В мире нет аналога феномену Анастасии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

В мире нет аналога феномену Анастасии

2022-10-10 41
В мире нет аналога феномену Анастасии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анастасия Ивановна Никишева родилась в г. Тбилиси, Надзала-девском районе, на улице Аллилуева, 11 (ныне ул. Химшиашвили).

В конце XIX века в этом районе жило в основном русское на­селение, прибывшее из России для благоустройства Тифлиссской железной дороги, где работал инженером отец Анастасии.

Анастасии было три года, когда скончалась мать. Отец вторично женился. У Анастасии были две сестры: Анна - 1890 года рожде­ния и Вера - 1900 года рождения.

Говорят, Анастасия была необыкновенно красивой. У нее был сильный голос, длинные пальцы, черные волосы, которые сохра­нились до старости, темные глаза.

«Глаза Анастасии светились, похожи были на лучи или огни, которые, как прожекторы освещали ночное небо. Ее взгляд как бы пронизывал человека насквозь и человек невольно чувствовал при этом какое-то изумление, похожее на испуг, понимая, что этот взгляд видит все в его душе: его жизнь, его прошлое, его будущее» - пишет архимандрит Рафаил (Карелин).

Анастасия училась в женской семинарии, пела в церкви Ивер-ской Божьей матери в Надзаладевском районе. Церковь находилась недалеко от ее дома.

В возрасте 18-20 лет работала в Доме связи на нынешнем про­спекте Руставели. В бывшем Воронцовском дворце (в данное время Дворец учащейся молодежи) устраивались праздничные вечера. На одном из таких вечеров Анастасия познакомилась с мо­лодым офицером гвардии, который полюбил ее. Они собирались пожениться.

Однажды Анастасия поздно вернулась домой. Мачеха не пу­стила ее в дом, и Анастасии пришлось всю ночь провести во дворе.


Она простудилась и не могла выйти на работу. В один из вечеров Анастасию пришел проведать ее возлюбленный офицер. Мачеха открыла ему двери и сказал: «Анастасии нет дома, она сошла с ума и ее забрали в психиатрическую больницу. Поэтому ваша свадьба не состоится!..»

Потеряв всякую надежду, в отчаянии офицер тут же достал ору­жие и застрелился.

После этого ужасного события Анастасия не пожелала войти в дом. Несколько десятков лет она сидела, не вставая, во дворе сво­его дома под навесом. Она потеряла способность передвигаться.

Как-то ее силой ввели в дом, однако через три дня там возник пожар и вынуждены были вывести ее во двор. После этого всю жизнь - 64 года - день и ночь, летом и зимой, в дождь и ураган она сидела не двигаясь и постоянно молилась. А когда пытались ей сделать крышу над головой, она все-таки выходила во двор. Ей принесли военную шинель, чтобы прикрыться от дождя, но она даже не прикоснулась к ней, сидела, как каменная статуя и моли­лась. Никогда не жаловалась, что что-то беспокоит или болит, сама вырывала зубы себе, а от сидячего образа жизни у нее деформиро­вались ноги под коленками.

Сидя во дворе Анастасия читала книги на древнеславянском языке, которые прятала в сундуке (сундук стоял рядом). На голове была связанная ею шапка, на плечах - легкая накидка, на ногах -вязанные носки без пяток. Обувь она не одевала. Для естественных потребностей садилась на ночной горшок, которым пользовалась как стулом. У ночного горшка края были поломаны, они впивались в тело и от этого появлялись кровавые язвы, но эти язвы не гнои­лись. (Ночной горшок она доверяла своему племяннику Георгию. Ему было поручено выносить его, а за это она платила пять копе­ек и угощала лимонадом)


Ее племянник Георгий Макашвили-Сазонов вспоминает: зи­мой, выйдя во двор, он не раз видел Анастасию покрытую снегом, однако с рук ее поднимался благоухающий пар.

В годы Великой Отечественной войны у Анастасии было мно­го посетителей. В основном - верующие женщины и мужчины. У Анастасии был талант предсказывания и пришедшие к ней люди интересовались судьбой своих близких и родных, которые не вер­нулись с войны. Если она давала землю, то это означало, что чело­век погиб, а кому протягивала фрукты, то это означало, что можно надеяться на их возвращение.

Во дворе Анастасии всегда было многолюдно. Посетители си­дели на низких стульях-табуретках. (Во дворе было много таких табуреток. После смерти Анастасии их разобрали, как священные реликвии. Один такой стул есть у отца Рафаила). Прихожане моли­лись, пели духовные песни. В конце улицы находилось отделение милиции, для которой не оставались незаметными эти сборища людей. Часто работники милиции разгоняли этих людей. Были и такие случаи, когда работники милиции просили верующих петь вполголоса, чтобы не беспокоить соседей!..

Анастасии приносили много гостинцев, которые она не остав­ляла себе, а раздавала нуждающимся. Она не от всех любила при­нимать пожертвования. Очень любила грушевый лимонад. Верую­щие женщины готовили ей еду, а затем все вместе потчевали.

Ее современницы - сестры Евдокия и Раиса Марченко вспоми­нают, что в год один раз в день Крещения Господня - 19 января, прикрыв простынями, купали во дворе Анастасию водой, прине­сенной из церкви. И даже в середине зимы с ее тела поднимался благоухающий пар.

Сестры вспоминают, что они с благословения Анастасии поеха­ли к Кукше одесситу (ныне он объявлен святым). Он позвал сестер


Марченко и сказал: «Почему вы приехали ко мне, в то время, как у вас в Грузии сидит величайший «столб».

Каждое утро, проснувшись, Анастасия благодарила за это Бога.

В последние годы Анастасия просила Георгия покороче по­стричь ей волосы. Ногти на руках стригла сама. У Анастасии до конца жизни были черные волосы.

Часто к Анастасии приезжали верующие, монахини из России. К ней приходил архимандрит Рафаил (Карелин) - автор книги «На пути от времени в вечность», в которой описал жизнь сидячей Анастасии.

Вот, что вспоминает племянник Анастасии Георгий Макашви-ли-Сазонов.

«С моей тетей Анастасией я жил почти с 1940 года. Любил ее, как родную мать. В начале Анастасия два-три дня сидела в саду, потом сестры и родственники завели ее в дом. Вскоре там возник пожар и вся комната сгорела. После этого случая Анастасия опять вернулась во двор. Мою маму звали Анной, она скончалась в 1947 году, а отца моего расстреляли во время репрессий в 1930-е годы. Моя настоящая фамилия Макашвили. Однако, в виду того, что в те годы расправлялись с семьями репрессированных, моя тетя меня усыновила и поменяла фамилию.

В 1950-1952 годах в Тбилиси произошло наводнение - Кукий-ское кладбище было покрыто водой (некоторые могилы вода срав­няла с землей). Тогда и мы потеряли могилу моей мамы. В 1938 году моя тетя перевела меня на постоянное жительство в Баку, так как там служил ее муж. Через два года я возвратился в Тбилиси.

Когда началась война, в городе остались только женщины и дети. В нашем дворе собиралось много людей. Они приходили к Анастасии и беседовали о своих бедах. Моя тетя молилась за них и давала нужные советы. В период войны много людей приезжа-


ли, чтобы увидеться лично с Анастасией. С ними она долго бе­седовала. Во время таких встреч посторонние не присутствовали, со всеми тетя беседовала отдельно. Некоторых она очень любила, принимала с особой лаской, угощала, а на некоторых - кричала, выгоняла и не брала принесенные ими сладости. Двор тогда был покатый, со временем мы его сравняли. Бывало, когда Анастасия швыряла принесенные ей фрукты, они катились по двору до ворот, а потом их забирали дети.

Я говорил ей, что стыдно, почему ты так поступаешь?! В ответ она сердилась...

Однажды зимой выпало много снега, Анастасия была вся по­крыта снегом. Мама сказал мне: «Возьми веник и стряхни с нее снег». Я тогда был маленький и стал бить Анастасию веником, она сидела, не двигаясь, звука не издав. За этот поступок мама меня отругала!...

Несколько верующих женщин систематически приходили к ней, беседовали, вместе молились и еду вместе с Анастасией го­товили, затем вместе ели. А если бывали дни, когда ее подруги не приходили, Анастасия целый день голодала, так как не прика­салась к еде, приготовленной другими. Однажды несколько дней никто не приходил к ней,в те дни она ничего не ела. Я пожарил картошку и подал ей, она даже не прикоснулась. У Анастасии было очень много кастрюль, люди приносили посуду, кастрюли, в чем и готовили еду. Несколько раз, чтобы укрыться от ненастной погоды, делали навес, однако Анастасия ползком выходила из-под навеса садилась под открытым небом. Во дворе раньше было ткемалевое дерево, и в снег, и в дождь она находилась под этим деревом. Она не сидела на стуле, любила сидеть на корточках, положив голову на колени, так и спала. Ее друзья заходили в комнату и молились у икон, а в это время она молилась во дворе, как будто с кем-то бесе-

довала, все время что-то шептала.

В 1949-1950 годах к Анастасии приходила мать Берия: «Помню одетую в черное среднего роста женщину, которую сопровождали трое мужчин. Меня угостили сладостями и попросили, чтобы я не мешал и дал им поговорить с Анастасией. Тогда мне было прибли­зительно 13-14 лет (позже я узнал, что эта женщина была матерью Берия, а сопровождавшие ее люди - охрана).

Слышал, что к Анастасии приходил Василий Мжаванадзе.

У Анастасии была икона Божьей матери. На ее обратной сто­роне было гнездо, это было то место, где лежал венок из воска с красивыми розовыми листьями. Я тогда был маленьким, срывал эти листья и ел.

7 июня 1970 года в возрасте 84 лет Анастасия скончалась. Вы­
шедшему утром во двор Георгию предстала скончавшаяся Анаста­
сия, склонившая голову до колен.

Так как у Анастасии ноги не разгибались, Георгий хотел их рас­пилить, чтобы поместить тело Анастасии в гроб. Однако народ не разрешил. Именно поэтому Георгий пригласил столяра и попросил его сделать специальный гроб, похожий на стул, чтобы Анастасию похоронили в сидячей позе.

Приходило много людей, верующие, представители духовен­ства, беспрерывно проводили панихиды, пели духовные песни. Женщины оставались на всю ночь.

Сжигалось бесчисленное множество свечей (сохранилась целая связка свечей с тех панихид, перевязанные белой лентой).

8 течение 8-10 дней не смогли похоронить Анастасию, так как
поток людей не прекращался. Ежедневно представители духовен­
ства служили панихиду. Несмотря на то, что тело Анастасии не
было бальзамировано, с нее шел удивительный запах. В день по­
хорон пришло очень много людей и на кладбище допоздна про-


водили панихиду, до тех пор пока кладбищенские работники не высказали недовольство: «Солнце уже садится, до каких пор мы должны здесь находиться.»

Поминальный стол был накрыт во дворе - из-за множества по­сетителей стол три раза накрывали, люди садились за стол, сменяя друг друга. Вино почти не пили, двадцатилитровый баллон остал­ся нетронутым. Зарезали двух баранов и одного теленка.

После смерти Анастасии ее племянник Георгий уехал в Россию. Могила была потеряна...

Георгий Макашвили-Сазонов рассказывает: «В 1998 году я при­ехал из России, долго искал могилу и, наконец, нашел. Там стояли два креста, так я догадался, что это и есть могила Анастасии. Отец Рафаил поручил художнику Давиду сделать доску с надписью.»

«И после смерти Анастасии на могилу приходили люди. Часто приходил один священник по имени Михаил, играл на скрипке и даже просил разрешения переночевать в кельи Анастасии.»

...И исполнили мы мечту архимандрита Рафаила, привели его во двор Анастасии, показали ему келью, которая стоит на прежнем месте. У человека появилось такое чувство, как будто только что Анастасия покинула келью - там была ее душа, как будто время остановилось и не слышно было городского шума. Все напомина­ло то время, когда там сидела Анастасия.

Таким счастливым мы не видели отца Рафаила!

Подобно величайшей святыне, так были покрыты святые мощи Анастасии...


ОДИНАКОВЫЕ СУДЬБЫ

В 1881 году в России родилась Матрона Московская. В возрасте 16 лет у нее отнялись ноги. А в Грузии в 1886 году родилась сидя­чая Анастасия., у которой в возрасте 18 лет отнялись ноги.

Обе были обречены на сидячий образ жизни, к обеим обраща­лись тысячи людей, которых в то безбожное время они обнадежи­вали, учили молиться, любить, искать и находить истину.

Обе были обречены на неподвижность...

Обе подвергались преследованиям и притеснениям...

Обе дремали, положив голову на руки...

Обеим необходима была помощь...

Обе были беспристрастными...

Обе говорили правду...

Обе предвещали пришедших к ним...

Обе не от всех брали пожертвования...

Обе прозорливо предупреждали безбожников, чтобы не прихо­дили к ним...

Обе обладали даром предсказания...

Обе при жизни чудотворили...

Обе молились за спасение Грузии и России...

Над обеими смеялись дети...

(в Анастасию кидали камни)

(Матрону избивали крапивой)

Об обеих предсказывали великие Отцы.

(О Матроне - Святой Иоанн Кронштадтский - о том, что она станет восьмым стоблом России)

(Об Анастасии — Кукша Одесский, назвав ее «столбом»)

Обеих посещали сильные мира сего.

(Матрону - Сталин)


(Анастасию - патриарх Мелхиседек, Василий Мжаванадзе)

Обе скончались в пожилом возрасте...

(Матроне-71 год)

(Анастасии - 84 года)

Похороны обеих были многолюдны...

В 1998 году Матрона была объявлена Святой...

В 1998 году племянник Анастасии Георгий нашел потерянную могилу тети.

Могилы обеих посещают тысячи верующих...

Благодаря обеим совершаются чудеса... (чудотворения и исце­ления).

Разница только в том, что Анастасия не объявлена Святой!

Во двор и на могилу Анастасии идет непрерывный поток лю­дей - представители духовенства, приезжают верующие из разных епархий.

Митрополит Боржомской и Бакурианской епархий Серафим (Джоджуа) с многочисленными прихожанами (приблизительно 400 человек) приехал и посетил могилу Анастасии. Шествие при­хожан, посетивших двор Анастасии, которое возглавлял отец Се­рафим вместе с многочисленным духовенством, было похоже на большой праздник. Это было трогательное зрелище.

Также трогательна была проповедь отца Серафима на могиле Анастасии.


МИТРОПОЛИТ БОРЖОМСКОЙ И БАКУРИАНСКОЙ ЕПАРХИИ СЕРАФИМ (ДЖОДЖУА)

Знаю понаслышке, что с детства Анастасия отличалась своей добродетельностью. Ей было три года, когда скончалась мать и отец создал вторую семью. От второго брака у него были две до­чери.

Как описано в истории ее жизни, Анастасия отличалась своей красотой. Говорят, в нее влюбился молодой офицер, который изъ­явил желание жениться и создать семью. Когда этот молодой че­ловек пришел в семью Анастасии, ее мачеха предательски выдала ему, что якобы Анастасия сошла с ума и ее поместили в психиатри­ческую больницу. Такой удар молодой человек не смог перенести (очень любил Анастасию) и прямо во дворе совершил большой грех - самоубийство. Увидев страшную картину, Анастасия в ту же минуту приняла решение, как ей дальше жить на этом свете, вести праведный образ жизни, чтобы Бог простил этот грех ее воз­любленному.

Русский священник - архимандрит Рафаил, которому больше 80 лет, родился и вырос в Тбилиси. Он пользуется большим ав­торитетом в Грузии, России и во всем православном мире. Архи­мандрит Рафаил - богослов. Он - автор многих книг о Грузинской церкви, в которых осветил церковные вопросы.

Когда в 1989 или 1990 году (точно не помню) я стал прихожа­нином храмов Сиони и Анчисхати, познакомился с отцом Рафаи­лом. Тогда и узнал, что у него тяжело болела мать. Отец Рафаил пришел к Анастасии, рассказал о своем горе и просил, чтобы она помолилась за его мать. Анастасия дала отцу Рафаилу яблоко и сказала: «Пусть она съест его». Мать съела яблоко, после этого она прожила 25 лет. Бог подарил ей жизнь молитвами Анастасии. Пе-


ред смертью мать постригли в монахини, облекли в схиму.

Именно это и есть совершенное чудо.

В этом дворе у людей осуществляется все, о чем они попросят. Люди приносят сладости и яблоки. К блаженной Анастасии прихо­дят с жизненными проблемами, с проблемами, касающимися здо­ровья, нуждами, с мольбами о создании семьи, уходе в монастырь. Множество молитв наших прихожан услышала и претворила в жизнь Анастасия...

Как сказал великий Илья Чавчавадзе на похоронах епископа Га-бриеля(Кикодзе), бывает и так, пока не увидишь своими глазами - не поверишь, а бывает и так, пока не поверишь - не увидишь. Это и есть основа религии. Это есть место, эта маленькая келья, так бережно хранимая, так сказать, обычное место если посмотреть, ничем не отличается от наших дворов, однако, если посмотреть с верой, то можно удостовериться, что здесь сподвижничала, моли­лась поистине уникальная личность.

Как говорят, Анастасию купали один раз в год, в день Крещения Господня - 19 января. Это было характерно для монахов пустынь, для святых отцов Афонского монастыря.

Подвижничество является одним из древнейших видов дея­тельности, когда человек или духовное лицо (старец или монах) для утверждения собственной души доводит свое тело до такого состояния, при котором тело не враг его, когда человек бывал из­лечен и избавлен от любых человеческих страданий - это и есть главная цель подвижничества. И поэтому, святые отцы, какими были подвижники Свимеон, Антон Марткопский и другие святые отцы и матери клялись Богу о том, что они достигнут этого со­стояния и будут готовы на протяжение всей оставшейся жизни не ложиться в постель или не садиться, то есть жизнь продолжат стоя. Таким образом они упражняли свое тело.


Эти святые отцы дремали, прислонившись к стене, спали толь­ко 1 час, полчаса, 15 минут. Нам трудно это представить, однако такова участь подвижников.

Святой отец Серафим Саровский тысяча дней и ночей провел стоя на коленях и молился Богу!..

Святость Анастасии проявляется в том, что она молилась сидя. Человек может сидеть один час, два часа, однако после 5-6 часов начинаются боли в мышцах. Анастасия сидела 64 года. Это особен­ная участь(это то самое время, как и в случае святого Свимеона).

Когда Серафима Саровского спросили: «Отец, тысяча дней и ночей, то есть три года, как ты стоял на камне?» Он скромно от­ветил: «Дитя мое, что я могу сказать, когда святой Свимеон 47 лет стоял у столба.»

Антон Марткопский пятнадцать лет стоял у Марткопского стол­ба, он не ложился, не отдыхал. Он беспрерывно молился...

Таким образом о подвиге Анастасии постепенно узнала Грузия. О сидячей Анастасии несколько лет тому назад было опубликова­но в издании Московской патриархии.

Действительно, можно сказать, что имя Анастасии в Тбилиси и среди прихожан стало известным, помогает им утвердиться в вере в Бога. Ее подвижничество, ее молитвы, сидя на одном месте, тер­пение холода, жары, мороза, молитвы за всех людей, кто приходил к ней, свидетельствуют о том, что она не была обыкновенным че­ловеком.

Как объясняют святые отцы, когда человек идет на обычную могилу, к примеру, могилу родственника, то его охватывает чув­ство любви, жалости, появляются слезы по умершему, но когда скончавшийся человек - святой, то на его могиле вы не увидите слез, не услышите криков, плача, вы почувствуете большую боже­скую любовь. Так было во время кончины всех святых и Серафима


Сорокского. Было большое горе и раскаяние в связи с кончиной Святого, но не было траура, оплакивания, как при кончине обыч­ных людей. Поэтому все приходят к такому выводу, что святые -живая связь с Богом.

Анастасия, которая была по национальности русской, родилась и выросла в Грузии, в Тбилиси, можно сказать, что была больше грузинкой, чем некоторые наши современники. Своей молитвой претворила в жизнь закон Христа и забытое в средние века под­вижничество. И потому она является покровительницей грузин­ской нации, в то же время она молилась и за свою нацию.

Главное утешение - поток людей, которые посещают могилу блаженной Анастасии, что свидетельствует о том, что это действи­тельно могила человека блаженного Богом, человека, который от Бога получил божескую смелость. Она молится и благословляет людей, приходящих на ее могилу.

Еще раз, спасибо Богу и Анастасии за то, что узнали ее и по­знакомились с ней, поистине избранной Богом женщиной-христи­анкой.

Да услышит Бог нашу молитву, еще раз благословит нашу жизнь, наше будущее, будущее Грузии и как имя Анастасии вос­кресло из мертвых, так и Господь молитвой Анастасии воскресит наши души, сердца и целостность Грузии.

С нами Бог! Аминь!



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.