Общие принципы разыгрывание партии-4ч. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие принципы разыгрывание партии-4ч.

2022-10-10 27
Общие принципы разыгрывание партии-4ч. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория – 0,25 ч.

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Практика – 3,25 ч.

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры на развитие памяти.

5.Релаксация  

 

 

Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах. Знакомство с легкими и тяжелыми фигурами в шахматах-4ч.

Теория – 0,5 ч.

Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практика – 3,5 ч.  

 1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры на развитие мышления.

5.Релаксация  

 

Игра в шахматы-3ч.

Теория – 0,25 ч.

 Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную тему.

Практика – 2,75 ч.

 1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры на развитие памяти.

5.Релаксация  

 

 9.Шах и мат-3ч.

Теория – 0,5 ч.

Тактические приемы и особенности их применения

Практика – 2,5 ч.

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры на развитие памяти.

5.Релаксация   

 

 

 

Шахматный турнир «Наш лучший шахматист»-3ч.

Теория – 0,25.

Подведение итогов за год, выступлений детей.

Практика – 2,75

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игры по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры

5.Релаксация    

 

 

 

                   КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                Сентябрь

Недели Тема Программные задачи Методические приёмы
 1-я неделя  Шахматная доска.  Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в Шахматная доска. шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.  Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки.
2-я неделя       Шахматная доска.  Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе.   Чтение-инсценировка, дидактическая игра «Да нет»
3-я неделя   Шахматная доска    Продолжать знакомить с шахматной доской. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться Продолжить знакомить детей с шахматным королевством,  Рисование шахматной Доски
4-я неделя   Шахматная доска Проспекты, улицы, переулки шахматной доски.   Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия "горизонталь", "вертикаль",   Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина.

Октябрь

Недели  Тема Программные задачи   Методические приёмы  
1-я неделя  Шахматная доска.     Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.       Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание "Диагональ".
 2-я неделя  Шахматная доска. «Шахматная эстафета».  Отрабатывать практические навыки. Схематическое изображение доски. "Составь доску "Шахматное лото", "Пройди и назови поле".     
3-я неделя     Шахматные Фигуры  Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания Чтение сказки "Чудесные фигуры"
4-я неделя   Шахматные Фигуры   Продолжать знакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания     Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", Угадай", "Что общего?"    

 

Ноябрь

Недели Тема Программные задачи   Методические приёмы  
1-я неделя       Начальное Положение    Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".     Показ, объяснение. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".  
2-я неделя       Слон.    Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая Фигуры Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин",
3-я неделя    Слон.      Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических Навыков   Ответы на вопросы  «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
4-я неделя    Слон.      Отрабатывать практические навыками. Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы "Шахматной шкатулки" Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".   Практические навыки.  

Декабрь

Недели Тема Программные задачи  

Методические приёмы  

1-я неделя     Ладья.   Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.

Чтение дидактической

сказки "Я – Ладья"

Рассказ о месте ладьи в

начальном положении.

Ход ладьи. Взятие.

Дидактические задания и

игры "Лабиринт",

"Перехитри часовых",

"Один в поле воин",

"Кратчайший путь".

Ответы на вопросы

"Шахматной шкатулки'

2-я неделя    Ладья.    Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

 Дидактические игры

"Захват контрольного

поля", "Защита

контрольного поля",

 "Игра на уничтожение"

"Ограничение

подвижности".

3-я неделя   Ладья против слона.     отрабатывать практические фигуры", навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику игры,

 Дидактические задания

"Перехитри часовых",, "Атака неприятельской

 фигуры", "Двойной

удар", "Взятие",

"Защита", "Выиграй

фигуру". Дидактические игры, "Игра на

уничтожение" (ладья

против слона, две ладьи

против слона,

 

 

4-я неделя     Ладья.

Отрабатывать практические Навыки

 

Практически упражнения. Загадки из тетрадки.  

 

         

Январь

Тема Программные задачи   Методические приёмы  
 Ферзь.    Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»   
  Ферзь.  Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» "Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". 

Февраль

Недели Тема   Программные задачи  

Методические приёмы  

1-я неделя     Ферзь против ладьи и слона. Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем.

Практические

упражнения. 

2-я неделя    Конь.   Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию

Рассказать и показать

сложность ходов коня

Ход коня, взятие. Конь –

легкая фигура.

Дидактические задания

"Лабиринт", "Перехитри

часовых", "Один в поле

воин", "Кратчайший

путь".

3-я неделя   Конь.

Продолжать знакомить с

шахматной фигурой «Конь»

Развивать ловкость и

смекалку, ориентировку в

пространстве, способность

думать, мыслить,

анализировать.

Активизировать словарь.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на  уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь  против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".
 4-я неделя  Конь.   Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Показать позицию в которой конь ставить «вилку».

 Д/и "Секретная фигура"

         

Март

Недели Тема Программные задачи    Методические приёмы   
 1-я неделя Конь против ферзя, ладьи, слона   Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.   Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".
2-я неделя   Пешка «Ни шагу назад!» Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.   Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек»
3-я  неделя Пешка. Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.  Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля"
4-я неделя    Пешка.    Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками».   Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие "

 

Апрель

Недели Тема   Программные задачи       Методические приёмы    
1-я неделя             Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух).
2-я неделя   Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня  Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками».   Дидактические игры: "Ограничение подвижности ".
3-я неделя    Праздник пешки   Закрепить знания о том как ходит пешка, что делать если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь. .   Соревнования.
4-я неделя     Король.   Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей. не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.   Рассказ о месте короля в Показать, как ходит король. начальном положении. Разучить правило «Королей Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь".      

Май

Недели Тема   Программные задачи      Методические приёмы    
1-я неделя    Король. «Волшебный квадрат»   Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.   Рассказ о волшебном квадрате, который король использует вигре. "Двойной удар", "Взятие".  
2-я неделя       Шах и мат.   Формировать представления о комбинациях "шах", "мат" ("комбинация" и "вилка" - двойной удар).  Практические упражнения.
3-я неделя      Игра в парах.   Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы.   Практические упражнения.
4-я неделя   Турнир на лучшего игрока.     Закрепить знания почему слонов надо быстрее выводить в центр.  Практические навыки. Загадки из тетрадки.

 

           

           Методическое обеспечение программы

                   Форма проведения занятий

 

Определяется возрастными особенностями детей  а также содержанием

разделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов,

соревнования, работа над ошибками.

 

  Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

  Примерный перечень оборудования

Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) — 10 шт.

Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) 10 комплектов.

Демонстрационная доска— 1 шт. Фигуры к ней— 1 комплект.

Шахматная матерчатая доска для проведения праздника (4 х 4 м или 6 х

6 м) — 1 шт.Портреты чемпионов мира по шахматам среди взрослых — 8 шт.

Дидактические игры

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из

горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий

шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей

шахматной доски.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся

все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить,

какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур,

дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд,

дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной»,

которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать:

«Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает

учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,

формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют

самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры

по высоте.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные

фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента

игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном

положении. «Мяч».Педагог произносит какую-нибудь фразу о

начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то  Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

 «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки

шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не

перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной

клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,

 

  Вид и форма контроля, форма предъявления результата.

Диагностирование детей проводиться в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май),  Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту. Результаты диагностики оглашаются на педагогическом совете ДОУ.  

 .

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ

Педагог дополнительного образования - осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей программой и с учетом возрастных возможностей детей. Комплектует состав воспитанников и принимает меры по сохранению контингента воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные. Осуществляет развитие физических, танцевальных, творческих, способностей и эмоциональной сферы детей. Планирует и организовывает диагностическое обследование уровня усвоение детьми умений и навыков. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Оказывает консультативную помощь родителям и педагогам. Совместно с сотрудниками ДОУ организовывает участие детей в праздниках и других массовых мероприятиях.

Участвует в работе педсоветов, методических объединений и других формах методической работы ДОУ.

Не менее 2 раз в год отчитывается в своей работе с представлением результатов диагностики развития творческих способностей дошкольников.

Проводить открытие занятия для родителей и воспитателей.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Педагог дополнительного образования должен иметь курсы дополнительного профессионального образования в области физической культуры и спорта.

                            Библиографический список

1.Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно». - М.: «Детская литература», 1989.

2. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

3. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы» М.: Просвещение, 1991.

4. Гик Е. А. Беседы о шахматах. Москва: «Просвещение», 1985.

5. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

6. Зак В. «Я играю в шахматы». – М.: «Детская литература»,1980.

7. Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундучка». - Санкт-Петербург, 2001.

8. Р. Нежметдинов «Шахматы». – Казань: «Татарское кн. изд-во», 1985

9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

10. Юровский Е. М., Кондратьева Л. П. Зайкины шашки (книжка-игра для самых маленьких). - СПб - 2001. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.