Комплект учебно-методических материалов к — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Комплект учебно-методических материалов к

2022-11-27 47
Комплект учебно-методических материалов к 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                Учебно-методическому комплексу (фармакогнозия)

 

Методические указания

по подготовке к практическим занятиям

По фармакогнозии

Специальности 060108 «Фармация»

 «Л ЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И СЫРЬЕ,

СОДЕРЖАЩИЕ АЛКАЛОИДЫ (2 занятие)»

(для студентов 3 курс, V семестр)

Фармация»

 

  Утверждены

на методическом совещании кафедры

от 14.10. _ 2008_г.

Протокол № 18а__   

Составитель:

Г.К. Кондратьева, зав. кафедрой, доцент, к.фарм.н.

Рецензент: Зав. кафедрой фармацевтической технологии и биотехнологии,

 доцент, кандидат фарм.н. Степанов С.В.

 

 

Владивосток 2008


Тема: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И СЫРЬЕ, СОДЕРЖАЩИЕ АЛКАЛОИДЫ. 2 занятие.

Время: 4 часа

2. Мотивация: Возрос ассортимент  лекарственного растительного сырья и получаемых из него фитопрепаратов, но  полноценным  материалом они являются в том случае, если по всем параметрам соответствуют действующим НД. Это соответствие определяется путем проведения фармакогностического анализа, который включает в себя комплекс методов анализа сырья, позволяющих определить подлинность и доброкачественность. Подлинность сырья устанавливается провизором-аналитиком на каждом этапе поступления лекарственного сырья: в аптеку, на аптечный склад, на фармацевтическое предприятие. Необходимо для формирования профессиональных знаний фармацевта высшей квалификации – провизора.

3. Цель обучения, воспитания и развития: Сформировать и закрепить у студентов профессиональные знания по основным понятиям методам анализа ЛРС и ЛР, содержащих алкалоиды, по методам фармакогностического анализа и знания по значению их для практической деятельности провизора; знания Государственных реестров, НД, классификаторов и справочников.

4. Задачи обучения, воспитания и развития:

1) Научить определять подлинность и доброкачественность лекарственных растений, содержащих производные хинолина (хинное дерево), изохинолина (мак снотворный, мачок желтый), определять подлинность и доброкачественность — по внешнему виду и микроскопическим признакам: чистотел большой;  маклейя сердцевидная и мелкоплодная, барбарис обыкновенный, желтокорень, стефания гладкая); с азотом в боковой цепи (красный перец, виды эфедры); стероидные (чемерица Лобеля, паслен дольчатый). научиться распознавать лекарственные растения по внешним признакам и отличать их от примесей; систему классификации лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды;

научить пользоваться нормативной документацией (НД) на лекарственное сырье;

научить применять знания методов фармакогностического анализа на практике, например, при приемке и работе с лекарственными растениями в аптеке; научить анализировать необычные ситуации и находить способы решения возникших проблем; научить определять лекарственные растения, применяемые в научной медицине, в гербаризированном виде по морфологическим признакам;  научить использовать технику макроскопического анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья;

научить использовать технику микроскопического анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья;

научить определять ЛРС в цельном, резанном, порошкованном, с помощью определителей;

научить распознавать примеси посторонних растений при приемке и анализе сырья, а также его определения в цельном, резаном виде;

Научить проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье; научить  оформлять протоколы по результатам анализов.

Способствовать воспитанию таких качеств личности, как ответственность за полученный результат, дисциплинированность, добросовестное и вдумчивое отношение к порученной работе; аккуратность, точность выполнения методов анализа.

Способствовать развитию профессионального мышления, творческой инициативы, заинтересованности в своей работе, к стремлению овладения профессиональными навыками.

 

Этапы проведения практического занятия

№ п/п

Название этапа

Цель этапа Время
1

2

3 4

I. Вводная часть занятия

5-10% 15 мин.
1.

Организация занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие  
2.

Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки провизора, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов  

II. Основная часть занятия

80-90% 150мин.
3. Контроль исходных ЗУН

Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня ЗУН, обеспечение единого исходного уровня, написание входного тестового контроля, опрос по контрольным вопросам

 
4. Общие и индивидуальные задания на СДС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности – определение вариантов задач на изучаемый раздел

 
5. Демонстрация методики

Показать ориентировочную основу действия (ООД) и унифицировать методику.

Решение задач по изучаемой теме

 
6. Управляемая СДС в учебное время  

Овладение необходимыми профессиональными У и Н, решение студентами задач по индивидуальным вариантам

 
7. Итоговый контроль

Закрепление ЗУН, овладение алгоритмами, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка, решение задач выходного контроля

 

III. Заключительная часть занятия

5-10% 15 мин.
9.

Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия  
10.

Общие и индивидуальные задания на СДС во вне учебное время

Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер  
         

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) или курсантов (СДК) в учебное время.

 

Все растения, относящиеся к данному занятию включены в «Государственный реестр».

    К дикорастущим, произрастающим на территории России,

в том числе на Дальнем Востоке, относятся чистотел, чемерица, барбарисы.

Чемерица Лобеля в дальневосточном регионе в основном замещается чемерицей даурской, барбарис обыкновенный – барбарисом амурским.

Крестовник, красавка произрастают в диком виде на Кавказе;

эфедра, анабазис – в Средней Азии.

    Большинство изучаемых видов встречается в культуре.

Паслен введен в культуру на Кавказе. Мачок желтый возделывается на Кавказе и в Молдавии, маклея – в Краснодарском крае.

    Из всех перечисленных объектов в аптеку поступает только трава чистотела, остальные виды сырья поступают на заводы, галеновые фабрики для производства готовых лекарственных форм.

ХИМИЧЕСКИЕ ГРУППЫ АЛКАЛОИДОВ И РАСТИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Производные хинолина Производные изохинолина С азотом в боковой цепи Стероидные
Хинное дерево (Cinchona succirubra, Rubiaceae); Мак снотворный (Papaver somniferum); Мачок желтый (Glaucium flavum, Papaveraceae); Чистотел большой (Chelidonium majus, Papaveraceae); Барбарис обыкнов (Berberis vulgaris,, Berberidaceae); Желтокорень Hydrastis Canadensis, Стефания гладкая (Stephania glabra, Menispermaceae) Macleaya microcarpa,  M.cordata, Papaveraceae  Перец красный (однолетний) (Capsicum annuum, Solanaceae), Эфедра хвощевая (Ephedra equisetina, Ephedraceae),   Чемерица Лобеля (Veratrum lobelianum, Liliaceae), Паслен дольчатый (Solanum laciniatum, Solanaceae)  
   хинолин                    R=CH3 – хинин  изохинолин хелидонин Морфин Кодеин Папаверин Глауцин берберин сангвинарин   хелеритрин     гиндарин
 

 

 


Стефаглабрин

 

эфедрин (фенилметилами-нопропанол)   капсаицин   Соласодин  

 

 

               

 Изохинолин                 хелидонин

Задание № 1. Анализ сырья «Трава чистотела»

    Н.с. Herba Chelidonii     -   трава чистотела

    Пр.р.    Chelidonium majus -   чистотел большой

    Сем. Papaveraceae          -   маковые

Собранная в фазу цветения трава многолетнего травянистого растения чистотела большого - Chelidonium majus L., сем. маковых - Papaveraceae.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.