Виды деятельности обучающихся — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Виды деятельности обучающихся

2022-09-22 25
Виды деятельности обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка составлена на основе следующих документов:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями) – далее Закон об образовании

· Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО-2021)

· Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

· Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""

· Примерная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» НОО, одобренная решением ФУМО по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021,

· Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей МОУ «СОШ №14»

· Учебный план школы

Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.

Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.

Рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету «Музыка». Она позволяет учителю:

1) реализовывать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;

2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения;

3) разрабатывать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса, используя рекомендованное в рабочей программе распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);

д) Исследовательские и творческие проекты.

6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Учебнаяя нагрузка составляет 1 академический час в неделю. Общее количество —135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа в год во 2—4 классах).

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Mодуль № 1 «Музыкальная грамота»

Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5—10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом.

№ блока,

  Тема   Содержание   Виды деятельности обучающихся

А)

 

Весь мир звучит Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества. Игра — подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации. Артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков

Б)

 

Звукоряд Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «в отличие от других последовательностей звуков. Пение с названием до». Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда
  В)   Интонация Выразительные и изобразительные интонации Определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и др.) и выразительного (просьба, призыв и др.) характера. Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизана основе данных интонаций. Слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций.
         

Г)

 

Ритм

Звуки длинные

и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта

Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз. Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритми- ческим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.

 

Д)

 

Ритмический рисунок

Длительности половинная, целая, шестнадцатые.

 

Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура

Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками). На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) попевок, остинатных формул, состоящих из различных длительностей

 

Е)

 

Размер

Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4

Ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах). Определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4. Исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами. Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку.

На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере.

 

Ж)

 

Музыкальный язык

Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)

Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи. Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений. Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т. д.). Исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками. Использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях. На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками. Исполнительская интерпретация на основе

их изменения. Составление музыкального словаря.

 

З)

 

Высота звуков

Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары)

Освоение понятий «выше-ниже». Определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров. Прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации. Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра.

На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам.

Выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре.

 

И)

 

Мелодия

Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок

Определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками.

Исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков.

На выбор или факультативно:

Нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива. Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга.

Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам

 

К)

 

Сопровождение

Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш

Определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения. Различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения. Показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента. Различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш. Составление наглядной графической схемы.Импровизация аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах). На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение вступления, заключения, проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокально или на звуковысотных инструментах). Исполнение простейшего сопровождения (бурдонный бас, остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах.

 

Л)

 

Песня

Куплетная форма. Запев, припев

Знакомство со строением куплетной формы. Составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы.

Исполнение песен, написанных в куплетной форме. Различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений.

На выбор или факультативно:

Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне

 

М)

 

Лад

Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав

Определение на слух ладового наклонения музыки. Игра «Солнышко — туча». Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада. Распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора.

Исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской. На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение в заданном ладу. Чтение сказок о нотах и музыкальных ладах

 

Н)

 

Пентатоника

Пентатоника — пятиступенный лад, распространённый у многих народов

Слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике. Импровизация на чёрных клавишах фортепиано. На выбор или факультативно:

Импровизация в пентатонном ладу на других музыкальных инструментах (свирель, блокфлейта, штабшпили со съёмными пластинами)

 

О)

 

Ноты

в разных октавах

Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ

Знакомство с нотной записью во второй и малой октаве. Прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне. Сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах. Определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент. На выбор или факультативно: Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.

 

П)

 

Дополнительные обозначения

в нотах

Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)

Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы

 

Р)

 

Ритмические рисунки в размере 6/8

Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм

Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8. Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками). На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8

 

С)

 

Тональность. Гамма

Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минор- ные тональности (до 2—3 знаков при ключе)

Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой — неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу». На выбор или факультативно: Импровизация в заданной тональности

 

Т)

 

Интервалы

Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима

Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон). Различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту. Подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов. Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении. Элементы двухголосия. На выбор или факультативно: Досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву. Сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами

 

У)

 

Гармония

Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента

бас-аккорд, аккордовая, арпеджио

Различение на слух интервалов и аккордов. Различение на слух мажорных и минорных аккордов.

Разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением по звукам аккордов. Вокальные упражнения с элементами трёхголосия.

Определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений. На выбор или факультативно: Сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни

 
 

Ф)

 

Музыкальная форма

Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды

Знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трёхчастной формы, рондо. Слушание произведений: определение формы их строения на слух. Составление наглядной буквенной или графической схемы.

Исполнение песен, написанных в двухчастной или трёхчастной форме. На выбор или факультативно:

Коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной репризной форме. Создание художественных композиций (рисунок, аппликация и др.) по законам музыкальной формы

 

Х)

 

Вариации

Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации

Слушание произведений, сочинённых в форме вариаций. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы. Исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций.

На выбор или факультативно: Коллективная импровизация в форме вариаций

                 

Модуль № 2 «Народная музыка России»

Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.

№ блока,

 

Тема

 

Содержание

  Виды деятельности обучающихся

А)

 

Край, в котором ты

живёшь

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты

Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков.Диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края. На выбор или факультативно: Просмотр видеофильма о культуре родного края. Посещение краеведческого музея. Посещение этнографического спектакля, концерта.

 

Б)

 

Русский фольклор

Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)

Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров. Участие в коллективной традиционной музыкальной игре. По выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и др. Важным результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков. Сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора. Ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных инструментах к изученным народным песням. На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.

 

В)

 

Русские народные музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).

Инструментальные наигрыши.

Плясовые мелодии

Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов. Определение на слух тембров инструментов. Классификация на группы духовых, ударных, струнных. Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов. Двигательная игра — импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах. Слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов. На выбор или факультативно: Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах. Посещение музыкального или краеведческого музея. Освоение простейших навыков игры на свирели, ложках.

 

Г)

 

Сказки, мифы и легенды

Народные сказители. Русские народные сказания, былины.

Эпос народов России.

Сказки и легенды о музыке

и музыкантах

Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев. В инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера. Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям.

На выбор или факультативно: Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний. Речитативная импровизация — чтение нараспев фрагмента сказки, былины.

Д)

 

Жанры музыкального фольклора

Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты

Различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая. Определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика

и др.), состава исполнителей. Определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные). Разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов Российской Федерации. Импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструмен- тах). На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах (см. выше) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи

Е)

 

Народные праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика —

на примере одного или нескольких народных праздников

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации. Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре.

На выбор или факультативно: Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающего о символике фольклорного праздника. Посещение театра, театрализованного представления. Участие в народных гуляньях на улицах родного города.

 

Ж)

 

Первые артисты, народный театр

Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп

Чтение учебных, справочных текстов по теме. Диалог с учителем. Разучивание, исполнение скоморошин.

На выбор или факультативно: Просмотр фильма/ мультфильма, фрагмента музыкального спектакля. Творческий проект — театрализованная постановка

З)

 

Фольклор народов России

Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты- исполнители

Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации. Определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации). Разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах. На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи. Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальному творчеству народов России.

И)

 

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества

Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора. Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций. Определение приёмов обработки, развития народных мелодий. Разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке. Сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте. Обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения. На выбор или факультативно: Аналогии с изобразительным искусством — сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись и т. д.) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи.

                                 

 

Модуль № 3 «Музыка народов мира»

Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» — тезис, выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями — это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России.

Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства — наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.

№ блока,   Тема   Содержание   Виды деятельности обучающихся
А)   Музыка наших соседей Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты)

Знакомство с особенностямиузыкального фольклора народов других стран.

Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации). Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов. Определение на слух тембров инструментов. Классификация на группы духовых, ударных, струнных. Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов. Двигательная игра — импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах. Сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России. Разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах).

На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи. Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира. Знакомство с творчеством композиторов. Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала. Вокализац

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.