Досуг и предпочтения детей среднего школьного возраста — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Досуг и предпочтения детей среднего школьного возраста

2022-09-29 37
Досуг и предпочтения детей среднего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Потенциал досуга предоставляет большие возможности для развития творческих ориентиров, как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества.

Свободное время подростка является одной из наиболее важной социально-педагогической проблемой, которая оказывает значительное влияние на развитие внутреннего мира, и личности в целом. Считается, что средний школьный возраст является самым благоприятным для творческого развития подростка. «В данный период времени важно вовлечь подростка во внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказывать свое мнение и суждение, предоставить возможность самому решать проблемы, участвовать в дискуссиях и т.д».[3]

Свободное время современных школьников характеризуется широким разнообразием видов деятельности, которая, безусловно, требует внимания педагогов. Большое внимание уделяется спортивно-оздоровительным мероприятиям, туристско-краеведческой, историко-архивной деятельности, а так же эстетическому воспитанию. Зачастую, данные формы деятельности не вызывают интерес у подростков, а зрелищные формы коллективного досуга наоборот пользуются популярностью.

«На проведение личного свободного времени влияет ряд факторов, в частности возраст, уровень духовной культуры, интересы, качество жизни, территориальные и климатические условия и т.д.»[4].

Данные уже проведенных социологических исследований утверждают, что в сфере свободного времени подростка присутствуют такие тенденции как:

· отступление от культурных традиций в области досуга;

· создание субкультур на основе своих норм поведения;

· нарастание культурного противостояния против старшего поколения;

· преобладание «потребительства» в использование свободного времени;

· нарастание гедонистических интересов в условиях свободного времени;

· погоня за престижем.

По данным уже проведенных социологических исследований среди школьников 5-8 классов «Книга и я», которое показало что среди опрошенных респондентов большая часть отдают предпочтение аудиовизуальным формам. Как отмечали и Французские социологи, что у толстой книги практически нет шансов быть прочитанной. Данная тенденция наблюдается и в современном Российском обществе.

Делая вывод по опросам можно с точностью отметить, что свободное время нуждается в государственной регуляции и организации. Однако, следует отметить что агрессивный подход к организации свободного времени способствует к формированию несамостоятельности, потерянности личности в проведении досуга.

Досуг и свободное время детей среднего школьного возраста могут включать следующие виды деятельности:

· спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера и т.д);

· художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

· поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое творчество);

· забота о животных;

· хобби (деятельность по интересам);

· посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

· игры (настольные игры, компьютерные игры);

· развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

· общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Одно из главных исследований детей среднего  возраста было проведено Элькониным Д. Б. и Драгуновой Т.В., которое показало, что на данном этапе развития главным для подростка является общение. Они как будто учатся общаться, все время меняя партнера.

«В отличие от младших школьников, дети среднего школьного возраста в большей степени практики, нежели теоретики. Следовательно, подросткам целесообразно предлагать деятельность, связанную с экспериментами, опытами. Он учится с помощью рук, ему надо попробовать что-то, чтобы понять»[5].

Резюмируя вышесказанное, следует сделать вывод, что свободное время организуется личностью исходя из своих потребностей, интересов, целей и т.д.

Следует сказать, что большая часть подростков среднего возраста «извращенно» понимают, а так же используют свободное время, отходя от обще моральных норм поведения, что придает понятию «свободное время» угрозу превращения в криминогенное время.

В подтверждении многочисленными социологическими исследованиями в последние десятилетия интерес подростков отличается резким спадом к прочтению книг. Происходит обнищание общества.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что свободное время является своеобразным пространством для деятельности подростка, главной целью которого является удовлетворение социальных и социокультурных потребностей. Оно включает в себя досуг, который тесно связан не только с потреблением, развлечением и отдыхом, но и с самосовершенствованием в творческой деятельности.

«Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом и, как правило; им же поощряемые; располагает безграничными возможностями для реализации многообразных духовных потребностей общества и каждой личности в отдельности»[6].

Исходя из законодательных изменений по организации свободного времени у детей школьного возраста, настоящая тема является актуальной, а её разработка необходимой.

Творческий подход позволяет окультурить свободное время и направить его на всестороннее развитие личности. Исследования свободного времени показывают, что использование его направлено на потребление, и не всегда полезное. Потребность в творчестве выражена незначительно, что обусловлено отсутствием умений в той или иной деятельности. Важно направить подростка среднего школьного возраста в нужное русло, и показать ему безграничный мир творчества. Современное общество нуждается в социально активном типе личности, формирование которого напрямую зависит от грамотной организации свободного времени.

.

 

1.3 Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений с детьми среднего школьного возраста

 

«Культура досуга определяет выбор занятий, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к творческому труду, совершенствованию и развитию человека.

 

Во многом из них человек должен непременно участвовать сам. Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное»[7].

«Формы организации досуга детей среднего школьного возраста – это направления, виды, варианты организации свободного времени граждан, характеризующиеся особенностями наполнения, целями, задачами и содержанием, видами и формами деятельности его участников, а также местом и временем проведения»[8].

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

 К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие  встречи с известными людьми.

Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так,  например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

Таким образом, сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Рассмотрим основные направления культурно-досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего времени» и т.д.

«Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание»[9]. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования. Следующее направление культурно-досуговой деятельности – формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением – нравственное воспитание. «Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных примерах»[10]. Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В  процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности,  происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.