Вопрос 4. Литературоведческие основы, определяющие работу над художественным произведением в начальной школе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Вопрос 4. Литературоведческие основы, определяющие работу над художественным произведением в начальной школе

2022-10-10 39
Вопрос 4. Литературоведческие основы, определяющие работу над художественным произведением в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 4. Литературоведческие основы, определяющие работу над художественным произведением в начальной школе

Объективным содержанием любого произведения является действительность. В художественном произведении жизнь произведения представлена в образах. Образная форма отражения действительности, как отмечается в литературоведении, является существенным отличием художественного произведения от научного. Для образного отражения характерны две ведущие черты: обобщенность и индивидуальность.

Указанная особенность художественной литературы неоднократно отмечалась в высказываниях литературоведов, критиков, писателей. А. М. Горький предлагал называть литературу «человековедением».

В литературном произведении имеет место и субъективная оценка автора. Эта субъективная оценка также передается через образ. Сам отбор жизненных ситуаций, в которых оказывается действующее лицо, его поступки, отношения с окружающим и людьми и природой, несут на себе авторскую оценку.

Приведенные выше положения имеют большое теоретико-практическое значение для методики. Во-первых, при проведении анализа художественного произведения учитель центральное место отводит раскрытию мотивов поведения действующих лиц и авторского отношения к изображаемому. Во-вторых, в любом художественном произведении описываются события определенного исторического периода. Применительно к начальным классам это означает необходимость краткого ознакомления учащихся со временем, которое нашло отражение в произведении. В-третьих, целесообразно знакомить младших школьников с жизнью писателя, его взглядами, так как в художественном произведении автор стремится передать свое отношение к изображаемым жизненным фактам.

При анализе художественного произведения важно учить младших школьников понимать идейную направленность произведения, так как это необходимо для правильного восприятия произведения, для формирования мировоззренческих взглядов учащихся, их гражданских чувств.

Для правильной организации работы над художественным произведением необходимо исходить из положения о соотношении формы и содержания. Форма литературного произведения охватывает в целом способ изображения писателем действительности. Для создания того или иного образа писатель использует вполне определенные изобразительные средства, определенную языковую форму, в наибольшей степени соответствующую сущности образа. Так форма и содержание вступают во взаимодействие. Это взаимодействие — пронизывает все компоненты произведения.

Вопрос 12. Подготовка учащихся к восприятию художественного произведения. Приемы, позволяющие учащимся осуществлять прогноз того, что предстоит читать.

Задачи подготовительной работы разнообразны, зависят от возрастных особенностей учащихся, уровня их читательского развития, содержания и художественных особенностей литературного произведения. Одной из важных задач подготовительной работы является актуализация знаний учащихся о явлениях, событиях, изображенных в произведении, а также расширение их представлений в этой области, сообщение новых сведений.

Как правило, подготовительная работа происходит в форме беседы, в которой попутно выясня-ются лексическое значение слов из текста. Полезно познакомить читателей с писателем: сооб-щить наиболее яркие и интересные детям этого возраста эпизоды из его биографии, показать портрет писателя. Продуктивным оказывается работа с авторской выставкой книг, некоторые из них дети уже могли прочитать. В этом случае автор предстает уже не как новое лицо, а как знакомый по книгам собеседник. С произведениями некоторых писателей дети знакомятся от класса к классу, тогда работу с выставкой книг писателя можно перемежать беседой о тематике и жанровых особенностях творчества автора. Эмоциональный настрой как необходимый аспект восприятия поэтических произведений могут создать прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и картин, демонстрация фильмов. Нельзя забывать и о формировании мотивов предстоящей читательской деятельности.

Результатом подготовительной работы становится формирование цели предстоящего восприятия текста художественного произведения. В этом смысле эффективной оказывается беседа о заглавии текста художественного произведения, которое вместе с началом текста является сильной его позицией.

На подготовительном этапе для включения детей в тему чтения рекомендуется применять дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, например, загадок по теме; показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото; прослушивание музыкальных произведенииилиотрывковизних. Привлечениетакихсредствдляподготовкик восприятиюпроизведениясоздаетособуюэмоциональнуюатмосферу, котораяспособствуетболееглубокомупроникновениювтекст.

Рассмотримвидыиприемыработы, нацеленныена подготовку к восприятию произведения.Все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, можно разделить на две группы: –компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности;

 –формирующие тип правильной читательской деятельности.

К первой группе приемов можно отнести беседу учителя с детьми, рассказ учителя, словарную работу. Ко второй – предварительное рассматривание иллюстраций, работу с названием произведения, вычленении из текста ориентирующих слов.

Формирующие приёмы связаны с прогнозом того, что мы будем читать на уроке:

1. Прогноз по автору, если дети уже знакомы с ним/ отсутствие автора

2. Рассматривание иллюстраций

3. Прогноз по заглавию текста

4. По форме произведения

5. По разделу в учебнике

6. По опорным словам

Моделирование обложек

Моделирование обложки выполняется по определенному алгоритму после прослушивания произведения. Для создания модели обложки необходимо взять четверть листа бумаги и цветные карандаши. Учитель работает на доске, а ребята ― на листиках. Жанр произведения обозначается геометрической фигурой, тема ― цветом, фамилия автора обозначаются рамочкой в верхней части модели, заголовок ― рамочкой в нижней части листа.

Затем проводится работа с выполненной моделью:

Покажите фамилию автора.

Прочитайте фамилию автора.

Что мы прочитали (фамилию автора).

Прочитайте заголовок. Что мы прочитали (заголовок).

Как называется произведение?

Подводя итог урока, обязательно нужно обратиться к этой модели.

 ― Что вы сегодня слушали? О чём это стихотворение? Кто написал это стихотворение? Покажите на модели и произнесите фамилию автора. Покажите на модели заголовок и прочитайте.

Рисование обложки способствует развитию образного мышления, творческих способностей, пониманию темы и жанра изучаемого произведения. Работа с моделями обложек помогает выявлять читательский опыт.

Впоследствии ребятам предлагаются задания, где нужно не только составить модель обложки, но и дополнить её, сравнить две обложки, подобрать к предложенной модели изученные произведения.

Если на уроке изучаются разножанровые произведения, то модели обложек нужно сравнивать обязательно.

С моделями обложек можно выполнять различные упражнения:

1) Назвать произведение к каждой модели. Например, учитель показывает модель с изображением зелёного прямоугольника (это рассказ о природе

 2) На каждом уроке отводится несколько минут на упражнения с книгами и моделями. В самом начале урока дети рассматривают книги, которые они принесли на урок. Обязательно правильно называют книгу (фамилию автора и заглавие).

3) Упражнение с книгами-сказками: подобрать сказки по темам, соотнести их с моделями обложек.

2. Моделирование цепочки событий помогает понять композицию произведения.

При составлении модельного плана используются «заместители» имён персонажей, которые представляет собой печатную букву, обведённую кружочком. Последовательность событий записывается цепочкой. Работая над первой частью русской народной сказки «Зимовье зверей», дети составляют цепочку событий.

Последний элемент цепочки добавляется уже при работе над третьей частью.

Модели помогают осмыслить, проанализировать произведение. По второй части сказки дети строят модели взаимоотношений героев произведения.

Составление цепочки событий помогает запомнить композицию сказки.

Модель-описание

В некоторые произведениях понять идею произведения помогает работа над образом героя. В этих случаях следует использовать модель- описание. Для построения такой модели дети должны внимательно относиться к авторским словам, внимательно читать текст произведения.

Модель-описание к сказке В. Беспалькова «Совушка»:

― Как в сказке отец и мать называли сову?

 

Эти модели можно использовать для отработки читательских умений: читать выразительно отдельные эпизоды, работать с текстом произведения, составлять полный пересказ, краткий, рассказывать об отношениях героев. Это используется не только для составления образа героя, но и при работе над литературоведческими понятиями. Например, писатели-сказочники.

Модель-сравнение

Модель-сравнение помогает работе над образами героев. Так, изучая норвежскую сказку «Лис Миккель и медведь Бамсе» в переводе и обработке Ф. Золотаревского, дети строят такие модели-описания:

Составив такие модели, ребята легко приходят к выводу, что у разных народов существуют сказки с похожими сюжетами. Сказки эти разных народов, поэтому и отличаются они своими героями, но учат смекалке, находчивости, бдительности.

6. Модель рассуждение помогает анализировать, отбирать необходимую информацию. Эта модель помогает ответить на вопрос «почему?»

Используя приемы моделирования, ребята показывают высокий уровень теоретических знаний и практических умений. Учиться им становится легко и интересно.

Модель схемы-общения

 

Работа с моделями способствует развитию образного и логического мышления. В результате повышается уровень понимания содержания текста, дети учатся внимательно относиться к содержанию и композиции произведения, находить информацию для аргументации своего ответа. Являясь наглядной опорой, модели обеспечивают развитие устной и письменной речи, всех видов пересказа (подробного, краткого, выборочного).Моделирование позволяет включить каждого ученика в учебный процесс, где каждый имеет возможность работать в соответствии со своими возможностями. Эффективно происходит формирование читательских умений каждого ученика.Регулярное использование технологии моделирования обогащает литературное развитие обучающихся.

Вопрос 23 Словесное иллюстрирование как прием анализа и творческой работы.
Словесное рисование (устное и письменное) — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении произведения. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией.
Этот прием направлен прежде всего на развитие способности к конкретизации словесных образов(воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно.
При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пересказ авторского текста, а при слишком активном непроизвольном воображении «забыть» об авторской картине и начать описывать свою собственную.
Этот прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, по добрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание.
Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечитывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир произведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей(в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоздается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными деталями. Тогда результатом работы, в основе которой — анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замысла описание, а творческая картина, адекватная авторскому замыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оценочная.
Обучение приему протекает:
1.Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал.
2.Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание.
3.Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.
Уже на самых первых парах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?» И т.п.
Также помогаем детям вопросами:
— На каком фоне происходит действие?
— Где стоит герой, как он стоит, куда смотрит,что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?

Вопрос 24. Обобщающая работа над художественным произведением(этап вторичного синтеза)
На этапе вторичного синтеза подводим итоги по прочитанному произведению, выделяем главную мысль.
Приемы вторичного синтеза:
1)Главная мысль своими словами, главная мысль в тексте (в басне – мораль). Можно использовать ряд пословиц (3-5) и дети находят пословицу, которая наиболее точно описывает главную мысль
2)Обобщение по жанру, если с ним дети сталкиваются впервые
3)Вопросы понравилось/не понравилось. Что именно понравилось? Почему? Можно перечитать наиболее понравившиеся строчки.

Вопрос 25 Творческие работы на уроке:
- выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения;
- графическое иллюстрирование;
- словесное рисование картин;
- творческий пересказ;
- чтение по ролям;
- драматизация.
Остановимся на некоторых приемах.
Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса:
1) что будет нарисовано? (Содержание);
2) как мы расположим объекты на картине (что на переднем мне, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре. Какие позы выберем для людей и т.п.)? (Композиция);
3) какие краски используем для картины? (Цветовое решение.)
Цель творческого пересказа – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

Вопрос 26Пересказ в системе литературного чтения виды пересказа подготовка учащихся к пересказу

У младших школьников формируются умения в построении предложений (ответы на вопросы учителя, составление плана). Дети учатся создавать свои собственные тексты на основе увиденного, прочитанного и услышанного. Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения при составлении рассказа о герое, при словесном рисовании, при составлении диафильма, при пересказе. Значительную роль в развитии связной речи учащихся играют пересказы разных текстов.

 Значение пересказа.

Активное средство нравственного воспитания (хорошо подобранный литературный материал воспитывает гражданские и нравственные качества. Учит увидеть красоту души человека, родной природы, ощущать прелесть и богатство родного языка.) Пересказывая текст, ученик не только вновь переживает содержание прочитанного, но и выражает собственное отношение.

Развитие мышления (качество пересказа показывает, насколько глубоко учащийся осознал содержание прочитанного, умеет выделять главное, устанавливать логическую последовательность событий).

Развитие речи (дети учатся правильно выбирать слова, подражают языку сказок, автора, употреблять научные термины).

Пересказ готовит к написанию изложения и изучению других предметов в среднем звене школы.

Виды пересказа.

По объёму: полный и частичный.

Полный – пересказ содержания всего текста от начала до конца.

Частичный – пересказ отдельной части, эпизода.

По степени детализации: подробный (близкий к тексту) и сжатый, краткий (передача основного содержания, главного).

Подробный пересказ особенно важен для обогащения знаний рассказчика. Вооружает его методикой подготовки к любому связному высказыванию и учит сознательному отбору языковых средств. Близко к тексту рассказывают сказки, научно – популярные статьи, описание природы.

Частичные пересказы нужны на обобщающем уроке.

Сжатый пересказ более труден, т. к. требует большой аналитико-синтетической работы (отбираются детали, отбирается основное).

Творческие пересказы:

с изменением лица рассказчика (Я ОН),

пересказ по изменённому плану,

с творческим дополнением к тексту автора,

от лица одного из героев.

Методические требования к пересказу.

Пересказ обычно проводится после повторного чтения, анализа, уяснения главной мысли, составления плана.

Нельзя пересказывать басни, лирические стихи, большие по объёму произведения, очень эмоциональные рассказы, где много диалога.

Оценивая пересказ, необходимо учитывать выразительность речи, правильность и живость интонации, темы речи.

Проверку пересказа нужно планировать так, чтобы спросить всех. Для этого можно использовать пересказ в парах.

Пересказ может быть домашним заданием.

Умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном – важнейшие качества связной речи. Эта задача гораздо сложнее, чем подготовить подробный пересказ. Для этой цели нужно предлагать учащимся попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию написанного. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения. Ещё один приём – это составление плана, так как план направляет внимание на основное содержание текста. На уроках читать ученикам части произведения (сказки, рассказа), а перед чтением дать задание: озаглавить текст, выделить главное. К концу урока получится готовый план, по которому ребята могут готовить дома краткий пересказ. Так же можно использовать составление картинного плана.

Вопрос 4. Литературоведческие основы, определяющие работу над художественным произведением в начальной школе

Объективным содержанием любого произведения является действительность. В художественном произведении жизнь произведения представлена в образах. Образная форма отражения действительности, как отмечается в литературоведении, является существенным отличием художественного произведения от научного. Для образного отражения характерны две ведущие черты: обобщенность и индивидуальность.

Указанная особенность художественной литературы неоднократно отмечалась в высказываниях литературоведов, критиков, писателей. А. М. Горький предлагал называть литературу «человековедением».

В литературном произведении имеет место и субъективная оценка автора. Эта субъективная оценка также передается через образ. Сам отбор жизненных ситуаций, в которых оказывается действующее лицо, его поступки, отношения с окружающим и людьми и природой, несут на себе авторскую оценку.

Приведенные выше положения имеют большое теоретико-практическое значение для методики. Во-первых, при проведении анализа художественного произведения учитель центральное место отводит раскрытию мотивов поведения действующих лиц и авторского отношения к изображаемому. Во-вторых, в любом художественном произведении описываются события определенного исторического периода. Применительно к начальным классам это означает необходимость краткого ознакомления учащихся со временем, которое нашло отражение в произведении. В-третьих, целесообразно знакомить младших школьников с жизнью писателя, его взглядами, так как в художественном произведении автор стремится передать свое отношение к изображаемым жизненным фактам.

При анализе художественного произведения важно учить младших школьников понимать идейную направленность произведения, так как это необходимо для правильного восприятия произведения, для формирования мировоззренческих взглядов учащихся, их гражданских чувств.

Для правильной организации работы над художественным произведением необходимо исходить из положения о соотношении формы и содержания. Форма литературного произведения охватывает в целом способ изображения писателем действительности. Для создания того или иного образа писатель использует вполне определенные изобразительные средства, определенную языковую форму, в наибольшей степени соответствующую сущности образа. Так форма и содержание вступают во взаимодействие. Это взаимодействие — пронизывает все компоненты произведения.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.