М.Ю. Юхневич. Учебное пособие по музейной педагогике «Я отведу тебя в музей». Москва, 2001 — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

М.Ю. Юхневич. Учебное пособие по музейной педагогике «Я отведу тебя в музей». Москва, 2001

2022-09-29 31
М.Ю. Юхневич. Учебное пособие по музейной педагогике «Я отведу тебя в музей». Москва, 2001 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предпосылкой зарождения музейно-педагогической мысли явилось осознание музея как института образования, что особенно заметно проявилось на рубеже 19 и 20 веков.   А. Литварк: идеи об образовательном назначении музея и новый подход к посетителю как участнику диалога. Обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями.   Основополагающие лица в музейной педагогике: Г. Кершенштейнер, Г. Фройденталь и А. Рейхвейн (по работе Е.Б. Медведевой).   Г. Кершенштейнер – концепция педагогики музейной экспозиции. «Для эффективного образовательного процесса важен не только посредник, но и экспозиция, построенная по педагогическому принципу».                                 Музейная педагогика - следствие рассмотрения деятельности музея с педагогической точки зрения. Новая научная дисциплина, рассматривающая образовательные проблемы музейной коммуникации. Сфера м.п.- создание наиболее благоприятных условий для общения посетителя с культурным наследием.   М.П.- пограничная наука, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук и исследующая образовательно-воспитательные цели социалистического общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации, прежде всего экспозиции, а так же другим формам деятельности музея. (М.П. в ГДР)                          Стр.4                                Стр.5                             Стр.6
С осознанием музея как образовательного института происходит формирование одной из важнейших сторон его деятельности, направленной на аудиторию.   Музейная педагогика - научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.   М.П.-новая научная дисциплина, а культурно-образовательная деятельность - традиционное направление музея, входящее в его компетенцию.   М.П. начинается тогда, когда ожидается или возникает эффект встречи музея с человеком.   Проблемы м.п.: образовательная специфика музея (зачем люди ходят в музей?); эффективность музейной коммуникации (что и кем воспринимается?); создание и апробация новых методик, программ и экспозиций для различных категорий посетителей; установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной деятельности; изучение истории музейно-педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музея. Реализация идеи об образовательном назначении музеев: 1719 год – открытие Кунсткамеры; 1782 год – в Иркутске «Музеум» (прообраз краеведческих); во второй половине 18 века первые учебные музеи «Музеум» Горного института в Петербурге, «Кабинет естественной истории» и «Гербарий» Московского университета; 1806 – оружейная палата,1852 – Эрмитаж.   Первая половина 19 века - ряд проектов публичных музеев общенационального значения (не осуществлены). Вторая половина 19 века – рост сети общедоступных музеев. Стр. 6   Стр.8   Стр.9     Стр.9-10   Стр.12
В России постепенно формируется взгляд на музей как на образовательную ценность, а вместе с этим – и деятельность по обслуживанию аудитории.   Просветительская модель: 1870-1890- сер.1920.Складывается деятельность по обслуживанию посетителей. Самые значительные изменения в образовательной концепции музея, его работе с посетителями идут рука об руку с реформами школьного образования. Утверждение политизированной модели: 1920-1950-е. Средства наглядной иллюстрации политической доктрины. Массовость охвата аудитории. Формы работы с аудиторией расширялись, а содержание сужалось и примитизировалось.   Информативная модель: 1960-сер.1980. Музей - средство распространения знаний, имеющих научный характер и предметную основу. Распространение научных знаний, заложенных в первоисточнике.   Коммуникативная модель: конец 1980-2000.Образовательное назначение музея, который возник из потребности людей наделять ценностным смыслом определенные предметы и явления, заключается в формировании ценностного отношения к культурно-историческому наследию.   Типы экскурсий:1) «образовательные путешествия»; 2)учебные экскурсии, которые становятся частью преподавания отдельных школьных дисциплин   Появление учебных заведений, построенных совершенно на новых основаниях, выдвинуло на первый план экскурсию как метод преподавания   Концепция И.М. Гревса, основывающаяся на философии путешественности (путешествие - самоценное явление культуры).   Н.П. Анциферов концепция, построенная на образе города.   Б.Е. Райков рассматривал экскурсию как один из наиболее эффективных методов активно-двигательного усвоения знаний, считая основным ее свойством – моторность.   Н.А. Гейнике: зрительное восприятие и коллективность экскурсии.   А.В.Бакушинский – артистическая концепция. Суть экскурсии в пробуждении творчества зрителя.   Развитые традиции экскурсионности определяют своеобразие культурно-образовательной деятельности отечественных музеев по сравнению с музеями других стран, где экскурсия не имеет преобладающего значения. Специфика музейной экскурсии: 1) коллективность осмотра; 2) руководство экскурсовода; 3) тематичность; 4) наличие маршрута; 5) приоритет зрительных впечатлений;6)экскурсия в пространстве музея   Мастерство экскурсовода: владение темой; адресность экскурсии; дифференцированный подход к группе; контакт с группой; владение вопросно-ответным методом; владение приемом показа; создание установки на узнавание; соотношение показа и рассказа; речь экскурсовода.   Классификация экскурсий: по профилю; по месту; по широте охвата; по целевой направленности; по составу экскурсантов.   Этапы подготовки экскурсии: 1)название, цель, картотека экскурсии; 2) текст экскурсии.   Пассивные формы: Экскурсия: 1)традиционная форма; 2)динамична; 3) групповая форма; 4)удовлетворяет потребность посетителя в познании. Лекция: 1)традиционна; 2)удовлетворяет потребность в познании. Консультация: 1)традиционна; 2) индивидуальна. Активные формы: клуб, кружок, студия, конкурсы, олимпиады, викторины, праздники.   Музейная аудитория-общность людей, объединенных интересом к музею, что находит выражение в определенной активности и мотивации к его посещению.   Параметры описания аудитории: социально-демографические признаки; реальная или потенциальная; постоянство и нестабильность; направленность интересов; степень подготовленности и предрасположенности к восприятию; музейная культура посетителя; динамизм. 1890-е-начало формирования музейной аудитории. Конец 1920-х - борьба за посетителя. 1960-е – музейный бум. Изменение музея влечет за собой изменение музея.   Формировать традицию дифференцированного осмотра музея, а попутно и музейной культуры посетителя, должен, прежде всего, сам музей.   Постепенно исследования обратной связи обогащались новыми методиками, в том числе психологическими, что свидетельствовало о новом уровне подхода к решению проблемы.   Музейный маркетинг направлен на аудиторию, его цель заключается в повышении престижа музея.   На рубеже 19 и 20 веков сложилась ситуация, когда музей воспринимался средством реформирования школы.   Школоцентристская концепция нанесла немалый вред музею, что осуществляет его взаимодействие со школой.   Музеи направляют огромные силы на приобщение учащихся к музею, но создать такую систему удалось лишь в отдельных городах.   Тенденция к взаимодействию школы и музея можно определить как стремление к партнерству, но на основе разделения функций.   Перспективные модели сотрудничества: специальные программы, рассчитанные на сотрудничество музейного педагога с учителем; интеграция школьной и музейной педагогики в рамках единого учебного заведения. Успешное взаимодействие школы и музея обеспечивается поддержкой государственных структур.   Музеи образования преимущественно ориентируются на решение образовательных задач. Музеи учебных заведений адресованы обучающимся или преподавателям; педагогические музеи ориентированы на преподавателя; детские музеи к детям и семьям.   Вузовские музеи: высокий уровень научного руководства; хорошее финансовое обеспечение их жизнедеятельности; широкая просветительная направленность; стали заметными в музейной жизни.   Школьные музеи: включен в учебный процесс; плод общих усилий; средство поддержания профессионального уровня; открытая система; не местонахождение, а специфика.   Музей истории образования вытеснил педагогические музеи наглядных пособий, развитие которых было нецелесообразно.   Развитие музея, как востребованного феномена культуры происходило параллельно с теоретическим осмыслением его деятельности.     Стр. 13-14     Стр. 15-16     Стр.18     Стр.19     Стр.20     Стр. 23   Стр. 26   Стр. 27   Стр.28     Стр.30     Стр.34   Стр. 34-35   Стр.35-40   Стр. 40-42     Стр. 43-50     Стр.51   Стр.51-60     Стр.64   Стр.67     Стр.68     Стр.71     Стр. 74-77   Стр.80-81     Стр.95     Стр.96-97   Стр. 97-107   Стр.120   Стр.139


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.