Путешествие по творчеству Н. С. Лескова. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Путешествие по творчеству Н. С. Лескова.

2022-10-10 26
Путешествие по творчеству Н. С. Лескова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ход урока

I. Орг. момент.

Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить,

воодушевить Русь и начал «создавать для России

иконостас её святых и праведников – маленькие

великие люди».        М. Горький

 

 

II. Вступительное слово учителя.

  Творчество Н. С. Лескова – одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе XIX века.

   В его судьбе отразился такой образ праведника земли русской, который дан в «Очарованном страннике», «Левше» и других произведениях.

  Творческая манера Н. С. Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык, неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников ХIХ века.  

   В произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

   Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений?

Запись в тетрадь темы урока.

III. Изучение нового.

 ЛЕСКОВ, НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ (1831–1895) – русский писатель.Родился Лесков 4 (16) февраля в с. Горохово Орловской губернии. Отец – Семен Дмитриевич – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева – была дворянкой. Воспитывался в основном в селе Горохово в доме Страховых. Воспитывался больше бабушкой – Александрой Васильевной Алферьевой.

В этом доме он вместе с братьями получил основы светского воспитания и образования, знание иностранных языков. В 1839 году переезжает с семьёй из дома Страховых в город Орёл на Третью Дворянскую Улицу. В 1841–1846 учился в гимназии в Орле. Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служит в уголовном суде с 1847 по 1849год.

Осенью 1849 по приглашению дяди по матери, профессора-медика Киевского университета С.П.Алферьева, выехал в Киев и устроился помощником в Киевскую казенную палату.

С 1850 по 1857 год посещает вольнослушателем лекции в университете, изучает польский язык, увлекается иконописью, участвует в религиозно-философском студенческом кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами.

В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я.Шкотт – был мужем тетки Лескова. С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. Первая крупная публикация – «Очерки винокуренной промышленности» (1861).

В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах, более всего – в «Отечественных записках», 

Собственно писательская биография Лескова начинается с 1863, когда он опубликовал первые свои повести (Житие одной бабы, Овцебык) и романа Некуда (1863–1864). В этом издании появился второй роман Лескова На ножах (1870–1871),

В 1860-х он усиленно ищет свой особый путь. В это время была написана повесть Леди Макбет Мценского уезда (1865) Пробует он свои силы и в драматургии: в 1867 на сцене Александринского театра ставят его драму из купеческой жизни Расточитель.

Поиск положительных героев, праведников, на которых держится русская земля выражается в повестях Запечатленный ангел и Очарованный странник (обе 1873) и в хронике Соборяне (1872).

(В 1860-х – начале 1870-х его сочинения издавались под псевдонимом М.Стебницкий.) Во второй половине 1870–1880-х Лесков создает цикл рассказов о «русских антиках» – праведниках, без которых «несть граду стояния». Такие «хорошие люди» оказываются в произведениях (Кадетский монастырь, 1880), (Несмертельный Голован, 1880), и (Человек на часах, 1887),

В поздние свои годы, создавая рассказы, построенные на анекдоте, «курьезном случае», Лесков объединяет их в циклы. Так возникают «рассказы (Голос природы, 1883; Старинные психопаты, 1885; Интересные мужчины, 1885 и другие.

В 1875 Лесков, по собственному признанию, «более всего разладил с церковностью». В противовес своим рассказам о «русских праведниках» он пишет серию очерков об архиереях, и получались ироничные, порой даже отчасти сатирические тексты: Мелочи архиерейской жизни (1878), Архиерейские объезды (1879), Епархиальный суд (1880), Святительские тени (1881), Синодальные персоны (1882)

Последние произведения Лескова (роман-памфлет Чертовы куклы, 1890; повести Полунощники, 1891; Юдоль и др.) отмечены резкой критикой всей политической системы Российской империи.

Последние пять лет жизни Лесков тяжело страдал от постоянных приступов астмы, в конце концов сведших его в могилу 21 февраля (5 марта) в С.-Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге.

Записи в тетради

1.Родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда.

2.Отец – Семён Дмитриевич Лесков. Мать – Марья Петровна Лескова.

3.1839 год – переезд в г. Орёл.

4. 1841 – 1846 год - учёба в Орловской мужской гимназии.

5. 1847 -1849 год - служба в Орловской палате уголовного суда.

6. 1849 год – служба в киевской казённой палате.

7. 1857 год – служба у А. Я. Шкотта.

8. 1861-1862 год – переезд в Петербург и работа в газете «Отечественные записки».

9. С 1863 года начинается писательская карьера Лескова.

10. В 1875 году разладил с церковью, произведения подверглись резкой критике

11. Последние 5 лет страдал астмой и умер 21 февраля 1895 года в Петербурге.

Записи в тетради.

Лесков – прозаик, публицист.

Ранние произведения написаны в жанре творческого очерка.

Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в творчестве.

Пробует силы в художественном очерке, рассказе, повести, романе, пишет пьесу «Расточитель».

Произведения пропитаны фольклорными мотивами.

Особенность творческой манеры – документальность изображения.

Лесков – первый писатель, который создал картину русской жизни в рассказах и повестях.

Записи в тетради  

Известные произведения Н. С. Лескова.

1863-1864г. – «Овцебык», «Некуда».

1865 г. – «Леди Макбет Мценского уезда».

1872 г. – «Соборяне».

1873 г. – «Очарованный странник», «Запечатленный ангел».

1880 г. – «Несмертельный Голован».

1882 г. – «Синодальные персоны».

1883 г. – «Левша», «Тупейный художник».

1887 г. – «Человек на часах».

IV. Домашнее задание: В начале мной был задан вопрос: Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений? Ответьте письменно на вопрос

 

Работа по тексту.

Урок

Проблемный анализ повести

Прочтите рассуждение сильных характеров.

«Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета» (гл. 1).

По мнению Ап. Григорьева, Катерина Измайлова — это «блестящий действительно, и страстный действительно, и хищный действительно тип, который в природе и в истории имеет свое оправдание своей возможности и реальности».

Как же зародилась любовь- страсть? Слово Катерине Измайловой.

Далее одна из учениц делает художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины Измайловой) от первого лица (гл.1).

- Что послужило причиной страсти? (Скука.)

- Катерина в «Грозе» Островского — возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была «девка» Катерина Львовна?

(«Яв девках страсть сильна была... Меня даже мужчина не всякий одолевал» (гл. 2)

А «диковинная» земная тяжесть означает чудовищную, но пока еще скрытую силу. Посмотрите, что говорит мужичок: «Что есть такое тяжесть в нас? Разве тело наше тянет? Тело наше, милый человек, на весу ничего не значит: сила наша, сила тянет — не тело», (гл.2)

Но оказывается, что главное свойство натуры — решительность. Прочтите, как «Сергей обнял молодую хозяйку», а «Катерина Львовна не успела даже распорядиться своею хваленою силою» (гл.2). (Страсть захватила ее всю.)

- Сравните со словами короля Макбета (тоже о решительности):

Я смею все, что смеет человек,

И только зверь на большее способен.

- Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке.)

- Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале.

(Просто, как крысы в амбаре, умер свекор [гл.5]; Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея [гл.8]; Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу [гл. 15].)

«Невмоготу» ей: для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. Умер свекор — о смерти человека — походя. Это страшно.

- Как живет теперь без мужа Катерина Львовна?

(Начало гл. 4: «Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисыча и винца из свекрового погреба попито, и сладких сластей поедено, и в сахарные хозяйкины уста поцеловано, и черными кудрями на мягком изголовье поиграно».)

- Страсть перерастает пределы измены. Почему?

(Текст — конец гл.4: «... Невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя».)

- А Катерина Львовна «уж совсем разошлась». Почему?

(Текст — конец гл. 6: «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастия».)

Но ведь счастье бывает разное. Вспомните сказ «Несмертельный Голован»: «Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет» (Лесков).

И ведь «перешагнула». Второе убийство — с тем же спокойствием.

ГУ. Анализ сцены убийства.

Чтение по ролям сцены «Убийство мужа (3 чел.) — конец гл.7 — начало 8, от слов «-Расспрашивай, о чем так знаешь-то хорошо...» до слов «... с рассеченным виском».

По библии, закон брака: «Двое — одна плоть». А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила — спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость.

- Помните эпиграф к очерку? Как его поняли?

(Это ведь только «первую песенку зардевшись спеть», а дальше уже само пойдет.)

И вот живет Катерина Львовна, «царствует» (с ребенком во чреве) — все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе «для веселости ребеночка родить»). Этот идеал по логике сталкивается с другим — высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой, но которому до смерти оставалась верна другая Катерина — из «Грозы» Островского.

- Какой это идеал?

(Десять заповедей Божьих, одна из них — «не прелюбодействуй»; Катерина Кабанова, нарушив ее, уже не смогла жить — совесть не позволила.)

У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.

V. Выразительное чтение сцен снов.

Первый сон — гл.6 (кот пока — просто кот)

Второй сон — гл.7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)

Вывод: не так просто, оказывается, «песенку спеть». Что-то внутри постоянно напоминает об этом. Хоть по Шекспиру:

Сон, смерть земных тревог,

Бальзам больной души, -

- но легче от этого не становится. Таким образом, сны символичны. Уже не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет).

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди. (Текст — гл.10: «Потрудись, Катеринушка, ты, мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждешь; потрудись...»)

- Как же потрудилась Катеринушка? (Убила Федю.)

- И перед очередным убийством «собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом». Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегает ее от задуманного преступления.)

Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем» (Шекспир).

- В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. (Гл. 11): «... стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались...» Как вы думаете, почему - сразу?

(Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная.)

- Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого - «Божий дар». Всмотритесь в репродукцию предсмертного портрета Феди кисти художника Ильи Глазунова. Что подчеркнул художник?

(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному.)

- Это ли не вечный укор за содеянное перед Богом? А ведь Катерина Измайлова о Боге-то еще и не упомянула. Что это? Может, в Мценске все люди — безбожники, креста на себя положить не умеют?

Подтвердите свою мысль текстом.

(«Наш народ набожный, к церкви Божией рачительный и по всему этому народ в свою меру художественный: благолепие церковное и стройное «органистое» пение составляют для него одно из самых высоких и самых чистых его наслаждений» (начало гл. 12).)

Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

Вспомните Тютчева:

Две силы есть — две роковые силы,

Всю жизнь свою у них мы под рукой,

От колыбельных дней и до могилы, -

Одна есть Смерть, другая —

Суд людской.

- Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну?

(Гл. 13): «Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастьем». Любит она ведь по-прежнему.)

- В самом начале урока вы услышали мнение Ап. Григорьева о Катерине как о «страстном, хищном типе». К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

(Свобода, страсть, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность.)

Вывод: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.

- Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

- Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14): «Она хотела себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувством.)

Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.

- Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова?

(Бог — совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе — страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)

- А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины?

(Душа.)

Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:

Она больна не телом, но душою.

Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

- Как показано пробуждение чувства вины в Катерине?

(Текст, гл.15: «И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей».)

Волга заставляет вспомнить другую Катерину — из «Грозы» Островского. Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского. (Катерина Островского, по мнению Добролюбова, «луч света в темном царстве». А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске):

Катерина Измайлова — «молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта».

В. Гебель

«Какая там «Гроза» Островского — тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена — отмщение «бесовской страсти».

Л. Аннинский

- Кто из исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его?

(Л. Аннинский — Ведь он увидел «фонтан крови» не только напрасноубиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)

VII. Итоги, общение.

- Кто же она, Катерина Измайлова, - страстная натура или?.. Допишите! Чем оказалась любовь для Катерины Львовны?

(Огромным страданием и тяжким крестом, вынести не в состоянии ее душа, то есть остаться чистой, незапятнанной. На алтарь ради любви Катерина Измайлова приносит в жертву все вплоть до собственной жизни.)

Учащиеся дописывают вопрос: «Страстная натура или больная душа?»

Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.

Одно верно: основа женской души — да и души человеческой вообще — любовь, о которой так удивительно поведал Ф.И. Тютчев: Союз души с душой родной.

Их съединенье, сочетание,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой.

 

Ход урока

I. Орг. момент.

Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить,

воодушевить Русь и начал «создавать для России

иконостас её святых и праведников – маленькие

великие люди».        М. Горький

 

 

II. Вступительное слово учителя.

  Творчество Н. С. Лескова – одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе XIX века.

   В его судьбе отразился такой образ праведника земли русской, который дан в «Очарованном страннике», «Левше» и других произведениях.

  Творческая манера Н. С. Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык, неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников ХIХ века.  

   В произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

   Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений?

Запись в тетрадь темы урока.

III. Изучение нового.

 ЛЕСКОВ, НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ (1831–1895) – русский писатель.Родился Лесков 4 (16) февраля в с. Горохово Орловской губернии. Отец – Семен Дмитриевич – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева – была дворянкой. Воспитывался в основном в селе Горохово в доме Страховых. Воспитывался больше бабушкой – Александрой Васильевной Алферьевой.

В этом доме он вместе с братьями получил основы светского воспитания и образования, знание иностранных языков. В 1839 году переезжает с семьёй из дома Страховых в город Орёл на Третью Дворянскую Улицу. В 1841–1846 учился в гимназии в Орле. Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служит в уголовном суде с 1847 по 1849год.

Осенью 1849 по приглашению дяди по матери, профессора-медика Киевского университета С.П.Алферьева, выехал в Киев и устроился помощником в Киевскую казенную палату.

С 1850 по 1857 год посещает вольнослушателем лекции в университете, изучает польский язык, увлекается иконописью, участвует в религиозно-философском студенческом кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами.

В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я.Шкотт – был мужем тетки Лескова. С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. Первая крупная публикация – «Очерки винокуренной промышленности» (1861).

В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах, более всего – в «Отечественных записках», 

Собственно писательская биография Лескова начинается с 1863, когда он опубликовал первые свои повести (Житие одной бабы, Овцебык) и романа Некуда (1863–1864). В этом издании появился второй роман Лескова На ножах (1870–1871),

В 1860-х он усиленно ищет свой особый путь. В это время была написана повесть Леди Макбет Мценского уезда (1865) Пробует он свои силы и в драматургии: в 1867 на сцене Александринского театра ставят его драму из купеческой жизни Расточитель.

Поиск положительных героев, праведников, на которых держится русская земля выражается в повестях Запечатленный ангел и Очарованный странник (обе 1873) и в хронике Соборяне (1872).

(В 1860-х – начале 1870-х его сочинения издавались под псевдонимом М.Стебницкий.) Во второй половине 1870–1880-х Лесков создает цикл рассказов о «русских антиках» – праведниках, без которых «несть граду стояния». Такие «хорошие люди» оказываются в произведениях (Кадетский монастырь, 1880), (Несмертельный Голован, 1880), и (Человек на часах, 1887),

В поздние свои годы, создавая рассказы, построенные на анекдоте, «курьезном случае», Лесков объединяет их в циклы. Так возникают «рассказы (Голос природы, 1883; Старинные психопаты, 1885; Интересные мужчины, 1885 и другие.

В 1875 Лесков, по собственному признанию, «более всего разладил с церковностью». В противовес своим рассказам о «русских праведниках» он пишет серию очерков об архиереях, и получались ироничные, порой даже отчасти сатирические тексты: Мелочи архиерейской жизни (1878), Архиерейские объезды (1879), Епархиальный суд (1880), Святительские тени (1881), Синодальные персоны (1882)

Последние произведения Лескова (роман-памфлет Чертовы куклы, 1890; повести Полунощники, 1891; Юдоль и др.) отмечены резкой критикой всей политической системы Российской империи.

Последние пять лет жизни Лесков тяжело страдал от постоянных приступов астмы, в конце концов сведших его в могилу 21 февраля (5 марта) в С.-Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге.

Записи в тетради

1.Родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда.

2.Отец – Семён Дмитриевич Лесков. Мать – Марья Петровна Лескова.

3.1839 год – переезд в г. Орёл.

4. 1841 – 1846 год - учёба в Орловской мужской гимназии.

5. 1847 -1849 год - служба в Орловской палате уголовного суда.

6. 1849 год – служба в киевской казённой палате.

7. 1857 год – служба у А. Я. Шкотта.

8. 1861-1862 год – переезд в Петербург и работа в газете «Отечественные записки».

9. С 1863 года начинается писательская карьера Лескова.

10. В 1875 году разладил с церковью, произведения подверглись резкой критике

11. Последние 5 лет страдал астмой и умер 21 февраля 1895 года в Петербурге.

Путешествие по творчеству Н. С. Лескова.

Лесков – прозаик, публицист. Служба даёт обильный материал для творчества. С 1861 года статьи Лескова появляются в газете «Русская речь». Значительная часть ранних произведений написана в жанре творческого очерка.

Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с западноевропейскими странами. В начале 60-х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдёт по пути прогресса. Но наблюдения над пореформенной действительностью показали, как мало произошло изменений к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Творчество писателя в 60-е годы отличается большим разнообразием по жанру. Лесков пробует свои силы в очерке, рассказе, повести, романе, пишет единственную пьесу «Расточитель».

Все произведения пропитаны фольклорными мотивами. В них звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры и многое другое.

Яркой особенностью творческой манеры Лескова является документальность изображения. Многие его герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).

Лесков на протяжении всего его творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

Записи в тетради.

Лесков – прозаик, публицист.

Ранние произведения написаны в жанре творческого очерка.

Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в творчестве.

Пробует силы в художественном очерке, рассказе, повести, романе, пишет пьесу «Расточитель».

Произведения пропитаны фольклорными мотивами.

Особенность творческой манеры – документальность изображения.

Лесков – первый писатель, который создал картину русской жизни в рассказах и повестях.

Записи в тетради  

Известные произведения Н. С. Лескова.

1863-1864г. – «Овцебык», «Некуда».

1865 г. – «Леди Макбет Мценского уезда».

1872 г. – «Соборяне».

1873 г. – «Очарованный странник», «Запечатленный ангел».

1880 г. – «Несмертельный Голован».

1882 г. – «Синодальные персоны».

1883 г. – «Левша», «Тупейный художник».

1887 г. – «Человек на часах».

IV. Домашнее задание: В начале мной был задан вопрос: Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений? Ответьте письменно на вопрос

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.