного подхода для проведения занятий используются активные и интерактивные формы, например, разбор и решение конкретных ситуационных задач, «кейс-метод». Обучение студентов способствует воспитанию у них навыков общения с больным с учетом этико- деонтологических особенностей патологии и пациентов. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию нравственного поведения, аккуратности, дисциплинированности.

В числе методов и приемов стимулирования мотивов и познавательных интересов на занятиях формируется понимание смысла и позитивное отношение к осуществляемой деятельности, уверенность в своих силах. На клинических практических занятиях теоретические знания содержаться в виде систематизированной информации, необходимой для осознанного формирования практических навыков.

Таким образом, % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий составляет не менее 15 %. Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:

- разбор и решение конкретных клинических ситуационных задач;

- «кейс-метод», содержащий кейс-задания с практико-ориентированных задачами, для самостоятельного решения которых необходимы знания и умения, предшествующих и преподаваемой дисциплины.


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб- лиотеке на кафедре
1 2 3 4 7 8
1. Психиатрия: Учебник Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. 2008 г., М.:МЕД прессин-форм 95 5
2. Психиатрия: Учебник Незнанов Н.Г. 2010, М.: «ГЕОТАР- Медиа» 30 3
3. Психиатрия и наркология: Учебник Иванец Н.Н. 2006, М.:Медицина 36 5
4. Клиническая и медицинская психология: Учебник Менделевич В.Д. 2008, М.: МЕДпресс- информ 70 5
5. Психитрия: Учебник Жариков Н.М. Тюльпин Ю.Г. 2012, М.:Мед. инфорагенство 100 5

Экземпляры учебно-методических разработок хранятся на кафедре и в электронном виде в учебном управлении КубГМУ.

 

Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиоте- ке на кафедре
1 2 3 4 7 8
1. История болезни: Учебно-методические рекомендации для студентов 4-5 курсов медицинского ВУЗа. Бойко Е.О. Ложникова Л.Е. Зайцева О.Г. Агеев М.И. Стрижев В.А. Мыльникова Ю.А. 2011, Красно- дар, КубГМУ 200 100
2. Симптомы психических заболеваний и методы обследования психически больных: Учебно-методическое пособие для студентов 4-5 курсов медицинского ВУЗа Бойко Е.О. Ложникова Л.Е. Зайцева О.Г. Агеев М.И. Стрижев В.А. Мыльникова Ю.А. 2012, Красно- дар, КубГМУ   30

1 2 3 4 7 8
3. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде Бойко Е.О. Ложникова Л.Е. Зайцева О.Г. Агеев М.И. Стрижев В.А. МыльниковаЮ.А. 2011, Красно- дар, КубГМУ   300
4. Профилактика никотиновой зависимости в молодежной среде Бойко Е.О. Ложникова Л.Е. Зайцева О.Г. Агеев М.И. Стрижев В.А. Мыльникова Ю.А. 2011, Красно- дар, КубГМУ 280 20

Занятие № 1

ТЕМА: Предмет, задачи, основные направления развития психиатрии. Теоретические основы психиатрии. Общие положения семиотики психических расстройств и методы исследования в психиатрии

 

ЦЕЛЬ: Изучить предмет, задачи, основные направления развития психиатрии. Теоретические основы психиатрии. Общие положения семиотики и методы исследования в психиатрии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Психопатологические симптомы и синдромы. Ранги психических расстройств, понятие психоза. Продуктивная и негативная симптоматика. Диагностическое и прогностическое значение этих понятий.

2. Добровольная и недобровольная психиатрическая помощь. Правила психиатрического освидетельствования, госпитализации в психиатрический стационар, помещения на диспансерный учет. Этика в психиатрии.

3. Методы обследования и диагностики применяемые в психиатрии. Правила сбора анамнестических сведений, их анализ. Использование лабораторных, инструментальных и психологических методов, их диагностические возможности.

4. Гражданские права психически больных. Ограничения, которые может накладывать психическое заболевание на осуществление прав больных. Понятия правоспособности и дееспособности. Правила осуществления опеки.

5. Организация психиатрической помощи в России, амбулаторная и стационарная помощь. Основные положения Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

6. Социальная психиатрия. Основные вызовы ХXI века. Медико-социальные показатели психического здоровья населения России и Краснодарского края.

 

Для заметок


Занятие № 2

ТЕМА: Расстройства ощущений и восприятия, Расстройства внимания, памяти, интеллекта. Расстройства мышления.

 

ЦЕЛЬ: Изучить расстройства ощущений и восприятия, внимания, памяти, интеллекта., мышления.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Расстройства ощущений и восприятия и их диагностическое значение.

2. Дереализация и деперсонализация, болезни, при которых они наблюдаются.

3. Клинические варианты галлюцинаций, их диагностическое значение. Объективные признаки наличия галлюцинаций.

4. Психосенсорные расстройства.

5. Сенестопатии и их связь с ипохондрическими идеями.

6. Нарушения восприятия: иллюзия, галлюцинации, расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства).

7. Нарушения ассоциативной деятельности: количественные и качественные расстройства процесса мышления. Основные симптомы, их диагностическое значение.

8. Бред: определение, клинические формы, диагностическое значение, социально- опасное поведение больных. Сверхценные идеи, их отличие от бреда.

9. Навязчивые состояния: определение, разновидности, диагностическое значение. Отличие навязчивостей от бреда и их возрастные особенности.

10. Основные бредовые синдромы: динамика, диагностическое значение, социально опасное поведение больных.

11. Синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. Примеры различных видов автоматизмов. Диагностическое значение.

12. Расстройства внимания и памяти: основные виды, их диагностическое значение. Заболевания, при которых наблюдаются синдромы нарушения внимания и памяти.

13. Корсаковский синдром: определение, психопатологическое содержание, диагностическое значение, прогноз.

14. Понятие интеллекта, его основные составляющие. Способы выявления расстройств интеллекта, типичные задания, используемые в клинической практике. Диагностическое значение различных нарушений интеллекта. Триада Вальтер-Бюэля.

15. Умственная отсталость (олигофрения): определение, причины возникновения, степени). Проблема раннего выявления и социальной адаптации.

16. Деменция: определение. Клинические варианты приобретенного слабоумия, их дифференциально-диагностическое значение.

 

Ситуационные задачи.

Охарактеризуйте симптомы, сформулируйте синдромологический диагноз.

 

1. Больной 28 лет. Настороженно смотрит в одну точку, прислушивается, временами со страхом и тревогой смотрит по сторонам. Сообщает, что почти постоянно слышит голоса разных людей, которые хотят его убить, бранят его. Обнаруживает точную ориентировку во времени, месте, правильно и быстро отвечает на вопросы, упоминает текущие события, дает им правильную оценку.

Ответ: вербальные слуховые галлюцинации угрожающего характера. Галлюцинаторный синдром.

 

 

2. Больной 44 года. На фоне отравления ядохимикатами изменились границы комнаты и контуры находящихся в ней предметов Конечности стали тяжелыми руки увеличились, увеличившаяся нога лежала около тела, как будто она ему не принадлежала Шкаф, стоящий в комнате, двигался, лица родных гримасничали. На стене - маршировали влево бесчисленные фигурки детей, куры, утки и другие птицы.

Ответ: психосенсорные расстройства, метаморфорсии, зрительные галлюцинации. Галлюцинаторный синдром.

 

 

3. Больной заметил, что большой медный самовар, стоящий на столе размахивает ручками. Из его трубы с искрами вырываются хриплые ругательства.

Ответ: слуховые и зрительные галлюцинации. Галлюцинаторный синдром.

 

 

4. Больной 38 лет. Утверждает, что слышит звуки, которые никто из окружающих не слышит. Заявляет, что по его телу ползают насекомые и ощущает легкий зуд кожи, висящее полотенце на стене временами воспринимает как женщину в белом, а лежащую на стуле меховую шапку принял за кошку.

Ответ: слуховые галлюцинации, тактильные галлюцинации, зрительная иллюзия.

 

 

5. Больной утверждает, что стал предметом изучения каких-то ученых, убежден в этом. Они постоянно изменяют вокруг него обстановку, вызывают различные ощущения со стороны внутренних органов. Иногда подключают к голове голос, который рассказывает им о его ощущениях. Ощущения больного комментируются другим голосом, который доносится из-за стены. Об этом эксперименте знают все окружающие больного люди, так как они по-особенному смотрят на него, перешептываются.

Ответ: психический автоматизм, слуховые вербальные галлюцинации, псевдогаллюцинации. Галлюцинаторно параноидальный синдром. Синдром Кандинского-Клерамбо.

 

 

6. Больной утверждает, что стал предметом изучения каких-то ученых, убежден в этом. Эти ученые вкладывают и вынимают мысли. Иногда подключают к голове голос, который рассказывает им о его ощущениях. Об этом эксперименте знают все окружающие больного люди, так как они по-особенному смотрят на него.

Ответ: психический автоматизм, слуховые вербальные галлюцинации, псевдогаллюцинации. Галлюцинаторно параноидальный синдром. Синдром Кандинского-Клерамбо.

 

7. Больной в прошлом преподаватель гимназии, при встрече с врачом торжественно сказал: "Вчера я принимал экзамен у гимназисток старших классов", хотя это происходило более 50 лет тому назад. В другой раз он сообщил:"Какое наслаждение я получил от "Лебединого озера", ведь вчера я был в Большом театре", хотя и это событие состоялось четыре года тому назад.

Ответ: дисмнестический синдром, расстройство памяти. Параамнезияпсевдореминсценции.

 

8. Больной 30 лет. Совершенно не может вспомнить события дня, неоднократно беседуя со своим лечащим врачом, относится к нему как к совершенно незнакомому человеку. Не помнит посещения своих родственников, часто говорит о том, что был в гостях, только вернулся в клинику. О своем прошлом до травмы рассказывает подробно и точно.

Ответ: фиксационная амнезия. Параамнезия. Кинематический синдром.

 

 

9. Больная убеждена, что кто – то воздействует на нее и вызывает различные ощущения со стороны внутренних органов. Ощущения больной комментируются незнакомым голосом, который доносится из-за стены. Об этом знают все окружающие так как они по-особенному смотрят на нее, перешептываются.

Ответ: бред воздействия. Синдром Кандинского-Клерамбо.

 

 

10. Больному 25 лет. Считает, что сумел решить проблем увечного двигателя. Настойчиво требует выдачи патента, ездит по различным организациям с целью получить благоприятные отзывы. Нигде не показывает чертежей, опасаясь, что идею могут украсть. Уверен, что своим открытием облагодетельствовал человечество. Отрицательные отзывы расценивает как происки завистников.

Ответ: бред изобретательства, бред величия. Параноидный синдром.

 

Занятие № 3

ТЕМА: Аффективные и волевые расстройства. Двигательные расстройства.

Синдромы расстройства сознания.

 

ЦЕЛЬ: Изучить аффективные и волевые расстройства. Двигательные расстройства. Синдромы расстройства сознания.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Эмоциональные расстройства в клинике психических заболеваний. Основные симптомы и синдромы, их диагностическое значение. Патологический аффект.

2. Синдромы аффективных расстройств: депрессивный, маниакальный, апатико- абулический. Их определение, структура и диагностическое значение.

3. Формы двигательного возбуждения. Заболевания, при которых они встречаются. Тактика врача, методы купирования.

4. Расстройства воли и влечений, их диагностическое значение. Социально- опасное поведение лиц с расстройствами влечений. Апатико-абулический синдром.

5. Кататонический синдром: основные симптомы, диагностическое значение. Отличия кататонического возбуждения от маниакального и кататонического ступора от депрессивного.

6. Критерии К.Ясперса для диагностики состояний расстроенного сознания. Синдромы нарушения, выключения сознания, их связь с различными психическими и соматическими заболеваниями.

7. Синдромы помрачения сознания: типичные проявления, динамика, диагностическое значение. Социально-опасное поведение лиц с помрачением сознания.

8. Пароксизмальные явления: припадки эпилептические, истерические, диэнцефальные, эпилептический статус, особые состояния сознания. Их диагностическое значение.

9. Большой судорожный припадок. Клиническая характеристика. Заболевания, при которых он встречается. Отличия от истерического припадка.

Клинические варианты малых припадков: клиническое описание,

 

Ситуационные задачи.

Охарактеризуйте симптомы, сформулируйте синдромологический диагноз.

 

1. Больная оживлена, настроение приподнятое, глаза блестят. Волосы в беспорядке, перехвачены яркой лентой, на лице яркая косметика. Взяв врача под руку, больная начинает быстро говорить охрипшим голосом: " Я вас сразу же узнала. Я совсем здорова. Как говорится, не важен метод - важен результат. Из-под пятницы - суббота, завтра суббота. Вы меня завтра выпишите". В отделении больная шумная, танцует. Спит не более 3-х часов в сутки.

Ответ: сон не более 3-х часов в сутки, приподнятое настроение, повышенная двигательная активность. Маниакальный синдром.

 

 

2. Больной стал педантичным, назойливым. В беседе застревает на второстепенных деталях, темп течения ассоциаций несколько замедлен. Настроение по преимуществу подавленное с внезапно возникающими приступами злобы и гнева на фоне тоски, сопровождающимися жестокими действиями, агрессивностью к окружающим.

Ответ: гипотимия, злоба и гнев, жесткие действия. Дисфорический синдром.

 

3. Больной сосредоточен на обстоятельствах, связанных с психической травмой. Выражение лица страдальческое, больной легко плачет, жалуется на тоску, "тяжесть на душе", страхи. При обращении к нему отвечает кратко, неохотно, после длительных пауз. Большую часть времени неподвижно лежит в постели, закрыв лицо руками.

Ответ: гипотимия, патологическое снижение настроения, снижение моторной дейятельности, идеаторное заторможенность.Депрессивный синдром.

 

 

4. Больной по много часов проводит стоя в углу, на вопросы не отвечает. При попытке отвести его в палату сопротивляется, отдергивает руку. В постели лежит в своеобразном положении, не касаясь головой подушки.

Ответ: негативистический ступор (полная обездвиженность больного, причем любая попытка изменить позу вызывает резкое напряжение мышц), оказание сопротивления при попытки контакта, ступор с оцепенением и пребывание в одной позе на кровати. Кататонический синдром.

 

 

5. Больной большую часть времени проводит в пределах постели, устремив взгляд в одну точку. Видит "как он находится в глыбе льда", "вокруг меня динозавры". События, в которых принимает участие сам больной, а иногда и окружающие, достаточно последовательны, носят сценообразный характер и развиваются в вымышленном мире. Критики к своему состоянию нет.

Ответ:  все происходящие развивается в вымышленном мире, галлюцинации. все переплетается с реальностью. Онейроид.

 

 

6. Больной не ориентируется во времени, месте, собственной личности. Течение представлений носит бессвязный характер. Движения хаотичны, незаконченные. Наблюдаются галлюцинации, иллюзии. Бредовые высказывания отрывочны и бессистемны, о содержании их у больного узнать не удается. Больной очень плохо спит, соматически истощен. Временами у больного возникает психомоторное возбуждение, которое обычно ограничивается пределами кровати.

Ответ: спутанность сознания, движения хаотичны, бредовые высказывания, психомоторное возбуждение. Аменция.

 

Занятие № 4

ТЕМА: Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Аффективные расстройства.

 

ЦЕЛЬ: Изучить шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Изучить аффективные расстройства.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Астенический синдром: основные проявления, диагностическое значение, примеры заболеваний, при которых он встречается.

2. Шизофрения: классификация форм и типов течения по А.В. Снежневскому. Основные диагностические признаки, варианты исходов.

3. Шизофрения: классификация по МКБ -10. Ранние признаки заболевания.

4. Шизофрения: определение. Связь между ведущей симптоматикой и прогнозом. Наиболее злокачественные и наиболее благоприятные варианты шизофрении. Возможности адаптации пациентов в обществе.

5. Признаки, определяющие прогноз болезни.

6. Шизотипическое расстройство. Классификация по МКБ -10. Критерии диагностики, клиника, лечение, прогноз.

7. Исходы шизофрении. Понятие шизофренического дефекта. Методы и принципы реадаптации и реабилитации больных. Показания для направления на МСЭ.

8. Дифференциальная диагностика бредовых расстройств.

9. Отличия шизофрении от органических заболеваний, психогений и аффективных психозов.

10. Методы терапии шизофрении, их эффективность, основные цели лечения. Тактика врача при обострении процесса.

11. Аффективные расстройства (классификация по МКБ -10).

12. Критерии диагностики, клиника, лечение, прогноз.

13. Хронические расстройства настроения (циклотимия, дистимия).

 

Ситуационные задачи.

Охарактеризуйте симптомы, сформулируйте синдромологический диагноз. Какой нозологический диагноз укладывается в рамки выделенной патологии?

 

1. Больная много лет высказывающая бредовые идеи физического воздействия (существует специальная организация, которая какими-то сверхмощными аппаратами воздействует на нее, на ее психику, отдает ей мысленные приказы, жжет ее тело, затем стала говорить,что у нее с "этой организацией установилась двусторонняя связь". Заявляла, что она теперь тоже может воздействовать на окружающих, " передавать им свои мысли, сплошь такие гениальные". Уверяла, что "этими передачами" способствует мировому прогрессу, влияет на ход истории, помогает творить художникам и композиторам,ч то ее мысли приводят в действие "особые секретные аппараты, трансформирующие солнечную энергию". Настроение приподнятое, благодушна, хотя иногда, главным образом при виде родственников, дает злобные реакции.

Ответ: слуховые галлюцинации, бредовые идеи, бред преследования, бред величия. Параноидальная шизофрения.

 

 

2. Больная убеждена, что какие-то люди постоянно изменяют вокруг нее обстановку, вызывают различные ощущения со стороны внутренних органов. Эти люди управляют ее ощущениями и действиями. Иногда подключают к голове голос. Об этом знают все окружающие, так как они по-особенному смотрят на него, перешептываются.

Ответ: бред преследования, псевдогаллюцинации. Параноидальная шизофрения.

 

3. Больной В. 15 лет. Неожиданно вышел из класса, заявив, что хочет есть. На замечания отвечал смехом. Дома отвечал родителям не по существу вопросов, речь была из набора не связанных между собой предложений. Дома смеялся, сопротивлялся попыткам удержать его, ударил мать. Повторял слова окружающих, то сидел спокойно, то внезапно поднимался и прыгал комнате.

Ответ: неадекватное эмоциональное поведение, непредсказуемость поведения, фрагменты бреда. Гебефренитическая форма (чаще развивается в подростковом возрасте).

 

4. Больному 17 лет. Ранее у психиатра не лечился, больной стал нелеп, дурашлив. Поведение вычурное, речь манерная. Отмечаются периоды речедвигательного возбуждения, когда больной прыгает, приплясывает, совершает нелепые движения. Речь малопонятная, наполнена неологизмами. Фразы правильные, но не связаны по существу. Иногда к чему-то прислушивается, хитро улыбается и что-то лепечет про себя.

Ответ: неадекватное эмоциональное поведение, стереотипность, непредсказуемость поведения, фрагменты бреда. Гебефренитическая форма (чаще развивается в подростковом возрасте).

 

 

5. Больному 16 лет. Считает себя больным в течении 1 года, когда появилось ощущение повышенной утомляемости, слабости. Ночью стал плохо спать, снизился аппетит. Перестал справляться с учебными нагрузками, потерял интерес к учебе, перестал посещать школу. Все дни проводил дома, лежа в постели и ничем не занимаясь. Считает, что переутомился, что его нервная система ослаблена учением в школе и подготовкой в институт. В беседе многословен к рассуждениям, монотонен. Больной обстановкой не тяготится, хотя больным себя не считает, равнодушен к окружающему.

Ответ: повышенная утомляемость, слабость, нарушения сна, нарушение умственных функций, спад настроения, монотонен, равнодушие. Шизофрения (простая, вялотекущая).

 

6. Больная 29 лет. В больнице все время шутила, смеялась. Добиться связности речи не представлялось возможным. Больная часто отвлекалась от темы, говорила быстро, одна незаконченная мысль сменялась другой, по ассоциации смежной. Во время беседы могла запеть, начать танцевать. В отделении вмешивалась во все дела, бралась за любую работу, но не оканчивала еѐ, все время находилась в движении. Много говорила о себе, своих достоинствах, преувеличивая их и считая себя "самой красивой женщиной в мире", обнажившись могла рассказывать о своих любовных похождениях. Называла себя "первой актрисой мира". Декламировала стихи, пробовала рифмовать сама. Соматических и неврологических изменений не обнаружено.

Ответ: повышенное настроение, повышенная продуктивность и чрезмерная активность, мания величия. Маниакальный эпизод. Маниакально депрессивное расстройство.

 

 

7. Больная 29 лет. В больнице все время шутила, смеялась. Добиться связности речи не представлялось возможным. Больная часто отвлекалась от темы, говорила быстро, одна не законченная мысль сменялась другой, по ассоциации смежной. Во время беседы могла запеть, начать танцевать. В отделении вмешивалась во все дела, бралась за любую работу, но не оканчивала еѐ, все время находилась в движении. Много говорила о себе, своих достоинствах, преувеличивя их и считая себя "самой красивой женщиной в мире", обнажившись могла рассказывать о своих любовных похождениях. Называла себя "первой актрисой мира". Декламировала стихи, пробовала рифмовать сама. Соматических и неврологических изменений не обнаружено.

        Ответ: повышенное настроение, повышенная продуктивность и чрезмерная активность, мания величия. Маниакальный эпизод. Маниакально депрессивное расстройство.

 

8. Больной сидит на кровати, устремив взор в одну точку. Выражение лица печальное, углы рта опущены. Говорит, что тягостное состояние он ощущает даже физически - " будто камень на сердце". Мысли текут медленно, не может заставить себя что-либо делать.

Ответ: упадок настроения, моторная заторможенность, снижение мысленной активности. Депрессивный синдром.

 

9. Больная 60 лет, пенсионерка. Объективно: больная выглядит моложе своих лет. Ярко одета, на лице косметика, глаза блестят, говорит громко, быстро, перескакивает с одной темы на другую, иногда не договаривает фразу до конца, шутит, жестикулирует, встает, ходит по комнате. Больной себя не считает. Говорит, что чувствует себя прекрасно, бодро. Строит массу планов в отношении личной жизни, работы. Собирается записаться в группу здоровья, театральный кружок, на курсы стенографии. Со слов родственников состояние больной изменилось в течение последней недели.

Ответ: повышенное настроение, повышенная продуктивность и чрезмерная активность. Маниакальный эпизод.

 

 

10. Больной вял и заторможен. Выражение лица апатичное, сонливое. К окружающему безучастен и не обнаруживает спонтанной психической продукции. Восприятие окружающего резко понижено. Внимание привлекается с трудом и быстро истощается. Ассоциации скудные, отвечает на вопросы односложно и только после многократных повторений. На некоторые раздражители реакции возникают медленно.

Ответ: вялость и заторможенность, повышенный порог восприятия (внимание привлекается с трудом), двигательная активность снижена, ассоциативное мышление снижено. Оглушение. Депрессивный синдром.

 

11. В психическом состоянии больного классическая триада симптомов - психическая и моторная заторможенность и чувство острой "витальной" тоски. Характерны также вегетативные (соматические) расстройства: запоры, сухость слизистых, нарушение сна, отсутствие аппетита. Отмечаются отчѐтливо выраженные суточные колебания с некоторым улучшением состояния во второй половине дня. Больной склонен подвергать разбору и осуждению прошлое, следствием чего является возникновение упорных суицидальных мыслей и попыток. Больные жалуются на утрату чувства времени, свою неспособность к восприятию цвета, красок.

Ответ: триада симптомов, отсутствие сна, запоры, суточные колебания состояния, осуждение прошлого, суицидальные мысли и попытки, утрата восприятия. Депрессивный эпизод (тяжелой степени).

 

Занятие № 5

ТЕМА: Органические, включая симптоматические психические расстройства.

Умственная отсталость.

 

ЦЕЛЬ: Изучить органические, включая симптоматические психические расстройства. Умственная отсталость.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Общие проявления различных органических заболеваний головного мозга. Синдромы экзогенного, эндогенного типа.

2. Систематика органических расстройств по МКБ - 10.

3. Психоорганический синдром, клинические варианты. Значение параклинических методов в установлении диагноза.

4. Органическое эмоционально  лабильное  расстройство,  органическое расстройство личности (МКБ -10). Критерии диагностики, принципы терапии.

5. Атрофические заболевания головного мозга. Клинические проявления, прогноз. Дифференциальная диагностика с атеросклеротическим слабоумием и опухолями.

6. Сосудистые заболевания головного мозга. Дифференциальный диагноз с атрофическими процессами головного мозга. Вопросы терапии.

7. Сифилис мозга, болезнь Бейля. Клинические формы, психосоматические и неврологические симптомы. Методы диагностики, лечения, прогноз.

8. Болезнь Крейтцфельда-Якоба, психические нарушения при ВИЧ-инфекции. Симптоматика, диагностика, терапия.

9. Умственная отсталость (классификация по МКБ-10, диагностика, лечение).

 

Ситуационные задачи.

Охарактеризуйте симптомы, сформулируйте синдромологический диагноз. Какой клинический диагноз укладывается в рамки выделенной патологии?

 

1. Больной внезапно потерял сознание. Мышцы его напряглись, глаза закатились, лицо посинело, прикусил язык. Последовала серия коротких судорожных сокращений мышц шеи, лица, конечностей. Затем больной расслабился, произошло непроизвольное мочеиспускание. На окружающее больной не реагировал, зрачковые и роговичные рефлексы у него отсутствовали.

Ответ: внезапное потеря сознания, судорожные сокращения, прикусил язык, глаза закатились, непроизвольное мочеиспускание. Эпилептический припадок.

 

2. Больная, 25 лет, страдает редкими (1 раз в год) ночными судорожными припадками. При медицинском осмотре в рентген кабинете внезапно упала на пол. Развился типичный большой судорожный припадок. Приступ длился около 3 минут. После завершения клонических судорог контакт по-прежнему отсутствует. На раздражение не реагирует, при неврологическом обследовании рефлексы не выявляются. На этом фоне периодически с интервалом 2 - 3 мин. возникают повторные фазы тонических и клонических судорог.

Ответ: судорожные припадки, длительность приступа 3 минуты, после приступа не приходит в себя, повторные фазы судорог. Эпилептический статус.

 

 

3. Больной разговаривал с врачом. Внезапно замолчал, взгляд стал отрешенным. Больной не реагировал на обращенные к нему вопросы, на происходящее вокруг. Через несколько секунд - это состояние прошло, больной продолжал беседу. О случившемся не помнил.

Ответ: утрата сознания, не помнит что происходило. Абсанс.

 

4. У больного в течение двух дней отмечалось беспричинно тоскливое настроение. Затем внезапно стал слышать необычную музыку, какие-то шумы, голоса, несколько позже появилось ощущение, что его тело изменило свои формы: ноги вытянулись, руки стали меньше. Вслед за этим развернулся большой судорожный припадок.

Ответ: звуковые галлюцинации, метаморфопсии, аура предшествующая эпилептическому приступу. Эпилептический припадок.

 

5. Больной 57 лет. При осмотре выражение лица испуганное. Доверительным тоном сообщает, что стал "замечать за собой слежку", убеждѐн, что "кто-то хочет его убить". Настроение резко снижено, обеспокоен сложившейся ситуацией, т.к. "могут убить и его родных ". Больной страдает гипертонической болезнью 2 ст. перенѐс "динамические нарушения головного кровообращения". Настоящее состояние развилось после перенесенных нескольких кризов.

Ответ: психологическое расстройство на фоне перенесенного заболевания. Органическое бредовое (шизофренно подобное растройство) в связ<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.186 с.