Поём Высоцкого   В   «афгане» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поём Высоцкого   В   «афгане»

2022-09-15 22
Поём Высоцкого   В   «афгане» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЁМ ВЫСОЦКОГО   В   «АФГАНЕ»

- 2 -

             Уже не в первый раз в клубе «Афган» 25 января, в день рождения Владимира Высоцкого, которому в этом году исполнилось бы 84 года, проводятся музыкальные вечера, посвящённые его творчеству. На этих вечерах в формате «Открытый микрофон» все желающие могут исполнить свои любимые песни из репертуара Владимира Семёновича.

             Мы со Светланой стали посещать эти музыкальные вечера с 2020 года, об этом событии написал я заметку «Январские бардовские концерты», опубликованную в № 145 «Ветра странствий». В 2021 году из-за ковидных ограничений такой вечер не состоялся, а вот в этом году провести его удалось.

             Основными организаторами творческой встречи (так назвалось это меро-приятие в 2022 году) явились Николай Кабанов, любезно предоставивший помещение, и Андрей Ширшиков, который обзвонил потенциальных участников и составил программу музыкального вечера.

Общее фото после концерта

            Творческая встреча началась ровно в 19 часов. Небольшой уютный зал клуба был заполнен до отказа. Первым к микрофону вышел Ширшиков, он же был и ведущим вечера, представляя зрителям его участников – пензенских бардов. После Андрея все желающие спеть песни Высоцкого выходили в алфавитном порядке. Перечислю всех исполнителей с указанием спетых ими песен.

           Андрей Ширшиков (выходил на сцену два раз) – «Посвящение Высоцкому» (собственная песня Андрея), «Два судна», «Диалог у телевизора», «Дорога», «Парус», «Песня лётчика», «Моя цыганочка», «Если друг оказался вдруг» (завершающая песня вечера, которую он пел вместе с залом).

            Сергей Барехов (также выходил два раза) – «Звёзды», «Баллада об уходе в рай», «Поездка в город», «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную», «Песенка о сентиментальном боксёре (Удар, удар, ещё удар)».

- 3 -

           Александр Зверовщиков – «Как призывный набат прозвучали в ночи тяжело шаги», «Вершина».

          Андрей Мануйкин – «Белое безмолвие», «Холода, холода…».

          Александр Митрофанов – «Песенка о слухах», «Полководец с шеею короткой», «Когда во лесу дремучем».

          Максим Мокеев и Михаил Филатов – «Ну, вот исчезла дрожь в руках», «Лирическая (Здесь лапы у елей дрожат на весу)».

         Иван Николаенко – «За меня невеста отрыдает честно», «Он с киркой объехал весь Союз», «Передо мной любой факир - ну просто карлик».

         Алексей Урозаев – «Песня о погибшем лётчике».

          В творческой встрече также собирались принять участие Андрей Кузнецов и Дмитрий Миляйкин, но по разным причинам сделать этого им не удалось. Музыкальный вечер прошёл, что называется, на «одном дыхании», а после него была общая фотосессия участников и небольшой части зрителей.

          От себя хочу добавить, что во избежание забывания слов мне всё-таки надо в следующий раз петь со «шпаргалкой» на пюпитре, как это делали Ширшиков и Мокеев с Филатовым.

Александр Белов (Митрофанов).

Фото автора.

 Л и т е р а т у р н ы е с т р а н с т в и я

Посвящение В.Высоцкому

     Он вышел ростом и лицом.

     Он вышел много чем ещё.

     К примеру, вышел боком хамам и ханжам.

     Он вышел боком для лжецов,

     Для разномастных подлецов.

     Лез в свет он, не пугаясь остроты рожна.

     Он жил открыто для людей,

     Которых он любил сильней,

     Чем самого себя, отдав им дух и плоть.

     Да, он был грешен, но грешен

     Любой из нас. Вдвойне грешён,

     Кто позабыл, о чём нам завещал Господь.

     Господь нам рёк, что люди все

     Грешны. Все зачаты в грехе,

     Живут в грехе. Безгрешным может быть лишь Бог.

     Он завещал нам: Не суди –

     И сам не будешь ты судим

     За прегрешения, которые простил!

 

- 4 -

     И тот, который не стрелял,

     Не осуждал, а воспевал

     До хрипоты незлой, до одури, до смерти

     Жизнь ту, в которой можно жить,

     Спины не гнуть, прямым ходить,

     В которой можно быть любимым и любить.

     Он не допел, не докричал,

     Он обо всём не досказал,

     Ушёл, отдав на память песни и стихи.

     Ушёл... а здесь остался ты.

     Всё, что отдал он, сохрани.

     Всё сохрани в себе и всё всем раздари.

                                  Андрей Ширшиков.

**********************************************

Баллада о коротком счастье

(Баллада о двух погибших лебедях)

                       Трубят рога: "Скорей! Скорей!"                       И копошится свита.                       Душа у ловчих без затей,                           Из жил воловьих свита.                       Ну и забава у людей:                       Убить двух белых лебедей!                         И соколы помчались,                           У лучников намётан глаз.                          А эти лебеди как раз                          Сегодня повстречались.                       Она жила под солнцем там,                       Где синих звёзд без счёта,                       Куда под силу лебедям                       Высокого полёта.                       Вспари, едва крыла раскинь,                       В пустую трепетную синь.                         Скользи по божьим склонам                          В такую высь, куда и впредь                           Возможно будет залететь                           Лишь ангелам и стонам.                          Но он и там её настиг,                         И счастлив миг единый.                         Но только был тот яркий миг                          Их песней лебединой.                       Крылатым ангелам сродни                       К земле направились они,                       Опасная повадка,- 5 -                      Из-за кустов, как из-за стен,                      Следят охотники за тем,                      Чтоб счастье было кратко.                        Вот отирают пот со лба                        Виновники поверья:                         Сбылась последняя мольба -                         Остановись, мгновенье!                      Так пелся этот вечный стих.                      В той лебединой песне их,                      Счастливцев одночасье.                      Они упали вниз вдвоём,                      Так и оставшись на седьмом,                      На высшем небе счастья.                                                        Владимир Высоцкий, 1975г.
  Н а т е а т р а л ь н ы х п о д м о с т к а х

 

                                       БАЛЕТ  «ЩЕЛКУНЧИК»

               Накануне Рождества наша семья из пяти человек поехала в Бостон, я в то время был в гостях у сына в Америке. Добавилась Полин, мама Тони, а Тони - это жена моего сына. Полин прилетела из Питтсбурга на новогодние праздники. Приехав в Бостон и поставив машину в пятиэтажный паркинг, мы отправились пешком в Бостонский Дом оперы. Пройдя минут 15 по улицам города, Тони обнаружила, что в навигаторе она неправильно поставила цель. Чтобы не опоздать, пришлось вызывать такси. Пока шли пешком по чистым, мощённым красным кирпи-чом тротуарам, я заметил по пути в разных местах ночлежные места бездомных граждан США. В закутках между домами лежали одеяла и даже подушки. Бомжи в приличной одежде находились рядом. Ещё я заметил окурки от сигарет и двух курящих женщин около кафе, очевидно работниц кафе, потому что они были легко одеты. В Лексингтоне, это городок, где мы жили, такого я не замечал. Минут через пять подъехало жёлтое такси, и курчавый чёрный водитель подвёз нас к оперному театру через 20 минут.

              Бостонский Дом оперы находится почти в центре города. Это четырёхэтажное здание трапецевидное в плане нетрадиционной архитектуры - правая часть здания оформлена небольшими колоннами с арками наверху на двух верхних этажах, центральная часть представлена белой стеной с тремя большими окнами наверху, а левая часть состоит из высоких арочных окон на трёх верхних

- 6 -

этажах. Так как здание зажато почти со всех сторон пятидесятиэтажными небоскрёбами, оно совершенно не смотрится. Да и строилось оно в ХVIII веке изначально как Tеатр водевиля, который потом стал кинотеатром. И только в 1980 году после небольшого ремонта здание стало называться Бостонским оперным театром.

Бостонский Дом оперы

            Долгие годы здание находилось в неухоженном состоянии, так как владельцы не имели достаточных финансов. После очередной смены владельца мэр города Томас Менино с помощью сенатора Эдвара Кеннеди помог театру восстановиться, произвести реконструкцию здания, обновить и богато украсить интерьер. Летом 2004 года театр начал вновь работать постановкой «Король Лев». В настоящее время театром владеют два местных бизнесмена, а основными арендаторами стали «Бостонский балет» и компания «Бродвей» через Америку. В репертуаре Бостонского балета по традиции под Рождество ставят балет «Щелкунчик», так как в канун Рождества в 1816 году вышла повесть сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», а первая постановка балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского в 2-х актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам этой сказки была сделана 6 декабря 1892 года.

            Итак, мы вошли в холл театра, предъявили билеты стоимостью 98 долларов за каждого человека, а так как внуку было 8 лет, то ему скидка только 30 %. Мы вошли в огромный, высокий амфитеатр на 1500 мест. Места были по центру на

- 7 -

балконе, но сцена казалась маленькой. Перед началом представления по радио передали, что съёмка на видеокамеры и прочие гаджеты запрещена.

            Балет «Щелкунчик» я видел один раз в юности в Сталинабадском театре оперы и балета и поэтому содержание сюжета уже не помнил, а чтобы действие балета хорошо воспринимать, надо знать сюжет, что я и попытаюсь сделать для читателей.

             Действие происходит в доме советника медицины Штальбаума, где его дети – Фриц и Мари в Рождественский вечер получают от родителей подарки - целый отряд кукол, деревянного коня, книжки с картинками. А их крёстный отец подарил миниатюрный замок с золотыми башнями, по залам которого передвигались дамы и кавалеры, а самое главное — деревянного маленького человечка с уродливым лицом по имени Щелкунчик, потому что он щёлкал грецкие орехи, как семечки. Перед сном Мари подходит к шкафу, куда на ночь убирали игрушки и видит, что там идёт битва мышей во главе с их королём и отрядом кукол, возглавляемых Щелкунчиком. Мари пытается помочь куклам, но, споткнувшись, падает на пол и засыпает. Проснувшись в постели, она пытается рассказать родителям о ночном сражении, но те не верят, считая это бредом больной девочки. Крёстный отец принёс ей отремонтированного Щелкунчика и рассказал, что Щелкунчик был раньше добрым, благородным и красивым юношей, но по воле королевы мышей Мышильды он превратился в маленького урода. Чтобы вернуть свой перво-начальный облик, ему необходимо победить короля мышей и чтобы его полюбила Прекрасная Дама. Такой дамой становится Мари, получив от Щелкунчика трофеи побеждённого Мышиного короля, она вместе с ним совершает путешествие в волшебную страну и влюбляется в неказистого человечка. Выслушав от Мари такой рассказ, родители по-прежнему не верят ей, но появляется молодой человек – племянник крёстного отца и говорит, что он был раньше уродливым Щелкунчиком. В конце сказки Мари становится его невестой и на их свадьбе танцуют две тысячи нарядных кукол.

             Классические танцы балерин и балеронов поражают своим изяществом движений. Очень часто зал взрывается аплодисментами, когда артисты совершали долгие головокружительные вращения, красивые па. В балете классический танец чередуется с характерным танцем, в котором проявляется пластика человеческого тела без использования слов.

            Наш российский балет не менее профессионален, ведь не зря Юрий Визбор в одной из своих песен говорил: «А также в области балета мы впереди планеты всей». Балет «Щелкунчик» вошёл в репертуар Большого театра в Москве ещё в 1919 году, а с 1966 года началась ежегодная традиция ставить эту постановку 31 декабря. К тому же цены на билеты в Большом театре и в Государственном Кремлёвском Дворце в 10 раз ниже, чем в Бостонском Доме оперы, поэтому я желаю вам, мои друзья, ездить смотреть «Щелкунчика» не в Бостон, а в Москву.

                                          Восхищался искусством артистов балета Павел Камаев.

- 8 –

      Путешествие во времени     

На байдарках по реке Енисей

           В 1971 году группа туристов из Пензы совершила сплав по Енисею на байдарках. Отчёт о туристском походе 3-й категории сложности по маршруту город Кызыл — поселок Майна. Руководитель группы - Стрит Вячеславович Голубцов.

ОТЧЕТ о туристском походе на байдарках по реке Енисей (г. Кызыл — пос. Майна). Июль-август 1971 года.

Организация похода

           Поход 3-й категории сложности по р. Енисей был организован Пензенским клубом туристов и МК профсоюза ПНИЭИ. В число 10 участников похода вошли работники предприятий, учреждений и учебных заведений города‚ имевшие необходимый опыт водных путешествий. Поход был рассмотрен и разрешен МКК при Пензенском Облсовете по туризму.

           Разрешённый маршрут похода протяжённостью около 600 км предусматривал прохождение на байдарках участка р. Енисей от г. Кызыла до г. Абакана с радиальным выходом в горы в районе Саянской трубы. Фактически выполненный маршрут завершили в пос. Майна, проделав остальную часть пути на катере, т. к. участок реки ниже пос. Майна оказался малоинтересным для плавания на байдарках.

          Одной из особенностей похода было участие в нем в качестве члена экипажа одной из байдарок девятилетнего мальчика. Мальчик имел опыт участия в водных походах 1 и 2 категорий сложности /р. Сура, оз. Байкал/. При подготовке похода была поставлена цель выбрать маршрут, интересный для опытных участников путешествия, и включающий в себя только такие опасные и трудные /с точки зрения физической нагрузки/ участки, которые при необходимости можно обойти и не преодолевать их.

 

- 9 -

 

          Выбранный маршрут полностью отвечает этому требованию. Кроме того, маршрут привлекает своей, в некотором роде, уникальностью. Через несколько лет, после окончания строительства Саяно-Шушенской ГЭС, наиболее интересный участок маршрута — Саянская труба — будет полностью затоплен водохранилищем этой гидростанции.

           При подготовке к походу была использована следующая литература:

 

  1. Отчет Е. Юшманова «На байдарках по Саянам, Туве и Енисею», 1959 г., Московский клуб туристов, инв. № 1010.
  2. Отчет И. Скачко «О походе 5 категории сложности по Тувинской АССР», 1969 г., Московский клуб туристов, инв. № 1763.
  3. Е. Юшманов. «По Верхнему Енисею». «Турист», №9, 1968 г.
  4. С. Елаховский. По Енисею. Альманах «Туристские тропы», кн. 6, 1962 г.
  5. А. Н. Колесов. По Енисею. Путеводитель. Красноярск, 1971 г.

- 10 -

Доставка на маршрут

         Основная часть группы выехала из Пензы 24 июля поездом Киев-Владивосток. 27 июля сделали пересадку в Ачинске на поезд Красноярск-Абакан и 28 июля утром прибыли в г. Абакан.

         От вокзала отходят междугородные автобусы на Кызыл /5 рейсов ежедневно, начиная с 7 утра/, но, к сожалению, цивилизация достигла и этих мест, и взамен старых, добрых автобусов «ЛИАЗ» теперь линию обслуживают машины «Икарус-люкс» /в которые с вещами не пускают, а багажник у них, с точки зрения туриста-водника, до смешного мал: разрешается брать с собой один небольшой рюкзак.

         Большинство наших вещей осталось лежать на асфальте сиротливой горой. Для её отправки была ассигнована некоторая сумма и командирован в окрестности Володя Беляков на поиски шофёра с машиной. Недалеко от вокзала /справа/ есть большая автобаза, но, чтобы через неё отправить законным порядком груз, надо потратить около недели, чему мы были свидетелями. Поэтому все ищут «леваков»- таковы нынче порядки

в Абакане.

- 12 -

          К середине дня удалось отправить вещи и уехать остальным участникам похода: Таня и Виталик летели из Пензы самолётом через Москву, затратив на перелёт от Москвы каких-то 6 часов /вместо 4 суток у остальных!/. В связи с задержкой в Абакане им пришлось ехать ночным рейсом автобуса. Автобус идёт до Кызыла 12 часов, и ночью все страшно замёрзли, т. к. на перевалах и в горах выпал снег и был мороз, автобус почему-то не отапливался, а все теплые вещи уехали «левым» рейсом.

          Перед отъездом из Абакана встретили группу московских водников, возвращавшихся с маршрута по Каа-Хему. Они рассказали, что последние две недели по всей Туве шли проливные дожди. Вода в Енисее поднялась на несколько метров /такого подъема воды не наблюдалось с 1906 г/. Бешеное течение несёт коряги и всякий мусор, смыло переправы, затопило поселки. Населению помогают пограничные войска.

          В Кызыле, наконец, собралась вся группа. Это произошло рано утром 29 июля. Погода стоит отличная. Для нас, как по заказу, кончились дожди и ярко светило солнце. В небе стоит непрерывный гул: это кызыльский аэропорт доставляет на маршруты скопившихся за время непогоды туристов /сотни две/.

         В Кызыле на берегу Енисея есть Парк культуры и отдыха. Когда-то здесь был остров, но в протоку насыпали дамбу, образовался залив, проходящий недалеко от автовокзала. На берегу этого залива мы и расположились собирать байдарки.

Сорок Енисеев

- 14 -

         Скала расположена на правом берегу километров на 5 ниже посёлка Ийн-Тал. Она очень внушительно выглядит издалека, напоминая чёрные зубцы, врезающиеся в небо. Со скалы вид тоже очень живописный — открывается панорама дальних гор, бесчисленных проток и излучин Улуг-Хема. Не зря его здесь называют «Сорок Енисеев». На скале обнаружили цветущий багульник и заросли колючего вкусного крыжовника.

        Через 5-6 часов плавания достигли ещё более величественной и живописной скалы на левом берегу; подняться на самый верх скалы у нас не было времени, полазили по её отрогам.

        Проплыв посёлок Шагонар, встретили справа невысокую скалу, после которой у правого берега сильное обратное течение. Здесь мы впервые увидели знаменитые водовороты «круги», правда, пока небольшие.

        Самих посёлков, как правило, с воды видно не бывает, они расположены или не на самом берегу, или в протоке, куда не догадаешься пойти. При необходимости поселки надо специально искать, ориентируясь по карте и створным знакам.

        Створные знаки — белые квадраты на деревянных столбах, устанавливаемые на берегу. Если плывёшь на знак, значит, идёшь фарватером, доплыв до одного из знаков, надо искать следующий. Это обычно просто — знаки на тувинском участке реки поддерживаются в хорошем состоянии.

        Если же хочется «уйти от людей» — по знакам ходят моторки и даже буксиры, — то надо свернуть в любую боковую протоку и можно по ней крутиться целый день. Ширина проток иногда довольно большая, метров 100-200, в них держатся утки, цапли и другая живность. Люди в них бывают, по-видимому, не очень часто.

 

         Одна из ночёвок у нас была в 7-10 км выше посёлка Чаа-Холь на левом берегу большой протоки. Как оказалось, мы остановились на обширном острове, в середине которого находится довольно большое озеро с утками и относительно тёплой водой /около 18-20°/. В Улуг-Хеме температура воды обычно не превышала 13-15°. Сам остров очень чистый и приятный: вода нанесла на него песчаные косы, которые уже начали зарастать травой. На песке много следов диких коз. В реке хорошо клюют ельцы.

         Плавание по Тувинской котловине у нас оставило очень приятное воспоминание — отличная погода, разнообразный пейзаж, быстрая река. Поэтому отношение к этому участку, как к неизбежному злу на маршруте, которое надо поскорее проскочить, неверно. Там можно очень приятно и интересно провести время.

        Через час плавания после посёлка Чаа-Холь все «сорок Енисеев» сливаются в один, и его серая лента врезается в горы — начинается Саянская труба. Первые километры река течёт, обрамлённая скалами, берега высокие. Их то и дело пересекают долины, напротив которых в реку вдаются конусы выноса текущих по долинам ручьёв.

- 15 -

         Почти у каждого ручья, в каждом распадке расположены летники – юрты тувинцев, а на скалах видны пасущиеся стада овец. Течение быстрое, ровное, спокойное. Во время высадки на берег обратили внимание, что в недавнее половодье подъём воды здесь был заметно выше, чем на равнине — более 4 м — русло сжато горами.

 

         Примерно через час после входа в трубу встретили галечный остров, после которого слева горы расходятся, пропуская крупный приток Енисея – р. Хемчик. В его устье мы остановились на обед, во время которого к нам подплыла группа студентов МАИ на 5-ти байдарках. Они спускались по рекам Алаш и Хемчик. От порогов Алаша осталась много впечатлений. Удивительно только, почему у них там оказалась бедная рыбалка.

         Так закончился для нас Улуг-Хем — Великая река.

В Саянской трубе

- 16 -

        После входа в трубу Енисей выглядит очень мрачно. Непривычно сокращён горизонт, голые высокие горы, стального цвета река. После Хемчика мрачный вид пейзажа ещё усилился, а течение заметно ускорило свой бег.

        Через 15-20 минут после отплытия от Хемчика Енисей резко заворачивает влево, а потом почти сразу вправо. Перед вторым поворотом справа стоит невысокая и‚ на первый взгляд, безобидная скала.

        Однако за ней обращают на себя внимание какие-то фонтанчики и брызги, вылетающие из, казалось бы, ровной поверхности воды. Когда первая байдарка подплыла ближе, то оказалось, что этот феномен обязан большим водоворотам, крутящимся после скалы по всей поверхности реки.

        Течение там довольно быстрое, и по сигналу опасности только последняя байдарка успела повернуть и пройти к левому берегу. Остальным волей-неволей пришлось знакомиться с водоворотом.

        После скалы возникают два мощных обратных течения, закручивающихся в противоположные стороны вдоль правого и левого берегов. В результате в реке образуется замысловатой формы средняя линия — «хребет», вода в которой на 20-30 см выше остального уровня реки, а по обе стороны от неё закручиваются водовороты.

Водовороты

        Интересно, что совершенно нельзя предвидеть, в какой момент и в каком месте возникнет водоворот, и поэтому уйти от него часто бывает невозможно. Диаметр водоворота обычно 2-3 метра, глубина воронки 0,5-0,8 м.

         Байдарка, проходя такой водоворот, обычно разрушает его, но сама при этом угрожающе ныряет в водяную яму так, что вода заливает деку. Если водовороту ничего не мешает, он живёт 2-3 минуты, а затем превращается в могучий вертикальный выброс воды, которая растекается во все стороны по поверхности реки с образованием водяного бугра.

         Попав по центру струи на «хребет», байдарка уже не сворачивает с него, а следует за всеми его извивами, иногда срезая крутые повороты и попадая в край водоворота. Издали кажется, что лодки привязаны друг и другу и идут по синусоиде.

        Последняя байдарка, угребшаяся к левому берегу, попала в обратное течение. Команда была вынуждена долго /около одного км/ выгребать против сильного течения, при этом порядочно отстав от остальных, прошедших по водоворотам.

        По мере приближения к реке Урбун Енисей всё ускоряет свой бег, и, наконец, появляются шиверы с участками стоячих волн. Наиболее высокая стоячая волна /порядка 0,5 м/ встречается вскоре после устья Урбуна.

        Урбун — быстрая горная речка, правый приток Енисея. Мы предполагали устроить на нём днёвку, но, увлечённые выбором пути среди стоячих волн‚ прозевали устье. Урбун впадает за невысокой скалой, которая не позволяет заранее увидеть устье, а, увидев его, нельзя сразу повернуть к берегу из-за стоячих волн и сложной обстановки /извилистый фарватер, вызванный каменистым островом сразу после устья Урбуна/. Об обратном подъёме к Урбуну не приходится и думать — очень сильное течение.

Днёвка

        На днёвку остановились в устье небольшого ручейка, впадающего в Енисей слева. Горы здесь по-прежнему голые, но на северных склонах и, особенно в долинах речек и ручьёв вроде нашего, начинает появляться тайга. Во время днёвки полазали по окрестным склонам, обследовали долину ручейка, половили рыбу – елец, хариус. Долина ручья оказалась довольно интересной. Местами ручей течёт в скалах, образуя водопады и «ванны» прозрачной холодной воды, где в жару хорошо искупаться. Видели остатки наледей.

- 17 -

         На склонах обнаружили несколько небольших пещер, служащих, судя по следам, убежищем для горных коз. Видели несколько больших /около метра длиной/ змей, по всей видимости, гадюк /по другим данным — ядовитый полоз/. Будучи растревожены, они громко шипят и активно защищаются. Но в обычных условиях стараются уйти с дороги.

         В лесу много белок, чёрных с белым брюшком. Одна из таких белок у нас на глазах переплыла Енисей, долго не могла отдышаться, сидя на прибрежных камнях. Потом влезла на тополь сушиться и приводить себя в порядок.

         Мы в Енисее тоже довольно регулярно купаемся. Главное, чтобы не унесло течением и не ударило об камень. Вода прохладная, и процедура купания обычно не затягивается. Очень приятно для купания и остановок использовать небольшие песчаные пляжики‚ часто встречающиеся между береговых скал.

          Через час после отплытия /встречаются небольшие шиверки/ слева в Енисей впадает р. Б. Уры — живописная горная река с прозрачной холодной водой. Все усилия наших рыбаков потерпели неудачу. Рыба тут ни на удочку, ни на спиннинг идти не хочет.

          После Б. Уры идёт несложная шивера, вскоре появляется р. М. Уры, а за ней над Енисеем с обеих сторон встают высокие живописные стены. Течение небыстрое, изобилует не очень сильными водоворотами. По реке проходит ярко выраженный «хребет», и все байдарки, как привязанные, следуют точно по нему.

- 18 -

        Через некоторое время горы вдруг расступаются и поднимаются. Это значит, что мы преодолели Хемчикский хребет, первый из хребтов на нашем пути, прорезанный Енисеем.

        На берегах часто видны летники, пасутся стада, сравнительно много людей на берегу. Ночевали на правом берегу в 3-ех км выше устья большого правого притока Енисея — р. Ус. После Уса вскоре горы опять обступили Енисей — начался главный Саянский хребет.

        В реку впадает много ручьёв, на карте отмечены из них только те, что можно назвать речками. В этом заметное отличие от начального участка трубы. Там было много сухих долин, «лишних» по сравнению с картой ручьёв не было.

        Мы намечали устроить очередную днёвку на р. Б. Тепсель, и‚ если возможно, подняться по ней до устья р. Погорелки. Но эти планы у нас опять провалились — сразу после впадения р. Б. Тепселя на Енисее довольно бодрая шивера со стоячей волной и воронками в конце. Нас затянуло туда, пристать не успели. Проходить шиверу надо ближе к левому берегу, а р. Б. Тепсель – справа.

        После этой шиверы русло Енисея расширено в виде круга диаметром, наверное, с километр. По-видимому, здесь сильно крутит обратное течение.

        Сама речка Б. Тепсель очень бурная, с крутым падением, так что если бы даже мы вовремя к ней пристали, то подняться по ней на байдарках нечего и думать.

        Днёвку решили не делать, а заночевали на ручье справа выше р. Таловки. На берегу обнаружили свежие следы медведя.

        Таловка — порядочная речка, порожистая, образует при впадении довольно большую галечную косу /что в этих местах бывает далеко не всегда/, долина у неё сравнительно широкая. От Таловки немного более 2 часов хода до Большого Порога.

Большой Порог

         К Большому Порогу мы приехали утром 7 августа. На разведку и прохождение порога ушел весь день, и даже немного не успели, т.к. под вечер собралась гроза. Надежная примета Порога — впадение реки Казырсук справа. Для разведки и обноса удобно приставать в бухте сразу после впадения этой реки /следует опасаться в ней подводных камней, которые совсем не видны из-за отсутствия течения/.

- 19 -

         От устья Казырсука Енисей поворачивает влево и сразу же – вправо. При правом повороте вся струя ударяется в скальную стенку левого берега /см. схему/. На 2/3 ширины реки /здесь её ширина не более 300 метров/ от левого берега идут косые отбойные валы высотой местами более 3 метров. Разогнавшись на пороге, вода образует затем стоячие волны по всей реке.

         Правый берег представляет собой каменную осыпь, сложенную из огромных /7-10 м/, беспорядочно наваленных камней. В воде у правого берега — две отчётливо видных гряды камней, одна — у входа в порог, другая — в его первой трети. Эти гряды допол-нительно оттесняют струю к левому берегу и дают свою систему стоячих волн, сильно затрудняющих манёвр в пороге.

         После каменной осыпи в правый берег вдаётся бухта, отделённая от основной струи островом. Бухта образована обратным течением после порога. В основной струе после порога стоячие волны сохраняются напротив острова и ниже на протяжении 1-1,5 км. Ниже порога струя подходит к правому берегу, который здесь на значительном протяжении /так же, как и левый берег/ представляет из себя скальную стенку, отделенную от воды грядой осыпавшихся с неё камней, на которые при большой необходимости можно высадиться. Высадку затрудняет сильная прибойная волна от порога. Идти пешком вдоль стенки можно, но с трудом /особенно после дождя плохо идти/. Важно, что всё, что проплывает Большой Порог, в конце концов приносит течением к правому берегу.

         От бухты в устье Казырсука к бухте ниже порога идет отличная автотракторная дорога, протяженность которой /и обноса, соответственно/ около полукилометра.

ПОЁМ ВЫСОЦКОГО   В   «АФГАНЕ»

- 2 -

             Уже не в первый раз в клубе «Афган» 25 января, в день рождения Владимира Высоцкого, которому в этом году исполнилось бы 84 года, проводятся музыкальные вечера, посвящённые его творчеству. На этих вечерах в формате «Открытый микрофон» все желающие могут исполнить свои любимые песни из репертуара Владимира Семёновича.

             Мы со Светланой стали посещать эти музыкальные вечера с 2020 года, об этом событии написал я заметку «Январские бардовские концерты», опубликованную в № 145 «Ветра странствий». В 2021 году из-за ковидных ограничений такой вечер не состоялся, а вот в этом году провести его удалось.

             Основными организаторами творческой встречи (так назвалось это меро-приятие в 2022 году) явились Николай Кабанов, любезно предоставивший помещение, и Андрей Ширшиков, который обзвонил потенциальных участников и составил программу музыкального вечера.

Общее фото после концерта

            Творческая встреча началась ровно в 19 часов. Небольшой уютный зал клуба был заполнен до отказа. Первым к микрофону вышел Ширшиков, он же был и ведущим вечера, представляя зрителям его участников – пензенских бардов. После Андрея все желающие спеть песни Высоцкого выходили в алфавитном порядке. Перечислю всех исполнителей с указанием спетых ими песен.

           Андрей Ширшиков (выходил на сцену два раз) – «Посвящение Высоцкому» (собственная песня Андрея), «Два судна», «Диалог у телевизора», «Дорога», «Парус», «Песня лётчика», «Моя цыганочка», «Если друг оказался вдруг» (завершающая песня вечера, которую он пел вместе с залом).

            Сергей Барехов (также выходил два раза) – «Звёзды», «Баллада об уходе в рай», «Поездка в город», «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную», «Песенка о сентиментальном боксёре (Удар, удар, ещё удар)».

- 3 -

           Александр Зверовщиков – «Как призывный набат прозвучали в ночи тяжело шаги», «Вершина».

          Андрей Мануйкин – «Белое безмолвие», «Холода, холода…».

          Александр Митрофанов – «Песенка о слухах», «Полководец с шеею короткой», «Когда во лесу дремучем».

          Максим Мокеев и Михаил Филатов – «Ну, вот исчезла дрожь в руках», «Лирическая (Здесь лапы у елей дрожат на весу)».

         Иван Николаенко – «За меня невеста отрыдает честно», «Он с киркой объехал весь Союз», «Передо мной любой факир - ну просто карлик».

         Алексей Урозаев – «Песня о погибшем лётчике».

          В творческой встрече также собирались принять участие Андрей Кузнецов и Дмитрий Миляйкин, но по разным причинам сделать этого им не удалось. Музыкальный вечер прошёл, что называется, на «одном дыхании», а после него была общая фотосессия участников и небольшой части зрителей.

          От себя хочу добавить, что во избежание забывания слов мне всё-таки надо в следующий раз петь со «шпаргалкой» на пюпитре, как это делали Ширшиков и Мокеев с Филатовым.

Александр Белов (Митрофанов).

Фото автора.

 Л и т е р а т у р н ы е с т р а н с т в и я

Посвящение В.Высоцкому

     Он вышел ростом и лицом.

     Он вышел много чем ещё.

     К примеру, вышел боком хамам и ханжам.

     Он вышел боком для лжецов,

     Для разномастных подлецов.

     Лез в свет он, не пугаясь остроты рожна.

     Он жил открыто для людей,

     Которых он любил сильней,

     Чем самого себя, отдав им дух и плоть.

     Да, он был грешен, но грешен

     Любой из нас. Вдвойне грешён,

     Кто позабыл, о чём нам завещал Господь.

     Господь нам рёк, что люди все

     Грешны. Все зачаты в грехе,

     Живут в грехе. Безгрешным может быть лишь Бог.

     Он завещал нам: Не суди –

     И сам не будешь ты судим

     За прегрешения, которые простил!

 

- 4 -

     И тот, который не стрелял,

     Не осуждал, а воспевал

     До хрипоты незлой, до одури, до смерти

     Жизнь ту, в которой можно жить,

     Спины не гнуть, прямым ходить,

     В которой можно быть любимым и любить.

     Он не допел, не докричал,

     Он обо всём не досказал,

     Ушёл, отдав на память песни и стихи.

     Ушёл... а здесь


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.