Возникновение налоговой системы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Возникновение налоговой системы

2022-11-24 37
Возникновение налоговой системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникновение налоговой системы

История налогообложения насчитывает тысячелетия. Налоговая система появилась с возникновением государства.

Этапы развития налогообложения:

I. Древний мир и Средние века. Характеризуется неразвитостью и случайным характером налогообложения. Сборы существовали в виде системных платежей, преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений сборы постепенно стали принимать денежную форму. Основы финансовой науки зародились в XV веке. К концу XVII веке налоги стали основным источником доходной части бюджета многих государств.

II. Связан с появлением систем, включая прямые и косвенные налоги. Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист и финансист Адам Смит, который в 1776 г. издал книгу «Исследование о природе и причине богатства государства». Идеи Смита, изложенные в этой книге, оказали координальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств.

III. Связан со становлением научно-теоретических воззрений на природу налогообложения. После первой мировой войны были проведены научно-обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. А после второй мировой войны финансы стали использоваться в новом качестве, а именно как средство государственного регулирования экономики.

IV. Современный этап развития налогообложения. Характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех проблем налогообложения. В 80-е г.г. XX века получило признание бюджетная концепция Лаферра, согласно которой налоговые поступления - это продукт взаимодействия 2-х факторов: налоговые ставки и налоговой базы. Начало 90-х г.г. - это период возрождения и формирования налоговой системы России. Налоги заменили систему планового распределения прибыли и государство стало влиять на развитие процессов в обществе с помощью налогообложения.

Налоги и бюджетный процесс

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общего продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. центральных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей.

Налоги и займы - это два определенных источника процветания страны. От их состояния в значительной степени зависит ее платежеспособность и положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых поступлений прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

В различных странах основная часть доходов бюджета составляют налоги. Так в США они составляют 90%, в Германии 80%, в Японии 75%. В России 80%.

К неналоговым источникам дохода российского бюджета относятся поступления от реализации государственных запасов, внешнеэкономическая деятельность.

Состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связь налогов и бюджета носит неразрывный характер. Налоги, как основной элемент доходов бюджета, обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. Налоги задают не только размеры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального распределения финансовых ресурсов.

В связи с этим бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на сбалансирование интересов центра и территорий, на определение четких пропорций, распределения налоговых платежей по звеньям бюджетной системы.

Функции налогов

1) фискальная - это основная функция налогов, она формирует доходы, собирая в бюджете и во внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ, т.е. она образует государственный денежный фонд путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций (оборона страны, защита правопорядка, решение социальных задач);

2) распределительная - тесно связана с фискальной и выражает экономическую сущность налога, как особого централизованного инструмента распределительных отношений. С помощью данной функции перераспределительного дохода между различными категориями населения;

3) регулирующая - с помощью этой функции выполняются задачи налоговой политики государства. Эта функция предполагает влияние налогов на инвестиционных процесс, спад или рост производства. Суть регулирующей функции состоим в том, что налогами облагаются ресурсы, на потребление и освобождаются от налогообложения ресурсы, направленные на наполнение производственных функций. Данная функция имеет 3 подфункции:

а) стимулирующая - проявляется через систему льгот и освобождений, направленных для сельскохозяйственных производителей;

б) дестимулирующая - проявляется через повышение налоговых ставок и позволяет ограничить развитие отдельных видов бизнеса;

в) воспроизводственная - заключается в сборе средств на восстановление использованных ресурсов;

4) контрольная - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставить их величину с потребностями финансовых ресурсов. С помощью этой функции определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики;

5) поощрительная - реализуется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов. Отменяя одни налоги и вводя другие государство стимулирует развитие определенных производств региона и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

Налоговые ставки, их уровни

Проведение государственной политики, регулирование доходов обеспечивается с помощью таких инструментов как налоговая ставка и налоговая льгота.

Налоговая ставка - определяет размер налога на единицу налогообложения, т.е. налоговая ставка - это норма налогообложения.

Виды налоговых ставок:

1. Способы определения суммы налогов:

1) равные, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;

2) твердые, когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога;

3) процентные, когда с каждого рубля, напр. прибыли, предусмотрен определенный % налога.

2. Степень изменяемости:

1) общие; 2) пониженные; 3) повышенные.

3. Изменение налоговой базы:

Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Налоговая база - это количественное выражение предмета налогообложения.

1) пропорциональные - для каждого налогоплательщика устанавливается налоговая ставка пропорционально налоговой базе;

2) прогрессивные - с ростом налоговой базы растет ставка налога;

3) регрессивные - с ростом налоговой базы налоги уменьшаются.

4. В зависимости от содержания:

1) маржинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;

2) фактические, которые определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

3) экономические - определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Налоговые льготы, их виды

Налоговая льгота - это предусмотренные законодательством преимущества, предоставляющие отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог, либо уплатить его в меньшем размере.

Виды налоговых льгот:

1) изъятие - это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок, как всем плательщикам, так и отдельным категориям налогоплательщиков;

2) скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на:

- лимитированные, т.е. размер скидок ограничен;

- нелимитированные, т.е. налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщиком;

- общие - ими пользуются все налогоплательщики;

- специальные - применяются для отдельных категорий налогоплательщиков.

3) налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки. Большинство видов налогового кредита является безвозвратными и бесплатными. Виды налоговых кредитов:

- снижение ставки налога;

- отсрочка или рассрочка уплаты налогов;

- возврат ранее уплаченного налога (налоговая амнистия).

Понятие налогового права

НАЛОГОВОЕ ПРАВО - отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения.

Регулятивная роль налогового права в наибольшей степени проявляется при функционировании системы налоговых органов. Соответственно налоговое право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей. Поэтому налоговое право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой финансовой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или - правом управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля оно придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений.

Налоговое право регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них налоговых функций.

Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов норм налогового права: материальные и процессуальные.

Материальные нормы о налогообложении характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых налоговым правом финансовых отношений.

Процессуальные налоговые нормы регламентируют государственное управление и связанные с ним управленческие отношения.

Министерство финансов и его функции в сфере налогообложения

В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии -- Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, в связи, с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти -- федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата наряду с другими подразделениями 16 департаментов по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; финансирования государственного аппарата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; макроэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; управления государственным внешним долгом; международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности; отраслевого финансирования; страхового надзора; государственного финансового контроля и аудита; методологии бухгалтерского учета и отчетности; правовой; информационно-технический; управления делами Министерства.

Для выполнения своих функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, состоящие из полномочий разного характера.

Деятельность Министерства финансов РФ распространяется на все звенья финансовой системы.

Формы налогового контроля

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля. Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов. Одной из основных форм налогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа. Экспресс-проверка - это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Льготы по НДС и ставки

Налоговые льготы:

1) это реализация важнейшей и жизненно-необходимой медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, очков, линз и оправ;

2) медицинские услуги, кроме косметических, ветеринарных, санитарно-эпидемиалогических;

3) услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;

4) услуги по перевозке пассажиров городским транспортом общественного пользования;

5) ритуальные услуги;

6) банковские операции.

Налоговые ставки: обложение НДС производится по 3-м основным и 2-м расчетным налоговым ставкам:

1) 0% - при реализации товаров, экспортируемых ха пределы РФ;

2) 10% - льготная ставка, ею облагаются товары согласно перечня налогового кодекса;

3) 18% - стандартная, ею облагаются все остальные товары.

Расчетные ставки: 1) 18/118; 2) 10/110.

Расчетные ставки применяются в следующих случаях: 1) при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров, работ, услуг;

2) при реализации имущества, учитываемого с налогом;

3) при удержании налога налоговым агентом.

Прядок исчисления НДС

Суммы НДС, подлежащие внесению в бюджет, определяются как разница между налогом, полученным от покупателя за реализованный товар и НДС, уплаченные поставщикам за товар и материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки обращения. В соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму НДС, начисленной к уплате в бюджет на сумму налоговых вычетов.

Налоговый вычет - это сумма НДС, уплаченной поставщикам, который принимается к зачету из бюджета.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур.

По окончании налогового периода (календарный квартал) предприятии и организации предоставляют в налоговые органы налоговые декларации по НДС в установленной форме.

Акцизы

Экономическое значение акцизов - это изъятие в доход государственного бюджета сверх прибыли и регулирование спроса и предложения подакцизных товаров. Социально-экономический смысл акцизов - это регулирование потребления социально-вредных товаров.

Акцизы - это федеральный косвенный налог, включенный в отпускную цену продукции (гл. 22 НК РФ).

Акцизами облагаются алкогольная продукция, табачная продукция, автомобильный бензин, легковые автомобили с мощностью двигателя больше 150 л.с.

Налогоплательщики - это организации, ИП, лица, признанные налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объект налогообложения - это операция по реализации на российской территории налогоплательщиками подакцизных товаров.

Налоговый период - календарный месяц.

Налоговые ставки - налогообложение подакцизных товаров производится на всей территории России налоговыми ставками.

Порядок исчисления и уплаты в бюджет. Сумму акцизов, подлежащей уплате в бюджет, путем умножения стоимости реализованной продукции на установленную ставку. Уплата акцизов производится за вычетом суммы акцизного сбора, уплаченного поставщикам сырья, при этом сумма акцизов должна быть выделена в документах поставщика. Свойства авансового платежа акцизного сбора по товарам, подлежащим маркировки является маркой акцизного сбора.

По истечении налогового периода налогоплательщики предоставляют в налоговый орган налоговые декларации в установленной форме.

Возникновение налоговой системы

История налогообложения насчитывает тысячелетия. Налоговая система появилась с возникновением государства.

Этапы развития налогообложения:

I. Древний мир и Средние века. Характеризуется неразвитостью и случайным характером налогообложения. Сборы существовали в виде системных платежей, преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений сборы постепенно стали принимать денежную форму. Основы финансовой науки зародились в XV веке. К концу XVII веке налоги стали основным источником доходной части бюджета многих государств.

II. Связан с появлением систем, включая прямые и косвенные налоги. Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист и финансист Адам Смит, который в 1776 г. издал книгу «Исследование о природе и причине богатства государства». Идеи Смита, изложенные в этой книге, оказали координальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств.

III. Связан со становлением научно-теоретических воззрений на природу налогообложения. После первой мировой войны были проведены научно-обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. А после второй мировой войны финансы стали использоваться в новом качестве, а именно как средство государственного регулирования экономики.

IV. Современный этап развития налогообложения. Характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех проблем налогообложения. В 80-е г.г. XX века получило признание бюджетная концепция Лаферра, согласно которой налоговые поступления - это продукт взаимодействия 2-х факторов: налоговые ставки и налоговой базы. Начало 90-х г.г. - это период возрождения и формирования налоговой системы России. Налоги заменили систему планового распределения прибыли и государство стало влиять на развитие процессов в обществе с помощью налогообложения.

Налоги и бюджетный процесс

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общего продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. центральных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей.

Налоги и займы - это два определенных источника процветания страны. От их состояния в значительной степени зависит ее платежеспособность и положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых поступлений прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

В различных странах основная часть доходов бюджета составляют налоги. Так в США они составляют 90%, в Германии 80%, в Японии 75%. В России 80%.

К неналоговым источникам дохода российского бюджета относятся поступления от реализации государственных запасов, внешнеэкономическая деятельность.

Состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связь налогов и бюджета носит неразрывный характер. Налоги, как основной элемент доходов бюджета, обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. Налоги задают не только размеры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального распределения финансовых ресурсов.

В связи с этим бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на сбалансирование интересов центра и территорий, на определение четких пропорций, распределения налоговых платежей по звеньям бюджетной системы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.