Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-10-10 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В ноябре 1995 г. были подписаны Дейтонские соглашения по Югославии, в которых Россия приняла минисмальное участие. Консерваторы наставивали на полной поддержке Милошевича. Примаков занимал болдее умеренную позицию и работал через Контактную группу по Югославии, созданную по инициативе Ельцина в 1994 г. Целью КГ была координация действий России, США, Франции, Англии и Германии.
Россия выступала против использования миротворческих сил НАТО, критиковала силовые действия против боснийских вербов, но не вмешивалась в санкционированные ООН действия Запада в Боснии.
Решение НАТО начать воздушные удары по Белграду в марте 1999 г., изменило структуру взаимоотношений. Примаков развернул самолет над Атлантикой и прекратил визит в США целью которого были переговоры с руководством США и МВФ 24 марта 1999 г.
Официальная реакция России была резкой.
Она сопровождалась заявлением о том, что агрессия НАТО нарушила юрисдикцию ООН и нормы Хельсинкского Акта о сохранении суверенитета. Россия также прекратила свое участие в «Основополагающем акте», вывела военную миссию из Брюсселя и приказала представителям НАТО покинуть Россию.
К тому времени НАТО уже предложил Чехии, Польше и Венгрии подать заявление на вступление в свои ряды. На саммите в Мадриде летом 1997 г. госсекретарь Соединенных Штатов Мадлен Олбрайт особо подчеркнула, что обещает пригласить и Балтийские государства, входившие в состав Советского Союза до 1991 г.
Министерство иностранных дел Примакова вновь настаивало на неприемлемости расширения альянса. Несмотря на соглашение, достигнутое по «Основополагающему акту» в мае 1997 г., пост-мадридская атмосфера отношений Запада и России была напряженной. Конфликт по поводу Косово выявил всю глубину российских опасений. Он привел к появлению в отношениях с Западом элементов политической эскалации и, временами, дело вплотную подходило к военной конфронтации. В Российской Думе, например, не хватило двух или трех голосов для принятия резолюции по включению Югославии в Союз России и Белоруссии, что автоматически сделало бы Россию участницей войны.
|
Примаков не планировал предоставлять поддержку сербской стороне, к чему его призывали некоторые консервативные политики. Вместо этого он стал посредником в конфликте. Воспользовавшись заинтересованностью Запада в таком участии России в разрешении конфликта, он сформулировал жесткие условия для окончания войны, которые включали гарантии сохранения суверенитета Югославии, предоставление широкой автономии Косово и возложение на ООН главенствующей роли в послевоенном урегулировании.
Однако, мир был достигнут скорее на условиях Запада, чем на условиях России. Опасаясь дальнейшей политической эскалации отношений между Западом и Россией, Ельцин отстранил Примакова в качестве ключевого лица, ведущего переговоры, и заменил его бывшим премьер-министром Виктором Черномырдиным, который был слишком прозападным и к тому же не слишком опытным в иностранных делах политиком, чтобы заключить перемирие подобное тому, к которому стремился Примаков. Когда в начале июня, Сербия наконец приняла условия мира под давлением Черномырдина, российский обозреватель описал результаты войны следующим образом: «Россия способствовала принятию Югославией тех условий НАТО, которые ранее сама же называла недопустимыми»[2].
Уроки, которые вынесли государственники из неудачных взаимоотношений с Западом.
Главная внешняя угроза исходит от НАТО;
Косово как микромодель будущей стратегии НАТО,
Меры: увеличение военных расходов, обновление стратегических и тактических запасов ядерного оружия,
|
укрепление роли ООН и СБ;
интеграция оборонного пространства на территории СНГ
Китай перестали воспринимать как угрозу и за усиление стратегических связей с ним.
Примаков предлагал установить трехстороннее партнерство между Россией, Китаем и Индией.
Отношения с незападными странами
Отношения с незападными странами
Активная внешняя политика, которую отстаивал Примаков, подразумевала развитие геостратегических и экономических связей с незападными странами. Обе цели были направлены на укрепление потенциала политической власти России в мире относительно западных государств, в особенности, Соединенных Штатов. Арабист по образованию, Примаков проявлял значительно большую активность на Ближнем Востоке, чем его предшественник. 11омимо стремления к более активному участию I! достижении мира, Примаков значительно поднял уровень продаж российского вооружения в регионе. За пределами Ближнего Востока Россию особенно интересовал азиатско-тихоокеанский регион, при этом Примаков нередко ссылался па Ассоциацию стран юго-восточной Азии (АСЕАН) как на влиятельный центр развивающегося многополярного мира. В странах, посещаемых министром, им продолжала распространяться идея необходимости формирования мпогополярного мирового порядка. Однако особенно важную роль в его видении играли три государства — Китай, Иран и Индия.
Значение Китая для России было трудно переоценить. Китай имел общую границу с Россией протяженностью 4300 километров и демонстрировал очень высокие темпы экономического роста. Китай также являлся главным покупателем российского оружия; практически все имеющееся оружие и военное оборудование он приобретал у своего северного соседа. В политической сфере оба государства разделяли опасения по поводу глобального господства США и воспринимали расширение НАТО, планы США по созданию системы противоракетной обороны и вторжение в Ирак и Косово как угрожающие для международной стабильности события. Наконец, обе страны сталкивались со сходными угрозами внутренней безопасности — деятельностью чеченских сепаратистов в России и уйгурского мусульманского меньшинства в китайской провинции Синцьзян.
Все эти факторы служили сближению двух стран. В апреле 1996 г. стороны подтвердили, что вступаю!' в новую стадию партнерства, и через год подписали «Совместную декларацию о многополярном мире и формировании нового международного порядка», отражавшую представление При макова о многополярности как феномене, находящегося в процессе своего формирования. События конца 1998-1999 гг. — военные удары США но Ираку, планы но созданию американско-японс-кой системы противоракетной обороны, расширение НАТО и бомбовые удары по Югославии — вновь сблизили две страны, в чьи планы входила активная координация реагирования на события, воспринимавшиеся ими как угрожающие развитию мировой политики. Экономические отношения между странами развивались не столь быстрыми темпами, как им того хотелось бы, но продолжали укрепляться в области продажи оружия и пограничной торговли.
|
И все же, несмотря на видимый прогресс, отношения Китая и России не были развиты в той мере, в какой этого хотелось бы Примакову. Его усилия стали встречать заметное сопротивление в политической среде. По параметрам ВВП Китай заметно обгонял Россию, и это все более тревожило как западников, так и консервативных цивилизаци-опщиков, опасавшихся агрессии Китая иа Дальнем Востоке. Западники особенно критически относились к китайскому авторитаризму, утверждая, что рано или поздно политический авторитаризм приведет к внешнеполитическому экспансионизму. Сильное тяготение Китая к глобальным экономическим рынкам тоже усложняло геостратегические расчеты Примакова. Поэтому полноценное стратегическое партнерство России и Китая оставалось пока только в проекте.
Другим потенциальным стратегическим партнером России, в соответствии с расчетами Примакова, был Иран. В политическом плане он видел в этой стране регионального союзника по сдерживанию влияния режима Талибана в Афганистане и Турции, в частности, на государства Центральной Азии и Азербайджан. В глобальном плане Иран виделся потенциальным союзником по сопротивлению однополярпо-му миропорядку, контролируемому США. В сфере экономики России было выгодно строительство необходимых Ирану ядерных реакторов, поставка промышленного оборудования и выработка общей политики по прокладке энергетических трубопроводов в Каспийском регионе. Как и в случае с Китаем, результаты примаковского сотрудничества России и Ирана были противоречивы. Стороны сотрудничали в вопросе заключения перемирия в Таджикистане, в организации сопротивления движению Талибан в Афганистане, а также в ряде экономических вопросов. Несмотря на возражения Вашингтона, утверждавшего, что Иран занят созданием ядерного оружия в нарушение существующего режима нераспространения, Россия продолжала сотрудничество с прикаспийским соседом, опровергая подобные обвинения.
|
Однако у российско-иранских отношений также имелись свои гра-ницы. В политическом плане Россия опасалась, что Иран может со временем представлять военную угрозу и регионе, и некоторые представители российского политического класса публично выступали против такого развития событии. Впоследствии проблема еще более обнажилась, когда Иран возглавил Исламскую конференцию и начал проявлять большее сочувствие чеченским боевикам и мусульманам Косово. Кроме того, пытаясь совместно с Россией блокировать Бакин-ско-Джейханский и Транскаспийский трубопроводы, Иран преследовал собственный интерес, лоббируя альтернативный маршрут по экспорту нефти и газа из Центральной Азии. Наконец, ни Ельцин, пи Примаков не хотели заходить слишком далеко в своем испытывании терпения Соединенных Штатов. Конечным результатом стало то, что один политолог обозначил как «минимаксная» политика, в которой Россия старалась минимизировать ущерб для американо-российских отношений, стремясь в то же самое время сохранить максимальное влияние в Иране.1
Дипломатия Примакова была направлена и па привлечение Индии как стратегически важного партнера. Министр стремился извлечь выгоду из старых советских связей, пытаясь восстановить Россию в роли ключевого агента по перевооружению Индии. В 1997 г. премьер-министр Индии объявил, что его страна затратила 3 миллиарда долларов на покупку оружия в России за предыдущие два года, и что обе стороны обсудили возможные контракты еще на 7 миллиардов долларов. Такой уровень поднимал бы Индию выше Китая в ряду заказчиков вооружения у Москвы.2 В политическом плане Примаков был заинтересован в развитой более близких отношений России с Индией и Китаем для поддержания баланса сил с Соединенными Штатами, что свидетельствовало о пересмотре более ранней политики сдерживания Китая. В декабре 1998 г. Примаков заявил о необходимости создания союза этих трех стран для утверждения «нового полюса мировой политики». Однако такой союз так и остался лишь желаемым развитием событий, поскольку ни Индия, ни Китай не проявляли интереса к его формированию.
|
В конечном счете, усилия Примакова по привлечению незападных стран к стратегическому партнерству с Россией в целях сдерживания Запада не привели к значительным результатам. Потенциал развития двусторонних связей с Китаем, Ираном и Индией существовал, однако, полностью реализовать его предстояло в будущем. Кроме того, в мире глобальной экономической взаимозависимости ни одна из этих стран не проявила интереса формировать коалицию сдерживания США, к которой стремилась Россия. Наконец и имевшиеся различия в региональных политических интересах сторон были слишком значительны для формирования такой коалиции и четкого формулирования стоящих перед ней геостратегических целей.
4. Интеграция постсоветского пространства
Концепция интеграции
Интеграция постсоветского пространства стала еще одним важным элементом стратегии Примакова по сдерживанию растущих политических амбиций Запада и сопротивлению расширения НАТО. Новая /дипломатия исходила из того, что интересы России требуют укрепления государственности и должны реализовываться в достижении трех целей. Во-первых, учитывая возникновение новых конфликтов на территории бывшего Советского Союза, предполагалось сохранить военное присутствие России в регионе. Во-вторых, необходимо было защитить статус этнических русских, проживающих за пределами России. 11аконец, Москва была заинтересована в приобретении в собственность цепных экономических объектов па постсоветском пространстве.
Используя свои в целом сильные переговорные позиции в отношениях с бывшими советскими республиками, Россия планировала получить более широкие возможности влияния на экономические решения и политику в области безопасности бывших советских республик, при этом не принимая на себя слишком больших затрат. У России имелись рычаги для проведения более уверенной политики на пространстве; бывшего СССР. На вооружении страны находились наиболее передовые системы, а также самая крупная и опытная армия в регионе. Россия была сильна и экономически, благодаря значительному объему своего внутреннего рынка, богатым запасам природных ресурсов и более разнообразными коммерческими связями со странами за пределами бывшего советского региона. С политической точки зрения, Россия была единственным государством в регионе, обладавшим членством в Совете Безопасности ООП, к тому же получившим и членство в престижной Большой Восьмерке. Кроме того, следовало учитывать и многочисленность языковой диаспоры, включавшей в себя двадцать пять миллионов человек, многие из которых идентифицировали себя со своей исторической родиной и, следовательно, могли способствовать в распространении российского влияния за рубежом.
Концепция интеграции впервые была ясно сформулирована 14 сентября 1995 г., когда Ельцин подписал Указ под названием «Формиро-ванне стратегического курса Российском Федерации и стран СНГ». Документ на восьми страницах являлся развернутой доработкой одного из отчетов возглавляемой ранее Примаковым Службы внешней разведки, и в скором времени был преобразован в «Концепцию экономического интеграционного развития СНГ», принятую к исполнению в марте 1997 г. Впервые с момента распада Советского Союза Кремль признал приоритетное значение СНГ для национальных интересов России и определил Россию как государство, играющее ведущую роль в формировании новой системы межгосударственных политических и экономических отношений в регионе. Провозглашенная цель состояла в том, чтобы создать «экономически и политически интегрированный союз государств, способных занять достойное место в мировом сообществе». Такая формулировка была схожа с собственным определением Примакова, который воспринимал интеграцию как проводимую Россией «политику, нацеленную на объединение государств, сформировавшихся на территории бывшего Советского Союза».
В дополнение к возглавляемой Примаковым Службе внешней разведки, на формирование концепции интеграции оказали свое влияние также консервативные цивилизациопщики и умеренные державники. Цивидизационщики отстаивали территориальное единство России и постсоветского региона на основании единства культурно-исторических связей. 11ри этом евразийцы выступали за культурное единство славян и мусульман, в то время как российские этнонациопатисты исходили из идеи превосходства русского языка и религии в регионе. Конгресс Русских Общин, например, заявил об ответственности России за русскоговорящее население бывших советских республик. Такую точку зрения позже принял и Ельцин. Совет но внешней и оборонной политике — влиятельная неправительственная организация, которая объединила промышленников, бизнесменов, интеллигенцию и лидеров мнений — внесла большой вклад в понимание концепции интеграции, последовательно критикуя экономическую политику Гайдара и Козырева и выступая за региональную направленность действий России. Концепция, таким образом, представляла собой гибрид, сформировавшийся под воздействием сил как жесткой, так и умеренной ориентации. Она стремилась восстановить социальные, экономические и политические связи на постсоветском пространстве, не возрождая при этом империю.
Стратегии интеграции была присуща определенная доля прагматизма в реакции па новые угрозы, стоящие перед Россией в регионе и за его пределами. Хотя стратегия и демонстрировала отход от раннего изоляционизма Козырева, процесс интеграции нельзя было при-равнивать к восстановлению империи или возрождению агрессивного имперского национализма. Сторонники Примакова видели ситуацию иначе. Например, влиятельный и близкий к Примакову Совет по внешней и оборонной политике опубликовал доклад под названием «Будет ли восстановлен Союз?», в котором об идее восстановления Советского Союза говорилось как о «реакционной утопии».1 В то же время, в докладе утверждалось, что разумной альтернативы постсоветской интеграции не существует и что Россия должна была припять па себя роль инициатора такой интеграции.
Для Примакова необходимость формирования стратегии интеграции была продиктована контекстом безопасности, т; особенности расширением НАТО. Однако для преследующего политические цели Ельцина стратегия являлась лишь способом нейтрализации оппозиции и восстановления пошатнувшейся способности государства вести внешнюю политику. Оппозиция Ельцину состояла из военных, промышленников, а также некоторых радикальных националистов, обладающих связями с русскими за пределами России. В вопросах безопасности рекомендованная Примаковым стратегия помогла перехватить инициативу, которая уже находилась в процессе перехода к военным. При Примакове значительная часть полномочий перешла от Министерства обороны к Министерству иностранных дел. К примеру, последнее занималось урегулированием конфликта во время гражданской войны в Таджикистане, а также молдавского конфликта, и в обоих случаях добилось подписания мирных договоров. В экономической и культурной сферах стратегия интеграции предполагала продвижение российских национальных интересов путем перехвата инициативы у неправительственных организаций, стремившихся к восстановлению Советского Союза. Демонстрируя такой перехват инициативы, в феврале 1995 г. в послании президента о положении в стране Ельцин негативно отозвался о некоторых «силах за границей», которые стремились принизить международную роль России в связи процессами интеграции в СНГ.2 К концу 1995 г. Россия уже предприняла ряд практических действий, направленных па укрепление своих отношений с Белоруссией, Казахстаном и Украиной, а в 1996 г., стремясь к нейтрализации критично настроенной оппозиции, Ельцин произвел ряд новых назначений. Среди них было назначение Амана Тулеева— сторонника коммунистов, поддерживавшего интеграцию СНГ — на пост министра РФ по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.Новый курс приобрел значительную социальную поддержку внутри страны. Широкие слои общества горячо поддерживало развитие более близких экономических, политических и культурных отношений России с бывшими советскими республиками, хотя и не одобряли восстановления империи. Например, в декабре 1997 г. 61% граждан России сожалели о распаде СССР, что было значительно выше 33%, зафиксированных в декабре 1992 г. В то же время большинство респондентов выступало против использования силы в качестве способа объединения постсоветского пространства. Еще более важным было то, что в 1996 г. около 65% граждан были убеждены в том, что единственным способом восстановить прежний статус великой державы было успешное развитие российской экономики.1 Политические элиты также поддерживали идею интеграции. Даже некоторые представители либерального направления заговорили о «неизбежности» интеграции государств в пределах бывшего СССР.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!