Модуль 1. Права человека и гражданина в РФ: практика реализации законодательных основ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Модуль 1. Права человека и гражданина в РФ: практика реализации законодательных основ

2022-11-27 50
Модуль 1. Права человека и гражданина в РФ: практика реализации законодательных основ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модуль 1. Права человека и гражданина в РФ: практика реализации законодательных основ

Введение

В модуле 1 «Права человека и гражданина в РФ: практика реализации законодательных основ» содержатся основные теоретические положения, раскрывающие сущность правового регулирования прав и свобод человека и гражданина в РФ и анализ практики их реализации.

Целью изучения данного модуля является ознакомление с теоретическими основами и нормативным обеспечением социальных прав граждан в РФ, основными направлениями их реализации, с основными понятиями избирательного права, с конституционно-правовыми основами прав и свобод человека и гражданина в РФ, с теоретическими основами участия граждан в управлении делами государства и их практической реализацией в РФ, с нормативно-правовыми основами судебной защиты прав граждан, особенностями организации судебной системы в РФ.

Данная цель определила решение следующих задач, предполагающих формирование знаний, умений и навыков.

Формирование знаний

· О нормативно-правовых основах избирательного права и избирательного процесса в РФ

· О видах и классификациях прав и свобод человека и гражданина, его конституционных обязанностях

· О понятии и элементах политической культуры граждан

· О теоретических и нормативно-правовых основах социальных прав в РФ.

· О нормативно-правовых основах судебной защиты прав граждан.

Формирование умений:

· анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие избирательное право в РФ

· анализировать нормы конституции и федерального законодательства, регламентирующего права и свободы человека и гражданина

· анализировать информацию об основных формах участия граждан в управлении делами государства.

· анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие социальные права граждан. 

· анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие права граждан на судебную защиту. 

Формирование навыков:

· формулировки выводов при анализе правоотношений, возникающих в ходе избирательного процесса

· формулировки выводов о нормативном обеспечении и практический реализации прав и свобод человека и гражданина.

· анализа нормативно-правовых документов, содержащих информацию о формах участия граждан в управлении делами государства.

· формулировки выводов при анализе практики реализации социальных прав граждан в РФ.

· формулировки выводов при анализе практики реализации конституционных прав граждан на судебную защиту.

Структура модуля включает в себя 5 тем:

1. Права и свободы человека и гражданина в России: нормативные основы и практика реализации;

2. Избирательное право и избирательный процесс в России;

3. Формы участия граждан в управлении делами государства;

4. Социальные права граждан: порядок реализации;

5. Особенности судебной защиты прав граждан

 


 

Методические рекомендации для лектора по теме

«Права и свободы человека и гражданина в России: нормативные основы и практика реализации»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «конституционно-правовой статус личности»

2. Классификация прав и свобод человека и гражданина

3. Личные права и свободы человека и гражданина

4. Политические права и свободы человека и гражданина

5. Экономические, социальные, культурные права и свободы человека и гражданина

6. Конституционные обязанности человека и гражданина

7. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ

Краткий конспект лекций

Цель лекции: ознакомление с конституционно-правовыми основами прав и свобод человека и гражданина в РФ и формирование навыков анализа их реализации

Задачи:

• ознакомление с видами и классификацией прав и свобод человека и гражданина, его конституционных обязанностей

• формирование умений анализировать нормы конституции и федерального законодательства, регламентирующего права и свободы человека и гражданина

• формирование навыков формулировки выводов о нормативном обеспечении и практический реализации прав и свобод человека и гражданина.

Введение

Важнейший принцип конституционного строя Российской Федерации:

• Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2, 6, 17, 18, 69 Конституции РФ).

Содержание данного принципа заключается в том, что:

• Главной задачей развития общества и государства является человек, его интересы;

• Конституционные права и свободы личности являются непосредственно действующими возможностями их реализации;

• Принятие и реализация нормативно-правовых актов должны быть ориентированы на соблюдение прав и свобод личности;

• Права и свободы личности определяют применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления;

• Права и свободы личности обеспечиваются правосудием.

Важным является анализ конституционных прав и свобод человека и гражданина и практических форм их реализации.

Рис. 1,

Назначение выборов.

Назначение выборов осуществляют уполномоченные органы или должностные лица. Например, при выборах депутатов Государственной Думы РФ выборы назначает Президент РФ. При выборах Президента РФ выборы назначаются Советом Федерации РФ, при выборах высшего должностного лица субъекта РФ выборы назначает законодательный орган государственной власти субъекта РФ.

Если уполномоченный орган не назначит выборы, они назначаются соответствующей избирательной комиссией, Если выборы не назначит избирательная комиссия, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора, назначает сроки, в которые уполномоченный орган или соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Выборы должны быть назначены в установленные законом сроки, что обеспечивает периодичность, регулярность их проведения, позволяет реализовать процедуру подготовки выборов. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

2. Формирование организационно-технической основы выборов:

Образование избирательных округов

Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

В соответствии со ст. 18 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан РФ», одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

1) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.

2) при образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.

Образование избирательных участков

Избирательные участки в пределах избирательного округа образуютсяиз расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке.

Выдвижение:

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.

  Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Предвыборная агитация

Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет"): 

• Не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм.

• Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

•  Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

Политической культуры

Формирование политической культуры осуществляется путем политической социализации граждан. С одной стороны, в процессе социализации каждый человек формируется как социокультурное существо, а с другой, он, являясь носителем политической культуры, включается в многогранный и динамичный процесс политических отношений.

Политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру. При нормальном процессе политической социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций. Американские политологи называют этот процесс "культурной трансмиссией". Далее, при нормальном процессе политической социализации осуществляется подготовка к реализации прав и обязанностей гражданина, к плавному вхождению человека в общественно-политическую жизнь.

Социализация сопутствует человеку всю сознательную жизнь. Приобретенные политические представления и установки не остаются неизменными, они видоизменяются и корректируются под воздействием личного политического опыта.

Стадии политической социализации:

1. начальный этап,

2. этап зрелости

3. завершающий этап.

На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое знакомство с такими понятиями, как власти, закон, государство, права и обязанности и др. Образное восприятие политической действительности преобладает над рациональным, поскольку воспитание детей обращено преимущественно к чувствам.

Американские политологи Истон и Деннис выделяют на этом этапе четыре периода в социализации детей:
1) политизация, то есть восприимчивость к политике;

2) персонализация, когда какие-нибудь авторитетные фигуры служат как бы точкой соприкосновения ребенка и системы;

3) идеализация политических властей: ребенок воспринимает их как идеально доброжелательные (или злонамеренные) и учатся их любить (или ненавидеть);

4) институциализация: ребенок переходит от персонализированного представления к институционному, обезличенному представлению о политической системе.

Этап зрелости – это период сложившихся политических представлений и предпочтений индивида. Это также наиболее деятельностный этап. Человек стремится выразить, реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и политической. В этот период еще возможна корректировка взглядов и убеждений личности под влиянием среды или изменившихся условия жизни.

Завершающий этап связан с отходом индивида от активной политической и иной деятельности, с мировоззренческой косностью и негибкостью мышления. На этом этапе процесс политической социализации замедляется, усиливается критическое отношение к политическим новациям и реформам.

Участие в выборах.

Электоральная культура - позиции и поведение граждан в избирательном процессе.

Электоральная культура включает:

• отношение к выборам как форме политического поведения;

• партийную идентификацию;

• идентификацию по отношению к партийным лидерам и кандидатам;

•  оценки политических событий, влияющих на выборы.

Существует несколько моделей электорального поведения, объясняющих природу выбора влиянием различных факторов. 

1. Социологическая модель. В ней поведение избирателей объясняется разным положением социальных групп в обществе и влиянием этого положения на связи групп с политическим партиями. Различия между социальными группами определяются по признакам: социально-экономическому, религиозному, поселенческому.

Социологический подход действует в странах с устоявшимися социальными структурами обществ, со связями между социальным положением индивида и его политическими установками. В России эти связи носят неустойчивый характер. Сложно говорить о социальных основах политических предпочтений. Поэтому партия, ориентированная на какую-либо социальную группу не обязательно будет ею поддержана.

В России социологическая модель проявляется в:

· Разница между избирательскими предпочтениями городского и сельского населения, Центра и периферии. Так, в соответствии с данной моделью, для России характерно, что в населенных пунктах меньшего размера уровень социальной неудовлетворенности жителей существенно ниже, чем у жителей крупных населенных пунктов. В то же время существенно снижается частота позитивных ожиданий жителей небольших городов и поселков от деятельности местных руководителей и возрастает частота ожиданий решений местных проблем центральной властью.

· Гендерные различия в отношении к социально-политической ситуации в стране. В частности, мужчины более предметно оценивают политические объекты и ситуации, предпочитают определенность действий и направленность на результат. Женщины более осторожны в политических предпочтениях. Их взгляды на политическую ситуацию обусловлены в большей степени актуальным эмоциональным состоянием и интуицией. В социально-политической жизни они направлены, прежде всего, на сохранение эмоционального благополучия.

.2. Социально-психологическая модель. Согласно ей, голосование - инструмент демонстрации избирателями своей политической идентификации. Представители данного направления полагают:

- для большинства избирателей характерно ощущение близости к какой-либо партии (партийная идентификация)

- партийная лояльность формируется в семье через политическую социализацию личности.

Выбор избирателей формируется под влиянием установок избирателей по отношению к трем аспектам политического процесса:

· кандидатам

· политическим курсам

· связям между партиями и социальными группами.

Данная модель применима на Западе, когда дети в 10-11 лет проявляют партийные предпочтения, определенные родительской приверженностью. В России партийная идентификация еще не сложилась и зачастую носит негативный характер.

3. Модель рационального выбора.

Представители этой теории (Даунс, Фиорина) при анализе политического поведения людей исходят из двух постулатов:

1. индивид эгоистичен – стремится к достижению собственных целей

2. индивид рационален, сопоставляет результат и затраты, стараясь максимизировать выгоды при минимизации затрат.

Таким образом, избиратель голосует за ту партию, которая предоставит ему больше выгод, чем другая.

4. Институциональный подход (Шевченко). На поведение избирателей оказывает влияние характер властных полномочий избираемого института. Данная модель действует в России по отношению к выборам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. По отношению к выборам в Государственную Думу избиратели действуют из идеологических установок, избирая субъектов законодательного процесса. На муниципальном уровне избирают представительный орган, осуществляющий решение вопросов местного значения, поэтому действуют инструментальные ориентации, особую значимость имеют личные предпочтения избирателей, особенно на уровне поселений, поэтому предпочтительней мажоритарная избирательная система.

В целом, выборы – инструмент достижения общественного согласия, достижения открытости общества для власти.

В настоящее время наиболее массовой формой участия населения в политике и управлении является участие в выборах. Однако, население рассматривает участие в выборах не столько как канал вовлечения в выработку и принятие управленческих решений или как инструмент диалога с властью и согласования интересов и курсов политики, а скорее как способ выразить свою поддержку или протест властям и политикам.

Подавляющее большинство респондентов придерживаются мнения, что их долг как граждан состоит лишь в том, чтобы участвовать в выборах и делегировать власть своим кандидатам (40%-49%), либо еще и осуществлять контроль за работой выбранных руководителей (27-31%). То есть роль активных участников процесса управления делами своего города, района, области и страны в целом отводит себе лишь весьма незначительная доля россиян.

В соответствии с законодательством на муниципальном уровне представлены широкие возможности для политической активности граждан через формы непосредственного осуществления МСУ обязательного и рекомендательного характера. Эти формы предполагают возможность самодеятельности граждан по вопросам, затрагивающим их непосредственные права и нужды в пределах определенной территории.

Социологические исследования показывают, что 91% жителей МО считают, что активная гражданская позиция способствует улучшению социальной ситуации в муниципальном образовании, однако проявляют участие в различных формах лишь 25%. Деятельность в рамках НКО так же недостаточно активна (10,7%). Однако наблюдается значительный процент потенциальных участников. При этом, основным мотивом участия могло бы стать влияние социального окружения (56%), гарантия того, что их деятельность даст реальный результат (37%). В качестве причин низкой активности отмечаются: установки индивидуализма, отсутствие времени, неуверенность реального влияния на решение местных вопросов, безразличие к общим делам (табл.2).

Таблица 2.

Задачи:

1. ознакомление с теоретическими и нормативно-правовыми основами социальных прав в РФ.

2. формирование умений анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие социальные права граждан. 

3. формирование навыков формулировки выводов при анализе практики реализации социальных прав граждан в РФ.

 

Содержание социальной политики РФ

Приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации является система социальной защиты.

Система социальной защиты - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.

Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы).

Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения (СЗН) - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Система социальной защиты населения включает в себя:

- социальную поддержку (помощь).

- социальное обеспечение;

- социальное страхование;

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

 

Содержание права:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Нормативную основу составляют: Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 163-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и др.);

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется четыре вида обязательного государственного социального страхования:

1) пенсионное страхование;

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) медицинское страхование.

Социальное обеспечение граждан в РФ разделяется по их субъектному составу.

В первую группу входят работающие граждане, социальное обеспечение которых преимущественно осуществляет работодатель.

Так, согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами. Статья 183 ТК РФ устанавливает, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», видами страхового обеспечения, кроме уже рассматриваемых, являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца;

3) социальное пособие на погребение;

4) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», работодатели обязаны зарегистрироваться и своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Социальное пособие на погребение, как это установлено ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», выплачивается организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего. Выплата пособия осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.

В итоге работодатель осуществляет следующие виды социального обеспечения:

1) уплата работодателями единого социального налога, других налогов и сборов;

2) действия работодателей по охране здоровья работников;

3) действия работодателей по обеспечению работников пособиями за счет средств Фонда социального страхования РФ;

4) действия работодателей по обеспечению работников трудовыми пенсиями, а также по дополнительному пенсионному обеспечению в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти;

5) деятельность работодателей в сфере обязательного социального страхования и обеспечения по страхованию лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вторую группу составляют неработающие граждане (граждане пожилого возраста, инвалиды, дети-сироты и т.д.). Полномочия по организации их социальной поддержки и социального обслуживания возложены на органы государственной власти субъектов РФ. В Пермском крае эти полномочия реализует Министерство социального развития Пермского края, его территориальные подразделения и подведомственные организации.

Важное место в социальном обеспечении занимает пенсионное обеспечение.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная выплата для материального обеспечения граждан в старости в случае их полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах.

В Российской Федерации действует система обязательного пенсионного страхования. Это значит, что пенсионное обеспечение гарантировано всем россиянам.

Пенсионная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

· Обязательное пенсионное страхование

· Государственное пенсионное обеспечение

· Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение (включает в себя также корпоративное пенсионное обеспечение)

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – это система мер, созданная государством, чтобы обеспечить работающим гражданам частичную компенсацию утраченного заработка после выхода на пенсию. Можно сказать, что пенсия в системе ОПС – это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, например при достижении пенсионного возраста или инвалидности. Чем больше средств направлено в фонд будущей пенсии в течение всей трудовой жизни, тем выше она будет.

Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами.

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе: работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей – наемных работников); самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, фермеры); работающие за пределами Российской Федерации и уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Подтверждением того, что человек стал застрахованным лицом в системе ОПС, является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Застрахованные в системе ОПС граждане обязаны:

· получить страховое свидетельство;

· хранить и предъявлять по требованию страхователя или работников пенсионных органов;

· сообщать в органы ПФР об изменениях сведений, содержащихся на лицевом счете, а также об утере страхового свидетельства;

· предъявлять по требованию органов ПФР необходимые документы для решения вопросов, связанных с обязательным пенсионным страхованием.

Застрахованные в системе ОПС граждане имеют право:

· контролировать состояние своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде России;

· получать в территориальных управлениях Пенсионного фонда по месту жительства выписку из индивидуального лицевого счета (эту информацию можно еще запрашивать через банки или через интернет-портал государственных услуг www.gosuslugi.ru);

· получать у страхователя копию сведений о себе, представленных в ПФР работодателями, в т. ч. и информацию об уплаченных за себя страховых взносах

Ключевыми участниками обязательного пенсионного страхования являются плательщики страховых взносов, т. е. работодатели, или, как их еще называют, страхователи.

Страхователи – это организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др. Страхователи ежемесячно уплачивают в Пенсионный фонд России страховые взносы на будущее пенсионное обеспечение своих работников. Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда каждого работника в пределах 624 000 рублей (в 2014 году, далее эта сумма будет увеличиваться с каждым годом специальным законом, в 2015 году она составит 733 000 рублей). С величины, превышающей этот размер годового заработка, работодатель уплачивает в ПФР взносы по тарифу 10%.

Главным администратором, или страховщиком, в системе обязательного пенсионного страхования является Пенсионный фонд России. Он управляет пенсионными средствами в системе ОПС. Наряду с ПФР страховщиком может выступать негосударственный пенсионный фонд (НПФ), но только по формированию накопительной пенсии. В России действуют 93 НПФ.

Свыше 100 миллионов человек являются участниками системы обязательного пенсионного страхования – застрахованными лицами

Большинство россиян сегодня формируют и получают так называемые страховые пенсии. Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах.

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе ОПС лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости или инвалидности.

· страховая пенсия по старости – этот вид пенсии получают те, кто утрачивает способность к трудовой деятельности из-за достижения определенного возраста (старости). Чтобы ее получать, необходимо достичь общеустановленного пенсионного возраста или получить право на досрочное назначение пенсии.

· страховая пенсия по инвалидности – ее получают те, кто имеет ограничения в трудовой деятельности из-за фундаментальных проблем со здоровьем, а не по возрасту.

· страховая пенсия по случаю потери кормильца – этот вид пенсии предусмотрен для членов семьи умершего человека, у которого формировалась страховая пенсия

Условия получения страховой пенсии:

· достижение пенсионного возраста (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин) либо достижение условий для назначения досрочной пенсии;

· наличие минимального страхового стажа (в 2015 году – 6 лет, далее с каждым годом требования к минимальному стажу будут увеличиваться на 1 год таким образом, чтобы к 2024 году минимальный страховой стаж составил 15 лет);

· наличие не менее 30 пенсионных баллов на индивидуальном лицевом счете в ПФР.

Формирование пенсии по обязател


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.