Участие в работе общественно-консультативных органов. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Участие в работе общественно-консультативных органов.

2022-11-27 48
Участие в работе общественно-консультативных органов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важнейшим институтом гражданского общества являются общественно-консультативные органы при властных структурах.

Общественно – консультативные органы (общественные палаты, общественные советы и т.д.) – это коллегиальные совещательные органы, за которым закрепляются определенные полномочия для участия в принятии решений и контролю за их исполнением, состоящие из представителей общественности, выполняющие функции затрагивающие права, свободы, обязанности и законные интересы граждан, с целью вовлечения общественности в управление делами государства и согласования взаимных интересов государства и гражданского общества.

Общественно – консультативные органы существуют практически в каждом государстве. Они могут создаваться в различных целях, от экспертных консультаций по экологическим или другим специальным вопросам, участия в разработке законодательства, до участия в подготовке бюджета и мониторинга за его выполнением и осуществления отдельных функций, делегированных ему органом власти.

Появление общественно-консультативных органов за рубежом приходится на первую треть XX столетия. В обществе произошло осознание того, что участие общественности в обсуждении различных вариантов принятия публично-властных решений придает им больше легитимности, а деятельность органов власти становится более эффективной. В связи с этим появляются первые консультативные общественные советы.

Одним из них был Национальный Экономический Совет, созданный во Франции декретом в 1925 года. В течение ХХ века практика создания общественных консультативных советов в демократических странах становится повсеместной. Наиболее часто они создаются на уровне местного самоуправления. В частности, в Порто-Аллегре (Бразилия) действует совет участия по вопросам бюджета города, в Сан-Франциско (США) в 1999 г. создана оперативная группа по выполнению приказа мэра города Сан-Франциско о прозрачности деятельности государственных органов, в Щецине (Польша) — консультативно-совещательный совет.

Общественно-консультативные органы, как правило, создаются и действуют при управляющих субъектах. Чаще всего они организуются при исполнительных, либо законодательных органах власти, или при должностных лицах на основании решений соответствующих органов власти или должностных лиц. В исключительных случаях, как, например, во Франции, создание подобных органов предусмотрено Конституцией (Раздел XI Экономический и социальный совет). Иногда данные органы являются автономными органами публичного управления, создаваемыми на основании специальных законов. Так, Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации функционируют самостоятельно. Они создаются на основании соответственно Федерального закона и законов субъектов Российской Федерации.

Существуют узкоспециализированные консультативные общественные органы, такие как Датский совет по инвалидности (Дания), Совет национальных меньшинств (Чешская Республика) и более универсальные, в частности Экономический и Социальный Совет во Франции, Общественные палаты в России.

В Российской Федерации общественно-консультативные органы,
в той или иной форме, существуют на всех уровнях власти. Стабильно выполняют свои функции Общественная палата Российской Федерации, Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти (например, Общественный совет при МВД), советы и комиссии, включающие в свой состав представителей общественности, Общественные палаты в субъектах РФ, общественно-консультативные органы при органах государственной власти и местного самоуправления и т.д. Указанные органы федерального, и регионального уровней состоят из представителей общественных объединений и иных некоммерческих организаций и призваны представлять их интересы на соответствующем уровне власти, согласовывать мнение граждан РФ и государства. Таким образом, законодатель может выявить настроения широких масс, их отношение к проводимой в государстве.

Например, Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», в соответствии с которым Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Формы деятельности Общественной палаты:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.

Однако, в соответствии с данными ВЦИОМ, известно об Общественной палате РФ лишь 51% россиян. Большинству россиян трудно оценить, какую роль играет сегодня Общественная палата в жизни общества (72%). В то же время, 14% полагают, что этот орган оказывает положительное влияние, защищая права граждан. Россиянам, как правило, трудно оценить результаты деятельности Общественной палаты по основным направлениям. Наиболее успешными считаются действия этого органа в сфере защиты прав граждан в конфликтных ситуациях (27% признают работу в этом направлении эффективной), несколько реже - участие в законотворческой деятельности (23%) и продвижение инициатив граждан (21%).

Важным направлением деятельности общественно-консультативных органов является общественный мониторинг.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации», общественный мониторинг - постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций. В качестве организатора общественного мониторинга выступает Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.

Общественный мониторинг проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок проведения общественного мониторинга и определения его результатов устанавливается организатором общественного мониторинга. Организатор общественного мониторинга обнародует информацию о предмете общественного мониторинга, сроках, порядке его проведения и определения его результатов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Субъектом общественного контроля по результатам проведения общественного мониторинга может быть подготовлен итоговый документ, который подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Итоговый документ, подготовленный по результатам общественного мониторинга, обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В зависимости от результатов общественного мониторинга его организатор вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных общественных мероприятий.

Так, к примеру, Общественный совет при Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края (Инспекция) в феврале 2015 года провел общественный мониторинг совместно с Инспекцией по вопросу обращения (утилизации) на территории г. Перми опасных отходов. А так же был рассмотрен вопрос утилизации населением г. Перми ртутных ламп и ртуть содержащих приборов с истекшим сроком годности. В качестве итога мониторинга было проведено заседание по вопросам утилизации опасных отходов с заслушиванием общественного мнения по проблеме. И принято решение о подготовке запроса в администрацию города Перми о включении вопроса утилизации опасных отходов при лицензировании Управляющих компаний.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.