Петербургский период (1817 – 1820) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Петербургский период (1817 – 1820)

2022-11-27 34
Петербургский период (1817 – 1820) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жизненный путь А.С Пушкина

 

Детство (1799 – 1811)

Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской семье. Отец его, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду, хотя и обедневшему, мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем. Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей: у детей были французские гувернантки и гувернеры, в доме разговаривали по-французски и читали французские книги. Первыми учителями родного языка для Пушкина стали бабушка, Марья Алексеевна, няня Арина Родионовна, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

 

Лицейский период (1811 – 1817)

19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей, одним из воспитанников которого стал А.С. Пушкин. Лицей должен был готовить людей для государственной службы, приравнивался к российским университетам. Любимыми преподавателями Пушкина в Лицее были профессора А.П. Куницын, А.И. Галич, Н.Ф. Кошанский. Вскоре после того, как открылся Лицей, началась война 1812 года. Через Царское Село шли войска, лицеисты их провожали. Всех охватило глубокое патриотическое чувство, оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. Причастность к исторической судьбе народа предопределило дальнейшее развитие творчества Пушкина как русского национального поэта. Одним из самых знаменитых стихотворений Пушкина, написанных в лицейское время, стало стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”, которое он читал 8 января 1815 года на первом экзамене в присутствии знатных гостей, среди которых был и Г.Р. Державин. В лицейские годы Пушкин написал ряд других стихотворений – “Певец”, “Городок”, “Пирующие студенты”, “К другу стихотворцу”, послания друзьям – Пущину, Дельвигу, Илличевскому. В стихотворении “Лицинию” звучат политические мотивы: изображая Древний Рим. Пушкин рассказывает о падении этой могучей державы. Гражданин Рима Лициний уходит из Рима, потому что “Свободой Рим возрос, а рабством погублен”. Современники усматривали в этом стихотворении аналогию с Россией. В 1817 году Пушкин пишет оду «Вольность» даже не смотря на то что стих не был напечатан, он все равно получил широчайшее распространение. Она распространялась в виде рукописей, передавалась из уст в уста, заучивалась наизусть. Стихи читал весь Петербург, вскоре их причел и царь, пришел в ярость: «Убрать, сослать! В глушь! В Сибирь!» Но позднее царь смягчился и выслал Пушкина в Екатеринослав. Но там поэт прожил всего несколько недель. Проездом здесь остановилась семья генерала Н.Н.Раевского, младший сын которого был другом Пушкина. И Раевский пригласил Пушкина поехать с ними на Кавказ, и тот с удовольствием согласился. Пушкин был очень очарован природой Кавказа: незабываемое впечатление от южной природы послужили материалом для написания многих его произведений в том числе поэмы «Кавказский пленник». Где Пушкин большое внимание уделяет описанию природы.

 

Кавказский пленник

Отрывок

Казалось, пленник безнадежный

К унылой жизни привыкал.

Тоску неволи, жар мятежный

В душе глубоко он скрывал.

В час ранней, утренней прохлады,

Вперял он любопытный взор

На отдаленные громады

Седых, Румяных, синих гор.

Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казалось их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус огромный, Величавый,

Белел на небе голубом.

Когда, с глухим сливаясь гулом,

Предтеча бури, гром гремел,

Как часто пленник над аулом

Недвижим на горе сидел!

У ног его дымились тучи,

В степи взвивался прах летучий;

Уже приюта между скал

Елень испуганный искал;

Орлы с утесов подымались

И в небесах перекликались;

Шум табунов, мычанье стад

Уж гласом бури заглушались…

И вдруг на долы дождь и град

Из туч сквозь молний извергались;

Волнами роя крутизны,

Сдвигая камни вековые,

Текли потоки дождевые-

А пленник, с горной вышины,

Один, за тучей громовою,

Возврата солнечного ждал,

И бури немощному вою

С какай-то радостью внимал.

Главное, чем запомнился Лицей Пушкину, - патриотическим подъемом 1812 года и тесной лицейской дружбой. К дате открытия Лицея Пушкин написал многие стихотворения – “19 октября” (1825), “19 октября 1827” (“Бог помочь вам, друзья мои”), “19 октября 1828”, “Чем чаще празднует Лицей” (1831), “Была пора, наш праздник молодой” (1836).

 

Южная ссылка (1820 – 1824)

 

С середины мая 1820-го года Пушкин прибыл в Екатеринослав под начало наместника края генерала Инзова, который отнесся к нему мягко и доброжелательно. Вскоре поэт познакомился с семьей генерала Раевского, которая путешествовала к Кавказским Минеральным водам, и отправился с ними. Восторженно относился Пушкин к Марии Раевской, впоследствии Волконской, посвятив ей стихотворения: “Редеет облаков летучая гряда”, “Не пой, красавица, при мне…”, “Таврида”; в 1828 году он посвятил ей “Полтаву”. В сентябре 1820 года, расставшись с Раевскими, Пушкин приехал в Кишинев, куда была переведена канцелярия Инзова. В течение трех с небольшим лет южной ссылки Пушкиным были созданы лирические стихотворения (“Кинжал”, “Узник”, “Песнь о вещем Олеге”, “Черная шаль”), романтические поэмы “Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, возник замысел “Цыган”, над которыми Пушкин работал уже в Михайловском, в мае 1823 года поэт начинает работать над романом в стихах “Евгений Онегин”. В августе 1823 года Пушкин получил новое назначение - в Одессу, но отношения его с новым начальником, генерал-губернатором Новороссии графом М.С. Воронцовым не сложились. Воронцов видел в Пушкине мелкого чиновника, а Пушкин уже был известным поэтом. Воронцов добился того, что опального поэта уволили с государственной службы и выслали в Псковскую губернию, в имение матери Михайловское, под надзор местных властей.

«Песнь о Вещем Олеге»

Отрывок

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

 

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

 

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

 

Болдинская осень (1830)

 

Этот период отмечен небывалым взлетом творческого вдохновения Пушкина. Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, несколько драматических произведений, названных “Маленькими трагедиями”, народно-лирическую драму “Русалка”, поэму “Домик в Коломне”, “Сказку о попе и его работнике Балде”, и не сколько знаменитых лирических стихотворений, среди которых “Бесы”, “Элегия”, “Прощание”, “Для берегов отчизны дальной”. В ноябре 1830 года Пушкин покинул Болдино, а в феврале 1831 года состоялось венчание его с Наталией Николаевной Гончаровой.

 

ДОМИК В КОЛОМНЕ

Отрывок

I

Четырестопный ямб мне надоел:

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за октаву.

А в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучием. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут;

Две придут сами, третью приведут.

II

А чтоб им путь открыть широкий, вольный,

Глаголы тотчас им я разрешу...

Вы знаете, что рифмой наглагольной

Гнушаемся мы. Почему? спрошу.

Так писывал Шихматов богомольный;

По большей части так и я пишу

К чему? скажите; уж и так мы голы.

Отныне в рифмы буду брать глаголы.

III

Не стану их надменно браковать,

Как рекрутов, добившихся увечья,

Иль как коней, за их плохую стать, —

А подбирать союзы да наречья;

Из мелкой сволочи вербую рать.

Мне рифмы нужны; все готов сберечь я,

Хоть весь словарь; что слог, то и солдат —

Все годны в строй: у нас ведь не парад.

 

История создания

Историки литературы до сих пор спорят, кому посвящено произведение. Есть две версии о том, кому именно Пушкин посвятил эти гениальные строки. Долгое время считалось, что их адресат – это Каролина Собаньская. Эту потрясающую светскую львицу поэт встретил ещё во впечатлительном молодом возрасте, когда в 1821 году отбывал южную ссылку. Красавица потрясла романтическое воображение Александра Сергеевича. Почти десять лет он обожал её: даже в 1830 году, уже готовясь к помолвке с будущей женой, он писал гордячке, умоляя её о дружбе, однако она не ответила. И это несмотря на то, что Собаньская сильно постарела и стала дурна собой, что поэт не мог не отметить.

Вторая женщина, которой он также мог адресовать эти проникновенные строки – двоюродная сестра Анны Керн (в которую поэт также был одно время влюблён), Анна Оленина. Красивой и прекрасно образованной девушке посвящали стихи многие выдающиеся люди того времени. Пушкин даже сватался к ней, а после отказа оставил в её альбоме два четверостишия.

Но кто бы ни был адресатом, история создания стихотворения “Я вас любил” тесно связана с прошлым его автора – это прощание с возлюбленной. В 1829 году, когда оно было написано, поэт делает предложение Наталье Гончаровой.

Прекрасное произведение было представлено на читательский суд уже на следующий год, в 1830 году. Впервые его напечатал альманах “Северные цветы”.

Тема

Поэт рассказывает о неразделённом чувстве, с которым пришла пора попрощаться. И хотя лирический герой ещё не совсем разлюбил ту, к которой он обращается, он уже готов оставить всё в прошлом. Он как будто исповедуется перед женщиной, показывая ей, что она потеряла – его искренность, преданность, нежность и всё, что он готов был положить к её ногам. Последние строки особенно показывают благородство лирического героя: он желает любимой счастья с другим, несмотря на то, что сам по-прежнему её любит. Именно этой мыслью завершается стихотворение.

Композиция

Александр Сергеевич использовал для своего произведения простую одночастную композицию, в то же время тематически разделив его на три составляющих с помощью рефрена.

Так, Первая честь совпадает по границам с первым четверостишием – в ней поэт признаётся в любви и признаёт сам перед собой и перед любимой женщиной, что чувство ещё не совсем угасло. Однако он более не будет ей докучать своими признаниями, поскольку не хочет печалить.

Вторая часть также начинается со слов “я вас любил”, и в ней автор описывает природу своего чувства, говоря о его безнадёжной природе, о ревности, которая его мучила, о робости, которая не позволила высказаться раньше.

И последняя часть – пожелание счастья любимой женщине.

Жанр

Это лирическое стихотворение. Вид – классическая любовная лирика, облечённая в совершенную форму: Пушкин устами лирического героя открыто заявляет о своём чувстве, он не стесняется его и не собирается скрывать. Он относится к женщине, которой пишет, с трепетной нежностью, но в то же время не скрывает свою грусть.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, ритмика в нём сложная, но чёткая. Автор использует перекрёстную рифмовку с чередованием женской и мужской рифмы как идеальную форму для передачи своей идеи.

Средства выразительности

Произведение написано очень простым языком, что приближает его к разговорной речи, делает признание более живым и искренним. Для передачи чувств лирического героя Александр Сергеевич использует метафоры: “любовь в душе угасла не совсем”, “то робостью, то ревностью томим”, эпитеты: “любил так искренно, так нежно”, “любил безмолвно, безнадёжно”.

В то же время он мастерски использует инверсию, делая стихотворение певучим и проникновенным. Такое свойство позволило положить его на музыку, сделав одним из самых популярных романсов ХХ века.

 

 

Жизненный путь А.С Пушкина

 

Детство (1799 – 1811)

Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской семье. Отец его, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду, хотя и обедневшему, мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем. Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей: у детей были французские гувернантки и гувернеры, в доме разговаривали по-французски и читали французские книги. Первыми учителями родного языка для Пушкина стали бабушка, Марья Алексеевна, няня Арина Родионовна, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

 

Лицейский период (1811 – 1817)

19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей, одним из воспитанников которого стал А.С. Пушкин. Лицей должен был готовить людей для государственной службы, приравнивался к российским университетам. Любимыми преподавателями Пушкина в Лицее были профессора А.П. Куницын, А.И. Галич, Н.Ф. Кошанский. Вскоре после того, как открылся Лицей, началась война 1812 года. Через Царское Село шли войска, лицеисты их провожали. Всех охватило глубокое патриотическое чувство, оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. Причастность к исторической судьбе народа предопределило дальнейшее развитие творчества Пушкина как русского национального поэта. Одним из самых знаменитых стихотворений Пушкина, написанных в лицейское время, стало стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”, которое он читал 8 января 1815 года на первом экзамене в присутствии знатных гостей, среди которых был и Г.Р. Державин. В лицейские годы Пушкин написал ряд других стихотворений – “Певец”, “Городок”, “Пирующие студенты”, “К другу стихотворцу”, послания друзьям – Пущину, Дельвигу, Илличевскому. В стихотворении “Лицинию” звучат политические мотивы: изображая Древний Рим. Пушкин рассказывает о падении этой могучей державы. Гражданин Рима Лициний уходит из Рима, потому что “Свободой Рим возрос, а рабством погублен”. Современники усматривали в этом стихотворении аналогию с Россией. В 1817 году Пушкин пишет оду «Вольность» даже не смотря на то что стих не был напечатан, он все равно получил широчайшее распространение. Она распространялась в виде рукописей, передавалась из уст в уста, заучивалась наизусть. Стихи читал весь Петербург, вскоре их причел и царь, пришел в ярость: «Убрать, сослать! В глушь! В Сибирь!» Но позднее царь смягчился и выслал Пушкина в Екатеринослав. Но там поэт прожил всего несколько недель. Проездом здесь остановилась семья генерала Н.Н.Раевского, младший сын которого был другом Пушкина. И Раевский пригласил Пушкина поехать с ними на Кавказ, и тот с удовольствием согласился. Пушкин был очень очарован природой Кавказа: незабываемое впечатление от южной природы послужили материалом для написания многих его произведений в том числе поэмы «Кавказский пленник». Где Пушкин большое внимание уделяет описанию природы.

 

Кавказский пленник

Отрывок

Казалось, пленник безнадежный

К унылой жизни привыкал.

Тоску неволи, жар мятежный

В душе глубоко он скрывал.

В час ранней, утренней прохлады,

Вперял он любопытный взор

На отдаленные громады

Седых, Румяных, синих гор.

Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казалось их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус огромный, Величавый,

Белел на небе голубом.

Когда, с глухим сливаясь гулом,

Предтеча бури, гром гремел,

Как часто пленник над аулом

Недвижим на горе сидел!

У ног его дымились тучи,

В степи взвивался прах летучий;

Уже приюта между скал

Елень испуганный искал;

Орлы с утесов подымались

И в небесах перекликались;

Шум табунов, мычанье стад

Уж гласом бури заглушались…

И вдруг на долы дождь и град

Из туч сквозь молний извергались;

Волнами роя крутизны,

Сдвигая камни вековые,

Текли потоки дождевые-

А пленник, с горной вышины,

Один, за тучей громовою,

Возврата солнечного ждал,

И бури немощному вою

С какай-то радостью внимал.

Главное, чем запомнился Лицей Пушкину, - патриотическим подъемом 1812 года и тесной лицейской дружбой. К дате открытия Лицея Пушкин написал многие стихотворения – “19 октября” (1825), “19 октября 1827” (“Бог помочь вам, друзья мои”), “19 октября 1828”, “Чем чаще празднует Лицей” (1831), “Была пора, наш праздник молодой” (1836).

 

Петербургский период (1817 – 1820)

 

После окончания Лицея Пушкин вместе с лицейскими товарищами получил назначение на службу в Коллегию иностранных дел, до начала службы побывал в Михайловском, во время небольшого отпуска, который давался “для устройства личных дел”.
Жизнь, которую вел Пушкин в Петербурге в это время, напоминала петербургскую жизнь Евгения Онегина: балы, маскарады, обеды, дружеские встречи сменяли друг друга. Пушкин увлекся театром и в 1820 году написал статью “Мои замечания о русском театре”. Однако шумная столичная жизнь – это лишь одна, внешняя сторона того, что он делал. Он много писал: в марте 1820 года закончил поэту “Руслан и Людмила”, которую высоко оценил Жуковский, прислав Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю – ученику от побежденного учителя”. В эти годы Пушкиным созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву”, многочисленные эпиграммы на Александра I и его вельмож. В стихотворениях Пушкина обличалось рабство, самодержавный деспотизм, они призывали к активному действию, к свободе и быстро распространились в обществе. Будущие декабристы читали их на заседаниях общества “Зеленая лампа”. Молодой вольнодумец не мог остаться безнаказанным: император хотел сослать поэта в Сибирь, но заступничество Жуковского, Карамзина, Глинки смягчило наказание. Пушкина “перевели” по службе на юг России.

«К Чаадаеву»

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

 

Южная ссылка (1820 – 1824)

 

С середины мая 1820-го года Пушкин прибыл в Екатеринослав под начало наместника края генерала Инзова, который отнесся к нему мягко и доброжелательно. Вскоре поэт познакомился с семьей генерала Раевского, которая путешествовала к Кавказским Минеральным водам, и отправился с ними. Восторженно относился Пушкин к Марии Раевской, впоследствии Волконской, посвятив ей стихотворения: “Редеет облаков летучая гряда”, “Не пой, красавица, при мне…”, “Таврида”; в 1828 году он посвятил ей “Полтаву”. В сентябре 1820 года, расставшись с Раевскими, Пушкин приехал в Кишинев, куда была переведена канцелярия Инзова. В течение трех с небольшим лет южной ссылки Пушкиным были созданы лирические стихотворения (“Кинжал”, “Узник”, “Песнь о вещем Олеге”, “Черная шаль”), романтические поэмы “Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, возник замысел “Цыган”, над которыми Пушкин работал уже в Михайловском, в мае 1823 года поэт начинает работать над романом в стихах “Евгений Онегин”. В августе 1823 года Пушкин получил новое назначение - в Одессу, но отношения его с новым начальником, генерал-губернатором Новороссии графом М.С. Воронцовым не сложились. Воронцов видел в Пушкине мелкого чиновника, а Пушкин уже был известным поэтом. Воронцов добился того, что опального поэта уволили с государственной службы и выслали в Псковскую губернию, в имение матери Михайловское, под надзор местных властей.

«Песнь о Вещем Олеге»

Отрывок

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

 

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

 

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.