Уровня утомляемости и работоспособности учащихся — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Уровня утомляемости и работоспособности учащихся

2022-11-24 34
Уровня утомляемости и работоспособности учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации по результатам мониторинга

Уровня утомляемости и работоспособности учащихся

(2015/2016 учебный год)

Материалы подготовлены на основе результатов мониторингового исследования, проведенного Национальным институтом образования в соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 09.09.2015 № 712 «О проведении мониторинга качества общего среднего образования в 2015/2016 учебном году».

В мониторинге уровня утомляемости и работоспособности учащихся приняли участие 618 учащихся X класса и 486 педагогов учреждений общего среднего образования всех регионов республики. В ходе данного исследования изучался уровень утомления учащихся X класса, а также факторы, влияющие на утомление учащихся.

Справочно.

Утомляемость –это свойство организма в целом быть подверженным утомлению. Эмпирическим показателем утомляемости является уровень утомления.

Изменение работоспособности проявляется в утомлении,поэтому в рамках мониторинга уровня утомляемости и работоспособности учащихся выявлялся и анализировался уровень утомления учащихся.

С целью изученияуровня утомления учащихся X класса и факторов, влияющих на него, проводилось психологическое тестирование десятиклассников и анкетирование учащихся и педагогов.

Для изучения уровня утомления учащихся X класса использовался тест «Корректурная проба». Учащимся предлагалось в течение пяти минут в конце первого (утомление еще не наступило) и последнего учебного занятия (утомление уже накопилось) зачеркивать и подчеркивать предложенные буквы.

При обработке результатов тестирования подсчитывались количество просмотренных знаков (скорость) и количество допущенных ошибок (точность) каждым учащимся. В зависимости от динамики количества просмотренных знаков и допущенных ошибок на первом и последнем учебных занятиях выделяют следующие уровни утомления учащихся:

«без изменений» (количество просмотренных знаков и допущенных ошибок не меняется[1]);

«врабатывание» (количество просмотренных знаков увеличивается, а количество допущенных ошибок не меняется);

«первые признаки утомления» (уменьшаются либо увеличиваются количество просмотренных знаков и количество допущенных ошибок);

«утомление» (уменьшается количество просмотренных знаков и не меняется количество ошибок, либо не меняется количество просмотренных знаков и увеличивается количество ошибок);

«выраженное утомление» (уменьшается количество просмотренных знаков и увеличивается количество допущенных ошибок).

Справочно.

В научной литературе уровни утомления определяются следующим образом:

«без изменений» – отсутствие утомления;

«врабатывание» – включение учащихся в процесс учебной деятельности, постепенное повышение работоспособности;

«первые признаки утомления» – начальная стадия утомления; снижение темпа деятельности, отвлечение школьников при объяснении учителем учебного материала, выполнении учебных заданий;

«утомление» – наступившее утомление проявляется в уменьшении объема и снижении концентрации внимания, увеличении числа отвлечений на учебном занятии;

«выраженное утомление» – накопленное утомление проявляется в снижении продуктивности интеллектуальной деятельности учащихся, чувстве усталости. При длительном сохранении выраженного утомления возможно возникновение состояния переутомления.

В качестве факторов, влияющих на утомляемость учащихся, рассматривались:

недельная учебная нагрузка учащихся (факультативные занятия; занятия в рамках платных образовательных услуг в учреждении общего среднего образования; занятия с репетитором; подготовительные курсы при высших учебных заведениях) и ее распределение в течение школьной недели;

соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;

организация образовательного процесса в рамках учебных занятий;

самоорганизация учащимися своего учебного труда;

эмоциональное состояние учащихся;

ведущие мотивы учебной деятельности учащихся;

сформированность у учащихся мыслительной операции «обобщение».

Для изучения этих факторов использовались: анкеты для учащихся «Причины утомляемости учащихся», «Я именно так учусь, потому что…» иметодика «Исключение лишнего».

Анкета для учащихся «Причины утомляемости учащихся» включает вышеперечисленные факторы, за исключением мотивов учебной деятельности и сформированности мыслительной операции «обобщение».

Анкета «Я именно так учусь, потому что…» использовалась для изучения ведущих мотивов учебной деятельности. Данная анкета позволяет выявить следующие виды учебных мотивов: социальные, престижные, мотивы благополучия, деловая мотивация, мотив интереса к содержанию и мотив избегания неприятностей.

Для изучения уровня сформированности у учащихся X класса мыслительной операции «обобщение» использовалась методика «Исключение лишнего». Методикавключает 20 заданий, на ее выполнение отводится 3 минуты. Анализ результатов выполнения заданий учащимися дает возможность оценить сформированность мыслительной операции «обобщение» как у отдельного ученика, так и у класса в целом.

Для определения мнения педагогов о факторах, влияющих на возникновение утомления учащихся, использовалась анкета для педагогов «Факторы, обусловливающие функциональное состояние учащихся».

Рекомендации по результатам мониторинга

уровня утомляемости и работоспособности учащихся

(2015/2016 учебный год)

Материалы подготовлены на основе результатов мониторингового исследования, проведенного Национальным институтом образования в соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 09.09.2015 № 712 «О проведении мониторинга качества общего среднего образования в 2015/2016 учебном году».

В мониторинге уровня утомляемости и работоспособности учащихся приняли участие 618 учащихся X класса и 486 педагогов учреждений общего среднего образования всех регионов республики. В ходе данного исследования изучался уровень утомления учащихся X класса, а также факторы, влияющие на утомление учащихся.

Справочно.

Утомляемость –это свойство организма в целом быть подверженным утомлению. Эмпирическим показателем утомляемости является уровень утомления.

Изменение работоспособности проявляется в утомлении,поэтому в рамках мониторинга уровня утомляемости и работоспособности учащихся выявлялся и анализировался уровень утомления учащихся.

С целью изученияуровня утомления учащихся X класса и факторов, влияющих на него, проводилось психологическое тестирование десятиклассников и анкетирование учащихся и педагогов.

Для изучения уровня утомления учащихся X класса использовался тест «Корректурная проба». Учащимся предлагалось в течение пяти минут в конце первого (утомление еще не наступило) и последнего учебного занятия (утомление уже накопилось) зачеркивать и подчеркивать предложенные буквы.

При обработке результатов тестирования подсчитывались количество просмотренных знаков (скорость) и количество допущенных ошибок (точность) каждым учащимся. В зависимости от динамики количества просмотренных знаков и допущенных ошибок на первом и последнем учебных занятиях выделяют следующие уровни утомления учащихся:

«без изменений» (количество просмотренных знаков и допущенных ошибок не меняется[1]);

«врабатывание» (количество просмотренных знаков увеличивается, а количество допущенных ошибок не меняется);

«первые признаки утомления» (уменьшаются либо увеличиваются количество просмотренных знаков и количество допущенных ошибок);

«утомление» (уменьшается количество просмотренных знаков и не меняется количество ошибок, либо не меняется количество просмотренных знаков и увеличивается количество ошибок);

«выраженное утомление» (уменьшается количество просмотренных знаков и увеличивается количество допущенных ошибок).

Справочно.

В научной литературе уровни утомления определяются следующим образом:

«без изменений» – отсутствие утомления;

«врабатывание» – включение учащихся в процесс учебной деятельности, постепенное повышение работоспособности;

«первые признаки утомления» – начальная стадия утомления; снижение темпа деятельности, отвлечение школьников при объяснении учителем учебного материала, выполнении учебных заданий;

«утомление» – наступившее утомление проявляется в уменьшении объема и снижении концентрации внимания, увеличении числа отвлечений на учебном занятии;

«выраженное утомление» – накопленное утомление проявляется в снижении продуктивности интеллектуальной деятельности учащихся, чувстве усталости. При длительном сохранении выраженного утомления возможно возникновение состояния переутомления.

В качестве факторов, влияющих на утомляемость учащихся, рассматривались:

недельная учебная нагрузка учащихся (факультативные занятия; занятия в рамках платных образовательных услуг в учреждении общего среднего образования; занятия с репетитором; подготовительные курсы при высших учебных заведениях) и ее распределение в течение школьной недели;

соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;

организация образовательного процесса в рамках учебных занятий;

самоорганизация учащимися своего учебного труда;

эмоциональное состояние учащихся;

ведущие мотивы учебной деятельности учащихся;

сформированность у учащихся мыслительной операции «обобщение».

Для изучения этих факторов использовались: анкеты для учащихся «Причины утомляемости учащихся», «Я именно так учусь, потому что…» иметодика «Исключение лишнего».

Анкета для учащихся «Причины утомляемости учащихся» включает вышеперечисленные факторы, за исключением мотивов учебной деятельности и сформированности мыслительной операции «обобщение».

Анкета «Я именно так учусь, потому что…» использовалась для изучения ведущих мотивов учебной деятельности. Данная анкета позволяет выявить следующие виды учебных мотивов: социальные, престижные, мотивы благополучия, деловая мотивация, мотив интереса к содержанию и мотив избегания неприятностей.

Для изучения уровня сформированности у учащихся X класса мыслительной операции «обобщение» использовалась методика «Исключение лишнего». Методикавключает 20 заданий, на ее выполнение отводится 3 минуты. Анализ результатов выполнения заданий учащимися дает возможность оценить сформированность мыслительной операции «обобщение» как у отдельного ученика, так и у класса в целом.

Для определения мнения педагогов о факторах, влияющих на возникновение утомления учащихся, использовалась анкета для педагогов «Факторы, обусловливающие функциональное состояние учащихся».


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.