Большое колесо маленького острова — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Большое колесо маленького острова

2022-10-10 25
Большое колесо маленького острова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самое большое в мире действующее водяное колесо находится на одном из островов Ирландского моря в деревне Лакси. Его диаметр — 22 метра, а высота — 18 метров. Колесо было построено в середине XIX века для откачки грунтовых вод из рудников, где добывали свинец, цинк и другие металлы. К тому времени паровые двигатели уже потеснили водяные, однако на острове не было угля, а его доставка стоила довольно дорого. Необходимую энергию для работы насосов, откачивающих воду, могли дать многочисленные горные речки острова. Идею построить водяной двигатель осуществил местный инженер Роберт Кэйсмент. Большие размеры колеса обусловлены тем, что из шахт требовалось поднимать около тонны воды за минуту с глубины в полтора километра. Мощность, развиваемая колесом, должна была составлять порядка мегаватта, или немногим больше тысячи лошадиных сил.

Сейчас колесо для откачки воды уже не используют, его запускают время от времени только для туристов.

Плоти́на Иже́вского оруже́йного заво́да

        

     

(Заводская плотина, плотина Ижевского пруда) — гидротехническое сооружение XVIII века, построенное на реке Иж для обеспечения работы Ижевского оружейного завода. Одно из первых гидротехнических сооружений на Урале[3]. Плотина находится в Ижевске, пересекает реку Иж с востока на запад, образуя Ижевский пруд. По гребню плотины проходит проезд Дерябина. У подножия плотины стоит Главный корпус оружейного завода. Разработчик первоначального проекта и строитель — Москвин А. С.[1] С 1995 года является памятником истории и культуры федерального значения[3].

Начиная с весны 1760 года, плотина строилась одновременно с основными корпусами оружейного завода (ныне заводы Ижсталь и Концерн Калашников). Пруд был запружен на реке Иж 10 апреля 1760 года для обеспечения работы механизмов завода. Эту дату принято считать днём основания Ижевского завода[6][4]. Плотина и Главный корпус оружейного завода являются старейшими градостроительными сооружениями Ижевска. В дальнейшем проулки строились параллельно оси плотины, а улицы — перпендикулярно ей[7][8].

Несколько сотен крепостных крестьян из окрестных деревень, приписанных к Ижевскому заводу, по заранее размеченным линиям выкопали 4 траншеи глубиной и шириной в сажень. Каркас плотины был сколочен из сосновых и дубовых брёвен, которые стягивали железными полосами, болтами и обручами, а пустоты заполняли глиной. Первоначально тело плотины представляло собой земляную насыпь с фундаментом из глины. За три летних сезона было привезено для строительства плотины более 60 тысяч тонн глины. Береговые укрепления представляли собой ряд шпунтовых свай с обвязкой их продольными брусьями[9][10]. После окончания строительства плотина имела длину 570 метров, ширину 27,7 метра, высоту 8,5 метров. Образовавшееся водохранилище имело окружность более 60 км, площадь — 20 км²[4][11][12].

В плотине были созданы прорезы для протока воды из пруда. Помимо главного ларевого прореза, через который вода подавалась на наливные колёса, был создан малый ларевой прорез, по которому вода подавалась на лесопилку, запущенную в июне 1764 года[13]), а также шлюзы, называвшиеся «вешняками», для стока весенних вод. Для спуска воды через вешняки служили деревянные щиты, поднимавшиеся и опускавшиеся вручную. Главный ларевый прорез находился на расстоянии 145 метров вдоль плотины от шлюзов. Со стороны пруда он имел щиты для регулирования спуска воды. Ларь представлял собой канал из плотно подогнанных брёвен, проконопаченный в местах соединений, шириной 2,3 метра, высотой 3,5 метра, длиной 90,8 метра[11].

Ниже плотины, вдоль главного ларя, были расположены шесть производственных помещений (по три с каждой стороны жёлоба), отстоявших друг от друга на 7 метров. Все помещения имели по 10 водяных колёс, к каждому из которых подводился деревянный жёлоб для подачи воды из ларя. Такая система водораспределения обеспечивала приток необходимого количества воды в зависимости от мощности колеса. Колёса приводили в движение мехи и молоты[11]. Первые кричные молоты были запущены на Ижевском заводе в июле 1763 года[14][15].

Через несколько лет после начала строительства плотины неподалёку от шлюзов обнаружилась промоина, не поддававшаяся быстрому ремонту. Глубину промоины не удавалось определить из-за её существенной величины. Известно, что при одной из попыток исследовать промоину погиб разведчик-доброволец. После того, как промоину засыпали глиной и дубовыми ветками, плотину нарастили со стороны пруда[10][16].

В 1773 году академик П. Паллас во время визита на Ижевский завод дал высокую оценку плотине[17][18]. 27—28 июня 1774 года захватившие завод пугачёвцы подожгли плотину: сгорели водяные колёса и лари, а также стоявшие около плотины кричные фабрики и пильные мельницы[19][20]. На восстановление плотины понадобилось 5 лет[9].

XIX—XX века[править | править код]


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.