Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями .

2022-09-01 36
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

«Коррекция чтения и письма»

Класс

Учебный год

  Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной

 программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

(1 вариант)

 

   

 

 

                                                     Москва

                                               

                                                      2019 год                                                                                                                                                                                    

 

Пояснительная записка

Рабочая программа  по логопедическим занятиям разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3.Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»/ Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой.М., 1996.

4.Письма Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида».

При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой, Р.И.Лалаевой и других авторов.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.  

Цель программы-коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Задачи:

-создать условия для формирования правильного звукопроизношения исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

-развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

-обогащать и активизировать словарный запас детей путём накопления представлений об окружающем мире.

-развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

-формировать связную речь.

-развивать и совершенствовать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Речевые нарушения у детей в школе носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.  

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся среднего звена – дефекты звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи.

Для которых характерно:

- нарушения звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- несформированность связной речи;

- выраженная дислексия;

- дисграфия.

 Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.

Содержание коррекционного курса

Класс

Обследование

II. Звуки и буквы

Звуки и буквы. Дифференциация понятий. Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного по смыслу и произношению.Понятие «согласные звуки и буквы». Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.

III. Состав слова

Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Приставка и предлог. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов с предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие способности проводить разбор слов по составу.

V. Связная речь. Текст

Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения.Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте. Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.

VI. Контроль знаний

Обследование

Класс

Обследование

II. Звуки и буквы  

Звуки и буквы. Дифференциация понятий. Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и мягкие согласные.Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий знак в конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного по смыслу и произношению. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Понятие «согласные звуки и буквы». Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце и в середине слова.

III. Состав слова

Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Сложные слова. Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Приставка и предлог. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов с предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие способности проводить разбор слов по составу.

IV. Части речи

Имя существительное

Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени существительного как части речи. 

Имя прилагательное

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. Образование прилагательных от существительных. Разбор имени прилагательного как части речи.

V. Связная речь. Текст

Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения. Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте. Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.

VI. Контроль знаний

Обследование

Класс

Обследование

II. Звуки и буквы

Звуки и буквы. Дифференциация понятий. Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и мягкие согласные.Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий знак в конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного по смыслу и произношению. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце и в середине слова.

III. Состав слова

Корень слова. Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Сложные слова. Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Приставка и предлог. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов с предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие способности проводить разбор слов по составу.

IV. Части речи

Имя существительное

Имя существительное. Лексическое значение имён существительных.

Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени существительного как части речи. 

Имя прилагательное

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. Образование прилагательных от существительных. Разбор имени прилагательного как части речи.

Глагол

Глагол. Лексическое значение глагола. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте. Изменение глаголов по временам. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.Правописание неопределённой частицы не глаголами.Разбор имени глагола как части речи.

V. Связная речь. Текст

Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения. Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте. Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.

VI. Контроль знаний

Обследование

Формы контроля: проверочные работы, тематические проверочные работы, диктанты, тесты.

Обследование на начало учебного года и конец учебного года. Предусмотрены две проверочные работы по контролю знаний (контрольное списывание с печатного текста, контрольный диктант)

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкаясистема логопедического мониторинга позволяет увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) обучающихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даёт возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения.

В основу организации процедуры логопедического обследования устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.

Методики обследования устной речи применяются для: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля); построения индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Отличительными чертами выбранной диагностики являются: полнота обследования; соотнесение лексического материала и текстов для чтения, пересказа, диктантов с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста; доступность и простота применения; возможность применения данных методик, как целиком, так и частично (при необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая серия проб может быть использована самостоятельно).

Периодичность проведения традиционна: первичное (на начало года); итоговое (конец года).

Методики Т. А. Фотековой направлены на выявление актуального уровня развития ребенка. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.

Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 85%; выше среднего – 84,9 -70%; средний – 69,9 - 55%; низкий – 54,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.

Мониторинг образовательных результатов представлен в речевом профиле, в котором прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы. На основе речевого профиля, выделяются наиболее благополучные компоненты речевой системы и наиболее несформированные, что позволяет разработать индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с каждым ребенком.

При проведении мониторинга сформированности навыка письма решаются следующие задачи:

- выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;

- выявление нарушений письма (характер ошибок, степень выраженности);                                                                                     

- выявление особенностей продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого из учащихся, корректировка характералогопедического воздействия.

Исследование письменной речи обучающихся осуществляется на основе рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной. В начале и в конце каждого учебного года проводится обследование навыков списывания, письма по слуху. При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами.Исследование навыка чтения обучающихся осуществляется так же на основе рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной.Для выяснения степени понимания смысла прочитанного, следует задать ребёнку 2-3 вопроса, или попросить пересказать то, что он успел прочесть.При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами.Результаты диагностики заносятся в таблицу, для отслеживания динамики вычерчивается индивидуальный профиль состояния навыка чтения.

 

Тематическое планирование

 

5 класс

 

 

Класс

 

Наименование разделов и тем Всего часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1 Обследование 4

 

I Речь. Предложение. Слово.  

 

2 Вводное занятие. Правила речи.   1

Определение последовательности слов в предложении. Составление предложений из слов.

 

 

Нахождение подлежащего и сказуемого в предложении.

 

Нахождение второстепенных членов предложения.

3 Речь. Предложение и его признаки. 1
4 Дифференциация понятий "предложение"-"слово" 1
5 Связь слов в предложении. 1
6 Восстановление "рассыпанных" предложений. 1
7 Виды предложений по цели высказывания. 1
8 Главные члены предложения.   1
9 Второстепенные члены предложения.   1
10 Однородные члены предложения.   1

 Нахождение однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах.Составление схем предложений.

 

11 Знаки препинания при однородных членах предложения. 1
12 Членение сплошного текста на предложения. 1
II Звуки и буквы.      
13 Алфавит. 1 Фонематический анализ и синтез слов со сложной структурой  
14 Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Сопоставление мягкого знака и разделительного мягкого знака в словах. 1 Соотнесение количества звуков и букв в слове. Закрепление правил правописания разделительного ь.  
15 Употребление предлогов в предложении. 1

Практическое овладение правилом правописания звонких и глухих согласных.

 

16 Правописание звонких и глухих согласных. 1
III Состав слова.      
17 Состав слова. Корень. Однокоренные слова. 1 Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов.  
18 Правописание безударных гласных в корне. 1 Звучание одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов)    
19 Образование слов имеющих несколько корней. 1

Образование сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными

о и е

20 Окончание. Роль окончания в предложении. 1

Нахождение окончания в словах.

Графическое обозначение окончания. Смысловое значение окончания.

21 Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнения в словообразовании. 1

Нахождение приставки в словах.

Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование приставок. Работа с антонимами.

22 Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнения в словообразовании. 1

Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования.

23 Приставка и предлог. Овладение способами различия приставок и предлогов. 1

Практическое овладение обучающимися дифференцированным использованием приставок и предлогов.

 

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Составление слов из значимых частей; разбор слова по составу; подбор слов к схемам.

24 Разделительный ъ знак после приставок. 1
25 Сопоставление разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака. 1
26 Правописание приставок. 1
27   Образование слов при помощи разных частей слова. 1  
IV Части речи.  

 

    28 Имя существительное.   Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте.     1

 

Обогащение словаря предметов.

Употребление в речи имен существительных собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевлённых. Их дифференциация.

29 Распознавание частей речи и членов предложения. 1
30 Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении. 1
31 Имена существительные собственные и нарицательные. 1
32 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 1
33 Изменение имён существительных по числам. 1

Изменение имён существительных по числам.

 

 

Род имён существительных, умение различать род.

 

34 Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных. 1
35   Упражнение в определении рода имён существительных. Итог. 1  

 

Тематическое планирование 7 класс со смешанной формой дисграфии

(аграмматическая, элементы акустической и оптической дисграфии)

№ п/п

Темы и содержание занятий

Кол-во час

Речевой и программный материал Нормализация учебной деятельности 1

Логопедическое обследование учащихся. Выявление нарушений устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое обследование учащихся, имеющих речевые нарушения. Комплектование логопедических групп

 

 

4

Состояние звукопроизноше­ния, фонематического восприятия, анализа и синтеза. Исследование импрессивной речи и лексико-грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи

 

Исследование неречевых процессов

Формирование приемов учебной деятельности

 

Уточнение пространственно-временных представлений. Понятия: времена года, год, сутки, вчера, завтра, раньше, позже, прошлый, будущий,сначала, потом,реже, чаще

 

Развитие понятийного мышления, скорости мышления.

 

Развитие внимания

 

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания

Упражнения, направленные на тренировку скорости распределения внимания

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

 

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

 

Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

 

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

 

 

Усиление концентрации слухового внимания

 

 

Развитие зрительно-моторных координаций

 

 

Отработка понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игра «Электронная муха»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

 

Развитие линейной памяти на материале глагольных слов: играл – упал - заплакал

 

 

 

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

 

 

Коррекционные упражнения, направленные на развитие абстракт-ного мышления

 

Развитие словено-логического мышления

 

Развитие мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их

 

 

Развитие логического мышления

 

 

Формирование причинно-следственных связей

 

 

Развитие слуховой памяти.

 

Развитие зрительной памяти

 

 

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений

 

Развитие линейной

 памяти (линейное распознание пред-метных картинок в сюжетной последовательности)

 

Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям; в ориентировке на листе бумаги

 

Формирование приемов           самоконтроля

 

 

Звуки и буквы

Гласные и согласные звуки

Свойство гласных образовывать слог. Дифференциация понятий «слово – слог»

 

1

 

Дифференциация понятий «гласные - согласные». Сравнение слов по количеству слогов. Типы слогов                     3

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных»

 

1

Деление слов на слоги. Слова с прямыми закрытыми слогами и слогами со стечением согласных   4

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры 

 

1

Порядок слогов в слове. Деление слов на слоги. Правила переноса     5

Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах.

 

 

1

Уточнение и сравнение твердых и мягких согласных по артикуляции и звучанию   6

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

1

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных. Правила написания предложения. Связь слов в предложении   7

Обозначение мягкости согласных буквой Ь

1

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных 8

Буква Ь в конце и в середине слова

 

1

 

Дифференциация понятий «звук – буква». Звукобуквенный анализ слов с буквой Ь 9

Разделительный Ь перед гласными е, ё, я, ю, и

 

1

Сопоставление произношения и написания слов с разделительным Ь 10

Дифференциация Ь показателя мягкости согласных и разделительного Ь

 

1

Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Перенос слов сразделительным Ь и с Ь  

Сходство

11

Ш–щ

 

1

Работа над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости Узнавание букв по контурному изображению и деталям рисунка, перечеркнутые, наложенные друг на друга 19

Дифференциация букв ш–щ в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

 

1

Развитие зрительно-моторных координаций. Правописание «жи-ши»

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА

Литературный источник. Автор, название методики, выходные данные:

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Под редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». М., 2008

Краткое описание методики:

Методика обследования письма является стандартизированной. Методика предназначена для выявления у младших школьников нарушений письма. Обследование осуществляется с помощью выполнения следующих видов работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проводился на основе лингвистического анализа текстов. Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.

Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и охарактеризовать у учащегося уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется путём вычитания из общего количества допущенных ошибок, числа ошибок, найденных и правильно исправленных учеником. Аналогично оцениваются все виды выполняемых письменных работ: диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов.

Все обнаруженные ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии в письменных работах подробно анализируются только ошибки первой группы.

К дисграфическим ошибкам следует относить ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Данные ошибки делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения:

1. Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков (звонкие и глухие согласные, включая их мягкие пары, твердые и мягкие согласные).

2. Оптические ошибки.

3. Моторные ошибки.

4. Зрительно-моторные ошибки.

5. Зрительно-пространственные ошибки.

6. Ошибки звукового анализа и синтеза.

Специфика данной методики:

одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения детям дважды. Учащиеся выполняют их как в конце учебного года, так и в начале следующего года при переходе в следующий класс. Материал, используемый для обследования в конце 1 класса, дается еще раз в начале 2 класса; материал, используемый для обследования в конце 2 класса, дается детям еще раз в начале 3 класса


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.266 с.