Но если предмет будет хоть немного прозрачный, то в нашей формуле свет «2» и тень «4» меняются местами. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Но если предмет будет хоть немного прозрачный, то в нашей формуле свет «2» и тень «4» меняются местами.

2022-10-27 36
Но если предмет будет хоть немного прозрачный, то в нашей формуле свет «2» и тень «4» меняются местами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

То есть вокруг блика всегда будет темное место, а там, где у непрозрачных предметов обычно самая темная тень, у прозрачных будет свет.

Примерно вот так (см. рис. 18).

Рис. 18. Светотени на прозрачном предмете

Проверим эту формулу на виноградинке (рис. 19).

Рис. 19. Изображение виноградинки

На среднестатистической бутылке все по этой же формуле: вокруг бликов темные места, вокруг темных мест полутона, а в самой тени – светлые пятна, меняется только форма пятен (рис. 20).

Рис. 20. Изображение бутылки

И даже радужная оболочка глаза рисуется по формуле «прозрачных предметов» (рис. 21).

Рис. 21. Изображение глаза

Вот так, всего лишь поменяв тень и свет местами, рисуя любой предмет, вы можете создать иллюзию прозрачности! Надеюсь, вы заметили, принцип и этапы рисования разных предметов были одинаковыми. Это называется общими принципами.

Знание общих принципов очень облегчает работу Художника. Есть еще более общий принцип, благодаря которому можно за пару недель научиться рисовать с натуры все, что угодно! Главное, чтобы это все могло вам позировать некоторое время.

 

Глава 8. Логик‑критик и художник‑наблюдатель

 

Казалось бы, если так легко научиться рисовать, почему у нас так много не умеющих рисовать людей?

Во‑первых, не всем нравится это занятие.

А во‑вторых, есть множество других препятствий, которые надо преодолеть человеку, чтобы начать рисовать, особенно во взрослом возрасте. Например, мозг художника работает в основном в правополушарном режиме. Чем отличается правополушарный режим от более привычного левополушарного?

Как доказали ученые, у человека в дневное время переменно сменяется активность полушарий мозга. Находясь в правополушарном состоянии, человек словно впадает в транс, он становится вроде Наблюдателя. Он видит образы и не пытается перевести их в символы. Он просто наблюдает, не оценивая. И не важно, какие образы в этот момент он наблюдает: те, которые находятся в окружающем мире, или образы внутренние – воспоминания, фантазии. Это состояние можно передать словами «задумался» или «залюбовался». В этот момент до человека трудно «достучаться», он так поглощен наблюдением, что у него даже слух отключается. Он словно временно изолируется в своем мире.

Но большую часть времени у человека ведущую роль играет левое полушарие мозга.

Находясь в левополушарном режиме, человек оценивает все, что видит, проводит логические связи, упорядочивает, сортирует по определенным признакам и раскладывает по полочкам. И всем рассортированным видимым образам словно дает названия и характеристики. Также левое полушарие отвечает за осознанную речь.

Вот вам пример: так как я художник, то у меня рабочее состояние – правополушарное и мне очень трудно описать данный момент словами. У меня вообще возникают трудности со словами, когда во время рисования мне надо объяснять процесс ученикам. Я начинаю рисовать и ухожу в тот режим работы мозга, когда слов не существует, а существуют только образы. Через несколько секунд я понимаю, что замолчала, а ученики ждут моих объяснений. И мне приходится выныривать в другой мир, чтобы продолжить объяснения, но рисовать в этом состоянии становится трудновато. И только я начинаю рисовать – опять теряю мысль, забываю слова, то есть опять перехожу в правополушарный творческий режим работы мозга.

Еще один пример правополушарного и левополушарного восприятия реальности. Представьте, что вы вечером увидели голубое свечение из темной комнаты. Наблюдатель в правополушарном режиме может подумать «красиво» или «вау»,

 

он очарован, он любуется, он наблюдает. Но тут включается левое полушарие, и Логик‑Критик начинает свою работу. За долю секунды он устанавливает, что это работает телевизор, что любоваться тут особенно нечем, а если оказывается, что телевизор забыли выключить и никто его не смотрит, то перед глазами у Логика‑Критика сразу промелькнет чек за электричество и в уме даже начнется подсчет напрасно израсходованных денежных средств. Вот так по‑разному воспринимают действительность наши полушария.

Обычно у человека во взрослом возрасте уже сложившийся и отрепетированный левополушарный образ мышления и видения мира. Все, что мы видим вокруг себя, мы привыкли обозначать (называть, ассоциировать) словами, цифрами и другими символами.

Что значит левополушарный образ мышления? Это значит, что каждому видимому объекту нам обязательно надо дать название. И не важно, будет ли это слово или цифра – название обязательно должно быть. Когда человек видит что‑то, но не знает названия, то мозг создает барьер для восприятия, то есть человек как бы это видит, но не замечает, не может зафиксировать внимание и запомнить. Потому что вся информация в нашей памяти обычно хранится в виде слов и символов, которым соответствуют определенные картинки. Нет слов и символов – нет картинок. Это очень трудно осознать, поэтому давайте проведем экспериментик.

Например, назовем слово «ОБЛАКА».

Что вы представили?

А теперь слово «ТУЧИ».

Изменилась картинка?

А теперь представьте что‑либо, не имеющее названия.

Смогли?

Вот именно, если нет названия, значит, предмета нет в памяти.

Так вот, левополушарный режим запоминает названиями, а правополушарный просто видит и фиксирует напрямую – образами. Когда мы видим в правополушарном режиме, то часто не можем описать это словами и поэтому не запоминаем. Хотя если человек часто работает в правополушарном режиме, у него развивается художественное зрение и образная память. Тогда, конечно, он может запомнить картинку без названий, но обычному человеку это достаточно сложно сделать. Обычному человеку, чтобы запомнить образную картинку, нужно ее дополнить словесным описанием или обозначить цифрами.

Например, лежат на столе карандаши. Чтобы запомнить, как они лежат, обычному человеку нужно их посчитать. Если карандаши разноцветные, то человек старается запомнить названия цветов. И если ему надо запомнить положение карандашей относительно друг друга, то он начинает применять такие понятия, как параллельность, перпендикулярность, расположение под острым углом, выше, ниже и тому подобное. То есть чтобы зафиксировать в памяти обычную картинку из нескольких лежащих карандашей, обычному человеку нужно запомнить огромное количество слов: названий, символов, чисел. Человек с развитым художественным зрением часто запоминает просто картинку в виде образа, возникает что‑то вроде фотографии, хранящейся в памяти.

Как облегчить обучение рисованию, если правое полушарие еще не развито? Как обойти барьеры, которые выстраивает левое полушарие, пока будет развиваться правое?

Чтобы обойти барьеры левого полушария, мы можем сами придумать названия нужным и важным для нас деталям. Вот взять хотя бы тональные пятна. Как определить, насколько должно быть темным данное пятно на рисунке? Сколько вы знаете названий тонов? Темное, светлое, среднее по тону? А если вам скажут, что только по темноте пятно может иметь невероятное количество вариантов оттенков? Но из‑за того, что человек не знает, как назвать эти варианты, ему трудно их представить. Упростим задачу. Большинство школ сошлись во мнении, что для начинающего художника достаточно знать 12 тонов, чтобы его рисунки приобрели объемность и материальность. Так вот, если вы нарисуете 12 тонов и подпишете их цифрами, то вашему левому полушарию будет легко запомнить и использовать эту информацию. Потому что, когда вы говорите «первый тон» или «десятый тон», перед вашими глазами появляется тональная шкала и нужный по темноте тон на этой шкале, и вы легко определяете темноту тона в изображении. Но этим мы займемся позже.

Самая главная трудность левополушарного образа мышления состоит в том, что в левом полушарии у нас сидит не только Логик, но еще ворчливый, постоянно сомневающийся в наших возможностях Критик, который все время мешает нам развиваться. Он не принимает нового. Критик, например, привык, что вы бухгалтер, и не хочет воспринимать вас как художника. Этот Критик все время выковыривает из памяти «достоверную» информацию, связанную с вашим новым занятием, которую вы, возможно, когда‑либо слышали и запомнили. И когда вы стали осваивать изобразительное творчество, ваш Критик, порывшись на полках вашей памяти с пометкой «рисование», начинает подкидывать вам все, что там завалялось за всю вашу жизнь. А если человек до взрослого состояния по какой‑то причине запрещал себе рисовать вопреки своему желанию, то страшно представить, какие мысли, связанные с изобразительным творчеством, завалялись у него на полках памяти. Перечислю самые распространенные: «Художником надо родиться», «Ты художник от слова “худо”», «Если нет таланта, то учиться бессмысленно», «Рисование – это несерьезное занятие», «Все художники – нищие и алкоголики», «У тебя руки не оттуда растут». В основном это высказывания родителей и учителей о нашем творчестве в детстве, подхваченные нашей памятью. Например, любимые высказывания моего Критика были такими: «Все художник и – невыносимые неряхи и ведут аморальный образ жизни» и «Нет смысла рисовать, ты все равно не станешь Великим Художником». Я точно помнила, кто из заботливых взрослых подкинул мне первое высказывание, и легко смогла с ним справиться, найдя примеры достойных аккуратных и высоконравственных людей среди знакомых художников. Второе высказывание не захотело, чтобы я вспомнила, кто меня в этом убедил. Возможно, его подкинула мне моя собственная мания величия и в борьбе с ним мне помог простой аргумент: «Зачем учиться вкусно готовить, если все равно не станешь Великим Кулинаром? Зачем учиться шить или вязать, если не станешь великим модельером?»

Иногда Критик выглядывает и снова ворчит, что я Великим Художником никогда не стану. Я просто соглашаюсь с ним и продолжаю рисовать. Ну не стану, так не стану, не в этом ведь смысл рисования – не в том, чтобы стать знаменитым и великим, просто мне нравится рисовать. Скажем проще – не могу не рисовать.

В таких случаях лучше уж сразу отделить зерна от плевел, то есть цели и ценности. Если у вас цель стать знаменитым, то не обязательно для этого становиться художником. А если рисование как процесс является ценностью вашей жизни, то цените процесс сам по себе, и цели тут немного другие – совершенствовать свою технику рисования, не останавливаться на достигнутом, научиться рисовать то, что кажется сложным и даже невозможным. Вот от таких целей действительно дух захватывает.

Так вот, если ваш ворчливый Критик будет выглядывать и не вовремя вам подкидывать подобные мысли из вашей захламленной памяти, спросите себя: «А будет ли моя жизнь интересной и полноценной, если я откажусь от творчества?» Если вы скажете: «Да, моя жизнь и без рисования вполне интересна», то можете без сожаления отказаться от рисования. Если же ваш ответ будет таким: «Нет, моя жизнь без творчества будет скучной и серой», то вам на роду написано стать Художником.

Потому что Художником становится не тот, кто окончил высшее художественное учебное заведение (таких каждый год кучами выпускают), а тот, кто и дня не может прожить без творчества, кто даже если не рисовал в этот день, то обязательно думал о рисовании, придумывал сюжеты, смотрел на мир как на вероятные образы, которые можно запечатлеть.

Так к чему я тут развела это бла‑бла‑бла?

 

Да к тому, что у каждого начинающего и не начинающего художника есть два режима работы: правополушарный и левополушарный. В обычных школах нас учат работать только в левополушарном режиме, от этого процесс обучения затягивается. Часто встречается перекос в теоретическую сторону, то есть ученики много знают, но мало могут.

Это как у птицы два крыла, и с одним летать невозможно – так и с нашим мозгом. Нужно заставить работать оба полушария, научиться ими пользоваться. Так как правополушарный режим все наше детство нещадно угнетался, нам не давали задумываться на уроках, все время нужно было что‑то учить, мыслить логически, запоминать новые термины (а это все развитие левого полушария), то для равновесия нам надо начать развивать правое полушарие.

Как это делать в рисовании?

Надо стараться наблюдать без оценки, не давая названия, то есть превратиться в Художника‑Наблюдателя и просто переносить на бумагу наблюдаемое так, как вы видите. Не так, как вас учили рисовать, используя всякие штампы и шаблоны, а так, как видите в реальности, ничего не додумывая, не подрисовывая того, чего не видно, не боясь, что люди не узнают то, что вы нарисовали. Ведь часто мы рисуем, следуя шаблонам, потому что наш Критик нам нашептывает: «Люди не поймут, что ты тут накалякал». Не надо поддаваться левополушарному Критику, просто рисуйте то, что видите, и так, как видите. Только представьте: если убрать все названия предметов окружающего нас мира, что мы будем видеть? МЫ БУДЕМ ВИДЕТЬ ПЯТНА. Так вот и попробуйте научиться входить в такое состояние, когда все названия исчезают и есть только пятна разного тона, разного цвета и множества оттенков. Только пятна, темнее – светлее. Научитесь смотреть на натуру, не разделяя видимые пятна на отдельные предметы. Видишь темное пятно – рисуешь темное пятно, видишь пятно посветлее – рисуешь пятно посветлее.

И когда ученик начинает заниматься творчеством в правополушарном режиме, то его прогресс прет семимильными шагами. За несколько дней он начинает рисовать, как человек, окончивший художественную школу, а за год обучения с развитием правополушарного режима ученик начинает выдавать по‑настоящему профессиональные творческие работы.

Потому что на самом деле Художник видит пятна и линии, он не оценивает эти пятна, он научился их наблюдать и переносить на холст или бумагу, а пятна превращаются в реальные картины. И большую часть времени создания картины лучше всего находиться в правополушарном режиме не оценивающего Наблюдателя. Лишь иногда нам нужно словно выныривать в привычное левополушарное состояние, прибегать к помощи нашего Логика, чтобы мы могли проследить, под каким углом падает свет, какими должны быть тени, сравнить тональность похожих пятен и внести уточнения в нашу картину.

 

Ответы на частые вопросы учеников по этой теме

 

Вопрос: Многие художники рисуют странные картины, на которых непонятно что нарисовано, и говорят, что они так видят, – вы это имеете в виду?

Ответ: Нет. Я имею в виду реализм. Есть такие художники, которые, наляпав всяких пятен на холст, выдают их за «я так вижу». Возможно, некоторые сюжеты в реальности похожи на такие картины, например осенью по зеленой траве рассыпаны разноцветные листья. Действительно, лоскут такой осенней земли напоминает разноцветные пятна. Но в основном художники, рисующие непонятные картины и утверждающие «я так вижу», в действительности не «так видят», а так самовыражаются. Простыми словами – привлекают к себе и своим картинам внимание, эпатируя зрителя.

«Я так вижу» можно объяснить на таком примере: стоят два художника и рисуют один и тот же натюрморт, у одного все предметы толстенькие, а у другого чуть стройнее, потому что они так видят эти предметы, так их воспринимают. Пойдем дальше, у одного художника гамма в нарисованном натюрморте неяркая, потому что он, например, по натуре пессимист и весь мир видится ему серым. А второй художник оптимист и у него все яркое и красочное получается, даже в пасмурный день. А третий художник, например утонченный эстет, нарисует этот же натюрморт, искусно передавая падающие тени или какие‑то узоры на тканях, то, на что первые два художника не стали обращать особого внимания, и натюрморт будет выглядеть совсем по‑новому. Вот это они так видят. Потому что личность художника, его настроение, его чувства, его характер накладывают отпечаток на то, что он видит, на что обращает внимание и что для него в композиции является более важным элементом.

Вопрос: Как определить, в каком состоянии я нахожусь в данный момент: в правополушарном или левополушарном?

Ответ: Если вы стараетесь понять, в каком состоянии вы находитесь, – то сейчас вы точно в левополушарном состоянии. В правополушарном вас это не будет волновать, в правополушарном мы не можем оценивать свое состояние, мы вообще не можем рассуждать логически. А если нужно вдруг разговаривать, то мы или долго реагируем на вопросы, словно находимся в другом мире и звук или смысл вопроса до нас долго доходит, или отвечаем односложно автоматически, часто невпопад, потому что нам трудно выйти из состояния отстраненности, задумчивости, погруженности и наблюдательности. Это похоже на транс.

Вопрос: Как научиться входить в правополушарное состояние?

Ответ: Вообще‑то все люди умеют входить в режим активного правого полушария. Про такого человека говорят «задумался», «замечтался».

Если вы еще не умеете рисовать, но хотите поймать, почувствовать это состояние, включите приятную музыку, возьмите детскую книжку‑раскраску и раскрашивайте с детским упоением. Если вас затянуло это занятие так, что вы забыли о времени, погрузились в такое спокойное наблюдательное состояние и воспринимаете образец в книжке‑раскраске пятнами, то вот это и есть правополушарное состояние. Если вы все равно не можете воспринимать картинку как набор пятен, то переверните книжку‑раскраску вверх ногами и постарайтесь не приглядываться, что тут нарисовано, а просто раскрашивайте пятнышки по порядку. И когда вы в процессе работы словно потеряете ощущение осознанности, это значит, вы попали в правополушарное состояние. Но если вы это осознаете, вы сразу выпадете в левополушарное состояние. Это как во сне, как только человек понимает, что он спит, он сразу просыпается, потому что во сне человек не может оценивать свое состояние, если только это не осознанное сновидение.

И еще один сигнал, что вы не в правополушарном состоянии, – если во время рисования вы все время оцениваете, как у вас получается, критикуете себя, ругаете, расстраиваетесь или боитесь, что не получится нарисовать правильно. Критик – это всегда левополушарное состояние.

Когда Начинающий Художник берется что‑то рисовать, что лежит необычным ракурсом, то Критик говорит ему:

«О‑О‑О! Это совсем не похоже на то, как это привыкли видеть люди, никто не догадается, ЧТО я тут нарисовал!»

Я думаю, у вас возникало это ощущение, когда вы выбирали положение руки для первого тестового рисунка.

Вспомните, как вы старались положить руку?

Так, чтобы она была похожа на ШТАМП РУКИ!

То есть чтобы все пальцы было видно, ну хотя бы четыре из пяти. Прорисовывали все ногти тщательно, чтобы не дай бог кто‑нибудь не подумал, что это не пальцы, а, например, сосиски. И мало кто осмеливается для тестового рисунка нарисовать руку так, чтобы видно было всего два или три пальца. Это я не к тому, что в следующий раз надо рисовать всего два пальца. Это я к тому, как мы привязаны к рамкам штампов и шаблонов. Так вот, благодаря правополушарному состоянию мы будем учиться рисовать не так, как обычно принято изображать, а так, как вы видите предмет в реальности. Если, например, палец лежит так, что ногтя не видно, потому что свет яркий падает, значит, рисуем палец без ногтя. И вообще надо смотреть: а самого пальца контур точно видно или часть пальца с фоном по тону слилась? Если по тону с фоном одинаково, то никакой контурной линией обводить не надо. Потому как в реальности контур видно, только если предмет стоит против света – предмет темный, а контур светлый. Или если теневая сторона предмета на светлом фоне находится, то контур темный получается. В остальных случаях никакой линии на предметах нет. Поэтому запомните: не надо обводить нарисованные предметы контуром.

ЧТО ВИДИМ, ТО И РИСУЕМ!

Ничего не додумываем для большей схожести, чтобы угодить нашему левому полушарию!

 

Глава 9. Меткий глаз

 

Вот еще одно препятствие на пути Начинающего Художника – неразвитый глазомер. Часто слышу такое мнение, что глазомер или есть или нет. Действительно, есть люди с точным глазомером и чаще всего их профессии связаны с определением расстояний или размеров чего‑либо. Есть люди, у которых глазомер не развит. В любом случае его можно развить. И если вам кто‑то скажет, что глазомер развить нельзя, не верьте.

Для проверки и развития глазомера есть одна веселая игра, в которую можно играть как одному, так и с ребенком. Называется игра «Меткий стрелок». Думаю, многие в детстве играли в подобную игру.

Берете лист белой бумаги, сгибаете ровно пополам. На одной половине рисуете любые маленькие мишени: танки, яблоки, что угодно (рис. 22).

Рис. 22. Мишени на листе

На другой половинке листа пытаетесь так «выстрелить» – нарисовать мягким карандашом точку, чтобы при сгибании листа эта точка отпечаталась на мишени (рис. 23).

Рис. 23. «Выстрел» точкой

Разворачиваете лист и проверяете свою меткость (рис. 24).

Рис. 24. Проверка на меткость

Бумагу, конечно, лучше брать чистую, без клеточек и полосок. Когда научитесь попадать точно в «яблочко», то мишени можно уменьшить по размеру до точки. То есть на одной половинке листа рисуете точку, а на другой «стреляете» точкой другого цвета, чтобы видно было, попали вы в точку‑мишень или нет. Если играете в эту игру с ребенком, то каждый участник игры рисует свои мишени на своей половинке листа и «стреляет» тоже на своем «поле» в мишени противника. После «выстрела» сгибаете лист и проверяете меткость, продавливая точку‑выстрел обратной стороной карандаша или ручки.

Стали легко попадать по точкам? Переходим на следующий этап развития глазомера. Теперь игру можно назвать не «Меткий стрелок», а «Нарисуй отражение».

Точно так же, как в игре «Меткий стрелок», делим сгибом лист пополам и на одной половинке рисуем любую линию или загогулю, а на другой половинке надо нарисовать симметричное отражение этой линии или загогули так, чтобы при сложении листа эти элементы совпали (рис. 25).

Рис. 25. «Нарисуй отражение»

Проверить совпадение линий можно, посмотрев сложенный лист на просвет. Если получается рисовать простые зеркальные элементы так, чтобы они совпадали, значит, у вас уже замечательный глазомер.

 

Глава 10. Точная рука

 

Пару слов о постановке руки. Многие начинающие художники несерьезно относятся к совету научиться правильно держать карандаш. Не хочу быть занудой, сама раньше не верила, что это может улучшить технику рисунка, но оказывается, если научиться держать карандаш правильно, а не так, как ручку при письме, линии получаются более точными и ровными. В идеале при рисовании бумага должна быть в вертикальном положении закреплена на мольберте. Но, как известно, мольберт – редкая мебель в обычных домах, поэтому достаточно организовать планшет из ДВП под наклоном, а бумагу прикрепить тесьмой‑резинкой или кнопками. На всякий случай уточняю: мы учимся правильно держать карандаш для рисования на наклонной поверхности как художники. Если вы рисуете сидя за столом, то держите карандаш обычно, как раньше, эти упражнения только для рисования на наклонной поверхности.

Я повторю слово «научиться». Не просто взять правильно, а выработать привычку так его держать. Когда рука привыкнет именно так держать карандаш, вы удивитесь, насколько легче стало проводить ровные линии.

Так что же значит – держать правильно?

Просто положите карандаш на ладонь (рис. 26).

Рис. 26. Карандаш на ладони

Рис. 27. Карандаш прижат большим пальцем

Прижмите его большим пальцем (рис. 27). Вот в принципе и всё! Остальными пальцами можно легко, не напрягаясь, придерживать карандаш, чтобы он не двигался в ладони, когда вы будете проводить линии (рис. 28).

Рис. 28. Пальцы придерживают карандаш

Рис. 29. Рисование прямых линий

При проведении ровных линий рука не должна двигаться только в запястье, следите, чтобы она работала полностью, так сказать, от плеча – и в плечевом и в локтевом суставе. Если рука будет двигаться только в запястье, линии получатся не прямыми, а дугообразными. Как выработать такую привычку? Очень просто!

Тренируйте руку несколько дней подряд. Возьмите лист бумаги и проводите линии в разных направлениях, не поворачивая листа (рис. 30).

Рис. 30. Рисование линий

Рис. 31. Рисование дугообразных линий в разных направлениях

Слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, различные наклонные линии, короткие, длинные и т. д. Не напрягайте руку, старайтесь проводить линии легко, не сжимайте карандаш, он не убежит, не давите на бумагу, линии должны быть легкими. При проведении дугообразных линий в зависимости от величины дуги рука работает или в локте, или в запястье. Если дуга большая, то центром, вокруг которого будет проводиться дуга, станет локоть (только не прижимайте локоть к бумаге). А если дуга нужна небольшого размера, то руку поворачиваем в запястье, как показано на фото. На фото не видно, но, рисуя все эти линии, я ни разу не коснулась листа рукой. Нельзя опираться рукой о бумагу, так и линии будут ровнее и рисунок чистым, ведь карандаш имеет ужасное свойство размазываться. В крайнем случае, если совсем трудно работать на весу, можно опираться на мизинец (рис. 31).

Каждый день берите в руку карандаш и привыкайте так его держать. Надо, чтобы это стало так же привычно, как держать ложку, не задумываясь, автоматически. Обычно на это уходит три‑четыре дня тренировки. Проводите на листе линии в разных направлениях до тех пор, пока они не станут ровными и красивыми, но даже если под рукой нет листа бумаги, проводите линии в воздухе на воображаемом листе и привыкайте держать карандаш правильно.

Обычно во время рисования мы проводим линии не просто так, куда попало, а от одной точки к другой. И поэтому, как только ваша рука привыкнет правильно держать карандаш, выполните следующее тренировочное упражнение для улучшения точности линий. Оно достаточно легкое. Для упражнения нам понадобятся листы любой бумаги и карандаш, и никаких линеек!

Поставьте по всему листу бумаги точки в произвольном порядке. Для тех, кто любит точность, точек должно быть около 30 штук, можно больше.

Закрепите лист вертикально или на планшете под углом, возьмите карандаш в руку так, как мы учились его держать в предыдущем задании, и начинайте проводить линии от точки до точки. Выберите любую приглянувшуюся пару точек и соедините их. Сначала соединяйте близколежащие точки, но постепенно выбирайте пары точек, расположенные все дальше и дальше друг от друга. Старайтесь, чтобы линии были ровными, начинались и оканчивались ровно в точках. Конечно, с первого раза это вряд ли получится даже у художников, если они не рисуют несколько лет. Это упражнение получается после некоторой тренировки.

Самое главное: при выполнении этого упражнения не пользуйтесь линейкой и не поворачивайте лист, а то толку не будет. Весь смысл в том, чтобы приучить руку выполнять то, что вы ей приказываете. Старайтесь научиться проводить линии в разные стороны.

Когда все точки будут соединены, должно получиться непонятное нагромождение геометрических фигур. Каждый раз рисунок будет разным, ведь мы ставили точки как попало. Иногда получается что‑то симпатичное.))

Делайте это упражнение, пока линии не станут получаться ровными и точными. Возможно, вам придется испортить много бумаги, не расстраивайтесь, для экономии можно перевернуть лист и снова приняться за работу.

 

Глава 11. Тоновая азбука

 

Чтобы научиться писать и читать, мы учим буквы, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте – учим ноты, чтобы научиться рисовать, придется выучить тоновую «азбуку» – тоновую шкалу.

По большому счету тоновая шкала нам нужна для левого полушария, чтобы наш мозг запомнил и научился отличать разные тональности серого цвета. Для этого надо создать собственную тоновую шкалу и немного с ней поупражняться. Как я писала ранее, для начинающего художника достаточно научиться различать и передавать с помощью карандаша 12 тонов от белого до глубокого серого тона. А потом во время рисования глаза художника развиваются, и постепенно он начинает улавливать очень тонкие нюансы изменения тона.

Предупреждаю, для упражнений не нужна какая‑то общая шкала, выполненная с помощью компьютера. Нужна шкала, сделанная вручную с помощью простых карандашей. Выполняя такую шкалу собственноручно, вы не только развиваете свое художественное зрение, запоминаете разные тона серого цвета, учитесь их определять, но также узнаете, на что способны ваши карандаши. Есть ли среди ваших карандашей такие, которыми легко передавать светлые оттенки, и есть ли такие, которые могут передавать очень темные, приближенные к черному тона. Светлые тона легче передать твердыми карандашами, которые обозначаются буквой «Т»; если рядом с буквой стоит цифра, то она обозначает степень твердости, например «2Т» – двойная твердость, «3Т» – тройная твердость. На карандашах иностранных производителей вместо буквы «Т» стоит буква «Н», а цифры точно так же обозначают степень твердости. Чем больше цифра, тем тверже грифель, тем светлее рисует карандаш.

Буква «М» на карандашах российских производителей обозначает мягкость, цифра возле этой буквы – ее степень; чем больше цифра, тем мягче грифель, тем темнее линию может произвести карандаш. У европейских производителей мягкость обозначается буквой «В», некоторые наши российские производители тоже используют такое обозначение (рис. 32).

Рис. 32. Обозначение мягкости

Если на карандашах стоит обозначение из двух букв, «ТМ» или «НВ», это значит, что карандаш твердо‑мягкий. Вот обозначения степени твердости простых карандашей российских производителей, от самого твердого до самого мягкого:

4Т, 3Т, 2Т, Т, ТМ, М, 2М, 3М, 4М, 5М, 6М, 7М, 8М, 9М.

Аналогично обозначается степень твердости и мягкости грифеля на карандашах европейских производителей:

4Н, 3Н, 2Н, Н, НВ, В, 2В, 3В, 4В, 5В, 6В, 7В, 8В, 9В.

Есть еще более твердые карандаши, начиная от 8Т(Н), но такая твердость обычно не требуется для рисования. Для профессионального рисунка достаточно иметь карандаши от 4‑й степени твердости.

Часто задают вопрос: одним карандашом выполнять тоновую шкалу или несколькими?

Удобнее несколькими карандашами разной мягкости. Потому что при всем своем желании твердым карандашом даже с большим нажимом вы не получите очень темное пятно. Для темных тонов лучше использовать мягкие карандаши. Но если у вас один‑единственный карандаш, не стоит откладывать выполнение упражнения. Сделайте шкалу им, добиваясь плавного перехода от самого светлого тона к самому темному, насколько это возможно.

Итак, первое задание практического курса.

Создаем тоновую шкалу от 0 до 12, где 0 – всегда белый или чистая бумага, а12 – всегда самый темный тон. Во время создания такой шкалы очень развивается тональная чувствительность глазок у начинающих художников.

Начертите 13 небольших квадратиков произвольного размера и обязательно пронумеруйте от 0 до 12.

Квадратик под номером 0 оставляем чистым, 1‑й покрываем, лишь слегка касаясь карандашом бумаги, во 2‑м нажим немного увеличиваем, в следующем – увеличиваем еще больше. Для более темных тонов используем более мягкий карандаш (рис. 33).

Рис. 33. Создание тоновой шкалы

Шкала должна выглядеть так, что если вы отойдете от нее на 3–4 метра, то тона сольются в одну полосу с плавным переходом от светлого к темному. Затонированые квадратики можно растушевать растушкой, чтобы тон был более однородным. Или при определении тона можно расфокусировать взгляд (прищуриться) так, чтобы штрихи сливались в одно пятно (рис. 34).

Рис. 34. Тоновая шкала

Если сразу не получилось сделать плавный переход тона на 12 квадратиков, то делайте до тех пор, пока не получится. Умение отличать и передавать тон – основа основ рисунка, этому надо обязательно обучиться. Для тренировки выберите одну‑единственную шкалу, которая, по вашему мнению, получилась лучше всего. Эта шкала будет вашим личным эталоном тонов для карандашного рисунка. Обрезаем кромку, чтобы она не мешала при прикладывании к нужному пятну на фото или рисунках (рис. 35).

Рис. 35. Отрезаем верхнюю кромку

Как тренироваться со шкалой? Возьмите любое черно‑белое фото или репродукцию, выберите на изображении любое однотонное пятнышко и постарайтесь определить, какого оно тона, по вашей личной шкале (рис. 36). Потом поднесите к этому пятнышку свою шкалу и проверьте себя.

Рис. 36. Работа со шкалой

Вот я выбрала пятнышко, и оно по моей личной шкале будет 4‑го тона. А это пятно будет 1‑го тона (рис. 37).

Рис. 37. Пятно 1‑го тона

После того как научитесь безошибочно определять тон на глаз на черно‑белом фото, переходите к цветным. Как научиться определять тон на цветных изображениях?

Делаете одну фотографию в двух вариантах, в черно‑белом и цветном. Выбираете пятно на цветном фото и определяете тон, потом проверяете с помощью шкалы это же пятно, но только на черно‑белом варианте фотографии. Пока не научитесь определять тон по своей собственной шкале, к следующему заданию курса не переходите.

 

Глава 12. Линии и пятна

 

Надеюсь, вы уже научились различать 12 тоновых градаций и определять тон на черно‑белых и цветных фотографиях. Все упражнения этого курса выстроены таким образом, что пропустив одно, нет смысла переходить к следующему. Поэтому, если с определением тона у вас еще не все получается, то лучше не торопитесь, потренируйтесь лишний денечек с тоновой шкалой.

Так вот, если вы научились определять тон пятен по черно‑белым и цветным фото, продолжайте развивать свои глазки, рассматривая окружающие предметы. Все, что нас окружает, все предметы состоят из пятен определенного тона. Но этот тон зависит от освещения. Для примера возьмем вазу, стоящую на подоконнике. Утром она попадает под прямые солнечные лучи, и со стороны освещения будет очень светлого тона. Днем солнце поднялось над крышей, на вазу падает рассеянный дневной свет. Если вы это четко представите, то поймете, что ваза будет иметь более темные тона на своей освещенной части. Если эту же вазу мы увидим вечером в сумерках, то она будет еще более темных тонов. Опять же в солнечную погоду и в пасмурный день тональность пятен на вазе будет сильно различаться. Все тона наших предметов напрямую зависят от освещения. Как падает свет, сколько света попадает на предмет – это одни из самых важных вопросов. Поэтому, наблюдая окружающие вас предметы, замечайте, как изменяется тон от освещения. Под каким освещени


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.