Направленность дополнительной общеразвивающей программы. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

2022-10-10 23
Направленность дополнительной общеразвивающей программы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы и шашки» относится к программам физкультурно-спортивной направленности, но так же направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Предложенная программа опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.

 

Программа выполняет следующие функции:

 

Познавательная:

- расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости

- развивает изобретательность и логическое мышление.

- формирует устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы и шашки;

- способствует освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.

- развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

- знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии действовать в соответствии с этими правилами;

- учит детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

- обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной и шашечной партии.

- содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

 

Воспитательная:

- вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

 

Эстетическая:

- обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

 

Физическая:

- побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Коррекционная:

- Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

 

2. Новизна дополнительной общеразвивающей программы.

Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы и шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающих игры. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.  

 

3.Актуальность дополнительной общеразвивающей программы.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы и шашки обусловлена поиском эффективных методов умственного развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы и шашки научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах. Доктор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом: «Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления… Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления… Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности ситуации оттачивает ядро умственных способностей человека… Кроме того, игра в шашки и шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В гипотетическом плане целенаправленное внедрение шахматной игры в учебно-воспитательный процесс будет способствовать не только интеллектуальному, но и всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Использование шахмат и шашек позволит развивать детей в процессе игры, а игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра в шахматы и шашки дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника,

способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шахматы и шашки в дошкольном возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

 

 

 

4. Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы.

Педагогическая  целесообразность заключается в том, что ребёнок в простой и доходчиво форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы театрализованные постановки, игры-эстафеты, викторины, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность) развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает, анализирует, становится собрание, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.

5.   Цель и задачи:

Цель программы - создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка; формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры и игры в шашки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

-обучение основам игры в шашки и шахматы;

-обучение комбинациям, теории и практике игры в шашки и шахматы.

Воспитательные:

-воспитание отношения к игре в шахматы и шашки как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

-воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

-выработка у обучающихся умения применять полученные знания на практике;

-создать ситуации успеха для каждого ребёнка.

Развивающие:

-развитие стремления детей к самостоятельности;  

 -развитие умственных способностей обучающихся: логического мышления,

умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

-осуществление всестороннего физического развития обучающихся;

-формирование и развитие коммуникативных способностей ребенка.

В результате занятий предполагается развить следующие качества личности:

целеустремленность, настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли, радость творчества.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.