ФИЛОСОФИЯ и методология науки — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

ФИЛОСОФИЯ и методология науки

2022-11-24 23
ФИЛОСОФИЯ и методология науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФИЛОСОФИЯ и методология науки

Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения

философско-методологический анализ науки

 

Могилев 2017

УДК 1

ББК 87

Ф 54

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г.,протокол № 11

Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич

Рецензент канд. филос. наук, доц.В.А. Якубовский

 

В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.

 

 

Учебно-методическое  издание

ФИЛОСОФИЯ и методология науки

 

Ответственный за выпуск            Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор Е. А. Галковская

 

 

                 Компьютерная верстка

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс.

Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л.   Тираж 56 экз. Заказ    .

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

 № 1/156 от 24.01.2014 г.

Пр. Мира, 43212000, г. Могилев

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                                             университет», 2017

Содержание

1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4

1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт          4

1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5

1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7

1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9

2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10

2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10

2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое

время.............................................................................................................. 11

2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.................................... 11

2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12

3 Структура и динамика научного познания..................................... 13

3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие......................................................................................................... 13

3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как

форма научного познания............................................................................. 14

3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как

форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15

3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18

3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории          19

3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и интеграции научного знания. Природа и типы научных революций............................................. 20

4 Методологический инструментарий современной науки............... 21

4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследования............................................... 21

4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24

4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25

4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26

4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28

Темы рефератов................................................................................... 30

Список литературы.............................................................................. 30


 

Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью».

Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции.

Наука как важнейшая форма познания в современноммире

Наука в ее историческом развитии

Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое

Время

В Новое время (XVII–XVIII вв.) в Западной Европе происходит промышленная революция, которая привела к разделению общества на буржуазию, фабрично-заводской пролетариат и крестьянство и соответствующему имущественному расслоению. Наука стала интенсивно развиваться во всех сферах жизнедеятельности, начинается тесное взаимодействие науки и техники, научный и технический прогресс постепенно сливаются в единое целое.

Одна из основных особенностей науки Нового времени -формирование научной картины мира на основе исследований И. Ньютона (1643–1726), который открыл закон всемирного тяготения и создал единую систему земной и небесной механики, составившую основу классической физики. И. Ньютон физически обосновал движение планет вокруг оси и объяснил причину их удерживания на орбитах.

П. Гассенди, И. Ньютон, Х. Гюйгенс внесли значительный вклад в разработку теории света, Э. Торричелли открыл атмосферное давление и создал барометр, А. ван Левенгук создал микроскоп. И это только малая толика научных достижений Нового времени.

К научным итогам Нового времени следует отнести становление дисциплинарно-организованной науки (физики, механики, астрономии, медицины и др.), разделение науки на теоретическую и экспериментальную, разработку научной методологии (эксперимент, дедуктивно-математический, индуктивно-опытный методы), формирование прикладных (технических) наук.

Темы рефератов

1 Наука как особая область культуры.

2 Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее общенаучное значение.

3 Синергетика и становление постнеклассической науки.

4 Психологические проблемы взаимодействия человека и современной информационной среды.

5 История создания глобальной сети Интернет и проблемы ее развития.

6 Проблема соотношения веры и знания от античности до наших дней.

7 Этос ученого: ценности, нормы, проблемы.

8 Антропологический кризис информационного общества.

Список литературы

 

1 Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2004.

2 Философия: учебное  пособие  для студентов вузов/ В. С. Степин [и др.]; Под общ.ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006.

3 Тоффлер, Э. Революционное богатство / ЭлвинТоффлер, ХеддиТоффлер. – Москва: АСТ, 2008.

4 Лученкова, Е. С. История науки и техники: учебное пособие / Е. С. Лученкова, А. П. Мядель. – Минск:Вышэйшая школа, 2014.

5 Философия: учебник  для вузов / Под общ.ред. В. В. Миронова /  Норма, 2008.

6 Микешина, Л. А. Философия науки: учебное пособие / Л. А. Микешина. – Москва: Прогресс – Традиция, МПСИ, 2005.

7 Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – Москва: Ермак, 2003.

8 Философия глобального эволюционизма: метод. рекомендации для магистрантов /Сост. Г. А. Макаревич. – Могилев: Белорусско-Российский университет, 2014.

9 Лешкевич, Т. Г. Философия науки: традиции и новации /Т.Г.Лешкевич. – Москва: ПРИОР, 2001.

10A Поппер, К. Предположения и опровержения. Рост научного знания / К. Поппер. – Москва: Ермак, 2004.

ФИЛОСОФИЯ и методология науки

Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения

философско-методологический анализ науки

 

Могилев 2017

УДК 1

ББК 87

Ф 54

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г.,протокол № 11

Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич

Рецензент канд. филос. наук, доц.В.А. Якубовский

 

В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.

 

 

Учебно-методическое  издание

ФИЛОСОФИЯ и методология науки

 

Ответственный за выпуск            Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор Е. А. Галковская

 

 

                 Компьютерная верстка

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс.

Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л.   Тираж 56 экз. Заказ    .

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

 № 1/156 от 24.01.2014 г.

Пр. Мира, 43212000, г. Могилев

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                                             университет», 2017

Содержание

1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4

1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт          4

1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5

1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7

1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9

2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10

2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10

2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое

время.............................................................................................................. 11

2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.................................... 11

2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12

3 Структура и динамика научного познания..................................... 13

3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие......................................................................................................... 13

3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как

форма научного познания............................................................................. 14

3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как

форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15

3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18

3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории          19

3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и интеграции научного знания. Природа и типы научных революций............................................. 20

4 Методологический инструментарий современной науки............... 21

4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследования............................................... 21

4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24

4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25

4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26

4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28

Темы рефератов................................................................................... 30

Список литературы.............................................................................. 30


 

Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью».

Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.