Ибрахим Эфенди печеви-правление Султана Сулеймана — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Ибрахим Эфенди печеви-правление Султана Сулеймана

2022-11-24 30
Ибрахим Эфенди печеви-правление Султана Сулеймана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О великих визирях, назначенных садразамами в их счастливое время

 

КараманецПириМехмед-паша:

 

Он из рода Шейха Джемаледдина, что из иляАксарай. Он был садразамом во времена победоносного султана Селим-хана и оставался на этом [месте] и после падишаха. Это был скромный умный и сведущий старец; обладал высокими качествами и живым умом, был опытен и предусмотрителен. Даже известно, что падишах испытывал стыд когда тот приходил с прошением, благосклонно относился к нему, и питал уважение. После его увольнения с должности садразама ему была назначена пенсия. В Стамбуле он всю свою жизнь пользовался почетом, а когда падишах выходил в поход он оставался хранителем столицы (т.е. начальником гарнизона).

 

МактульИбрахим-паша:

Он был весьма приближенным лицом падишаха еще когда он был царевичем. Когда тот вступил на престол эти отношения продолжились. Благоволение падишаха к нему настолько усилилось, что однажды распространились слухи, будто бы падишах собирался сделать его вериз-и азамом; эти слухи дошли и до ушей Мехмед-паши. Однажды падишах обратился с вопросом к Мехмед-паше: «Не знаю под каким чином мне вывести в провинцию одного из рабов моих, которому я безмерно благодарен за услуги». На что Мехмед-паша ответил: «Таким близким и услужливым рабам – не иначе чин Вашего слуги». Таким образом, падишах назначил одабашиИбрахимасадразамом.

 

Аяс-паша:

 

Он был назначен садразамом после убийства Ибрахим-паши, так как он находился вторым по иерархии визирей. Родом он был албанцем, и тем не менее был человеком очень толковым, понятливым и почтенным. Выйдя из гарема он стал офицером янычаров, затем бейлербеемРумелии, и наконец- стал визирем. Однако он не был особенно утонченным и дальновидным человеком. По отношению к женщинам у него было особый подход и манеры. Известно, что, бывало, в его дворце качали 40 колыбелей одновременно. После его смерти у него было двадцать детей.

 

Лютфи-паша:

 

Этот также был албанцем по происхождению. Выйдя из гарема он санджакбействовал во многих санджаках. В Янье он пробыл санджакбеем довольно долго. Затем он стал бейлербеем, позже, повышен до поста визиря и достоин [чести] взять в жены младшую сестру счастливого падишаха. Но, по некоторым причинам он развелся. Он, изучив немного грамматики и правописания, постоянно загадывал слова людям, сведущим [в этом] по-настоящему, приходившим к нему на собрания, считая его великим мыслителем, и этими своими манерами он выставлял свое невежество перед всеми. В конце концов ему была определена пенсия и он был выпроведен на отдых.

 

Хадым Сулейман-паша:

 

Бывший до этого гарем-агой, покойный был отправлен визирем  в Дамаск, затем переведен в Египет. По своей инициативе и на свои средства, снарядив корабли из пристани Суэца, через Красное Море он вышел в плавание по Индийскому Океану. В Йемене он завоевал крепость Аден. Вслед за этим, добравшись до гавани Диу, он в целости и сохранности и с большой добычей воротился на родину. По возвращению в Стамбул [он] был назначен садразамом. Он не разлучался с доброй тысячей своих сильных и рослых рабов с поясами из серебра. Среди визирей прославился с наибольшим числом прислуги и рабов. Он и сам этим чрезмерно бахвалился. Он заботился о них и об их чести. В 947 году он был уволен (1540/41) и в таком положении он умер.

 

Рустем -паша

Бывший раб хорватского происхождения. Хотя по телосложению не производил [особого] впечатления, но благодаря своему зрелому уму, помыслам и заслугам, а также изысканности воспитания, набожности и грехонеприязни он снискал большой почет и симпатию падишаха. Падишах подумывал возвысить его до садразама и сделать своим зятем. Но некоторые из неприятелей вмешались и наговорили что он заражен проказой. Из-за этого падишах решил обратиться к главному придворному врачу. Услышав ответ врача, что «если на его рубахе [и] найдется вошь, то [это] неправда», падишах поручил поверенному человеку проверить Рустем-пашу. По истине Рустем-паша родился под счастливой звездой. Хотя он каждый день меняет рубаху, во время проверки нашлась вошь. Таким образом, развеяв сомнения о болезни падишах сделал его своим зятем. Об этом происшествии пишет в своей книге историк Али Эфенди, которых услышал ее в Дамаске от того самого врача за вознаграждение в тысячу акче. Рустем-паша стал садразамом1544 году. Действительно, благодаря его полезным идеям и уместным мерам, кроме того, [его] рвению, выказанному в сборе доходов [для] лейб-гвардии, вскоре до краев была заполнена внутренняя казна, и внешняя, и даже казна Йедикуле. Времена его садразамства были периодом всеобщего процветания, и так что не осталось души которая не была беззаботна посреди порядка и мира. На границе было ограблено ни одного села, ни одного даже дома. Хотя он заложил в стране основу взяточничества, более обладатели должностей не увольнялись, при условии что полученные подарки они обозначали в книге. Сам он был самым совестливым из взяточников. Так, ходят слухи, [будто бы] однажды бейлербейЭрзурума послал в подарок пять тысяч золотых на покупку лошадей. Рустем-паша же взял из этой сумму лишь три тысячи, а две тысячи вернул, сказав: «Это слишком много для такого поста».

 

Не смотря на то, что, при событиях связанных с Султаном Мустафой он уйдет в отставку, прослужив садразамом двенадцать лет, не пройдет и двух лет как он будет назначен на ту же должность на которой пробудет еще шесть лет до своей кончины. За Рустем-пашой неисчислимо много всевозможных великодушных поступков, такие как, пожертвования, милостыни раздаваемые и в мир и в войну, деньги которые он отдал Султану Михри Маху-его жена, дочь Хуррем.. Вместе с тем, после его кончины, его состояние было по-настоящему огромным, список которых мы приводим ниже из книги историка Али Эфенди, который в свою очередь взял его из журнала покойного Синан-паши умершего на Кипре, который взял его из антологии Узун Мехмед-паши.

 

Мухаллефат Покойного Рустем-пашиМусхафыкаллиграфические Количество: 8000           

Мусхафы с обложкой украшенные камнями Количество: 130Различные книги Количество: 3000

 

Мамелюкские рабы Воины: 170      Лошадей Голов: 2900 Верблюдов Голов: 1160

Батист Количество: 8000       Наличные деньги Количество: 78 000           Различные кафтаны

 Количество: 5000

Золотые Ускюфе Количество: 1100 Шерстяные бурки Количество: 290 Броня и латы Количество: 2000

Седла из серебра Количество: 600 Седла расшитые золотом Количество: 500    

Серебряная узда Количество: 130

Мечи с золотой инкрустировкой Рукояток: 860Шлемы с золотой инкрустировкой

 Количество: 1500     Золотые палицы Количество: 100

Драгоценные камни Штук: 30           Эскарпы Количество: 476     Золото монетами и слитками

 Приблизительная тяжесть: 1000

Угодья в Анатолии и Румелии Количество: 1000    Приблизительный Итог:11 300 000

Остальное имущество Рустем-паши, как ковры, килимы, сувениры и другие мелкие вещи не были учтены. Пусть смилуется над ним Великий Аллах.

 

Покойный Садразам Ахмед-паша:

 

Родом из албанцев прославившихся храбростью и самоотверженностью. Был неповторимым в набожности и справедливости. С гарема начав свой путь главным привратником, далее, стал агой янычаров и бейлербеемРумелии, и затем визирем. В походе на Иран, однажды подверг ночному набегу войско Шаха Тахмаспа. До того времени такого набега еще не видывали. В походе на Темешвар был назначен сердаром.завоевав эти и другие земли вернулся на родину. Так как он был вторым визирем, когда Рустем-паша был уволен с должности, наступил его черед и он стал садразамом. Он, руководствуясь мнением и чаянием народа, правил по совести и справедливо, с уважением относился к людям. В конце концов, когда не было его вины не только для казни, но и для увольнения, ему пришлось испить шербет шахида пав жертвой женской интриги. Пусть смилуется над ним Великий Аллах.

 

визирь Азам Толстый Али-паша:

Родом из селения Быраджа, что в санджаке Херсек. Так как он был родственником Джеште Бали, кетхудыСадразамаИбрахим-паши, он получил хорошее образование, благодаря чему был принят во дворец падишаха. Дослужившись там до главного дворецкого, он стал агой янычаров и бейлербеемРумелии. Спусть некоторое время с званием визиря был отправлен бейлербеем в Египет, затем исполнял обязанности визира в Стамбуле, и когда Ахмед-паша был убит, будучи вторым визирем, был назначен садразамом. Крупного телосложения, высокого ростом и толстый, было трудно подобрать для него лошадь. Между тем, у него было отличное чувство юмора. Его шутки вошли в нескорое сборники анекдотов. В данном сжатом произведении мы решили эти анекдоты не включать.

 

визирь Азам Долговязый СокуллуМехмед-паша:

 

Происходил из рода Сокуллу Бея Боснии, то есть визирь, самый уважаемый из рода Шазиногуллары, и которого нужно было ценить больше, чем равных ему. Выйдя из должности дворецкого гарема падишаха, со званием санджакбея он был назначен дерья-капуданом, позже был возведен в бейлербейиРумелии. Так что, при завоевании Крепости Темешвар он был бейлербеем. Был назначен сердаром во время войны между Султаном Селимом и Султаном Баязидом. Затем, когда он был третьим визирем, он женился на счастливой дочери славного Султана Селима прекрасной деве Эсма Хан Султан. К итоге, когда умер Али-паша, будучи вторым визирем он вступил на должность садразма. Он находился на этой должности два года при покойном Султане Сулеймане, больше восьми лет при Султане Селиме и примерно шесть лет при Султане Мурад Хане. При Султане Селиме действительным главой государства был он и пользовался такой независимостью и привилегиями, которых не одному садразаму еще не давалось. В конце концов, и он покинул этот мир, удостоившись [чести] стать шахидом.

 

По словам его казначея Хадым Хасан-аги, по своему обычаю он вставал каждую ночь, и принимал омовение для молитвы еще раз, и совершив нафиле намаз, просил этого Хасан-агу прочитать ему главы из истории Османского Государства. И когда он спрашивал где ему читать, он говорил: «Причитай то как Султан Мурад испил шербет шахидов в Косово». Когда он внемлел строкам описывающим гибель султана, борющегося за веру, от руки неверного, неожиданно вонзившего в него кинжал, со слезами скатывающимися по щекам он воздевал руки и молвил: «Великий Боже, дай и мне стать шахидом таким образом», - и завершал свою молитву чтением суры Фатиха. Видимо мудрость Господня: молитва его была услышана и на следующем Диване один из потерявших рассудок пырнул его ножом и в течении часа он скончался. Ныне он почит в море милосердия Всевышнего.

 

Мехмед-паша был заместителем и бесценным садразамом трех с половиной падишахов. Хотя, начиная от принятия на службу в падишахский гарем и завершаясь принятием сана шахида, за всю свою жизнь покойный не испробовал горечи увольнения, а лишь поднимался все выше, удостаивался все больших почестей и подарков, в время Мурад Хана он претерпел немало оскорбительных выпадов и много страдал из-за этого. Во-первых, дабы насолить ему, кто-то устроил так чтобы уволилиНишанджиФеридун Бея и убили его кетхуду. Затем, [кто-то] приказал паше вывести из двери садареткутхуду Султана Мурада, Хусрева, и дворецкого, Синан-агу. Кто-то подослал главного мирахураФерхат-агу, чтобы убить сына его дяди по отцу Бейлербея Будина Мустафа-пашу; говоря, что владеть угодьями девятнадцати его ага впору лишь самому падишаху, кто-то подговорил дефтердараУвейс-пашу отобрать их и дать взамен неплодородные земли, от которых было больше расходов чем доходов. По наущению казаскера РумелииКадызаде, были смещены люди назначенные им кадиями провинций и при дворе. Также было упразднены его полномочия давать совет на этот счет.

 

Покойный Султан Мурад Хан был верующим в Аллаха, справедливым падишахом и он не пал настолько, чтобы испачкаться кровью покойного паши. Однако, глубоко презирал его. Исходя из того что мне передал покойный Тирьяки Гази Хасан-паша, вот истинная причина тому: «Когда мы везли Султана Мурада для коронации, прибыв на пристань городка Муданья, галеру специально для этого посланную не нашли: она находилась в другом месте. В Муданье, найдя только лодку НишанджиФеридун Бея, мы сели в нее и стали продвигаться в нужном направлении. Мы даже прошли сильный шторм. Как свита вместе с нами были покойный Ибрахим-паша, силахдар и врач Мехмед-паша, а также покойный чухадар Хасан-паша. Их всех прикачало. Только ваш бедняк, будучи мальчиком с барского дома, был в порядке. Счасливый падишах заснул отперевшись на одно из моих колен. Беспрестанно я поглаживал его волосы и протирал его лицо. После того как буря улеглась, мы добрались до места Ахыркапы до полуночи и приказали отпереть ворота. Нам ответили, что им было приказано отослать галеру на Бахчекапы по ее приходу. Поэтому направились в Бахчекапы. Вскоре лодку садразама привязали к пристани, и он, сойдя на землю первым, расстелил седжаде и пригласил его сойти на землю. Но сердце падишаха снедали сомнения. А вдруг его брат уже успел воссесть на престол. Когда падишах, сойдя с лодки, начал разговор сильно нагнувшись чтобы поцеловать руку главного визиря (садразама), главный визирь не позволил ему этого сделать, и поцеловав его руку упредил его. В ожидании когда откроются (ворота) Бахчекапы и подведут лошадей, он присел на седжаде, последовав за его примером сел и садразам. Падишаху поднесли чашу с шербетом. Когда Ибрахим-паша протягивал чашу, садразам перехватил ее и, немного испив из нее, передал падишаху. К тому времени подвели лошадей. Вскочив на них все отправились во дворец. Садразам посадил падишаха на благословенный престол, находившийся в комнате Хасода. Сев возле него на пол, садразам начал с ним о чем-то секретничать. Мы же, следуя распоряжения падишаха, не допускали к прислужениюстарых ага. Посовещавшись некоторое время с садразамом, он вошел внутрь, чтобы переговорить с Валиде Султан, и мы последовали за ним. Аги не хотели нас пропустить. Но падишах приказал им пустить нас. И мы не покидали его пока не услышали голоса почтенной Валиде Султан. Таким образом, попавший унизительное положение пытаясь поцеловать руку садразама, про причине чести султанства, стало причиной его ненависти к бедному паше поселившейся в его благословенном сердце».

 

СадразамуМехмед-паше, в воскресенье восьмого Шабана 987 года после предвечерней молитвы (аср) был нанесен удар кинжалом и скончался после вечерней молитвы. Да пусть Аллах Великий судит его со своим обширным милосердием.

 

Осман-паша:

Он тоже вырос в дворце падишаха. Побывав на разных мелких должностях, он был назначен бейлербеем в Алеппо. Происходил он черкесского рода. Это был довольно мужественный человек. Во время похода на Нахечивань, он привел в панику шахские войска, пустив под покровом ночи лошадей с привязанными к ним луженными чашами из меди. С отрядом в три тысячи самых отважных воинов, он напал на войско шаха с одной стороны и убив многих, пленил толпы неприятелей. Благодаря выказанной в той экспедиции храбрости он снискал доверие и похвалы падишаха.

 

Гази Хусейин-паша:

Он из виляйета Герцеговина. Он хорошо научился владеть оружием служа в Аравии, Йемене и Египте. После, он станет бейлербеемТемешвара и получит сан газия.

 

СолакФерхат-паша:

Будучи бейлербеем Йемена, после «войны принца» на равнине виляйетаКонья, стал бейлербеемКарамана. Позже он стал бейлербеем Багдада, где и умер. Это был религиозный, неалчный, великодушный, полезный и известный человек.

 

БалтаджиМехмед-паша:

Босниец. Так как он стал известным в падишахском гареме как честный человек, который говорит редко да метко, его прозвали «Балтаджи», потому что слова его были как топор. После увольнения с должности бейлербея Багдада умер в Стамбуле.

 

Хуррем-паша:

Был боснийцем. Вслед за вайлийствами нескольких виляйетов покинув падишахский дворец, он возвысился до бейлербеяШама. Дав Дурзиям большую битву, он дал этому неправедному народу по заслугам.

 

Пири-паша:

Был из семейства Рамазаногуллары. Отец его умер шахидом во время похода на Алеппо и Египет. Покойный Султан Селим отдал земли его отца за сто тысяч акче помноженного сорок раз. Это был всем известный своим званием и подвигами, с изобилующим достатком, благовоспитанный человек с хорошей репутацией.

ИБРАХИМ ЭФЕНДИ ПЕЧЕВИ-правление султана Сулеймана

ИСТОРИЯ

Ибрахим Эфенди Печеви (1574—1649?) — видный османский историк, родившийся в городе Пече (Венгрия). Его прадед Кара Давуд, дед Джафар-бек и отец, имя которого, к сожалению, неизвестно, были алайбеками (командирами полков) из Боснии и по этой причине род Печеви был известен также по фамилии Алайбек-огуллары. Мать Ибрахима происходила из знатного боснийского рода Соколовичей.

 

С 15 лет Ибрахим участвует во многих походах турецких султанов в Венгрию, Австрию и Боснию. С 1618 г. он занимал должность дефтердара последовательно Дийарбакыра, Токата и Туны. В 1631 г. Йбрахим Эфенди был назначен дефтердаром Анатолии, но вскоре переводится на должность беглярбека Кирки в Боснии. С 1632 г. по 1635 гг. был валиемИстони Белграда, после чего стал дефтердаром Боснии. В 1641 г. Ибрахим Эфенди отошел от государственной службы и последние годы жизни (в Будине и Пече) посвятил написанию своего исторического труда.

 

Интерес и любовь к истории у ИбрахимаПечевипоявились в юношеском возрасте и всю свою жизнь он с упоением читал исторические хроники и сочинения, знакомясь с войнами и завоеваниями большинства османских и мусульманских владык. В 1641 г. Ибрахим Эфенди завершил свое сочинение Газават вафутухат-и Султан Сулейман-хан («Войны и завоевания султана Сулейман-хана»). В дальнейшем под влиянием беглярбека Будина везира Муса-паши, человека весьма образованного и эрудированного, Йбрахим Эфенди переработал свой труд, назвав его «История», в которой подробно описал события, имевшие место на протяжении 120 лет — с 1520 по 1640 гг.

 

Сведения о событиях, происходивших до него, Печеви заимствовал из сочинений своих предшественников и устных рассказов ветеранов войны, газиев и видных [4] государственных деятелей. А события, начиная со времени восшествия на престол султана Мурада III (1574— 1595), Печеви описывает уже как очевидец и по рассказам очевидцев. Свои источники и материал рассказчиков Печеви цитирует добросовестно. В числе цитируемых им источников — сочинения Джалалзаде Мустафы (КоджаНишанчи) и его брата Салиха, НишанчиМехмет-паши, Алн Эфенди, Хасана Бейзаде Ахмеда. Хадиди, КатибаМехмета Займа, Мустафы Дженабн, Сейди Али Раиса, Ходжи Саад ад-Дина Эфенди.

ВВЕДЕНИЕ

Во имя Бога Всемилостивого и Милосердного

 

Слава Всевышнему Господу от Его ничтожного раба. Приветствие от покорного слуги особому приближенному к Богу (Его Пророку), и первым из последователей его, нашедших путь истинный по красоте души его, и роду его.

 

Да не будет впредь тайным и сокрытым искренним и преданным братьям, что завоевание края нашего – Страны Мадьяр (да сохранит ее великий Бог от несчастных врагов!) было в недалеком прошлом, а посему, очень часто заводятся разговоры и обсуждаются дела и случаи связанные с завываниями и газаватами покойного и прощенного Гази Султана Сулейман Хана – да пребудет божья милость на нем! В этой связи на мой никчемный ум пришла мысль, что я, вместе со скудными познаниями и немощным телом, мог бы записать и зафиксировать то что я узнал достоверных исторических источников и надежных людей. Несмотря на то что эти записи, походящие на тряпье дервишей состоящих из сотен отдельных заплат, или на одежду софты-студента медресе, сшитого из лоскутков различного цвета, являются отрывками из повествований взвешенных и записанных пером мудрых людей, все же мы питаем веру и надежду, что наш читатель закроет глаза на наши недостатки в этом смысле, и простит нас.

 

Я открыто признаю, что все что я сделал – ошибка 1.

 

И все же было решено приняться за дело составления полезного сборника в полном соответствии с историями покойного Джелаль-заде Нишанджи 2 Мустафа Бея и его брата ДжелальзадеСалиха Эфенди, а также ТевкииРамазанзаде, покойного талантливого поэта Али Эфенди, Хасана Бейзаде Эфенди, Хадиди и КатипаМехмеди Эфенди, и кроме того, изложить это на современном турецком языке повседневного пользования, не преследуя особой цели и не используя синтетические конструкции (седжи) с иностранными терминами и идиомами, без рифм. Успех – от Бога; и прекрасен Бог как Помощник.

 

СУЛЕЙМАН ТЕХ ДНЕЙ. ВКРАТЦЕ О СУЛТАНСТВЕ И ПОХОДАХ ОТЦА ПОБЕД И ВОЙНЫ ЗА ВЕРУ ЗНАМЕНИТОГО СУЛТАНА.

 

Эй трость, пиши о достоинствах Сулеймана тех времен

 Был ли человек равный ему в величии

 Все сущее во Вселенной подчиняется ему

 Родинка на щеке той эпохи – печать его

Властен над миром явным и скрытым

 Так, что воле его подвластны, и люди, и джинны

 Дана ему печать щедрости, как милость

 И наделяет он печатью (т.е. делает садразамом), того кто ему благоволит 3.

 

Султан Сулейман был настолько великим правителем, что появился на свет из чрева своей матери, как жемчужина, равной не найти и падишахам, с благородным происхождением по отцу. Когда он восходил на престол, то хотя и был он единственным наследником, все же жертвой распрей запрестола и государственные должности пал невинный человек. Однако, поскольку он доказал свое превосходство в мире этом и в мире грядущем, то в правомочности его притязаний не осталось и тени сомнения

Касательно же его достоинств: круглое лицо, карие глаза, черные брови, соколиный нос (а это, свидетельствуют философы, признак дальновидности и мудрости), решительность речи, уступчивость, мелкие жемчужные зубы, средний рост и гармоничное телосложение, изящная и удлиненная как горлышко серебряного кувшина шея, приятная внешность украшенная красивыми одеяниями и чалмой, обаятельность в общении и повелениях, зрелый ум, умение вести разговор с мудрецами и благосклонное отношение к ним, к поэтам и философам. Он был повелителем, в личности которого сошлись все материальные и духовные достоинства,- совпадение которое, даже после многочисленных сорока тысячелетий вращения колеса судьбы, никогда не повторится до конца земных дней.

 

ВВЕДЕНИЕ КРАСНОЙ МУДЖЕВВЕЗЕ

 

Именно в период его правления ношение красноймуджеввезе вошло в норму. Так что, к концу его правления появились прилавки (Дукан. 1) магазин, 2) мастерская. П.п) мастеров муджеввезе 4. До этого каждый заворачивао свою чалму как умел. Таким образом военные люди стали выделятся от гражданского населения по головному убору. Как это было принято в те времена, единственное место где чалму носить не полагалось, было Диваны Хумаюн 5(Диван-и Хюмаюн. Высший совет при падишахе. П.п.). Ходжа-эфенди, самый великий из добродетельных мудрецов Румелии (и да пребудет над ним милость Всевышнего!), в своем произведении Таджут-Теварих 6 об истории османского государства красочно описывает как во всем Великом Османском Государстве стали носиться корона и кулях (Вид колпака-П.п.), как янычары стали носить войлок, а сипахи (Сипах. Воин феодальной конницы-П.п.) – радующую глаз муджеввезе. Внизу мы передаем те незабываемые слова из Таджут-Теварих:

 

Одеждой в краях Румов и Френков (Румы -византийцы, греки; Френки (франки)-народы Зап. Европы-П.п.) были шерстяные одеяния из мохера или искралата 7 и кулях из войлока, который был предпочтительно красного, желтого или черного цвета, подходящие к здешним климатическим условиям. Лицо государства обелело когда, согласно пословице «самое подходящее одеяние – белого цвета», черные куляхи были перекрашены в черный. Этот обычай оставался в силе до прихода к власти Султана Йылдырым Хана. Было решено увеличить разнообразие обмундирования, так как во время его правления из-за многочисленности воинских частей стало сложно отличить солдат по их одежде. По совету бейлербеяТимурташа, дворцовая прислуга и падишахские сипахи стали носить белые куляхи. Приближенным ко дворцу и государственным деятелям, и их людям было повелено носить красные платки (Берк. Головной платок, носимый янычарами-П.п.). Отец военных походов и завоеваний, седьмой Падишах из дома Османов и завоеватель Стамбула Гази Султан Мехмед, имея единственное стремление утвердить в стране благочестивую традицию Пророка, распространил традицию ношения белой чалмы, после чего одеваемый янычарами платок стал украшаться вышивкой из серебра, и стал их особым головным убором. Красные платки высокопоставленных (божьих) рабов, также стали украшаться различными узорами и орнаментом 8, в зависимости от должности и по мере успехов государства. А ускюф (Ускюф. Вязаная шапка янычарских офицеров с кисточкой на конце-П.п.) – изобретение завоевателя Болайыра Гази Сулейман-паши, и носят его янычары-бёлюк-баши (Бёлюк. Рота, эскадрон. Белюк-баши. Начальник этой воинской части-П.п.) Он избрал этот убор из-за глубокого уважения к МевлянаДжелаледдинуРуми,-да будет благословенным его таинство! Во время правления Гази Султана Мурада (да пребудет он в раю!) этот убор, украшенный золотом, распространился и стал частью туалета высокопоставленных лиц, султанов в том числе. Иногда, во время походов и собраний османские султаны одевали такие ускюфы, как падишахскую корону. Чалмы – такие, которые можно видеть намотанными в стиле Юсуфи на золотую корону на надгробных камнях благоуханных могил падишахов из потомства Османа в городе Бурсе - носились в праздничные дни, на религиозных собраниях и торжествах. Такие чалмы особенно прекрасны тем, что они настолько аккуратно замотаны, что невозможно найти начало материи, даже вооружившись увеличительным стеклом. Ласкают взор, доставляют эстетическое удовольствие.

 

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ ЕГО СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАССУДИТЕЛЬНОСТИ

 

В свое время, когда его покойный отец – его Высочество Султан Селим Хан (земля пухом ему, и да войдет он в рай!)-завоевал Египет, в Стамбул он с силой привел с собой бедняков числом около шести ста семейств. Султан Сулейман же даровал им свободу, предоставив им выбор возвращения на родину, либо право пребывать в нашей столице в полной безопасности.

 

Покойный Султан Селим (рай – [да будет] местопребыванием его!) хотел обезопасить их для государства. Для этой же цели, некоторым торговцам он запретил ездить в Иран и конфисковал их имущество, часть которых было отправлено в склады для хранения, а часть была растрачена. Султан Сулейман приказал хасса-дефтердарам 9 полностью возместить их ущерб. Таким образом, вернув владельцам их имущество, он совершил большой богоугодный поступок.

 

Касательно несправедливостей учиняемых КанлыДжафер Беем, назначенный капуданом 10, было побелено провести ревизию (расследование?) после того на него пожаловался его же эконом (Кетхуда. Управляющий, заместитель-П.п.). В наказание за все несправедливости, которые всплыли на поверхность в ходе расследования, КанлыДжафер Бей был повешен, дабы послужить уроком другим.

 

Когда до него дошли бывшие у всех на устах слухи, что правитель Призрена продавал детей райя (Раййа. подданные султана - немусульмане - п.п.)и даря их высокопоставленным лицам в Стамбуле выдавая их за военных пленников, был послан глашатай со смертным приговором ему и его эконому.

 

Некоторые из силяхтаров (Силахтар. Оруженосец, воинский чин. - П.п.) собравшись вместе настолько обнаглели, что стали пререкаться с визирями и высокопоставленными лицами, что это стало известно падишаху. Их глава (ага) был уволен с поста и пятеро из силяхтаров заплатили за провинность своей головой.

 

Все это произошло едва ли падишах успел воссесть на трон. От произносимых молитв и слез радости от долгожданного избавления от притеснения, у никого не осталось и доли сомнения, что падишах проживет долго и счастливо и будет за сии деяния вознагражден в обоих мирах.

 

Во времена его счастливого правления никого из управляющих, кадиев или прислуги нельзя было уволить беспричинно или по прихоти. В любом случае увольнения с должности было явлением весьма редким, и те кто был лишен должности из-за крупной провинности, особо не имели возможностей найти работу еще раз. Из-за этого все служащие боялись увольнения и старались быть справедливыми и умеренными, помня, что изгнанным за недобросовестность, им больше никогда не видать прежнего поста. Поэтому, все старались не следовать своим дурным мыслям.

 

К слову, кадий Сереза был близким покойного Джелаль-заде КоджаНишанджи Мустафа Бея. В его письмах, как обнаружил презренный (это автор о себе), он был кадием Сереза на протяжении пяти лет. Он обратился к Джелаль-заде с просьбой посодействовать его переводу на другое место ссылаясь на неблагоприятный климат в Серезе к которому он так и не смог привыкнуть, и из-за которого ему приходилось принимать лекарства. Однако,Джелаль-заде предупредил его, что в случае невозможности его перевода в другое место, то возможно его сменят на этой должности.

 

В те времена управляющих увольняли очень редко. Покойный Хюсрев Бей пробыл на должности управляющего Боснией более чем тридцать лет. За все это время лишь один только раз, и то в виду сложившихся обстоятельств, приходилось ему уступить свой пост Улема-паше, которое он получил через некоторое недолгое время. Он удостоился милости Господней (т.е. умер) будучи санджакбеем той области.

 

Однажды, Джунди 11Хамза Бей стал причиной одного поражения, когда, по-моему он был санджакбеем то ли в Сулуке то ли в Гёле. По этой причине скоро прибудет повеление падишаха о заключение его в крепость Будина. Однако когда (ныне) покойный государь узнал о том, что незадолго до этого он совершил несколько подвигов таких как завоевание крепости Тата, а также то что в его распоряжении находилось до восьмиста рабов обученных военному делу, набранных с завоеванных земель, он был назначен санджакбеем даже после того как был заперт в крепости, то есть в ее зиндане. Когда его выпустили на волю, он пал ниц- из-за того что был ослеплен, и целый день не мог никого различить. От одного из стражников крепости я слышал тогда, что длительное пребывание в темноте сказалось на его зрении.

 

Когда кого-то увольняли с должности по той или иной причине, то до устройства на другую работу, он получал в достаточном количестве овес на пропитание себе и своей лошади, мулу или овце. Я собственными глазами видел, как падишах передал недостающий овес из рук правителей санджаков Сонлук и Сегедин для дополнения недостатка в запасах Боснии. И по сей день в журналах иджмала 12можно встретить записи выдачи овса с той целью. Мне приходилось видеть бераты (Жалованые грамоты-П.п.)покойного Хюсрев Бея, Касым-паши и Тур Али Бея. Это были документы, приносящие доход в две меры денег. Мне попадались записи в которых говорится о хассах 13в пятнадцать и даже двадцать тысяч акче. В настоящее время, когда вот уже скоро настанет тысяча пятидесятый год Гиджры 14, (да простит нас боже) эти униженные, лишенные почета, люди находятся в в тысячу раз худшем положении чем амили 15-иудеи. Подарки и взятки для покровительства им тоже влетают в копеечку и считается одолжением в их счет. Однако еще не успев получить жалованье, задолженность этих нищих правителей возрастает в два раза, и иногда он так и умирает, не успев избавиться от долгов или же его санджак продают такому же бедолаге. После увольнения с должности, взятки 16не только не возвращают, но и знать более этого человека не знают; никого не беспокоит, что кого-то обидели, причинили несправедливость. К кому нам обращаться за помощью от этих неправедностей, от кого нам ждать помощи? Единственная наша надежда, что Бог очистит рабов Своих от всех тех кто причина угнетениям и несправедливостям. И все же если наблюдать повнимательнее, то становится очевидным, что люди сеют – то они и жнут: их зло рано или поздно обращается против самих себя.

 

В пору моего детства после Мустафа-паши, при правлении которого я вырос, приехал пятидесятый бейлербей Будина. Из них осталось в живых лишь четверо и скоро им предстояло стать наместниками (области, т.е. вали). Если бедные господа не будут требовать предназначенное им, то им так и не удавалось достичь свей цели. Мы же, больше уповаем на помощь Бога и надеемся на помощь и поддержку на духовную (чудотворную) силу (усопших святых) покойного самого великого гази- Гази Султана Сулеймана. Будем надеяться, что состояние этих господ изменится к лучшему и наш прекрасный падишах примет их на равных с другими бедствующими. Да помогут обладатели барабана и знамени 17, сжалившись от кровавых слез, достигающих недр земли и горестных вздохов, восходящих к небесам, над тем меньшинством обездоленных, уволенных с должности и погрязших в долгах, дабы получили те воздаяние от Бога за свои прекрасные дела.

 

Из всего что скопилось на душе здесь - только пылинка, да и то, написанная к слову; здесь описана только капля из всех несправедливостей и безотчетностей правителей (беев) по отношению к неимущим. В данный момент, давайте вернемся к нашему повествованию и положительных чертах нашего - да будет ему земля пухом и пребудет с ним Божья милость-падишаха.

 

В его счастливое время, никто и слухом не слыхивал о взяточничестве. Когда садразамом был Рустем-паша, на него пали подозрения этого порока. Да и получил-то он от некоторых бейлербеев анатолийской, сирийской и египетской провинций всего-навсего четыре-пять тысяч золотых. Несмотря на то, что он находился на посту уже пятнадцать лет, не у кого не было притязаний к нему и он не боялся быть уволенным, ибо то что он получил было не больше чем подарком, а не взяткой. К слову, покойный Али Эфенди писал в своем произведении 18: «Как-то бейлербейЭрзурума прислал ему в подарок 5 тысяч золотых, на что он отреагировал, отослав эти тысячи, говоря что это непосильно для Эрзурума».

 

Никто напрямую не обвинял Узун Мехмед-пашу (Узун.Длинный, долговязый-П.п.) в этом грехе. Однако, некоторые считали, что выдвигая на передний план своих людей он совершал несправедливость по отношению к более достойным.

 

К слову этот презренный, то есть я, до конца тысячелетия 19никогда не встречал людей которые получали бы взятки взамен тимар (Феодальное владение-П.п.) и поместья, кроме как «Праведника» Потура 20(Потур, потурченец- отуречившийся. Вступивший в турецкое войско и перешедший в ислам-П.п.) известного как «Праведный» Синан-паша, пребывавший на должности бейлербея. Даже приходилось наблюдать обратное. Так как он был моим дядей со стороны матери, я был приближенным Ферхат-паши, павшего мучеником за веру в Будине. Под его началом были люди которые каждый день приходили на поклон и были готовы выполнить его распоряжения. Например если одному из потуров будет поручена служба охраны рубежей, то он с рвением брался за дело, и вокруг знамени мулязим-баши 21собиралась группа из человек трехсот его прислуги и еще около четырехсот сильных мужественных мулязимов. Однажды они,собравшись, выступили перед покойным пашой и стали вести речь о том, что он якобы дает тимары только своим служащим, «а мы же служим нашему великому государю, заботимся о прислуге и лошадях, не требуя за это плату, и приходим на поклон в Диван каждый день. Паша же сказал им так: «Мои люди были со мной в походе на Аджем (Иран-П.п), совершили немало подвигов и оказали немалые услуги, если вы привязаны ко мне тем, то они – именно этим». Затем он приказал из трех завоеванных тимаров один своим людям, а другие два-мулязимам под его началом. С тех пор и до его смерти это так и продолжалось. Но «Праведный» Синан-паша, пришедший на место Ферхат-паши после его смерти стал требовать определенную сумму за выдаваемые тимары. Потом началась война с Венгрией в 159


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.