Оноре Домье. Улица Транснонен. 1834 г. Литография. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Оноре Домье. Улица Транснонен. 1834 г. Литография.

2022-10-10 64
Оноре Домье. Улица Транснонен. 1834 г. Литография. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОНОРЕ ДОМЬЕ

(1808—1879)

В Германии в конце XVIII в. был изобре­тён новый вид графики — литография (от греч. «литос» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Оттиски вы­полнялись переносом краски под давле­нием с плоской поверхности камня на бумагу. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков чёрного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими­тировать карандашный рисунок и набро­сок тушью. Литография давала много чётких отпечатков, и её быстро освоила полиграфическая промышленность.

Расцвет литографии во Франции произошёл в 30—40-х гг. XIX в., что бы­ло связано с активным участием прес­сы в общественной жизни. Сатириче­ский журнал «Карикатюр» и газета «Шаривари» высмеивали отрицательные стороны режима Луи Филиппа (1830— 1848 гг.), взошедшего на престол пос­ле Июльской революции 1830 г. Одни­ми из самых острых были карикатуры и шаржи Оноре Домье.

Будущий художник родился в Мар­селе в семье стекольщика. Его родите­ли вскоре переехали в Париж. Домье не получил систематического художест­венного образования, что не помешало ему стать выдающимся мастером литографии. В своих произведениях он об­личал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодатель­ное чрево»; 1834 г.). Постоянным геро­ем художника был король Луи Филипп, на всех рисунках напоминающий огром­ную неповоротливую грушу. Он то вы­ступает в роли лицемера-врача, радост­но констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г.), то, обнявшись со своими со­ратниками, воровато вынимает из чу­жого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г.)...

Домье чутко и эмоционально ото­звался на террор, наступивший после

Июльской революции. Литография «Улица Транснонен» (1834 г.) изобража­ет трагический финал рабочих восста­ний в 1834 г. На улице Транснонен сол­даты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном выплывает из мрака фигура мёртвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голо­ву убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование До­мье проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочислен­ные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого.

Новый взлёт творчества художни­ка пришёлся на 1848 г. — время Фев­ральской революции. Стиль Домье несколько изменился, он стал более ди­намичным. Литография «Последнее заседание экс-министров» (1848 г.) изображает паническое бегство каби­нета министров Луи Филиппа при ви­де юной девушки — аллегорической фигуры Революции.

После прихода к власти императо­ра Наполеона III (1852—1870 гг.) поли­тическая сатира была запрещена.

Последний всплеск творческой активности стареющего художника снова был связан с политическими собы­тиями: франко-прусской войной 1870— 1871 гг. и Сентябрьской революцией

Оноре Домье. Законодательное чрево. 1834 г. Литография.

318

Оноре Домье. Дон Кихот. 1866—1868 гг.

Новая пинакотека, Мюнхен.

1870 г. На литографии «Бедная Франция! Ствол сломан, но корни ещё крепки» (1871 г.) Франция предстаёт искалечен­ным деревом с одной веткой, согнутой по­рывом ветра. Его корни глубоко уходят в землю, пытаясь найти в ней опору.

Домье как живописец был неизвестен современникам: он никогда не выставлял свои картины. Лёгкие свободные мазки, отдельные контрастные пятна краски, со­единяясь, рождают выразительный и яркий образ Дон Кихота. Он гордо вос­седает на тощей лошадёнке, прямой и са­моотверженный, — великий мечтатель, большой ребёнок, искренне верящий в до­бро и справедливость («Дон Кихот», 1866—1868 гг.).

Признание пришло к Оноре Домье уже после смерти. В 1901 г. в Париже устроили большую персональную выстав­ку мастера, где были показаны литогра­фии, сделанные им за сорок лет работы, и картины. Благодаря его достижениям техника литографии получила широкое распространение среди французских и европейских мастеров второй половины XIX столетия.

впечатления от природы. Отныне к пейзажу перестали относиться как к второстепенному и незначи­тельному жанру.

ГЮСТАВ КУРБЕ

(1819—1877)

Гюстав Курбе родился в семье зажи­точного землевладельца из маленько­го городка Орнана на юго-востоке Франции.

Париж узнал о существовании молодого художника в 1844 г., когда Курбе выставил в Салоне «Автопорт­рет с чёрной собакой» (1842 г.). На картине красивый юноша с длинны­ми волосами, он мечтательно смот­рит на зрителя. У него за спиной ска­листый пейзаж родного края, рядом большая собака с шелковистой чёр­ной шерстью.

В 40-х гг. художник познакомил­ся с поэтом Шарлем Бодлером, барбизонцами, известными критиками. Общение с этими людьми привлек­ло внимание Курбе к проблемам современности.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.