Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-10-10 | 41 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Анастасия Ивановна Никишева родилась в г. Тбилиси, Надзала-девском районе, на улице Аллилуева, 11 (ныне ул. Химшиашвили).
В конце XIX века в этом районе жило в основном русское население, прибывшее из России для благоустройства Тифлиссской железной дороги, где работал инженером отец Анастасии.
Анастасии было три года, когда скончалась мать. Отец вторично женился. У Анастасии были две сестры: Анна - 1890 года рождения и Вера - 1900 года рождения.
Говорят, Анастасия была необыкновенно красивой. У нее был сильный голос, длинные пальцы, черные волосы, которые сохранились до старости, темные глаза.
«Глаза Анастасии светились, похожи были на лучи или огни, которые, как прожекторы освещали ночное небо. Ее взгляд как бы пронизывал человека насквозь и человек невольно чувствовал при этом какое-то изумление, похожее на испуг, понимая, что этот взгляд видит все в его душе: его жизнь, его прошлое, его будущее» - пишет архимандрит Рафаил (Карелин).
Анастасия училась в женской семинарии, пела в церкви Ивер-ской Божьей матери в Надзаладевском районе. Церковь находилась недалеко от ее дома.
В возрасте 18-20 лет работала в Доме связи на нынешнем проспекте Руставели. В бывшем Воронцовском дворце (в данное время Дворец учащейся молодежи) устраивались праздничные вечера. На одном из таких вечеров Анастасия познакомилась с молодым офицером гвардии, который полюбил ее. Они собирались пожениться.
Однажды Анастасия поздно вернулась домой. Мачеха не пустила ее в дом, и Анастасии пришлось всю ночь провести во дворе.
Она простудилась и не могла выйти на работу. В один из вечеров Анастасию пришел проведать ее возлюбленный офицер. Мачеха открыла ему двери и сказал: «Анастасии нет дома, она сошла с ума и ее забрали в психиатрическую больницу. Поэтому ваша свадьба не состоится!..»
|
Потеряв всякую надежду, в отчаянии офицер тут же достал оружие и застрелился.
После этого ужасного события Анастасия не пожелала войти в дом. Несколько десятков лет она сидела, не вставая, во дворе своего дома под навесом. Она потеряла способность передвигаться.
Как-то ее силой ввели в дом, однако через три дня там возник пожар и вынуждены были вывести ее во двор. После этого всю жизнь - 64 года - день и ночь, летом и зимой, в дождь и ураган она сидела не двигаясь и постоянно молилась. А когда пытались ей сделать крышу над головой, она все-таки выходила во двор. Ей принесли военную шинель, чтобы прикрыться от дождя, но она даже не прикоснулась к ней, сидела, как каменная статуя и молилась. Никогда не жаловалась, что что-то беспокоит или болит, сама вырывала зубы себе, а от сидячего образа жизни у нее деформировались ноги под коленками.
Сидя во дворе Анастасия читала книги на древнеславянском языке, которые прятала в сундуке (сундук стоял рядом). На голове была связанная ею шапка, на плечах - легкая накидка, на ногах -вязанные носки без пяток. Обувь она не одевала. Для естественных потребностей садилась на ночной горшок, которым пользовалась как стулом. У ночного горшка края были поломаны, они впивались в тело и от этого появлялись кровавые язвы, но эти язвы не гноились. (Ночной горшок она доверяла своему племяннику Георгию. Ему было поручено выносить его, а за это она платила пять копеек и угощала лимонадом)
Ее племянник Георгий Макашвили-Сазонов вспоминает: зимой, выйдя во двор, он не раз видел Анастасию покрытую снегом, однако с рук ее поднимался благоухающий пар.
В годы Великой Отечественной войны у Анастасии было много посетителей. В основном - верующие женщины и мужчины. У Анастасии был талант предсказывания и пришедшие к ней люди интересовались судьбой своих близких и родных, которые не вернулись с войны. Если она давала землю, то это означало, что человек погиб, а кому протягивала фрукты, то это означало, что можно надеяться на их возвращение.
|
Во дворе Анастасии всегда было многолюдно. Посетители сидели на низких стульях-табуретках. (Во дворе было много таких табуреток. После смерти Анастасии их разобрали, как священные реликвии. Один такой стул есть у отца Рафаила). Прихожане молились, пели духовные песни. В конце улицы находилось отделение милиции, для которой не оставались незаметными эти сборища людей. Часто работники милиции разгоняли этих людей. Были и такие случаи, когда работники милиции просили верующих петь вполголоса, чтобы не беспокоить соседей!..
Анастасии приносили много гостинцев, которые она не оставляла себе, а раздавала нуждающимся. Она не от всех любила принимать пожертвования. Очень любила грушевый лимонад. Верующие женщины готовили ей еду, а затем все вместе потчевали.
Ее современницы - сестры Евдокия и Раиса Марченко вспоминают, что в год один раз в день Крещения Господня - 19 января, прикрыв простынями, купали во дворе Анастасию водой, принесенной из церкви. И даже в середине зимы с ее тела поднимался благоухающий пар.
Сестры вспоминают, что они с благословения Анастасии поехали к Кукше одесситу (ныне он объявлен святым). Он позвал сестер
Марченко и сказал: «Почему вы приехали ко мне, в то время, как у вас в Грузии сидит величайший «столб».
Каждое утро, проснувшись, Анастасия благодарила за это Бога.
В последние годы Анастасия просила Георгия покороче постричь ей волосы. Ногти на руках стригла сама. У Анастасии до конца жизни были черные волосы.
Часто к Анастасии приезжали верующие, монахини из России. К ней приходил архимандрит Рафаил (Карелин) - автор книги «На пути от времени в вечность», в которой описал жизнь сидячей Анастасии.
Вот, что вспоминает племянник Анастасии Георгий Макашви-ли-Сазонов.
«С моей тетей Анастасией я жил почти с 1940 года. Любил ее, как родную мать. В начале Анастасия два-три дня сидела в саду, потом сестры и родственники завели ее в дом. Вскоре там возник пожар и вся комната сгорела. После этого случая Анастасия опять вернулась во двор. Мою маму звали Анной, она скончалась в 1947 году, а отца моего расстреляли во время репрессий в 1930-е годы. Моя настоящая фамилия Макашвили. Однако, в виду того, что в те годы расправлялись с семьями репрессированных, моя тетя меня усыновила и поменяла фамилию.
|
В 1950-1952 годах в Тбилиси произошло наводнение - Кукий-ское кладбище было покрыто водой (некоторые могилы вода сравняла с землей). Тогда и мы потеряли могилу моей мамы. В 1938 году моя тетя перевела меня на постоянное жительство в Баку, так как там служил ее муж. Через два года я возвратился в Тбилиси.
Когда началась война, в городе остались только женщины и дети. В нашем дворе собиралось много людей. Они приходили к Анастасии и беседовали о своих бедах. Моя тетя молилась за них и давала нужные советы. В период войны много людей приезжа-
ли, чтобы увидеться лично с Анастасией. С ними она долго беседовала. Во время таких встреч посторонние не присутствовали, со всеми тетя беседовала отдельно. Некоторых она очень любила, принимала с особой лаской, угощала, а на некоторых - кричала, выгоняла и не брала принесенные ими сладости. Двор тогда был покатый, со временем мы его сравняли. Бывало, когда Анастасия швыряла принесенные ей фрукты, они катились по двору до ворот, а потом их забирали дети.
Я говорил ей, что стыдно, почему ты так поступаешь?! В ответ она сердилась...
Однажды зимой выпало много снега, Анастасия была вся покрыта снегом. Мама сказал мне: «Возьми веник и стряхни с нее снег». Я тогда был маленький и стал бить Анастасию веником, она сидела, не двигаясь, звука не издав. За этот поступок мама меня отругала!...
Несколько верующих женщин систематически приходили к ней, беседовали, вместе молились и еду вместе с Анастасией готовили, затем вместе ели. А если бывали дни, когда ее подруги не приходили, Анастасия целый день голодала, так как не прикасалась к еде, приготовленной другими. Однажды несколько дней никто не приходил к ней,в те дни она ничего не ела. Я пожарил картошку и подал ей, она даже не прикоснулась. У Анастасии было очень много кастрюль, люди приносили посуду, кастрюли, в чем и готовили еду. Несколько раз, чтобы укрыться от ненастной погоды, делали навес, однако Анастасия ползком выходила из-под навеса садилась под открытым небом. Во дворе раньше было ткемалевое дерево, и в снег, и в дождь она находилась под этим деревом. Она не сидела на стуле, любила сидеть на корточках, положив голову на колени, так и спала. Ее друзья заходили в комнату и молились у икон, а в это время она молилась во дворе, как будто с кем-то бесе-
|
довала, все время что-то шептала.
В 1949-1950 годах к Анастасии приходила мать Берия: «Помню одетую в черное среднего роста женщину, которую сопровождали трое мужчин. Меня угостили сладостями и попросили, чтобы я не мешал и дал им поговорить с Анастасией. Тогда мне было приблизительно 13-14 лет (позже я узнал, что эта женщина была матерью Берия, а сопровождавшие ее люди - охрана).
Слышал, что к Анастасии приходил Василий Мжаванадзе.
У Анастасии была икона Божьей матери. На ее обратной стороне было гнездо, это было то место, где лежал венок из воска с красивыми розовыми листьями. Я тогда был маленьким, срывал эти листья и ел.
7 июня 1970 года в возрасте 84 лет Анастасия скончалась. Вы
шедшему утром во двор Георгию предстала скончавшаяся Анаста
сия, склонившая голову до колен.
Так как у Анастасии ноги не разгибались, Георгий хотел их распилить, чтобы поместить тело Анастасии в гроб. Однако народ не разрешил. Именно поэтому Георгий пригласил столяра и попросил его сделать специальный гроб, похожий на стул, чтобы Анастасию похоронили в сидячей позе.
Приходило много людей, верующие, представители духовенства, беспрерывно проводили панихиды, пели духовные песни. Женщины оставались на всю ночь.
Сжигалось бесчисленное множество свечей (сохранилась целая связка свечей с тех панихид, перевязанные белой лентой).
8 течение 8-10 дней не смогли похоронить Анастасию, так как
поток людей не прекращался. Ежедневно представители духовен
ства служили панихиду. Несмотря на то, что тело Анастасии не
было бальзамировано, с нее шел удивительный запах. В день по
хорон пришло очень много людей и на кладбище допоздна про-
водили панихиду, до тех пор пока кладбищенские работники не высказали недовольство: «Солнце уже садится, до каких пор мы должны здесь находиться.»
Поминальный стол был накрыт во дворе - из-за множества посетителей стол три раза накрывали, люди садились за стол, сменяя друг друга. Вино почти не пили, двадцатилитровый баллон остался нетронутым. Зарезали двух баранов и одного теленка.
После смерти Анастасии ее племянник Георгий уехал в Россию. Могила была потеряна...
Георгий Макашвили-Сазонов рассказывает: «В 1998 году я приехал из России, долго искал могилу и, наконец, нашел. Там стояли два креста, так я догадался, что это и есть могила Анастасии. Отец Рафаил поручил художнику Давиду сделать доску с надписью.»
|
«И после смерти Анастасии на могилу приходили люди. Часто приходил один священник по имени Михаил, играл на скрипке и даже просил разрешения переночевать в кельи Анастасии.»
...И исполнили мы мечту архимандрита Рафаила, привели его во двор Анастасии, показали ему келью, которая стоит на прежнем месте. У человека появилось такое чувство, как будто только что Анастасия покинула келью - там была ее душа, как будто время остановилось и не слышно было городского шума. Все напоминало то время, когда там сидела Анастасия.
Таким счастливым мы не видели отца Рафаила!
Подобно величайшей святыне, так были покрыты святые мощи Анастасии...
ОДИНАКОВЫЕ СУДЬБЫ
В 1881 году в России родилась Матрона Московская. В возрасте 16 лет у нее отнялись ноги. А в Грузии в 1886 году родилась сидячая Анастасия., у которой в возрасте 18 лет отнялись ноги.
Обе были обречены на сидячий образ жизни, к обеим обращались тысячи людей, которых в то безбожное время они обнадеживали, учили молиться, любить, искать и находить истину.
Обе были обречены на неподвижность...
Обе подвергались преследованиям и притеснениям...
Обе дремали, положив голову на руки...
Обеим необходима была помощь...
Обе были беспристрастными...
Обе говорили правду...
Обе предвещали пришедших к ним...
Обе не от всех брали пожертвования...
Обе прозорливо предупреждали безбожников, чтобы не приходили к ним...
Обе обладали даром предсказания...
Обе при жизни чудотворили...
Обе молились за спасение Грузии и России...
Над обеими смеялись дети...
(в Анастасию кидали камни)
(Матрону избивали крапивой)
Об обеих предсказывали великие Отцы.
(О Матроне - Святой Иоанн Кронштадтский - о том, что она станет восьмым стоблом России)
(Об Анастасии — Кукша Одесский, назвав ее «столбом»)
Обеих посещали сильные мира сего.
(Матрону - Сталин)
(Анастасию - патриарх Мелхиседек, Василий Мжаванадзе)
Обе скончались в пожилом возрасте...
(Матроне-71 год)
(Анастасии - 84 года)
Похороны обеих были многолюдны...
В 1998 году Матрона была объявлена Святой...
В 1998 году племянник Анастасии Георгий нашел потерянную могилу тети.
Могилы обеих посещают тысячи верующих...
Благодаря обеим совершаются чудеса... (чудотворения и исцеления).
Разница только в том, что Анастасия не объявлена Святой!
Во двор и на могилу Анастасии идет непрерывный поток людей - представители духовенства, приезжают верующие из разных епархий.
Митрополит Боржомской и Бакурианской епархий Серафим (Джоджуа) с многочисленными прихожанами (приблизительно 400 человек) приехал и посетил могилу Анастасии. Шествие прихожан, посетивших двор Анастасии, которое возглавлял отец Серафим вместе с многочисленным духовенством, было похоже на большой праздник. Это было трогательное зрелище.
Также трогательна была проповедь отца Серафима на могиле Анастасии.
МИТРОПОЛИТ БОРЖОМСКОЙ И БАКУРИАНСКОЙ ЕПАРХИИ СЕРАФИМ (ДЖОДЖУА)
Знаю понаслышке, что с детства Анастасия отличалась своей добродетельностью. Ей было три года, когда скончалась мать и отец создал вторую семью. От второго брака у него были две дочери.
Как описано в истории ее жизни, Анастасия отличалась своей красотой. Говорят, в нее влюбился молодой офицер, который изъявил желание жениться и создать семью. Когда этот молодой человек пришел в семью Анастасии, ее мачеха предательски выдала ему, что якобы Анастасия сошла с ума и ее поместили в психиатрическую больницу. Такой удар молодой человек не смог перенести (очень любил Анастасию) и прямо во дворе совершил большой грех - самоубийство. Увидев страшную картину, Анастасия в ту же минуту приняла решение, как ей дальше жить на этом свете, вести праведный образ жизни, чтобы Бог простил этот грех ее возлюбленному.
Русский священник - архимандрит Рафаил, которому больше 80 лет, родился и вырос в Тбилиси. Он пользуется большим авторитетом в Грузии, России и во всем православном мире. Архимандрит Рафаил - богослов. Он - автор многих книг о Грузинской церкви, в которых осветил церковные вопросы.
Когда в 1989 или 1990 году (точно не помню) я стал прихожанином храмов Сиони и Анчисхати, познакомился с отцом Рафаилом. Тогда и узнал, что у него тяжело болела мать. Отец Рафаил пришел к Анастасии, рассказал о своем горе и просил, чтобы она помолилась за его мать. Анастасия дала отцу Рафаилу яблоко и сказала: «Пусть она съест его». Мать съела яблоко, после этого она прожила 25 лет. Бог подарил ей жизнь молитвами Анастасии. Пе-
ред смертью мать постригли в монахини, облекли в схиму.
Именно это и есть совершенное чудо.
В этом дворе у людей осуществляется все, о чем они попросят. Люди приносят сладости и яблоки. К блаженной Анастасии приходят с жизненными проблемами, с проблемами, касающимися здоровья, нуждами, с мольбами о создании семьи, уходе в монастырь. Множество молитв наших прихожан услышала и претворила в жизнь Анастасия...
Как сказал великий Илья Чавчавадзе на похоронах епископа Га-бриеля(Кикодзе), бывает и так, пока не увидишь своими глазами - не поверишь, а бывает и так, пока не поверишь - не увидишь. Это и есть основа религии. Это есть место, эта маленькая келья, так бережно хранимая, так сказать, обычное место если посмотреть, ничем не отличается от наших дворов, однако, если посмотреть с верой, то можно удостовериться, что здесь сподвижничала, молилась поистине уникальная личность.
Как говорят, Анастасию купали один раз в год, в день Крещения Господня - 19 января. Это было характерно для монахов пустынь, для святых отцов Афонского монастыря.
Подвижничество является одним из древнейших видов деятельности, когда человек или духовное лицо (старец или монах) для утверждения собственной души доводит свое тело до такого состояния, при котором тело не враг его, когда человек бывал излечен и избавлен от любых человеческих страданий - это и есть главная цель подвижничества. И поэтому, святые отцы, какими были подвижники Свимеон, Антон Марткопский и другие святые отцы и матери клялись Богу о том, что они достигнут этого состояния и будут готовы на протяжение всей оставшейся жизни не ложиться в постель или не садиться, то есть жизнь продолжат стоя. Таким образом они упражняли свое тело.
Эти святые отцы дремали, прислонившись к стене, спали только 1 час, полчаса, 15 минут. Нам трудно это представить, однако такова участь подвижников.
Святой отец Серафим Саровский тысяча дней и ночей провел стоя на коленях и молился Богу!..
Святость Анастасии проявляется в том, что она молилась сидя. Человек может сидеть один час, два часа, однако после 5-6 часов начинаются боли в мышцах. Анастасия сидела 64 года. Это особенная участь(это то самое время, как и в случае святого Свимеона).
Когда Серафима Саровского спросили: «Отец, тысяча дней и ночей, то есть три года, как ты стоял на камне?» Он скромно ответил: «Дитя мое, что я могу сказать, когда святой Свимеон 47 лет стоял у столба.»
Антон Марткопский пятнадцать лет стоял у Марткопского столба, он не ложился, не отдыхал. Он беспрерывно молился...
Таким образом о подвиге Анастасии постепенно узнала Грузия. О сидячей Анастасии несколько лет тому назад было опубликовано в издании Московской патриархии.
Действительно, можно сказать, что имя Анастасии в Тбилиси и среди прихожан стало известным, помогает им утвердиться в вере в Бога. Ее подвижничество, ее молитвы, сидя на одном месте, терпение холода, жары, мороза, молитвы за всех людей, кто приходил к ней, свидетельствуют о том, что она не была обыкновенным человеком.
Как объясняют святые отцы, когда человек идет на обычную могилу, к примеру, могилу родственника, то его охватывает чувство любви, жалости, появляются слезы по умершему, но когда скончавшийся человек - святой, то на его могиле вы не увидите слез, не услышите криков, плача, вы почувствуете большую божескую любовь. Так было во время кончины всех святых и Серафима
Сорокского. Было большое горе и раскаяние в связи с кончиной Святого, но не было траура, оплакивания, как при кончине обычных людей. Поэтому все приходят к такому выводу, что святые -живая связь с Богом.
Анастасия, которая была по национальности русской, родилась и выросла в Грузии, в Тбилиси, можно сказать, что была больше грузинкой, чем некоторые наши современники. Своей молитвой претворила в жизнь закон Христа и забытое в средние века подвижничество. И потому она является покровительницей грузинской нации, в то же время она молилась и за свою нацию.
Главное утешение - поток людей, которые посещают могилу блаженной Анастасии, что свидетельствует о том, что это действительно могила человека блаженного Богом, человека, который от Бога получил божескую смелость. Она молится и благословляет людей, приходящих на ее могилу.
Еще раз, спасибо Богу и Анастасии за то, что узнали ее и познакомились с ней, поистине избранной Богом женщиной-христианкой.
Да услышит Бог нашу молитву, еще раз благословит нашу жизнь, наше будущее, будущее Грузии и как имя Анастасии воскресло из мертвых, так и Господь молитвой Анастасии воскресит наши души, сердца и целостность Грузии.
С нами Бог! Аминь!
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!