Результаты анкетирования педагогов. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Результаты анкетирования педагогов.

2022-11-24 27
Результаты анкетирования педагогов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными причинами возникновения утомления у учащихся X класса, по мнению педагогов, являются: продолжительное времяпрепровождение за компьютером с целью развлечений; неумение планировать и рационально использовать свое время. Треть педагогов причину утомления видят в большом объеме учебной информации по учебным предметам, которые изучаются на базовом уровне, а также в быстром темпе изучения учебного материла. Около трети педагогов отмечают недостаточнуюсформированность у учащихся общеучебных умений: анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал.

Профилактике утомления учащихся, по мнению педагогов, в первую очередь будут способствовать: оптимальная организация режима дня (организация труда и отдыха, обучение навыкам планирования и рационального использования своего времени, правильное распределение свободного времени, уменьшение времяпрепровождения за компьютером);. равномерное распределение учебной нагрузки в течение шести школьных дней; соблюдение требований СанПиН; увеличение двигательной активности; пересмотр учебных программ в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

Таким образом, результаты мониторингового исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Большинство учащихся имеют различную степень утомления (при этом выраженное утомление характерно всего для 13,8% учащихся). Несколько более высокую степень утомления имеют учащиеся, изучающие учебный предмет на базовом уровне, учащиеся из учреждений, расположенных в сельской местности, а также девушки.

2. Более низкие показатели утомления имеют учащиеся X класса, которые:

обладают более высокой мотивацией к изучению учебных предметов, проявляют интеллектуальную активность, ответственность и целеустремленность;

при подготовке домашних заданий чередуют учебные предметы (письменные с устными учебными предметами; сложные с более легкими предметами; предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла);

обучаются у педагогов, поддерживающих дисциплину на учебных занятиях, а также не практикующих в своей деятельности «быстрого темпа изучения учебного материала», «записи большого объема учебной информации», «однообразную деятельность» и «громкую речь», не требующих «точного воспроизведения учебного материала параграфа»;

не привлекаются во время учебных занятий «для участия в мероприятиях или для решения вопросов, не имеющих отношения к учебному предмету»;

не испытывают на учебных занятиях страх, неуверенность, большое напряжение, подавленность;

имеют более высокий уровень сформированности мыслительной операции «обобщение».

3. Утомление учащихся, по мнению педагогов, в первую очередь связано с продолжительным времяпрепровождением за компьютером с целью развлечений; неумением планировать и рационально использовать свое время; большим объемом учебной информации по учебным предметам, изучающимся на базовом уровне; быстрым темпом изучения учебного материла; несформированностью общеучебных умений.

4. Учащиеся X класса имеют более низкую степень утомления по сравнению с учащимися XI класса (согласно данным исследований, проведенных в 2010/2011 и 2015/2016 учебных годах).

С целью снижения утомляемости учащихся на III ступени общего среднего образования рекомендуется:

администрации учреждений общего среднего образования:

§ ознакомить учителей-предметников с проблемой утомляемости учащихся: причинами и механизмами ее возникновения; путями и способами ее предупреждения. Включить в проведение педагогических советов, семинаров, консультаций вопросы, посвященные психофизиологическим основам эффективной организации учебного процесса;

§ организовать тематическую выставку литературы, в том числе публикаций, посвященных проблеме утомляемости, закономерностям динамики умственной работоспособности учащихся; факторам, влияющим на возникновение утомляемости учащихся, методам оценки утомляемости, способам ее снижения;

§ включить в план работы учреждения образования следующие вопросы: «Развитие интеллектуальных умений как фактор профилактики утомляемости учащихся»; «Организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, испытывающими утомление, негативные эмоциональные состояния»;

§ включить в тематику родительских собраний вопросы, связанные с ролью родителей в создании условий для сохранения здоровья учащихся, предупреждения утомляемости;

учителям-предметникам:

§ развивать интеллектуальные умения учащихся, использовать разнообразные приемы активизации умственной деятельности учащихся;

§ с развитием первых признаков умственного утомления (отвлечения, разговоры) проводить физкультминутки, способствующие снятию мышечного статического напряжения;

§ не допускать однообразия и монотонности проведения учебного занятия;

§ исключить неоправданно быстрый темп проведения учебных занятий, который затрудняет восприятие и понимание информации и особенно негативно сказывается на аудиалах (учащихся, использующих преимущественно слуховой канал получения информации) и учащихся со слабой нервной системой;

§ контролировать громкость речи, так как громкая речь вызывает возбуждение центральной нервной системы учащихся и побуждает их говорить громче, что приводит к появлению шума на учебном занятии, нарушению дисциплины и вызывает состояние усталости вплоть до появления головной боли;

§ учитывать, что частые смены видов учебной деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что способствует росту утомляемости и снижению умственной работоспособности;

§ формировать положительную мотивацию, развивать познавательный интерес учащихся к изучению учебного предмета;

§ обучать учащихся навыкам планирования, организации и контроля своей деятельности, умению организовывать свой учебный труд и досуг. Довести до сведения десятиклассников, что, по данным исследований, недосыпание снижает умственную работоспособность до 30% в течение дня;

§ создавать психологический комфорт на учебном занятии, включая эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, которые снимают напряжение;

§ устанавливать отношения с учащимися в форме личностного сотрудничества, способствующие созданию комфортной атмосферы на учебном занятии. Исключить ситуации напряженности и страха ошибиться;

специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждений образования:

§ организовать коррекционную работу с учащимися, испытывающими утомляемость в процессе учебной деятельности по направлениям: коррекция познавательной сферы учащихся (развитие общеучебных умений, мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования); коррекция эмоциональной сферы учащихся, использование методов расслабления и аутогенной тренировки и др.;

§ проводить просветительскую работу, семинары, консультации с учителями-предметниками по проблемам: «Проявление первых признаков утомляемости учащихся на учебных занятиях и способы их снижения», «Источники и причины возникновения утомляемости учащихся, тревожных состояний, страхов», «Способы сосредоточения внимания, повышения умственной работоспособности учащихся», «Формирование внутренних мотивов учебной деятельности учащихся», «Формирование стрессоустойчивости учащихся, обучение приемам саморегуляции и расслабления»;

§ совместно с классными руководителями проводить классные часы, посвященные проблеме снижения утомляемости и профилактике негативных эмоциональных состояний учащихся;

§ организовать индивидуальные консультации для родителей учащихся по вопросам: «Причины утомляемости и ее последствия», «Правильная организация свободного времени учащихся», «Способы и приемы быстрого восстановления организма», «Осуществление психологической поддержки ребенку в ситуациях усиленных нагрузок», «Предоставление требований к учебным достижениям ребенка в соответствии с его возможностями»;

учреждениям высшего образования и повышения квалификации педагогических кадров усилить теоретическую и практическую направленность подготовки педагогических кадров по следующим вопросам:

§ актуальность проблемы утомляемости учащихся (понятие, механизмы и факторы);

§ психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса;

§ формирование и развитие интеллектуальных операций, начиная с дошкольного возраста, как фактор профилактики утомляемости;

§ методы и приемы активизации интеллектуальных операций учащихся на учебных занятиях, включая использование электронных средств обучения;

§ установление межличностных отношений с учащимися в форме сотрудничества, создание комфортной атмосферы на учебном занятии, исключающей ситуации напряженности и страха ошибиться.

 

Материалы подготовлены специалистами управления мониторинга качества образования Национального института образования

 


[1] Изменения фиксировались, если количество просмотренных знаков и допущенных ошибок увеличивалось или уменьшалось более чем на 5%.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.