Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов

2022-09-01 28
Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 


а дальнейших ступенях развития человечества понятие о ма-


Í


гии, волшебстве и их характере совершенно изменяется; ма-

гия получает другое направление. Понятие о черной магии и


ее чудесах, о волшебстве и заклинаниях злых духов и отшедших душ


остается на долю толпы. Жрецы же, т. е. специалисты по магии, со-


вершенно иначе относятся к магии. Вместо дурацких, ни к чему не


ведущих заклинаний и бессмысленного, убийственного для жреца


колдовства, каста жрецов стала изучать астрономию, физику, меха-


нику, химию и т. п., и на этом новом поприще оказала блестящие


успехи. Труды на этом новом поприще, — на поприще белой или


естественной магии, насколько они дошли до нас, останутся незабвен-


ными для науки. Правда, что на первых порах было много таинст-


венного в магии через примесь астрологии, но с течением времени


эта таинственность весьма много ослабела. Этот, впрочем, недоста-


ток бледнеет перед теми открытиями, какие сделаны магиками в


этот период. Одно только в магиках ни чем не может быть оправ-


дано, — это отношение жрецов или магиков к массе, от которой они


тщательио скрывали все свои познания.


Мы видели значение жреца и его отношение к обществу — в до-


историческом состоянии общества. Совсем в другое отношение к об-


ществу становится он при дальнейшем развитии общества, когда


вместо фетишизма выступает на сцену религиозных убеждений бо-


готворенис светил и сил природы. Теперь божество нельзя, так ска-


зать, иметь под рукою, как фетиша. Нужно особенное знание и ис-


кусство отгадывать волю божества в течении светил и знамениях


сил природы. Для этого нужна целая наука, особая школа. И вот яв-


ляется класс людей с преимущественным, почти исключительным


назначением служить посредником между божеством и людьми.


Это посредничество взяло на себя сословие жрецов, занимавшееся


наблюдением светил и их отношения к судьбам людей, изучением


сил природы и гаданием о значении и смысле их знамений. И жре-


цы, как мы сказали, много успели на этом поприще. Даже Индий-


цы, которые на свою религию и науки смотрели, как на совершен-


нейшие, считали Египтян самыми искусными волшебниками1.


Сабеисты переносят свое божество от земли на небо, предпола-


гают божество в звездах, как самых блестящих явлениях природы,


видят в них особые самостоятельные божественные существа и при-


писывают им особенное магическое влияние на жизнь земли и ее

 


1


«Тысяча и одна ночь», ночь 507.

 

173


 


обитателей. Эти новые божества не то, что фетиши; они гораздо вы-


ше, дальше и недоступнее для человека: здесь выступает на сцену


звездная сила, явления которой, по сознанию Сабеистов, стоят в не-


обходимой связи с целой жизнью природы и в виде неизменного


закона, или рока, господствуют над самим человеком.


Все творение Сабеисты разделяли на круги, состоящие под особен-


ным влиянием звезд и каждому небесному телу приписывали осо-


бенную силу действия; так, солнцу приписывали сухость и теплоту,


луне — влажность, Меркурию — смешение тех и других свойств,


Сатурну — холод и засуху, Юпитеру — умеренную теплоту, Марсу —


жар, Венере — теплоту и влагу, и утверждали, что эти силы в част-


ных кругах жизни самым правильным образом производят извест-


ные явления и изменения жизни. По этим же свойствам солнце,


луна и земля считались благодетельными божествами, а Сатурн и


Марс зловредными, и т. п. Халдеи думали, что заклинаниями мож-


но вызывать души усопших и заставить их открывать живым буду-


щую их судьбу. Аравитяне думали, что душа во сне приносит наблю-


дения из другого мира.


Сознание зависимости от высших сил выражалось у Сабеистов гру-


бым фатализмом, или верованием в слепую необходимость рока; с


другой стороны — при пробуждении в человеке хотя неясного чув-


ства собственной свободы, сознание зависимости перешло в стрем-


ление до некоторой степени покорять себе природу и владычество-


вать над необходимостью, но не безотчетным колдовством, а неко-


торого рода знанием. Далее, желая вступить в живую личную связь


с божеством, Халдеи измыслили для этой цели особую науку.


Таким образом, у Халдеев образовалась наука магия, как выра-


жение стремления покорять себе природу; астрология, как выраже-


ние стремления вступить в личную связь со звездами; снотолкова-


вание и заклинание душ усопших как выражение стремления уга-


дать будущее.


Иерархическим средоточием всего астрологического звездопокло-


нения был Вавилон, где Халдеи, как каста жрецов, занимались звез-


дочетством при храме Бела (солнца). С течением времени в Асси-


рийско-вавилонском царстве Халдеи составили отдельный, самостоя-


тельный элемент народа и были хранителями астральной религии,


которая от грубого волшебства шаманов возвысилась до астрологи-


ческой системы.


Как уважали в Персии магию, видно из слов Порфирия1, по сви-


детельству которого царь Персидский Дарий имел такое высокое


понятие о магии, что на монументе своего отца Гистаспа приказал


надписать: «Он был главою и наставником Персидских магов».


Действительно, стремление Халдеев покорить себе природу в из-


вестной степени было удовлетворено, вследствие их познаний и опыт-

 

 


1


Porphyr., De abstinent., Lib. IV, § 16. Vid. et Ammian Marcell. Lib. XXIII.

 

174


 


ности. Чудеса магического их искусства показывают, что они знако-


мы были с физикой, химией, механикой и математикой и долго на-


блюдали над природой. Мы приведем и, хоть приблизительно, объяс-


ним два-три чуда из магических действий Халдеев.


Известно, что Дарий Гистасп, вступив на престол Персидский, по-


требовал себе божеского поклонения. Подданные изумились от это-


го требования, потому что никто не видел ничего божественного в


своем венценосце. Но скоро суеверный ужас обуял Персов. В первый


раз, как только они явились во храм, чтобы исполнить требование


повелителя, последний доказал, что он человек необыкновенный, вос-


седая на золотом троне и отвечая на жертвоприношения поклонни-


ков громом и молнией. Успех был самый поразительный. Невеже-


ственная масса признавала своего повелителя за его чудеса не про-


стым человеком, а божеством, но для магов или жрецов фокусы


Гистаспа не были чудесами и потому они не считали его божеством.


Подобные чудеса на театральных сценах очень нередки, хотя актеры


— не божества. Мы, правда, не имеем точных сведений о том, как


именно Гистасп производил гром или молнию, но мы легко можем


представить себе это, если припомним, что подобные же явления


молнии производятся в театре при употреблении плаунного семени


(ликоподия); для произведения грома нужно только известное уст-


ройство сводов и стен, при искусном устройстве которых можно не


только видоизменять, но и усиливать звуки, похожие на гром, град


и пр. — с изумительной точностью. Нужно знать, как устроен был


золотой трон Гистаспа, как устроены были своды и стены храма, и


была ли какая-нибудь связь между троном и стенами, чтобы опре-


делить в точности, как именно производил Гистасп гром. В каждом


физическом кабинете можно производить сильные выстрелы и яр-


кие искры электрической машиной. Очень может быть, что и в хра-


ме Персидском было что-нибудь похожее.


Страбон рассказывает, что в Каппадокии жрецы Дианы в извест-


ные праздники ходили босыми ногами по раскаленным плитам.


Кто незнаком с секретом этого хождения, для того рассказанный


факт покажется или выдумкой Страбона, или совершенным при по-


мощи магии, или колдовства. Чтобы удивить неопытных, мы при-


ведем еще более поразительный факт из истории Персидской магии.


В начале 4-го века нашей эры, религия огнепоклонников, преж-


де столь cлавная, начала видимо клониться к падению. Царствовав-


ший в это время в Персии Сапор, ревностный поклонник и благо-


говейный почитатель Зороастрова учения, призвал ученейших ма-


гов или жрецов и приказал им изыскать средство для поддержания


господствующей религии. Жрецы очень хорошо понимали, какого


рода средства для поддержания религии нужно представить суевер-


ному большинству. Один жрец, Абурабаг-Мабрасфанд, с согласия


своих товарищей, собрал народ и объявил, что он готов при всех


присутствующих броситься в огонь в доказательство того, что их ре-

 

 


175


 


лигия, их учение истинны. Это испытание заключалось в том, что


на тело жреца нужно было вылить полпуда расплавленной меди.


Столь страшное испытание было предложено так решительно, что


немногие нашлись, которые отнеслись к делу скептически. Чтобы


удивить большинство и убедить меньшинство, жрец бестрепетно и


безвредно выдержал огненное испытание1.


Каково? Ведь для незнающего, в чем дело, представляется, что


это — или вымысел, или обман чувств, или содействие духов, или


наконец чудо, совершенное богом огня. Ничего однако ж подобно-


го не бывало. Многие философы и историки смеялись над этим и по-


добными рассказами, как над вымыслом, потому что не знали зако-


нов химии. Более суеверные думали, что это волшебство, магия. Но


так могли и могут рассуждать только суеверные. Такие чудеса тво-


рили люди, никогда не слышавшие, а еще более никогда не знав-


шие секретов Персидской магии; чудеса такого рода совершали ра-


ботники на чугунно-плавильных и железоделательных заводах.


Из донесения ученого Перрея парижской академии наук видно,


что работник из железоделательного завода за два франка согла-


сился ступить обнаженной ногой на раскаленную плиту. Работник


подошел к чугунной плите, только что отвердевшей и еще накален-


ной почти добела, тщательно смел с нее все нечистоты, бывшие на


ее поверхности, разулся, обтер ногу и быстро ударил по раскаленной


плите обнаженной ногой, потом вскочил на нее и несколько раз


прыгнул на ней. Другой работник, никогда не делавший этого опы-


та, счастливо повторил опыт первого. Наконец сам Перрей слегка


ударил трижды по раскаленной плите обнаженной ногой, но сту-


пить не решился, хотя и уверен был в безопасности. Таким образом,


два работника и Перрей были подражателями, правда слабыми, уче-


ным магикам древности.


Другой работник, по словам Бекмана, черпал рукой расплавлен-


ную медь. Дело было в Ауэштедте в сентябре 1765 г. Подержав нес-


колько минут кисть одной руки под мышкой другой, работник оку-


нул ее в расплавленную медь, зачерпнул немного этой жидкости и


бросил на стену, где медь рассыпалась каплями, остывшими уже на


полу. Рука работника от этой забавы нисколько не повредилась.


Французский физик Бутиньи в начале 1849 года узнал, что ра-


ботники одного железоделательного завода ступают голыми ногами


на раскаленное добела железо, а также опускают руку в расплавлен-


ный чугун. Бутиньи сам потом видел эти фокусы, и наконец в ап-


реле того же года безнаказанно сам повторял эти фокусы: он рассе-


кал обнаженной рукой расплавленный чугун толщиной до полутора


вершков, а также опускал руку, конечно голую, в расплавленный


чугун.

 


1


Dictionnaire histor., critiq. et bibliogr., XXVII, 417.

 

176


 


Удивленный читатель, незнакомый с такими фокусами, непре-


менно скажет: или все это вздор, или обман, или это фокусники на-


стоящие, как есть колдуны. Эти забавы объясняемы были различно:


одни объясняли их колдовством, магией, конечно, черной, другие


считали вздором, третьи объясняли чисто физически и объясняли


различно. Варрон думал, что люди, ходившие, для потехи богов, по


раскаленным металлам, для предохранения себя намазывали по-


дошвы ног особенным составом, который они хранили в великом


секрете. Бекман думал, что работники так безнаказанно забавляют-


ся с расплавленным металлом вследствие нечувствительности, чрез-


вычайной огрубелости кожи, покрывающей руки работников. Но как


Варрон, так и Бекман ошиблись, по крайней мере в отношении к


работникам железоделательных заводов. Как мы видели, они не на-


тирались никакими мазями; огрубелость совершенно недостаточна


для того, чтобы тело не подверглось ожогу. Итак, каким же средст-


вом как персидский маг, так работники спастись от ожога — ужели


чудесным? Ничуть не бывало, а самым простым и естественным


образом. Для достижения цели необходимы два главных условия.


Прежде всего и важнее всего — это решимость, самоуверенность в


безвредной потехе. Это — чисто психологическое условие, без кото-


рого немыслимо выполнение опыта. Напротив, трусость никогда не


решится почти ни на какой серьезный опыт, — и если бы челове-


чество состояло из трусов, то оно никогда бы не развилось так ши-


роко и глубоко, если можно так сказать; науки не добились бы до


тех результатов, до которых они дошли усидчивостью, терпением,


трудом и особенно решимостью многих отдельных индивидуумов


Перрей и Бетиньи решились и убедились на опыте, что шалить с


расплавленными металлами безнаказанно — позволительно смерт-


ным всем и каждому, исключая трусов. Это первое, чисто психологи-


ческое, внутреннее, субъективное, зависящее от характера лично-


сти, условие, — самое необходимое для опыта. Второе условие, кото-


рым обладает и трус, чисто физиологическое и по отношению к пер-


вому внешнее условие, на которое указал Бекман, хотя сам не обра-


тил на него внимания. Физиологическое условие — это пот, которым


покрыто было тело у людей, купавшихся в расплавленной меди, или


черпавших руками чугун, или прогуливавшихся по накаленному до-


бела железу. «Подержав несколько времени ладонь и пальцы пра-


вой руки, говорит Бекман, под мышкой левой, работник зачерпнул


правой рукой» и т. д. Решимостью и потом спас свое тело от сгорае-


мости персидский маг; таким образом спасли себя и работники.


Жар персидский известен читателю, если только он знаком с гео-


графией, а после этого неудивительно, что тело мага постоянно по-


крыто было потом и притом обильным, который условливался еще


и одеждой мага. Далее, перед горнами и плавильными печами, вслед-


ствие сильного жара, сильная испарина очень естественна и необхо-


дима на теле работников.

 

 


177


 


Недавно г. Бутиньи открыл, что если какая-нибудь жидкость будет


брошена на сильно раскаленное тело, то она принимает вид сплюс-


нутых капель, быстро вертящихся на своей оси и весьма медленно


испаряющихся. В этом может убедиться каждый, если плюнет на


раскаленную плиту, на самовар, на дверцу печи, утюг и т. п. Это свой-


ство жидких тел Бутиньи назвал сфероидальным состоянием. В упо-


мянутых опытах существует очевидная, явная связь, зависимость меж-


ду явлениями несгораемости человеческого тела и сфероидальным


состоянием жидкостей или, проще, пота. Как только рука или дру-


гая часть тела, напр. нога, погружается в расплавленный металл, то


пот, покрывающий тело, касаясь металла, принимает сфероидаль-


ное состояние и предохраняет руку от опасной жидкости металла.


На это могут сказать, что пот может предохранить только частицу


тела и притом от случайного, нечаянного прикосновения к рас-


каленному железу. Но дело в том, что рука вовсе не прикасается к


металлу, будете ли вы производить опыт над несколькими золотни-


ками или над несколькими пудами расплавленного металла. Впе-


чатление, производимое жаром, будет одинаково в обоих случаях.


Все дело в том, что раскаленные поверхности отталкивают от себя


прикасающиеся к ним жидкости или положительно сопротивляют-


ся им. В этом случае мы укажем читателю на удивительные опыты


Тиндаля, описанные им в его сочинении «О теплоте». В этом со-


чинении он самым наглядным образом доказал сфероидальность


жидких тел и отталкивающую силу раскаленных поверхностей в


соприкосновении их с жидкими поверхностями. Читатель скажет: а


лучеиспускание разве не имеет здесь значения? На это заметим, что


жидкости в сфероидальном состоянии, как давно доказано, способны


отражать от себя теплород так, что никогда не нагреваются до точки


собственного кипения. Напр. вода, кипящая обыкновенно при 100º


по Цельсию, не доходит в сфероидальном состоянии до темпера-


туры, превышающей 96º. Пока влага не испарится, до тех пор она


отражает теплород, опасный для тела, погруженного в металл. Зна-


чит, можно держать руку в металле, пока не испарится влага; а пос-


ле этого времени можно повредить руку, если держать ее в металле


долее. Мы привели поразительнейшие фокусы магов, пред которы-


ми все другие бледнеют, и объяснили естественным образом. А пос-


ле легко также объяснить и другие, если бы только стоило объяснять.


Если читателю встретится в таком роде факт, то прежде всего он дол-


жен обратиться к физике и в ней поискать объяснения или по край-


ней мере возможности подобных фактов, потом обратить внимание


на те факты и условия, при которых совершился подобный факт и


т. д. Многого, конечно, нельзя объяснить удовлетворительно при


настоящем состоянии науки, но с течением времени все фокусы, ос-


нованные на законах естественных наук, будут объяснены вполне.


Что же касается до рассказов о вызывании теней мертвых, о низ-


веденин луны на землю и т. п., то все это чистейшие сказки, осно-

 

 


178


 


ванные на суеверии народном, над которыми смеялись впоследст-


вии и сами жрецы, и если не разубеждали народ в его суеверии, то


потому только, чтобы народ боялся и почитал их, благоговел и по-


виновался пм. Как средство возвысить себя пред народом, изучать


как природу вселенной вообще, так и человека в частности, и извле-


кать из этого изучения естественную и необходимую пользу, жрецы


всех народов изучали магию. Была она, как мы видели, в доисто-


рическом состоянии человечества, существовала, как мы видели, у


Шаманов и Персов. Встречаем ее также и у других восточных наро-


дов: Китайцев и Индийцев. Веды и законы Ману подтверждают это.


Она была также у Хананов и других. Но особенно она процветала у


Персов, о которых мы сейчас говорили, и Египтян, которых Индий-


цы считали самыми искусными волшебниками.


С течением времени, с развитием в человечестве новых идей, с


развитием и распространением христианства, с политическим ослаб-


лением народов древних восточных, пала и магия, которая, как нау-


ка, отжила свой век для восточных народов, у которых теперь нет


почти и следов той великой науки магии, над которой столько ис-


тратило сил, средств и времени древнее жречество древних пред-


ков современных восточных народов. На долю современных восточ-


ных народов осталось только суеверие. По свидетельству путешест-


венников, на востоке суеверие, стремление к магии и чародейству и


по настоящее время весьма развиты, а особенно в той стране, в ко-


торой некогда процветала особенно магия — в Персин как между


огнепоклонниками, происшедшими от древних Халдеев, так и меж-


ду Персами, последователями Магомета.


Еще и в настоящее время близ Баку, на полуострове Апшерон, у


Каспийского моря, горят пары горного масла, просачивающегося на


поверхность земли и близ этих вечных огней живут огнепоклонни-


ки — жалкие остатки древних магов, прославивших некогда учение


Зороастра («Рассказы о темных предметах» М. С. Хотинского, стр.


416).

 

 


∆∆∆


 


ГЛАВА XX

 


Магия у Индийцев и Китайцев

 

 


ля народов, обожающих силы природы, говорит Крейцср в


Ä


своей символике, физические явления служат знаками, в ко-

торых природа сама говорит с людьми; но этот язык могут


понимать только люди сведущие1. В Индии, как и в Персии, таки-


ми сведущими людьми считались жрецы. В Индии одни жрецы за-


нимались науками, и одни они взялись истолковывать народу все


непонятное. «Одни из них (жрецов), облеченные в белую хлопчато-


бумажную одежду, говорит Вебер, и сопровождаемые учениками, об-


ходят города и торговые рынки и вопрошающим дают советы и нас-


тавления, другие управляют государственными делами и служат ца-


рям советниками; в новый год они собираются в царский дворец


для сообщения гаданий и наблюдений об урожайности года и дру-


гих общеполезных делах (очевидно, дело идет об определении ка-


лендаря браминами и о занятиях их астрономией и гаданием по


звездам; иные посвящают себя медицине; иные прорицатели и вол-


шебники, нищенствуя, ходят по городам и селам и, как знатоки по-


хоронных формальностей и обрядов, отправляют похороны и жерт-


воприношения по усопшим. Все брамины в высоком почтении у


народа и царей» 2. Такое отношение общества к браминам, естест-


венно, возвышало их; и брамины умели воспользоваться этим ува-


жением общества своей пользы. Отделившись от общества и при-


своив себе одним религию и знание, брамины запретили прочим


индийцам всякое и умственное и нравственное развитие и постави-


ли в безвыходную от себя зависимость. Брамин заботился только о


своей касте и постоянно старался об ее выгодах и возвышении. И


возвыситься брамину было нетрудно, потому что на его стороне бы-


ло весьма много оснований, говоривших в его пользу. Священные


книги Индийцев — Веды ставили касту браминов выше всех других


сословий, для которых истолкователями Вед были брамины. Их де-


ло распространять и толковать слово Брамы, потому что чтение Вед


принадлежало только жрецам; другие же не имели права читать их,


и за ослушание подвергались жестокому наказанию: им вливали в


рот кипящее масло3. Только к брамину было близко божество, — и


только жрецы-брамины могли изучать волю божества и сообщать ее


людям: другие лишены этого. Таким образом, жрец, захватив в свои


руки истолкование религии, сделался тайновидцем, которому одному

 

 


1

2

3


Creuts., Symbol., p. 4.

Вебер, «Всемирн. история», перев. Игнатовича и Зуева, кн. I, СПб., 1860, стр. 391-192.

Praef. du Bhag.-Gita, p. 5.

 

180


 


открыта воля божества. Но как скоро жрецы успели приобресть это


драгоценное право, то им легко было приписать воле божества все,


что только могло придумать их изобретательное своекорыстие. И


жрецы, основываясь на этой привилегии, захватили в свои руки все,


что только способствовало к их возвышению и пользе. Толкуя ре-


лигию по своему усмотрению, сословие жрецов занималось наблю-


дением светил небесных и их отношения к судьбам людей, изуче-


нием сил природы и гаданием о значении и смысле их явлений. Они


занимались астрономией, медициной, физикой, и эти науки изучали


для своих целей, называя свое знание сообщением свыше, сообще-


нием божества, которое открывает свои повеления и желания, свои


наставления и вещания людям через жрецов и только через них за


их святость и добродетели, за их тяжелые подвиги и благочестие —


за такие качества1, перед которыми все изумлялись и, естественно,


принимали все изречения и все действия жрецов за волю и настав-


ления божества. Мы уже сказали, что читать священные книги было


строжайше запрещено Индийцам; одна только каста жреческая пос-


вящена была в таинственное ведение Вед. Пользуясь этой привиле-


гией, жрецы все свои познания по медицине, физике и астрономии


изложили в особых книгах и последние присоединили к Ведам,


чтобы скрыть эти познания от других. Четыре Упаведы (прибавле-


ния к Ведам), в которых говорится о медицине, механике и проч.;


шесть Анг или Веданг (т. е. 6 членов Вед), в которых между другими


знаниями излагаются сведения по астрономии — все эти книги


считались священными и подобно настоящим Ведам считались для


других неприкосновенными. И действительно, по свидетельству ис-


тории, Индийцы имели правильное понятие о движениях солнца и


тел небесных, о вращении земли около оси, о солнечных и лунных


затмениях. Это показывает, что, судя по тому времени, о котором


мы говорим (в 6 в. по Р. Х. Индийцы особенно познакомились с


упомянутыми знаниями от сношений с Греками, Китайцами и Хал-


деями), Индийцы достаточно были знакомы с астрономией. По ме-


дицинским наукам они хорошо знали анатомию, хирургию, физио-


логию и проч. Сами Греки удивлялись искусству Индийских врачей


в вылечивании от укушения змей2. Но особенно у браминов было


развито знакомство с механикой и физикой. Устройство Индий-


ских храмов и истуканов богов ясно говорит о развитии архитекту-


ры и скульптуры. Появление богов в блестящей одежде с лучезарны-


ми венцами среди мрачного святилища, указывает на знакомство


жрецов с оптикой, посредством которой (конечно, брамины не зна-

 

 


1


Пусть читатель припомнит подвиги факиров, которые висели на спине, пробитой же-


лезным крюком, подвиги браминов-отшельников, сидящих под жгучим солнечным лучом


или под проливным дождем, носящих мокрое платье в холодное время года, строго пос-


тящихся и жестоко бичующих себя, и читателю будет понятно, что брамины считались


людьми святыми, которым, по мнению Индийцев, Брама открывает свою волю.


2


«Ист. всем.» Вебера, I, cтр. 396-197.

 

181


 


комы были с оптикой в такой степени, в какой она известна в нас-


тоящее время) они производили и другие фокусы, которые толпе


невежественной казались чудесами, сверхъестественными явления-


ми, явлением богов, у подножия которых приносились жертвы и


воскурялся фимиам. Из биографии Аполлония известно, что когда


Индийские жрецы ввели его во храм, земля поколебалась под нога-


ми Грека, как волнующееся море. Между тем это колебание земли и


другие подобные землетрясения жрецы производили не посред-


ством сношения с подземными силами, а при помощи механики,


которая известна была жрецам Индийским. Посредством механики


объясняется и другое явление, виденное Аполлонием в том же самом


святилище, в котором поколебалась земля. Говоря это, мы имеем в


виду самопроизвольное движение жертвенников, на которых сжига-


лись жертвы и курился фимиам1. Все такие действия невежествен-


ная толпа принимала за чудеса, за содействие и пособие сил под-


земных и богов, за магию, тогда как на самом деле, здесь — в этих


фокусах — ничего не было чудодейственного, сверхъестественного.


Итак, в познаниях астрономических, которые толпе казались сооб-


щением богов, в познаниях медицинских, которые масса считала


волхованием, и сведениях механических, принимаемых народом за


действия сил подземных и богов, не было ничего ни магического,


ни сверхъестественного. В этом убеждены были и жрецы и для своих


целей тщательно скрывали это от массы, невежество которой было


весьма полезно для их своекорыстия.


Но господство над природой, над стихиями выражалось не в упо-


мянутых познаниях, а, по убеждению самих браминов, в особенных


подвигах (йогистических) отшельников. Известный немецкий демо-


нолог, доктор Георг-Конрад Хорст2, гoворит, что в Ведах заключает-


ся целая наука волшебства. А «в законодательстве Ману перечис-


ляются все формулы магических заклинаний, позволенных или


запрещенных для брамина. В Индии верили, что с помощью постов


и других лишений можно приобрести таинственную силу и власть


над стихиями, силами природы и даже над невидимым миром ду-


хов. В бесчисленных легендах Индийской мифологии мы беспре-


станно встречаем отшельников, которые, приобретя чародейскую


силу, владычествуют даже над богами» 3.


Основание для волшебства, магии, чародейства заключается в са-


мом религиозном воззрении Индийцев, по мнению которых великие


подвижники (напр. Атри, Ангира, Васишта, Бригу и другие) приоб-


ретали такую магическую силу, что даже небесные существа не мог-


ли противиться им. По мнению Индийцев, последняя цель всякого


земного стремления, спасение и блаженство, к которому стремится

 


1

2


Philostr., Vit. Apoll.

Д-р Хорст, издатель и редактор сборника: Zauber-Bibliothek, oder von Zuberei, Theurgie und


Mantik, Zauberern, Hexen und Hexen-Processen, Dämonen etc.


3


«Рассказы о темных предметах» М. Хотинского, стр. 436.

 

182


 


всякая тварь, есть исчезновение индивидуума в Браме, «слитие кап-


ли с океаном». Но этого исчезновения, этого погружения в Браму


можно достигнуть только совершенным освобождением от всего не-


чистого, вещественного, чувственного. Только тот приобретает бо-


жественную силу, силу, равную силе Брамы, кто погружает себя глу-


боко в божественное и его я вовсе исчезает в первобытном Браме,


соединяясь в совершенном самоуничтожении с сущностью божест-


ва. Чтобы достигнуть этого, Индиец должен расторгнуть все связи,


приковывающие его к земле и как бы стать выше земли. Только


посредством умерщвления плоти и удаления от мира можно пода-


вить страсти и удалить от себя рассеянность. «Коль скоро старый


брамин, говорится в Ману, увидел детей от сыновей своих, он дол-


жен один, или в сопровождении жены своей, удалиться в лесную


пустынь со священным огнем, чтобы строгой жизнью приготовить


себя к погружению в Браме». Отшельник, живущий на голой скале


и возвышающийся над поверхностью земли, лишающийся всех


приятностей здешней жизни, отказывающий себе в самых необхо-


димых потребностях и подвергающий себя самым жестоким под-


вигам покаяния — такой человек может достигнуть чудодейственной


силы. «Кающийся должен валяться по земле, говорится в Ману, или


весь день стоять на пальцах, или попеременно то вставать, то опять


садиться. В знойное время года он должен сидеть в жару четырех


огней, под жгучим солнечным лучом, в дождь мокнуть нагим под


облачными потоками, в холодное время года носить мокрое платье.


От постоянно усиливаемой жестокости истязаний да истощится его


смертное вещество. И когда слабость овладеет им, он должен от-


правиться в путь и идти в прямом направлении на северо-восток,


питаясь водой и воздухом, пока его смертное тело не разрушится, а


душа не соединится с Брамой», пока он не приобретет той чудо-


действенной силы, которой подчинено все. То же говорится о под-


вижнике и в Рамайяне. «Подвижник, сказано в Сакунтале, да по-


крывает тело свое кучами муравьев, колкие растения да обвивают и


уязвляют его шею и птицы свивают гнезда свои вокруг плечей».


Это — чисто внешние истязания, чувственные испытания, кото-


рые, ослабляя тело, укрепляли дух. Но для полного усовершения,


для полной свободы духа необходимы испытания чисто внутренние,


духовные.


Для свободы духа, для достижения магической силы, отшельник


должен непременно пройти четыре ступени духовного развития, усо-


вершения, освобождения. Первая ступень есть познание не внеш-


нее, приобретаемое посредством опыта или наблюдения, но непосред-


ственное, духовное, внутреннее познание самого себя, убеждение,


что наше я не есть индивидуальная самость, как самостоятельная,


но есть часть бескачественного, первобытного Брамы, есть действи-


тельное истечение из этого «мирового зародыша», как истечение


«капли из океана»; что, далее, природа со всеми своими явлениями

 

 


183


 


есть только призрак, обман (mауа). Вторая ступень есть уcпокоение,


тишина чувств и страстей; мудрец, достигши духовного ведения,


должен оставаться спокойным и равнодушным ко всем явлениям


чувственной природы. «Он, подобно слепому, сказано в Упанишадах,


не видит, не слышит, подобно глухому и, подобно дереву, не чув-


ствует и не движется». Его не должны тревожить ни надежды, ни


страх, ни счастие, ни несчастие, ни радость, ни печаль. «В дремоте


внутреннего созерцания» он должен размышлять только о Браме.


Третья ступень — добродетель внутренняя, нравственная, а не об-


рядовая, состоящая в исполнении предписанных Ведами обрядов. В


силу этой добродетели отшельник не должен обращать внимания


на следствия своих действий, потому что в мире все есть дело са-


мого Брамы, а человек есть только орудие божества. Кто достиг этой


добродетели, тот в самом действии уже не действует и это бездей-


ствие есть верх деятельности. Это дремота духа в непрерывном со-


зерцании Брамы, это сон духа, добытый силой воли в бодрственном


состоянии. Этому умерщвлению плоти, этому погружению своего я


в первобытного Браму брамины придавали такую важность, что на


отшельников смотрели, как на святых, которые получали долю от


силы и естества Брамы, или почитались выше древних богов и свои-


ми святыми делами достигали необыкновенной, магической, чудо-


действенной силы вибути (vibbouti) — перерождения ясновидения.


В этом состоянии всякий предмет, на который обращена мысль,


становится для духа отшельника ясным. Самые мысли других для


них ясны. Пред ним открываются самые сокровенные помыслы, са-


мые таинственные изгибы сердца. Дух созерцателя видит даже внут-


реннее устройство своего тела. Обладая этой необыкновенной си-


лой, дух может выходить из своего тела и возвращаться в него, всту-


пать в другие тела и действовать в них, как в собственном теле. Уг-


лубив свою мысль в жизненный дух, душа отшельника может, по-


добно легкому дереву, плавать по воде, ходить по волнам, углубив-


вшись в эфир, может подыматься в воздухе и летать; углубившись в


тончайшие элементы, душа, подоб


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.395 с.