Шри Гададхара Пандита махимамрита — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Шри Гададхара Пандита махимамрита

2022-10-10 44
Шри Гададхара Пандита махимамрита 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шри Гададхара Пандита махимамрита

Слава Шри Гададхара Пандита


1

Шри Гададхара-таттва

1

Шри Кришнадас Кавирадж Госвами,
Чайтанйа-чаритамрита Антйа-лила 7.163,164,166:

Пандитера бхава-мудра кахана на йайа

Гададхара-прана-натха нама хаила йайа

 

Никто не способен описать качества и экстатическую любовь Гададхара Пандита. Поэтому Шри Чайтанью Махапрабху иногда называют Гададхара-прана-натха – душой и повелителем Гададхара Пандита.

 

Пандите прабхура прасада кахана на йайа

Гадаира гаура бали йанре локе гайа

 

Никто не может описать, какую милость пролил Господь на Гададхара Пандита, но иногда люди называют Господа – Гадаира Гаура – Господь Гаура, принадлежащий Гададхара Пандиту.

 

Пандитера сауджанйа брахманйата-гуна

Дридха према-мудра локе карила кхйапана

 

Гададхара Пандит славится по всему миру за свою кротость, брахманические добродетели и непоколибимую любовь к Шри Чайтанье Махапрабху.

2

Шри Вриндаван дас Тхакур,
Чайтанйа-бхагавата Антйа-кханда 10.32-34:

 

Эи-мата прабху-прийа гададхара-санге

Тана мукхе бхагавата шуни тхаке ранге

 

В обществе Своего дорогого Гададхары, Господь, слушая от Него Бхагаватам, счастливо проводит время.

 

Гададхара падена саммукхе бхагавата

Шунийа пракаше прабху према-бхава йата

 

Чтение Гададхары вызывает в Господе все чувства скрытые в преме, чувства, казалось, невозможные даже в преме!

 

Прахлада-чаритра ара дхрувера чаритра

Шатавритти карийашунена савахита

 

Сотни и сотни раз слушает Махапрабху, повествования о Прахладе и Дхруве, из уст Гададхары.

 

Чайтанйа -бхагавата Антйа-кханда 7.124-125,161-162:

Гададхара-девера санкалпа эи-рупа

Нитйананда-ниндакера на декхена мукха

Это божественный обет Гададхары, он никогда не посмотрит в лицо того, кто оскорбляет Нитьянанду.

Нитйананда-сварупере прити йара нани

Декха о на дена таре пандита-госани

 

Гададхара Пандит Госвами избегает смотреть на тех, кто не имеет любви к Нитьянанда Сварупе.

 

Гададхара шубха-дришта карена йахаре

Се джаните паре нитйананда-сварупере

Тот, кто обрёл милостивый взгляд Гададхары может понять Нитьянанда Сварупу.

Нитйананда-сварупо йахаре прита мане

Лаойа йена гададхара джане сеи джане

 

И тот, кем Нитьянанда Сварупа доволен можете понять Шри Гададхару.

3

Шри Кави Карнапура, Гаура-ганоддеша-дипика 147:

Шри-радха према-рупа йа пура вриндаванешвари

Са шри-гададхаро гаура-валлабхах пандитакхйаках

Шримати Радхарани, царица Вриндавана, воплощение чистой любви к Господу Кришне, явилась как Шри Гададхара Пандит, который был очень дорог Господу Гауре.

3

Шри Радха-кришна дас Госвами, Садхана-дипика:

Авани-сура-варах шри-пандитакхйо йатиндрах

Са кхалу бхавати радха шрила-гаураватаре

Нарахари-саракарасйапи дамодарасйа

Прабху-ниджа-дайитанам тач ча сарам матам ме

 

Лучший из земных богов (брахманов), который известен как Шри Пандит (Гададхара), император принявших отречение, в этом нисхождении Господа Шрилы Гауры, является, конечно, Радхой. Нарахари Саркар, (Сварупа) Дамодара и все те, кто любят Господа придерживаются этого мнение, так же, как и я (Рупа Госвами).

4

Шри Сарвабхаума Бхаттачарйа, Чайтанйа-шатака 6:

Йах кришно радхайа кундже виласа критаван пура

Гададхарена самйуктах са гауро васате бхуви

Изначальный Кришна, наслаждающийся играми со Шри Радхой в лесах Вриндаваны, теперь снова явился в этот мир, как Гаура, чтобы совершать Свои игры с Гададхарой.

5

Шри Джагадананда Пандит, Према-виварта 2. 31-39, 44:

Эка дина прабху мора кхелите кхелите

Чалила алака-тире нивида ванете

Однажды, когда мы увлечённо играли, мой Господь вошёл в тёмный лес на берегу Алакананды Ганги.

Ами ара гададхара ачхилам санге

Бакулера гачхе шука пакши дхаре ранге

Мы с Гададхарой Пандитом быстро последовали за Ним. Яркий красивый попугай сидел на ветке ароматного дерева бакула и следил за нами.

Шуке дхари бале туи вйасера нандана

Радха-кришна бали кара ананда-вардхана

Господь заметил попугая, остановил на нём Свой взгляд и сказал: «Ты – сын Вьясадевы, поэтому ты должен порадовать нас пением славы Шри Радхи и Кришны».

Шрим гададхарайа сваха

Шри Гададхара-пранама

Шри Гададхара-стути

Шрути-пхала

22

Шри Гададхара-аштака

(Шрила Сварупа Дамодара Госвами)

 

1

Шрути-пхала

Шри Радха-Гададхара-аштака

(Шрила Рупа Госвами)

 

1

Шрути-пхала

Шри Гададхара-махима

(Шри Шивананда)

1

Прана-натха вирахе катара

Шунйайита декхе чарачара

 

«Гаура-шакти Гададхар, охваченный Гаура-премой, горем разлуки с Господом своей жизни, омывает свою грудь слезами. Снова и снова из его груди вырываются возгласы скорби и все подвижное и неподвижное кажется ему пустым».

 

2

Хайечхила джанра премабхаре

Смаритеи парана видаре

 

Когда Шрила Гададхар Пандит узнал, что его Господь после принятия саннйасы навсегда останется в Джаганнатха-Пури, тогда он также пришел в Пури и принял кшетра-саннйасу. После этого Махапрабху вверил ему вечное служение Тота-Гопинатху, но, когда Махапрабху отправился во Вриндаван в первый раз, Шрила Гададхар Пандит, неспособный вынести разлуку с Ним, нарушил все свои обеты и пошел за Ним. Махапрабху обвинил его в этом и заставил вернуться назад. Потому здесь говорится:

«Тот, кто из-за своей Премы оказался виновным в нарушении обета и в том, что оставил севу–как возможно вынести это известие о разлуке с Ним? Как только вспоминаешь об этом–жизнь оставляет тело.»

3

Нитйа-лила правешила вибху

 

«Личная шакти Шри Гауранги, Аватар бхавы Шри Радхи, Пандит Шри Гададхар Прабху, войдя в нитйа-лилу, погрузил всех во тьму безлунной ночи.»

4

Канха паи гауранга-сундаре

Киба сукхо чахе бхунджибаре

 

«Он забыл о сне и еде, он постоянно думает куда пойти, чтобы найти Гаурасундара. ‘Это бесстыдное существо, – почему оно остается в живых? Каким еще счастьем оно надеется насладиться?’»

5

Бакше шире каре карагхата

Кена море нахи нила сатха

 

«Иногда он теряет сознание, а иногда становится как буйно помешанный, начинает бить себя кулаками по голове и груди: ‘За какой такой проступок мой Натха лишил меня Своего общества? Почему Он не забрал меня с Собой?’»

 

6

Тинха буджхе марма танра

 

«Что можно сказать, что можно сделать, что можно найти, чтобы описать его Божественное безумие? Тот, кто в своем сердце стал последователем Гададхары, он немного может понять его сердце».

 

7

Бхасаите премонматта хана

Сукхе пурна гопинатха хийа

 

«Шлоки-слоги Бхагаваты, охваченный безумием премы, он непрерывно омывает своими слезами. Слушая его чтение Гауранга танцует в Божественной любви, а сердце Гопинатха наполняется счастьем.»

8

Махапрема-ратнакара джани

 

«Когда Шринивас, сошедший с ума в преме, пришел к Гададхару и увидел эту книгу Шри Гададхара Пандита (которая была полностью смыта его слезами), потрясенный, он заплакал. Вновь и вновь он обнимал эту книгу, зная, что она - океан Маха-премы.»

9

Сакшат джеи радха тхакурани

тинха море каила кр̣ипа, джани гуру-гаура-сева,

Нама-према-дхана хаба дхани

«Этот океан премы - Гадай, с которым сравнится не может никто, кто есть Сама Радха Тхакурани–если он будет милостив ко мне, тогда я пойму, что такое служение гуру и служение Гауре, тогда я стану богатым сокровищем нама-премы.»

10

Шикхаила адарша ачари

Джанха шуни апарадхе тари

«По тому как ваишн̣ав одет и какие на нем украшения понять ваишн̣ава невозможно–он показал это своим примером и, молясь Пундарике Видйанидхи, получил от него мантра-дикшу. Тот, кто слушает об этом спасается от апарадх.»

 

11

Ки буджхиба муни арвачина

Джанра сева лаийа сатата

Бала кисе хаибека хита

 

«Ради кого Гопинатх сел на Своей симхасане из драгоценных камней в позу лотоса, чтобы принимать его севу–если не служить такому Гададхару денно и нощно, скажите как можно достичь блага?»

 

13

Гадаи крипайа танре паи

тинха кр̣ипа каиле море гопинатха чабе пхире

Тинха бину ара гати наи

 

«Господь жизни Гададхара–это мой Гопинатх. Я получил Его по милости Гадайа. Если Гададхар окажет мне свою милость, то Гопинатх взглянет на меня, а без его милости у меня нет иного пути».

 

14

Шрути-пхала

Шрути-пхала

Маллика-паримале навадвипе

Сундаре гангайа-вайу-шитале

Ушоттама гададхара-пандита-

Шри Гададхара-сева-аштака

1

Ишвара-пундарика-шишйа-вара

Супандитоттама гаурананда

Сучитра-васана сурати-мурти

Маха-патита-павана бхактеша

Нилачала-ниваси гопинатха-

Севака бхагавата-прачарака

Премонмада-вибхушана мохана

Чайтанйа-раса-да пада-падма

Шри Гададхара-лила

(Сатйараджа дас)

 

1

За древностью лет подробности детства и юности Гададхары Пандита до нас не дошли, но кое-какие детали известны наверняка. Родители его были выходцами из Читтагонга. Они вели свою родословную от брахмана Варендры Шрени и принадлежали к Кашьяпа-готре. Отца его звали Мадхава Мишра, а мать - Ратнавати. Он родился в тот же год, что и Махапрабху, или около того (в большинстве достоверных источников говорится, что он был годом младше Господа Чайтаньи), брата его звали Ванинатха. В тринадцать лет он переехал в Навадвипу и поселился в доме своего дяди по матери. С этих пор он стал для Нимая самым близким другом.

 

2

Согласно "Кадаче" Мурари Гупты, после возвращения Махапрабху из Гайи Гададхара Пандит, которого звали тогда Гадаем, всегда находился с Ним рядом. Мурари рассказывает, что однажды ночью, после того, как Нимай и Гадай немало часов проговорили о Кришне, Нимай сказал: "Утром ты должен раздать этот прасад

преданным!" С этими словами Махапрабху снял с себя украшавшую Его гирлянду, отдал ее Гададхаре и пожелал ему всего хорошего. На следующее утро все преданные приходили к Гададхаре Пандиту, который, исполняя просьбу Махапрабху, любезно раздавал каждому из них прасад из гирлянды.

 

3

Приносить Махапрабху сандаловую пасту стало для Гададхары одним из его повседневных занятий во время юношеских игр. Также он делал цветочные гирлянды и лично надевал их на тело Господа. Мурари Гупта раскрывает некоторые сокровенные подробности бхавы Гауры-Гадая: в своих предыдущих воплощениях, во Вриндаване, Радха в лесной беседке, украшенной драгоценными камнями, готовила Кришне цветочное ложе и затем, переполненная любовью, сама ложилась спать подле Него; точно так же и Гададхара готовил ложе для Господа и часто спал рядом с Ним. Два мальчика могли ночи напролет рассказывать друг другу истории о любовных отношениях Радхи и Кришны, переживая внутри себя тот же экстаз, что и божественная чета.

4

Следует четко уяснить, что в играх Гауры-Гадая нет бхога-лингам, мирских чувственных удовольствий, нет никакой похоти в любом смысле этого слова. Гададхара был строгим брахмачари, и Махапрабху радости материального мира не интересовали тоже. Восторг, который они испытывали, имел, как и их взаимоотношения, духовную природу, и был куда выше убогих наслаждений этого царства смерти. С этим единодушно соглашаются философы и биографы средневековой Бенгалии, хотя члены сект сахаджии, жившие в более позднее время, высказывают иное мнение. Эти теории, выдвигаемые сахаджиями, не основываются на достоверных биографических источниках и являются просто плодами извращенного воображения.

 

5

По-настоящему о Гададхаре и его неприступном характере рассказывают биографы Махапрабху. Кави Карнапура рассказывает, что Гададхара отличался мягким и прекрасным нравом, он был спокойным, умиротворенным, великодушным, здравомыслящим и религиозным человеком. Согласно Лочану дасу Тхакуру, Гададхара был великим ученым и обителью всех благородных качеств. Когда в Навадвипе находился Ишвара Пури, он лично обучал Гадая Кришна-лиламрите и открыл ему таким образом тайны Кришна-лилы. Говорится также, что Гадай отлично учился и всегда был самоудовлетворен.

 

6

Повторяя слова Мурари Гупты, Лочан дас пишет, что Гададхара постоянно находился рядом с Господом, добавляя также, что он всегда повторял имя Господа, словно в оцепенении. Лочан пишет, что однажды ночью, когда Гададхара лежал рядом с Господом, Господь, видя, насколько сильна его любовь, сказал ему: "Утром по милости вайшнавов ты достигнешь состояния любовной преданности, которое редко можно встретить в этом мире". После этого Он снял свою гирлянду и повесил ее на шею Гададхаре. Утром к Господу пришли преданные, и Он рассказал им о беседе, произошедшей в предыдущую ночь. Когда Господь упомянул об обещании, данном Им Гададхаре, просто от звука Его слов Пандита переполнила према. Вдохновленный словами Махапрабху, Гададхара отправился купаться на Гангу.

 

7

Несмотря на то, что он просто оцепенел от божественных ощущений и дрожи, которая охватила его тело, он как-то ухитрился вернуться домой и стал поклоняться своему божеству шалаграме. Закончив свое поклонение, он вернулся к Махапрабху, чтобы поклоняться Ему непосредственно. Смазав Господа сандаловой пастой, он предложил Ему гирлянды и вознес молитвы. Лочан Дас рассказывает, что после такого поклонения Гададхара обычно засыпал у Господа в ногах, и его мысли всегда были набожны и благочестивы.

 

8

Махапрабху часто наслаждался сладкими речами Гададхары, и обычно впадал от них в такой экстаз, что в своем безудержном стремлении хватал Гададхару и танцевал с ним в киртане. Испытывая трансцендентное блаженство, Господь часто хватал другой рукой Нарахари и все трое - Махапрабху, Нарахари и Гададхара - забывались в танце в доме Шривасы Пандита. Эти игры имели свой тайный смысл, поскольку были копией раса-лилы, но лишь самые великие преданные Махапрабху понимают их таким образом.

 

9

Преданные, наблюдавшие за танцем Махапрабху и Гададхары во дворе дома Шривасы, видели, как Гаура становится черным, словно Кришна, а Гададхара - золотистым, будто Радхарани. Во время этого восторга и веселья, говорит Лочан Дас, Нарахари становился Мадхумати-гопи. Все, кому посчастливилось видеть эти мистические проявления, не могли сдержать своих чувств и изо всех сил начинали кричать: "Харибол! Харибол!"

 

10

Дом Шривасы Тхакура не отличался от Вриндавана, и поэтому когда преданные пели там киртан, сын Шачи (Махапрабху) начинал вспоминать свои лилы, потому что находился по сути в обществе пастушков и девушек Враджи. Те же самые преданные, которые участвовали в лилах Кришны, пришли теперь снова, чтобы помочь Господу наслаждаться расами в Его новых лилах. В доме Шривасы все преданные начинали показывать, кем они были на самом деле в играх Кришны и один за другим присоединялись к танцу Гауры-Гададхары. Радость спутников Господа, видевших друг друга в изначальных формах, была столь огромной, что они начинали плакать. Понимая, что луна Враджи (Кришна) взошла над Навадвипой и что они могут принять участие в этом редчайшем событии, они плакали так, что их слезы превращались в потоки нектара. Иногда Господь чувствовал себя как Махапрабху в обществе Гададхары, а иногда вся лила была как во Вриндаване, и Он наслаждался трансцендентной любовью с Радхарани. Все преданные, изумленные тем, что происходило у них на глазах, выкрикивали имена Хари и громко прославляли Господа.

 

11

Лочан дас всячески заверяет своих читателей, что Гаура и Гададхара, находясь в мужских телах, не имели никаких физических отношений. Эти отношения имели место в другом измерении бытия, где они превращались в мужскую и женскую формы - Кришну и Радху.

 

12

Согласно Вриндавана дасу Тхакуру, Гададхара был одним из первых преданных, кто видел изумление Господа и, еще до этого, абсолютно не знал ничего о признаках премы в доме Шукламбара Брахмачари. Хотя вначале Гададхарау и не приглашали туда, где собирались Господь, Шукламбара, Шриваса, и другие, он, тем не менее, спрятался в доме. Подслушивая из своего укрытия, Гададхара был совершенно тронут, когда Господь со слезами на глазах рассказывал, что несколько раз видел Кришну и потом снова терял Его из виду. Господь рассказывал о своих духовных неудачах все ярче и ярче, и Гададхара рухнул в обмороке.

 

13

Однажды пришел Адвайта, чтобы совершить свое обычное поклонение Нимаю, но Гададхара остановил его и сказал: "Вы не должны этого делать, Госаи. Он совсем еще ребенок". На это Адвайта ответил: "Ты совсем скоро увидишь, что это за ребенок, о юный Гадай!" Услышав эти слова, Гададхара застыл в изумлении: "Если такой уважаемый и мудрый ученый, как Адвайта Ачарья, считает таким образом, то, наверное, Верховный Господь и в самом деле воплотился!" Это была лила Адвайты, во время которой он убедил Гададхару в том, что Нимай божественен.

 

14

Как-то раз, желая доставить Махапрабху удовольствие, Гададхара принес Ему листья пана. Он появился перед Господом, преисполненный восторга и предвкушения радости. Увидя его, Господь спросил: "Где же Мой Кришна, облаченный в прекрасные желтые одеяния?" Гададхара лишился дара речи. Что мог он сказать? Сердце его разрывалось, когда Он видел, что Господь пребывает в беспокойстве и смятении. Гададхара осторожно ответил: "Кришна всегда покоится в Твоем сердце". Неожиданно Махапрабху, услышав ответ Гададхары, начал раздирать ногтями свою грудь. Гадай поспешно схватил Его за руки и попытался успокоить Его различными словами. "Кришна сейчас придет. Пожалуйста, успокойся!" Мать Нимая наблюдала всю эту сцену и ей очень понравилось, с каким терпением и любовью уладил Гадай это трудное положение. Она подумала: "Он всего лишь ребенок, но все-таки смог Его успокоить. А я из-за страха не смогла к Нему даже подойти!" И, подумав таким образом, она обратилась к Гадаю: "Дорогое дитя, всегда оставайся с Нимаем. Куда бы Он ни пошел, не покидай Его".

 

15

Согласно некоторым преданным, поклоняющимся Гаура-Гададхаре, именно эта просьба Шачи и была причиной, по которой Радха приняла мужское тело. В "Прартхане" Нароттамы Даса рассказывается, что Радха молится о мужском теле, чтобы Она могла всегда оставаться с Кришной, не боясь поношений со стороны старших и уважаемых членов общества. Это желание должно было как-то претвориться в жизнь, и осуществилось, в конце концов, в Гауранга-лиле. Сказано, что Господь считает себя обязанным выполнять желания всех своих преданных, и это, конечно же, справедливо в отношении первой среди них, Шримати Радхарани. Поэтому Гададхара Пандит - это воплощение желания Шри Радхи родиться мужчиной.

 

16

Ранние идеи Кави Карнапуры о том, какое отношение имеет Гададхара к Радхе и Кришне, можно обнаружить в пьесе "Чайтанья-чандродая-натака": точно так же, как один боб имеет две половинки, так и Господь образует полное целое как "могущественный" и "могущество". Поскольку по своей природе Господу присущи оба этих аспекта, Он может по отдельности явить как мужское, так и женское начала, в соответствии со своими желаниями. Что касается непосредственно Гададхары, то Карнапура говорит следующее: "Поскольку Господь - это как Радха, так и Кришна, то есть как женщина, так и мужчина, то эта личность, известная как Гададхара, скорее всего является подружкой Радхарани по имени Лалита. Или так, или же Господь разделил себя на три части: на себя самого, на Радху и на Ее подругу, которая по сути имеет абсолютно такую же природу, как и Она сама".

 

17

Пример Карнапуры с двумя половинками, образующими один боб, - это первая в Гаудия-вайшнавизме вразумительная попытка сформулировать теорию о "милита-тану", ("объединенном теле"). Однако он не хочет забывать здесь о Гададхаре, который считается неотличным от Радхи, будучи Ее сакхи, Лалитой. Это ранние рассуждения о личности Гададхары, которые основаны на идее о том, что Махапрабху - это Радха. Иными словами, если Махапрабху - это уже Радха, то зачем нужна еще одна?

 

 

18

Кришнадас Кавирадж, который объясняет, что Махапрабху - это совместное проявление Радхи и Кришны, редко упоминает о Гададхаре как о Радхе. Вместо этого он называет Гададхару "прабхур ниджа-шакти", "шакти-аватара", "антаранга-бхакта" и "тенхо лакшми-рупа тар саме кехо нахи". Все эти фразы лишь по-другому выражают ту же самую идею о том, что Гададхара - это могущество, или энергия, Кришны. В конце концов, Кавирадж Госвами соглашается, конечно, с этим в своем анализе, так как Радха по сути и есть энергия Кришны, но совершенно ясно, что он предпочитает называть Гададхару Пандита альтернативными именами и, говоря о Шри Радхе, он думает скорее не о Гададхаре, а о Махапрабху.

 

19

Теологически все это было улажено признанием того, что у Шри Радхи есть различные настроения, например, Махапрабху - это Радха, переживающая разлуку, Гададхара - это Радха в умонастроении Рукмини, Джагадананда Пандит - это тоже Радха, но в каком-то другом умонастроении, и так до бесконечности. В конце концов с тем, что Гададхара - это Радха, соглашается также и Кави Карнапура, который вполне ясно утверждает это в "Гаура-ганоддеша-дипике", написанной после "Чайтанья-чандродая-натаки", где можно найти его первоначальные идеи о Гададхаре. В этой более поздней работе Карнапура делает окончательные утверждения об изначальных вриндаванских формах различных преданных, принимавших участие в Чайтанья-лиле. О Гададхаре он пишет совершенно недвусмысленно: "Та, кто раньше была воплощением премы, богиней Вриндавана, известная всем как Шри Радха - это Гададхара, возлюбленный Гауры, увенчанный титулом "Пандит". Сварупа Дамодара провозгласил, что это богиня удачи Враджи (Лакшми). Та, которая была раньше богиней удачи во Вриндаване, возлюбленной Шьямасундары (Кришны), стала теперь богиней удачи для Гауры, Гададхарой Пандитом". Поэтому ортодоксальный вывод состоит в том, что Гададхара - это как Лалита, так и Шри Радха, но особое ударение делается на той части его природы, которая относится к Радхе. Радха-бхавой Гададхара Пандит прославился в Пури, где он провел добрую часть явленных им развлечений.

 

20

Вскоре после первого путешествия Махапрабху в Пури (последовавшим сразу же за принятием Им санньясы) Гададхара также появился в этом городе и провел там весь остаток своих земных игр. Он также принял санньясу (к тому же он был настоящим санньяси-тридандой, в отличие от Махапрабху, санньяси-майявади) и среди Панча-таттвы он был единственным, кто в последние годы своих лил остался в числе спутников Господа. Нитьянанда, Адвайта и Шриваса Тхакур остались в Навадвипе и исполняли свою миссию там.

 

21

В 1513 г. н.э., по возвращении из своего путешествия в Гаудию, Махапрабху в первую очередь отправился прямиком в храм Тоты Гопинатхи, где остановился Гададхара. Мурари рассказывает эту историю следующим образом. Махапрабху, сопровождаемый Гададхарой и Нитьянандой, пришел к Божеству Гопинатхи, на которое Он смотрел не как на статую, а как на сына царя Нанды, Кришну, играющего на флейте. Поскольку Махапрабху всегда пребывал в умонастроении гопи, Он изо всех сил обнял Гопинатху и упал, смущенный и почти парализованный, привязанный к Божеству, которое было для Него дороже самой жизни. Видя, что его золотой Господь, Махапрабху, находится в таком восторге (и зная, что Он - это Кришна), Гададхара был просто несказанно счастлив. Будучи непосредственным проявлением Радхи, Гададхара взвалил на себя Махапрабху, помог Ему спуститься с алтаря Божества и успокоил Его. После этого Гададхара приготовил для Гопинатхи еду и предложил ее Божеству, а остатками накормил Шри Чайтанью и Нитьянанду. Поев, Махапрабху удобно уселся рядом с Гададхарой. Полностью поглощенный своими мыслями о любовных взаимоотношениях, Он оставался в саду со своими любящими спутниками.

 

22

Не называя Гададхару Радхой, Вриндавана дас рассказывает ту же самую историю с несколько иными незначительными подробностями. Нитьянанда принес в храм Гопинатхи, где Гададхара жил один вместе со своим Божеством, рис из Бенгалии. Гададхара приготовил рис вместе с растительной добавкой из листьев тамаринда и предложил все Господу Гопинатхе. После этого к ним без предупреждения пришел Махапрабху и громко спросил, почему это Его не пригласили. "Нитьянанда принес еду, - сказал Махапрабху, - а Гададхара ее приготовил. Это духовные взаимоотношения и, вне всякого сомнения, Я тоже должен получить свою долю". Тогда трое Прабху уселись все вместе, чтобы поесть. Вриндавана дас замечает, что Махапрабху был в совершенном восторге от кулинарных способностей Гададхары и не преминул ему об этом сказать. Это существенный момент, потому что Кришна высоко ценил то, как готовит Радха, и теперь это повторилось в Гаура-лиле.

 

23

Обычно принято считать, что Гададхара - это один из самых близких последователей Махапрабху, даже если на эту близость редко обращают внимание. Кавирадж Госвами говорит, что из спутников Господа, находившихся с Ним в Пури - Рамананда Рай - поклонялся Ему, находясь с Ним в дружеских отношениях (сакхье), Парамананда Пури был Его опекуном (т.е. был с Ним в ватсалье), а отношения Говинды даса с Господом были отношениями слуги и господина (дасьей). Согласно Кавирадже Госвами, Гададхара, Джагадананда и Сварупа Дамодара были поглощены экстазом величайшей из всех рас (мадхурьей). Говорится, что, в сущности, Господом можно "управлять" с помощью этих четырех рас, особенно с помощью мадхурья-расы. И хотя в списке тех, кто может "управлять Господом", имя Гададхары стоит первым, самых близких спутников Махапрабху возглавляет Сварупа Дамодара. В "Чайтанья-Бхагавате" говорится, что Сварупа Дамодара - лучший среди всех санньяси - учеников Господа. Он был специалистом по киртанам, а Гададхара - по чтению "Бхагавата Пураны". Слушая изложенные в "Бхагаватам" лилы из уст Гададхары, Господь проявлял все признаки экстаза, упомянутые в писаниях.

 

24

Сварупа Дамодара изображен как друг Пундарики Видьянидхи, гуру Гададхары. Видьянидхи (Махапрабху называл его "Преманидхи" в знак того, что он взошел на высокий уровень любви и преданности) был склонен носить дорогие одежды и создавалось впечатление, что он питает страсть к деньгам. Он был богатым землевладельцем и учеником Мадхавендры Пури. Когда Гададхара впервые его увидел, он подумал: "Этот человек явно предается чувственным удовольствиям". Однако когда Мукунда Датта, представивший их друг другу, произнес стих из "Бхагаваты", Пундарика забился в приступе экстаза, чем выказал свою сильную любовь к Кришне и привел Гададхару в изумление. Внешне Пундарика казался материалистом, но достаточно было малейшего повода, чтобы каждый мог увидеть, насколько он действительно был развит духовно.

 

25

Когда Гададхара понял, что его представление о Видьянидхи было ошибочным, он решил принять его в качество своего гуру, что было весьма уместно в данном случае, поскольку Преманидхи в духовном мире действительно отец Гададхары. Пундарика был воплощением Махараджи Вришабхану, отца Радхарани, и это также была одна из причин, по которой Махапрабху называл его "Боп", отец, но лишь самые возвышенные преданные могли понять их отношения.

 

26

После инициации Гададхара в полном восторге проводил свое время в Пури в качестве одного из близких спутников Махапрабху. Ему предоставили жилье в юго-западной части храма Джаганнатхи, которая называется Ямешвара и включает в себя небольшой сад и песчаный пляж, известный как Ямешвара-тота. Там он жил, выполняя служение для Махапрабху, и, находясь в этом месте, он дал обет посвятить остаток своей жизни служению Божеству Гопинатхи. Однако Махапрабху собрался во Вриндаван, а Гададхара не смог бы жить дальше, если бы не пошел вместе с Ним, и поэтому его счастье оттого, что он вместе и с Махапрабху, и с Божеством Гопинатхи, должно было смениться болью разлуки. Поначалу Господь не хотел покидать Пури, в основном из-за того, что преданные слезно просили Его этого не делать и пускались на разные хитрости, чтобы Его удержать. Гададхара тоже пытался удержать Господа, но вел себя при этом несколько иначе, желая скорее не удержать Господа, а пойти вместе с Ним.

 

27

Господь возражал против просьбы Гададхары, говоря, что Гададхара сам дал обет провести остаток своей жизни в Пури (кшетра санньяса) и что это обязательство нарушать нельзя. Но Гададхара ответил Ему: "О Господь, куда бы Ты ни отправился, там и есть настоящий Пури. Так что к черту мое обещание все время жить в этом Пури!"

 

28

Махапрабху сказал: "Здесь, в Пури, у тебя есть служение Божеству Гопинатхи, и об этом следует позаботиться". Гададхара возразил Господу: "Видеть Твои стопы стоит миллиона таких служений". Этого Господь уже не хотел слышать, и Он откровенно сказал Гададхаре: "Если ты бросишь свое служение Гопинатхе, из-за греха придется страдать Мне. Если ты хочешь доставить Мне удовольствие, оставайся здесь и не покидай Господа Гопинатху".

 

29

"Не беспокойся о грехах, - сказал Гададхара, - я возьму ответственность за них на себя. Если Ты не хочешь, чтобы я пошел с Тобой, то я пойду один. Но идти я должен!" После этих слов Гададхара пошел на некотором расстоянии позади Махапрабху и Его спутников, но когда они дошли до Куттака, Господь позволил ему идти вместе со всеми. Кто может описать славу любви Гададхары Пандита к Шри Чайтанье, ради которого он нарушил свои обеты, данные им Гопинатхе, словно они были столь же бесполезны, как валяющася посреди улицы солома? Следует также заметить, что при всем своем внешнем недовольстве внутренне Господь был рад. Но, как бы там ни было, через какое-то время Господь сказал Пандиту: "Если ты хотел прекратить выполнять свои обеты, то успеха в этом ты уже добился. Ты покинул Пури и находишься сейчас далеко от него. Создается впечатление, что ты остаешься со Мной ради своего собственного счастья. Видя, как ты нарушаешь таким образом принципы религии, Я чувствую себя несчастным. Если ты снова хочешь увидеть Меня счастливым, возвращайся в Пури. Это последнее, что Я хочу тебе сказать".

 

30

Высказав Гададхаре все, что Он думает, Господь забрался в лодку, которая должна была перевезти Его через Маханади, и оставил на берегу своего дорогого спутника, Гададхару. Когда на лодке поднялся парус, Гададхара, весь в слезах, упал на землю в обморок. Сарвабхаума Бхаттачарья, который тоже там находился, поднял его со словами: "Вставай, Пандит. Таковы лилы Господа. Для того, чтобы выполнить обещания, данные Его преданными, Он страдает и даже нарушает свое собственное слово, как, например, в случае с Бхишмой [см. "Махабхарату"]. Так что сейчас Он страдает из-за разлуки с тобой, но лишь потому, что не хочет, чтобы ты нарушал обещание, данное Гопинатхе".

 

31

Махапрабху покинул Гададхару. Как Кришна может покинуть Радху? В проявленных лилах Кришна иногда покидает ее, но это лишь видимость, и на самом деле они не расстаются никогда.

 

32

Махапрабху уже дважды отправлялся во Враджу, но оба раза Он по той или иной причине возвращался, так и не дойдя до конечной цели своего путешествия. Во время одной из этих неудачных попыток Махапрабху сказал своим преданным: "Я покинул Гададхару, и это причинило ему великую боль, из-за чего Я не смог дойти до Враджи. И теперь Я прошу вас, будьте добры ко Мне, подумайте, как бы Мне беспрепятственно туда добраться". Услышав эти слова, Гададхара, переполненный экстатической любовью, пал к стопам Господа и сказал: "Шри Чайтанья, где бы Ты ни был, там Вриндаван, Ямуна, Ганга и все остальные места паломничества. Однако, если Ты хочешь пойти во Вринадаван, чтобы научить весь мир тому, насколько важно это самое священное из всех мест, тогда иди - Ты волен и независим делать все, что Тебе нравится". Получив от Гададхары - Шри Радхи - это разрешение, Господь смог наконец-то отправиться во Вриндаван.

 

33

Во время своего пребывания в Пури Гададхара Пандит стал духовным учителем Валлабхачарьи, основателя Пушти-марги. Вот как это произошло. В Пури все преданные знали, что у Махапрабху были замечания по поводу комментария Валлабхи на "Бхагавата Пурану". Махапрабху считал, что Валлабха пренебрежительно относится к толкованиям Шридхары Свами, главнейшего из всех комментаторов, и не может поэтому надлежащим образом комментировать самую лучшую из священных книг. Не обращая внимания на критику со стороны Махапрабху, Валлабха отправился к Гададхаре, и, видя, что он не настолько противится, как Махапрабху, попытался уговорить его прочесть комментарий. Гададхара прочел и даже дал положительный отзыв на сочинение ачарьи. Тем не менее, он не оказал его произведению горячей поддержки, потому что не хотел делать выводы, не посоветовавшись предварительно с Махапрабху. Однако то, что Гададхара не отверг его раз навсегда, придало Валлабхе больше уверенности в себе, и он опять решил попытаться убедить Шри Чайтанью в ценности своего коммментария. Однако усилия его оказались бесполезны, и Махапрабху отверг его весьма поучительным способом. История эта хорошо известна, и нет нужды повторять ее здесь. Важно в этом случае то, что у Валлабхи завязались близкие отношения с Гададхарой Пандитом.

 

34

Хотя раньше Валлабха особое значение придавал поклонению младенцу Кришне, после общения с Гададхарой его мнение изменилось в сторону поклонения юному Кришне, находящемуся в романтическом расположении духа. Гададхара возымел на Валлабху столь заметное влияние, что со временем Валлабха даже попросил его об инициации (хотя этого факта валлабхиты не признают).

 

35

Гададхара упорно не хотел инициировать Валлабху без одобрения Махапрабху. Такова черта бхавы Гададхары - он ничего не сделает, не спросив вначале совета своего Господина. Фактически, рассказывая об упорстве Гададхары в его нежелании инициировать Валлабху, Кришнадас Кавирадж сравнивае


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.