Недревесные ресурсы леса с основами — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Недревесные ресурсы леса с основами

2022-09-12 46
Недревесные ресурсы леса с основами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НЕДРЕВЕСНЫЕ РЕСУРСЫ ЛЕСА С ОСНОВАМИ

ПЧЕЛОВОДСТВА И РЫБОВОДСТВА

Типовая учебная программа по учебной дисциплине

 для специальности

 

1-89 02 02 Туризм и природопользование

 

СОГЛАСОВАНО:   Заместитель Министра лесного хозяйства Республики Беларусь _________________ Л.Ю. Демьяник ___________________   СОГЛАСОВАНО:   Начальник Управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь ___________________С.И. Романюк _________________
СОГЛАСОВАНО:   Председатель Учебно-методического объединения по образованию в области природопользования и лесного хозяйства __________________ И.М. Жарский ___________________   СОГЛАСОВАНО:   Проректор по научно-методической работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ___________________И.В. Титович ___________________  
  Эксперт-нормоконтролер ___________________ ___________________

 

 

Минск 201__


Составители:

Каплич В. М., заведующий кафедрой туризма и природопользования учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет, доктор биологических наук, профессор;

Звягинцев В. Б., заведующий кафедрой лесозащиты и древесиноведения учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет, кандидат биологических наук, доцент;

Ковбаса Н. П., доцент кафедры лесозащиты и древесиноведения учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет, кандидат биологических наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра зоологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»;

Ризевский В. К., заведующий лабораторией ихтиологии Государственного научно-производственного объединения «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам», кандидат биологических наук         

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой туризма и природопользования учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № 7 от 16 февраля 2015 г.);

Учебно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № ___от_____201__ г.).

Научно-методическим советом учебно-методического объединения по образованию в области природопользования и лесного хозяйства (протокол № ___

от_______201___ г.)


Пояснительная записка

Актуальность изучения учебной дисциплины

«Недревесные ресурсы леса с основами пчеловодства и рыбоводства»

В Республике Беларусь имеются широкие возможности для развития экологического туризма, который важен для экологического образования и воспитания, способствует занятости населения, является дополнительным источником доходов организациям, например, лесного хозяйства при переходе отрасли на самоокупаемость.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в области туризма и природопользования будет неполной без освоения комплексной дисциплины «Недревесные ресурсы леса с основами пчеловодства и рыбоводства», которая включает три самостоятельных раздела «Недревесные ресурсы леса», «Основы пчеловодства» и «Основы рыбоводства».

Данная дисциплина опирается на такие специальные дисциплины, как  «Фаунистические ресурсы экологического туризма», «Флористические ресурсы экологического туризма», «Энтомология», полученные знания  будут использоваться в изучении дисциплины «Экология с основами энергосбережения».

Цель и задачи учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины «Недревесные ресурсы леса с основами пчеловодства и рыбоводства» является профессиональная подготовка специалистов по туризму и природопользованию в области недревесных ресурсов леса, пчеловодства и рыбоводства.

Задачи дисциплины состоят в изучении биологических, экологических особенностей ягодных, лекарственных растений, грибов, правил их заготовки и переработки, породного состава и жизнедеятельности пчелиной семьи, технологии ухода за пчелами и переработки продуктов пчеловодства, среды обитания, биологии, технологии разведения и любительского лова рыбы в водоемах и водотоках республики.

Требования к освоению учебной дисциплины

Студент в области туризма и природопользования должен знать:

– основные недревесные ресурсы леса, правила их учета и распределения;

–- биологию съедобных грибов, основных ягодных, плодовых и лекарственных растений, произрастающих в лесу;

– способы охраны и воспроизводства, технологию сбора и переработки пищевых недревесных ресурсов леса;

– биологию пчелиной семьи, приемы ухода за пчелами;

– способы заготовки и применение продуктов пчеловодства;

– наиболее распространенные и вредоносные болезни пчел, способы их профилактики;

– особенности биологии и среды обитания рыб, основные приемы выращивания промысловой рыбы, наиболее распространенные болезни рыб и способы их профилактики;

– правила, способы любительского и спортивного лова рыбы;

 

уметь:

– различать съедобные, ядовитые лесные растения и грибы, правильно их заготавливать и использовать;

– проводить осмотр улья, определять силу пчелиной семьи, уметь дифференцировать основные заболевания пчел;

– определять виды рыб, распространенных в Беларуси с изъятием и без изъятия из водоема;

– проводить оценку рыбоводного, эстетического и рекреационного потенциала водоемов, их кормности и продуктивности;

– организовывать использование недревесных ресурсов леса, пчеловодства и рыбоводства в экологическом туризме;

владеть:

– методиками определения (прогнозирования) урожайности основных лесных ягодных растений и съедобных грибов;

– навыками организации туристических маршрутов по местам произрастания лекарственных растений, грибов, ягод;

– навыками составления пчеловодного календаря и диагностики заболеваний пчел;

– методиками определения возраста рыб и диагностики их заболеваний;

– навыками организации массовых рыболовных мероприятий и туристических туров.

 

Студент должен владеть следующими компетенциями:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

ПК-4. Организовывать и обеспечивать разработку программ туристических маршрутов.

ПК-11. Разрабатывать планы обустройства и создавать объекты экологического и охотничьего туризма с учетом их функционального назначения.

ПК-12. Организовывать встречу и отправление туристических групп, сопровождение их на маршрутах.

ПК-13. Организовывать проведение туристических мероприятий в природных экосистемах с использованием фото- и видеосъемок натурных объектов.

ПК-23. Принимать меры по обеспечению безопасности туристов в период путешествия, предоставлению страховых услуг участникам тура.

ПК-24. Предусматривать надежные способы связи туристов со спасательными службами, медицинскими учреждениями, органами охраны правопорядка.

ПК-33. Работать с научной, нормативно-справочной и специальной литературой.

ПК-34. Осуществлять выбор оптимального варианта проведения научно-исследовательских работ.

В процессе обучения рекомендуется использовать микропрепараты, иллюстрации и слайды в соответствии с тематикой занятий, а лекции, лабораторные и практические занятия – проводить в специализированных аудиториях, имеющих необходимые средства обучения.

Согласно образовательному стандарту, объем дисциплины составляет 172 часа, в том числе 102 часа аудиторных занятий. Примерное распределение по видам занятий следующее: лекций – 52 часа, лабораторных занятий – 34 часа, практических занятий – 16 часов.

Рекомендуется экзамен по окончанию изучения дисциплины.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

аудиторных занятий

лекции лабораторные практические всего

Всего

52 34 16 102              

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в предмет

История и возникновение понятия «недревесные ресурсы леса», их виды и значение. Общая характеристика побочного пользования лесов. Запасы пищевых продуктов в лесах Республики Беларусь. Учет и распределение недревесных ресурсов леса. Правила осуществления побочного пользования в лесах Беларуси. Контроль за соблюдением правил осуществления побочного лесопользования.

Лесные кормовые угодья

Понятие о кормовых угодьях. Естественные и искусственные кормовые угодья. Классификация, кормовая производительность лесных пастбищ и сенокосов, ее зависимость от полноты и породного состава насаждений. Недостатки лесных пастбищ и сенокосов. Отрицательное воздействие неумеренной пастьбы скота на лесной биоценоз. Правила выпаса скота в лесах. Регулирование пастьбы скота. Повышение продуктивности лесных пастбищ и сенокосов путем их поверхностного и коренного улучшения.

Плантационное разведение плодовых, ягодных растений и

Введение в предмет

История развития бортничества, колодного и рамочного пчеловодства. История развития пчеловодства в Беларуси. Географическое распространение пчеловодства. Изобретатели в области пчеловодства. Международные организации пчеловодов.

Виды и породы пчел

Состав пчелиной семьи. Виды и породы пчел на различных континентах, особенности формирования их морфологических признаков. Породы пчел в Беларуси, их продуктивность и зимостойкость. Селекционная и племенная работа в пчеловодстве.

 

Состав пчелиной семьи

Пчелиная матка, ее развитие и роль в пчелиной семье, морфологические особенности. Рабочая пчела, ее развитие и предназначение в пчелиной семье, морфологические особенности. Трутень, его развитие и роль в пчелиной семье, морфологические особенности.

 

Размножение пчелиных семей

Естественное роение пчел, причины, вызывающие естественное роение. Способы предупреждения роения. Искусственное размножение пчелиных семей, простые и сборные отводки. Вывод пчелиных маток с переносом и без переноса личинок.

 

Уход за пчелами

Необходимость ухода за пчелами, качество и длительность проведения осмотра пчел. Уход за пчелами весной. Уход за пчелами летом. Подготовка пчелиной семьи к зимовке, способы сборки пчелиного гнезда на зиму. Слежение за состоянием пчелиной семьи зимой.

 

Продукты пчеловодства

Пчелиный мед: состав, качественные показатели, виды, откачка и хранение. Пчелиный воск: состав, применение, переработка и хранение воскосырья. Прополис: состав, назначение в пчелиной семье, применение, заготовка. Пыльца и перга: значение для пчелиной семьи, состав, заготовка, хранение и применение. Пчелиный яд: состав, получение и хранение, меры безопасности при заготовке пчелиного яда. Маточное молочко: назначение в пчелиной семье, состав и свойства, получение и использование.

 

Болезни и вредители пчел

Инфекционные болезни. Инвазионные болезни. Незаразные болезни. Вредители пчел.

 

Введение в предмет

История рыболовства и рыбоводства. Виды и способы разведения рыбы и рыболовства. Значение рыболовства и рыбоводства в народном хозяйстве мира и в Беларуси. Направления развития отрасли.

Классификация рыб

Систематика рыб. Представители аборигенной ихтиофауны, имеющие важное значение для промыслового и любительского рыболовства (линь, карась, лещ, густера, язь, плотва, красноперка, голавль, сом, щука, окунь, судак, налим, угорь). Перспективные интродуценты (карп, толстолобики, белый амур, черный амур, лососевые, осетровые, сиговые). Редкие и исчезающие виды (включенные в Красную Книгу Республики Беларусь). Инвазивные виды рыб.

Морфология и анатомия рыб

Форма тела рыб, внешнее строение. Внутреннее строение: скелет, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная и нервная системы. Органы чувств.

Экология и биология рыб

Окраска рыб. Отношение рыб к свету, звуку. Влияние физических свойств и химического состава воды на рост и развитие рыб. Деление рыб по требовательности к содержанию кислорода в воде, солености, проточности, кислотности. Взаимоотношения рыб. Размножение и способы откладки икры. Деление рыб на группы в зависимости от темпов роста и продуктивности. Миграции и зимовка рыб.

Питание рыб

Классификация рыб по способам питания. Виды естественных кормов (зоопланктон, фитопланктон, бентос, водоросли, высшие водные растения, рыба, насекомые, земноводные). Рыбопродуктивность водоемов разных типов. Пути повышения естественной продуктивности водоемов. Кормление рыб искусственными кормами.

Болезни рыб

Биотические факторы снижения рыбных запасов. Основные болезни рыб, их вредоносность и распространенность. Способы повышения иммунитета рыб, профилактика инфекционных заболеваний.

 

РАЗДЕЛ II

 

1. Морфология, анатомия и физиология пчелы.

2. Ульи и пчеловодный инвентарь.

3. Технологические приемы содержания пчел.

4. Расположение корма, расплода и маточников в улье и на рамках.

5. Продукты пчеловодства.

6. Болезни пчел.

7. Вредители пчел

РАЗДЕЛ III

1. Морфология, анатомия и физиология рыб.

2. Питание рыб.

3. Болезни рыб.

4. Биология и выращивание раков.

5. Промысловое, спортивное и любительское рыболовство.

 


УЧЕБНАЯ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

Целью учебной практики по недревесным ресурсам леса с основами пчеловодства и рыбоводства является закрепление теоретических знаний по данной дисциплине.

В течение практики бригады студентов по 5–7 человек выполняют следующие виды работ:

1) освоение глазомерного и детального метода учета и прогноза урожая дикорастущих ягодников;

2) закладка пробных площадей в березняках и расчет основных экономико-технологических показателей по заготовке березового сока;

3) сбор и определение лекарственных растений;

4) подбор объектов для экологического туризма;

5) ознакомление с технологией производства вощины, переработкой воскосырья, изготовлением ульев разной конструкции;

6) овладение основными приемами осмотра пчелиных семей с оценкой их состояния, изучение летной деятельности пчел на пасеке, выявление основных медоносов с оценкой их медопродуктивности;

7) тренировка в оценке рыбоводного, эстетического и рекреационного потенциала естественных лесных водоемов, их кормности и продуктивности;

8) отработка методов идентификации видовой принадлежности рыб с изъятием и без изъятия из водоема;

9) освоение различных видов любительского и традиционного рыболовства;

10) изучение современных подходов к лову рыбы, новых снастей и методов их применения.

Итогом практики является оформление и защита отчета по учебной практике.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НЕДРЕВЕСНЫЕ РЕСУРСЫ ЛЕСА С ОСНОВАМИ

ПЧЕЛОВОДСТВА И РЫБОВОДСТВА

Типовая учебная программа по учебной дисциплине

 для специальности

 

1-89 02 02 Туризм и природопользование

 

СОГЛАСОВАНО:   Заместитель Министра лесного хозяйства Республики Беларусь _________________ Л.Ю. Демьяник ___________________   СОГЛАСОВАНО:   Начальник Управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь ___________________С.И. Романюк _________________
СОГЛАСОВАНО:   Председатель Учебно-методического объединения по образованию в области природопользования и лесного хозяйства __________________ И.М. Жарский ___________________   СОГЛАСОВАНО:   Проректор по научно-методической работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ___________________И.В. Титович ___________________  
  Эксперт-нормоконтролер ___________________ ___________________

 

 

Минск 201__


Составители:

Каплич В. М., заведующий кафедрой туризма и природопользования учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет, доктор биологических наук, профессор;

Звягинцев В. Б., заведующий кафедрой лесозащиты и древесиноведения учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет, кандидат биологических наук, доцент;

Ковбаса Н. П., доцент кафедры лесозащиты и древесиноведения учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет, кандидат биологических наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра зоологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»;

Ризевский В. К., заведующий лабораторией ихтиологии Государственного научно-производственного объединения «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам», кандидат биологических наук         

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой туризма и природопользования учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № 7 от 16 февраля 2015 г.);

Учебно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № ___от_____201__ г.).

Научно-методическим советом учебно-методического объединения по образованию в области природопользования и лесного хозяйства (протокол № ___

от_______201___ г.)


Пояснительная записка

Актуальность изучения учебной дисциплины

«Недревесные ресурсы леса с основами пчеловодства и рыбоводства»

В Республике Беларусь имеются широкие возможности для развития экологического туризма, который важен для экологического образования и воспитания, способствует занятости населения, является дополнительным источником доходов организациям, например, лесного хозяйства при переходе отрасли на самоокупаемость.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в области туризма и природопользования будет неполной без освоения комплексной дисциплины «Недревесные ресурсы леса с основами пчеловодства и рыбоводства», которая включает три самостоятельных раздела «Недревесные ресурсы леса», «Основы пчеловодства» и «Основы рыбоводства».

Данная дисциплина опирается на такие специальные дисциплины, как  «Фаунистические ресурсы экологического туризма», «Флористические ресурсы экологического туризма», «Энтомология», полученные знания  будут использоваться в изучении дисциплины «Экология с основами энергосбережения».

Цель и задачи учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины «Недревесные ресурсы леса с основами пчеловодства и рыбоводства» является профессиональная подготовка специалистов по туризму и природопользованию в области недревесных ресурсов леса, пчеловодства и рыбоводства.

Задачи дисциплины состоят в изучении биологических, экологических особенностей ягодных, лекарственных растений, грибов, правил их заготовки и переработки, породного состава и жизнедеятельности пчелиной семьи, технологии ухода за пчелами и переработки продуктов пчеловодства, среды обитания, биологии, технологии разведения и любительского лова рыбы в водоемах и водотоках республики.

Требования к освоению учебной дисциплины

Студент в области туризма и природопользования должен знать:

– основные недревесные ресурсы леса, правила их учета и распределения;

–- биологию съедобных грибов, основных ягодных, плодовых и лекарственных растений, произрастающих в лесу;

– способы охраны и воспроизводства, технологию сбора и переработки пищевых недревесных ресурсов леса;

– биологию пчелиной семьи, приемы ухода за пчелами;

– способы заготовки и применение продуктов пчеловодства;

– наиболее распространенные и вредоносные болезни пчел, способы их профилактики;

– особенности биологии и среды обитания рыб, основные приемы выращивания промысловой рыбы, наиболее распространенные болезни рыб и способы их профилактики;

– правила, способы любительского и спортивного лова рыбы;

 

уметь:

– различать съедобные, ядовитые лесные растения и грибы, правильно их заготавливать и использовать;

– проводить осмотр улья, определять силу пчелиной семьи, уметь дифференцировать основные заболевания пчел;

– определять виды рыб, распространенных в Беларуси с изъятием и без изъятия из водоема;

– проводить оценку рыбоводного, эстетического и рекреационного потенциала водоемов, их кормности и продуктивности;

– организовывать использование недревесных ресурсов леса, пчеловодства и рыбоводства в экологическом туризме;

владеть:

– методиками определения (прогнозирования) урожайности основных лесных ягодных растений и съедобных грибов;

– навыками организации туристических маршрутов по местам произрастания лекарственных растений, грибов, ягод;

– навыками составления пчеловодного календаря и диагностики заболеваний пчел;

– методиками определения возраста рыб и диагностики их заболеваний;

– навыками организации массовых рыболовных мероприятий и туристических туров.

 

Студент должен владеть следующими компетенциями:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

ПК-4. Организовывать и обеспечивать разработку программ туристических маршрутов.

ПК-11. Разрабатывать планы обустройства и создавать объекты экологического и охотничьего туризма с учетом их функционального назначения.

ПК-12. Организовывать встречу и отправление туристических групп, сопровождение их на маршрутах.

ПК-13. Организовывать проведение туристических мероприятий в природных экосистемах с использованием фото- и видеосъемок натурных объектов.

ПК-23. Принимать меры по обеспечению безопасности туристов в период путешествия, предоставлению страховых услуг участникам тура.

ПК-24. Предусматривать надежные способы связи туристов со спасательными службами, медицинскими учреждениями, органами охраны правопорядка.

ПК-33. Работать с научной, нормативно-справочной и специальной литературой.

ПК-34. Осуществлять выбор оптимального варианта проведения научно-исследовательских работ.

В процессе обучения рекомендуется использовать микропрепараты, иллюстрации и слайды в соответствии с тематикой занятий, а лекции, лабораторные и практические занятия – проводить в специализированных аудиториях, имеющих необходимые средства обучения.

Согласно образовательному стандарту, объем дисциплины составляет 172 часа, в том числе 102 часа аудиторных занятий. Примерное распределение по видам занятий следующее: лекций – 52 часа, лабораторных занятий – 34 часа, практических занятий – 16 часов.

Рекомендуется экзамен по окончанию изучения дисциплины.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

аудиторных занятий

лекции лабораторные практические всего

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.