Божества Середины зимы, Мокошь, Пехтра Баба и Дикая Охота. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Божества Середины зимы, Мокошь, Пехтра Баба и Дикая Охота.

2022-11-27 91
Божества Середины зимы, Мокошь, Пехтра Баба и Дикая Охота. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ослепительное существо “Перахтум” освещало мир зимой и в определенную ночь в середине зимы усиливало тепло солнца, чтобы оно снова могло сиять на земле. Сверхъестественное существо Пехтра (Пехта, Пехтра Баба) является преемником Мокоши. Славяне широко поклонялись Мокоши, также называемойМокошка, Матоха или Матога.Мокошь была вместе с Перуном и Велесом женским божеством, сыгравшим важнуюроль в главном славянском мифе. Она была связана с водой и прядением (Иванов, Топоров 1983). Она также была славянским божеством циклического круговорота и обновления, плодородия, покровительницей женских обязанностей, особенно прядения, ткачества и стирки. В то время как старославянский корень mok - означает мокрый, влажный, корень mot - означает наматывать, прясть; mótok, например, обозначает прялку. Мокошь также была покровителем ремесел, особенно прядения, ткачества и музыки. Божеством, связанным с Мокошью в славянских традициях, была также Злата Баба (Золотая ведьма).; более поздними преемниками Мокоши являются также Баба (Ведьма) Пехтра Баба – ослепительное существо, святая Лючия, которая должна была принести свет в страну и была христианской служанкой Перхта, и другие божества Середины зимы - олицетворения дней недели, такие как Торка (Среда), Четртка (Четверг), Петка (пятница, св. Параскев, 14 октября), Св. Неделя (св. воскресенье) и Кватра (женщина четвертного дня), которая также взяла на себя некоторые функции Перхты. Эти персонификации гарантировали, что люди уважали и подчинялись ограничениям прядения и другим предписаниям для этих дней (подробнее об этом см.: Kropej 2008, 182-186).

Согласно распространенному поверью, Мокошь или Мокошка позже была связана с Великой Ведьмой (Ламией). ДаворинТрстеняк записал историю о Мокошке – Лама бабе (Ламваберле), живущей в замке в болотистом месте, о котором он слышал от Рудольфа Паффа в Штирии:

Ламваберль раньше жила в Грюнау, болотистом месте недалеко от площади ШентФлориан, недалеко от Ложницы, которая часто выходит из берегов. Археологические артефакты подтверждают, что в древности это место возделывалось. Сейчас там находится заброшенное фермерское поместье, но когда-то давным-давно здесь стоял замок Мокошки, языческой принцессы, которая жила в нем. Замок был окружен садами, которые всегда были зелеными. Иногда она помогала людям, но иногда и причиняла им вред; особенно часто она забирала детей. В конце концов, Бог наказал ее. В штормовую ночь замок и все его сады погрузились в землю. Но Мокошка не была обречена. Она продолжала появляться, переодетая в разные женские формы. Она все еще уводит детей, особенно тех, кем пренебрегли их родители. (Трстеньяк, 1855, 206).

Сохранившееся наследие о Бабе изображает ее как страшную женскую фигуру, которая преграждала дорогу любому, кто впервые выводил скот на пастбище, илисобирался отправиться в коммерческую поездку, или впервые пошел в школу и т.д. Кто-нибудьтот, кто случайно натыкался на нее, должен был что-то пожертвовать, например, кусок хлеба, поцеловать ееи так далее.

Согласно традиции Пехтра Баба была, помимо всего прочего, предводителем Дикойохоты. Люди представляли это как ночную процессию мечущихся и бушующих демонов иушедших душ в течение двенадцати ночей вокруг Рождества и Нового года. Популярная традиция Дикой охоты основана на концепции призраков мертвых, бушующих в определенное время года. Эта традиция, по-видимому, проистекает из веры, известной уже в древность, в которой предводительницей душ умерших была Кибела. В скандинавской саге СнорриЭдде Дикая охота, действие которой происходит на полях сражений павших воинов, возглавляется Валькирии, которые приносят убитых героев в Вальгаллу, королевство Одина.

Традиция Перхтра-бабы или Перты была особенно популярна в регионе Альп, как в сказке из Бовца:

Человек отказывался верить, что Перта существует. Поэтому на Крещение он отправился их ждать. Чтобы увидеть, как они проезжают, он спрятался возле моста через Коритницу (у Бовца). Но, хотя он был спрятан, Перта знала, где он находится. Когда они проходили мимо, один из них рубанул его по ноге широким топором, нанеся ему увечья. Год спустя он снова ждал их. Та же Перта сказала: “Я кое-что забыла здесь в прошлом году; я должна забрать это обратно”. И он снова был здоров. (P-ov 1884, 303-304). (П-ов 1884, 303-304).

Считалось, что если Дикая Охота столкнется с человеком, она разорвет его или ее на части или метнет в него топор. Год спустя, в то же время и в том же месте, Охотник убирал топор и избавлял жертву от боли. Если они слышали Дикую охоту, людям советовали быстро броситься в колею с правой стороны на своем пути или перекреститься, отойти в сторону и оставаться неподвижными; это был единственный способ избежать серьезных травм, которые могли быть нанесеныпрохожим Дикой охотой. Тем, кто имитировал вой Дикой Охоты, бросали человеческое плечо или ногу, как бы говоря: “Вы охотились с нами, так и пируйте с нами!” или “Раз вы помогли с охотой, вы также поможете с грызением!” В Каринтии люди до сих пор рассказывают об охотниках, которые случайно наткнулись на Дикую охоту во время своей ночной охоты.

В Резии традиция о Дикой охоте все еще известна в виде вариантов о павших воинах, мчащихся верхом или пешком, теми, кто случайно оказался в этом месте в тот момент. В Валь-Канале люди рассказывают истории о Дикой охоте, сжигающей одежду на спине тех несчастных, которые случайно проходят мимо, даже если они быстро бросаются на землю (Кропей, Дапит 2008, стр. 36, № 28).

Пехтра или Перта стала популярным сверхъестественным существом в Верхней Карниоле и в Западных Альпах. Питер Якель-Смеринеков, народный сказитель, вдохновивший писателя ЙосипаВандота, рассказывал истории о Пехте, Беданце и Кособрине в конце 1950–х и 60–х годах Милко Матичетову. Записанный материал хранится в архивах ZRC SAZU.

Таким образом, Пехта из Краньска-горы стала литературной героиней детских книг, написанных ЙосипомВандотом, и по сей день остается одной из главных местных туристических достопримечательностей, потому что дочь Смеринекова, МарицаГлобочник, до сих пор рассказывает истории о ней посетителям и туристам.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.