История зарождения и источники — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История зарождения и источники

2022-11-24 33
История зарождения и источники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ТЕЧЕНИЯ «ВАХХАБИЗМ»

Ваххабизм - религиозно-политическое течение в суннитском исламе, возникший в Аравии в середине 18 в. (1730 гг. в Басре), на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаби и ставший знамением борьбы за политическое объединение Аравии.

В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии, Афганистана, Пакистана, Кувейта, ОАЭ и некоторых других исламских государств.

В общественно-политической сфере важное место отводят идее джихада, им характерен крайний фанатизм и экстремизм. Главная задача ваххабитов утверждение своей власти над обществом и исламом.

Ваххабитское течение носит мировой характер. У них имеются крупные центры и далеко идущие программы: "Всемирный исламский совет призыва и спасения" со штаб-квартирой в Каире, его филиалами в г. Баку и на территории Чеченской Республики, Дагестана; Саудовские и кувейтские крайне фундаменталистские движения в Турции "Партия благоденствия", "Исламская партия Афганистана" в Афганистане, "Исламская партия возрождения" в Таджикистане, различные фонды, движения в Иране, Пакистане, Ливии, Алжире, Палестине, Египте и в ряде стран южной Азии, Африки; "Всемирная исламская благотворительная организация" (ВИБО) со штаб-квартирой в Эль-Кувейт.

Основным каналом распространения ваххабизма в России на сегодня является бесконтрольная экспансия, совершаемая ваххабитскими центрами из Саудовской Аравии и других стран мусульманского мира. В народе его называют «долларовый ислам". Ваххабиты выпускают и бесплатно распространяют исламскую литературу, создают широкую сеть телерадиоцентров, учебных заведений, оказывают гуманитарную помощь беженцам, материально нуждающимся, отправляют молодежь на учебу в сомнительные учебные заведения. Идеи исламского экстремистского течения "ваххабизм" на сегодня проникли в следующие регионы России: Астраханская обл., Татарстан, Башкортостан, Ставропольский край, республики: Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Дагестан, Чечня, Адыгея и города Москва -Каретный ряд 5/10 в ПК "Сантлада" издана книга идеолога Пакистанского исламизма Абу-ль-Аля Маудуди "Ислам сегодня", который открыто пропагандирует ваххабизм; там же в 1993 году издана книга одного из лидеров исламской неправительственной религиозно-политической организации "Братья - мусульмане" Сейид Кутуб "Будущее принадлежит исламу", Санкт-Петербург и другие. По поступающей оперативной информации необходимо отметить смыкание лидеров ваххабитского движения с организованной преступностью, осуществляющих финансовое обеспечение преступных групп, что в большей мере и притягивает их.

Наиболее сильно поражена идеями ваххабизма территория Северного Кавказа:

Республика Дагестан - активно действует отделение "Союза Мусульман России" (СМР), которое в населенных пунктах и районах республики имеет большое количество своих филиалов. Председателем СМР является депутат Государственной Думы России Хачилаев Надиршах Мугадович (утвержденный в качестве председателя руководством "Джамаата" в лице Фаттаха, представителя ЦРУ, по национальности чеченец, уроженец Иордании, инструктор по подготовке диверсионных групп в Пакистане, Афганистане и Турции). Союз активно содействует развитию движения ваххабизма в республике, который представлен в республике умеренным крылом А. Ахтаева, умеренно-радикальным Магомедова Багаудина и радикальным Аюбом (Астраханским).

Ахмадкади Ахтаев (ныне покойный) – умеренное крыло, общее ориентировочное число его активных сторонников в республике, в том числе в КБР и КЧР около 32075 чел. Наибольшее число в Хасавюртовском и Гунибском районах (более 32 тыс. чел.). Ахтаев являлся непререкаемым авторитетом для других "ваххабитов", но в ряде случаев, он уступал лидерство другим, в частности Багаудину.

Магомедов Багаудин (Кизилюрт) - соучредитель филиала Исламского центра "Кавказ" (руководителем которого являлся Джангишиев М.3., работник минфина РД, организатор теракта на воинскую часть г. Буйнакска) - умерено-радикальное крыло, ориентировочное число его последователей в республике более 10.000 чел., тесно связан с чеченским боевиком Хаттабом (с марта 1998 г. находится на территории ЧР во главе Дагестанского полка), занимается активной агитацией идей исламского экстремизма, распространяет литературу экстремистского толка.

Аюб (проживает в г. Астрахань) - радикальное крыло. Представляет радикальное и непримиримое крыло "ваххабитов".

В настоящее время его сторонники наиболее сильные позиции имеют в 11-ти районах, в том числе и в Южном Дагестане. Общее число приверженцев радикально-экстремистского крыла, насчитывает более 10.000 чел. Эпицентр его деятельности - как проживающие у себя в районе, так и в других районах. Постепенно его влияние распространяется и на другие регионы. Общая их численность в 11-ти районах Дагестана составляет: в Буйнакском районе 800 чел., в Хасавюртовском районе 920 чел., Кизилюртовском районе 1000 чел., в Цумадинском районе 1.500 чел., Шамильском районе 800 чел., Гумбетовском районе 900 чел., Унцукульском районе 600 чел., Казбековском районе 500 чел., Гергебильском районе 400 чел., Хунзахском районе 600 чел., Цунтинском районе 800 чел.

Показателен тот факт, что в этих же районах функционируют 85% от общего числа активистов ваххабизма, т.е. именно эти районы являются возможными "котлами" конфликтов на религиозной почве. Течение ваххабизма в Дагестане давно уже вышло за рамки неортодоксального течения, а превратилось в реальную религиозно-экстремистскую силу, способную дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в регионе Северного Кавказа. Ваххабиты создали в Дагестане исламскую партию, вовлекли в нее большую группу ученных, молодых врачей, педагогов, инженеров. Создали религиозные организации, которые носят реакционный, фундаменталисткий характер - партии "Нахдат", "Джамаатул муслими", общество "Мудрость" - известное как центр ваххабитов в Дагестане, выдвигают лозунг создания исламского государства, призывают к не признанию и открытому неповиновению законным властям, кроме как "законам аллаха".

Дагестанская общественность постоянно сталкивается с проявлениями экстремизма со стороны ваххабитов:

1989 г. - захват здания Духовного управления мусульман в г. Махачкале;

1989-1993гг. - последователи ваххабизма провоцировали митинги в гг. Махачкала, Хасавюрт, Буйнакск, Кизил-Юрт. Неоднократно выступали в мечетях с требованиями освобождения имамов, выдвигали политические требования - отставка правительства;

1994 г. - в г. Махачкале произошло столкновение между ваххабитами из Арабских стран и мусульманами Дагестана;

март 1995, сентябрь 1996 гг. - в с. Карамахи Буйнакского района произошли массовые столкновения мусульман с ваххабитами (имеются жертвы);

1996 г. - в г. Махачкале прошли массовые митинги верующих с требованиями принятия мер против ваххабитов;

1997 г. - приверженцы ваххабитского течения Кизил-Юртовского района выступили с требованиями о создании Исламского государства;

1997 г. - в мечети с. Чабанмахи Буйнакского района произошла драка между ваххабитами и жителями села, на помощь к ваххабитам прибыло более 300 чел. (имеются жертвы);

1997 г. - террористический акт в отношении воинской части, дислоцирующейся в г. Буйнакске, организатором которого был руководитель Исламского центра Джангишиев Магомед Шапи.

3-4 февраля и 20 апреля 1998 года на границе Щелковского района ЧРИ с Кизлярским районом РД находился полевой командир Хаттаб, который со своей группой проводил рекогносцировку местности Кизлярского, Ногайского и Тарумовского районов. Получена информация, что основные удары боевиками и ваххабитами будут наноситься по Кизлярскому, Ногайскому и Тарумовскому районам. Цель - разрыв коммуникаций, связывающих основной Дагестан с РФ. Одновременно поднимется Дагестан (вовлечение большой массы людей в вооруженный конфликт, блокада армейских подразделений в местах их дислокации по варианту ЧР).

1998 г. - взрыв трансформатора высокого напряжения в с. Чаравали, взрыв на газораспределительной станции на окраине с. Новолак, Новолакского района, на местах обоих террористических актов были найдены листовки с изображением кинжала и полумесяца с надписью Меч Ислама;

январь 1998 года - Н. Хачилаев принимает у себя в гостях лидера Исламского Движения США Луиса Фарухана. В своих выступлениях в мечетях города Махачкала он призывал к установлению Исламского порядка, к началу Джихада, Н. Хачилаев лично организовал встречу Л.Фарухана и Хаттаба;

20-21 мая 1998 года - ваххабиты во главе с Депутатом Государственной Думы Н. Хачилаевым захватили вооруженным путем здание Государственного Совета республики Дагестан, требуя отставки Председателя Госсовета Республики. Хачилаев Н. имеет в своем подчинении хорошо обученную, вооруженную группу более 2.000 человек.

Финансирование ваххабитов проводится по мере необходимости и значимости работы "Исламским союзом призыва и спасения" г. Баку, исламским движением "Кавказ," осуществляется из Иордании по легальным и нелегальным каналам. Средняя сумма ежемесячных поступлений 350-400 тыс. долларов США. Также они получают деньги от коммерческих структур и частных лиц в виде благотворительных взносов.

Таким образом ситуация сложившаяся в республике Дагестан находится в критическом положении, требует решения не только политических, экономических, социальных вопросов, но и решения вопросов конфессиональной политики.

Кабардино-Балкарская Республика   - интенсивно развивается ваххабизм, который представлен умеренным крылом Ахматова Назира - имама Центральной мечети г. Нальчика, Мукожева Мусы - руководителя исламского центра г. Нальчик, Алла-Алаудина - египтянина, руководителя компьютерно-лингвистического центра "Минарет" г. Нальчика. Умеренно радикальным - Баттаева Юсуфа, руководителя исламского молодежного центра Чегемского района, одного из лидеров "ваххабитов" КБР, имеющего тесные связи с чеченским полевым командиром Хаттабом. Баттаев Ю.И. обучался в исламских учебных заведениях КЧР, Чечни, Дагестана, окончил диверсионно-террористическую спецшколу Эмира аль Хаттаба в Чечне, активный проповедник "ваххабизма" на Северном Кавказе, периодически посещает территорию Чечни и Дагестана, имеет в подчинении мобильную, технически оснащенную, хорошо обученную группировку, прошедших подготовку диверсионно-террористической деятельности в лагерях Хаттаба. Эпицентр его деятельности - балкарцы (как проживающие у себя в районе, так и в других регионах), но постепенно его влияние распространяется и на другие регионы. За ним также следует немало кабардинцев и обращенных в ислам русских; Мотаров Мурат - имам мечети "Нур" в г. Нальчике по ул. Крылова 9, имеет обширные связи в Дагестане, Ингушетии, в странах Ближнего Востока -куда периодически выезжает.

Во всех мечетях КБР, Исламских центрах проводится просветительская и агитационная деятельность активистами и сторонниками "ваххабитского" течения, распространяется литература этого течения, авторами которых являются видные деятели, руководители, ваххабитских сект стран Ближнего и Среднего Востока. Наиболее активно указанная литература распространяется и используется в системе обучения: Центральной мечетью г. Нальчика по ул. Советская 43; мечетью "Нур" по ул. Крылова 9; Исламским центром по ул. Захарова 69; центральной мечетью г. Тырныауз, имеет место свободное распространение на центральном рынке г. Нальчик и в других местах.

В августе 1997 года в г. Нальчике находились граждане Сирии: Ахмад Аниса, 10.07.68г.р., Мухамад Абдурахман, 05.11.68г.р., Мижаркас Юсуф, 1960г.р., Насуф Сабая, 1967г.р., под видом представителей фирмы "Фрида", которые активно занимались пропагандой "ваххабизма, призывами к джихаду, говорили о сионистском заговоре. По оперативным данным лица провели подобную "работу" в г. Махачкала, Назрань, Майкоп, Ставрополь, Краснодар. Впоследствии вышеуказанные лица были выдворены с территории КБР.

Финансовое обеспечение "ваххабитского" течения в КБР осуществляется "Исламским союзом призыва и спасения", штаб-квартира которого находится в г. Баку, через территории Дагестана, Чечни, Ингушетии.

По имеющейся информации, число сторонников рассматриваемого религиозного течения имеет тенденцию увеличения, ориентировочное их число в КБР - более 500 человек.

В Республике Карачаево-Черкессия наиболее сильные позиции ваххабитов утвердились в Предгорных районах, в городе Карачаевске. Общее их число достигло до 500 человек, в городе Черкесске до 200 человек, за последние годы для обучения в исламские учебные заведения Саудовской Аравии выехало 300 человек. Умеренно-радикальное крыло возглавляет Биджи-Улу-Мохамад, он же Биджиев Абдул Ахматович, 1925 года рождения, проживает в городе Москве, получает необходимое финансирование через частные предприятия, коммерческие фирмы своих связей. Основное поле деятельности - вовлечение в движение большей части населения, особенно молодежи, распространение литературы, финансирование и организация взаимодействия с другими лидерами ваххабитских движений соседних республик региона.

В Республике Ингушетия в г. Назрань расположен второй по значимости Исламский Институт на Северном Кавказе, где обучаются представители соседних республик, в основе программы обучения положены идеи ваххабизма.

Противостояние, противоречия и выступления верующих являются первыми симптомами тех событий, которые произошли и происходят в Таджикистане, Югославии, Иране, Афганистане, Чечне, Индии. Силами лишь духовных управлений мусульман или Управлений по делам религий Правительства не под силу решить эти проблемы. На наш взгляд необходимо принять закон, запрещающий деятельность и пропаганду ваххабизма. Слабы и законодательная база и механизмы противостояния.

Особо необходимо подчеркнуть, что руководители администраций многих сел, районов, городов вышеуказанных регионов с целью показа благополучия религиозной обстановки, умышленно скрывают антиобщественные, реакционные, экстремистские действия ваххабитов и отдельных фундаменталистов среди местного населения, особенно молодежи.

Особое внимание со стороны ваххабитов уделяется Северному Кавказу. Здесь проводится в жизнь идея создания единого мусульманского государства, в основе которого планируется включить территории Дагестана, Карачаево - Черкесии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Абхазии, Северной и Южной Осетии, Ингушетии. Эта идея является основным программным направлением проваххабитских ассамблей и конфедераций народов Кавказа.

Исходя из изложенного, необходимо отметить следующее:

Ислам сегодня сталкивается с проявлениями ваххабизма и экстремистского фундаментализма. Пока разрозненные, не имеющие своего общего ядра, но тяготеющие к этому ваххабитские общины, группировки на Северном Кавказе составляют воинствующий авангард исламского фундаментализма и панисламизма. Это течение ведет, прежде всего, подпольную подрывную деятельность, ваххабиты учат своих верующих править и создавать общество в соответствии со своими понятиями о жизни, призывают своих последователей учиться ведению вооруженной борьбы и учат этому.

Если отношение к ваххабизму органов власти и управления останется прежним, то вполне очевидно, что из него в ближайшем будущем вырастет сильный противник. Государственным органам необходимо более внимательное отношение к исламу, следует анализировать опыт арабских стран, где происходят процессы возрождения ислама, формирования исламского образа жизни.

 

Приложение 3

 

П А М Я Т К А


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.