Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-11-24 | 43 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Роль учителя-словесника в формировании духовного мира школьников. Современные, общественные и профессиональные требования к учителю-словеснику. Искусство педагогического общения. Изучение передового опыта учителей-словесников и использование его в практике школы.
2. Организация внеклассного чтения. Стимулирование читательских интересов школьников.
3. Методика преподавания литературы как научная дисциплина: ее предмет, содержание, методы исследования.
4. Литература как учебный предмет в современной средней школе. Содержание и структура курса литературы. Модернизация литературного образования школьников.
5. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения литературе. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.
6. Значение прогрессивных методистов XIX века в развитии отечественной методической науки (Буслаев, Стоюнин, Водовозов, Острогорский, Балталон и др.).
7. Методическое наследие М.А.Рыбниковой и В.В.Голубкова. Концепции методических исследований последних десятилетий.
8. Первый этап литературного образования учащихся. Задачи и содержание курса литературы в средних классах.
9. Основные этапы изучения литературных произведений в школе.
10. Виды работ по усвоению текста художественного произведения. Организация чтения, виды чтения.
11. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Принципы и пути анализа. Целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе.
12. Работа над характеристикой в средних классах. Анализ образа-персонажа в старших классах. Заключительные занятия. Работа над обобщениями.
|
13. Второй этап литературного образования школьников. Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах.
14. Содержание и составные элементы анализа литературного произведения в старших классах. Соотношение школьного и литературоведческого анализа произведений искусства слова. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений.
15. Изучение эпических произведений в старших классах. Пути анализа. Приемы активизации работы учащихся и формы контроля на уроках литературы. Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий учащихся.
16. Особенности изучения лирики в школе. Развитие творческого воображения учащихся. Место и роль обучения выразительному чтению на уроках литературы. Обогащение эмоционального мира учащихся.
17. Методика изучения драматических произведений в школе. Особенности восприятия учащихся. Виды работ над текстом. Использование сценической истории спектакля. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
18. Изучение композиции произведения и стиля писателя на уроках литературы. Задачи эстетического воспитания учащихся. Виды самостоятельной работы школьников, диалоги в аудитории.
19. Роль обзорных тем в системе историко-литературного курса в старших классах. Структура и методика работы над темой. Организация деятельности учащихся. Наглядность в работе над обзорной темой.
20. Методика изучения литературно-критических статей в школе.
21. Этапы изучения монографической темы в старших классах. Изучение биографии и творческого пути писателя. Отбор материала. Место уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-зачетов в структуре монографической темы.
22. Формирование теоретико-литературных понятий в средних и старших классах. Основные этапы работы над теоретико-литературным понятием в школе. Система и системность изучения теории литературы в школе. Использование интенсивных методов работы на уроках.
|
23. Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Работа над пересказом. Обучение сочинениям. Совершенствование речевой и литературной деятельности школьников в процессе подготовки к ЕГЭ.
24. Литературное творчество школьников. Цели и принципы литературного творчества учащихся. Основные жанры литературного творчества школьников. Методические пути, приемы и условия развития литературного творчества школьников.
25. Организация преподавания литературы в школе. Урок литературы.Рольуроков литературы в формировании духовного мира и нравственных принципов современной молодежи. Формы общенияна уроке литературы. Гуманизация литературного образования школьников.
26. Интеграционные связи в преподавании литературы, взаимосвязи урока литературы, внеклассного чтения и внеклассной работы по литературе.
27. Факультативные занятия по литературе и литературно-краеведческая работа.
28. Пути совершенствования литературного образования школьников.
29. Принципы и методика изучения зарубежной литературы в средней школе.
30. Формирование умений и навыков учащихся по литературе в профильных классах.
31. Определите пути и приемы ознакомления учащихся с системой образов литературного произведения, обозначьте их характер и цели.
32. Обоснуйте принципы отбора содержания и выбор оптимальных методов
работы при изучении монографической темы в 10 классе (по выбору).
33. Составьте поурочный план одного из разделов программы по литературе в 10 классе с указанием целей каждого урока.
34. Прокомментируйте и проиллюстрируйте методические и дидактические принципы преподавания литературы.
35. Составьте систему вопросов для анализа «вслед за автором» одной из повестей, изучаемых в 5-9 классах.
36. Составьте систему вопросов для проблемного анализа одного из рассказов, изучаемых в 5-9 классах.
37. Предложите систему уроков и методику анализа (пути, приемы) драматического произведения в старших классах.
38. Составьте вопросы и задания для анализа эпизода одного из романов в 10-11 классах.
39. Предложите систему уроков и методику анализа (пути, приемы) лирического произведения в старших классах.
40. Составьте план урока по изучению лирического произведения в средних классах, укажите виды деятельности учащихся на различных этапах урока, пути и приемы формирования теоретико-литературных понятий на уроке.
|
41. Определите основные компоненты школьного анализа конкретного литературного произведения (по выбору).
42. Определите формы и приемы изучения литературы, способствующие развитию творческих способностей школьников.
43. Предложите методику обучения школьников выразительному чтению одного из стихотворений школьной программы.
44. Составьте развернутый план заключительного урока одной из монографических тем в старших классах.
45. Обозначьте виды работы по усвоению текста художественного произведения в старших классах и выявлению читательских восприятий.
46. Спланируйте анализ одного из хрестоматийных эпизодов русской литературы, изучаемой в старших классах.
47. Предложите систему уроков и методику анализа (пути, приемы) эпического произведения в старших классах.
48. Составьте развернутый план урока по изучению одной из обзорных тем и укажите виды деятельности школьников.
49. Дайте анализ одного из разделов программы в соответствии с содержанием учебника по литературе, укажите возможные технологии.
50. Составьте развернутый план урока по изучению биографии писателя в старших классах (очерк жизни и творчества - по выбору) обозначьте методику формирования знаний по истории литературы.
51. Составьте план урока внеклассного чтения в старших классах по одному из произведений последних лет.
52. Составьте развернутый план урока-семинара по одной из литературных тем в старших классах.
53. Дайте анализ одного из разделов программы для старших классов и соответствующего раздела учебника и методических рекомендаций (по выбору).
54. Спланируйте систему уроков по теме: «Современная русская литература. Обзор» в 11 классе.
55. Опишите и проиллюстрируйте способы выявления восприятия в зависимости от родо-жанровых особенностей текста.
56. Предложите методику изучения одной из литературно-критических статей в старших классах.
57. Дайте подробный анализ одного из уроков М. А. Рыбниковой.
58. Предложите систему уроков и методику изучения одной из тем по зарубежной литературе в старших классах.
|
59. Интегративные связи на уроках литературы. Разработайте фрагмент урока любой темы с использованием различных видов искусств.
60. Наметьте систему письменных работ на первое полугодие в одном из старших классов.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Формирование мировоззрения и литературных взглядов старшеклассников.
2. Методическое наследие В. Л. Стоюнина и современное преподавание литературы в школе.
3. Идеи этико-эстетического воспитания в наследии В. П. Острогорского и их значение для развития методики преподавания литературы.
4. Вопросы анализа литературного произведения в трудах М. А. Рыбниковой и В. В. Голубкова (по выбору).
5. Роль литературы в формировании мировоззрения учащихся, их нравственных убеждений, духовной культуры.
6. Современный урок литературы.
7. Изучение художественных произведений в их родовой специфике как методическая проблема.
8. Особенности драмы как рода литературы и своеобразие ее изучения в школе.
9. Специфика изучения драматургии в школе и воспитание зрителя.
10. Организация читательской деятельности учащихся.
11. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений.
12. Формирование умений и навыков учащихся в процессе изучения литературы как методическая проблема и пути ее реализации.
13. Литературное краеведение как активная форма внеклассной работы с учащимися старших классов.
14. Литературные вечера и их роль в развитии у учащихся интереса к литературе.
15. Реализация межпредметных связей в процессе изучения литературы.
16. Особенности изучения литературных произведений с исторической основой.
17. Методика изучения обзорных тем в курсе литературы старших классов.
18. Урок-диспут, методика его подготовки и проведения.
19. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературы.
20. Изучение передового опыта учителей-словесников и его использование в своей практической деятельности.
21. Использование новых информационных технологий в преподавании литературы.
22. Мультипрезентации на уроке литературы.
23. Чтение и изучение произведений устного народного творчества на уроках литературы.
24. Изучение читателя-школьника. Организация внеклассного чтения (один из классов - по выбору).
25. Особенности урока внеклассного чтения в средних классах.
26. Использование различных видов пересказа в процессе чтения и изучения эпических произведений в средних классах.
27. Развитие устной речи подростков в процессе анализа литературных произведений.
28. Особенности анализа крупного эпического произведения в средних классах.
29. Методика вступительных занятий перед изучением литературного произведения. (Вступительные занятия как подготовительный этап изучения литературной темы).
|
30. Иллюстрация на уроках литературы.
31. Приемы работы, пробуждающие у подростков интерес к чтению и изучению художественных произведений.
32. Слово учителя на уроках литературы в средних классах.
33. Проблема нравственного выбора и анализа ситуаций нравственного выбора при изучении литературных произведений в средних классах.
34. Привлечение смежных видов искусства как прием анализа художественного произведения в школе.
35. Использование кинофрагментов при изучении эпических произведений (по выбору).
36. Приемы выявления авторской позиции в процессе анализа эпического произведения.
37. Виды комментариев и их использование в процессе чтения и анализа текста.
38. Методика сравнительного анализа литературного текста.
39. Литературные игры как прием изучения и творческой интерпретации произведения.
40. Различные виды словарной работы в процессе чтения и усвоения художественных произведений учащимися средних классов.
41. Методика комментированного чтения литературного чтения в средних классах.
42. Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие навыков самостоятельной работы над текстом произведения.
43. Проблемное обучение на уроках анализа текста в средних классах.
44. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения.
45. Изучение произведений зарубежной литературы в 7 классе.
46. Обучение школьников работе над планом в процессе чтения и изучения литературного произведения.
47. Тема «Человек и природа» в курсе литературы («Мещерская сторона» К. Паустовского; «Кладовая солнца» М. Пришвина и других по выбору).
48. Усиление нравственно-эстетического воздействия произведений современной литературы на подростков.
49. Эмоциональное воспитание подростков средствами литературы.
50. Фронтальные, групповые и индивидуальные задания по литературе в средних классах.
51. Роль и место выразительного чтения в процессе изучения стихотворных произведений в школе.
52. Заключительные занятия как завершающий этап изучения художественного произведения и условия их эффективности.
51. Приемы и формы работы над литературно-критической статьей на уроках литературы в старших классах.
52. Изучение жизненного и творческого пути писателя в старших классах.
53. Пути анализа литературного произведения в школе.
54. Композиционный путь анализа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и условия его эффективности.
55. Особенности изучения русской лирики в старших классах.
56. Виды работы, способствующие развитию устной речи старшеклассников.
57.Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
58. Анализ литературного произведения в единстве содержания и формы - один из принципов школьного анализа.
59. Организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения литературной темы в старших классах.
60. Наглядность как средство активизации мыслительной деятельности и эстетического воспитания учащихся.
61. Работа над образом-персонажем в старших классах.
62. Формирование теоретико-литературных понятий в процессе изучения литературных произведений.
63. Роль и место урока внеклассного чтения при изучении литературы в старших классах.
64. Особенности урока-лекции и урока-семинара в старших классах. Их место в общей системе уроков по литературной теме.
65. Методика опроса и условия его эффективности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовая работа по теории и методике обучения литературе - форма самостоятельной исследовательской деятельности студента, выполняемая на завершающем этапе изучения курса.
При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать следующие умения:
· определять актуальность выбранной темы;
· анализировать существующие концепции в системе школьного литературного образования;
· теоретически и экспериментально обосновывать содержание и технологии преподавания литературы в школе по заявленной теме.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Работа выполняется в 9 семестре по очной форме обучения, и в 10 семестре по заочной форме обучения. Апробация заявленной темы курсовой работы и методики ее выполнения осуществляется в ходе педагогической практики.
Защита производится на заседании методической комиссии, срок защиты устанавливается на заседании кафедры.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор темы. Темы курсовых работ могут определяться различными способами: преподаватель предлагает тему курсовой работы студенту; студент самостоятельно выбирает тему, соответствующую его интересам.
Самостоятельно выбрать тему исследования можно на основе аналитических обзоров достижений науки о преподавании литературы в школе, сделанных известными, ведущими педагогами, психологами, литературоведами, учеными-методистами, учителями-практиками; в конце обзоров, как правило, указываются нерешенные проблемы.
Выбор темы возможен к близкой проблематике ранее выполненных исследований; на основании одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями; анализа специальной методической литературы; после консультации с преподавателями курса теории и методики обучения литературе для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.
В названии темы отражается объект, предмет и проблема исследования.
После выбора и согласования темы курсовой работы с научным руководителем составляется календарный план, в котором определяются сроки консультаций и выполнения этапов курсовой работы.
Курсовая работа имеет следующую структуру.
Титульный лист.
Содержание.
Введение.
Основное содержание работы.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Содержание - это перечень структурных элементов (глав, параграфов и т.п.), составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В содержании указывают номер страницы, на которой находится начало главы, параграфа и т.д.
Заголовки, представленные в содержании, должны точно повторять заголовки в тексте, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику работы.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение.
Структурные компоненты введения могут быть определены в следующей последовательности: Актуальность исследования. Цель исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Задачи исследования. Методы исследования. База исследования. Структура работы.
Курсовая работа требует постановки актуальной для теории и практики преподавания литературы в школах разного типа проблемы. Проблема исследования формулируется после предварительного анализа литературы и практики школьного обучения. В качестве проблемы может выступать противоречие между сложившейся школьной практикой и теми результатами, которые не удовлетворяют современным требованиям развития, воспитания и обучения школьника; неэффективные методы, методические приемы обучения; организация учебного процесса; неразработанность того или иного методического вопроса; несогласие студента с определенными взглядами ученых и др.
Актуальность определяется степенью исследованности выбранной темы, наличием различных концепций в отношении данной проблемы, отсутствием современных подходов в практическом решении поставленных вопросов.
Цель, задачи и гипотеза исследования вытекают из проблемы.
Цель определяется тем, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит.
Задачи - что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Гипотеза - основание, предположение, прогнозируемый результат, предположительное суждение о закономерной, причинной связи изучаемых явлений.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект - это процесс, факт или явление, избранные для изучения.
Предмет - это позиция автора, с которой он рассматривает объект исследования. Предмет находится в границах объекта. Объект и предмет как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Введение содержит указание на методы исследования:
Эмпирические методы: наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение школьной документации, метод диагностирующих контрольных работ, обобщение педагогического опыта, эксперимент.
Теоретические методы: теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений), индуктивные и дедуктивные методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.
Основное содержание работы включает 2 главы: теоретическое обоснование проблемы исследования и описание опытно-экспериментальной работы. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, показывать умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал.
В теоретической части раскрываются история и теория вопроса, дается критический анализ литературы, определяется понятийный аппарат. При прочтении литературы следует обращать внимание на неизученность того или иного методического аспекта, на качество уже изученных проблем и их современность. В процессе анализа появляется возможность определить направление и те вопросы, которые нужно решить в предстоящем исследовании, с целью усовершенствования процесса изучения литературы. Анализ школьных учебников и программ по литературе направлен на определение эффективности содержания и методики ее изучения. В выводах по первой главе должны быть определены теоретические положения, на которые автор работы будет опираться в ходе дальнейшего исследования.
Для теоретического обоснования темы необходимо использовать не менее 25 источников.
Вторая глава состоит из психолого-педагогического обоснования возрастных и типологических особенностей восприятия школьниками предлагаемого историко- и теоретико-литературного материала, литературной критики в соответствии с выбранной для курсовой работы темой. Необходимо обоснование своей методики работы по заявленной теме; описание эксперимента.
Эксперимент включает 3 этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.
На констатирующем этапе проводится срезовая работа, позволяющая выявить уровень филологического образования и развития школьников до реализации методики.
На формирующем этапе осуществляется применение разработанной методики.
На итоговом этапе эксперимента проводится контрольная срезовая работа.
Для проведения эксперимента у студента должны быть разработаны своя методика обучения, конспекты уроков, дидактический материал для учащихся. Методика должна выстраиваться не только на частных, но и на общих концепциях. Одновременно определяются методики фиксирования хода и результатов экспериментальной работы, критерии оценки результатов проведенной работы с учащимися, заданий для проверки эффективности внедряемой методики.
Центральный момент опытной работы - проведение уроков, на которых апробируется методика работы, разработанная студентом. Проведение уроков требует не только реализации методической системы, но и наблюдения за учащимися. В ходе урока необходимо фиксировать его результаты.
Анализ полученных данных подтверждает или опровергает выдвинутую гипотезу.
Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д., которые могут быть включены в основную часть работы или оформлены в виде отдельного приложения.
В выводах по второй главе должны быть представлены итоги экспериментальной работы.
В заключении даются общие выводы по работе, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. При этом подтверждается актуальность исследования.
Заключение должно быть кратким и обстоятельным. В нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответы на вопросы: Зачем предпринято данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор?
Заключительная часть также предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы.
Список литературы включает 25-30 источников. В список включаются все использованные автором источники, независимо от того, где они были опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале и т.д.) и цитировались ли в работе. Цитируется 50% от заявленных источников. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы.
Вспомогательные или дополнительные материалы помещаются в приложении.
По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии документов, программы экспериментов, образцы ученических работ, конспекты и фрагменты уроков, содержание анкет и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, иллюстративный материал.
3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Текст курсовой работы по объему составляет 25-30 страниц компьютерного текста. Формат текста: Word for Windows - 95/97, формат страницы А4, через полтора интервала. Количество строк на каждом листе не должно превышать 30, в строке - до 60 знаков (считая пробелы и знаки препинания).
Шрифт: размер (кегль) - 14; тип - Times New Roman (Cyril).
Поля: слева - 50мм, справа - 10мм, сверху - 20мм, снизу - 20мм.
Все страницы текста, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы; нумерация начинается с той страницы, на которой напечатано содержание (стр. 2). Нумерация выставляется в середине верхнего поля страницы.
Текст основной части работы делится на главы и параграфы. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы, параграфы - в пределах глав и обозначаться арабскими цифрами с точкой.
Фразы, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом.
Заголовки отделяются от основного текста. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть не менее 10 мм. Заголовки располагают симметрично тексту. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников, приложениям.
Приложения нумеруются арабскими цифрами (без знака №), с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», например: «Приложение1» «Приложение 2» и т.д. С новой строки пишут название приложения.
Нумерация страниц, на которых делается приложение, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки по форме.
Все иллюстрации (диаграммы, графики, схемы, фотографии и т.п.) называются рисунками.
Рисунки и таблицы размещаются сразу после ссылки на них в тексте. Они имеют названия и последовательную нумерацию арабскими цифрами.
Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация источников. Работа должна быть написана литературно грамотно, научным стилем.
Внутритекстовые ссылки оформляются в скобках. Например: [28, с.104], что означает: 28 - номер источника в списке литературы, 104 - номер страницы.
4. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа подлежит публичной защите. Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представляются студентами на студенческую конференцию. На защите автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин.) и отвечает на вопросы преподавателя и студентов. Сообщение включает изложение состояния проблемы, результатов опытно-экспериментальной работы, выводов и предложений, перспектив исследования.
Критерии оценки курсовой работы:
Актуальность темы.
Глубина изучения литературы.
Объективность методов исследования и достоверность результатов.
Обоснованность выводов.
Полнота и четкость проведения экспериментальной работы.
Самостоятельность выполнения курсовой работы.
Стиль и оформление работы.
По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО
«ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ»
Учебная дисциплина «Теория и методика обучения литературе» выносится на государственный экзамен «Литература. Теория и методика обучения». Он является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника филологического факультета специальности 050301.65 – «Русский язык и литература» к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО; имеет целью определить знания и профессиональные умения студентов, которыми они должны обладать, оканчивая филологический факультет педагогического института.
Государственный экзамен по «Теории и методике обучения литературе» имеет целью выявить уровень профессиональных знаний, умений и навыков, а также степень сформированности методического мышления, необходимых для успешной работы в школе. Программы ГЭ составлены с учетом требований, изложенных в курсовых программах по «Истории русской литературы», «Теории и методике обучения литературе».
Примерные вопросы и задания для государственного экзамена составлены в соответствии с программой дисциплины по государственному стандарту образования. Материал сгруппирован по основным проблемам курсов «История русской литературы», «Теория и методика обучения литературе» и требует хорошего знания теории вопросов, подкрепленной конкретными примерами (там, где это требуется) школьного курса литературы. В каждом билете для государственных экзаменов дается один теоретико-методический вопрос, задания включены в содержание вопросов по литературе и по методике её преподавания. В каждом вопросе экзаменационных билетов теория и методика обучения литературе интегрируется с историей литературы, теорией литературы и литературной критикой. Несколько примеров:
1. Особенности средневекового мировоззрения и художественное своеобразие древней русской литературы (монументальный историзм, церемониальность и литературный этикет; литературная иерархия жанров; абстрагирующие тенденции и символизм средневековой литературы). Связь с устным народным творчеством. Составьте развернутый план урока по изучению основных тем и жанров древнерусской литературы и укажите на необходимые литературные компетенции школьников.
2. «Повесть временных лет» как памятник общественной мысли: ее политические идеи, оценки современной действительности; публицистичность древнейшей русской летописи. Разработайте фрагмент урока, интегрирующий историю и литературу и сочетающий в «Повести временных лет» легендарные и документальные описания.
3. Традиции и инновации в современной теории и методике обучения литературе. Составьте план-конспект интегрированного урока литературы в 11 классе на тему: «Русские писатели – религиозные мыслители. Философские позиции Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. Лескова. Их связь с русской духовной традицией». Обозначьте цели и содержательные компоненты занятия, формирующего мировоззрение старшеклассников.
4. «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Проблематика, жанровое своеобразие, особенности композиции. Авторское начало в произведении. Предложите различные типы уроков в общей системе при пообразном пути анализа поэмы «Мертвые души» в 9 классе.
5. Творчество И. А. Гончарова. Разработайте карточки для общих групповых и индивидуальных заданий по одной из глав романа И. А Гончарова «Обломов» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.
6. Творчество И. С. Тургенева. Разработайте фрагмент урока школьного анализа текста (целостного, проблемного, пообразного) по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»«.
7. Авторская модель мира в системе осмысления духовно-нравственного и нравственно-экологического кризиса эпохи: В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Мать Ивана, дочь Ивана» и В. П. Астафьев «Печальный детектив», «Царь-рыба». Предложите систему вопросов к проблемному анализу одной из повестей В. Г. Распутина, изучаемых в 11 классе.
8. Творчество Л. Н. Толстого. Разработайте вариант тематического планирования уроков по роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
9. Этапы литературного развития читателя-школьника. Определите формы и приемы целостного анализа сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в 7 классе («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик») и в 10 классе («Пропала совесть») по программе В. Я. Коровиной. Предложите пять тем сочинений, представляющих М. Е. Салтыкова-Щедрина как писателя-сатирика.
10. Творчество Ф. М. Достоевского. Разработайте различные виды творческих домашних заданий при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
11. Творчество А. Н. Островского. Разработайте варианты тем и планы для исследовательских мини-проектов при изучении драматургии А. Н. Островского.
12. Проблема «положительно прекрасного человека» в творчестве Ф. М. Достоевского (роман «Идиот»). Предложите систему уроков и методику анализа (путь, приемы) романа «Идиот» в классе с углубленным изучением литературы.
13. Творчество Н. А. Некрасова. Разработайте фрагмент урока-повторения по творчеству Н. А. Некрасова.
14. Творчество Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Предложите варианты тем сочинений по творчеству Ф. И. Тютчева и разработайте фрагмент урока подготовки к сочинению по одной из этих тем.
Экзаменационные билеты государственного экзамена «Литература. Теория и методика обучения литературе» разрабатываются выпускающей кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания на основе утвержденной Советом филологического факультета программы. Экзаменационный билет по литературе, теории и методике преподавания, составленный в соответствии с утвержденной программой экзамена, содержит два вопроса.
Проведению экзамена предшествует цикл консультаций по дисциплинам (разделам дисциплин, темам), входящим в его программу. Тип и характер комплексных заданий доводятся до сведения студентов заранее, не позднее чем за полгода до проведения государственного экзамена.
Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной, методической литературой, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения задания.
На государственном экзамене выпускники филологического факультета должны проявить профессиональные компетенции читательские, литературные, коммуникативные, творческие, организаторские,что должно проявиться в их представлениях:
о русской классической литературе как культурном феномене;
о закономерностях литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса;
о разных научных подходах к анализу отдельных художественных произведений и явлений литературного процесса конкретного периода;
об исходных принципах филологического подхода к разбору произведения словесного искусства на основе современной литературоведческой терминологии и аналитических методик;
об общих концепциях и методологических законах современного литературного образования в школе;
о возрастной психологии и этапах литературного развития школьников;
об истории отечественной методической мысли, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы.
Выпускники должны знать:
специфику художественной литературы как искусства сло
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!