Формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста

2022-09-15 21
Формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выполнила

Студентка 6-го курса

заочной формы обучения

Демихова Надежда Игоревна

________________________

С пециальность:

Педагогика и методика

дошкольного образования

Научный руководитель:

Морева Наталья Александровна

                                            д-р. пед. наук, профессор

                                                           кафедры дошкольной педагогики

          ________________________

(подпись руководителя)

Рецензент:

Дмитриев Юрий Александрович д-р пед. наук, профессор

кафедры дошкольной педагогики

 

Допущена к защите

И.о. зав кафедрой дошкольной педагогики _____________ Т.И. Ерофеева

«….» ………………………………………2010 г

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ …………………………………………… 7

1.1 Сущностная характеристика этики какнауки о морали…………………7

1.2 Особенности формирования этики поведения в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………….21

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИКИ ПОВЕДЕНИЯ …………………………………………………………………..37

2.1 Выявление уровня этических представлений у старших дошкольников……………………………………………………………………39

2.2 Содержание работы по формированию этики поведения у детей старшей группы…………………………………………………………………………….46

2.3. Оценка эффективности апробированной методики формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………..56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….64

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..70

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность исследования. В современный период Россия переживает глубокий кризис в экономической, политической, социальной и духовной сфере. В связи с этим возрастает значимость нравственно-этического воспитания подрастающего поколения, усиливается потребность в личностно-ориентированном воспитании, актуальной становится задача поиска эффективных  воспитательных средств, направленных на закрепление в сознании детей и подростков основных правил этики поведения.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям формирования этики поведения: это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами.

Этика поведения - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Этика поведения - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к самому себе, и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных образовательных  учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков этики поведения.

В связи с этим проблема формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой зависит от сформированности этических правил и умения пользоваться этими правилами в повседневной жизни, а именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для закладки основного фундамента нравственности личности.

Большое количество исследований, посвященных проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения, и в частности, дошкольников, воспитания у них культуры поведения, гуманного, бережного отношения к животным, выполнения этикетных правил поведения, говорят о серьезном подходе к решению этих проблем и степени их разработки.

Так, например, работы Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнова, А.П. Скрипник, Ю.А. Шнейдер и др. посвящены раскрытию теоретических основ этики как науки о морали.

Р.С. Буре, С.А. Козлова, Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская и др. поднимают вопросы нравственного воспитания дошкольников.

В исследованиях В.И. Логиновой, С.В. Петериной, М.А. Саморуковой и др. раскрываются теоретико-методические аспекты воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.  

И.Н.Курочкина дает рекомендации по формированию у старших дошкольников этикетных правил.

Однако теоретический анализ исследуемой проблемы обозначил следующее п ротиворечие:  между достаточно хорошо разработанной теоретико-методологической базой формирования культуры поведения дошкольников и отсутствием целенаправленной работы по формированию этики поведения, как одного из центральных ее компонентов, в дошкольных образовательных учреждениях.

Проблема исследования: Каковы условия формирования этики поведения у старших дошкольников.

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: этика поведениядетей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование этики поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если:

· воспитатель проводит систематические занятия с детьми, позволяющие им в интересной форме усвоить основные правила этики поведения;

· в повседневной жизни детей закрепление сформированных правил этики поведения происходит посредством  их участия в играх-упражнениях;

· соблюдается единство требований по формированию этики поведения у детей со стороны ДОУ и семьи, которое достигается благодаря целенаправленному консультированию родителей;

· в качестве средства формирования этики поведения используется художественная литература.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования этики поведения у старших дошкольников.

2. Выявить уровень сформированности этических представлений у  детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать содержание работы по формированию этики поведения у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ и изучение передового педагогического опыта по проблемы исследования; обобщение личного педагогического опыта автора по заявленной проблеме; наблюдение, беседа, анкетирование, экспресс-опрос, тестирование.  

База исследования: ГОУ ЦРР – детский сад № 2593 г. Москвы

Практическая значимость исследования.   Результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками в дошкольных образовательных учреждениях, на учебных по курсу «Дошкольной педагогики» со студентами колледжей и вузов.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.