История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-10-10 | 35 |
5.00
из
|
Заказать работу |
После начала строительства оружейного завода в 1807 году возникла потребность в большем уровне воды в пруду. По проекту Дерябина А. Ф. и Дудина С. Е. плотина была удлинена до 646,6 метров и расширена до 30 метров. Со стороны пруда вдоль плотины забили сваи, обвязанные продольными брусьями. Пространство между образовавшейся стенкой и телом первоначальной плотины было затрамбовано глиной и засыпано сверху речным песком. Для предохранения вешняков от напора льда во время весеннего спуска воды смонтировали специальное заграждение, так называемый двор. Все эти работы выполнялись солдатами, заводскими мастеровыми, рабочими и вольнонаёмными жителями завода, которым платили по 40 копеек в день[21][4].
В 1834—35 годах был укреплён верхний слой плотины, а затем по её гребню было построено каменное шоссе с водостоками и каменные тротуары для пешеходов[22][4][23][24]. Вдоль берегов пруда были проложены улицы, быстро росла городская застройка, и дальнейшая планировка городских улиц опиралась на расположение пруда[9]. В 1836 году был построен арочный мост, соединявший плотину с третьим этажом Главного корпуса завода[25]. В 1842 году воды пруда вращали 32 колеса железоделательного завода и 23 — оружейного. Постепенно деревянные колёса заменялись на металлические турбины, количество колёс постепенно уменьшалось, и к 1874 году их оставалось только 33[9].
В 1875 году управляющий заводом П. А. Бильдерлинг предлагал построить вторую плотину пруда для увеличения уровня воды в пруду. Таким способом предполагалось восполнить недостаток воды в пруду, образовывавшийся ежегодно в конце зимы. Было подобрано место, проведены расчёты, показавшие отсутствие хозяйственного ущерба от строительства, но работы так и не были начаты. В 1885 году был произведён капитальный ремонт гидротехнических сооружений, после которого надолго был запрещён проезд телег и карет по плотине[9].
Чугунная литая ограда (справа) является объектом культурного наследия
10 июня 1907 года на плотине, напротив Главного корпуса, в честь 100-летнего юбилея завода был установлен памятник основателю оружейного завода А. Ф. Дерябину[25][26][27]. В 1914 году после резкого повышения значимости оружейного завода с началом Первой мировой войны охрана гидротехнических сооружений была усилена с введением новой системы пропусков, а в 1917 году было запрещено любое движение по плотине с 6 вечера до 6 утра[9]. В первые дни Великой отечественной войны, несмотря на отсутствие видимой опасности, была также организована охрана плотины[28][24].
В 1950-е годы пешеходная и проезжая части, проходящие по гребню плотины, были разделены чугунными фигурными решётками, выполненными мастерами завода[4]. Рисунок ограды южного откоса плотины, состоящей из 217 секций, включает растительные орнаменты и элементы советской символики[3]. В 1963—66 годах в летний период собственными силами завода была произведена реконструкция водосливов. Деревянные лотки были заменены железобетонными, образовавшиеся вымоины засыпали щебнем. В 1983—84 годах было отсыпано новое тело плотины, вдвое больше прежнего[1][29].
В 1995 году плотина, представляющая собой одно из старейших гидротехнических сооружений Урала и сыгравшая особую роль в развитии городского строительства в Ижевске[30], а также литое чугунное ограждение южного откоса плотины были признаны памятником истории и культуры федерального значения[3].
Современное состояние
В 2010 году была проведена реконструкция набережной Ижевского пруда и проезда Дерябина[24][31].
В апреле 2014 года часть пешеходной дорожки и ограждения на проезде Дерябина обрушилась, плотина была признана аварийной. В 2016 году ремонт был завершён с сохранением исторических элементов плотины[32].
По данным обследования, проведённого в 2017 году, состояние плотины оценивается как удовлетворительное[3].
Памятная табличка и фрагмент чугунной ограды
↑ Литература
· Удмуртская республика: Энциклопедия / гл. ред. В. В. Туганаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Ижевск: Удмуртия, 2008. — 767 с. — 2200 экз. — ISBN 978-5-7659-0486-2.
· Удмуртская Республика. Культура и искусство: Энциклопедия / гл. ред. А. Е. Загребин. — Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2012. — 540 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-901304-62-4.
· Сергеев В. Л. Камские заводы. — Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1958. — 68 с. — 5000 экз.
· Шумилов Е. Ф. Архитектура Ижевска / под ред. А. С. Терёхина и В. П. Орлова. — Ижевск: Удмуртия, 1978. — 116 с. — 3000 экз.
· Новиков А. В. Золотой ларец. — Ижевск: РИО Ижевского полиграфического комбината, 1999. — 500 с. — 3000 экз. — ISBN 5-87469-038-7.
· Васильева О. И., Дмитриев П. Н., Куликов К. И. и др. История Удмуртии: XX век / под ред. К. И. Куликова. — Ижевск: Институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2005. — 544 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7691-1649-8.
· Шумилов Е. Ф. История Ижевска: Краткий очерк. — Ижевск: Удмуртия, 2018. — 384 с. — ISBN 978-5-7659-0997-3.
· Александров А. А. Ижевский завод. — Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1957. — 128 с. — 5000 экз.
· Шумилов Е. Ф. Два века «Ижмаша». Т. 2: Завод заводов, 1917—2007. — Ижевск: Ижмашпринт, 2007. — 707 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8980-091-X.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!