II. Загадка женской души. Слово учителя. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

II. Загадка женской души. Слово учителя.

2022-10-10 28
II. Загадка женской души. Слово учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любовь — великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное — то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная.

Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и родных, дара им всю теплоту и нежность своей целомудренной прекрасной души. Эта традиция идет из фольклора.

Но была и другая женская любовь — любовь-страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая — такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

III. Осмысление названия - работа с классом.

- В чем странность названия лесковского очерка?

(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: «Леди Макбет» - ассоциация с трагедией Шекспира: Мценский уезд — соотношение трагедии с глухой российской провинцией — автор расширяет масштабы происходящего в повести.)

Проблемный анализ повести

Прочтите рассуждение сильных характеров.

«Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета» (гл. 1).

По мнению Ап. Григорьева, Катерина Измайлова — это «блестящий действительно, и страстный действительно, и хищный действительно тип, который в природе и в истории имеет свое оправдание своей возможности и реальности».

Как же зародилась любовь- страсть? Слово Катерине Измайловой.

Далее одна из учениц делает художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины Измайловой) от первого лица (гл.1).

- Что послужило причиной страсти? (Скука.)

- Катерина в «Грозе» Островского — возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была «девка» Катерина Львовна?

(«Яв девках страсть сильна была... Меня даже мужчина не всякий одолевал» (гл. 2)

А «диковинная» земная тяжесть означает чудовищную, но пока еще скрытую силу. Посмотрите, что говорит мужичок: «Что есть такое тяжесть в нас? Разве тело наше тянет? Тело наше, милый человек, на весу ничего не значит: сила наша, сила тянет — не тело», (гл.2)

Но оказывается, что главное свойство натуры — решительность. Прочтите, как «Сергей обнял молодую хозяйку», а «Катерина Львовна не успела даже распорядиться своею хваленою силою» (гл.2). (Страсть захватила ее всю.)

- Сравните со словами короля Макбета (тоже о решительности):

Я смею все, что смеет человек,

И только зверь на большее способен.

- Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке.)

- Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале.

(Просто, как крысы в амбаре, умер свекор [гл.5]; Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея [гл.8]; Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу [гл. 15].)

«Невмоготу» ей: для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. Умер свекор — о смерти человека — походя. Это страшно.

- Как живет теперь без мужа Катерина Львовна?

(Начало гл. 4: «Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисыча и винца из свекрового погреба попито, и сладких сластей поедено, и в сахарные хозяйкины уста поцеловано, и черными кудрями на мягком изголовье поиграно».)

- Страсть перерастает пределы измены. Почему?

(Текст — конец гл.4: «... Невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя».)

- А Катерина Львовна «уж совсем разошлась». Почему?

(Текст — конец гл. 6: «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастия».)

Но ведь счастье бывает разное. Вспомните сказ «Несмертельный Голован»: «Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет» (Лесков).

И ведь «перешагнула». Второе убийство — с тем же спокойствием.

ГУ. Анализ сцены убийства.

Чтение по ролям сцены «Убийство мужа (3 чел.) — конец гл.7 — начало 8, от слов «-Расспрашивай, о чем так знаешь-то хорошо...» до слов «... с рассеченным виском».

По библии, закон брака: «Двое — одна плоть». А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила — спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость.

- Помните эпиграф к очерку? Как его поняли?

(Это ведь только «первую песенку зардевшись спеть», а дальше уже само пойдет.)

И вот живет Катерина Львовна, «царствует» (с ребенком во чреве) — все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе «для веселости ребеночка родить»). Этот идеал по логике сталкивается с другим — высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой, но которому до смерти оставалась верна другая Катерина — из «Грозы» Островского.

- Какой это идеал?

(Десять заповедей Божьих, одна из них — «не прелюбодействуй»; Катерина Кабанова, нарушив ее, уже не смогла жить — совесть не позволила.)

У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.

V. Выразительное чтение сцен снов.

Первый сон — гл.6 (кот пока — просто кот)

Второй сон — гл.7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)

Вывод: не так просто, оказывается, «песенку спеть». Что-то внутри постоянно напоминает об этом. Хоть по Шекспиру:

Сон, смерть земных тревог,

Бальзам больной души, -

- но легче от этого не становится. Таким образом, сны символичны. Уже не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет).

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди. (Текст — гл.10: «Потрудись, Катеринушка, ты, мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждешь; потрудись...»)

- Как же потрудилась Катеринушка? (Убила Федю.)

- И перед очередным убийством «собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом». Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегает ее от задуманного преступления.)

Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем» (Шекспир).

- В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. (Гл. 11): «... стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались...» Как вы думаете, почему - сразу?

(Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная.)

- Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого - «Божий дар». Всмотритесь в репродукцию предсмертного портрета Феди кисти художника Ильи Глазунова. Что подчеркнул художник?

(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному.)

- Это ли не вечный укор за содеянное перед Богом? А ведь Катерина Измайлова о Боге-то еще и не упомянула. Что это? Может, в Мценске все люди — безбожники, креста на себя положить не умеют?

Подтвердите свою мысль текстом.

(«Наш народ набожный, к церкви Божией рачительный и по всему этому народ в свою меру художественный: благолепие церковное и стройное «органистое» пение составляют для него одно из самых высоких и самых чистых его наслаждений» (начало гл. 12).)

Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

Вспомните Тютчева:

Две силы есть — две роковые силы,

Всю жизнь свою у них мы под рукой,

От колыбельных дней и до могилы, -

Одна есть Смерть, другая —

Суд людской.

- Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну?

(Гл. 13): «Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастьем». Любит она ведь по-прежнему.)

- В самом начале урока вы услышали мнение Ап. Григорьева о Катерине как о «страстном, хищном типе». К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

(Свобода, страсть, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность.)

Вывод: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.

- Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

- Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14): «Она хотела себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувством.)

Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.

- Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова?

(Бог — совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе — страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)

- А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины?

(Душа.)

Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:

Она больна не телом, но душою.

Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

- Как показано пробуждение чувства вины в Катерине?

(Текст, гл.15: «И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей».)

Волга заставляет вспомнить другую Катерину — из «Грозы» Островского. Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского. (Катерина Островского, по мнению Добролюбова, «луч света в темном царстве». А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске):

Катерина Измайлова — «молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта».

В. Гебель

«Какая там «Гроза» Островского — тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена — отмщение «бесовской страсти».

Л. Аннинский

- Кто из исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его?

(Л. Аннинский — Ведь он увидел «фонтан крови» не только напрасноубиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)

VII. Итоги, общение.

- Кто же она, Катерина Измайлова, - страстная натура или?.. Допишите! Чем оказалась любовь для Катерины Львовны?

(Огромным страданием и тяжким крестом, вынести не в состоянии ее душа, то есть остаться чистой, незапятнанной. На алтарь ради любви Катерина Измайлова приносит в жертву все вплоть до собственной жизни.)

Учащиеся дописывают вопрос: «Страстная натура или больная душа?»

Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.

Одно верно: основа женской души — да и души человеческой вообще — любовь, о которой так удивительно поведал Ф.И. Тютчев: Союз души с душой родной.

Их съединенье, сочетание,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.