И стала Церковь сокровищницей не истины только, но и благодати. Чувствуешь потребность благодати? Иди в православную Церковь, приступи к таинствам, и получишь благодать всякую, какую взыщешь. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

И стала Церковь сокровищницей не истины только, но и благодати. Чувствуешь потребность благодати? Иди в православную Церковь, приступи к таинствам, и получишь благодать всякую, какую взыщешь.

2022-10-10 28
И стала Церковь сокровищницей не истины только, но и благодати. Чувствуешь потребность благодати? Иди в православную Церковь, приступи к таинствам, и получишь благодать всякую, какую взыщешь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возрождения ищешь? Взыщи его в св. православной Церкви. Она, и только она породит тебя водой и Духом в таинстве св. крещения. – Дара Духа Святаго ищешь? Взыщи его во св. православной Церкви. Она, и только она преподаст тебе его в таинстве миропомазания. – Согрешил? Каешься и ищешь врачевания душевных ран и разрешения уз совестных? Иди в православную Церковь. Она, и только она, в лице пастырей своих приявшая власть вязать и решить, разрешит тебя от грехов и исцелит раны души твоей врачевательнымиобязаниями. – Нужду имеешь и ищешь преискреннейшегообщения с Господом? Иди в св. православную Церковь. Она, и только она, дав тебе вкусить Тела и Крови Господа от жертвы Его, ею всегда приносимой, сделает, что ты будешь в Господе и Господь в тебе, по неложному Его обетованию. – Ищешь положить благодатную основу семейству своему? Иди в св. православную Церковь. Она доставит тебе сие благо, запечатлев благодатью брачный союз твой в таинстве брака. – Немоществуешь телом и ищешь врачевания? Обращайся к Церкви святой. Она доставит тебе сие благо и с отпущением грехов, чрез таинство елеосвящения". (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. 1892)

Говоря о таинствах, св. Феофан Затворник, как мы видим, неразрывно соединяет их существование в Церкви с действующей в ней благодатью:

«…есть из-за чего позаботиться о том, чтоб не отпасть от св. Церкви. Кто отпадет, тот лишается всех сих неоцененных благ ее и губит душу свою. В св. Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению - почему отпадающий от нее не имеет чем спасать себя. Для спасения нужна благодать: где возьмешь ее вне Церкви? Благодать подается чрез св. таинства, а Таинства хранятся во св. Церкви. Для совершения таинств нужно священство, а истинное священство есть только в Церкви. Стало, кто вне Церкви, тот без священства, без Таинств и без благодати. Чем же спасать ему душу свою?! Вот он и гибнет вне Церкви» (Феофан Затворник, свт. Вступили в Церковь? - Держитесь Церкви; иного спасения нет. Слово 24 августа 1864 г.)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учил, что «Папизм – так называется ересь… По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов».

Св. Киприан Карфагенский писал: «Если еретики верны Церкви и находятся в Церкви, то, конечно, они могут пользоваться и крещением ее и прочими спасительными благами. Если же они вне Церкви и действуют даже против Церкви, то каким образом могут крестить крещением Церкви?» «Покровительствующие еретикам и раскольникам пусть отвечают нам: имеют ли сии Святаго Духа или не имеют? Если имеют, то для чего на крещаемых, когда они приходят, возлагаются руки (т.е. миропомазание) для низведения на них Святаго Духа, Который, конечно, был бы получен там, где и мог быть дарован, если бы Он был там? Если же крещенные вне Церкви еретики и раскольники не имеют Святаго Духа, то очевидно, что и отпущение грехов не может быть дано через тех, о коих известно, что они не имеют Святаго Духа».

Святитель Василий Великий чётко и внятно объясняет, почему таинства еретиков безблагодатны, в своём каноническом Первом правиле:

«…хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали. Вот почему …прилично нам отвергать их крещение…».

Той же точки зрения придерживался и св. Афанасий Александрийский – он пишет о безблагодатности крещения ариан и других еретиков и называет их действие «осквернение нечестием»:

«Если тайноводство [крещение] преподается … по собственному их вымышлению… то не совершенно ли пусто и бесполезно преподаваемое ими крещение, имеющее только мнимый вид, в действительности же ни мало не вспомоществующее благочестию?

…Не тот преподает, кто говорит только: Господи! Но кто с этим именем и соединяет правую веру. Посему и Спаситель не просто заповедал крестить, но говорит прежде: «научите»; а потом уже: крестите «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19), чтобы от научения произошла правая вера, а с верою соединялось тайноводство крещения.

И другие многие ереси, произнося только имена, но мудрствуя неправо, а потому, как сказано, не имея здравой веры, бесполезною имеют преподаваемую ими воду как скудную благочестием; почему окропляемый [крещаемый] ими боле осквернится нечестием, нежели омывается…

Мудрствующие по ариеву, хотя читают написанное и произносят имена, но вводят в обман принимающих от них крещение: потому что сами нечестивее прочих еретиков и постепенно преуспевают пред ними в нечестии.Принимая по-видимому, крещение во имя несущего, ничего не примут они» (т. 2, «На ариан слово второе», гл. 42, 43).

Это высказывание св. Афанасия Великого особенно важно в свете современных споров о таинствах еретиков. Обратите внимание на его слова: «не совершенно ли пусто и бесполезно преподаваемое ими крещение, имеющее только мнимый вид… Не тот преподает, кто говорит только: Господи! Но кто с этим именем и соединяет правую веру. … произнося только имена, но мудрствуя неправо… не имея здравой веры, бесполезною имеют преподаваемую ими воду … почему окропляемый [крещаемый] ими боле осквернится нечестием, нежели омывается… хотя … и произносят имена, но вводят в обман принимающих от них крещение… ничего не примут они».

В 4 правиле II Вселенского собора определено, что, как бы точно ни совершался чин, если он совершен не в Церкви, то он не имеет благодати. Это определение было вынесено относительно Максима Киника и его незаконных хиротоний. Правило гласит: «ниже Максим был или есть епископ, ниже поставленные им на какую бы то ни было степень клира».

О том же, как мы видели, писал и преп. Никодим Святогорец: «когда эти пребожественные имена произносятся устами еретиков, то они бесплодны и безуспешны. Ибо, если бы это было не так, то в таком случае, нам, конечно же, следует верить и в то, что чудеса совершаются и ведьмами, повторяющими божественные имена в своих заклинаниях».

Из этих определений святых отцов ясно, что если нет правой веры, то ни «правильные» действия, ни «правильные» словесные формулы, заимствованные из православного чина совершения таинств, - ничто не сделает совершаемые еретиками действия истинным таинством, ничто не привлечёт благодать. Спасающая благодать Божия действует только в Православной Церкви, для этого и учреждённой Богом, и нигде более. Полагать иначе – значит неосознанно исповедовать, что Бог подчиняется неким сакраментальным формулам и тот, кто их произнёс, заставляет Бога против Его воли ниспосылать благодать на неверных, от которых Он уже отошёл за нечестие.

«Ведь крещение не есть магический акт, в котором важна формула заклинания, действующая независимо ни от положения того, кто ее произносит, ни от веры крещаемого. … Вера в силу правильно произнесенной сакраментальной формулы, независимо от того, запрещен ли произносящий ее, или лишен сана, свойственна католикам, а не Православной Церкви» - замечает по этому поводу еп. Григорий (Граббе).

Некоторые сторонники благодатности таинств еретиков утверждают, что преп. Феодор Студит будто бы полагал, что у некоторых еретиков может действовать благодать, ссылаясь на его следование св. Василию Великому в различении еретиков на «еретиков в собственном смысле" и тех, которые "исповедуют и веру, и Крещение в Троицу с сохранением особого свойства каждой Ипостаси, а не только одного общего Трем, хотя о другом и учат еретически". Однако его послания опровергают эти утверждения. Ведь и св. Василий Великий, различая степени отступления от Церкви, не признавал благодатности таинств у еретиков (1 правило).

Преп. Феодор Студит, также как и Патриархи в Послании (см. ниже) пишет о необходимости принимать таинства только от православных и вне всякого общения с еретиками, т. е. он не признаёт благодатными еретические таинства. Так, он отвечает на вопрос: «Относительно крещения, когда нет церкви, занимаемой православными, и когда нас просят; где следует запечатлевать, оглашать и крестить, и какие должны быть родители и восприемники? – Ответ: Не должно входить, как выше сказано, в церковь, занимаемую еретиками, ни тем более – совершать сказанное. Но за неимением церкви нужно войти в чистейшее место дома, и там, на освященном жертвеннике или столе, имеющий совершать священнодействие пусть совершает святое крещение. Восприемниками же надобно принимать таких, которые не имеют общения с еретиками, так же и родители должны быть не причастны к ним». (Послание 91(279).Разрешение различных вопросов).

Равно и в других своих посланиях преп. Феодор Студит однозначно отрицает все таинства еретиков, утверждая, что у них не может быть благодати:

«Пресвитеру и игумену ты хорошо ответил, что отлучены от священнослужения те, кто ныне рукоположен епископом, оказавшимся еретиком... А так как он находится в ереси… невозможно, чтобы рукополагаемые им были истинными служителями Божиими» (Там же, часть 1, письмо 40.К Навкратию сыну, стр. 288).

 

«Разве вы не знаете, что говорит тот же отец (Василий Великий) в другом письме? “Не признаю епископом и не причислю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники” (Письмо Василия Великого 232)» (Там же, часть 2, письмо 11.К Навкратию сыну, стр. 343).

«…сражающихся во мраке ереси. … Свидетельствую пред Богом и людьми: они сами себя отторгли от тела Христова, от верховного престола, на который Христос положил ключи веры, которой, по обетованию Неложного, не преодолели и не преодолеют до скончания века врата адовы, т.е. уста еретиков (Мф.16:18). … они... от …церковного тела отторглись... Итак, они чужды Христу, следовательно, мертвы и ходят во мраке». (Послание 63(122).К Навкратию, сыну)

«Некрещеному полезнее, если не найдется православного для совершения Крещения, креститься от монаха, или, за неимением и этого, от мирянина, произносящего: «Крещаетсятакой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа», – нежели отойти непросвещенным. И он становится поистине крещеным». (Послание 24(83).К Игнатию, сыну)

«Те, которые дерзнув открыто нарушить Евангелие предали анафеме не хотевших нарушать его… у них нет священства, жертвы и прочих средств врачевания наших душевных болезней». (Послание 36.К Евпрепиану и находящимся с ним)

«Мы… одобряем расположение твое, поистине прекрасное и похвальное. Ты всячески старался воздерживаться от общения с еретиками …Продолжай же воздерживаться, ибо таким образом ты окажешь свою любовь к Богу и общение с Ним, а противоположное общение отделяет от Христа». (Послание 45(233).К Филофею ктитору)

«Ибо храм, оскверненный еретиками, не есть святой храм Божий, но, как говорит Василий Великий, обыкновенный дом, так как бывший при нем Ангел, данный каждой церкви, отступил от него за нечестие. Посему и совершаемое в нем жертвоприношение не принимается Богом». (Послание 80(139).К Иоанну, логофету)

«Молитвы за богослужением принадлежат православным. К чему же это поведет, если они читаются у еретиков? Ведь они мыслят не так, как составитель молитвы, и не веруют в самый смысл ее слов. … Это подобно тому, как если бы кто говорил: «верую в Отца и Сына и Святого Духа», – а мыслил бы, что Отец и Сын и Святой Дух суть одна ипостась, трояко именуемая. Что же? Неужели мы скажем, что такой верует в Троицу? Ни в каком случае, хотя бы он это и утверждал. Точно также и в данном случае: он верует не так, как говорит, хотя тайнодействие и православно.

Но хотя бы и тот исповедал символ веры, и другой молился за богослужением, он скорее оскорбляет Литургию и издевается над ней, ибо и волхвы и обаятели прибегают к божественным песням в отношении к бесноватым.

Если нет православного совершителя крещения, для некрещеного лучше креститься от православного монаха, а если нет и монаха, то от православного мирянина – при произнесении слов: «крещается такой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа», – чем умереть непросвещенным. И такое крещение действительно, ибо «по необходимости и перемена закона бывает» (Евр.7:12), как это доказано относительно древности». (Послание 308(496).Чаду Игнатию)

«Написано: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в Трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:21).

То же самое – относительно церквей. «Какая совместность храма Божиего с идолами» (2Кор.6:16)? Итак, не должно входить в храмы еретиков, – так повелел нам святой Собор, – кроме случаев, когда православный храм окажется в совершенной власти еретика, который еще не служил в нем. Тогда можно и входить, и служить православному». (Послание 20(79).К Макарию, игумену)

«"Вопрос 18". Об отце моем; следует ли поминать его на Литургии?

"Ответ". Хотя бы то был отец, хотя бы мать, хотя бы брат, хотя бы кто-нибудь другой, обличенный в общении с ересью вплоть до смерти, он, как сказано в предыдущей главе, не должен быть поминаем на Литургии; а разве только каждый в душе своей может молиться за таких и творить за них милостыни. Ибо как может тот, кто при жизни имел общение с еретиками и погребен в таком состоянии, быть внесен в помянники при священнодействии православных? Никак нет». (Послание 91(279).Разрешение различных вопросов)

Даже эти немногие свидетельства святых отцов уже отвечают на аргументы тех, кто утверждает, будто у еретиков существуют благодатные таинства. Приведу несколько соображений и по поводу других их аргументов.

Очевидно, что невозможно передать, «делегировать» благодать, ведь она не принадлежит никому из людей: Бог спасающей благодатью Сам действует в Своей Церкви и не подчиняется магическим формулам. Нет в Церкви и учения о спасающей благодати, которая не действует и не спасает. Бог или действует спасающей благодатью в таинствах Своей Церкви - или не действует, там, где царит нечестие. Иными словами, есть благодатные спасительные таинства Церкви - и безблагодатные действия еретиков.

Св. Серафим (Соболев) придерживался мнения, что «хотя по апостольскому преемству внутренняя возрождающая благодать и сообщается в католичестве через таинства крещения и миропомазания, но… она здесь не действует, и принявшее эту благодать отлучаются от нее, точнее, от ее спасительного действия» (Искажение православной истины в русской богословской мысли), «Католичество надо назвать расколом с еретическим исповеданием, в силу чего, хотя апостольское преемство с таинствами здесь и есть, но внутренняя возрождающая благодать Св. Духа для католиков не является действенною и, следовательно, она не возрождает и не спасает их. … протестантство... Здесь нет совсем возрождающей благодати, ибо нет таинства св. миропомазания и нет апостольского преемства." (По поводу книги проф. протоиерея П.Я. Светлова «Идея Царства Божия»)

Однако святитель Василий Великий в 1-м правиле говорит однозначно, что у еретиков не может быть законного благодатного преемства, а только номинальное: "отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали".

О том же писал о католиках и преп. Никодим Святогорец, повторю часть его высказывания: «став мирянами в результате их отсечения от Православной Церкви, они больше не имеют на себе благодати Святаго Духа, посредством которой православные священники совершают таинства. Это один из аргументов, столь же сильный и неоспоримый, сколь сильны и неоспоримы Правила святого Василия Великого и слова святого священномученика Киприана, поскольку они были приняты святым и Вселенским Шестым собором и имеют [вселенский] авторитет».

Отсюда видно, что наличие механического преемства не является гарантией благодатности таинств. Ересь уничтожает законное преемство, отлучая от Бога.

Здесь поневоле вспомнишь ответ преп. Варсануфия Великого вопрошавшему, как это святые отцы могли иногда высказывать ошибочные мнения:

«…послушайте, что Бог открыл мне… Святые, сделавшись учителями… весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, то есть учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и, таким образом, мнения учителей их перемешались с их собственным учением, и святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те, и другие слова приписаны были им. …святые Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследуя слов их, тогда как им должно было исследовать оные, и чрез молитву к Богу и вопрошения просвещенных Духом удостовериться, справедливы ли они. Таким образом, перемешались учения, и всё, что говорили сии святые мужи, их имени приписывалось» (Ответ на вопрос 610).

Ещё один аргумент – мнение священноисповедника Никодима (Милаша). Он писал:

"...руководствуясь в вопросе о крещении, совершенном в неправославном обществе, общими предписаниями соборов и отцов, принцип православной церкви можно начертать следующим образом: крещение, как установление Иисуса Христа, может совершаться только в Его церкви и, следовательно, только в церкви может быть правильно и спасительно; но если и другие христианские общества, находящиеся вне православной церкви, имеют сознательное намерение ввести новокрещеного в Христову церковь, т. е. имеют намерение сообщить ему через крещение божественную благодать для того, чтобы он силою Святаго Духа сделался истинным членом тела Христова и возрожденным чадом Божиим, тогда и крещение, полученное в таком обществе, будет считаться настолько действительным, насколько оно совершено на основании веры в Святую Троицу, во имя Отца и Сына и Духа Святаго, потому что, где с верою дано и принято такое крещение, там оно должно действовать благодатно и там не преминет явиться помощь Христова. Всякое общество, искажающее учение о Боге и не признающее троичности святых Лиц в Божестве, не может совершать правильного крещения, и крещение, совершенное в нем, не есть крещение, потому что подобное общество стоит вне христианства. В силу этого православная церковь признает действительным и спасительным крещение всякого христианского общества, находящегося вне ее ограды, будь оно еретическое или раскольническое, если крещение это совершено истинно во имя Отца и Сына и Святаго Духа".

Это странно писать, но св. Никодим здесь противоречит сам себе, говоря:

1) принцип православной церкви … крещение… может совершаться только в Его церкви и, следовательно, только в церкви может быть правильно и спасительно


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.