Нужны ли свидетельства? Молитва, медитация и парапсихология — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Нужны ли свидетельства? Молитва, медитация и парапсихология

2022-11-24 31
Нужны ли свидетельства? Молитва, медитация и парапсихология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОЛИТВА

Молитва имеет много общего с парапсихологией - той областью психологии, которая исследует такие явления духовного характера, как телепатия и ясновидение. У молитвы есть сходство с медитацией и ее нельзя с полной определенностью отделить от последней. Еще недавно скептики подвергали суровой критике парапсихологию и медитацию, а теперь обе эти области завоевали прочные позиции; и с молитвой может произойти то же самое, так как появляется все больше свидетельств ее эффективности.

Некоторые недружелюбные выступления против таких феноменов были взяты в «National Research Council» (NRC), правительственной организации, которая часто дает свои оценки некоторым новым областям в науке. В 1988 и 1991 годах NRC выпустила ряд отчетор, где были отчеты о медитации и парапсихологии. А так как выводы по отчетам NRC отличались от тех, которые приводятся в этой книге, и поскольку они весьма важны в деле формирования общественного мнения, считаю необходимым прокомментировать разногласия на эту тему. Надеюсь, это будет полезно для людей, интересующихся этим феноменом - молитвой, - когда они натолкнутся на подобную критику.

МЕДИТАЦИЯ

В отчете NRC за 1991 год сказано: «В целом наша оценка научного исследования медитации (в основном, трансцендентной медитации - ТМ) позволяет сделать заключение, что она не более эффективна... чем установленные методы релаксации; и ей - так же, как и медитации - нельзя приписывать особую эффективность». BNRC пришли к такому заключению, первоначально остановившись на изложении фактов из двух предыдущих обзоров. Один из них, Д. С. Холмса, раскрывал менее половины исследований по ТМ, доступных в то время, когда подготавливался этот обзор. Другой обзор, сделанный Дж. Бренером и С. Р. Конналли, оказывается, тоже обошел стороной результаты доступных исследований.

Метаанализ, мощный аналитический инструмент, используемый теми, кто занимается статистикой, позволяет объединить многие частные исследования в одно всеобъемлющее. Используя этот метод, можно свести вместе для статистического анализа все исследования, даже если индивидуальные исследования включали разные экспериментальные методы, привлекали разное количество людей и давали разные результаты. Это позволяет сделать количественную оценку силы проверяемого воздействия. Метаанализ, осуществленный М. С. Диллбе- ком и Д. У. Орме-Джонсоном относительно воздействия медитации, привел к другому заключению, но оно было проигнорировано в отчете NRC. Их количественный подход показал, что величина воздействия ТМ на чувствительность кожи, частоту дыхания и плазменного лактата давала в два раза более высокие показатели, чем в состоянии покоя.

К. Р. Эппли, А. И. Абрамс и Дж. Шир, применяя психологические и физиологические методы определения степени беспокойства, показали, что ТМ обычно дает в два или три раза больше снижения воздействия хронического стресса по сравнению с другими методами медитации и релаксации. Тем не менее в отчете NRC сказано, что «нет свидетельств, поддерживающих мнение, что... медитация позволяет человеку лучше справиться с тем, что вызывает стресс».

Метаанализ позволяет сравнивать результаты исследований экспериментаторов, настроенных по-разному относительно ТМ: доброжелательно, нейтрально и негативно. Анализ Эппли и других показал, что позитивные заключения при исследованиях ТМ не являются результатом предвзятого отбора результатов и что характеристика занимавшихся этим исследователей (которые практиковали медитацию), как пристрастных и субъективно относящихся к своему делу «фанатиков», имеет излишние преувеличения. Анализ Эппли опровергает утверждения Бренера и КоНналли, что исследование медитации «недостаточно разработано», и показывает, что результаты нельзя подсчитать, опираясь на субъективный выбор экспериментаторов, их пристрастия, ожидания или влияния созданной ими «атмосферы».

Отчет NRC объединяет ряд ошибочных допущений относительно медитации. Высказывается мнение, что медитация «снижает уровень реакции на раздражитель», то есть вызывает меньшую реакцию на стрессы, «отвлекая человека» от создания в его разуме какого-то «защищенного пространства». Но это не является правильно выраженной целью ТМ, которую можно сформулировать как достижение «спокойной открытости миру, состояния, при котором происходит активизация всех возможностей человека». Это недопонимание, возможно, происходит из-за того факта - который признают и в отчете NRC, - что ни один человек из этого комитета не был знаком с практикой медитации, относительно которой делали обзор. Комитет понимает вызванные этим фактом затруднения: «Не следует забывать, что традиции науки и культуры, образование и личный жизненный опыт фундаментально воздействуют на мнение комитета в таком вопросе, как медитация».

Самым бросающимся в глаза упущением в отчете NRC является то, что они совершенно не приняли во внимание огромную базу данных (более 40 опубликованных отчетов) по результатам исследований воздействия того, что исследователи ТМ называют областью сознания. Теория, лежащая в основе этого исследования, состоит в том, что эта область, в которой действует немало людей, занимающихся медитацией, приносит реальную пользу населению. Это проявление нелокального воздействия на расстоянии, и исследователи ТМ привлекают эту теорию, чтобы объяснить результаты своей работы.

Что касается положительной стороны отчета NRC, то он дает ряд разумных рекомендаций для исследователей. В общем, там утверждается, что «способность научиться расслабляться и наслаждаться приятным самочувствием помогает человеку произвести позитивные изменения в его работе и личной жизни... может оказать ся так, что медитация и релаксация... способны воздействовать на изменения в области познания».

ПАРАПСИХОЛОГИЯ

В отчете NRC за 1988 год содержатся критические отзывы парапсихологии, которая имеет дело с нелокальными воздействиями, типа тех, что происходят при использовании молитвы и духовного исцеления. NRC особое ударение делает на том, что более 130 лет исследований не принесли успеха в попытках найти свидетельства существования парапсихологии.

Д. Л. Радин и Р. Д. Нельсон дали нам самый полный из всех комплексных анализов исследований в области парапсихологии - суммировали 832 исследования 68 исследователей, включая те, которые посвящены воздействию человеческого сознания на микроэлектронные системы. Вывод: «Комплексный анализ Радина и Нельсона показывает, что... результаты опытов убедительные и могут быть получены вторично. Если критики не захотят сослаться на то, что противоречит здравому смыслу и свидетельствам 60 экспериментаторов, или решат указать общую методологическую ошибку... в сотнях экспериментов с участием людей, которые проводились почти три десятилетия, то не избегут заключения, что эти воздействия возможны».

Был проведен комплексный анализ исследований, касающихся смещения во времени, в частности «угадывания» карточек (которые будут отобраны из большого числа карточек) еще до того, как это реально осуществится. С. Гонортон и Д. С. Феррари проверили 309 научных работ, опубликованных на английском языке, по экспериментам, проведенным 62 исследователями, в ко

   2.  ?..

торых задействовали более 50 ООО субъектов, принимавших участие почти в 2 миллионах опытов. И вот их выводы:

· 30% исследований дали статистически важные результаты (где вероятность случайных совпадений не превышала 5%). В среднем же по всем опытам вероятность случайного совпадения равна приблизительно 1 из 1024.

· Эти результаты не могут быть объяснены замалчиванием негативных результатов опытов (то есть предвзятым отбором фактов).

· Исследования, проведенные скрупулезным образом с методологической точки зрения, дают лучшие результаты (что прямо противоположно тому, что утверждают критики).

· Воздействия сохраняются на одном уровне в течение более 50 лет.

Одно из главных обвинений, которое часто выдвигают относительно парапсихологии и исследований такого феномена, как нелокальность (и мы рассматривали его в этой книге), сводится к тому, что качество исследований в этих областях низкое и они не соответствуют единому стандарту. В отчете за 1988 год, в котором шла речь о парапсихологии, психолог Роберт Розенталь из Гарвардского университета был уполномочен NRC подготовить оценку работ в этих нескольких, вызывающих споры, областях, включая парапсихологию. Исследователь по парапсихологии Ричард С. Браутон описывает это так:

Розенталь широко известен и считается лучшим в мире экспертом по оценке спорных вопросов в социальных науках. Он посвятил большую часть своей профессиональной деятельности разработке методов объективных оценок данных. Но ни Розенталь, ни его соавтор Моника Харрис так и не заняли никакой позиции относительно парапсихологии... В отчете, сделанном Харрис и Розенталем, установлено, что «качественный уровень» исследований в области парапсихологии был самым высоким среди всех исследований в тех областях, которые они рассматривали... И хотя это невероятно... но председатель комитета... попросил Розенталя удалить из его отчета раздел по парапсихологии. Розенталь отказался. В заключении, подводящем итог всех работ, отчет Харрис и Розенталя упоминается в некоторых подразделах, в которых обсуждаются отдельные вопросы парапсихологи- ческого характера; но нет упоминания о нем в разделе, посвященном парапсихологии.

Наука - это неотработанная и беспорядочная область деятельности, включающая шумные, здоровые дебаты. Но дебаты должны быть не только яростными, но также и беспристрастными.

 

Приложение З

ИСЦЕЛЕНИЕ И РАЗУМ: РЕЗЮМЕ

Разум и тело могут взаимодействовать всевозможными путями и либо способствуют здоровью, либо вызывают болезнь - как мы это видели в книге. Если возьмем самое широко распространенное мнение относительно этого'взаимодействия, то можно выделить определенные образцы, представленные в приведенной ни- же.таблице.

Как указывалось, все известные случаи воздействия на разум-тело имеют либо локальный, либо нелокальный характер. При локальных воздействиях посредниками выступают речь, слух, обоняние, осязание, зрение и т. д.; их можно описать с помощью известных законов физики и физиологии человека. Они происходят здесь-и-сей- час. Они могут быть интраперсоналъными, происходящими внутри одного человека, или интерперсональными, происходящими между двумя или более людьми. Хорошо известно, что интраперсональные воздействия могут быть либо позитивными, либо негативными: наши мысли, позиции, эмоции и убеждения - вот тот обоюдоострый клинок, который может исцелять или причинять вред. Интерперсональные воздействия могут быть либо позитивными, либо негативными.

Исцеление и разум

Локальные воздействия (сенсорное восприятие)

Нелокальные воздействия (несенсорное восприятие)

Интраперсо- нальные Интерперсо нальные

Т рансперсональные

Позитивные/ Негативные Позитивные/ Негативные Позитивные Негативные
Сознательные и неосознанные мысли, позиции, эмоции, чувства, убеждения, осознанные значения, самовнушения, образы и визуализация, которые происходят внутри человека. Сознательные и подсознательные внушения, установки, поведение - словесное и бессловесное, имеющее место между людьми.  : духовное исцеление на расстоянии, воздействие на психику. Молитва о заступничестве. Пара- соматические случаи.    трансперсональная образность. Контролируемые эксперименты с участием людей, многих видов других живых существ, в которые включена актуальная молитва или молитвенное состояние.   -   результаты научных наблюдений о «проклятии на расстоянии» (таких, как «молитва о смерти» у полинезийцев и гавайцев).    многие виды живых существ (исключая человека) подвергались пагубному воздействию (или задержке роста) на расстоянии в контролируемых экспериментах.

 

Наиболее известный «локальный, интерперсональный, негативный» случай воздействия на разум-тело - колдовство (шаманство). Но есть и менее драматические случаи, которые часто встречаются в медицинской практике, например привычка лечащих врачей «навешивать ярлык» - сразу выносить больному смертный приговор. Это название произошло от обычая завешивать все черным крепом во время похорон. Врач «навешивает черный креп», когда рисует перед глазами пациента самую жуткую картину. Если все оборачивается так, как он предсказал, его считают мудрым, провидцем; а если все складывается к лучшему, он просто герой, победивший в схватке со смертельным недугом, и больной бесконечно ему благодарен. В любом случае победу одерживает врач. Но этика этого пагубного обычая сомнительна. Подобно жертвам шаманов, больные могут, подпав под действие этих ужасных предсказаний, утратить волю к жизни, иногда они даже умирают.

Другим важным видом воздействий на разум-тело являются влияния нелокальные по своей природе. Случаи нелокального воздействия на разум-тело происходят между отдельными лицами, которые находятся слишком далеко друг от друга, чтобы общаться с помощью пяти чувств. По этой причине они и называются трансперсональными. Они могут быть позитивными и негативными. Как мы уже видели, многочисленные свидетельства подтверждают существование «нелокальных, трансперсональных, позитивных» воздействий: духовного исцеления на расстоянии; благожелательного действия молитвы о заступничестве; и случаев парасомати- ческого характера. Существует достаточно лабораторных свидетельств подобных случаев, таких как тщательное исследование трансперсональной образности и контролируемых экспериментов с участием людей и других живых существ, рассмотренных в части 3. И, как мы видели в главе 9,'во всех этих случаях есть и «темная» сторона - «нелокальные, трансперсональные, негативные» воздействия, - о чем свидетельствуют антропологические отчеты о «молитве о смерти», которой пользуются шаманы в Полинезии и на Гавайях. Сюда же следует отнести контролируемые исследования в лабораторных условиях, где проводились опыты на живых организмах — их инфицировали или тормозили их метаболические процессы. При близком рассмотрении можно заметить, что эти нелокальные и психологические воздействия далеко не так четко отделены друг от друга, как могло показаться. Рассмотрим, например, «молитву о смерти». Ее использует шаман, находящийся на огромном расстоянии от жертвы, - бесспорно, случай нелокального, трансперсонального воздействия, который в принципе не может быть объяснен сенсорным восприятием. Однако когда начинается паралич и немеют конечности, жертву охватывает страх и появляются всякого рода негативные мысли как на сознательном, так и на подсознательном уровне, что является локальным, интраперсональным и негативным по своему характеру. Следовательно, случаи воздействия на разум-тело, которое начиналось нелокально, почти всегда имели локальные последствия. Это истинно для всех примеров нелокальных воздействий, которые мы рассмотрели, включая трансперсональную образность, молитву о заступничестве и исцеление на расстоянии.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.