Развития коммуникативных навыков — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Развития коммуникативных навыков

2022-09-12 36
Развития коммуникативных навыков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТРЕНИНГ

Развития коммуникативных навыков

Для учащихся первых классов

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

Во второй четверти

 

Автор-составитель:

                                                                                                          педагог-психолог

МБОУ Шугурской СОШ

                                                                                                         Н.В. Марьинских.

 

 

ХМАО, Кондинский район, д. Шугур – 2012 год

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

Тренинг развития коммуникативных навыков

для учащихся первых классов

Цель: Этот тренинг необходим во время адаптационного периода  первоклассников, для которых проблемы адаптации и развития коммуникативных навыков чрезвычайно значимы. Обязательно в каждом классе присутствуют дети с высоким уровнем тревожности при низком уровне коммуникации. Именно для таких детей придуманы приключения весёлых человечков.

 

Задачи:

1. Развитие общительности у детей с помощью выдуманного героя – нарисованного и сделанного человечка.

2. Развитие внимательности и уверенности.

3. Отработка навыка умения формулировать просьбы и собственные мысли, рефлексии происходящего.

 

Участники тренинга: дети с показателями высокого уровня тревожности и низкого коммуникативного уровня (из наблюдений учителя и родителей).

Количество занятий: десять занятий с использованием изобразительной терапии.

 

Время проведения: вторая четверть: в первые две недели после каникул по два занятия в неделю, а затем — по одному.

 

Продолжительность занятия — 30–40 минут.

 

Организованное пространство для проведения занятий: столы поставить таким образом, чтобы можно было работать всем вместе (можно их составить в круг) и появилось пространство для игры в общем круге (внутри столов).

 

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

Занятие по порядку Материалы для урока  
Первое «Знакомство» 1. Клубок ниток 2. Для каждого ученика: ·Прямоугольник и круг, вырезанные из бумаги; ·Клей-карандаш; ·Простой карандаш; ·Фломастеры; 3. Большая коробка из под обуви.
Второе «Наш дом» 1. Каждый ребёнок получает: · квадрат из плотной бумаги (размером 10х10 см); · карандаши; · фломастеры; · цветная бумага. 2. Лист ватмана.
Третье «День рождения» 1. Каждый ребёнок получает: ·Либо пластилин, либо глину, либо кусочек солёного теста. 2. Небольшой сделанный из фанеры столик.
Четвёртое «Обставим дом» 1. Большой фанерный лист, установленный на одной из парт. 2. Каждый ребёнок получает: ·заготовки из плотной бумаги для изготовления стула, стола и дивана; ·цветную бумагу для украшения поделок; ·ножницы; ·клей; ·цветную бумагу; ·цветные карандаши.
Пятое «Лес» 1. Каждый ребёнок получает: ·цветную бумагу; ·ножницы; ·клей; ·трафареты цветов и деревьев.
Шестое «Город» 1. На общем столе выложить виды родной деревни Шугура: · на фотографиях, · вырезки из газет и журналов с видами деревенских построек; · картон; · цветная бумага; · шишки; · сухие цветы и травинки. 2. Каждый ребёнок получает: · линейки; · простые карандаши; · ножницы; · клей.
Седьмое «Магазин» 1. На общем столе выложить: ·цветную бумагу; ·картон; ·простые карандаши; ·пластилин.
Восьмое «Транспорт» 1. На общем столе выложить: ·набор дидактических картинок «Транспорт»; ·картинки, изображающие транспорт в журналах и газетах; ·пустые спичечные коробки; ·спички без серы; ·пластилин; ·кусочки проволоки.
Девятое «На море» 1. Каждый ребёнок получает: ·белый лист бумаги для изготовления лодочки-оригами; ·цветной лист бумаги для изготовления рыбки-оригами; ·ножницы и кусочек пластилина для приклеивания рыбки на ватман; ·фломастер. 2. Лист ватмана, который окрашен в цвет морской волны.
Десятое «Прощальное» 1. На общем столе выложить: · большую миску, 5 средних мисок, одно большое блюдо; · скалку и три разделочные доски; · килограмм песочного печенья; · масло, какао, изюм, орехи; · чайные пары, ложечки, сахарницу, чайник, заварку, травы, бумажные салфетки, полотенце для рук.

ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО

Разминка

Упражнение «Добрый клубок»

Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы.

Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом слова приветствия ребёнку, стоящему слева.

ЗАНЯТИЕ 2. НАШ ДОМ

Разминка

Упражнение «Сделай, как я»

Цель: создание положительного настроения, повышение сплоченности группы.

Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего попеременно выступает каждый ребёнок.

Упражнение «Мне нравится...»

Цель: создание атмосферы принятия, понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-либо по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребёнке (глаза, прическа, одежда, поведение, черты характера и др.). Таким образом в центре круга должны побывать все желающие.

 

Основная часть

Упражнение «Все вместе»

Дети надевают на палец своего человечка и встают в круг. Все вместе поют песни, танцуют.

 

Прощание

 

Дети благодарят друг друга за совместную работу: все вместе построили такой красивый дом. Прощаются от имени своего человечка, подбирая для прощания необычно тёплые слова для всех участников группы.

ЗАНЯТИЕ 3. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Разминка

Упражнение «Ласковое имя»

Цель: развитие у участников чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.

Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится на его место.

Упражнение «Назови слово»

Цель: развитие познавательных процессов, формирование уверенности в себе.

Дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанную букву.

Основная часть

Угощение на день рождения

Цель: Развитие мышц рук, создание между участниками доверительных отношений.

Дети лепят из глины и пластилина угощение для дня рождения весёлых человечков (конфеты, торты, фрукты). Затем выставляют всё это на общий стол (небольшой сделанный из фанеры столик). Надевают своего человечка на палец и рассматривают угощение.

Концерт-экспромт

Цель: создание положительного эмоционального настроя, создание между участниками доверительных отношений.

Дети говорят весёлым человечкам-именинникам слова поздравления, читают стихи, поют песни. Каждое выступление поддерживается аплодисментами.

Прощание

Упражнение «Настроение»

Цель: создание между участниками доверительных отношений.

Дети встают в круг. По очереди они говорят, с чем можно сравнить их настроение. Затем прощаются друг с другом.

ЗАНЯТИЕ 4. ОБСТАВИМ ДОМ

Разминка

Упражнение «Зеркало»

Цель: формирование желания общаться, быть активными.

Дети разбиваются на пары. Один показывает разные выражения лица, а другой повторяет. Затем меняются ролями.

Основная часть

ЗАНЯТИЕ 5. ЛЕС

Разминка

Упражнение «Комплимент»

Цель: формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.

Дети стоят в круге. Приветствуют друг друга и говорят что-нибудь приятное любому участнику группы. Если кто-то из детей не получил комплимент, то психолог говорит его сам или просит об этом детей.

Упражнение «Отгадай»

Дети садятся в круг, ведущий каждому по очереди кидает мяч. Поймавший мяч должен отгадать загадку о лесе: о животных, о деревьях, насекомых, цветах.

 


Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Лес)

 

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы —

Уши больше головы.

(Заяц)

 

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

 

Кто на елке на суку

Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку»?

(Кукушка)

 

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

(Ель)

 

Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

(Белка)

 

Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют.(Листья)

 

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

В деревне кур крадет.(Лиса)

 

Стоит в поле кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?(Береза)

 

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.(Медведь)

 

На полянке возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.(Муравейник)

 

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.(Дятел)


Основная часть

Создание леса

Цель: развитие мышц руки в процессе лепки и работы с ножницами, формирование умений, необходимых для совместной деятельности.

Дети получают цветную бумагу, ножницы, клей, трафареты цветов и деревьев. Участники должны договориться о том, что каждый из них будет изготавливать, для того чтобы в результате получился лес для весёлых человечков. Желающие лепят животных и размещают их в лесу – на большом фанерном листе.

Игра «Прогулка в лес»

Дети надевают на палец своего человечка и встают в шеренгу. Они должны одновременно выполнить команды:

· обогнуть озеро;

· пробраться через дремучий лес;

· спрятаться от диких животных;

· перепрыгнуть через болотные кочки;

· пройти по узкой тропе и т.п.

Рефлексия

Дети укладывают или располагают человечков в их доме и рассказывают, что им самим понравилось на занятии. Предлагают, куда ещё можно совершить путешествие с человечками (в следующий раз).

ЗАНЯТИЕ 6. ГОРОД

Разминка

Игра «Пылесос и пылинки»

Цель: развитие умения управлять своими движениями, подчинять их команде ведущего.

Дети представляют, что они пылинки. Заработал пылесос, и пылинки закружились. Пылесос выключили, и пылинки остановились.

Основная часть

Коллаж «Моя деревня»

Цель: усвоение детьми знаний об истории родного села, о его памятных местах, воспитание чувства гордости за родную деревеньку, патриотизма.

У детей на столах находятся фотографии, вырезки из газет и журналов с видами Шугура, деревенских построек в селе и за его пределами, фотографий природы.

Вначале с детьми проводится беседа о том, где они любят бывать, какие памятные места и любимые места отдыха односельчан они знают. Ведущий может показать слайды с различными видами деревни. Затем детям предлагается вырезать из газет и журналов различные фрагменты сельских пейзажей и наклеить их на лист ватмана. Недостающие фрагменты (скамейки, клумбы, киоски, переходы, светофор) дети могут дорисовать или вырезать из цветной бумаги.

После этого они надевают на палец своих человечков и проводят с ними экскурсию по деревне. В роли экскурсоводов по желанию выступают сами дети.

Прощание

 

Дети прощаются друг с другом, высказывая пожелания о том, какие места в родном городе они хотели бы посетить в предстоящий выходной день.

ЗАНЯТИЕ 7. МАГАЗИН

Разминка

Упражнение «Ветер дует на...»

Цель: развитие у детей умения замечать особенности людей, называть их, устанавливать доверительные отношения с окружающими.

Дети сидят в круге, приветствуют друг друга. Ведущий предлагает игру. Ветер дует на того, кто... любит читать, любит мороженое, помогает маме... Если ребёнок узнал себя, то должен встать. Роль ведущего по очереди выполняют все дети.

Создание магазина

Цель: развитие у детей умения самостоятельно распределять обязанности, выбирать дело в соответствии со своими возможностями и способностями.

Ведущий. Весёлые человечки хотели бы отправиться в магазин. Им нужна одежда, продукты, игрушки.

Дети делятся на группы. Каждая выбирает, что она будет делать: рисовать и вырезать одежду, делать из цветной бумаги игрушки или лепить продукты.

ЗАНЯТИЕ 8. ТРАНСПОРТ

Разминка

ЗАНЯТИЕ 9. НА МОРЕ

Разминка

Упражнение «Волны»

Цель: создание положительного настроя.

Дети встают в круг. Ведущий спрашивает, как выглядит море в разную погоду. Дети изображают волны разной высоты, взявшись за руки. Например: море в спокойную погоду — дети присели, вытянули руки вперед и показывают колебательные движения пальцами. Море во время ветра... Море во время шторма...

Игра «Морские коньки»

Цель: развитие равновесия, создание радостного настроения от подвижных игр.

Дети изображают морских коньков, подгибая одну ногу, вытягивая руки вдоль туловища. Прыгая на одной ноге, надо толкать плечами других участников, чтобы заставить их встать на обе ноги.

Основная часть

ЗАНЯТИЕ 10. ПРОЩАЛЬНОЕ

Разминка

Упражнение «Тень»

Цель: развитие внимания, обогащение репертуара телесных ощущений.

Дети стоят парами, лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Один показывает движения, а другой их повторяет. Через некоторое время партнёры меняются ролями.

Упражнение «Хлопушки»

Цель: развитие умения передавать ритмический рисунок, создание весёлого настроения.

Ведущий хлопает в ладоши, остальные повторяют заданный им ритмический рисунок по кругу. Затем рисунок усложняется, и ритм ускоряется.

Основная часть

Чаепитие

Цель: закрепление умений быстро и с учётом интересов всех участников распределять обязанности, создание радостного настроения от совместного труда.

Детям объясняются этапы работы, и они выбирают дело для себя. Затем надевают фартуки и моют руки.

Этапы работы:

1. Размельчить печенье.

2. Перемешать размягченное масло и какао.

3. Вымыть изюм.

4. Размельчить орехи.

5. Перемешать все компоненты и скатать колбаски по числу участников.

Задание пятого этапа должен выполнять кто-либо из взрослых.

 

Дети моют руки. За чаепитием рассказывают, интересно ли им было путешествовать с весёлыми человечками, какие чувства у них возникают в день расставания с ними.

Расслабление

 

Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, слушают своё дыхание и дыхание соседа, ощущают прикосновение его руки. Формируется позитивное отношение к себе (я — хороший) и к другим (они — хорошие).

 

   

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Алексеенко О. Приключения весёлых человечков. // Школьный психолог. 2000. № 48.

ТРЕНИНГ

развития коммуникативных навыков

Для учащихся первых классов


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.