Восточно -сирийское богослужение — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Восточно -сирийское богослужение

2022-10-10 24
Восточно -сирийское богослужение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование восточносирийского богослужения проходило в три этапа. Каждый из них связан с личностью какого-то выдающегося патриарха.

Первым организатором богослужебной жизни восточносирийской Церкви был Ишояб III (650-658 гг.). Он упростил обряды крещения, распространив крещение детей, разделил богослужебный год на части по семь недель и ввел богослужебную книгу, называемую “Худра”, т.е. сборник собственных текстов воскресений и праздников. Кроме того он разделил “Псалтирь” на шестьдесят частей.

Следующим великим реформатором богослужения был патриарх Абу-Халим аль-Хадитхи (1176-1190), обогативший священнические и диаконские молитвы, введя антологию “Часослова” в утреню. Книга, включающая эту выборку, называется по его имени “Абу-Халим”.

Третий преобразователь богослужения - патриарх Ябалаха (1190-1223). Под его руководством был обработано т.н. “Сокровище” (Gazza) - сборник гимнов и антифонов к ночным молитвам в честь святых.

Начиная с XVI в. восточносирийская Церковь перенимала многие элементы латинского богослужения, в том числе совершительные формулы некоторых таинств и избранные праздники. Несмотря на эту латинизацию восточносирийское богослужение сохранило свои характерные черты, как то тройственный ритм ежедневных молитв (вечер, ночь и утро) и доефесское богословское учение.

Поскольку почти всегда восточносирийские христиане были преследуемым меньшинством (персами, арабами, монголами и турками), то в их молитвах часто появляются элементы некоего страха, покаяния и ожидания Дня Господня. Чаще, чем в других богослужениях, встречаются здесь воспоминания и праздники мучеников, любимых в народе покровителей.

Восточносирийский богослужебный календарь делит год на два больших периода, соответственно Божию домостроительству спасения. В первой части богослужебного года празднуется тайна Христа, а во второй части - тайна Церкви. Первое время охватывает тайны Благовещения-Рождества, Откровения, Великого Поста и Воскресения. Вторая часть состоит из следующих частей (обычно по 7 недель каждая): Время Апостолов (Сошествие Святого Духа), Лето (время покаяния - образ сей жизни), Время Илии и Моисея (бывших до пришествия Христа) и Время Освящения Церкви (Христос ведет Свою Невесту на небесный Брак).

Почитание Д евы Марии

Непризнание восточносирийской Церковью имени "Богородица" вовсе не уничтожило почитания, воздаваемого Марии. Поэты, пастыри и богословы не переставали прославлять Матерь Христа. Величайшим своим вероучителем они считают св. Ефрема Сирина, горячо почитавшего Марию. Многие из его текстов находятся в богослужении. Другие известные создатели богослужебных текстов: Бабай Великий (550-628) и стихотворец Георгий Варда (1175-1236).

а) Праздники, посвященные Деве Марии

Прежде всего Мария почитается во время "Благовещения - Рождества Христова". В период четырех недель до Рожества, называющейся “Суббарг” (Благовещение) каждое воскресенье посвящено какому-то евангельскому событию, касающемуся тайны Воплощения: I - Видение Ангела Захарии, II - Благовещение и Рождество, III - Рождество св. Иоанна Крестителя, IV - Явление ангела св. Иосифу. Мария почитается также на праздник Рождества Христова 25 декабря.

Кроме этих воскресений, имеющих связь с Марией, восточносирийская Церковь отмечает еще три праздника, посвященных Матери Христа. Их родословная идет от сирийской версии апокрифа «Transitus Mariae» (“Преставление Марии”). Согласно этому неканоническому тексту сами апостолы установили три дня в честь Марии по просьбе Благословенной Девы. Даты этих праздников явно указывают на их связь с местным циклом земледельческих работ. Вот богослужебный текст на праздник Поздравлений Марии, объясняющий происхождение этих торжеств:

«Вся земля ефесская покрылась росой, когда святой Иоанн передал послание Девы Марии, в котором было завещано, чтобы память Благословенной праздновалась трижды в год: в декабре - на сев, в мае на жатву и в августе на уборку винограда, ибо из колосьев и винограда получают Таинство. Ибо Мария хранит от порчи семена в декабре и в месяце мае, когда зерна уже вырастут и созреют. Она хранит их от червей и наводнения, ибо из этих зерен делается евхаристический хлеб; после, в августе, во время праздника Успения Она благословляет лозу, ибо из нее делается вино, которое вместе с хлебом вкушается во время Жертвы Божественной Литургии».58

С течением времени декабрьский праздник (пятница после Рождества Христова) стал называться праздником Поздравлений (т.е. поздравления Марии с рождением Ее Сына), а августовский праздник соединился с Успением - Преставлением Пресвятой Девы Марии. Майское же воспоминание (15 мая) сохранило название “Праздника Матери Христа колосяной”. В богослужении праздника Поздравлений Мария почитается прежде всего как Новая Ева, дающая миру новую жизнь в Иисусе Христе. Самым значительным праздником является торжество, Успения Марии 15 августа. Этому дню предшествует пятидневный пост у халдеев и семидневный у несториан. Церкви, поддерживающие единство с Римом, в этот день вспоминают догмат о взятии на небо Пресвятой Богородицы. Также и несториане подчеркивают прославление Марии, хотя некоторые тексты не ясно высказываются по вопросу о принятии Марии на небо с душой и телом.

К этим характерным для традиции Церквей восточносирийского обряда праздникам, общины, находящиеся в единстве с Римским Престолом, добавили следующие: Халдейская Церковь - Непорочное Зачатие (8.XII), Благовещение (25.III), Посещение (2.VI), Рождество Пресвятой Девы Марии (8.IX); Сиро-Малабарская Церковь - Непорочное Зачатие (8.XII), Благовещение (25.III) и Праздник Матери Божией горы Кармил (16.VII).

Кроме того каждая среда в этом обряде посвящена Марии.

б) Присутствие Марии в Евхаристическом богослужении

Вышеприведенный отрывок из богослужения праздника поздравлений Марии являет тесную связь Благословенной Девы и Евхаристии. В восточносирийском обряде подчеркивается то, что как Мария родила Спасителя в Вифлееме, так и ныне покровительствует жатве и уборке винограда, чтобы Иисус мог ежедневно рождаться на престоле под видом Хлеба и Вина.

Литургия восточносирийского обряда состоит из трех частей. Первая часть это т.н. вступление, когда читаются “Отче наш”, собственные молитвы и три псалма. Вторая часть называется “Литургией оглашенных” и состоит из четырех чтений (Закон, Пророки, Послания Апостольские и Евангелие), молитвы, благословения и покаяние. Третья часть начинается с проскомидии, за которой следует анафора. Есть анафора апостолов Аддая и Мари, анафора Феодора Мопсуестийского и анафора Нестория. Последняя читается только пять раз в году. После молитвы возношения следует обряд Причащения под двумя видами. Евхаристическое служение заканчивается чтением Молитвы Господней и благословением.

Во время литургии воспоминания Марии появляются: в непреходящих частях, в анафорах и изменяемых частях.

- Неизменяемые части литургии. Важное место воспоминания Марии - это молитва после проскомидии, когда поется: ”На святом престоле да совершится память Девы Марии Христородицы (у католиков - Богородицы Г.Б.)59. Далее Мария вспоминается в Символе веры, читаемом каждый день, в котором исповедуется, что “Иисус Христос был зачат и родился от Марии Девы”60. Кроме того в некоторые дни перед отпустом призывается заступничество Пресвятой Матери.61

- Анафоры. Во введении к первой анафоре (приписываемой мар Аддаю и мар Мари), а также в третьей (приписываемой Несторию) приводится отрывок из Послания св. Павла к Галатам (4, 4), говорящий о Сыне Божии, родившемся от Жены62.

Во второй анафоре, приписываемой Феодору Мопсуестийскому (+ 428 г.), молящаяся Церковь говорит:

“Единородный Бог Слово, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сошел с неба и принял наше человечество. Принял смертное тело с душой разумной, способной к познанию и бессмертию, от Святой Девы силою Святого Духа.”63

Католическая халдейская Церковь ввела в Евхаристический канон некоторые элементы, подчеркивающие заступничество Марии. Так например в первой анафоре, к молитве, называющейся “Кушапа”, следующей за описанием установления Евхаристии, были присоединены слова:

“Господи Боже Вседержитель, прими эту Жертву, Тебе приносимую, за все милости, явленные Тобой Благословенной Марии Приснодеве и всем святым Отцам и праведникам...”64

- Изменяемые части Литургии. Мария вспоминается, особенно во время праздников Ей посвященных, в литургических молениях, особенно во входной молитве, на проскомидии и при Причащении.

в) Мария в последовании Часов

Последование Часов восточносирийской Церкви окончательно сформировалось в VII в. Существует три издания восточносирийской “Псалтири”: два несторианских и одно католическое, отредактированное в конце прошлого столетия отцом П. Беджаном. Католическое издание состоит из трех томов, каждый из которых предназначен на определенное время литургического года.

В восточносирийских Часах псалмопение значительно превосходит гимны. Несмотря на это Мария присутствует в текстах последования.

Вот например несколько молитв к Благословенной Деве из католического халдейского “Часослова”.

- Ежедневно в конце “Псалтири” священник читает следующую молитву:

“Господи мой, молитва Пресвятой Девы, прошение Благословенной Матери, моление и заступничество Благодатной Владычицы нашей Марии крепкая защита победоносного Креста, помощь Божия и молитва св. Иоанна Крестителя да содействуют нам всегда и во всем. Господь вселенной Отец и Сын и Святой Дух во веки”.65

- Ежедневная ночная молитва (Лилио) заканчивается следующим молитвословием: “По молитве Твоей Матери, Господи наш Иисусе, умиротвори весь мир, рассоренный и непримиренный по грехам своим. Избавь землю от войн и разделений и дай согласие священникам и властям, да совершается в единстве и любви память Матери Твоей во все дни.”66

Воспоминание Марии является поводом к призыванию Святого Духа. Вот отрывок из общей молитвы (Карозута):

“Совершая память Блаженной Марии, Пресвятой Девы и Матери Иисуса, Животворящего Спасителя нашего, молимся: да освятит нас благодатию Своей Святой Дух, вселившийся в Нее, да исполнит в нас волю Свою, да запечатлит в нас истину Свою во все дни жизни нашей.”67

- Среда особо посвящена Марии. В этот день предлагается чтение версии молитвы "Под Твою милость": “Под крыла молитв Твоих прибегаем, пречистая Мария, во всякий час; да сохранят они нас всегда, да обретем под ними милость и милосердие в судный день.”68

Особенно характерны для богослужебных молитв восточносирийской Церкви т.н. “Просительные песни”, т.е. антифоны, читаемые на Полунощнице (Лилио). Строфы, обращенные к Марии содержат как бы синтез почитания Марии восточносирийской Церковью. Здесь проявляется тесная связь с христологией и вера народа в действенность заступничества Девы.

Вот первый вариант Просительной песни:

“В предивный праздник памяти Девы Марии, дщери Давидовой, славим Ее с духами [небесными], совьем Ей Венец славы и прославим Ее, говоря:

Благословенна Ты, Жена чудоносная!

Благословенна Ты, Родившая Надежду и Спасение душ наших!

Благословенна Ты, в Которой исполнилось сказанное пророками!

Благословенна Ты, несущая Свободу сынов Адамовых!

Благословен Отец, соделавший Тебя жилищем Божества Своего!

Благословен Сын возлюбленный, ради любви вселившийся в Тебя!

Благословенно чрево Твое, ставшее нам источником всякой помощи!

Благословенна Ты, из Которой исшел Разорвавший оковы смерти!

Преблагословенна Ты; благословен Плод, явившийся из Тебя!

Да благословится собрание, празднующее день памяти Твоей!

Проси Сына Твоего, да удостоит нас брачного пира во Царствии; мы же возблагодарим и поклонимся Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуйя!”69

У Халдейской Католической Церкви есть свое чинопоследование торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Этот праздник был введен в богослужебный календарь при патриархе мар Йусифе Аудо (1848-1878). Авторство чинопоследования принадлежит пресвитеру Дамиану из священнического дома Алькош. Составляя это богослужение, он частично основывался на древних текстах. Прекрасная жемчужина последования - песнь в честь Непорочной, исполненная поэтическими и библейскими образами. Вот короткий отрывок из нее:

“1. [Бог] создал Марию новым небом, прекрасным, чистым, пресвятым и украшенным всеми добродетелями, да станет Она Матерью Его Сына.

2. Он сохранил Ее от вины Адама, укрыв во чреве Ее все Свои сокровища, дабы в Ней могла исцелиться и утешиться наша больная и порочная природа (...).

12. Господь, некогда поставивший радугу в облаке знамением завета и мира, и знамением того, что воды не будут более потопом на истребление,

13. Он Сам поставил Марию знамением завета и мира, сохранив Ее от всякого греха и постановив, что без Ее посредничества мы не получим ничего (...).

16. Как гранат, цветущий в саду, окруженный прекрасным венцом, кажется царем всякого растения,

17 так и Ты, Мария: Тебя единую в саду человеческом [Твоя] мать без греха зачала.”70

Некоторые отрывки из восточносирийского последования Часов, приведенные выше, показывают, что для этого богослужения характерно ублажение неизреченной красоты и славы Матери Христа. Ее исключительное служение в истории спасения продолжается, о чем свидетельствует частое призывание Марии в различных нуждах.

Заключение

Неприятие в V в. восточносирийской Церковью имени “Богородица” не помешало верным этой общины почитать Марию как Матерь Иисуса, Сына Божия. По учению Нестория Она именуется и почитается как Христородица (Христотокос).

Восточносирийское почитание Марии сохранило близкие к первохристианским формы. Оно также насыщено библейским содержанием. Тайна Марии открывается в богослужении в связи с тайной Христа и Церкви. Мария почитается как Новая Ева, родившая Спасителя мира. Она действенно участвует в деле Искупления Христова, особенно своим заступничеством и молитвами.

Из богослужения

Св. Ефрем Сирин, “Матерь Предивная. Гимн на праздник Поздравлений Марии” (отрывок)

Никто не знает, как назвать Матерь Твою, Господи!

Если кто назовет Ее "Девой" - то Чадо при Ней.

"Жена"? - Никто не познал Ее.

Как Она Твоя Матерь? - трудно это понять.

Кто же уразумеет это?

Припев: Слава Тебе, Господи вселенной,

Для Тебя всё легко!

Она - Матерь Твоя!

Она же - Сестра Твоя с другими.

Она сделалась Матерью Тебе - сделалась Сестрой Тебе.

Она - Твоя Невеста, со всеми чистыми.

Ты всем преукрасил Ее, будучи красотой Матери Своей.

Слава Тебе, Господи вселенной,

Для Тебя всё легко!

Она Невестой была по природе,

прежде пришествия Твоего.

Она зачала вопреки естеству,

когда Ты пришел, Святой!

Она была Девой, свято родив Тебя.

Слава Тебе, Господи вселенной,

Для Тебя всё легко!

(...)

Предивна Матерь Твоя.

Господь вошел к Ней и стал рабом.

Вошло Слово, сделавшись в Ней безгласным.

Вошел гром и умолк.

Вошел Пастырь и стал Агнцем.

Слава Тебе, Господи вселенной,

Для Тебя всё легко!

Порядок вещей превратился во чреве Матери.

Творец вселенной

Вошел богатый и вышел нищий.

Вошел Всевышний и вышел ничтожный.

Вошло сияние Неба и вышло незамеченным.

Слава Тебе, Господи вселенной,

Для Тебя всё легко!

Вошел витязь и взял с Собой

жалкое платье с тела Матери.

Вошел питающий всех и взалкал,

Всё напояющий - возжаждал.

Вышел нагой, всё укрывающий.

Слава Тебе, Господи вселенной,

Для Тебя всё легко!”71

 

Глава VI
Мария в армянском богослужении

 

Армянская Церковь

По своему происхождению армянское богослужение принадлежит к семье восточносирийского обряда.

Армения - это страна, которая исторически занимала Армянское нагорье на юго-западе Кавказских гор между Черным и Каспийским морями. Сейчас это отдельное государство, хотя часть исторически армянских территорий находится в Турции и Иране. На территории Армении на горе Арарат находятся остатки Ноева ковчега (Быт 8, 4). Христианство пришло сюда в конце I в. Первыми благовестниками в этой стране были по преданию апостолы Иуда Фаддей и Варфоломей. Около 200 г. Тертулиан в трактате «Против Иудеев» упоминает Армению как уже христианскую страну. Великими апостолами Армении были св. Григорий Чудотворец (+ 270 г.) и св. Григорий Просветитель (+ 325 г.). Последний около 314 г. обратил царя Тиридата и многих армян и положил начало церковному устроению. В то же время экзарх Кесарии Леонтий хиротонисал Григория во епископа Аштишата и назначил его своим представителем в той стране, т.е. католикосом. По имени этого первого католикоса Армянская Церковь также называется «Армяно-григорианской». С 440 г. кафедра католикоса находится в Эчмиадзине.

В 384 г. в результате споров между Римской Империей и Персией Армения была поделена на т.н. Великую Армению (под персидским господством) и Малую Армению (на территории Киликии - под византийским господством).

Армяне с воодушевлением восприняли определения Ефесского Собора 431 г., не допустив распространения несторианства на своей территории. В Армении проповедовалось христологическое и мариологическое учение Собора, особенно же признанный им титул Богородицы.

Из-за персидского вторжения армянские епископы не могли прибыть на Собор в Халкидоне 451 г. Их отсутствие вопреки действительному положению вещей было воспринято Отцами Собора как выражение сочувствия монофизитской ереси. В свою очередь, после Собора армянские епископы были введены в заблуждение сирийскими монофизитами, представившими ошибочные переводы халкидонских определений и говорившими, будто Собор оправдал несторианство. В итоге Армянская Церковь на поместном Двинском соборе (552-553 гг.) осудила халкидонские постановления и высказалась в пользу монофизитства. Частично заблуждение армянских иерархов проистекало из неточностей в терминологии, не различавшей учения о двух природах во Христе и несторианского учения о двух ипостасях во Христе.

С VII в. из-за Армении соперничали Византийская Империя и арабы, что отразилось на положении Церкви, преследуемой обеими сторонами. Плоды периода византийского господства над Арменией можно обнаружить в армянском богослужении, перенявшем многие элементы греческой традиции.

В течение веков некоторые киликийские католикосы предпринимали попытки воссоединиться с Римом. Первая уния была заключена в 1198 г. и продержалась ровно столетие. Следующая попытка на Флорентийском Соборе выразилась в принятии им т.н. “Декрета для Армян” (1439 г.). Однако эту унию не приняли традиционалисты в Великой Армении.

В 1740 г. был избран католикос для католиков армянского обряда, а в 1742 папа образовал Киликийский Армянский Патриархат, этот факт и считается формальным созданием Армянской Католической Церкви. По причине преследований патриарх армянских католиков был вынужден скрыться в Ливане, где и ныне находится кафедра его преемника.

История армянского народа отмечена многими религиозными и национальными преследованиями. Самое кровавое из них было в 1894-1920 гг. на территории, захваченной Турцией, когда было убито около 1,5 млн. армян, т.е. почти третья часть всего народа.

В настоящее время Армянская Апостольская Церковь насчитывает около 6 млн. верных, из них половина живет в Армении, а другая половина в диаспоре. Духовная столица Церкви находится в Эчмиадзине около Еревана. Глава Армянскуой Апостольской Церкви именуется Католикосом-Патриархом всех армян (нынешний - Гарегин I). Существует также один католикасат (Киликийский) и два патриархата (Иерусалимский и Константинопольский), пользующиеся некоторой автономией, но подчиненные Эчмиадзину.

Армянская Католическая Церковь насчитывает около 200 тыс. верных, а патриарх пребывает в Бейруте. Имя нынешнего армяно-католического патриарха - Петр Иоанн XXIII.

После II Ватиканского Собора начался экуменический диалог между Римско-Католической Церковью и Армянской Апостольской Церковью. Благодаря современным богословским исследованиям армян перестали обвинять в монофизитской ереси73.

Армянское богослужение

Огромное влияние на развитие армянской культуры и богослужения оказал св. Месроп, который около 405 года составил армянский алфавит из 36 букв. Благодаря этому очень быстро возник армянский перевод Священного Писания. На этом языке начали совершать богослужение и записывать тексты молитв. К числу основных творцов армянской литературы, особенно гимнов, принадлежат: Петрос Сюнеци (VI в.), патриарх Закария (IX в.), Нерсес Шнорали [Благодатный], Григорий Нарекский [Григор Нарекаци] (X в.), Нерсес Ламбронаци (XII в.) и Вардан Великий (XIII в.).

В армянском богослужении кроме характерных для него одного черт, просматривается определенная близость к обрядам антиохийской семьи и к греческой Литургии св. Иоанна Златоуста.

Армянский храм напоминает византийские церкви, хотя престол находится достаточно высоко и от остального помещения отделен не иконостасом, а только завесой. Во время литургии употребляются опресноки и чистое вино (без примеси воды), а причастие подается под одним видом. Особенностью армянского обряда литургии является ношение митры священником и в особом случае даже диаконом, тогда как в византийском обряде митры носятся исключительно епископами. (За исключением нескольких Православных Церквей, включая Русскую, где митру носят заслуженные священники.)

Характерная черта армянского церковного наследия - своеобразная красивая музыка, вдохновляющая и грустная. Традиционными музыкальными инструментами, иногда используемыми на армянском богослужении являются кимвалы. Диаконы пользуются также рипидами - металлическими опахалами, которые при движении издают звуки, вводящие в мистическое настроение.

Почитание Богородицы

Армяне особо почитают Марию как Богородицу (“Аствацацин”). По древнему преданию св. Апостол Варфоломей, придя в Армению, принес с собой икону Марии, написанную св. Лукой. К почитанию Марии призывали и другие апостолы Армении, особенно св. Григорий Просветитель.

Кульминацией в развитии почитания Богородицы в Армении был Ефесский Собор 431 г. Хотя армянские епископы по политическим причинам не могли на нем присутствовать, однако они с радостью приняли его постановления и всегда их верно защищали (особенно имя Богоматери).

Армяне верят в то, что Мария была свободна от всякого греха, также и от первородного. Примером этой веры могут послужить слова Григора Нарекаци (950-1010):

“Прежде чем Слово Божие родилось от Нее, Мария была сохранена Богом от всякого пятна греха; дочерь без греха грешной первоматери, свободная ото всякого естественного и врожденного вожделения, хотя Она и была подвержена природным условиям человеческого бытия, стена защитная окруженная огнем и потому сохраненная от всяческих напастей вражеских; ее основания установлены Самим Всевышним.”74

Кроме того армяне с большой ревностью почитают тайну девственности Марии, веруют в силу Ее заступничества перед Сыном, а также признают взятие Ее на Небеса с телом и душой. Эта последняя истина была торжественно исповедана на поместном соборе в Сисе в 1345 г., т.е. более чем на 600 лет раньше догматического определения Римско-Католической Церкви75.

а) Богородичные праздники

Богослужебный год Армяно-Григорианской Церкви делится на следующие времена: Богоявления, Великого Поста, Воскресения, Пятидесятницы, Преображения, Успения, Воздвижения Креста и Рождественского Поста. Стоит заметить, что в этом календаре у одного времени года (Успения) чисто богородичное значение.

Богослужебный календарь своеобразен и достаточно сложен. У большей части праздников нет определенной даты, они - переходящие. Главные праздники Господа и Богородицы отмечаются по воскресеньям. В свою очередь среда и пятница - постные дни и поэтому на них не может попадать никакой праздник; то же касается и четырех времен поста.

Так можно поделить богородичные праздники на две группы. Первую составляют непреходящие праздники. К ним принадлежат: Сретение (14 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля; у армяно-католиков - 25 марта), Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) и Зачатие Пресвятой Богородицы (9 декабря). Вторую группу праздников составляют переходящие праздники. К ним причисляются: Успение Пресвятой Богородицы (воскресенье между 12 и 18 августа), Обретение риз Пресвятой Богородицы (пятое воскресенье после Пятидесятницы), Перенесение пояса Божией Матери из Иерусалима в Константинополь (третье воскресенье после Успения).

Для армян важнейшим богородичным праздником является Благовещение. Ему предшествует длинный пост, а после - 8 дней праздника до отдания. Кроме того каждая среда особо посвящена Матери Господа, поскольку в армянской Церкви считается, что Воплощение произошло именно в среду.

Существует ценный документ о происхождении армянских праздников, в том числе посвященных Богородице, т.н. “Армянский Сборник (Синаксарий) Тер Исраэля”76. Тер Исраэль - так звали монаха, жившего в XIII в. в Армении, который собрал в одной книге исторические сведения об армянских праздниках Иисуса, Марии и святых. По-видимому этот труд был собранием и антологией ранее существовавших армянских и греческих книг.

б) Присутствие Богородицы в Евхаристическом богослужении

В армянском обряде есть только один чин Божественной Литургии, служащийся весь год. Возникновение армянского обряда литургии приписывается святому Григорию Просветителю, что выражается в официальном названии этого богослужения: “Литургия благословенного Отца нашего Григория Просветителя, исправленная и дополненная святыми патриархами и учителями Сааком, Месропом, Гютом и Иоанном Мандакуни”.

В настоящее время в армянской Литургии используется только одна анафора, традиционно приписываемая св. Афанасию Александрийскому. В древних памятниках можно встретить еще десять других Евхаристических канонов.

В основном Евхаристическое богослужение соответствует византийскому, хотя и содержит некоторые элементы, происходящие из Малой Азии и Рима. В этой Литургии Богоматерь многоразлично вспоминается и призывается.

Еще перед началом Литургии священник и диакон читают следующую молитву:

Священник: “Заступничеством Пресвятой Богородицы, услышь, Господи, моление наше и спаси нас”.

Диакон: “Молим о заступничестве Пресвятой Богородицы и всех святых перед Отцом, сущим на небесах, да благоволит явить нам милосердие и спасти творение Свое. Господи, Боже наш Вседержитель, спаси нас и помилуй нас.”

Священник: “Прими, Господи, молитвы наши, молитвами Пресвятой Пренепорочной Богородицы, родившей Сына Твоего Единородного и заступничеством всех святых Твоих; услышь, Господи и помилуй, прости, изгладь и отпусти грехи наши; удостой нас славить Тебя с благодарением с Сыном и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

После чего священник прибавляет:

“Исповедую перед Богом, перед Пресвятой Богородицей и перед всеми святыми, и перед вами, отцы и братия, все грехи мной совершенные...77”

Мария снова вспоминается при каждении даров. Вот богородичные отрывки из песни, поющейся в то время:

“Господи, прими милостиво молитвы наши как нежное благоухание мирра и корицы, и сохрани нас, приносящих эту жертву, дабы мы всегда и каждый раз могли служить Тебе в святости. Молитвами Матери Девы прими, Господи, моление рабов Твоих... Святая Церковь признаёт и исповедует Пречистую Приснодеву Марию Богородицу, благодаря Которой даны нам Хлеб бессмертия и Чаша утешения. Славьте Ее словесным пением78.”

В армянской Божественной Литургии встречаются многочисленные тексты, говорящие о Марии в перспективе Воплощения.

В сердце литургии, анафоре, находятся две важные богородичные богородичные молитвы. В молитве после “Свят, свят, свят” читается:

«Ибо когда Он воистину вочеловечился, а не во внешнем образе, и в единстве неслиянно приняв тело от Богородицы Пресвятой Девы Марии, был искушен во всем человеческом кроме греха и волею распялся Животворящий весь мир и Виновник нашего спасения.»80

Второе упоминание находится в ходатайственных молитвах:

“Господи, помилуй: да воспомнятся в этой святой Жертве Богородица, Пресвятая Дева Мария, св. Иоанн Креститель, первомученик Стефан и все святые, Тебя просим.”81

Наконец, Мария поминается перед молитвой “Отче наш”:

“Пресвятую Богородицу Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, Господу помолимся.”82

в) Богородица в Последовании Часов

Армянская мариология подчеркивает прежде всего Богоматеринство Марии, Ее приснодевство и Ее заступничество. В Часослове Благословенная Дева часто призывается как Помощница во всех человеческих нуждах. Она Заступается в просьбах о прощении грехов, мире, любви и справедливости, о пище, единстве Церкви, духовном возрождении, об упокоении усопших.

Вместе с верующими на земле и небожителями Мария входит в одну общину - Церковь. Молитвы Богородицы призываются прямо и косвенно. Вот молитва из Утрени:

“Еще помолимся Господу о мире - да услышит глас моления нашего через заступничество Пресвятой Богородицы.”83

На т.н. “Мирном часе” (Повечерии) читается следующее молитвословие:

“Преклоняемся пред Тобой, Пресвятая Богородица, и молим Тебя, пренепорочная Дева, молись о душах наших и умоляй Твоего Единородного Сына, да избавит нас от искушения и от всех опастностей.”84

Кроме того на Утрени и Вечерне поется “Трисвятое” (“Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас”). После этой молитвы всегда читается древнее призвание к Богородице: “Преславная и Преблагословенная Приснодева Богородица Мария, Матерь Христова, принеси молитвы наши Сыну Твоему и Богу нашему.”

Особенно богаты гимны, поющиеся на богородичные праздники. Вот фрагмент “Канона на праздник Рождества Пресвятой Богородицы” Иакова I Премудрого, армянского епископа XIII в.

“Воспойте, сыны Сиона, песнь новую о рождестве Матери Господа, ибо ныне от бесплодной родилась Родившая Рожденного от Отца прежде всех веков. Славьте Господа, давшего нам Матерь Света.

Возрадуйтесь ныне, сыны человеческие, о рождении Пресвятой Девы, ибо сегодня выросла из корня Иессеева носившая во чреве своем без мужеского семени Необъятного. Славьте Господа, давшего нам Матерь Света.

По сказанному Ангелом бесплодная Анна к радости мира родила Марию, родившую во плоти Законодателя Ветхого и Создателя Нового Завета. Славьте Господа, давшего нам Матерь Света.

Радуйся, Матерь Слова, от Отца Рожденного прежде Денницы: от Тебя взошел для людей небесный Свет, рассеивающий тьму греха. Моли Слово об отпущении грехов наших.”85

Заметим еще, что у Армянской Церкви есть свой вариант молитвы “Под Твою милость”, используемый как во время богослужения, так и в частном благочестии. Эта молитва звучит следующим образом:

“Припадаем к ногам Твоим, Богородица, и молим Тебя, Дева Пренепорочная: молись о душах наших и умоляй Сына Твоего Единородного, да избавит нас от искушения и от всех опастностей.”86

В толковании армянской “Псалтири” Иоанна Одзнеци содержится богословское объяснение столь большого почитания Богородицы в Часах. Это толкуется экклезиологически. Мария, родив Спасителя, освободила человечество от осуждения и таким образом привела детей в Церковь, которая поныне является нашей матерью.87

В том же толковании мы находим указание о воспоминании Марии. Молитва к Богородице не рекомендуется в т.н. "таинственные дни", т.е. тогда, когда приносится Евхаристическая жертва. Тогда верные могут непосредственно приступить ко Христу в Евхаристии. Прошения о молитве Богородицы советуется возносить в остальные дни, т.е. тогда, когда не служится Литургия, чтобы Мария принесла эти просьбы Богу88.

г) Присутствие Марии при совершении таинств и священнодейственных обрядов

В богослужении Таинств и других священнодействий заступничество Марии занимает существенное место. С богословской точки зрения Богородица является кем-то большим, чем только Посредницей. Кажется, как будто Она и дает благодать. Однако на эту Ее роль всего лишь намекается89.

Так, например, можно истолковать молитву во время совершения таинства брака:

“Ты, Матерь Жизни, Дева, Царица, Богородица, дай этой нашей царице (т.е. невесте) милость Твою.”90

При совершении остальных священнодействий Мария прямо или косвенно признается в основном Заступницей или Посредницей пред лицом Бога и Своего Сына. Вот отрывок из обряда погребения:

“Боже, Человеколюбец, Спаситель наш, призываем Твое великое и всемогущее Имя молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых.”91

В обрядах освящения храма и различных рукоположений Мария фигурирует как прообраз Церкви92, особенно как Дева, хранящая верность своему Божественному Жениху. Один раз в обряде погребения ребенка появляется сравнение Богоматеринства Марии с духовным материнством Церкви, осуществляющимся в таинстве крещения:

“Сыне Божий и Слово Отчее, ставший для нас ребенком от Пресвятой Девы Марии, освяти сих, во Священном Источнике святости ставших детьми. Ибо они крещены и освящены. Благодатью крещения да удостоятся они усыновления.”93

Заключение

Армянская Церковь - необычайно национальная. Трудная история народа неразрывно связана с историей его Церкви.

В этой истории Мария играла и продолжает играть исключительную роль, что выражается в богослужебных молитвах. Они представляют нашему духовному взору Марию как прежде всего Богоматерь, Приснодеву, Пресвятую. Кроме того армяне почитают Ее Посредницей, Владычицей Церкви, Царицей Армении, Царицей вселенной, надеждой и прибежищем армянского народа и всех христиан, в Которой во всех обстоятельствах следует искать спасения и помощи.

Из богослужения

Католикос Петр I (1019-1051), “Молитва ко Преблагословенной Деве за почивших”

“О Дщерь, рождающая Скалу, Источниче преизобильный, Почка распускающаяся, Жизнь любезная, Серафим земной, Дом Воплощения Слова Учителя, Храм Духа: в Своих непрестанных молитвах заступайся всегда перед Родившимся от Тебя, да простит усопших наших.

Ты Ключ, отворивший рай наслаждения, Христоносица небоподобная, Сосуд золотой, содержащий Манну, Отрасль цветущая корня Иессеева: Матерь, Храм Света, в своих непрестанных молитвах заступайся всегда пред Родившимся от Тебя, да простит почивших наших.

Роса, источающая сладость, вожделенную Ангелами, Серафим плотский, прекрасный как сияющая жемчужина, Основание Церкви, Голубица пречистая, Облако осеняющее, Пресвятая Дева Мария, в своих непрестанных молитвах заступайся всегда пред Родившимся от Тебя, да простит почивших наших.”94

 

Глава VII
Мария в коптском богослужении

Коптская Церковь

Египетские христиане хвалятся тем, что их земля стала прибежищем Святому Семейству во время гонения Ирода. По этой причине они считают Египет продолжением Святой Земли, раз здесь пребывал Спаситель мира. Согласно древним апокрифам Святое Семейство обитало в земле фараонов как минимум два года95.

Начало христианства в Египте относится к деятельности св. евангелиста Марка, который по преданию претерпел мученичество в Александрии96.

В первые века христианства Церковь Египта сыграла значительную роль в области прояснения христианского учения, канонического права и духовности.

Эта Церковь практически положила начало иноческой жизни. В Египте подвизались такие выдающиеся отцы-пустынники, как св. Антоний Великий, св. Павел Первый Отшельник, св. Пахомий. Египетская Церковь вела также широкую м<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.