Ашвины как врачеватели богов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Ашвины как врачеватели богов

2022-09-29 31
Ашвины как врачеватели богов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Да проявится здесь ваша чудесная сила для почитающего вас!»

«Ригведа», I.119.720

В пуранах деятельность Ашвинов по исцелению связана в основном с траволечением. В «Сканда-пуране» повествуется, как Вишну призывает Ашвинов излечить поражённых недугами дэвов в битве богов. «Он призвал Ашвини-дэвов усмирить недуги. Вишну попросил их изобрести необходимое лекарство. И Ашвины сразили лихорадку, а также другие враждебные элементы». Здесь же (раздел II Кумарика–кханда, гл. 32, текст 111-115) сказано, что оружием Ашвинов в битве богов и дайтьев были целебные блистающие травы. В книге I (раздел 2, гл. 16) указано, что на флаге Ашвинов был разноцветный знак кувшина. Что символично отражало их целительную силу, ибо кувшин предполагает некое лечебное снадобье или лекарство. Помимо исцеления, считается, что они также даруют долголетие. «Бхагавата-пурана» гласит, что все, кто желает долгой жизни, должны почитать Ашвини-кумаров.

Но не только пураны описывают Ашвинов как целителей, в «Атхарваведе» они предстают как объезжающие на стремительной колеснице боги — спасители людей. Божествами в ведическом пантеоне, обладающими целительной силой, считаются Ашвины, Рудра и Маруты. От болезней также избавляет бог Варуна, но посредством священных мантр. Бог Агни призывался как уничтожающий ракшасов, лишающий их силы. (Как известно, повышение температуры тела свидетельствует о том, что Агни сжигает их, избавляя организм от напасти.) Рудра излечивает раны, полученные воинами на поле брани, а также к нему за помощью обращаются в случае эпидемии. А вот Ашвины исцеляют травами, с ними связана так называемая народная медицина.

Считается, что болезнь — это результат воздействия разрушающих жизненную силу демонических существ. Всем нам известно, что хвори одолевают, только когда нарушена гармония, и человек сбился с верного Пути и тем самым сам привлёк в свою жизнь подобные неприятности. В «Аюрведе» основной причиной всех болезней признано считать корысть или жадность. Это исходящее от непомерного эгоизма качество однозначно приводит человека к кармическим следствиям в виде болезней, выполняющих роль восстановления нарушенного баланса. Жадность, стремление потреблять, получать больше, чем это действительно необходимо, а также корыстные мотивы в поведении свидетельствуют о том, что человеку не хватает энергии — где нет гармонии, там нет и энергии. И только умеренностью и уравновешенностью излечивается этот «недуг».

В «Ригведе» к Ашвинам взывают как к «снимающим смерть» (VII.55), лекарствами небесными и земными просят продлить жизнь и избавить от телесных повреждений, наделить долгим сроком жизни (IV.15.10), исцелить все болезни (VIII.22.10), убить ракшасов и прогнать хвори (VIII.35.18). К ним обращаются как к целителями в «Атхарваведе» (гимн VII.55 «На здоровье и долголетие»), где они ассоциируются с вдохом и выдохом, которые как союзники поддерживают силы жизни. Многие заговоры «Атхарваведы» на исцеление или долголетие как раз основываются на необходимости «воссоздания» жизни — не излечения в смысле восстановления, а именно сотворения заново разрушенных структур организма с призыванием божеств, ответствующих за определённые элементы Пракрити, составляющие наши тела. Основное название болезни, упоминаемое в «Атхарваведе», — «якшма». Это в общем смысле иссушающая организм хворь. Лекарственные травы, используемые в исцелении, как правило, имели свойство не только прогонять болезнь, но и препятствовать проникновению вновь тех сущностей, которые её породили в организме, — в этих целях применялись заговоры на травы и амулеты из них.

Воплощения Ашвинов

Во времена «Махабхараты» боги явили свои силы на Земле и помогли человечеству. Среди них были и Ашвины. Как сказывается в «Махабхарате» (книга I), жена Панду Кунти зачала сыновей по благословению богов Дхармы, Вайю и Индры, а вторая его супруга по имени Мадри произвела на свет братьев-близнецов, явленных на свет силами Ашвинов. В главе 57 описано, что у Панду от двух его жен родилось пятеро сыновей, подобных богам. Старший из них был Юдхиштхира. Юдхиштхира родился от Дхармы, Бхима — от Вайю, от Индры — славный Арджуна. А двое близнецов, одарённых непревзойдённой красотою, величием духа, как и остальные пандавы,— Накула и Сахадева, «находившие радость в послушании старшим», два прекрасных лучника, родились от Ашвини-дэвов.

«Ростом на поллоктя выше других людей», сыновья Панду отличались могучей силой. «Преисполненные неистовой силы, подобно настоящим тиграм». По быстроте, по нанесению ударов и по сокрушительной мощи они превосходили возможности человека» («Махабхарата», кн. V, гл. 166).

Ашвины проявили такие божественные качества в Накуле и Сахадеве: благоговейная почтительность к старшим, умение хранить тайны, скромность, самоконтроль, красота и храбрость, что присуще Накуле, и обладание священным знанием, мягкость нрава, справедливость, геройство, доблесть и сила, которыми отличался Сахадева («Махабхарата», кн.VII).

«Эти два быка среди людей, сыновья Мадри. По красоте они равны Близнецам Ашвинам, и они наделены огромной энергией и храбры, как львы. Все сыны Панды наделены высокими душами».

«Махабхарата», кн.I, раздел CLXX

В «Рамаяне» (книга I) повествуется, что накануне великого сражения в помощь Раме на земле должны были воплотиться боги. Некоторые приняли рождение через своих сыновей в облике обезьян. Ашвины «одинакового облика, обладающие непревзойдённой красотой и богатством», породили Маинду и Двивиду. Эти обезьяны обладали невероятной силой. Никто, среди небожителей, демонов, якшей, гандхарвов, змеев или птиц, не мог устоять перед великой мощью сыновей Ашвинов. Сыновья Ашвинов, как гласит «Рамаяна» (книга V), обладали величайшим могуществом, ибо имели благословение, дарованное им Брахмой. Он сделал их неуязвимыми для врага с любым оружием в руках.

P. S. Ашвины — одни из самых загадочных божеств ведического пантеона. По сути, их значение и роль вполне очевидны с точки зрения космогонической теории происхождения мироздания. Они являются первыми вестниками Света новой жизни на заре существования мира в начале нового цикла Творения, представ в образе колесничих, помогающих Индре вращать Вселенское Коло, благодаря чему движение его никогда не прекращается. Помимо этого, они могут быть явлены в различных аспектах: и как боги утренней и вечерней зари, и как провозвестники Света, и как разрушители преград для движения изначальных космических вод, и также, по версии Б.Г. Тилака, озвученной в его «Арктической теории»,как божества, встречающие Солнце после длительного пребывания во тьме арктической ночи. Они же проводники Сознания, освещающего своим вечным Светом мир Пракрити и пробуждающего жизнь.Они предстают как исцеляющие души и спасающие из тьмы невежества. Их целительная роль положена в основу ведических писаний и легенд об Ашвинах, в чём мы убедились, благодаря нашему подробному рассказу об этих удивительных богах, несущих возрождающую силу нашему миру.

ОМ

ОЦЕНИТЕ СТАТЬЮ

                    10 / 10

Автор

КУЗНЕЦОВА ЮЛИЯ

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.