Развитие функциональной асимметрии мозга в онтогенезе — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Развитие функциональной асимметрии мозга в онтогенезе

2022-09-22 21
Развитие функциональной асимметрии мозга в онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Асимметрию мозга и первые проявления рукости у человека можно наблюдать уже на десятой неделе внутриутробного развития. Ультразвуковые исследования показывают, что большинство плодов в этот период чаще двигает правой ручкой, а начиная с 15-й недели гестации большинство сосет большой палец правой руки, что достаточно явно коррелирует с будущей рукостью у ребенка (рукость – это полигенетическая характеристика, она определяется многими генами и другими факторами).

Пол ребенка является одним из факторов, частично обусловливающих лево- или праворукость. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует большему развитию правого полушария.

Если в семье оба родителя праворукие или леворуким является только отец, то у детей леворукость наследуется в одном случае из десяти. Однако если леворукой является мать, то вероятность повышается в два раза. Если оба родителя леворукие – шанс формирования леворукости у ребенка составляет 4:10. Следовательно, даже в генетически оптимальной для развития леворукости ситуации праворукость более вероятна.

Причины устойчивого процента леворуких людей:

Преимущество леворуких людей в контактной битве и поединках (их действия и движения намного сложнее предсказать).

Леворукие люди могут иметь более утолщенное мозолистое тело, чем праворукие (дает преимущества в обработке информации и координации движений рук).

Гипотеза об опережающем развитии правого полушария на ранних этапах онтогенеза, основанная на следующем рассуждении. Правое полушарие:

· специализируется на глобальных процессах мышления, т.е. на первых этапах онтогенеза происходит непрерывное накопление образной информации о мире для дальнейшей детализации ее в образы и схемы.

· связано с формированием вегетативной нервной системы и симпатоадреналовых механизмов стресса.

· специализируется на иммунных и трофических механизмах.

· интенсивно развивается в первый год постнатальной жизни.

· визуальный ввод в правое полушарие в младенческом возрасте необходим для развития опыта обработки лиц (у младенцев улучшалось распознавание лиц их матерей, когда они присутствовали в левом поле зрения, т.е. информация обрабатывалась правым полушарием).

Левое полушарие:

· Специализируется на локальных. Принято считать, что развитие локальных процессов начинается позже, в сравнении с глобальными.

· Развивается интенсивно после первого года постнатальной жизни

Асимметрия мозга непосредственно обусловлена созреванием мозолистого тела, поэтому она формируется весь период дошкольного детства. Мозолистое тело созревает постепенно к 5–12 годам, что сопровождается гибелью нейронов, которые не смогли образовать связи с нейронами, имеющими аналогичную функцию на противоположной стороне мозга. Именно особенностью формирования и активности этого органа можно объяснить возникновение индивидуальной асимметрии.

Зрительная и моторная асимметрия формируются независимо друг от друга, потому что движения глаз и руки (теменная область, префронтальная кора) контролируются разными участками коры. В передней части мозолистого тела происходит обмен соматосенсорной информацией, в задней его части — зрительной.

При оценке профиля асимметрии у детей стоит учитывать такое явление, как кросс-латеральность (от англ. crossed laterality), или смешанный профиль, когда латеральные предпочтения в сенсорной и моторной сферах обусловлены активностью разных полушарий мозга (т.е. когда у ребенка ведущий левый глаз и ведущая правая рука или наоборот). Такое явление может быть причиной легкого отставания в речевом или когнитивном развитии, поскольку обмен информацией и разделение функций между полушариями затруднены. В этом случае родителям и педагогам надо просто учесть этот факт при обучении ребенка, поддерживать его морально и ждать, когда асимметрия окончательно сформируется.

КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ

РУКОСТЬ И ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

РОЛЬ ГИППОКАМПА В ПРОЦЕССАХ ПАМЯТИ И ОБУЧЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.