Методический конструктор занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методический конструктор занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

2022-11-27 26
Методический конструктор занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методический конструктор занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Методическое пособие

Составители:

Аносова И.П.

Арлашева Л.В.

Байгулова О.В.

Вельтищева Н.И.

Голубенко З.В.

Крысова И.А.

Петякшева М.Г.

Полевцова Т.Н.

Харланова А.П.

Чувакова Л.А.

 

Кемерово 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

Глава I Методический конструктор…………………………..6

Глава II Приемы и техники……………………………………..8

2.1. Таблица- конструктор……………………………………...8

2.2. Приемы и техники для разминки………………………….10

2.3. Приемы и техники для основного занятия………………13

2.4. Приемы и техники для рефлексии…………………………17

Глава 3 Практика………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………23

Литература………………………………………………………24

Приложение ……………………………………………………..26

Введение

 

В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

К.Д.Ушинский

В современных условиях воспитательно-образовательный процесс рассматривается как процесс управляемой, совместной, творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, который обеспечивает условия для развития и социальной адаптации обучающихся в системе урочно-внеурочных занятий. В педагогической практике иногда возникает ситуация, когда ребенок по каким-либо причинам не может быть успешным в освоении учебной деятельности либо осваивает ее медленнее сверстников. В этой связи педагогу необходимы дополнительные ресурсы, которыми можно было бы воспользоваться для формирования основных компонентов учебной деятельности. Значительным потенциалом для этого обладает внеурочная деятельность. Поэтому мы задумались над тем, как организовать в начальной школе единое (урочное и внеурочное) пространство. Для решения этой проблемы необходимо выстроить внеурочную жизнь ребенка в соответствии с общей структурой познавательной деятельности. С этой целью в нашем образовательном учреждении в рамках региональной экспериментальной площадки составлена программа «Малая академия наук».

Реализуя программу внеурочной деятельности «Малая академия наук», мы столкнулись с рядом проблем:

1. Как проектировать занятие внеурочной деятельности так, чтобы оно не дублировало классические формы уроков?

2. Как через внеурочную деятельность продолжить формирование и развитие УУД?

3. Как интегрировать урочную и внеурочную деятельность?

4. Как учитывать результаты?

Проведенное в августе 2011г. анкетирование по вопросам организации внеурочной деятельности показало:

1. 74% педагогов затруднялись при организации занятий внеурочной деятельности. Основные затруднения: проектирование занятий с учетом требований ФГОС к внеурочной деятельности, стереотипы в проведении кружковой работы, акцент на знаниевый подход.

2. Мотивация к организации и проведению внеурочной деятельности высокая у 34%, средняя – у 29%, низкая – у 37% педагогов. Причины низкой мотивации: увеличение нагрузки педагога, нежелание заниматься такой деятельностью, недостаточный опыт в решении вопросов такого характера.

Проблемы были озвучены на методическом объединении учителей начальных классов Старопестеревского образовательного округа, была создана творческая группа.

Цель работы группы: выработка методики проектирования занятия внеурочной деятельности в рамках программы «Малая академия наук».

Задачи:

1. Изучить методическую литературу, ресурсы Интернет по вопросу проектирования занятий внеурочной деятельности.

2. Собрать банк педагогических приемов, учебных ситуаций, примеров рефлексии для возможного вариативного использования на всех этапах занятия.

3. Составить для педагога конструктор занятия внеурочной деятельности.

4. Разработать сценарии занятий с использованием методического конструктора.

Актуальность работы определена выявленными трудностями педагогов, необходимостью организации и ведения внеурочной деятельности, необходимостью технологизировать процесс подготовки к занятиям с целью рационального распределения времени педагогов и повышения результативности проводимых занятий.

Новизна заключается в компиляции педагогического опыта, собранного из разных источников в соответствии с жанром предлагаемой работы.Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании занятия внеурочной деятельности и существенно обогащает методическую копилку учителя.

  Практическаязначимость:конструктор повышает результативность проектирования занятий учителем, даже если все методические приемы известны учителю, без конструктора трудно удержать их в памяти;сконструктором разнообразные занятия внеурочной деятельности  можно готовить довольно быстро. Педагогический конструктор в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Если какие-то приемы окажутся ненужными – их можно просто исключить из таблицы. А возможно, появятся свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор. Мы предлагаем лишь его форму и некоторые методические приемы.

  При написании работы использовались  научные труды Кузбасский ученых: материалы учебно-методических пособий по организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 3-х частях, выпущенного в КРИПК и ПРО под общей редакцией Н.Э.Касаткиной, Е.Л.Рудневой,.  работа Т. С Паниной, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения», монографии по современному уроку и педагогическим технологиям, ресурсы Интернета.

 

Глава 2 Приемы и техники

Таблица-конструктор

Этап занятия Технологии Методы, формы Приемы, техники Средства
Вводный Проблемного обучения, игровые.

Проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский

 

Формы занятий:

· творческие лаборатории

· экскурсии

· виртуальные путешествия

· интеллектуальные марафоны

· ученый совет

· ролевая игра

· «вертушки»

· устный журнал

· практическая работа

· мини-исследования

 

· да-нетка · шаг за шагом · жокей и лошадь · увеличение - уменьшение · добавь следующее · встреча с героем · шкатулка · мимическая гимнастика · отсроченная отгадка · я беру тебя с собой · корзина идей · списокдо - после · целое-часть - часть-целое · ассоциативный ряд · цепочка признаков

ПК, мобильный компьютерный класс

Основной ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции)     ТРКМ (технология развития критического мышления)     · глосс · контекст · оптимус · структур · планус · проблемус · аргумент · конструкт · реконструкт · проект · инсерт · идеал · хорошо-плохо · составь меню для Робина-Бобина · ромб ассоциаций · Маша-растеряша · связи · верные-неверные утверждения · морфологический ящик · речетворчество · развивающий канон · загадай понятие · извлеки информацию · тонкий и толстый вопрос · игровая цель · фантастическая добавка · ложная альтернатива · стратегия вопросительные слова
Рефлексивный Проблемного обучения, игровые Частично-поисковый и исследовательский.   Диалоговый.   Творческие задания «плюс-минус-интересно» анкетирование условные знаки светофор дерево творчества сказочное дерево солнышко музыкальный тест огонек общения лестница успеха рефлексивный экран забор шкалирование синквейн рисунки льдом Проектор
Формы подведения итогов

Участие  в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов. Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера. Портфолио.


Глава 6 Практика

Основное занятие

Учитель: А теперь игра в настоящих учеников. Проведем мокрый эксперимент. Попробуем выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие нет

(Необходимо подобрать предметы из металла, дерева (другие материалы) линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и др.Перед экспериментом можно выдвигать гипотезы, что произойдет с тем или иным предметом.Предложить угадать, что из них утонет, а что поплывет, можно использовать прием «Ложные альтернативы»).

Обучающиеся: высказывают гипотезы, аргументируют, при возникновении проблемной ситуации спорят.

Учитель: Ребята, кидайте в воду предметы из разных материалов. (Количество предметов должно соответствовать количеству учеников, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в эксперименте).Понаблюдайте, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. (Свои предположения дети проверяют, бросая предметы в таз с водой)Что произошло с предметами?

Обучающиеся: делят предметы на группы, формулируют вывод о том, что предметы из железа тонут, а из дерева – нет, почему одни предметы тонут, а другие – нет?

Учитель: Все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек — молекул. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу — дружат и крепко держатся за ручки, — обладают большей плотностью.То, насколько плотным и тяжелым является материал или тело, принято называть плотностью. Если плотность какого-либо материала меньше плотности воды, он будет плавать.

Фокусы с водой. ( Эти опыты кажутся детям настоящим волшебством)

1. «Перевернутый стакан и лист бумаги».

От падения бумагу удерживает давление воздуха.

2. «Водоплавающий апельсин»

Апельсин утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у апельсина менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают апельсину оставаться на поверхности воды.

3. «Сырое яйцо»

Вам понадобятся: стакан с чистой водой (неполный), сырое яйцо и соль.

В яйце есть воздушный пакет, и при изменении плотности жидкости яйцо всплывает к поверхности на манер подводной лодки.

(Можно немного прогуляться по карте мира и рассказать малышу про Мертвое море, которое «очень-преочень» соленое, настолько, что люди в нем не тонут, а лежат на воде, как на диване).

Наверняка вы задавали себе вопрос: почему плавает лед?

Во время замораживания воды в ней также замораживаются частички воздуха. Именно это позволяет замороженной воде плавать на поверхности жидкой. Опустите ледяной кубик в воду, понаблюдайте за ним.

Рефлексия

«Рефлексивный экран»

 

.

 

 


Заключение

Использование любой технологии, введение инновацийможет быть ограничено рядом факторов, главный из которых -  неготовностью учителя сменить роль ведущего, управляющего на роль менеджера, партнера в образовательном процессе.Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс и внеурочную деятельность.Так появилась идея разработать конструктор занятия внеурочной деятельности, который позволил бы любому учителю выстроить структуру занятия в контексте деятельностного подхода.

         Применение современной педагогической техники “Методический конструктор” дает следующие преимущества:

1.Значительно возрастает многообразие занятий.

2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без конструктора  учителю трудно удержать в памяти.  

3.При использовании конструктора значительно снижается время на подготовку занятий.

4.При подготовке к занятиямуделяется большее внимание на организациюразминку и рефлексию.

5.Разнообразие методов и приемов на занятии повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.

 

 

 

Литература

 

1. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. /  В. К. Дьяченко. - М: Просвещение, 1999г. – 186 с.

2. Ильницкая, И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И. А. Ильницкая. - М: Просвещение, 1985г.- 245 с.

3. Кульневич, С. В., Лакоценина, Т. П. Современный урок: пособие для учителя / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: Учитель, 2005г.- 240 с.

4. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / авторы-сост.: В.Г.Черемисина, Е.А. Пахомова, О.Б.Лысых и др.; под общей ред. Н.Э. Касаткиной, Е.Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2011г.

5. Панина, Т. С., Вавилова, Л. Н. Современные способы активизации обучения / Т.С.Панина, Л.Н. Вавилова. -М: ACADEMA, 2006г. -176с

6. Педагогические технологии:учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под редакцией Кукушина В.С.: М-Ростов-н/Д: издательский центр «МарТ», 2006г.-380 с.

7. Пидкасистый, П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии/ П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. -М: Просвещение, 1996г.-354 с.

8. Якиманская,  И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: «Сентябрь», 1996

9. Ярулов, А. Р. Формирование культуры познавательной компетенции школьников / А.Р.Ярулов // Школьное планирование. 2004г., №3, С.31-38

10. кн

11. www.drmilfred.com

12. www.diahome.org/DIA2013

13. www.primarycarenet.org

14. http://www.sch2000.ru/ - Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».

15. http://netedu.ru/ - Портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники".

16. https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home - Цифровой конструктор урока (разработчик Селихова Татьяна Юрьевна.)

17. http://www.openlesson.ru/ - ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru - о режиссуре нескучных уроков в современной школе, премудростях социо-игрового стиля обучения и деловых подсказках в таблице-бабочке для профессионалов http://festival.1september.ru/articles/subjects/1 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

 


Приложение 1

Основное занятие

- Сегодня мы будем говорить о семье. Но вы сегодня - не просто зрители и слушатели, а вместе мы будем искать ответ на один вопрос.

Методический конструктор занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Методическое пособие

Составители:

Аносова И.П.

Арлашева Л.В.

Байгулова О.В.

Вельтищева Н.И.

Голубенко З.В.

Крысова И.А.

Петякшева М.Г.

Полевцова Т.Н.

Харланова А.П.

Чувакова Л.А.

 

Кемерово 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

Глава I Методический конструктор…………………………..6

Глава II Приемы и техники……………………………………..8

2.1. Таблица- конструктор……………………………………...8

2.2. Приемы и техники для разминки………………………….10

2.3. Приемы и техники для основного занятия………………13

2.4. Приемы и техники для рефлексии…………………………17

Глава 3 Практика………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………23

Литература………………………………………………………24

Приложение ……………………………………………………..26

Введение

 

В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

К.Д.Ушинский

В современных условиях воспитательно-образовательный процесс рассматривается как процесс управляемой, совместной, творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, который обеспечивает условия для развития и социальной адаптации обучающихся в системе урочно-внеурочных занятий. В педагогической практике иногда возникает ситуация, когда ребенок по каким-либо причинам не может быть успешным в освоении учебной деятельности либо осваивает ее медленнее сверстников. В этой связи педагогу необходимы дополнительные ресурсы, которыми можно было бы воспользоваться для формирования основных компонентов учебной деятельности. Значительным потенциалом для этого обладает внеурочная деятельность. Поэтому мы задумались над тем, как организовать в начальной школе единое (урочное и внеурочное) пространство. Для решения этой проблемы необходимо выстроить внеурочную жизнь ребенка в соответствии с общей структурой познавательной деятельности. С этой целью в нашем образовательном учреждении в рамках региональной экспериментальной площадки составлена программа «Малая академия наук».

Реализуя программу внеурочной деятельности «Малая академия наук», мы столкнулись с рядом проблем:

1. Как проектировать занятие внеурочной деятельности так, чтобы оно не дублировало классические формы уроков?

2. Как через внеурочную деятельность продолжить формирование и развитие УУД?

3. Как интегрировать урочную и внеурочную деятельность?

4. Как учитывать результаты?

Проведенное в августе 2011г. анкетирование по вопросам организации внеурочной деятельности показало:

1. 74% педагогов затруднялись при организации занятий внеурочной деятельности. Основные затруднения: проектирование занятий с учетом требований ФГОС к внеурочной деятельности, стереотипы в проведении кружковой работы, акцент на знаниевый подход.

2. Мотивация к организации и проведению внеурочной деятельности высокая у 34%, средняя – у 29%, низкая – у 37% педагогов. Причины низкой мотивации: увеличение нагрузки педагога, нежелание заниматься такой деятельностью, недостаточный опыт в решении вопросов такого характера.

Проблемы были озвучены на методическом объединении учителей начальных классов Старопестеревского образовательного округа, была создана творческая группа.

Цель работы группы: выработка методики проектирования занятия внеурочной деятельности в рамках программы «Малая академия наук».

Задачи:

1. Изучить методическую литературу, ресурсы Интернет по вопросу проектирования занятий внеурочной деятельности.

2. Собрать банк педагогических приемов, учебных ситуаций, примеров рефлексии для возможного вариативного использования на всех этапах занятия.

3. Составить для педагога конструктор занятия внеурочной деятельности.

4. Разработать сценарии занятий с использованием методического конструктора.

Актуальность работы определена выявленными трудностями педагогов, необходимостью организации и ведения внеурочной деятельности, необходимостью технологизировать процесс подготовки к занятиям с целью рационального распределения времени педагогов и повышения результативности проводимых занятий.

Новизна заключается в компиляции педагогического опыта, собранного из разных источников в соответствии с жанром предлагаемой работы.Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании занятия внеурочной деятельности и существенно обогащает методическую копилку учителя.

  Практическаязначимость:конструктор повышает результативность проектирования занятий учителем, даже если все методические приемы известны учителю, без конструктора трудно удержать их в памяти;сконструктором разнообразные занятия внеурочной деятельности  можно готовить довольно быстро. Педагогический конструктор в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Если какие-то приемы окажутся ненужными – их можно просто исключить из таблицы. А возможно, появятся свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор. Мы предлагаем лишь его форму и некоторые методические приемы.

  При написании работы использовались  научные труды Кузбасский ученых: материалы учебно-методических пособий по организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 3-х частях, выпущенного в КРИПК и ПРО под общей редакцией Н.Э.Касаткиной, Е.Л.Рудневой,.  работа Т. С Паниной, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения», монографии по современному уроку и педагогическим технологиям, ресурсы Интернета.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.